Законы о борьбе с дезертирством. 1918-1921 гг.
Введение воинской повинности (см. выше Законы о создании Красной армии) в условиях Гражданской войны и неполной легитимности большевистской власти вызвало массовое дезертирство. Направленные на борьбу с ним постановления отличались предоставлением максимально широких и неопределённых полномочий соответствующим властям. Они могли по своему усмотрению приговаривать дезертиров к наказаниям от денежного штрафа до расстрела. Также вводилась (опять-таки по усмотрению властей) коллективная ответственность целых деревень, сел и волостей за укрывательство дезертиров.
После окончания основных боев Гражданской войны с 1921 г. эти чрезвычайные меры были в основном отменены.
Постановление Совета рабочей и крестьянской обороны о дезертирстве. 25.12.1918 г.
В то время, как главная масса Рабоче-крестьянской красной армии честно борется на фронте, стойко перенося все тяготы, сопряженные с военными действиями в зимнюю пору года, некоторые порочные, а подчас и несознательные элементы самовольно отлучаются из своих частей и отправляются в глубокий тыл или места своего постоянного жительства.
Признавая такое явление одним из самых тяжких и позорных преступлений и находя необходимым обратить всю энергию государственной власти для борьбы с ним, Совет рабоче-крестьянской обороны предписывает всем советским учреждениям немедленно приступить к повсеместному розыску дезертиров и передаче их в руки власти.
Одновременно на Революционный военный совет республики возлагается:
I. Не приостанавливая начатой борьбы с дезертирством, принять меры к тому, чтобы те дезертиры, которые в течение двухнедельного срока со дня опубликования особого приказа добровольно явятся в распоряжение военных властей, были бы освобождены от наказаний при непременном, однако, зачислении добровольно явившихся из отлучки в войсковых частях на особый учет, с тем, чтобы в случае новых нарушений революционного долга они подвергались законной каре в высшей ее степени сравнительно с виновными в тех же проступках и преступлениях остальными солдатами Красной армии. Эта льгота не распространяется на самовольно оставивших свои части или уклоняющихся от учета после опубликования настоящего Постановления.
II. Для непосредственного осуществления мер для борьбы с дезертирством:
1. Учредить Центральную временную комиссию в составе представителей Всероссийского главного штаба, Всероссийского бюро военных комиссаров и Народного комиссариата внутренних дел.
2. Предоставить указанной в п. 1 Центральной комиссии по борьбе с дезертирством привлекать к совместной с нею деятельности и для учреждения вспомогательных органов на местах представителей соответствующих учреждений и отдельных лиц, необходимых по ходу работ названной комиссии.
3. Расходы упомянутой в пункте 1 комиссии, а равно ведомств и учреждений, привлекаемых к борьбе с дезертирством, относить на кредит, ассигнуемый на "расходы особого назначения, вызываемые военными действиями", возложив испрошение необходимых для указанной цели кредитов и отчетность в их расходовании по принадлежности на подлежащие ведомства и учреждения.
4. Революционный военный совет республики отпускает в распоряжение Центральной временной комиссии по борьбе с дезертирством два миллиона рублей в виде аванса на чрезвычайные расходы.
5. Развить при ближайшем участии Всероссийского бюро военных комиссаров и военного отдела издательства Всероссийского Центрального Исполнительного комитета путем митингов и печати широкую и всестороннюю агитацию среди населения с тем, чтобы создать среди трудовых его масс и прежде всего в рядах Красной армии отчетливое понимание всей преступности дезертирства при трудных условиях настоящего времени, в коих находится страна.
6. Установить наказуемость: 1) пойманных дезертиров в пределах от денежных вычетов (в утроенном размере причитавшегося им за время отсутствия из части содержания) до расстрела включительно и 2) всех укрывателей дезертиров, председателей домовых комитетов и хозяев квартир, в коих будут обнаружены укрывающиеся – к привлечению к принудительным работам на срок до пяти лет.
7. Возложить на ответственность губернских, уездных и волостных военных комиссаров, сельские и волостные комитеты бедноты и исполнительные комитеты советов депутатов своевременное принятие самых действительных мер по борьбе с дезертирством и к самому широкому оповещению населения о настоящем декрете.
8. Поручить Народному комиссариату юстиции совместно с Народным комиссариатом по военным делам:
а) разработку для революционных трибуналов инструкций по определению степени виновности дезертиров и
б) установление совместно с Народным комиссариатом внутренних дел, степени виновности должностных лиц в случаях недостаточной энергичной борьбы с дезертирством.
Председатель Совета обороны
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Постановление Совета рабочей и крестьянской обороны о мерах к искоренению дезертирства. 3.6.1919 г.
Бывшие царские генералы и адмиралы при поддержке иностранной буржуазии со всех сторон идут походом против рабоче-крестьянской Советской России. Они хотят восстановить власть царя, помещиков и капиталистов, лишить рабочих и крестьян земли, фабрик и заводов.
В это время находятся трусы и шкурники, уклоняющиеся от мобилизаций, бегущие из рядов Красной армии. Они хотят только пользоваться плодами революции, но не желают защищать землю и свободу. Укрывающиеся и дезертиры ослабляют армию и тем самым вынуждают советскую власть объявлять новые мобилизации, иногда брать последнего работника из семьи. Советская власть и все трудящиеся должны быть беспощадны к таким предателям.
В целях окончательного искоренения преступного и позорного укрывательства от мобилизаций и дезертирства из рядов Красной армии Совет обороны постановляет:
1. Дать возможность всем уклонившимся от мобилизаций и дезертировавшим из армии загладить свое преступление добровольной явкой в ближайший волостной, уездный или городской комиссариат по военным делам.
2. Явившиеся добровольно в течение 7-ми дней со дня опубликования настоящего Постановления освобождаются от суда и наказания за уклонение от мобилизации и дезертирство.
Примечание. Семидневный срок считается с того дня, когда настоящее Постановление будет объявлено в соответствующем городе, селе или деревне местной уездной комиссией по борьбе с дезертирством и военным комиссариатом.
3. Не явившиеся в течение указанного срока считаются врагами и предателями трудящегося народа и приговариваются к строгим наказаниям вплоть до расстрела.
4. Революционным трибуналам, а где их нет – губернским комиссиям по борьбе с дезертирством предоставляется право, в числе прочих мер наказания, на уклоняющихся и дезертиров налагать следующее:
а) конфискация всего имущества или части его (часть строений, скота, земледельческих орудий и т.п.);
б) лишение навсегда или на срок всего земельного надела или части его (покос, огород, сад и т.п.).
Конфискованное имущество и отобранные наделы передаются во временное пользование семьям красноармейцев.
5. Указанные в предыдущей (4-й) статье меры могут применяться революционными трибуналами, а где их нет – губернскими комиссиями по борьбе с дезертирством также к виновным в укрывательстве семьям дезертиров и вообще к укрывателям дезертиров.
6. Семьи дезертиров, виновные в укрывательстве, и вообще укрыватели могут приговариваться революционными трибуналами, а где их нет – губернскими комиссиями по борьбе с дезертирством к выполнению урочных работ в хозяйствах красноармейцев, нуждающихся в хозяйственной помощи (пахота, посев, сенокос, жнитво, возка сена и снопов, молотьба и т.п.). В виде наказания на них могут налагаться повинности по общественным работам (подводная повинность, дорожные работы и т.п.). Уклоняющиеся от указанных работ немедленно арестуются и предаются суду.
7. На семьи дезертиров, виновных в укрывательстве, а также вообще на укрывателей могут налагаться революционными трибуналами, а где их нет – губернскими комиссиям по борьбе с дезертирством денежные штрафы.
8. В тех случаях, когда местное население упорно укрывает дезертиров или не оказывает содействия к их задержанию, губернским комиссиям по борьбе с дезертирством предоставляется право налагать штрафы на целые волости, села и деревни за круговой порукой всего населения или назначать для них принудительные общественные работы. При невзносе штрафа или невыполнении работ в указанный комиссией срок немедленно применяются решительные меры. От штрафов и общественных работ освобождаются семьи красноармейцев и все оказавшие содействие к поимке дезертиров.
9. Советские должностные лица, виновные в укрывательстве мобилизованных и дезертиров, как изменники рабоче-крестьянскому делу подлежат самым тяжким наказаниям вплоть до расстрела.
10. Центральная комиссия по борьбе с дезертирством обязуется в трехдневный срок разработать и распространить по телеграфу инструкции по применению указанных в настоящем Постановлении мер.
11. Губернские и уездные военные комиссары обязуются под личной своей ответственностью принять все меры к широкому оповещению населения о настоящем Постановлении и в том числе расклеить его в достаточном количестве экземпляров по всем городам, селам и деревням, на станциях железных дорог, во всех общественных местах и т.д.
12. Настоящее Постановление вводится в действие по телеграфу.
13. Постановление подлежит напечатанию во всех органах печати.
Председатель Совета рабочей и крестьянской обороны
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Заместитель председателя Революционного военного совета республики
Э. СКЛЯНСКИЙ
Секретарь Совета обороны
Л. ФОТИЕВА
Утвержденный ВЦИК декрет СНК о борьбе с дезертирством. 2.2.1921 г.
Признав своевременным направлять все дела о военном дезертирстве, пособничестве, попустительстве дезертирам и укрывательстве дезертиров в судебном порядке, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:
1. Постановления Совета рабочей и крестьянской обороны от 3 июня 1919 года (Собр. Узак., 1919, N 25, ст. 287)[1], от 13 декабря 1919 года (Собр. Узак., 1919, N 62, ст. 573), от 13 декабря 1919 года (Собр. Узак., 1919, N 67, ст. 594), от 7 февраля 1920 (Собр. Узак., 1920, N 9, ст. 58) и Постановление президиума Всероссийского Центрального Исполнительного комитета от 8 апреля 1920 года (Собр. Узак., 1920, N 26, ст. 126) отменить.
2. Установить впредь исключительно судебный порядок рассмотрения дел о дезертирах, их укрывателях, пособниках и попустителях.
3. Все дела упомянутых категорий, кроме перечисленных ниже в п. 4, передавать в соответствующие народные суды.
4. Нижеследующие категории дел передавать в революционные военные трибуналы фронтов, армий и округов по принадлежности:
а) дезертирство в боевой обстановке;
б) дезертирство лиц командного, административного и комиссарского состава;
в) дезертирство, отягощенное участием в вооруженных шайках (бандитизм);
г) укрывательство, пособничество и попустительство дезертирству со стороны ответственных должностных лиц;
д) участие в шайках, изготовляющих и распространяющих фальшивые воинские документы.
5. Обязать Народный комиссариат юстиции по соглашению с Революционным военным советом республики установить порядок рассмотрения народными судами дезертирских дел, обеспечив внеочередность и быстроту производства и строгий контроль за исполнением приговоров.
6. Предоставить органам военного ведомства, возбуждающим дела, указанные в пункте 2 настоящего Постановления, в народных судах право публичного обвинения и кассационного протеста по упомянутым делам.
7. Отделение губернских революционных трибуналов по дезертирским делам упразднить.
8. Обязать Народный комиссариат юстиции и революционный военный трибунал при Революционном военном совете республики ежемесячно доставлять Революционному военному совету республики точные цифровые данные о количестве поступивших и рассмотренных подведомственными им органами дезертирских дел, о числе и роде наложенных репрессий, используя аппарат связи военного ведомства.
9. Настоящее Постановление ввести в силу с 1 марта 1921 года, обязав Народный комиссариат юстиции и Революционный военный совет республики к указанному сроку разработать и разослать на места инструкцию в развитие настоящего Постановления.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
М. КАЛИНИН
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
А. ЕНУКИДЗЕ