Положения о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка. 1923-1926 г.
Предлагаемые законы являются советской переделкой Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г. (см.). Параллели имеются и в названии, и в структуре, и в содержании. Впрочем, из-за принципиально надправового характера большевистской власти, не считавшей себя связанной законами ни в обычной, ни тем более в чрезвычайной ситуации, Положения о чрезвычайных мерах охраны не имели практического значения.
Текст первого закона приводится без приложения, содержащего список отменяемых им декретов и постановлений.
Декрет ВЦИК и СНК РСФСР. Положение о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка. 8.3.1923 г.
Глава I
1. Применение чрезвычайных мер охраны революционного порядка может иметь место лишь в случаях, оговоренных в настоящем Положении в форме введения: а) исключительного и б) военного положения.
2. Исключительное положение вводится:
а) в случаях контрреволюционных выступлений и иных посягательств на рабоче-крестьянскую власть и ее отдельных представителей или серьезной угрозы таких выступлений и посягательств;
б) в случаях неисполнения ими противодействия законным распоряжениям власти со стороны отдельных граждан, поскольку эти правонарушения грозят принять массовый характер;
в) в случаях массовых посягательств на личность и имущество граждан;
г) в случаях, когда нормальная жизнь нарушена чрезвычайными стихийными бедствиями;
д) как мера перехода к нормальному порядку в местностях, бывших на военном положении.
3. Военное положение объявляется:
а) когда данная местность становится театром военных действий или получает для военных целей особо важное значение (глава IV);
б) в случаях, предусмотренных ст. 2 настоящего Положения, когда меры исключительного положения оказываются недостаточными для охраны или восстановления революционного порядка (глава III).
4. Чрезвычайные меры охраны революционного порядка (ст. ст. 2 и 3) вводятся постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров по представлениям: Народного комиссариата внутренних дел – при введении исключительного положения и Народного комиссариата внутренних дел совместно с Революционным военным советом республики при введении военного положения, за исключением случая, указанного в примечании к настоящей статье.
Примечание. Местности, входящие в состав театра военных действий, т.-е. территория, на которой развертываются и действуют вооруженные силы республики или располагаются тыловые учреждения, объявляются состоящими на военном положении постановлением Совета Народных Комиссаров одновременно с объявлением мобилизации согласно разработанного и утвержденного в мирное время списка таковых местностей.
5. Губернским исполнительным комитетам и их президиумам предоставляется право введения исключительного или военного положения собственной властью в случаях отсутствия возможности снестись с центральной властью или когда ход событий не допускает никакого промедления в принятии мер чрезвычайной охраны.
В этих случаях губернский исполнительный комитет и его президиум обязаны при первой возможности донести о причинах введения чрезвычайных мер Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету и Совету Народных Комиссаров через Народный комиссариат внутренних дел, а в случаях введения военного положения и через Революционный военный совет республики.
6. Чрезвычайные меры охраны вводятся во всех случаях на срок до трех месяцев. Продление их, а равно досрочная отмена допускается в порядке ст. 4 настоящего Положения.
7. Чрезвычайные меры охраны считаются введенными в действие с момента распубликования соответствующего акта в официальном местном органе или путем расклейки официальных извещений.
Примечание. Безотлагательное и повсеместное объявление жителям о введении чрезвычайных мер охраны возлагается на президиум соответствующего исполнительного комитета.
8. О принятых мерах по проведению исключительного положения губернские исполнительные комитеты обязаны немедленно доводить до сведения Народного комиссариата внутренних дел с представлением копий своих постановлений.
При введении военного положения обязанность эта возлагается на губернские революционные военные комитеты, которые обязаны указанные сведения представлять также в Революционный военный совет республики.
9. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров в отдельных случаях по представлениям Народного комиссариата путей сообщения, согласованным с Народным Комиссариатом Внутренних Дел, объявляют исключительное положение в полосе отчуждения железных дорог, а равным образом по представлениям Революционного военного совета республики объявляют на военном положении заводы и склады, имеющие военное значение, и железнодорожные пути стратегического значения.
10. Одновременно со снятием чрезвычайных мер охраны восстанавливается деятельность всех местных органов власти и все обязательные постановления и распоряжения, изданные в порядке исключительного или военного положения, прекращают свое действие без особого о том постановления.
Глава II
11. Исключительное положение распространяется или на всю губернию, или на отдельные ее уезды, районы, волости или города.
12. На время действия исключительного положения (ст. 6) вся власть, предоставленная исполнительным комитетам, сосредоточивается в их президиумах.
13. Одновременно с введением исключительного положения по всей губернии, Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, по представлению Совета Народных Комиссаров, может назначить особоуполномоченного для председательствования в президиуме губернского исполнительного комитета. При введении исключительного положения в губернии таковые уполномоченные для председательствования в президиумах уездных и волостных исполнительных комитетов назначаются президиумом губернского исполнительного комитета.
14. Президиуму губернского исполнительного комитета, помимо прав, указанных в ст. ст. 5 и 12 настоящего Положения, предоставляется:
а) Издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к охранению государственного порядка и безопасности, в дополнение и развитие действующих законов.
б) Устанавливать административные взыскания за нарушение обязательных постановлений, в виде: 1) лишения свободы на срок не свыше 3-х месяцев или принудительных работ без лишения свободы на срок до 6-ти месяцев; 2) штрафа до 5000 рублей золотом.
в) Высылать из пределов губернии или отдельных ее пунктов на срок действия исключительного положения лиц, признанных опасными для общественного порядка, или же высылать таковых лиц на тот же срок в определенные места губернии без права самовольного передвижения.
Примечание. Административная высылка в определенные районы других губерний производится согласно Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 10 августа 1922 года (Собр. Узак., 1922, № 51, ст. 646) и инструкции Народного комиссариата внутренних дел по применению означенного Постановления (Собр. Узак., 1923, № 8, ст. 108).
г) В местностях, постигнутых чрезвычайными стихийными бедствиями: 1) производить реквизиции имущества на основании декрета Совета Народных Комиссаров от 17 октября 1921 года о реквизициях и конфискациях (Собр. Узак., 1921, № 70, ст. 564) без предварительного разрешения, но с обязательным последующим донесением Совету труда и обороны и 2) устанавливать трудовую повинность всего населения или его части.
д) Приостанавливать действие предприятий, общественных и частных учреждений, а также приостанавливать действие правил об обществах, союзах, собраниях, съездах и печати.
Глава III
15. В местностях, объявленных на военном положении, но не находящихся на театре военных действий, действуют нижеследующие правила:
а) Вместо исполнительных комитетов учреждаются революционные военные комитеты, действующие на основании особого о них Положения.
б) Губернские революционные военные комитеты назначаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом по представлению Совета Народных Комиссаров; уездные и городские революционные военные комитеты учреждаются губернским исполнительным комитетом или губернским революционным комитетом и представляются на утверждение Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета через Совет Народных Комиссаров.
Примечание 1. Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по представлению Совета Народных Комиссаров принадлежит право в случаях исключительной необходимости вводить полностью или частично в состав губернских революционных военных комитетов лиц, не входящих в состав местных исполнительных комитетов. Такое же право принадлежит президиумам губернских исполнительных комитетов в отношении уездных и городских революционных военных комитетов.
Примечание 2. В состав революционного военного комитета на правах его члена входит командующий всеми вооруженными силами в районе действия военного положения.
в) В губерниях, объявленных на военном положении, на все время такового положения могут быть учреждаемы наряду с нормальными судами революционные трибуналы с правами военных, действующих в боевой обстановке (ст. 434 Уголовно - Процессуального Кодекса)[1].
г) Указанные революционные военные трибуналы могут быть учреждаемы и для отдельных уездов в случаях объявления на военном положении лишь упомянутых уездов.
16. В местностях, объявленных на военном положении, революционным военным комитетам, кроме прав, перечисленных в ст. ст. 12 и 14 настоящего Положения, предоставляется право:
а) устанавливать за нарушение обязательных постановлений взыскания в административном порядке в виде: 1) лишения свободы на срок до 6-ти месяцев или принудительных работ без лишения свободы на срок до 12-ти месяцев, 2) штрафа до 50000 рублей золотом, 3) конфискации всего или части имущества и 4) административной высылки на все время действия военного положения;
б) передавать на рассмотрение революционного трибунала отдельные уголовные дела, а также изымать из общей подсудности с передачей революционному трибуналу определенные категории дел, о чем предварительно должно быть объявлено во всеобщее сведение;
в) предавать суду революционного трибунала виновных в нарушении обязательных постановлений, хотя бы соответствующие деяния не были предусмотрены Уголовным Кодексом. О подсудности означенных деяний революционному трибуналу должно быть упомянуто в обязательном постановлении;
г) воспрещать въезд и выезд как отдельным лицам, так и отдельным категориям населения;
д) производить реквизицию имущества с последующим донесением Совету Труда и Обороны;
е) воспрещать ввоз и вывоз тех или иных предметов;
ж) в исключительных случаях при наличии перерыва связи с центром объявлять мобилизацию и устанавливать иные военные повинности с обязательством немедленно по восстановлении связи ходатайствовать перед центром об утверждении принятых мер с объяснением, чем введение таковых было вызвано.
Глава IV
17. Местности, входящие в состав театра военных действий, объявляются на военном положении в порядке, указанном в примечании к ст. 4 настоящего Положения. Военное положение проводится командованием всеми вооруженными силами соответствующих армий и фронтов. Этому командованию в отношении административного управления территорией подчиняются все местные революционные военные комитеты, через каковые военное командование действует в сфере гражданского управления.
18. Командованию вооруженными силами в местностях театра военных действий принадлежат права, как указанные в ст. ст. 14 и 16 настоящего Положения, так и предусмотренные особым Положением о революционных военных советах.
19. По прекращении военных действий автоматически устанавливается, на пути к нормальному строю управления, порядок управления через революционные военные комитеты, согласно главы 3 настоящего Положения.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
Л. КАМЕНЕВ
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Т. САПРОНОВ
Положение о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка 10.5.1926 г.[2]
I. Общие положения
1. При нарушении нормального порядка жизни может иметь место применение чрезвычайных мер в форме введения исключительного или военного положения.
2. Исключительное положение вводится:
а) в случаях контрреволюционных посягательств или выступлений против рабоче-крестьянской власти и ее отдельных представителей или серьезной опасности таких посягательств и выступлений;
б) в случаях массовых посягательств на личность и имущество граждан;
в) в случаях, когда нормальная жизнь нарушена чрезвычайными стихийными бедствиями;
г) как мера переходная к нормальному порядку в местностях, бывших на военном положении.
3. Военное положение вводится:
а) в случаях, предусмотренных ст. 2 настоящего Положения, когда меры исключительного положения оказываются недостаточными для охраны и восстановления революционного порядка;
б) когда данная местность становится театром военных действий или получает для военных целей особо важное значение.
4. Чрезвычайные меры охраны революционного порядка считаются введенными в действие с момента распубликования постановления подлежащего учреждения о их введении путем напечатания в официальном местном органе или расклеивания официальных объявлений. В постановлении о введении чрезвычайных мер охраны должен быть точно указан срок, на который упомянутые меры вводятся.
5. Одновременно со снятием чрезвычайных мер охраны все обязательные постановления и распоряжения, изданные в силу особых полномочий, предоставленных подлежащим органам власти на время исключительного или военного положения, прекращают свое действие без особого о том постановления.
II. Исключительное положение
6. Исключительное положение вводится постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. по представлению Народного комиссариата внутренних дел.
7. Центральные исполнительные комитеты автономных республик, краевые, областные и губернские исполнительные комитеты и их президиумы имеют право ввести исключительное положение собственной властью в следующих случаях:
а) при отсутствии возможности снестись с центральной властью или
б) когда ход событий не допускает никакого промедления во введении исключительного положения.
О введении исключительного положения центральные исполнительные комитеты автономных республик, краевые, областные и губернские исполнительные комитеты немедленно доводят через Народный комиссариат внутренних дел Р.С.Ф.С.Р. до сведения Совета Народных Комиссаров и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Примечание. Никакие другие местные органы, кроме указанных в настоящей статье, не могут вводить исключительного положения своей властью ни при каких условиях.
8. В постановлении о введении исключительного положения должна быть точно указана местность (автономная республика, край, область, губерния, округ, уезд, город), в которой оно подлежит применению.
9. Исключительное положение вводится на срок не свыше трех месяцев. Продление его может иметь место в порядке, указанном в ст. 6. Досрочная отмена исключительного положения производится по постановлению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
10. Одновременно с введением исключительного положения по всему краю, области, губернии Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по представлению Совета Народных Комиссаров может назначить особоуполномоченного для председательствования в президиуме краевого, областного, губернского исполнительного комитета. При введении исключительного положения в отдельных округах и уездах таковые уполномоченные для председательствования в президиумах окружных и уездных исполнительных комитетов назначаются президиумом соответствующего вышестоящего исполнительного комитета.
11. О принятых мерах по проведению исключительного положения президиум соответствующего исполнительного комитета обязан немедленно доводить до сведения Народного комиссариата внутренних дел Р.С.Ф.С.Р.
12. На время действия исключительного положения президиум соответствующего краевого, областного или губернского исполнительного комитета вправе издавать обязательные постановления по предметам, выходящим за пределы его нормальной компетенции, поскольку в том представляется особая необходимость для охраны государственного порядка и безопасности.
Примечание. В качестве меры административного взыскания за нарушение постановлений, издаваемых президиумом краевого, областного или губернского исполнительного комитета в местностях, объявленных на исключительном положении, может быть предусмотрено лишение свободы на срок не свыше двух месяцев и штраф до тысячи рублей в городских местностях и до двухсот рублей в сельских местностях.
13. В местностях, объявленных на исключительном положении, президиуму соответствующего краевого, областного или губернского исполнительного комитета предоставляется сверх того:
а) высылать из пределов края, области, губернии или отдельных их пунктов на срок действия исключительного положения лиц, признанных опасными для общественного порядка, или же высылать таковых лиц на тот же срок в определенные места края, области, губернии без права самовольного передвижения.
Примечание. Высылка за пределы края, области, губернии в определенный район может производиться только в общеустановленном порядке;
б) в местностях, постигнутых чрезвычайными стихийными бедствиями: 1) производить реквизицию имущества без предварительного разрешения центральной власти, но с обязательным последующим донесением в Экономическое Совещание Р.С.Ф.С.Р. и 2) устанавливать трудовую повинность всего населения или его части;
в) приостанавливать действие предприятий, общественных учреждений, а также приостанавливать действие правил об обществах, союзах, собраниях, съездах и печати.
14. Окружным и уездным исполнительным комитетам и городским советам на все время действия исключительного положения принадлежат права, предоставленные ст. 12 и 13 краевым, областным и губернским исполнительным комитетам, за исключением полномочий, упомянутых в п. "а" ст. 13.
15. Во время действия исключительного положения на заседаниях соответствующих исполнительных комитетов и их президиумов обязательно присутствует представитель прокуратуры.
III. Военное положение
16. Военное положение не на театре военных действий вводится постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р.
В особо исключительных случаях военное положение может быть введено постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета с немедленным доведением до сведения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р.
17. В случаях: 1) когда нет возможности снестись ни с центральной властью Союза С.С.Р., ни с центральной властью Р.С.Ф.С.Р. или 2) когда ход событий не допускает никакого промедления, центральные исполнительные комитеты автономных республик, краевые, областные и губернские исполнительные комитеты имеют право ввести военное положение собственной властью с последующим, при первой возможности, представлением через Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета на утверждение Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р.
18. Высшая власть на территории, объявленной на военном положении, передается военно-революционным комитетам, действующим на основании Положений о них, утверждаемых Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.
19. Краевые, областные и губернские военно-революционные комитеты назначаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом по представлению Совета Народных Комиссаров; окружные, уездные и городские военно-революционные комитеты назначаются краевым, областным или губернским органом власти и представляются через Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. на утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Примечание. В состав военно-революционного комитета непременно включаются с правом решающего голоса: 1) начальник соответствующего органа Государственного политического управления, 2) при наличии в местности, объявляемой на военном положении, войск Рабоче-крестьянской красной армии в составе не менее отдельной части – старший из войсковых начальников или соответствующий военный комиссар; при наличии же войск Рабоче-крестьянской красной армии в составе менее отдельной части или при их отсутствии – начальник краевого, областного или губернского территориального управления или уездный (окружной) военный комиссар по принадлежности.
На заседаниях военно-революционного комитета участвуют с совещательным голосом представители прокуратуры с правом принесения протестов на постановления комитета.
20. В местностях, объявленных на военном положении, на все время действия такового могут учреждаться постановлением военно-революционного комитета военные трибуналы с правами действующих в боевой обстановке (ст. 407 Уголовно-процессуального кодекса Р.С.Ф.С.Р.). Об учреждении военных трибуналов доводится до сведения прокурора республики.
21. Военно-революционным комитетам, кроме прав, предоставленных согласно ст. 13 настоящего Положения президиумам исполнительных комитетов, предоставляется право:
а) устанавливать за нарушение обязательных постановлений взыскания в административном порядке в виде: 1) лишения свободы на срок не свыше шести месяцев; 2) штрафа до двух тысяч рублей в городских поселениях и до четырехсот рублей в сельских местностях; 3) конфискации всего или части имущества;
б) передавать на рассмотрение военного трибунала отдельные уголовные дела, а также изымать из общей подсудности с передачей военному трибуналу определенные категории дел, о чем предварительно должно быть объявлено во всеобщее сведение;
в) воспрещать въезд и выезд как отдельным лицам, так и отдельным категориям населения;
г) производить реквизицию имущества с последующим донесением Экономическому совещанию Р.С.Ф.С.Р.;
д) воспрещать ввоз и вывоз тех или иных предметов;
е) в исключительных случаях, при наличии перерыва связи с центром, объявлять мобилизацию и устанавливать иные военные повинности с обязательством, немедленно по восстановлении связи, ходатайствовать перед центром об утверждении принятых мер.
22. В случае введения военного положения по всему краю, области, губернии - окружные, уездные и городские военно-революционные комитеты непосредственно подчиняются краевому, областному или губернскому военно-революционному комитету и должны немедленно доносить ему о всех своих мероприятиях.
23. При объявлении военного положения на театре военных действий военно-революционные комитеты непосредственно подчиняются военному командованию в порядке особого закона, издаваемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза С.С.Р.
24. По объявлении о прекращении военных действий военное положение на театре военных действий автоматически заменяется военным положением, предусмотренным ст. 16-22 настоящего Положения.
IV. Чрезвычайные меры охраны революционного порядка на железных дорогах
25. Исключительное и военное положение на железных дорогах или отдельных участках их вводится постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. в случаях, предусмотренных ст. 20 и 21 Положения о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка, утвержденного Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р. 3 апреля 1925 года (Собр. Зак., 1925, № 25, ст. 167), и распространяется на полосу отвода железных дорог.
В исключительных случаях: 1) когда нет возможности снестись с центральной властью Союза С.С.Р. или 2) когда ход событий не допускает никакого промедления во введении чрезвычайных мер охраны, таковые вводятся постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета с последующим при первой возможности представлением на утверждение Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р.
26. На время действия исключительного положения на железных дорогах учреждаются чрезвычайные комитеты железных дорог в составе председателя – представителя Народного комиссариата путей сообщения по назначению Народного комиссара путей сообщения и членов: представителя Объединенного государственного политического управления по назначению председателя Объединенного государственного политического управления Союза С.С.Р., представителя местного исполнительного комитета по назначению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и военного помощника начальника дороги (либо военного комиссара при нем). В случаях, предусмотренных второй частью ст. 25 настоящего Положения, чрезвычайные комитеты в составе представителей транспорта, Объединенного государственного политического управления и местного исполнительного комитета назначаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. На заседаниях чрезвычайного комитета железных дорог принимает обязательное участие представитель прокуратуры с правом совещательного голоса и с правом принесения протеста на постановления означенного комитета. Представитель прокуратуры назначается Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по представлению прокурора республики.
Примечание. За пределами полосы отвода железных дорог меры, необходимые для охраны и восстановления порядка на железных дорогах, осуществляются соответствующей местной властью.
27. На дорогах и участках железных дорог, объявленных на военном положении, учреждаются военные революционные комитеты данной железной дороги или данного участка железной дороги в составе: председателя – представителя Народного комиссариата путей сообщения по назначению народного комиссара путей сообщения и членов: военного помощника начальника дороги (либо военного комиссара при нем), представителя Объединенного государственного политического управления по назначению председателя Объединенного государственного политического управления Союза С.С.Р., ответственного представителя командования вооруженными силами в районе железных дорог по назначению командующего войсками (революционного военного совета) округа, фронта или отдельной армии, а также представителя местного исполнительного комитета по назначению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
28. Жалобы на неправильные действия чрезвычайных комитетов и военно-революционных комитетов железных дорог подаются в Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р., за исключением жалоб по вопросам управления и эксплоатации железных дорог, которые подаются в Народный комиссариат путей сообщения.
29. Права и обязанности чрезвычайных и военно-революционных комитетов железных дорог определяются главой V Положения о чрезвычайных мерах охраны революционного порядка, утвержденного Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р. 3 апреля 1925 года.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М.И. КАЛИНИН
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
А. СМИРНОВ[3]
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А. КИСЕЛЕВ[4]
[1] Имеется в виду Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г.[2] Утверждено декретом ВЦИК и СНК РСФСР, отменившим Положение 8.3.1923 г.[3] Смирнов Александр Петрович (1877-1938) – политический деятель. В революционном движении с 1896, большевик с 1903, арестовывался и ссылался. Участвовал в I мировой войне. В 1917 в Богородске председатель совета и городской думы. Депутат Учредительного собрания. В 1917-1918 член коллегии ВЧК, в 1918-1919 заместитель наркома внутренних дел, в 1919-1923 заместитель наркома продовольствия, в 1923-1928 нарком земледелия РСФСР, заместитель (1925-1928) и первый заместитель (1928-1929) председатель СНК РСФСР, секретарь ЦК ВКП(б) (1928-1930). В 30-е гг. входил в антисталинскую группу, в 1934 был исключен из партии. расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда, в 1958 реабилитирован.[4] Киселев Алексей Семенович (1879-1938) – политический деятель. С 1898 социал-демократ, с 1903 большевик, неоднократно арестовывался, ссылался. В 1917 был председателем Иваново-Вознесенского совета, в 1918 руководил обороной Оренбурга от белых, затем был председателем Центротекстиля и профсоюза горнорабочих. В 1921-1923 председатель Малого совнаркома, В 1923-1924 нарком рабоче-крестьянской инспекции РСФСР, в 1924-1937 секретарь ВЦИК. Расстрелян, в 1956 реабилитирован.