Законы о банках и сберкассах. 1923-1925 гг.
Развитие нэпа и денежного обращения, а также образование СССР и последующая централизация повлекли за собой реформы в банковской сфере. В частности Госбанк РСФСР был переподчинен союзным властям. Для кредитования народного хозяйства было создано несколько отраслевых банков. Для привлечения сбережений населения на довольно льготных условиях были созданы сберкассы.
Декрет ВЦИК и СНК РСФСР о коммунальных банках. 18.1.1923 г.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:
1. Предоставить губернским исполнительным комитетам учреждать с надлежащего разрешения коммунальные банки в виде смешанных акционерных обществ на основаниях, указанных в последующих статьях сего Постановления.
2. Целью коммунальных банков является содействие банковыми операциями восстановлению и развитию местной экономической жизни, и в частности:
а) кредитование местного коммунального хозяйства;
б) предоставление местному населению кредита на нужды городского строительства всех видов;
в) обслуживание краткосрочным кредитом местных государственных кооперативных и частных предприятий.
3. Не менее 50% акций губернский исполнительный комитет оставляет за собой.
4. Выпуск коммунальными банками облигационных займов допускается лишь с разрешения Народного комиссариата финансов и Народного комиссариата внутренних дел.
5. Запасный капитал банка образуется путем отчислений из прибылей банка и служит для покрытия возможных убытков по операциям банка.
Примечание. Если бы убытки банка, не покрытые запасным капиталом, достигли суммы, равной одной трети основного капитала, акционеры обязаны в течение 3-х месяцев со дня общего собрания, установившего такой убыток, восполнить основной капитал до прежней его суммы. Акции, по которым не последует соответствующего взноса, аннулируются; дополнительные взносы по ним производятся губернским исполнительным комитетом, которому выдаются взамен аннулированных новые акции за теми же номерами.
6. В обеспечение интересов коммунальных банков, последним может быть предоставлено уставом право требовать в соответствующих случаях обеспечения ссуды:
а) доходами от коммунальных и иных предприятий и строений, причем банк может назначать своих представителей в управление означенными предприятиями, строениями и т.п.;
б) местными налоговыми поступлениями в порядке, предусмотренном Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров о праве исполнительных комитетов и городских советов кредитоваться в банковых и иных учреждениях (Собр. Узак., 1923, № 5, ст. 91);
в) залогом частновладельческих строений с правом продажи с публичного торга самим банком в случае несвоевременного погашения выданных ссуд.
7. Поручить Народному комиссариату финансов разработать по соглашению с Народным комиссариатом внутренних дел нормальный устав губернских и городских банков, определяющий круг операций коммунальных банков, и правила их производства, а равно порядок управления банков и представить его на утверждение Совета труда и обороны.
8. Коммунальные банки, уставы которых не содержат существенных отступлений от нормального устава, утверждаются Народным комиссариатом финансов по соглашению с Народным комиссариатом внутренних дел.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров
Л. КАМЕНЕВ
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Т. САПРОНОВ
Постановление ЦИК СССР о Государственном банке Союза ССР. 6.7.1923 г.
Поручить Совету Народных Комиссаров и президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР пересмотреть устав Государственного банка РСФСР и реорганизовать его как Государственный банк Союза Советских Социалистических Республик[1].
Постановление II Съезда советов СССР об организации Центрального сельскохозяйственного банка. 1.2.1924 г.
II Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
В целях планомерного содействия восстановлению сельского хозяйства путем оказания ему кредитной помощи, а также в целях создания и возглавления системы сельскохозяйственного кредита учредить Центральный сельскохозяйственный банк Союза Советских Социалистических Республик.
Всесоюзный характер деятельности Центрального сельскохозяйственного банка вытекает как из огромного значения сельскохозяйственного кредита для всего Союза, так и необходимости решать вопросы сельскохозяйственного кредита согласованно, в интересах всего Союза, учитывая в то же время и конкретные особенности сельского хозяйства каждой республики, области и губернии.
Деятельность Центрального сельскохозяйственного банка будет наиболее успешной лишь при наличии полной согласованности операций банка с политикой правительств союзных республик в области сельскохозяйственного кредита. Поэтому Центральный сельскохозяйственный банк должен проводить все свои операции, за исключением операций общесоюзного значения, через банки союзных республик и местные общества сельскохозяйственного кредита, не открывая собственных отделений, контор и т.п. В свою очередь, банки союзных республик должны согласовывать свои кредитные планы с Центральным сельскохозяйственным банком.
Основной задачей всех учреждений сельскохозяйственного кредита является обслуживание нужд крестьянского населения, путем предоставления ему наиболее дешевого при настоящих условиях, кредита.
Первоначальный основной капитал банка определить в сорок миллионов рублей золотом.
Огромная и трудная задача организации сельскохозяйственного кредита может быть выполнена лишь при том условии, если усилия и средства советского правительства встретятся с мощной волной самодеятельности самого крестьянства. Только организация на всей территории Союза Советских Социалистических Республик широкой сети сельскохозяйственных кредитных кооперативов и их союзов, а также низовых ячеек сельскохозяйственной кооперации откроет доступ кредита к крестьянину. Только при дружной и совместной работе центральных и местных кредитных учреждений, при полном содействии органов власти в центре и на местах делу организации сельскохозяйственного кредита возможно осуществление этой важнейшей задачи в деле восстановления крестьянского хозяйства.
II Съезд советов Союза Советских Социалистических Республик поручает Центральному Исполнительному Комитету Союза Советских Социалистических Республик утвердить устав Центрального сельскохозяйственного банка и принять все меры к скорейшему проведению в жизнь настоящего Постановления.
Постановление ЦИК и СНК СССР. Устав Центрального сельскохозяйственного банка Союза ССР. 15.2.1924 г.[2]
I. Общие положения
1. В целях содействия восстановлению и развитию сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности Союза ССР путем создания единой системы сельскохозяйственного кредита учреждается на основах, изложенных в настоящем Уставе, акционерное общество под наименованием "Центральный сельскохозяйственный банк Союза ССР".
Примечание. Учредителями Банка являются Народный комиссариат финансов Союза ССР, народные комиссариаты земледелия РСФСР, УССР, БССР, представитель народных комиссариатов земледелия республик Закавказской федерации и Всероссийский союз сельскохозяйственной кооперации.
2. Местонахождение правления Банка – город Москва.
3. Для осуществления своих целей Банк ставит себе задачи:
а) изыскивать и привлекать в сельское хозяйство и сельскохозяйственную промышленность Союза ССР новые источники средств;
б) объединять и планомерно использовать государственные средства, предназначенные для кредитования сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности;
в) снабжать средствами общественные и кооперативные учреждения и предприятия, работающие в области сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности на условиях долгосрочного и краткосрочного кредита;
г) развивать и укреплять сельскохозяйственный кредит путем содействия развитию на территории Союза ССР сети учреждений мелкого сельскохозяйственного кредита.
4. Деятельность Банка распространяется на всю территорию Союза ССР.
5. Банк осуществляет кредитование учреждений и предприятий, указанных в п. п. "б" и "в" ст. 3 через посредство сельскохозяйственных банков союзных республик, а также обществ сельскохозяйственного кредита, при чем банки союзных республик согласовывают свои кредитные планы с Центральным сельскохозяйственным банком как в смысле объема и основных направлений сельскохозяйственного кредита, так и по отдельным операциям, кредитуемым Центральным сельскохозяйственным банком. Последнему предоставляется право контроля за надлежащим использованием разрешенного кредита. Операции общесоюзного значения проводятся Центральным сельскохозяйственным банком непосредственно.
6. Центральный сельскохозяйственный банк освобождается от государственных подоходно-поимущественного и промыслового налогов и гербового сбора.
7. Банк пользуется всеми правами юридического лица и имеет печать с изображением своего наименования.
II. Капиталы Банка
8. Капиталы Банка составляются из: а) основного капитала, б) запасного капитала и в) специальных капиталов.
А. Основной капитал
9. Основной капитал определяется в 40 (сорок) миллионов рублей золотом. Капитал этот образуется путем выпуска 400000 (четырехсот тысяч) акций по 100 (сто) зол. рублей каждая. Не менее 51% выпускаемых акций распределяется между учредителями и приглашенными ими к участию государственными учреждениями.
Примечание. Правлению Банка предоставляется принимать в оплату акций на сумму не более 50% их стоимости товары на основаниях, устанавливаемых по соглашению с акционерами.
10. Банк открывает свои действия после того, как по акциям первоначального выпуска внесено будет не менее 15 (пятнадцати) миллионов рублей золотом; взносы в счет этой суммы помещаются в Государственный банк. Количество и сроки остальных до полной уплаты нарицательной цены акций взносов назначаются правлением, с объявлением о том, путем публикации не позже, чем за месяц до означенных сроков. При первом взносе по акциям, учредителям выдаются временные свидетельства, на которых отмечаются правлением и поступающие взносы. По уплате последнего взноса и изготовлении акций временные свидетельства заменяются акциями.
11. По постановлению общего собрания акционеров, с разрешения Народного комиссариата финансов Союза ССР, основной капитал может быть впоследствии увеличиваем путем выпуска новых акций того же нарицательного достоинства.
Примечание. Выпускная цена акций, определяемая общим собранием акционеров и утверждаемая Народным комиссариатом финансов Союза ССР, не может быть ниже нарицательной стоимости акций с прибавлением к ней премии, равной запасному капиталу Банка, по последнему балансу, деленному на число прежде выпущенных акций.
12. При новых выпусках акций не менее 51% всех выпускаемых акций должно быть распределено среди государственных органов, при чем прежние акционеры имеют преимущественное право на приобретение новых акций пропорционально числу принадлежащих им акций. Общее собрание акционеров, назначая новые выпуски акций для увеличения основного капитала Банка, определяет при этом каждый раз число выпускаемых акций, способ разверстки их между теми из акционеров Банка, которые заявят желание их приобрести, а также условия подписки на оставшиеся затем не разобранными акции, с указанием количества и сроков взноса денег. Сроки эти, однако, не должны быть распределены на период времени более одного года.
13. Акции Банка могут быть именные или на предъявителя. Акции, принадлежащие государственным органам, должны быть именными. Акции выпускаются за номером и подписью трех членов правления, бухгалтера и кассира, с приложением печати Банка.
14. Владельцем акций на предъявителя признается всегда их держатель. Передача именных акций производится через правление Банка с соответствующими отметками на акциях и в книгах Банка, с тем, однако, что установленное статьями 9 и 12 соотношение количества акций, принадлежащих государственным органам и прочим держателям, не может быть изменяемо.
Б. Запасный капитал
15. Запасный капитал предназначается для покрытия убытков, могущих быть по операциям Банка, и образуется путем ежегодных отчислений из прибылей, согласно ст. 84 настоящего Устава, и процентов на них. Отчисления эти производятся до тех пор, пока запасный капитал не достигнет половины основного капитала.
16. В случае уменьшения запасного капитала, вследствие отнесения на него убытков от операций, он снова пополняется указанным в ст. 15 порядком.
17. Запасный капитал вносится в Государственный банк на хранение в ценностях, имеющих устойчивый курс.
В. Специальные капиталы
18. Для финансирования специальных отраслей сельского хозяйства и выполнения иных специальных заданий, по постановлениям общих собраний акционеров, могут быть образуемы специальные капиталы. Специальные капиталы образуются путем: а) отчислений из прибылей Банка; б) выпуска облигационных займов; в) приема на договорных началах вкладов со специальным назначением; г) получения ассигнованных государством в бюджетном порядке сумм.
19. Для выдачи долгосрочных ссуд, по постановлениям общего собрания акционеров, выделяется часть основного капитала, составляющая не менее его половины.
III. Операции Банка
А. Вклады и займы
20. Денежные вклады принимаются Банком: а) на текущий счет, б) на определенные сроки (срочные вклады), в) сроком по предъявлению (бессрочные вклады), г) условные.
21. Вклады принимаются без ограничения суммы и выдаются также беспрепятственно и без ограничения суммы.
22. Счета по вкладам сохраняются в тайне, и справки о них выдаются только самим вкладчикам или судебным и следственным органам.
Нарушение администрацией и сотрудниками Банка тайны счетов по внесенным вкладам карается в уголовном порядке.
23. Изменения размера процентов и прочих условий по принятым вкладам может последовать в отношении текущих счетов и вкладов бессрочных не иначе, как с предварительным предупреждением, а в отношении срочных вкладов - лишь по истечении срока вкладов.
24. Документы, выдаваемые Банком на вклады бессрочные, могут быть только именными, документы же на срочные вклады – как именными, так и на предъявителя.
25. Документы Банка на срочные и бессрочные вклады допускаются к приему в залог по договорам с государственными учреждениями и предприятиями на условиях, определяемых Народным комиссариатом финансов Союза ССР.
26. Суммы, внесенные вкладами и на текущий счет, не могут быть подвергнуты конфискации или секвестру иначе, как по постановлению судебных установлений.
27. Банк выпускает облигационные займы – с особого каждый раз разрешения Народного комиссариата финансов Союза ССР в размере и на условиях, устанавливаемых для каждого займа особо.
28. Общий итог всех принятых Банком на себя обязательств не может превышать более чем в десять раз собственные капиталы Банка: основной и запасный.
Б. Ссуды
29. Ссуды выдаются Банком на мероприятия, связанные с укреплением, восстановлением и развитием производительной деятельности сельского хозяйства и с.-х. промышленности, как-то:
а) улучшение техники сельского хозяйства;
б) расширение посевной площади и производство всякого рода земельных улучшений;
в) устройство и улучшение различных специальных отраслей сельского хозяйства;
г) устройство заведений для переработки добываемых в сельском хозяйстве продуктов;
д) переход к улучшенным способам хозяйства, требующим увеличения оборотных средств;
е) создание наиболее благоприятных условий сбыта для производителей продуктов сельского хозяйства;
ж) устройство предприятий, содействующих сельскому хозяйству в сбыте его продукции;
з) приобретение семян, живого и мертвого инвентаря и других предметов, необходимых в сельскохозяйственном производстве.
30. Ссуды выдаются краткосрочные – сроком до одного года и долгосрочные – сроком до пяти лет.
31. Долгосрочные ссуды выдаются в размере не свыше 75% стоимости исчисленных по смете затрат при непременном условии рентабельности последних.
32. Долгосрочные ссуды выдаются на точно определенные цели и исключительно за счет капиталов, образованных согласно ст. 18 и 19 настоящего Устава. В случае расходования полученной ссуды не по прямому назначению Банк закрывает кредит и по постановлению правления производит досрочное взыскание.
33. Долгосрочные ссуды в основные капиталы кооперативным сельскохозяйственно-кредитным объединениям выдаются лишь при условии наличия в уставах последних оговорки о дополнительной ответственности их членов или под материальное обеспечение, представляемое этими кооперативными сельскохозяйственными объединениями.
34. Краткосрочный кредит открывается в соответствии с действительными потребностями в нем хозяйства и с доходностью последнего.
35. Ссуды выдаются: а) сельскохозяйственным банкам союзных республик, б) обществам сельскохозяйственного кредита в пределах планов, согласованных с сельскохозяйственными банками союзных республик, в) другим сельскохозяйственным организациям и предприятиям непосредственно, если ссуда имеет общесоюзное значение, и через органы, указанные в п. п. "а" и "б" настоящей статьи – в прочих случаях.
36. Сельскохозяйственные банки союзных республик и общества сельскохозяйственного кредита, равно другие учреждения, получившие ссуды из Центрального сельскохозяйственного банка Союза ССР, обязаны перед последним отчетом о состоянии своих средств и оборотов, а также об использовании полученного кредита по назначению. Независимо от этого их счета и книги по производству операций за счет полученных от Банка посреднических ссуд должны быть предъявляемы для обозрения лицам, уполномоченным на то Банком.
37. Банк производит выдачу ссуд под векселя, другие долговые обязательства, под соло-векселя, обеспеченные залогом ценных бумаг, товаров и разного имущества, не составляющего необходимой принадлежности сельского хозяйства или предприятия, залогом сельскохозяйственных продуктов, залогом будущего урожая или надежным поручительством.
38. Банк выдает краткосрочные ссуды, а также открывает кредиты в форме специальных и контокоррентных счетов:
а) под залог не подверженных легкой порче товаров сельскохозяйственного значения и документов под них (коносаментов, свидетельств товарных складов, варрантов, дубликатов, накладных, квитанций транспортных контор и пароходных предприятий), с выдачей не более 3/4 стоимости товаров и с тем, чтобы они были застрахованы не менее, чем на 10% выше ссуды и на срок по крайней мере одним месяцем долее срока залога, и чтобы полисы были переданы Банку.
Примечание. Принятые в залог товары должны быть сложены в безопасные и благонадежные, по усмотрению правления, помещения и за наем помещения должно быть уплачено за время по крайней мере одним месяцем долее срока, на который товар заложен. В исключительных случаях с разрешения правления заложенный товар может быть оставлен на ответственном хранении залогодателя, с выдачей последним письменного обязательства, содержащего точное определение количества и качества товара и его хранилища и принятия ответственности за целость взятого на сохранение товара.
б) под залог ценных бумаг согласно перечням, утверждаемым Народным комиссариатом финансов Союза ССР, не свыше 75% их курсовой стоимости.
39. Товары и ценности, служащие обеспечением открытых банком кредитов и выданных им ссуд, не могут быть подвергнуты секвестру или запрещению ни по частным, ни по государственным взысканиям и не могут быть причислены к общей массе имущества должника для удовлетворения его кредиторов впредь до полного погашения долга Банку с процентами, комиссией и пр., при чем претензии Банка удовлетворяются из заложенного имущества, в изъятие из ст. 101 Гражданского кодекса РСФСР и соответствующих статей гражданских кодексов других союзных республик, преимущественно перед всеми претензиями других кредиторов государственных и частных, за исключением претензий по заработной плате рабочих и служащих.
40. Банк имеет право производить залог принадлежащих ему ценностей и, с согласия клиентов, перезалог принятых в залог от них товаров и ценностей с тем условием, чтобы полученные по перезалогу суммы не превышали выданных Банком клиентам ссуд.
41. При неуплате в срок платежей по ссуде, а также в случае нарушения правил или условий по открытому кредиту Банк в праве взыскать с заемщика всю сумму долга путем реализации по своему усмотрению имущества, составляющего обеспечение открытого кредита, и в праве обратить законное взыскание на всякое другое имущество заемщика, где бы таковое ни находилось.
42. По искам Банка, вытекающим из его операций, в изъятие из примечания к ст. 82 и ст. 186 Гражданского процессуального кодекса РСФСР и соответствующих узаконений других союзных республик, допускается обеспечение иска, а равно немедленное исполнение решения суда и в тех случаях, когда ответчиками являются государственные учреждения и предприятия.
43. Требования Банка, основанные на договорах и обязательствах, совершенных или выданных по вкладным, ссудным и комиссионным операциям Банка, разрешаются в порядке выдачи судебных приказов, при чем указанный порядок, в изъятие из статьи 211 Гражданского процессуального кодекса РСФСР и соответствующих узаконений других союзных республик, допускается и в тех случаях, когда требования обращены к государственным учреждениям и предприятиям.
В. Учет векселей и иных обязательств
44. Банку предоставляется право производить учет векселей и иных срочных обязательств, по которым к моменту учета остается до срока платежа не свыше 12 месяцев, а равно переучет учтенных векселей и обязательств. Принимаемые к учету векселя должны быть обеспечены не менее, чем двумя надежными подписями.
Г. Комиссионные операции
45. Банк выдает и оплачивает переводы и аккредитивы за счет третьих лиц и учреждений с тем, чтобы эти платежи были предварительно обеспечены на полную сумму или наличностью, числящейся на текущем счету в Банке, или залогом ценностей и товаров, под которые выдаются Банком ссуды; открывает аккредитивы под документы на отправленные товары, с получением вперед покрытия полного или частичного и с кредитованием в остальной части стоимости на условиях, установленных в ст. 38; производит акцепт и выдачу переводных векселей, товарных обязательств и всякого рода других документов и ценностей.
Д. Торгово-посреднические операции
46. Банк производит покупку и продажу по поручению: а) находящихся в свободном обращении продуктов и средств сельскохозяйственного производства; б) ценных бумаг, при чем последних также и за собственный счет.
47. Банк может принимать участие в качестве учредителя и пайщика в сельскохозяйственных и кредитных обществах, товариществах и предприятиях с тем, чтобы затраты и ответственность по этим делам не превышали предела, установленного общим собранием акционеров Банка.
48. Долгосрочная аренда строений, складов и помещений, а также возведение новых построек, согласно существующим законоположениям, предоставляется Банку только для своих нужд, а именно для помещения правления и для складов, а также для обеспечения служащих Банка жилыми помещениями.
49. Банку предоставляется право выдачи гарантий, на основании особых договоров, по привлекаемым в сельское хозяйство капиталам как внутреннего, так и иностранного происхождения.
50. Банку предоставляется право производить предусмотренные настоящим Уставом операции или непосредственно, или при посредстве существующих уже банков, на основании особого заключаемого между ними соглашения.
IV. Управление делами Банка
51. Управление делами Банка возлагается на: а) общее собрание акционеров, б) правление, в) совет и г) ревизионную комиссию.
А. Общее собрание
52. Высшим органом управления делами Банка является общее собрание акционеров. Общие собрания бывают обыкновенные и чрезвычайные. Первые собираются ежегодно не позднее февраля месяца. Чрезвычайные назначаются правлением Банка по собственному усмотрению, по письменному требованию совета или ревизионной комиссии, или по письменному заявлению акционеров, владеющих в совокупности не менее одной двадцатой части всех акций.
Общее собрание должно быть созвано правлением не позднее двухнедельного срока после получения указанных письменных требований или заявлений.
53. Все лица, владеющие акциями Банка, имеют право присутствовать на общем собрании. Каждая акция дает право на один голос.
54. Для приобретения права участия в общем собрании владельцы акций на предъявителя должны представить их правлению для регистрации не позже, чем за неделю до назначенного для собрания дня. От владельцев именных акций предъявления таковых не требуется, но допускаются в собрание только те из них, на имя которых перевод акций по книгам Банка сделан не позже, чем за неделю до времени собрания.
55. Вызов в общие собрания производится правлением через публикацию в газетах "Известия ЦИК Союза ССР" и "Экономическая жизнь" не позже, чем за две недели до назначенного дня собрания, с указанием предметов, предлагаемых обсуждению общего собрания.
56. Общее собрание считается законно состоявшимся, когда на нем присутствуют лично или через поверенных владельцы не менее 1/3 всех выпущенных Банком акций. В противном случае созывается особой публикацией второе собрание, которое назначается не позднее месяца после первого. Это вторичное собрание признается действительным при любом числе явившихся акционеров, но решению такого собрания могут подлежать только те дела, которые назначены к обсуждению в первом не состоявшемся собрании; для разрешения же вопросов об изменении устава, увеличении или уменьшении основного капитала, прекращении и ликвидации дел Банка, выпуска облигационного займа во вторичном собрании должны присутствовать акционеры, представляющие не менее 1/3 основного капитала.
57. В общем собрании председательствует один из акционеров по особому каждый раз избранию, производимому при открытии собрания до приступа к занятиям. Общее собрание открывается председателем совета или лицом, его заменяющим.
Примечание. Председателем собрания не могут быть избираемы члены правления Банка.
58. Постановления общего собрания принимаются простым большинством голосов. По вопросам об изменении устава Банка, об увеличении основного капитала, выпуска облигационных займов и ликвидации Банка требуется большинство не менее 2/3 наличных голосов. Для решения означенных вопросов требуется присутствие на собрании лично или по доверенности акционеров, владеющих в совокупности не менее, как половиной всех акций Банка.
59. Исключительному ведению и решению общего собрания подлежат:
а) избрание председателя и членов правления, членов совета и ревизионной комиссии и кандидатов к ним;
б) установление вознаграждения членам правления, совета и ревизионной комиссии;
в) окончательное утверждение годовых отчетов и балансов;
г) утверждение плана действий на операционный год;
д) постановления о возведении новых построек для надобностей Банка;
е) постановления по вопросам об изменении и дополнении устава;
ж) постановления об увеличении основного капитала Банка;
з) распределение чистой прибыли за истекший год;
и) списание из запасного капитала на покрытие убытков;
к) постановления о выделении части основного капитала для выдачи долгосрочных ссуд;
л) постановления об образовании специальных капиталов;
м) постановления о выпуске облигационных займов, и
н) постановления о закрытии Банка и ликвидации его.
Примечание. Все выборы в общем собрании производятся порядком, установленным общим собранием.
Б. Правление
60. Правление Банка состоит из председателя и членов в числе не менее четырех, избираемых общим собранием из среды акционеров или из посторонних лиц.
61. Для замещения членов правления, выбывших до истечения срока, на который они избраны, или временно лишенных возможности исполнять свои обязанности, избираются общим собранием акционеров три кандидата. Кандидат, заменивший выбывшего члена правления, исполняет его обязанности до истечения срока, на который был избран выбывший член правления, но, во всяком случае, не долее срока, на который был избран кандидат. Кандидаты за время исполнения обязанностей членов правления пользуются всеми правами, членам правления присвоенными.
62. Члены правления и кандидаты избираются на три года; в течение первых двух лет выбывает ежегодно по жребию не менее 1/3 (одной трети) состава правления и один кандидат, а затем ежегодно выбывают члены правления и кандидаты, пробывшие в этой должности три года. Выбывшие могут быть избраны вновь.
63. По образовании правления, оно избирает из своей среды заместителя председателя.
64. Правление собирается по мере надобности, но не реже одного раза в неделю. Для действительности решений правления требуется присутствие не менее трех членов. Решения постановляются по простому большинству голосов. В случае разделения голосов поровну голос председателя дает перевес.
65. На обязанности правления лежит:
а) ведение акционерной книги;
б) составление инструкций и правил по всем операциям Банка и представление таковых на утверждение совета;
в) открытие кредитов и выдача ссуд;
г) определение размеров процентов, комиссий и пр. вознаграждения в пользу Банка, а равно определение размера процентов, платимых Банком;
д) избрание корреспондентов и комиссионеров Банка;
е) установление внутреннего распорядка работы, порядка делопроизводства, счетоводства и отчетности Банка;
ж) наем и увольнение служащих, назначение им содержания, приглашение доверенных лиц и выдача им доверенностей;
з) представительство от имени Банка в судебных и прочих учреждениях;
и) заключение договоров и принятие обязательств по делам Банка;
к) составление сметы доходов и расходов и годового отчета Банка;
л) составление предположений об изменении устава Банка и представление их совету;
м) заведывание всеми делами и капиталами Банка, на точном основании настоящего Устава.
66. Члены правления в отдельности могут действовать от имени Банка только по особым уполномочиям правления.
Примечание. Доверенности с такими полномочиями выдаются обязательно за подписью трех членов правления.
67. Члены правления не отвечают своим собственным имуществом по обязательствам Банка. За противозаконные действия и за причиненный ими ущерб выгодам Банка члены правления подлежат личной имущественной ответственности по закону.
В. Совет
68. Совет Банка состоит из 11 членов, избираемых из среды акционеров на три года. В течение первых двух лет выбывают ежегодно три члена совета по жребию, а затем ежегодно – пробывшие в этой должности три года. Выбывшие могут быть вновь избираемы.
69. Члены совета избирают из своей среды ежегодно председателя и товарища председателя.
70. Постановления совета действительны при участии в заседании не менее половины членов. Дела решаются по большинству голосов. В случае разделения голосов поровну голос председательствующего в совете дает перевес.
71. Совет созывается председателем не реже одного раза в два месяца, по требованию не менее трех членов совета или по представлению правления председатель совета обязан созвать заседание совета.
72. На обязанности совета лежит:
а) руководство общим направлением деятельности правления;
б) утверждение правил и инструкций по операциям Банка;
в) утверждение смет Банка;
г) рассмотрение составленных правлением годовых отчетов и представление по ним заключений общему собранию;
д) предварительное рассмотрение вопросов, подлежащих внесению в общее собрание, и доклады по ним общему собранию;
е) рассмотрение и в подлежащих случаях решение всех вопросов, вносимых правлением на разрешение совета, и
ж) представление общему собранию отчета о своей деятельности.
Г. Ревизионная комиссия
73. Для проверки отчетности, наличности имущества, операций и дел Банка избирается общим собранием на один год ревизионная комиссия в количестве не менее трех лиц из числа акционеров Банка. Членами ревизионной комиссии не могут быть члены правления, совета Банка, а равно и служащие его.
74. Председатель ревизионной комиссии избирается членами ее из своей среды.
75. На ревизионную комиссию возлагается:
а) годичная проверка находящихся в распоряжении Банка наличных денег, имущества и товаров и всякого рода ценностей и сличение их с книгами и документами;
б) проверка отчета, книг и документов и представление общему собранию акционеров заключений о годовом отчете;
в) дача заключений по жалобам на правление Банка и должностных лиц, в случае поступления таковых жалоб в ревизионную комиссию.
76. Ревизионная комиссия собирается председателем ее по мере надобности. О своей деятельности ревизионная комиссия ведет записи в особой книге.
77. Правлением Банка предоставляются в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые материалы для ревизии отчетности, наличного имущества, операций и дел.
V. Отчетность Банка
78. Операционный год Банка считается с 1 октября по 30 сентября включительно.
79. Годовой отчет должен заключать в себе приход, расход и остаток по произведенным в течение года оборотам Банка и по каждому роду сих оборотов отдельно и вывод прибыли и убытка.
80. Годовой отчет должен быть составлен и подписан правлением не позднее трех месяцев по окончании операционного года.
Годовой отчет правления и замечания по нему совета и ревизионной комиссии за две недели до общего собрания раздаются правлением акционерам.
81. До представления общему собранию отчет вместе с книгами и документами проверяется ревизионной комиссией. Заключение комиссии докладывается общему собранию.
82. Годовой баланс Банка, утвержденный общим собранием, публикуется в газете "Экономическая жизнь".
83. Свои ежемесячные балансы и годовой отчет со всеми приложениями правление представляет Народному комиссариату финансов Союза ССР, а копии – Народным комиссариатам земледелия РСФСР, УССР, БССР и республик Закавказской федерации.
VI. Распределение прибылей
84. По утверждении годового отчета общим собранием, из суммы чистой прибыли не менее 10 % отчисляется в запасный капитал, а остальная часть прибыли распределяется по усмотрению общего собрания акционеров.
Примечание. На основе существующих законов общее собрание выделяет соответствующее дополнительное вознаграждение правлению, совету и служащим Банка.
VII. Прекращение дел Банка
85. Банк прекращает свои действия по постановлению общего собрания акционеров, в порядке ст. 56 и 58 настоящего Устава.
86. В случае ликвидации дел Банка общее собрание по представлению совета назначает ликвидационную комиссию и определяет порядок и срок производства ликвидации, а также права и обязанности ликвидационной комиссии.
87. С назначением ликвидационной комиссии прекращаются права и обязанности правления и совета Банка, права же общего собрания остаются на все время ликвидации в прежней силе.
Декрет СНК РСФСР о дополнении декрета Совета Народных Комиссаров от 30 июня 1921 года об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операций статьями 4-а, 4-б и 4-в. 25.2.1925 г.
Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляет:
Дополнить декрет Совета Народных Комиссаров от 30 июня 1921 года об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операций[3] (Собр. Узак., 1921, № 52, ст. 301) статьями 4-а, 4-б и 4-в следующего содержания:
4-а. Всякие справки о текущих счетах, вкладах и переводах выдаются государственными, кооперативными и частными кредитными учреждениями только владельцам их или судебным и следственным органам.
Означенных справок не имеют права требовать никакие другие государственные органы, не исключая и финансовой инспекции.
4-б. Судебные следственные органы получают вышеозначенные справки с точным соблюдением порядка, установленного Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами Р.С.Ф.С.Р.
4-в. Тем же порядком выдаются кредитными учреждениями и справки о прочих банковских операциях их клиентов.
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
А. ЛЕЖАВА
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. СМОЛЬЯНИНОВ
Положение о государственных трудовых сберегательных кассах Союза Советских Социалистических Республик[4]. 27.11.1925 г.
I. Общие положения
1. Государственные трудовые сберегательные кассы Союза ССР учреждаются с целью предоставить населению возможность хранить и накоплять денежные сбережения и свободные средства с наращением процентов.
Государственные трудовые сберегательные кассы находятся в ведении Народного комиссариата финансов Союза ССР.
2. Правительство Союза ССР принимает на себя полную ответственность за целость сумм, вверяемых государственным трудовым сберегательным кассам.
3. Вклады, внесенные в государственные трудовые сберегательные кассы, могут подвергаться аресту и конфискации не иначе, как в силу постановлений судебных и судебно-следственных органов по уголовным делам.
4. Все счета по вкладам сохраняются в тайне от посторонних лиц, справки о вкладчиках и о состоянии вкладов выдаются только вкладчикам, их законным представителям, а равно судебным и судебно-следственным властям по производящимся у них уголовным делам. За сообщение сведений о вкладчиках и внесенных ими вкладах посторонним лицам служащие государственных трудовых сберегательных касс подлежат уголовной ответственности.
5. Документы, выдаваемые по всем операциям государственных трудовых сберегательных касс, равно как поручительные письма и доверенности на получение денег из государственных трудовых сберегательных касс, всякого рода заявления клиентов, ответы на эти заявления и все вообще делопроизводство государственных трудовых сберегательных касс освобождаются от гербового сбора.
Проценты по вкладам, внесенным в государственные трудовые сберегательные кассы, освобождаются от подоходного налога.
Наследственные пошлины с вкладов, остающихся после смерти вкладчиков, не взыскиваются с наследников.
6. Государственные трудовые сберегательные кассы освобождаются от уплаты каких бы то ни было общегосударственных и местных налогов и сборов.
7. Главному управлению государственных трудовых сберегательных касс предоставляется в пределах настоящего Положения приобретать для своих надобностей имущества, вступать в обязательства, отвечать и искать в судебных установлениях.
Местные учреждения сберегательных касс осуществляют те же права на общем основании в пределах своих полномочий.
8. Все имущественные споры между государственными трудовыми сберегательными кассами и другими государственными учреждениями и предприятиями, вытекающие из операций государственных трудовых сберегательных касс, а равно все споры с частными лицами подлежат разрешению общих судебных установлений.
9. Наименования: "сберегательная касса" и "сберегательная книжка" присваиваются исключительно государственными трудовыми сберегательным кассам и выпускаемым ими книжкам. Никакое иное учреждение, государственное или частное, не может пользоваться вышеуказанными наименованиями.
10. Государственные трудовые сберегательные кассы имеют печать с государственным гербом Союза ССР.
II. Средства государственных трудовых сберегательных касс и распорядок распоряжения ими
11. Денежные суммы государственных трудовых сберегательных касс, свободные от использования на производство разрешенных настоящим Положением операций, помещаются в Государственный банк, а также, с разрешения народного комиссара финансов Союза ССР, и в другие кредитные учреждения.
Примечание. Размещение средств, вносимых сберегательными кассами в Государственный банк, должно производиться на таких основаниях, чтобы часть средств, поступивших в кассы на территории данной союзной республики по соглашению Народного комиссариата финансов Союза ССР с правительством союзной республики оставалась в учреждениях Государственного банка на территории данной республики.
12. Чистою прибылью государственных трудовых сберегательных касс является сумма полученных ими процентов, комиссии и других доходов, за вычетом уплаченных процентов, всех текущих и организационных расходов и убытков по операциям.
Чистая прибыль государственных трудовых сберегательных касс по утверждении народным комиссаром финансов Союза ССР годового отчета распределяется следующим образом: 50 % поступают в запасный капитал государственных трудовых сберегательных касс, 35 % – в доход казны и 15 % распределяются главным управлением государственных трудовых сберегательных касс на основе особой инструкции, издаваемой Народным комиссариатом финансов Союза ССР.
Примечание. Отчисления из прибыли в запасный капитал производятся до тех пор, пока размер запасного капитала не достигнет 10% остатка вкладов на 1 октября отчетного года. По достижении запасным капиталом указанного размера соответствующая часть прибыли обращается в доход казны.
13. Запасный капитал государственных трудовых сберегательных касс служит для покрытия возможных убытков по операциям государственных трудовых сберегательных касс.
При недостаточности доходов государственных трудовых сберегательных касс и запасного капитала для начисления процентов по вкладам и покрытия расходов и убытков государственных трудовых сберегательных касс недостающая сумма пополняется из средств казны.
14. Впредь до образования запасного капитала государственных трудовых сберегательных касс в размере, предусмотренном примечанием к ст. 12, немедленно отпускается из средств Союза ССР 10000000 (десять миллионов) рублей в качестве специального запасного капитала государственных трудовых сберегательных касс.
15. Смета доходов и расходов по государственным трудовым сберегательным кассам составляется ежегодно главным управлением государственных трудовых сберегательных касс и утверждается народным комиссаром финансов Союза ССР. Тем же порядком утверждаются и дополнительные к смете ассигнования, которые не могли быть предусмотрены при составлении сметы, за исключением лишь расходов, не терпящих отлагательств, которые могут быть разрешаемы главным управлением с последующим представлением их на утверждение народному комиссару финансов Союза ССР.
III. Управление государственными трудовыми сберегательными кассами
16. Народный комиссар финансов Союза ССР утверждает основные правила по операциям, финансовые и операционные планы, а также планы сети государственных трудовых сберегательных касс и имеет общий надзор за их операциями.
17. Управление всеми государственными трудовыми сберегательными кассами на территории Союза ССР возлагается на главное управление государственных трудовых сберегательных касс Народного комиссариата финансов Союза ССР. Руководство делами главного управления государственных трудовых сберегательных касс возлагается на начальника, назначаемого народным комиссаром финансов Союза ССР.
18. На главное управление возлагается:
а) распоряжение всеми средствами государственных трудовых сберегательных касс согласно настоящему Положению;
б) наблюдение за исполнением государственными трудовыми сберегательными кассами положения о государственных трудовых сберегательных кассах и руководство ими и их операциями;
в) представление народному комиссару финансов Союза ССР ежегодно финансового плана деятельности государственных трудовых сберегательных касс на основе финансового плана главных трудовых сберегательных касс союзных республик;
г) назначение, увольнение и другие распоряжения, касающиеся личного состава главного управления;
д) разрешение других основных и принципиальных вопросов, вытекающих из существа деятельности государственных трудовых сберегательных касс и настоящего Положения.
19. Для объединения деятельности государственных трудовых сберегательных касс на территории союзных республик в столицах означенных республик учреждаются главные государственные трудовые сберегательные кассы. Народным комиссариатом финансов союзных республик принадлежит, в пределах предоставленных им общих полномочий, право надзора за деятельностью государственных трудовых сберегательных касс в союзных республиках.
Примечание. Главному управлению государственных трудовых сберегательных касс предоставляется по соглашению с народными комиссариатами финансов соответствующих союзных республик учреждать взамен главных государственных трудовых сберегательных касс областные кассы, обладающие в пределах предоставленного им района деятельности всеми правами и обязанностями главных касс.
20. Заведующие главными трудовыми сберегательными кассами союзных республик назначаются народными комиссарами финансов подлежащих союзных республик.
В том же порядке назначаются заведующие областными трудовыми сберегательными кассами (примечание к ст. 19).
21. В круг деятельности главных государственных трудовых сберегательных касс, помимо производства операций на общих основаниях, входит:
а) ежегодное представление главному управлению государственных трудовых сберегательных касс одобренного народным комиссариатом финансов соответствующей республики плана сети государственных трудовых сберегательных касс на территории этой республики;
б) ближайшее руководство и наблюдение за деятельностью сберегательных касс соответствующей республики на основе действующих инструкций и директив главного управления государственных трудовых сберегательных касс;
в) открытие, закрытие и реорганизация сберегательных касс в данной республике в пределах утвержденного плана сети;
г) назначение, увольнение и другие распоряжения, касающиеся личного состава главных касс и их отделений;
д) ревизия сберегательных касс данной республики и принятие мер к устранению обнаруженных при ревизии дефектов и недочетов.
IV. Местные учреждения
22. Государственные трудовые сберегательные кассы могут быть открываемы в городах и сельских местностях на всей территории Союза ССР. Государственные трудовые сберегательные кассы могут иметь как постоянные, так и временные отделения, как например в местах ярмарок на время производства там торговых операций.
23. Государственные трудовые сберегательные кассы организуются в виде самостоятельных учреждений, а равно могут открываться при всех учреждениях народных комиссариатов финансов, путей сообщения и почт и телеграфов. Условия открытия сберегательных касс при учреждениях народных комиссариатов путей сообщения и почт и телеграфов определяются по соглашению с этими народными комиссариатами. Государственные трудовые сберегательные кассы могут открываться и при других государственных учреждениях, а равно при кооперативных и профессиональных организациях по соглашению с этими учреждениями и организациями.
V. Операции государственных трудовых сберегательных касс
А. Вкладные операции
24. Государственные трудовые сберегательные кассы принимают денежные вклады: а) на текущий счет, б) сроком по предъявлении (бессрочные), в) на определенный срок, г) условные, д) с особым назначением.
Примечание. Народному комиссару финансов Союза ССР предоставляется устанавливать по представлению главного управления предельные нормы для вкладов, вносимых в государственные трудовые сберегательные кассы. Вклады, оказавшиеся выше установленной нормы, по желанию вкладчиков или возвращаются им, или же обращаются на покупку государственных процентных бумаг.
25. По вкладам на текущие счета государственные трудовые сберегательные кассы выдают именные вкладные документы (расчетные книжки). Выдача денег производится по представлении в государственную трудовую сберегательную кассу чека за подписью вкладчика или его законного представителя или по письмам вкладчика, согласно подлежащих правил об операциях государственных трудовых сберегательных касс. При выплате всего вклада вкладчик обязан возвратить в кассу как расчетную, так и чековую книжки.
26. По вкладам сроком по предъявлении (бессрочным) государственные трудовые сберегательные кассы выдают именные или, по желанию вкладчика, предъявительские вкладные документы (сберегательные книжки). Вкладчик может по именному вкладному документу заявить кассе, чтобы выдача денег по его именной сберегательной книжке производилась всякому предъявителю ее. Ответственность за выдачу денег по предъявительским и обращенным в предъявительские вкладным документам лежит исключительно на самом вкладчике.
27. Вкладные документы, выдаваемые государственными трудовыми сберегательными кассами по вкладам на определенный срок (срочные вклады), могут быть как именные, так и на предъявителя.
28. Вкладные документы государственных трудовых сберегательных касс, как именные, так и предъявительские, принимаются в залог по договорам с государственными учреждениями и предприятиями в полной сумме вклада, с одновременным наложением запрещения на подлежащий вклад.
29. Вклады условные и с особым назначением могут быть принимаемы лишь в том случае, если условие и назначение вклада не противоречат действующим законам и не представляют никаких неясностей или затруднений относительно их исполнения. Распоряжение такими вкладами определяется указаниями, сделанными при внесении денег, но вноситель вклада не может выговорить себе права распоряжения им, если вклад внесен на имя другого лица или учреждения.
Если вклад внесен на имя другого лица с тем, что это лицо приобретает права вкладчика по наступлении определенного условия (или срока), то до наступления этого условия (срока) распоряжение вкладом может иметь место только по соглашению лица, которым вклад внесен, с тем лицом, на имя которого он внесен.
30. Государственные трудовые сберегательные кассы принимают во вклады денежные суммы (залоги), служащие обеспечением по договорам вкладчиков: а) с государственными учреждениями и предприятиями, б) с кооперативными организациями и с частными лицами.
31. Вкладчиками могут быть все юридические и физические лица. Вкладчиком считается лицо, на имя которого кассой принят вклад и выдан установленный вкладной документ. Вносить вклады предоставляется как на свое имя, так и на имя другого лица. По предъявительским вкладам вкладчиком является держатель вкладного документа.
32. Вкладами, внесенными кем либо на имя несовершеннолетних лиц, до достижения последними четырнадцатилетнего возраста распоряжаются их законные представители. По достижении же 14 лет несовершеннолетний распоряжается таким вкладом сам, но с согласия своего законного представителя.
Несовершеннолетний, который сам внес на свое имя вклад, распоряжается им без участия опекуна или попечителя на общих основаниях.
33. Вкладчику предоставляется делать взносы как в ту кассу, из которой выдан вкладной документ, так и во всякую другую государственную трудовую сберегательную кассу.
34. Вклад выдается беспрепятственно полностью или частями вкладчику или лицу, которому он передает свою именную сберегательную книжку, указав в сберегательной книжке подлежащую выдаче сумму и скрепив распоряжение о выдаче своей подписью.
Подпись неграмотных вкладчиков заменяется особыми удостоверениями о действительности выдачи вкладчиком полномочия на получение вклада или его части другому лицу, каковые удостоверения могут выдаваться сельскими советами, волостными (районными) исполнительными комитетами, домоуправлениями и милицией.
35. Вкладчик или его представитель могут требовать по почте или по телеграфу перевода вклада или части его в другую сберегательную кассу: а) для дальнейшего хранения на имя вкладчика или на имя другого лица или предъявителя и б) для выдачи самому вкладчику или другому указанному им лицу.
36. Вкладчику предоставляется право особой надписью на именном вкладном документе указывать лиц, которым должен быть выдан вклад в случае его смерти, с соблюдением установленных общими законами правил в отношении размера переходящего по наследству имущества и круга лиц, допускаемых к наследованию.
37. В случае утраты именной сберегательной книжки вкладчик или его законный представитель получает новую книжку не позже трех дней по заявлении им об утрате книжки, при чем лицо, неизвестное кассе, должно представить удостоверение личности.
Восстановление утраченных предъявительских документов может иметь место лишь по судебному о том определению в порядке особого производства по делам о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (вызывного производства).
38. Размер процентов по вкладам устанавливается следующий: а) по вкладам бессрочным, условным и с особым назначением, а равно по текущим счетам для отдельных граждан – 8 % годовых, для юридических лиц – 6 %; б) по вкладам срочным для всех вкладчиков – 9 %.
В начале каждого года наросшие за предшествующий год проценты причисляются к капиталу вкладчика для дальнейшего наращения процентов.
Б. Ссудные операции
39. Государственные трудовые сберегательные кассы выдают с разрешения народного комиссара финансов Союза ССР срочные ссуды под залог облигаций государственных займов и под другие ценные бумаги.
40. Ценности, принятые государственными трудовыми сберегательными кассами в обеспечение выданных ими ссуд не могут быть подвергнуты аресту или секвестру ни по частным, ни по государственным взысканиям и не могут быть причислены к общей массе имущества должника до полного погашения долга его государственной сберегательной кассе с причитающимися по этому долгу процентами, за исключением случая предъявления претензии по заработной плате или по социальному страхованию, при условии, если эту претензию нельзя удовлетворить из другого имущества вкладчика. В случае неплатежа обеспеченной залогом ссуды государственная трудовая сберегательная касса в праве реализовать заложенные ценности своим распоряжением в порядке, утвержденном народным комиссаром финансов Союза ССР. При удовлетворении своих претензий из заложенных ценностей государственные трудовые сберегательные кассы пользуются преимуществом перед всеми кредиторами вкладчика (в том числе и залогодержателями) как частными, так и государственными, за исключением тех из них, которым по закону принадлежит преимущество перед претензией залогодержателя.
В. Прочие операции
41. Государственным трудовым сберегательным кассам предоставляется с разрешения народного комиссара финансов Союза ССР производить фондовые операции в пределах существующих узаконений.
42. Кроме перечисленных выше операций, государственные трудовые сберегательные кассы с разрешения народного комиссара финансов Союза ССР могут производить и другие финансовые и банковые операции.
VI. Отчетность государственных трудовых сберегательных касс
43. Операционный год государственных трудовых сберегательных касс считается с 1 октября по 30 сентября включительно. Формы, сроки и порядок представления отчетности, правила составления баланса, формы и порядок счетоводства государственных трудовых сберегательных касс устанавливаются главным управлением государственных трудовых сберегательных касс и утверждаются народным комиссаром финансов Союза ССР.
44. Годовой отчет государственных трудовых сберегательных касс составляется не позднее 1 февраля следующего за операционным года.
Для проверки годового отчета народным комиссаром финансов Союза ССР ежегодно назначается ревизионная комиссия, в распоряжение которой по ее о том требованию предоставляются все необходимые для ревизии материалы.
Годовой отчет представляется главным управлением государственных трудовых сберегательных касс для проверки ревизионной комиссии не позже 1 февраля следующего за операционным года; по проверке отчета ревизионной комиссией не позже 1 апреля того же года главное управление государственных трудовых сберегательных касс представляет его с заключением ревизионной комиссии и своей объяснительной запиской народному комиссару финансов Союза ССР на утверждение.
Периодические балансы государственных трудовых сберегательных касс, а также извлечения из годового отчета и годовой баланс публикуются во всеобщее сведение в официальных органах печати.
Председатель ЦИК Союза ССР
М. КАЛИНИН
Председатель СНК Союза ССР
А. РЫКОВ
Секретарь ЦИК Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ
[1] Устав был пересмотрен лишь в 1929 г. (см. Устав Государственного банка СССР 1929 г.), однако переподчинение Госбанка союзным властям было проведено вскоре после издания этого постановления.[2] Постановление было утверждено ЦИК 24.10.1924 г. Приводится с поправками, внесенными постановлением ЦИК и СНК СССР от 20.11.1925 г.[3] См. выше Законы о введении нэпа в денежном обращении. 1921-1922 гг.[4] Утверждено ЦИК и СНК СССР.