Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. и другие союзные уголовные законы. 1924-1926 гг.
Основные начала уголовного законодательства СССР 1924 г. были первым общесоюзным законом об уголовном праве в целом. По содержанию они в основном повторяли общую часть Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. (см.). Показательно, что новый закон, оставляя особенную часть уголовного законодательства (за исключением воинских преступлений) в компетенции союзных республик, тем не менее устанавливал право союзных властей решить любой соответствующий вопрос. На этом основании уже 1925 г. на союзном уровне была установлена ответственность за шпионаж.
Положение о воинских преступлениях заменило соответствующие постановления Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. (см.), развив и расширив их. Показательно, что за взаимные оскорбления красноармейцы – подчиненный и начальник – наказывались одинаково.
Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 31.10.1924 г.[1]
Уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик имеет своей задачей судебно-правовую защиту государства трудящихся от общественно-опасных деяний, подрывающих власть трудящихся или нарушающих установленный ею правопорядок.
Задача эта осуществляется путем применения к правонарушителям мер социальной защиты в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик, на основании общих начал, изложенных в следующих статьях:
Раздел I. Пределы действия уголовного законодательства
1. Все лица, находящиеся на территории Союза ССР, кроме пользующихся экстерриториальностью иностранных граждан, подлежат за совершенные ими на территории Союза ССР преступления ответственности по уголовным законам места совершения преступления.
Граждане Союза ССР подлежат, кроме того, ответственности за совершенные ими за границей преступления, в случае их задержания на территории Союза ССР, по законам места задержания или предания суду или следствию.
Вопрос об уголовной ответственности иностранных граждан, пользующихся экстерриториальностью, разрешается дипломатическим путем.
Раздел II. Общие постановления
2. Подлежат различию две категории преступлений:
а) направленные против основ советского строя, установленного в Союзе ССР волею рабочих и крестьян, и потому признаваемые наиболее опасными;
б) все остальные преступления.
За первые преступления в уголовных законах Союза и союзных республик подлежит определению предел, ниже которого суд не может назначить меру социальной защиты, по всем же остальным преступлениям подлежит определению в законе лишь высший предел.
3. Отдельные виды преступлений и порядок применения к ним мер социальной защиты определяются уголовными законами союзных республик, за исключением преступлений государственных и воинских.
Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР предоставляется право в необходимых случаях указывать союзным республикам роды и виды преступлений, по которым Союз ССР считает необходимым проведение определенной линии единой карательной политики.
Если же общественно-опасные деяния прямо не предусмотрены уголовным законодательством, то основания и пределы ответственности, а также меры социальной защиты определяются судом по аналогии с теми статьями уголовных кодексов, которые предусматривают наиболее сходные по важности и роду преступления.
4. Меры социальной защиты применяются с целью:
а) предупреждения преступлений; б) лишения общественно-опасных элементов возможности совершать новые преступления; в) исправительно-трудового воздействия на осужденных.
Задач возмездия и кары уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик себе не ставит. Все меры социальной защиты должны быть целесообразны и не должны иметь целью причинение физического страдания и унижение человеческого достоинства.
5. Меры социальной защиты разделяются на:
а) меры судебно-исправительного характера;
б) меры медицинского характера и
в) меры медико-педагогического характера.
6. Меры социальной защиты судебно-исправительного характера применяются лишь в отношении лиц, которые: а) действуя умышленно, предвидели общественно-опасный характер последствий своих действий, желали этих последствий или сознательно допускали их наступление, или б) действуя неосторожно, не предвидели последствий своих действий, хотя и должны были их предвидеть, или легкомысленно надеялись предотвратить таковые последствия.
7. Меры медицинского характера подлежат применению в отношении лиц, совершивших преступления в состоянии хронической душевной болезни или временного расстройства душевной деятельности, или в таком болезненном состоянии, когда не могли давать себе отчета в своих действиях, или руководить ими, а равно в отношении тех, которые хотя и действовали в состоянии душевного равновесия, но к моменту вынесения приговора заболели душевной болезнью.
8. Меры социальной защиты медико-педагогического характера подлежат обязательному применению к малолетним; в отношении несовершеннолетних они подлежат применению только в тех случаях, когда соответствующими органами будет признано невозможным применение к этим лицам мер социальной защиты судебно-исправительного характера. Во всех остальных случаях вопрос о применении мер медико-педагогического характера решается судом.
Примечание. Определение возраста несовершеннолетних и малолетних, как равно и обязательные случаи применения к несовершеннолетним мер социальной защиты судебно-исправительного характера и предел смягчения последних, определяется уголовными кодексами союзных республик.
9. Меры социальной защиты не применяются вовсе к лицам, совершившим действия, предусмотренные уголовными законами, если судом будет признано, что эти действия совершены лишь в состоянии необходимой обороны против посягательств на советскую власть и революционный порядок либо на личность и права обороняющегося или другого лица, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Меры социальной защиты не применяются, когда те же действия совершены для отвращения опасности, которая была неотвратима при данных обстоятельствах другими средствами, если причиненный при этом вред является менее важным по сравнению с предупрежденным вредом.
10. Уголовное преследование не может быть возбуждено:
а) когда со времени совершения преступления, за которое уголовными законами в качестве меры социальной защиты определено лишение свободы на срок не ниже 5 лет, прошло 10 лет;
б) когда со времени совершения преступления, за которое определено лишение свободы не ниже одного года, прошло 5 лет;
в) по всем остальным преступлениям, когда со времени совершения их прошло три года.
Давность применяется: а) если за все это время не было никакого производства или следствия по данному делу и б) если притом совершивший преступление, покрываемое давностью, не совершил за указанный в настоящей статье срок какого-либо другого однородного или не менее тяжкого преступления.
Обвинительный приговор не приводится вовсе в исполнение, если он не был приведен в исполнение в течение 10 лет со дня вынесения приговора.
Примечание 1. Союзным республикам предоставляется в случаях, указанных в п. "в", понижать давностные сроки по отдельным видам преступления.
Примечание 2. Высшая мера социальной защиты (расстрел) подлежит обязательной замене по выбору суда изгнанием из пределов Союза ССР или лишением свободы со строгой изоляцией, если со времени совершения преступления прошло не менее 10 лет.
Примечание 3. В случаях привлечения к уголовной ответственности за активные действия и активную борьбу против рабочего класса и революционного движения, проявленную на ответственных или особо секретных должностях при царском строе, а равно в случае совершения контрреволюционного преступления – применение давности в каждом случае предоставляется по усмотрению суда.
11. Если начатое преступление не было доведено до конца, т.е. если преступный результат по каким-либо причинам не наступил, то суд при выборе мер социальной защиты, назначенных уголовным законом за данный вид преступления, руководствуется степенью опасности лица, совершившего преступление, и степенью осуществления преступного намерения.
12. Меры социальной защиты применяются в отношении всех соучастников (подстрекателей, исполнителей, пособников) в зависимости как от степени их социальной опасности, так и от степени участия в преступлении.
Раздел III. Меры социальной защиты и их применение судом
13. Мерами социальной защиты судебно-исправительного характера являются:
а) объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда;
б) лишение свободы со строгой изоляцией;
в) лишение свободы без строгой изоляции;
г) принудительные работы без лишения свободы;
д) поражение прав;
е) удаление из пределов Союза ССР на срок;
ж) удаление из пределов союзной республики или из пределов отдельной местности с поселением в тех или иных местностях или без такового, с запрещением проживания в тех или иных местностях или без такового запрещения;
з) увольнение от должности;
и) запрещение занятия той или иной должности или занятия той или иной деятельностью или промыслом;
к) общественное порицание;
л) конфискация имущества;
м) штраф и
н) предостережение.
Примечание 1. Союзным республикам принадлежит право устанавливать и иные меры социальной защиты в соответствии с настоящими основами и общими принципами уголовного законодательства Союза ССР.
Примечание 2. Временно в качестве высшей меры социальной защиты впредь до полной ее отмены Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР для борьбы с наиболее тяжкими видами преступления, угрожающими основам советской власти и советского строя, допускается расстрел.
Применение в качестве меры социальной защиты расстрела по суду подлежит особому регулированию законодательством Союза ССР и союзных республик – последними в соответствии с директивными указаниями Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
Расстрел не может применяться к не достигшим 18-летнего возраста и к женщинам, находящимся в состоянии беременности.
14. Меры социальной защиты: поражение прав, удаление из пределов Союза ССР на срок, удаление из пределов Союзной Республики или из пределов отдельной местности с поселением в тех или иных местностях или без такового, с запрещением проживания в тех или иных местностях или без такового запрещения, увольнение от должности, запрещение занятия той или иной должности или занятия той или иной деятельностью или промыслом, общественное порицание, конфискация имущества, штраф, предостережение (п. п. "д", "е", "ж", "з", "и", "к", "л", "м" и "н", ст. 13) могут быть применяемы судом как в качестве самостоятельных, так и в качестве дополнительных мер социальной защиты.
15. Мерами социальной защиты медицинского характера являются: принудительное лечение и помещение в медико-изоляционные учреждения.
16. К мерам медико-педагогического характера относятся:
а) отдача несовершеннолетних на попечение родителям, родственникам или другим лицам, учреждениям и организациям;
б) помещение в специальные заведения.
17. Объявление врагом трудящихся, а равно изгнание из пределов Союза ССР с лишением гражданства Союза ССР навсегда применяются в качестве мер социальной защиты лишь в отношении лиц, осужденных за преступления, угрожающие основам советского строя. В случае самовольного возвращения лица, изгнанного по судебному приговору из пределов Союза ССР, а равно в случае невозможности фактически привести в исполнение приговор об изгнании суд применяет к нему иную меру социальной защиты не ниже, однако, лишения свободы со строгой изоляцией на пять лет.
18. Лишение свободы устанавливается на срок не свыше десяти лет и обязательно соединяется с мерами исправительно-трудового воздействия.
Время предварительного заключения, а также время, проведенное в заключении с момента объявления приговора до вступления его в законную силу, обязательно засчитывается в срок лишения свободы, определенный судом. При применении иных мер социальной защиты, указанных в п. п. "г", "д", "е", "ж", "з", "и", "к", "л", ст. 13 настоящего Закона, суду предоставляется право принимать во внимание предварительное лишение свободы до суда.
Порядок зачета предварительного лишения свободы определяется законодательством союзных республик.
19. Принудительные работы без лишения свободы назначаются на срок не свыше одного года. Характер и организация принудительных работ, а равно и порядок замены принудительных работ лишением свободы определяется законодательством союзных республик.
Примечание. Военнослужащие отбывают принудительные работы в штрафных воинских частях.
20. Поражение прав заключается в лишении:
а) активного и пассивного избирательного права;
б) права быть членом общественных и профессиональных организаций;
в) права занимать те или иные государственные должности, исполнять общественные обязанности и носить почетное звание.
Лишение прав назначается на срок не свыше 5 лет. В случаях, когда лишение прав присоединяется в качестве дополнительной меры социальной защиты при одновременном назначении лишения свободы, таковое распространяется на все время отбытия заключения и сверх того на срок, указанный судом.
21. При поражении прав суд обязан войти с представлением в соответствующий центральный исполнительный комитет о лишении осужденного знаков отличия, назначаемых Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР и центральными исполнительными комитетами союзных республик.
Примечание. Лишение прочих знаков отличия или почетных званий производится постановлением суда.
22. Удаление из пределов союзной республики или из пределов отдельной местности с поселением в тех или иных местностях или без такового, с запрещением проживания в тех или иных местностях или без такового запрещения назначается судом в отношении лиц, признанных по своей преступной деятельности или по связи с преступной средой в данной местности социально опасными. Эта мера может быть применяема судом по предложению органов прокуратуры к указанной категории лиц как независимо от привлечения их к судебной ответственности за совершение определенного преступления, так и в том случае, когда они, будучи привлечены по обвинению в совершении определенного преступления, будут судом оправданы, но признаны социально опасными.
Удаление из пределов союзной республики допускается лишь в порядке, особо определяемом общесоюзным законодательством; удаление из отдельной местности в пределах одной и той же союзной республики допускается в порядке, определяемом законодательством союзной республики.
Меры социальной защиты, упоминаемые в настоящей статье, назначаются на срок не свыше 5 лет.
23. Запрещение заниматься определенной профессией или промыслом применяется судом как мера социальной защиты на срок не свыше 5 лет.
24. Общественное порицание заключается в выражении приговоренному осуждения за совершенное им преступление.
25. Конфискация имущества состоит в принудительном и безвозмездном отчуждении государством всего или точно определенной судом части имущества осужденного. Конфискации не подлежат необходимые для осужденного и его семьи предметы домашнего обихода и служащие средством к существованию орудия мелкого кустарного, ремесленного или сельскохозяйственного производства. Количество необходимого для профессиональной работы инвентаря, предметов питания и денежных сумм, подлежащих оставлению осужденному, устанавливается законодательством союзных республик.
26. При конфискации имущества государство не отвечает по обременяющим имущество долгам и обязательствам, если таковые возникли после принятия следственными властями мер по охране имущества и притом без согласия охраняющего органа.
В отношении претензий, подлежащих удовлетворению за счет конфискуемого имущества, государство отвечает лишь в пределах актива с соблюдением следующего порядка очередности: в первую очередь подлежат удовлетворению получатели заработной платы, во вторую – претензии органов социального страхования по социальному страхованию, в третью – претензии других государственных органов и в четвертую – все остальные претензии.
27. Штраф налагается судом в соответствии с имущественным положением осужденного. В случае невнесения штрафа штраф может быть заменен принудительными работами, причем порядок такой замены определяется законодательством союзных республик. Замена штрафа лишением свободы и лишения свободы штрафом не допускаются.
Примечание. Предметы, не подлежащие конфискации согласно ст. 25, не могут быть изъяты и при наложении штрафа.
28. Если суд при вынесении оправдательного приговора усмотрит, что поведение подсудимого дает возможность опасаться совершения им преступления в будущем, то судом может быть объявлено подсудимому предостережение.
29. Меры социальной защиты медико-педагогического и медицинского характера, если таковые не были применены соответствующими органами до судебного разбирательства, могут быть применены судом в случае, если он признает несоответствующим данному случаю применение мер социальной защиты судебно-исправительного характера.
30. При определении судом мер социальной защиты учитывается степень и характер опасности преступника и совершенного им преступления, личность преступника, мотивы преступления, а также насколько само преступление в данных условиях места и времени является общественно-опасным.
31. Суд при определении мер социальной защиты прежде всего разрешает вопрос об общественной опасности настоящего преступления, после чего при определении конкретной меры принимает более строгую меру социальной защиты:
а) если преступление совершено в целях восстановления власти буржуазии;
б) если преступление совершено лицом, в той или иной мере связанным с принадлежностью в прошлом или настоящем к классу лиц, эксплуатирующих чужой труд;
в) если преступление, хотя и не направлено непосредственно против интересов советского государства или интересов трудящихся, но по своим объективным результатам может принести ущерб этим интересам;
г) если преступление совершено группой, бандой или рецидивистом;
д) если преступление совершено из корыстных или иных низменных побуждений;
е) если оно совершено с особой жестокостью, насилием или хитростью.
32. Более мягкая мера социальной защиты определяется судом, если преступление было совершено:
а) хотя и с превышением мер необходимой обороны, но для защиты от посягательств на советскую власть, революционный правопорядок или личность и права оборонявшегося либо другого лица;
б) рабочим или трудовым крестьянином;
в) в первый раз;
г) по мотивам, лишенным корысти и каких бы то ни было низменных побуждений;
д) под влиянием угрозы, принуждения, служебной или экономической зависимости;
е) под влиянием сильного душевного волнения;
ж) в состоянии голода, нужды и вообще под влиянием стечения тяжелых личных или семейных условий;
з) по невежеству, несознательности или случайному стечению обстоятельств;
и) лицом, не достигшим совершеннолетия, или в состоянии беременности.
33. Когда в совершенном обвиняемым деянии содержатся признаки нескольких преступлений, а равно в случае совершения обвиняемым до вынесения приговора двух или более преступлений меры социальной защиты определяются по тому преступлению, которое влечет за собой более строгую меру.
34. В случае, если, по мнению суда, из обстоятельств дела вытекает целесообразность назначения меры социальной защиты ниже низшего предела, установленного законом в соответствующей статье, таковое понижение допускается исключительно с приведением соответствующих мотивов.
35. В случаях, когда суд по тем или иным соображениям признает целесообразным совершенно освободить совершившего преступление от применения меры социальной защиты, или хотя и признает целесообразным, но не считает для себя возможным понизить меру социальной защиты – суду предоставляется право войти с ходатайством о том в подлежащий центральный исполнительный комитет.
Право освобождать осужденных от применения мер социальной защиты и понижать установленную законом меру социальной защиты принадлежит в отношении приговоров народных судов, а равно губернских, областных и соответствующих им судов и верховных судов союзных республик – центральным исполнительным комитетам последних по принадлежности, а в отношении приговоров Верховного суда Союза ССР и военных трибуналов – Центральному Исполнительному Комитету Союза ССР.
36. Если при вынесении приговора, присуждающего к принудительным работам или к лишению свободы со строгой изоляцией или без нее, окажется, что степень общественной опасности осужденного не требует изоляции его или назначения ему принудительных работ, то суду предоставляется право постановить о неприведении приговора в исполнение под условием несовершения осужденным нового не менее тяжелого преступления в течение установленного судом срока, который не может быть менее года и более 10 лет.
37. В случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока нового не менее тяжелого преступления условно отсроченная мера социальной защиты приводится в исполнение независимо от меры социальной защиты, назначенной по новому делу, но с тем, что, если в последнем случае определено лишение свободы, таковое по совокупности не должно превышать 10 лет.
Условия и порядок применения условного осуждения устанавливаются законодательством союзных республик.
Раздел IV. Об условно-досрочном освобождении осужденного от применения определенной судом меры социальной защиты
38. К лицам, присужденным к срочным мерам социальной защиты и обнаруживающим исправление, может быть применено условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания определенной судом меры социальной защиты.
Оно выражается либо в освобождении от дальнейшего отбывания приговора, либо в замене определенной судом меры социальной защиты более мягкой мерой и применяется судом, вынесшим приговор, или судом того района, где содержится осужденный. Порядок применения условно-досрочного освобождения определяется законодательством союзных республик.
39. Если условно-досрочно освобожденный совершит в течение неотбытого срока новое не менее тяжелое преступление, то неотбытая им часть срока присоединяется к мере социальной защиты, принятой судом в отношении его за новое не менее тяжелое преступление. Если в качестве меры социальной защиты определено судом лишение свободы, то общий срок не может превышать 10 лет.
Положение о воинских преступлениях. 31.10.1924 г.[2]
1. Воинскими преступлениями признаются преступления военнослужащих рабоче-крестьянской Красной армии и рабоче-крестьянского Красного флота, лиц, зачисленных в команды обслуживания, и лиц, призываемых на службу в территориальные формирования на время отбывания ими сборов, направленные против установленного порядка несения военной службы, если притом эти преступления по своему характеру и значению не могут быть совершены гражданами, не состоящими на военной или военно-морской службе.
2. Сопротивление исполнению законно отданного по военной службе приказания или распоряжения влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок не ниже 6 месяцев.
То же деяние, совершенное с насилием над личностью начальника или в боевой обстановке, влечет за собой применение высшей меры социальной защиты.
3. Неисполнение военнослужащим законного приказания по службе, если это неисполнение имело место в боевой обстановке, влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок не менее 3 лет, а если оно повлекло за собой вредные последствия для боевых действий – высшую меру социальной защиты.
Те же деяния, совершенные не в боевой обстановке, влекут за собой применение меры социальной защиты – лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже 1 года.
Если неисполнение законного приказания было учинено по явной несознательности, то применяются правила устава дисциплинарного.
4. Оскорбление насильственным действием военнослужащим своего начальника при выполнении последним служебных обязанностей влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже одного года.
Если же оскорбление было нанесено только на словах или не насильственным действием, то применяется направление в штрафные части на срок не ниже 6 месяцев, при смягчающих же обстоятельствах применяются правила устава дисциплинарного. Те же деяния, учиненные при тех же условиях начальником в отношении подчиненного ему военнослужащего, влекут за собой применение мер социальной защиты на тех же основаниях.
5. Самовольное оставление военнослужащим своей части или места службы, продолжающееся менее 6 суток, при условии добровольной явки признается самовольной отлучкой. В этих случаях в отношении самовольно отлучившихся подлежат применению правила устава дисциплинарного. Самовольное же оставление военнослужащим своей части или места службы, продолжающееся свыше 6 суток, хотя бы военнослужащий и явился добровольно, а равно и продолжающееся менее 6 суток, если военнослужащий в течение указанного срока не возвратился добровольно, или неоднократная (не менее 3 раз) самовольная отлучка признаются побегом. Всякое самовольное оставление военнослужащим своей части или места службы в боевой обстановке влечет за собой применение мер социальной защиты, как за побег.
Ответственности за побег или за самовольную отлучку подвергаются также и военнослужащие, не явившиеся в срок без уважительных причин из командировок, кратковременных отпусков, отпусков по болезни, при переводах и перемещениях и в иных подобных случаях.
Оставление лицами переменного состава, военнослужащими, а также лицами кадрового состава территориальных частей во время территориальных сборов, продолжающееся не свыше 2 суток, считается самовольной отлучкой.
Оставление частей теми же лицами в тех же условиях, продолжающееся свыше 2 суток, приравнивается к побегу.
6. Побег, совершенный в первый раз: а) при наличии смягчающих обстоятельств или малой политической сознательности влечет за собой применение в качестве меры социальной защиты направление в штрафные части на срок до 3 месяцев; б) при отсутствии смягчающих обстоятельств применяется лишение свободы на срок до 1 года.
7. Побег, совершенный во второй раз, влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок до 2 лет со строгой изоляцией.
Побег, совершенный более чем двукратно, влечет применение меры социальной защиты в виде лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже 3 лет, причем суд обязан определить в приговоре порядок дальнейшего отбывания военнослужащим обязательной для него военной службы.
8. Побег, совершенный в военное время или при боевой обстановке красноармейцем, а равно и побег, совершенный как в мирной, так и в боевой обстановке лицом командного, административно-хозяйственного или политического состава, влечет за собой применение высшей меры социальной защиты, а при смягчающих обстоятельствах – лишение свободы на срок не ниже 3 лет с конфискацией имущества, причем в военное время приговор к лишению свободы в отношении личного отбывания может быть отложен до окончания военных действий, осужденный же направляется в действующие части армии или флота на должности по назначению военного командования.
9. Уклонение военнослужащего от военной службы путем причинения себе какого-либо повреждения или симуляции такового (глухоты, немоты, слепоты, душевной болезни и т.п.) или путем подлога документов, подстрекательство к совершению этого деяния или способствование ему – влекут за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок до 3 лет с конфискацией имущества или без таковой.
Те же деяния, учиненные в военное время или при боевой обстановке, влекут за собой высшую меру социальной защиты и, при смягчающих обстоятельствах, лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже 3 лет с конфискацией имущества.
10. Противозаконное отчуждение (промотание) военнослужащим выданных ему для пользования предметов казенного обмундирования и амуниции, а равно утрата, умышленная порча или оставление их без присмотра и в ненадлежащем месте влекут за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок до одного года. При смягчающих обстоятельствах применяются правила устава дисциплинарного с возмещением стоимости отчужденных, испорченных или утраченных вещей.
Те же деяния, учиненные в отношении выданных для служебного употребления холодного или огнестрельного оружия, патронов и лошади, влекут применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок не ниже одного года.
Те же деяния, совершенные в военное время или в боевой обстановке, влекут за собой применение меры социальной защиты – в случаях, предусмотренных 1 частью настоящей статьи, лишение свободы на срок не ниже одного года, в случаях же, предусмотренных 2 частью настоящей статьи – лишение свободы не ниже трех лет или высшую меру социальной защиты.
Лица, принявшие от военнослужащего по какому бы то ни было основанию (покупка, обмен, дарение, заклад и т.п.) упомянутые в этой статье предметы, подлежат ответственности как соучастники.
11. Нарушение военнослужащим уставных правил караульной службы и законно изданных в развитие этих правил особых приказов и распоряжений, не сопровождавшееся вредными последствиями, влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок до 6 месяцев или направление в штрафные части и, при наличии смягчающих вину обстоятельств, применение правил устава дисциплинарного.
То же деяние и при том же условии, если, однако, оно было учинено в караулах, имеющих посты у арестованных, у денежных кладовых и ящиков, складов оружия, огнестрельных припасов и взрывчатых веществ, а равно в караулах, имеющих особо важное государственное или военное значение, влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы до одного года.
То же деяние, если оно повлекло за собой одно из вредных последствий, в предупреждение которых учрежден данный караул, влечет в мирное время лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже одного года, а если оно было сверх того совершено в военное время или в боевой обстановке – высшую меру социальной защиты с понижением, при смягчающих вину обстоятельствах, до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже 3 лет.
12. Превышение лицом командного, административно-хозяйственного или политического состава предоставленных ему прав или бездействие его, а равно злоупотребление правами, если таковые не повлекли за собой серьезных последствий, влечет за собой применение правил устава дисциплинарного.
Те же действия, если они повлекли за собой материальный ущерб или дезорганизацию вверенных ему сил или порученного ему дела или повлекли за собой разглашение тайн или стратегических планов, или какие-либо иные важные последствия, влекут за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже одного года.
Если же действия были совершены из корыстных или иных личных побуждений, то мера социальной защиты может быть повышена, в зависимости от обстановки, до высшей меры социальной защиты.
13. Самовольное отступление военного начальника от данной ему диспозиции или иного распоряжения, отданного для боя, сдача им неприятелю вверенных ему отрядов, укрепления или военного судна, а равно уничтожение или приведение в негодность укреплений, судов, орудий, складов оружия, продовольственных припасов и других предметов, принадлежащих к средствам ведения войны, в тех случаях, если они учинены были в целях способствования неприятелю – влекут за собой применение высшей меры социальной защиты.
Указанные действия, повлекшие вредные последствия, хотя бы совершенные без всякого намерения способствовать неприятелю, но вопреки соответствующим общим воинских правилам и инструкциям – влекут за собой применение меры социальной защиты не ниже трех лет лишения свободы, а в особо отягчающих случаях – высшую меру социальной защиты.
Одно только самовольное отступление военного начальника от данной для боя диспозиции или иного отданного для боя распоряжения без указанных выше последствий, если они были совершены в силу неправильной оценки, с точки зрения пользы дела, сложившейся во время боя обстановки – влечет за собой применение меры социальной защиты в судебном или дисциплинарном порядке в зависимости от существа дела, по усмотрению военного начальства.
14. Самовольное оставление поля сражения во время боя или преднамеренная, не вызывавшаяся боевой обстановкой сдача в плен, или отказ во время боя действовать оружием влечет за собой применение высшей меры социальной защиты.
15. Переписка или сношение другими способами военнослужащего во время войны непосредственно или через других лиц с лицами, принадлежащими к составу неприятельской армии или ее обслуживающими, или проживающими во владениях неприятеля или в местности, занятой войсками неприятеля – влекут применение меры социальной защиты в виде лишения свободы со строгой изоляцией на срок до трех лет.
Те же деяния, если они сопровождались, хотя и без умысла способствовать неприятелю, сообщением сведений, могущих иметь какое-либо отношение к военным действиям, влекут применение меры социальной защиты – лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет.
16. Военный шпионаж, т.е. собирание, сообщение, передача сведений иностранным правительствам, контрреволюционным организациям и неприятельским армиям о вооруженных силах и об обороноспособности Союза ССР – влечет за собой применение высшей меры социальной защиты.
17. Мародерство, т.е. противозаконное отобрание при боевой обстановке у гражданского населения принадлежащего последнему имущества, с угрозой оружием или под предлогом необходимости его отобрания для военных целей, а также снятие с корыстной целью с убитых и раненых находящихся при них вещей, влечет за собой применение высшей меры социальной защиты с конфискацией всего имущества, с понижением при смягчающих обстоятельствах до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже 3 лет.
18. Противозаконное насилие над гражданским населением, учиненное военнослужащим в военное время или при боевой обстановке, влечет за собой применение мер социальной защиты в виде лишения свободы со строгой изоляцией не ниже 3 лет, а при отягчающих обстоятельствах – высшую меру социальной защиты.
19. Противозаконное использование начальником своего подчиненного для обслуживания личных потребностей начальника или его семейства влечет применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок до 6 месяцев.
Постановление ЦИК и СНК СССР о шпионаже, а равно о собирании и передаче экономических сведений, не подлежащих оглашению. 14.8.1925 г.
На основании ст. 3 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (Собр. Зак., 1924, № 24, ст. 205) Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
1. Шпионаж, т.-е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам, влекут за собой в качестве меры социальной защиты лишение свободы на срок не менее 3 лет, а в тех случаях, когда шпионаж вызвал или мог вызвать особо тяжелые последствия для интересов государства – расстрел.
Примечание 1. Специально охраняемой государственной тайной считаются сведения, перечисленные в особом перечне, утверждаемом Советом Народных Комиссаров Союза ССР и опубликовываемом во всеобщее сведение.
Примечание 2. В отношении военного шпионажа сохраняет силу ст. 16 положения о воинских преступлениях, утвержденного Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР 31 октября 1924 г. (Собр. Зак., 1924, № 24, ст. 207).
2. Собирание экономических сведений, не составляющих по своему содержанию специально охраняемой государственной тайны (ст. 1, примечание 1), но не подлежащих оглашению по прямому запрещению закона или по распоряжению руководителей ведомств, учреждений и предприятий, и передача их за вознаграждение или безвозмездно организациям и лицам, указанным в ст. 1, влекут за собой в качестве меры социальной защиты лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой на срок до 3 лет.
3. Центральным исполнительным комитетам союзных республик предлагается на основе настоящего Постановления внести соответствующие изменения в действующие уголовные кодексы.
Председатель ЦИК Союза ССР
А. ЧЕРВЯКОВ
Заместитель председателя СНК Союза ССР
Л. КАМЕНЕВ
Секретарь ЦИК Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ
Постановление ЦИК и СНК СССР о дополнении и изменении ст. ст. 18 и 19 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и ст. ст. 4, 6 и 11 Положения о воинских преступлениях. 5.3.1926 г.
Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
1. Внести в Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (Собр. Зак. Союза ССР, 1924, № 24, ст. 205) и в Положение о воинских преступлениях (Собр. Зак. Союза ССР, 1924, № 24, ст. 207) нижеследующие дополнения и изменения:
а) Статью 18 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик дополнить следующим примечанием:
"Примечание. Военнослужащие рядового и младшего начальствующего состава кадров Рабоче-крестьянской красной армии, приговоренные подлежащими судами за воинские или общеуголовные преступления к лишению свободы на срок не более одного года без строгой изоляции и без поражения прав, направляются в штрафные части.
Содержание в штрафных частях на срок, не превышающий двух месяцев, отбывается в порядке, установленном для дисциплинарных арестов".
б) Примечание к ст. 19 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик изложить в следующей редакции:
"Примечание. Принудительные работы без лишения свободы в отношении военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава кадров Рабоче-крестьянской красной армии заменяются лишением свободы на срок, равный одной шестой подлежащего применению срока принудительных работ".
в) Статью 4 Положения о воинских преступлениях изложить в следующей редакции:
"4. Оскорбление насильственным действием военнослужащим своего начальника при выполнении последним служебных обязанностей влечет за собою применение меры социальной защиты в виде лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже одного года.
Если же оскорбление было нанесено только на словах или ненасильственным действием, то применяется лишение свободы на срок до шести месяцев; при смягчающих же обстоятельствах применяются правила устава дисциплинарного. Те же деяния, учиненные при тех же условиях начальником в отношении подчиненного ему военнослужащего, влекут за собой применение мер социальной защиты на тех же основаниях".
г) Статью 6 Положения о воинских преступлениях изложить в следующей редакции:
"6. Побег, совершенный в первый раз:
а) при наличии смягчающих обстоятельств или малой политической сознательности влечет за собой применение в качестве меры социальной защиты лишение свободы на срок до трех месяцев;
б) при отсутствии смягчающих обстоятельств применяется лишение свободы на срок до одного года".
д) Статью 11 Положения о воинских преступлениях наложить в следующей редакции:
"11. Нарушение военнослужащими уставных правил караульной службы и законно изданных в развитие этих правил особых приказов и распоряжений, не сопровождавшееся вредными последствиями, влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок до шести месяцев; при смягчающих же обстоятельствах применяются правила устава дисциплинарного.
То же деяние и при том же условии, если оно было учинено в караулах, имеющих посты у арестованных, у денежных кладовых и ящиков, складов оружия, огнестрельных припасов и взрывчатых веществ, а равно в караулах, имеющих особо важное государственное или военное значение, влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы до одного года.
То же деяние, сопровождавшееся одним из вредных последствий, в предупреждение которых учрежден данный караул, влечет за собой: если оно было совершено в мирное время – лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже одного года; если же оно было совершено в военное время или в боевой обстановке – высшую меру социальной защиты, с понижением при смягчающих обстоятельствах до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет".
Настоящее Постановление вводится в действие с момента его опубликования.
Поручить центральным исполнительным комитетам союзных республик, на основе настоящего Постановления, внести соответствующие изменения в уголовное законодательство союзных республик.
Председатель ЦИК Союза ССР
М. КАЛИНИН
Председатель СНК Союза ССР
А. РЫКОВ
Секретарь ЦИК Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ
[1] Утвержден постановлением президиума ЦИК СССР.[2] Утверждено постановлением ЦИК СССР.