Законы о судоустройстве и адвокатуре. 1938-1951 гг.

 

Предлагаемые законы были изданы на основе Конституции СССР 1936 г. (см.). Они в частности, значительно расширили полномочия Верховного суда СССР. Он из юридической комиссии президиума ЦИК, руководящую лишь военными трибуналами (см. Законы о высших и центральных органах власти СССР. 1923-1924 гг.), превратился в принимающую окончательные решения высшую инстанцию для всех судов Союза с неограниченными полномочиями. В частности, он получил право пересмотреть любое решение судов союзных республик. Также была введена формальная выборность народных судей и заседателей народных судов прямым голосованием.

В то же время судьи не получили не только реальную, но и формальную независимость. Они по прежнему могли быть уволены досрочно. По указу 1940 г. вынесение им дисциплинарных взысканий зависело от союзного и республиканских наркомов юстиции и начальников областных управлений юстиции. По указу 1948 г. были для этого созданы дисциплинарные коллегии, которые впрочем, были полностью подконтрольны председателю соответствующего суда.

 

Закон СССР о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. 16.8.1938 г.[1] 

 

Статья 1. В соответствии со ст. 102 Конституции СССР[2] правосудие в СССР осуществляется Верховным судом СССР, верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного совета СССР, народными судами.

Статья 14. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется в составе судьи и двух народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом, когда это разбирательство осуществляется тремя членами суда[3].

 

 

VII. Верховный суд СССР 

 

 

 


Положение об адвокатуре СССР. 16.8.1939 г.[4] 

 

 

 


Указ Президиума Верховного Совета СССР о дисциплинарной ответственности судей. 29.7.1940 г. 

 

 

 


Положение о дисциплинарной ответственности судей. 15.7.1948 г.[5] 

 

1. Конституцией СССР и Законом о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик на советский суд возложены ответственные задачи по осуществлению правосудия, укреплению социалистической законности, воспитанию граждан СССР в духе преданности Родине и делу социализма, в духе честного отношения к государственному и общественному долгу. Сталинская Конституция[6] отводит суду важное и почетное место в системе государственных органов. Судьи независимы и подчиняются только закону.

 

 


Положение о выборах народных судов РСФСР. 29.10.1951 г.[7] 

 

Исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся обязан зарегистрировать всех кандидатов в народные судьи и народные заседатели, выставленных общественными организациями и обществами трудящихся с соблюдением требований Конституции РСФСР, Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик и настоящего Положения о выборах[8].

63. Если поданное количество голосов по избирательному округу составляет меньше половины числа избирателей, имеющих право голосовать по этому округу, исполнительный комитет районного или городского совета депутатов трудящихся сообщает об этом немедленно президиуму верховного совета АССР или исполнительному комитету краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) совета депутатов трудящихся и назначает новые выборы не позднее чем в двухнедельный срок после первых выборов[9].

 

 

[1] Приводится с поправками, внесенными указом Президиума Верховного совета СССР от 16.9.1948 г.[2] Имеется в виду Конституция СССР 1936 г. (см.).[3] По указу Президиума Верховного совета от 10.8.1940 г. дела о прогулах и самовольном уходе с предприятий подлежали рассмотрению судьей единолично.[4] Утверждено постановлением СНК СССР.[5] Утверждено указом Президиума Верховного совета. Тем же указом был признан утратившим силу, отменен указ о дисциплинарной ответственности судей от 29.7.1940 г.[6] Имеется в виду Конституция СССР 1936 г. (см.).[7] Утверждено указом Президиума Верховного совета РСФСР. Приводится с поправками, внесенными указами Президиума Верховного совета РСФСР от 4.10.1954 и 12.9.1957 г.[8] На практике при выборах судей (как и депутатов советов) в СССР, подлежащим начальством выдвигался один кандидат на одно место, неизменно получавший 99-100 % голосов.[9] Предусмотренные статьями 61-63 случаи на практике возникнуть не могли.