Законы о государственном управлении и высших органах власти. 1941-1945 гг.
Предлагаемые законы предусматривали реформы государственного управления в связи с началом Великой Отечественной войны.
В частности принятый в первый день войны указ о военном положении, в отличие от соответствующих законов 20-х гг. (см. Положения о мерах к охране революционного порядка. 1923-1926 гг.), основывался не на дореволюционном законодательстве и общих соображениях, о на потребностях военного времени. Он действовал до конца войны.
Созданный в качестве чрезвычайного органа Государственный комитет обороны через партийные и государственные органы, а также собственных уполномоченных централизовано руководил всеми сферами государственной и общественной жизни. Показательно, что создание ГКО не предусматривалось действовавшей Конституцией СССР 1936 г. (см.), однако в условиях чрезвычайности ситуации и номинального конституционализма это обстоятельство не вызвало каких-либо трудностей.
Верховный совет СССР первого созыва был избран в декабре 1937 г. на 4 года. Проведение новых выборов в военное время было неудобным, поэтому срок его полномочий ежегодно продлевался на 1 год. Выборы прошли только в декабре 1946 г.
Указ Президиума Верховного Совета СССР о военном положении. 22.6.1941 г.
1. Военное положение в соответствии со ст. 49 п. "п" Конституции СССР объявляется в отдельных местностях или по всему СССР в интересах обороны СССР и для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности.
2. В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов – высшему командованию войсковых соединений.
3. В местностях, объявленных на военном положении, военным властям (п. 2) предоставляется право:
а) в соответствии с действующими законами и постановлениями Правительства привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями;
б) устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений;
в) объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей;
г) производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у государственных, общественных и кооперативных предприятий и организаций, так и у отдельных граждан;
д) регулировать время работы учреждений и предприятий, в том числе театров, кино и т.д.; организацию всякого рода собраний, шествий и т.п.; запрещать появление на улице после определенного времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц;
е) регулировать торговлю и работу торгующих организаций (рынки, магазины, склады, предприятия общественного питания), коммунальных предприятий (бани, прачечные, парикмахерские т.д.), а также устанавливать нормы отпуска населению продовольственных и промышленных товаров;
ж) воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении;
з) выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении, или из отдельных ее пунктов лиц, признанных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой.
4. По всем вопросам, предусмотренным пунктом 3-м настоящего Указа, военные власти имеют право:
а) издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за неисполнение этих постановлений наказания в административном порядке в виде лишения свободы сроком до 6 месяцев или штрафа до 3000 рублей;
б) отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать от них безусловного и немедленного исполнения.
5. Все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации и предприятия обязаны оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны страны и обеспечения общественного порядка и безопасности.
6. За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежат уголовной ответственности по законам военного времени.
7. В изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел, в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов, а именно:
а) дела о государственных преступлениях;
б) дела о преступлениях, предусмотренных Законом от 7 августа 1932 года об охране общественной (социалистической) собственности;
в) все дела о преступлениях, совершенных военнослужащими;
г) дела о разбое (ст. 167 УК РСФСР и соответствующие ст. ст. УК других союзных республик);
д) дела об умышленных убийствах (ст. ст. 136 - 138 УК РСФСР и соответствующие ст. ст. УК других союзных республик);
е) дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи (ст. 81 УК РСФСР и соответствующие ей статьи УК других союзных республик);
ж) дела об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности (ст. 68 УК РСФСР и соответствующие ей статьи УК других союзных республик) и о сопротивлении представителям власти (ст. ст. 73, 73.1 и 73.2 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик);
з) дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия (ст. ст. 164а, 166а и 182 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик).
Кроме того, военным властям предоставляется право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных Уголовными Кодексами союзных республик, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения.
8. Рассмотрение дел в военных трибуналах производится по правилам, установленным "Положением о военных трибуналах в районах военных действий".
9. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежат и могут быть отменены или изменены лишь в порядке надзора.
10. Настоящий Указ распространяется также на местности, где в силу чрезвычайных обстоятельств отсутствуют местные органы государственной власти и государственного управления СССР.
Постановление Президиума Верховного Совета, ЦК ВКП(б) и СНК СССР о создании Государственного комитета обороны. 30.6.1941 г.
Ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, Президиум Верховного Совета СССР, Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР признали необходимым:
1. Создать Государственный Комитет Обороны в составе:
т. Сталин И.В. (председатель)
т. Молотов В.М. (заместитель председателя)
т. Ворошилов К. Е.
т. Маленков Г. М.[1]
т. Берия Л. П.[2]
2. Сосредоточить всю полноту власти в государстве в руках Государственного Комитета Обороны.
3. Обязать всех граждан и все партийные, советские, комсомольские и военные органы беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны.
Горьков Ю. А. Государственный Комитет Обороны постановляет (1941—1945). М., 2002. С. 495
Указ Президиума Верховного Совета СССР об отсрочке выборов в Верховный Совет СССР. 5.12.1941 г.
Ввиду обстоятельств военного времени отложить на год выборы в Верховный Совет СССР.
Продлить на означенный срок полномочия Верховного Совета СССР первого созыва.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН
Указ Президиума Верховного Совета СССР об отсрочке выборов в Верховный Совет СССР. 9.12.1942 г.
Отложить выборы в Верховный Совет СССР до декабря 1943 года и продлить на этот срок полномочия Верховного Совета СССР первого созыва.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН
Указ Президиума Верховного Совета СССР об отсрочке выборов в Верховный Совет СССР. 16.12.1943 г.
Отложить выборы в Верховный Совет СССР до декабря 1944 года и продлить на этот срок полномочия Верховного Совета СССР первого созыва.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН
Указ Президиума Верховного Совета СССР об упразднении Государственного комитета обороны. 4.9.1945 г.
В связи с окончанием войны и прекращением чрезвычайного положения в стране признать, что дальнейшее существование Государственного комитета обороны не вызывается необходимостью, в силу чего Государственный комитет обороны упразднить и все его дела передать Совету Народных Комиссаров СССР.
«Ведомости Верховного Совета СССР» 1945 г. № 61
[1] Маленков Георгий Максимилианович (1902-1988) – государственный деятель. Большевик с 1920. С 20-х гг. служил в партаппарате, в 1927-1930 технический секретарь политбюро ЦК ВКП(б), в 1936-1939 зав. отделом руководящих парторганов, в 1939-1946 секретарь и начальник управления кадров ЦК, в 1941-1945 член ГКО, курировал авиацию. В 1946-1953 заместитель председателя Совета министров, 1948-1953 одновременно секретарь ЦК. Инициатор "Ленинградского дела". Курировал создание водородной бомбы и первой в мире АЭС. В конце жизни Сталина его ближайший сотрудник. В 1953-1955 председатель Совета министров. Первое время считался преемником Сталина, но был быстро оттеснен Хрущевым. Маленков стал инициатором значительного улучшения финансирования сельского хозяйства и легкой промышленности, а также выдвинул идею о возможности "мирного сосуществования" социалистических и капиталистических стран. В 1955-1957 заместитель председателя Совета министров и министр электростанций. Член "антипартийной группы". В 1957-1967 директор ряда электростанций, затем на пенсии.[2] Берия Лаврентий Павлович (1899-1953) – государственный деятель, генеральный комиссар госбезопасности (1941), маршал (1945). С марта 1917 большевик. В 1919-1920 по заданию партии служил в азербайджанской контрразведке. В 1920 был управляющим делами ЦК компартии Азербайджана, в 1921-1922 заместитель председателя Азербайджанской ЧК, в 1922-1926 заместитель председателя, в 1926-1931 председатель ГПУ Грузии, участвовал в подавлении меньшевистского восстания 1924 г. В 1927-1930 нарком внутренних дел Грузии. В 1931 председатель ГПУ Закавказья, в 1931-1938 первый секретарь ЦК КП(б) Грузии, в 1932-1937 первый секретарь Закавказского крайкома ВКП(б). Руководил индустриализацией Грузии, добился установления высоких закупочных цен на субтропические культуры, что сделало грузинских колхозников самыми зажиточными в стране. В 1935 выдвинул "теорию" о наличии в большевистской партии до революции двух примерно равнозначных центров – эмигрантского во главе с Лениным и российского во главе со Сталиным. В 1938 заместитель наркома, в 1938-1945 нарком внутренних дел. Резко сократил масштаб репрессий, добился освобождения части арестованных. Одновременно руководил депортациями населения Прибалтики, Западных Белоруссии и Украины, был инициатором Катынского расстрела. В 1941-1953 заместитель председателя СНК (Совета министров). В 1941-1944 член, в 1944-1945 заместитель председателя ГКО и председатель его оперативного бюро. Инициатор поголовной высылки ряда народов Поволжья, Северного Кавказа и Крыма. После войны курировал атомный проект. В 1953 первый заместитель председателя Совета министров и министр внутренних дел, инициатор проведения массовой амнистии. Прекратил массовые репрессии, предлагал согласиться на объединение Германии и т.п. В июне 1953 руководил подавлением антикоммунистического восстания в ГДР. Из-за чрезмерной активности и самостоятельности Берии другие члены руководства во главе с заподозрили его в стремлении к личной диктатуре. По инициативе Хрущева и с согласия Маленкова Берия и был арестован и по официальной версии расстрелян по приговору специального судебного присутствия Верховного суда по обвинениям в незаконных репрессиях, шпионаже в пользу Великобритании и др. По другой версии убит при аресте.В последующем состав ГКО претерпел некоторые изменения.