Законы о внесении поправок в Конституцию РСФСР 1925 г.

1926-1935 гг.

 

Конституция 1925 г., несмотря на относительный малый срок действия, потребовала большого числа поправок. Вызвано это было, прежде всего, включением в нее списка правительственных ведомств. Любая их реорганизация (в т.ч. на союзном уровне) требовала конституционной поправки. Они вносились также из-за попытки замены двухзвенного административного деления (губерния – уезд) трехзвенным (область – округ – район) с последующим возвращением к двухзвенному (область – район).

 

 

 

 

 

 

 

 


Постановление XIV Всероссийского Съезда Советов об изменении и дополнении ст. ст. 1, 4, 12, 13, 15, 16, 17, 20, 21, 22, 25, 27, 29, 32, 35, 36, 38, 43, 44, 45, 49, 50, 51, 52, 54, 57, 58, 59, 61, 62, 64, 65, 66, 67, 69, 84 и 89 Конституции (Основного Закона) РСФСР. 18.5.1929 г. 

 

XIV Всероссийский Съезд советов постановляет:

Ст. 1. Настоящая Конституция (Основной закон) Российской социалистической федеративной советской республики исходит из основных положений Декларации прав трудящегося и эксплоатируемого народа, принятой III Всероссийским Съездом советов, декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г. и основных начал Конституции (Основного закона) Российской социалистической федеративной советской республики, принятой V Всероссийским Съездом советов, и имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

Ст. 4. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами[1].

Ст. 12. Российская социалистическая федеративная советская республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованиям за революционно-освободительную деятельность.

Ст. 13. Признавая право всех наций на самоопределение вплоть до отделения, Российская социалистическая федеративная советская республика, исходя из твердо выраженной воли трудящихся отдельных национальностей, населяющих Российскую социалистическую федеративную советскую республику, к оформлению своего государственного бытия в составе Российской социалистической федеративной советской республики, объединяется с этими национальностями путем образования в составе Российской социалистической федеративной советской республики национальных автономных советских социалистических республик и областей.

Исходя из равенства прав граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности, Российская социалистическая федеративная советская республика объявляет совершенно несовместимым с основными законами Республики какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия, а равно установление или допущение каких бы то ни было (прямых или косвенных) преимуществ для отдельных национальностей[2] и признает за всеми гражданами Российской социалистической федеративной советской республики право и обеспечивает им полную возможность свободного пользования родным языком на съездах, в суде, школе, управлении и общественной жизни.

Ст. 15. Вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи являются социалистической государственной собственностью на основах, определяемых особыми законами Союза советских социалистических республик и верховными органами Российской социалистической федеративной советской республики.

 

 


Постановление XV Всероссийского Съезда советов об изменении статей 20, 37, 38, 47, 49, 50, 51, 52, 57, 64 и 67 Конституции (Основного закона) РСФСР. 4.3.1931 г. 

 

 

 


Постановление XVI Всероссийского съезда советов об изменении статей 32, 37, 38, 40, 41, 47, 76 и 80 Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. 23.1.1935 г. 

 

 

 

[1] Показательно, что допускалась лишь свобода антирелигиозной пропаганды и лишь исповедания (но не пропаганды) религий.[2] На практике в 20-е гг. устанавливались преимущества для т.н. "титульных" народностей и представителей национальных меньшинств при назначениях на руководящие и престижные должности, зачислении в вузы и т.п.