Законы об экономической самостоятельности союзных республик. 1989-1990 гг.

 

Предлагаемые законы были направлены на контролируемое увеличение  экономической самостоятельности союзных и автономных республик. Первый документ являлся уступкой прибалтийским сепаратистам, второй распространял эти принципы на весь Союз.

В условиях неконтролируемого распада Союза закон не получил практического значения.

 

Закон СССР об экономической самостоятельности Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР. 27.11.1989 г.

Закон об экономической самостоятельности республик преследует цели, отражающие демократизацию Союза ССР и перестройку экономической политики. Закон закрепляет право суверенных союзных республик на самостоятельное ведение хозяйства и предусматривает равноправное их участие в межреспубликанской союзной деятельности.

Положения настоящего Закона действуют в отношении республик, находящихся в федеративной системе СССР.

Закон основывается на следующих принципах:

сочетании экономической самостоятельности республик с установленными функциями Союза ССР;

расширении товарно-денежных отношений во внутриреспубликанских и межреспубликанских экономических связях и создании действенного рынка Союза ССР;

сочетании экономической самостоятельности республик с самоуправлением местных органов и хозрасчетных предприятий;

лучшем использовании специфических условий развития союзных республик;

заинтересованности и ответственности республик и местных органов управления за рост жизненного уровня, экономического потенциала и на этой основе укрепления Союза ССР.

Статья 1. В республиках, переходящих на экономическую самостоятельность, высшие органы их государственной власти и управления осуществляют в рамках законов СССР:

1) принятие законодательных актов, обеспечивающих перестройку и функционирование социально-экономической системы республики;

2) владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами на своей территории в интересах республики и Союза ССР;

3) экономическое регулирование деятельности всех отраслей и субъектов хозяйства, находящихся на территории республики;

4) руководство финансовой системой республики и деятельностью республиканских банков (кроме учреждений системы Госбанка СССР);

5) формирование системы государственных доходов республики в соответствии с законодательством республик и Союза ССР и образование самостоятельных республиканских и местных бюджетов;

6) определение дифференцированных условий оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий, установление порядка ценообразования на территории республики;

7) руководство внешнеэкономической деятельностью республики при соблюдении согласованных норм, установленных между республиками и Союзом ССР;

8) распоряжение государственным фондом природных ресурсов, установление предельных лимитов, нормативов и правовых норм природопользования, а также связанные с этим выдачу разрешений и наложение запретов на деятельность предприятий, организаций и хозяйств;

9) создание финансового рынка с привлечением средств других республик и зарубежных стран, а также общесоюзных финансовых ресурсов на взаимовыгодных началах.

Статья 2. Основой нового хозяйственного механизма республик является самостоятельность предприятий, учреждений, организаций и хозяйств, осуществляющих свою деятельность на принципах хозрасчета и равноправия всех форм собственности. Предприятия могут самостоятельно заключать договоры с хозяйственными партнерами и вступать на добровольных началах в республиканские, межреспубликанские, союзные и другие ассоциации. При этом сохраняется соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями законов республики.

По договоренности между Правительством СССР и Правительством республики союзные министерства, комитеты и ведомства передают в ведение народа республики предприятия и хозяйственные организации со всеми основными и оборотными средствами. Бюджетные доходы, поступающие на территории республики, распределяются между союзным бюджетом и бюджетом союзной республики в соответствии с законодательством Союза ССР и союзной республики.

По договоренности Союза ССР и республики к союзной собственности относятся средства вооруженных сил, магистральные нефтегазопроводы и другие объекты, имеющие общесоюзное назначение.

Переход основных и оборотных средств в собственность республики не меняет существующих единых технологических структур (транспорт, линии электропередачи и т.д.).

В качестве основы межреспубликанских расчетов используется рубль.

Статья 3. Экономически самостоятельная республика располагает бюджетом, определяет источники и объемы поступления бюджетных средств. Порядок составления и использования государственного бюджета республики (не входящего в бюджет Союза ССР), а также права и обязанности распорядителей бюджетных ассигнований определяются органами государственной власти и управления республики.

Республика на взаимовыгодных и добровольных началах принимает участие в финансировании из своего бюджета общесоюзных (межреспубликанских) научно-технических программ, страховых фондов по охране окружающей среды, а также образовании резервных и других денежных фондов для нормального функционирования союзного рынка.

Статья 4. Органами государственной власти и управления республики обеспечивается переход на преимущественно финансовые и денежно-кредитные рычаги регулирования республиканского рынка, осуществляемого соответствующими органами согласно их компетенции.

Статья 5. Соответствующие органы СССР и республик обеспечивают поддержание и развитие межреспубликанских хозяйственных связей, а также денежных отношений, исключающих любые формы экономической дискриминации. Республики принимают договорные обязательства по межреспубликанскому товарообороту с учетом централизованного распределения ресурсов, фондов и лимитов. До полного перехода на оптовую торговлю Госплан СССР и Госснаб СССР в соответствии с порядком, установленным в целом по народному хозяйству, выделяют Советам Министров республик лимиты централизованно распределяемых ресурсов без распределения по отраслям и направлениям.

Статья 6. Экономические отношения в Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР регламентируются республиканскими Конституциями, Законом Литовской ССР "Об основах экономической самостоятельности Литовской ССР", Законом Латвийской ССР "Об экономической самостоятельности Латвийской ССР", Законом Эстонской ССР "Об основах хозяйственного расчета Эстонской ССР" и соответствующими законами Союза ССР.

Установить, что законодательные акты СССР, регулирующие хозяйственные отношения, действуют на территориях указанных республик постольку, поскольку они не препятствуют их переходу на экономическую самостоятельность.

Литовская ССР, Латвийская ССР и Эстонская ССР, переводимые на экономическую самостоятельность первыми, добровольно могут участвовать в апробации и осуществлении разработанных органами Союза ССР, союзными республиками мероприятий по радикальной экономической реформе, относящихся к экономической самостоятельности республики.

Закон вступает в действие в общем порядке.

 


Закон СССР об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик. 10.4.1990 г.

Настоящий Закон определяет основы экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик. Он основывается на принципах федерализма, экономической самостоятельности и взаимной ответственности Союза ССР, союзных и автономных республик. Законом разграничиваются полномочия Союза ССР и республик в экономической сфере, определяются их финансово-экономические отношения, устанавливаются правовые основы их участия в общесоюзном рынке, предусматриваются законодательные и договорные формы регулирования отношений Союза ССР и республик, гарантии прав союзных и автономных республик, автономных областей и округов, местных Советов народных депутатов и самостоятельности предприятий.

Статья 1. Компетенция Союза ССР в экономической сфере 

1. Ведению Союза ССР подлежит:

установление законодательных основ хозяйственной деятельности СССР и функционирования общесоюзного рынка;

организация налоговой системы в СССР, установление общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет, предельных размеров налогообложения;

составление, утверждение и исполнение союзного бюджета;

разработка перспектив социально-экономического развития страны, составление и реализация общесоюзных программ;

осуществление общей политики ценообразования, организация финансово-кредитной системы и единого денежного обращения;

образование общесоюзных резервных, страховых и других фондов;

установление общих норм и правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

управление железнодорожным, воздушным, морским и магистральным трубопроводным транспортом, оборонными объектами, космическими системами, Единой энергетической системой СССР, общесоюзными системами связи и информации, а также объектами, относящимися к общесоюзной государственной собственности в соответствии с законодательством СССР и соглашениями Союза ССР и республик;

координация деятельности республик в вопросах инвестиционной и амортизационной политики; науки и техники; занятости, миграции населения; народного образования, здравоохранения и культуры;

установление в СССР минимальных размеров оплаты труда, пенсионного и других видов социального обеспечения;

определение основ и проведение общесоюзной внешнеэкономической политики;

установление принципов организации таможенного дела на основе единства таможенной территории СССР, таможенных пошлин и таможенных сборов; определение границ экономической зоны и континентального шельфа СССР и их охрана;

предоставление Союзом ССР государственных займов и экономической помощи иностранным государствам, заключение соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых Союзом ССР из иностранных источников;

защита экономических интересов Союза ССР, союзных и автономных республик, предприятий, организаций и граждан СССР за рубежом;

организация общесоюзной статистики и бухгалтерского учета;

организация единой патентной и метеорологической служб, службы единого времени, мер и весов, установление общесоюзных стандартов.

2. Союз ССР осуществляет законодательное регулирование сфер, отнесенных к его ведению, образует общесоюзные органы управления, в работе которых принимают участие представители союзных и заинтересованных автономных республик, заключает с республиками в необходимых случаях соглашения по экономическим вопросам.

Статья 2. Основы экономической самостоятельности союзных и автономных республик 

1. Союзные и автономные республики полномочны решать экономические и социальные вопросы за исключением тех, которые Конституцией СССР, законодательством СССР и настоящим Законом отнесены к ведению Союза ССР.

2. Союзные и автономные республики на своих территориях с соблюдением законодательства СССР:

владеют, пользуются и распоряжаются землей, другими природными ресурсами в своих интересах и интересах Союза ССР;

принимают законы и другие нормативные акты, регулирующие условия хозяйственной деятельности на территории республик;

решают вопросы налогообложения и осуществляют бюджетную деятельность;

осуществляют регулирование экономического и социального развития на своей территории, а также участвуют в выработке общегосударственных решений по развитию экономики и путей их реализации;

регулируют инвестиционную деятельность и условия строительства на территории республики;

осуществляют регулирование цен исходя из общесоюзной политики ценообразования;

участвуют в регулировании денежного обращения, руководят деятельностью республиканских банков;

осуществляют внешнеэкономическую деятельность с учетом обязательств, предусмотренных в международных договорах СССР и соглашениях между Союзом ССР и республиками; ведут приграничную и прибрежную торговлю; регистрируют создаваемые совместные предприятия, международные объединения и организации, стимулируют внешнеэкономическую деятельность предприятий и организаций; формируют и используют республиканский валютный фонд;

решают вопросы социального развития, занятости населения, регулирования доходов населения, обеспечивают установленные законодательством СССР минимальные размеры оплаты труда, пенсионного и других видов социального обеспечения;

устанавливают нормы экологической безопасности и осуществляют природоохранную деятельность на территории республики, определяют лимиты и нормативы природопользования и осуществляют выдачу разрешений и наложение запретов на деятельность предприятий и организаций;

формируют республиканские органы государственного управления и определяют их функции;

решают другие вопросы экономического и социального развития, не относящиеся к ведению Союза ССР.

Статья 3. Основы финансовых и бюджетных отношений Союза ССР, союзных и автономных республик 

1. Бюджетную систему СССР составляют союзный бюджет, самостоятельные республиканские (союзных и автономных республик) и местные бюджеты.

Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения союзного бюджета определяется Верховным Советом СССР, а порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканских бюджетов союзных и автономных республик – законодательством этих республик.

2. К ведению Союза ССР относится установление взимаемых на всей территории СССР и направляемых полностью или частично на формирование союзного бюджета общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей. Перечень и размеры ставок таких налогов, сборов и платежей определяются Верховным Советом СССР.

Органы государственной власти и управления союзных и автономных республик решают вопросы взимания общегосударственных налогов и других общегосударственных обязательных платежей в пределах, установленных законодательством Союза ССР.

3. Союзные и автономные республики в соответствии с законодательством Союза ССР устанавливают взимаемые на своей территории и зачисляемые в их бюджеты республиканские налоги, сборы и обязательные платежи, включая платежи за природные ресурсы.

4. Доходы союзного бюджета формируются за счет общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей (за исключением части, зачисляемой в республиканские бюджеты союзных и автономных республик, в бюджеты автономных областей и округов и местные бюджеты), доходов от использования общесоюзной собственности и проводимых союзными органами мероприятий. Перечень доходных источников и структура расходов союзного бюджета, включая расходы на выдачу субвенций союзным и автономным республикам, определяются Верховным Советом СССР.

5. Союзные органы совместно с органами союзных и автономных республик образуют фонды регионального развития, резервный, инновационный, природоохранный и другие общесоюзные фонды для финансирования общесоюзных и межреспубликанских научно-технических, экономических, социальных, природоохранных и других программ, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий.

6. Государственный банк СССР осуществляет регулирование денежного обращения на базе единой денежной единицы – рубля, эмиссию денег, устанавливает курс рубля по отношению к иностранным валютам, правила его обмена, порядок продажи и покупки валютных ценностей, проводит единую кредитную политику во внешнеэкономических связях.

Статья 4. Общесоюзный рынок 

1. Основой формирования и функционирования общесоюзного рынка является самостоятельность предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в условиях состязательности и равноправия всех форм собственности с учетом антимонопольного и иного законодательства о рынке.

Экономические отношения предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей с республиканскими органами управления и местными органами самоуправления строятся на налоговой и договорной основе, если иное не предусмотрено законодательством.

2. Законодательством СССР определяются полномочия государственных органов Союза ССР, союзных и автономных республик по регулированию и защите общесоюзного рынка, а также права и обязанности его участников, их преимущества и льготы.

3. Товарообмен на территории СССР складывается в условиях открытости республиканских рынков и отсутствия таможенных барьеров за исключением рынков, организуемых в зонах свободного предпринимательства, для которых союзным и республиканским законодательством устанавливаются особые экономические и правовые режимы.

В сфере межреспубликанского товарообмена не допускается дискриминация какой-либо республики, ее юридических лиц и граждан.

Союзные, автономные республики без взаимного согласования с другими союзными, автономными республиками не вправе вводить ограничения на ввоз-вывоз товаров и финансовых ресурсов, препятствовать транзиту грузов через их территорию, перемещению за ее пределы имущества и денежных средств, находящихся в собственности граждан и юридических лиц других республик, вводить транзитные платежи.

4. Союзные и автономные республики на своей территории вправе в пределах своей компетенции регулировать рынок товаров и услуг через системы налогообложения и ценообразования, стимулировать производство и устанавливать льготы по реализации отдельных видов товаров за счет республиканского бюджета.

5. Союзные и автономные республики на своей территории в пределах своей компетенции законодательно устанавливают единый для всех инвесторов порядок приобретения имущества и осуществления капитальных вложений. Республиканским законодательством гарантируется инвесторам выбор подрядных организаций, а также возвращение вложенных инвестиций и вывоз полученных доходов.

6. Кредитное, расчетное и страховое обслуживание субъектов хозяйствования осуществляют учреждения Государственного банка СССР, самостоятельные коммерческие банки, страховые общества и иные кредитные учреждения, создаваемые и действующие в соответствии с законодательством СССР и республик.

7. Выпуск и обращение акций и других ценных бумаг на общесоюзном рынке осуществляются в соответствии с союзным и республиканским законодательством.

Статья 5. Договорные формы экономических связей Союза ССР, союзных и автономных республик 

1. Экономические отношения Союза ССР и республик, а также республик между собой, не предусмотренные соответствующим законодательством, регулируются двусторонними и многосторонними соглашениями. На договорной основе решаются вопросы межреспубликанского обмена и передачи друг другу находящегося в их собственности имущества, создаются совместные предприятия, организации, учреждения и единые органы управления, формируются фонды для совместного решения социально-экономических задач. Соглашениями может предусматриваться обмен необходимой плановой, прогнозной, коммерческой, научно-технической и другой информацией.

Предметом межреспубликанских соглашений не могут быть совместные действия, ущемляющие интересы других республик или ведущие к подрыву единства общесоюзного рынка.

2. Союзные и автономные республики вправе учреждать в столице Союза ССР и столицах других республик свои представительства, содержащиеся за счет средств республиканских бюджетов.

Органы государственного управления Союза ССР могут создавать с согласия республики на ее территории свои службы и подразделения.

Статья 6. Гарантии экономической самостоятельности союзных и автономных республик 

1. Союзные и автономные республики участвуют в решении экономических и социальных вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Совете Федерации, Правительстве СССР и других органах Союза ССР. Вопросы, связанные с соблюдением Союзного договора, рассматриваются Советом Федерации с участием высших государственных должностных лиц автономных республик, автономных областей и округов.

2. Высшие органы государственной власти республик могут вносить вопросы о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и управления Союза ССР, регулирующих экономические отношения, на рассмотрение Комитета конституционного надзора СССР.

3. Союзные и автономные республики вправе обращаться к Президенту СССР с ходатайством о приостановлении действия постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, противоречащих экономическим интересам этих республик.

4. Высшие органы государственного управления союзных и автономных республик вправе опротестовывать в Совет Министров СССР акты подведомственных ему органов управления, противоречащие экономическим интересам республик. Совет Министров СССР в месячный срок рассматривает этот протест и принимает окончательное решение.

Правительства республик могут приостанавливать на своей территории действие опротестуемых актов на время их рассмотрения.

5. Разногласия по экономическим вопросам между Правительством Союза ССР, союзными и автономными республиками, а также между республиками, возникающие при исполнении законов СССР, постановлений и распоряжений Правительства СССР, рассматриваются Верховным Советом СССР с учетом рекомендаций Совета Федерации.

Статья 7. Гарантии экономической самостоятельности автономных областей и округов, органов местного самоуправления и предприятий 

1. Компетенция автономных областей и округов в экономической сфере определяется законами СССР и союзных республик, которые гарантируют право автономных областей и округов на самостоятельное хозяйствование.

2. Автономные области и округа в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик на своей территории владеют, пользуются и распоряжаются землей, другими природными ресурсами, а также имуществом, находящимся в их собственности.

3. Автономные области и округа обеспечивают комплексное социально - экономическое развитие на своей территории, самостоятельно формируют и исполняют свои бюджеты, осуществляют меры по укреплению финансовой базы органов местного самоуправления, устанавливают и регулируют в пределах своей компетенции цены, участвуют в определении лимитов и нормативов природопользования на их территории, в соответствии с союзным и республиканским законодательством выдают разрешения и накладывают запреты на деятельность субъектов хозяйствования, осуществляют внешнеэкономическую деятельность, а также решают другие вопросы, отнесенные к их компетенции.

4. Права органов местного самоуправления обеспечиваются Законом СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", другими законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик.

5. Союзные и автономные республики, автономные области и округа, местные Советы народных депутатов обеспечивают в соответствии с законодательными актами Союза ССР и республик самостоятельность и равные правовые условия деятельности находящихся на их территории предприятий, объединений и организаций независимо от видов их организационных структур и форм собственности.

Статья 8. Ответственность Союза ССР, союзных и автономных республик за невыполнение обязательств 

1. Союз ССР, союзные и автономные республики несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств в экономической сфере, устанавливаемых соглашениями. Санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств предусматриваются этими соглашениями.

2. Хозяйственные споры, вытекающие из экономических соглашений между союзными и республиканскими органами управления, органами управления союзных и автономных республик, рассматриваются по инициативе заинтересованной стороны Государственным арбитражем СССР.

3. Органы управления Союза ССР в случае реализации ими своих решений, принятых в нарушение действующего законодательства без согласования с союзной или автономной республикой и нанесших ущерб республике, обязаны по требованию республики устранить отрицательные последствия таких решений и возместить ущерб.

4. В случае принятия органами союзной или автономной республики решений, нарушающих права и охраняемые законом интересы других республик и Союза ССР, убытки компенсируются республикой, принявшей такое решение.

5. Все споры по экономическим вопросам, в том числе о возмещении убытков, между Союзом ССР, союзными и автономными республиками, автономными областями и округами рассматриваются в порядке третейского разбирательства или Верховным Судом СССР.

Статья 9. Регулирование особых условий экономической самостоятельности союзных и автономных республик

1. Союзом ССР по инициативе республик могут устанавливаться для них в законодательном порядке особые экономические условия без ущемление законных интересов остальных республик и Союза ССР.

2. Полномочия союзных и республиканских органов управления в отдельных сферах хозяйственной деятельности могут перераспределяться на основе взаимных соглашений Союза ССР, союзных и автономных республик.

 

Президент Союза Советских Социалистических Республик

М. ГОРБАЧЕВ