Законы о трудовой и гужевой повинности. 1918-1923 гг.
Конституция РСФСР 1918 г. (см.) объявляла о введении трудовой повинности. Она фактически существовала с начала 1918 г., но была регламентирована на законодательном уровне лишь осенью 1918. Законы, не всегда исполнявшиеся на практике, распространяли повинность лишь на выходцев из высших и средних слоев старого порядка, не поступивших на советскую службу. После введения нэпа повинность стала смягчаться и с 1923 г. была отменена.
Декрет СНК о трудовых книжках для нетрудящихся. 5.10.1918 г.
В целях осуществления основного начала Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской республики[1] о том, что труд является обязанностью всех граждан республики, впредь до издания декрета о всеобщей трудовой повинности Совет Народных Комиссаров постановляет:
Ст. 1. Ввести трудовые книжки взамен прежних удостоверений личности, паспортов и проч. в первую очередь для нижеследующих категорий граждан:
а) лица, живущие на нетрудовой доход, поступления с имущества, проценты с капитала;
б) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
в) члены советов и правлений акционерных обществ, компаний и всякого рода товариществ и директора этих обществ;
г) частные торговцы, биржевые маклеры, торговые и коммерческие посредники;
д) лица так называемых свободных профессий, если они не выполняют общественно полезных функций;
е) всякие лица, не имеющие определенных занятий, например, бывшие офицеры, воспитанники юнкерских училищ и кадетских корпусов, бывшие присяжные поверенные и их помощники, частные поверенные и прочие лица данной категории.
Ст. 2. Место выдачи, срок и замена указанных удостоверений трудовыми книжками устанавливаются местными советами рабочих и крестьянских депутатов не позднее месячного срока с момента опубликования настоящего декрета в "Известиях".
Примечание. Если местные советы по техническим условиям не могут в месячный срок заготовить необходимое количество трудовых книжек, то они могут выдавать временные удостоверения в форме бланка.
Ст. 3. В трудовые книжки нетрудящихся в сроки, устанавливаемые местными советами, но не реже одного раза в месяц органами, уполномоченными на то советами, делается отметка о выполнении владельцами книжек возложенных на них общественных работ и повинностей.
Примечание. В тех случаях, когда местными советами не установлено каких-либо повинностей для нетрудовых элементов, последние должны являться: в волостях – в волостные советы, в уездах в городах – в отделы управления, в городах с населением свыше 20.000 человек – в управления советской милиции для отметки на трудовой книжке объявке.
Ст. 4. Трудовая книжка считается действительной лишь в тех случаях, когда в ней имеется ежемесячная пометка, требуемая в ст. 3-й настоящего декрета.
Ст. 5. Только при наличии трудовых книжек и при условиях, упоминаемых в ст. 4-й, нетрудящиеся элементы пользуются правом передвижения и переезда как по территории Советской республики, так и в пределах каждого отдельного поселения и правом получения продовольственных карточек.
Ст. 6. Все перечисленные в ст. 1-й лица должны иметь отдельные трудовые книжки. Дети, не достигшие 14-ти лет, и лица старше 55-ти лет могут быть внесены в трудовые книжки лиц, при которых они находятся.
Ст. 7. Удостоверением личности для лиц категорий, упоминаемых в ст. 1-й, служит только трудовая книжка; никакие другие удостоверения для них не действительны.
Ст. 8. Трудовая книжка должна предъявляться во всех случаях, где требуется представление удостоверений о личности.
Ст. 9. Лица из категорий, перечисленных в ст. 1-й, не явившиеся согласно сему декрету для получения трудовых книжек в обмен на паспорта или же давшие неверные сведения о себе и о своих занятиях, подвергаются штрафу до 10000 руб. или тюремному заключению до полугода.
Народный комиссар по внутренним делам
Г. ПЕТРОВСКИЙ
Заместитель народного комиссара труда
В. НОГИН
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Приложение[2]
Постановление наркомата труда о проведении трудовой повинности (инструкция). 11.12.1918 г.
Впредь до издания общего декрета, устанавливающего нормы трудовой повинности в государственном масштабе, Народный комиссариат труда предлагает всем местным исполнительным комитетам при применении декрета от 5 октября с.г.[3] (Собр. Узак., 1918, № 73, ст. 792) руководствоваться следующей инструкцией:
1) Привлечение к трудовой повинности, преследуя цели использования незанятой рабочей силы для общественно-полезной работы, не должно носить характера кары, применяемой к нетрудовым элементам.
2) Отбыванию трудовой повинности подлежат лица, указанные в декрете о трудовых книжках, т.е. лица: 1) живущие на нетрудовой доход, 2) не имеющие определенных занятий и 3) не зарегистрированные на бирже труда[4].
3) Отбыванию трудовой повинности не подлежат:
а) лица моложе 16 лет и старше 50 лет;
б) учащиеся в учебных заведениях по удостоверениям отделов народного образования, выданным специально для случаев привлечения к трудовой повинности;
в) лица, представившие удостоверение от бюро медицинской экспертизы при больничных страховых кассах или от врачебной комиссии медико-санитарного отдела совдепа о непригодности своей по состоянию здоровья к выполнению предлагаемой работы;
г) беременные женщины, начиная с 6 месяца беременности и в продолжение 8 недель после родов;
д) хозяйки, не имеющие прислуги, если число членов их семейства превышает двух.
4) В порядке трудовой повинности производятся работы, необходимость которых устанавливается комиссией из представителей местного совета народного хозяйства, муниципального отдела местного совдепа, отдела труда местного совдепа и местного совета профессиональных союзов, для исполнения которых в настоящий момент не имеется достаточного количества безработных на местной бирже труда.
Примечание 1. Работы военного ведомства, имеющие экстренный характер, как-то: рытье окопов, работы по эвакуации, отправка военных грузов и т.п. в том случае, если они не могут быть исполнены силами тылового ополчения, имеющегося в распоряжении местных властей тылового ополчения, могут быть выполнены в порядке трудовой повинности и независимо от постановления указанной в настоящей статье комиссии.
Примечание 2. Ближайшее наблюдение за привлеченными к отбытию трудовой повинности несет выделенная комиссией коллегия из представителей отдела труда и совета профессиональных союзов.
5) Оплата труда призванных к отбыванию трудовой повинности производится по тарифу соответствующих професс. союзов.
6) При работах, производимых на основании декрета о книжках для нетрудящихся, должен соблюдаться декрет о 8-часовом рабочем дне, а также нормы, устанавливаемые для обстановки работ тарифными положениями и правилами внутреннего распорядка соответствующих професс. Союзов. Равно на занятых трудовой повинностью распространяется действие положения о социальном обеспечении трудящихся, и они подлежат надзору инспекции труда, и санитарной, и технической инспекции наравне со всеми прочими видами труда.
7) Отбывающие трудовую повинность на время работ должны переводиться в соответствующую исполняемой работе продовольственную категорию.
8) В трудовых книжках лиц, отбывающих трудовую повинность, должны делаться подробные отметки об исполняемой работе (характер работы, продолжительность работы, условия оплаты, заметки особой комиссии о выполнении работы и т.д.).
9) Комиссия для организации работ для нетрудящихся (§ 4) должна делать ведомствам, в ней представленным, подробный отчет о том, в какой мере проводится декрет в жизнь о трудовых книжках, т.е. насколько и как был за отчетный месяц использован труд буржуазии.
В случае неприменения в данной местности декрета следует обстоятельно мотивировать причину.
Народный комиссар труда
В. ШМИД
Постановление Совета рабочей и крестьянской обороны о натуральной трудовой и гужевой повинности. 19.11.1919 г.
В виду необходимости напрячь все силы страны для облегчения переживаемого ныне топливного кризиса Совет рабочей и крестьянский обороны постановляет:
1. Ввести немедленно порядком, указанным ниже, в отдельных местностях Советской республики следующие виды государственных повинностей:
а) натуральную дровяную повинность;
б) трудовую повинность по заготовке, погрузке и выгрузке всех видов топлива;
в) гужевую повинность для подвоза топливных, военных, продовольственных и иных государственных грузов в города, к железным дорогам, пристаням и другим приемным пунктам.
2. Призыв населения к выполнению натуральной трудовой и гужевой повинности объявляется распоряжением Народного комиссариата внутренних дел и проводится на местах заведующими губернскими и уездными отделами управления исполнительных комитетов через волостные исполнительные комитеты и сельские советы при участии органов милиции.
3. Руководство проведением в жизнь натуральной трудовой и гужевой повинности возлагается на одного из членов коллегии Народного комиссариата внутренних дел, который может командировать на места своих уполномоченных, определяя в каждом данном случае их права и обязанности. Распоряжения могут передаваться в места телеграммами с надписью: "топливные".
4. На обязанность граждан, привлеченных к отбыванию натуральной дровяной повинности, возложить обязательную заготовку в отведенных лесозаготовительными органами участках и доставку своими средствами в приемные пункты дровяного топлива в количестве, по ценам и в срок, устанавливаемыми Главным лесным комитетом или с его ведома местными его органами, на которые возлагается также техническое руководство мобилизованным для выполнения натуральной повинности населением.
5. Трудовой повинности по заготовке, погрузке и выгрузке топлива подлежат все граждане непризванных еще возрастов от 35 до 50 лет, а также освобожденные от воинской повинности кроме явно неспособных к труду, и лица женского пола от 18 до 40 лет.
6. Гужевая повинность для подвоза государственных грузов устанавливается для всех граждан, владеющих лошадьми, другим упряжным скотом и перевозочными средствами.
7. Привлеченные к выполнению обязательной трудовой повинности лица не имеют права оставить работу до срока, указанного в объявлении о призыве, а привлеченные к выполнению гужевой повинности – до выполнения норм подвозки и за самовольное оставление работы, за противодействие и уклонение от трудовой повинности отвечают как дезертиры; а за уклонение от гужевой повинности караются, кроме того, конфискацией упомянутого скота и перевозочных средств.
8. В необходимых случаях войска внутренней охраны и местные чрезвычайные комиссии оказывают органам Народного комиссариата внутренних дел, проводящим повинность, энергичное содействие.
9. Военные комиссариаты по требованию отделов управления обязаны сообщать им все имеющиеся данные по учету населения призывных возрастов.
10. Все существующие местные организации, имеющее отношение к трудовой и гужевой повинности, в этой своей деятельности подчиняются распоряжениям Народного комиссариата внутренних дел и его местных органов.
11. Оплата труда привлеченных к выполнению трудовой повинности производится по тарифу соответствующих профессиональных союзов, а оплата гужевой повинности по ставкам, утвержденным президиумом губернского исполнительного комитета.
12. Определение количества рабочих рук и подвод, необходимых для той или иной работы и перевозки, руководство самой работой и ответственность за целесообразное использование и своевременную оплату лиц, привлеченных к выполнению трудовой и гужевой повинности, возлагается на местные хозяйственные учреждения, по заявлению которых производится повинность.
13. Народному комиссариату внутренних дел и его местным органам вменяется в обязанность предавать суду революционных трибуналов лиц, преступно или даже неумело использующих объявленную мобилизацию и несвоевременно, а также неправильно оплачивающих труд привлеченных к повинности.
14. Народному комиссариату внутренних дел поручается в срочном порядке разработать инструкцию о привлечении населения к обязательной трудовой и гужевой повинности.
Председатель Совета рабочей и крестьянской обороны
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Секретарь
С. БРИЧКИНА[5]
Декрет СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29.1.1920 г.
Опираясь на Основной закон Р.С.Ф.С.Р. и Кодекс законов о труде[6], требующие привлечения всех трудоспособных к выполнению общественно полезной работы в интересах социалистического общества, Совет Народных Комиссаров в целях скорейшего обеспечения промышленности, земледелия, транспорта и других отраслей народного хозяйства необходимой рабочей силой на основе общехозяйственного плана постановил:
1. В порядке трудовой повинности осуществить:
а) Привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению, независимо от постоянной работы по роду занятий, различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой, для борьбы с последствиями общественных бедствий и т.п.
Примечание. При всяких такого рода повинностях в случае необходимости мобилизуется также живой и мертвый инвентарь.
б) Использование рабочей силы частей Красной армии и флота.
в) Привлечение необходимых квалифицированных рабочих из армии, а равно перевод лиц, занятых в сельском хозяйстве и ремесленно-кустарных предприятиях, на работы в государственных предприятиях, учреждениях и хозяйствах.
г) Повсеместное и постоянное привлечение к общественно полезному труду лиц, таковым не занимающихся.
д) Необходимое перераспределение наличной рабочей силы.
2. Возложить общее руководство по проведению трудовой повинности на Совет рабочей и крестьянской обороны.
3. Образовать Главный комитет по всеобщей трудовой повинности, непосредственно подчиненный Совету обороны, в составе представителей Народного комиссариата труда, Народного комиссариата внутренних дел, Народного Комиссариата по военным делам. На местах образовать губернские, уездные, а в необходимых случаях и городские комитеты по всеобщей трудовой повинности, подчиненные соответственным исполнительным комитетам в составе представителей военного комиссариата, отдела управления и отдела труда.
4. Возложить на Совет обороны объявление всех имеющих общегосударственное значение трудовых мобилизаций и повинностей, указанных в п. 1 настоящего Постановления, и предоставить губернским исполнительным комитетам, городским исполнительным комитетам и уездным исполнительным комитетам право объявлять согласно особым инструкциям Главного комитета по всеобщей трудовой повинности мобилизации для удовлетворения нужд местного значения.
Примечание. Постановления Совета обороны, а равно постановления исполнительных комитетов распубликовываются на местах в приказах губернских, городских и уездных комитетов по всеобщей трудовой повинности.
5. А. Предоставить губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных:
а) в уклонении от учета и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в пользовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности; г) в сообщении в качестве должностных лиц заведомо ложных сведений в тех же целях; д) в намеренной порче орудий труда и материалов; е) в небрежной организации работ и нехозяйственном использовании мобилизованной силы; ж) в пособничестве означенным деяниям и укрывательству виновных и пр.
Б. Предоставить подлежащим комитетам по трудовой повинности в исключительных случаях особой злостности для повторности вышеозначенных деяний предавать виновных суду революционного трибунала.
В. Предоставить тем же комитетам право немедленно принимать в отношении виновных необходимые меры пресечения, а в случаях менее важных нарушений трудовой дисциплины повергать виновных наказанию в административном порядке вплоть до передачи в штрафные трудовые части и ареста на срок до одной недели по постановлению уездных комитетов и двух недель по постановлению губернских.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В .УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Секретарь
С. БРИЧКИНА
Постановление Главного комитета по всеобщей трудовой повинности об освобождении от трудовой повинности (правила). 23.3.1920г.
А. Категория освобождаемых лиц
1. К выполнению всеобщей трудовой повинности не привлекаются:
а) мужчины моложе 16 и старше 50 лет, женщины моложе 16 и старше 40 лет.
Примечание. Лица от 16 до 18 лет работают не более 6 часов;
б) инвалиды I, II и III групп (согласно Положению о социальном обеспечении от 31 октября 1918 г., Собр. Узак., 1918, № 89, ст. 906);
в) беременные за 8 недель до родов и роженицы 8 недель после родов;
г) матери, кормящие грудью детей;
д) женщины, имеющие при себе детей до 8 лет, при отсутствии лица, ухаживающего за ними.
Примечание. Указанная в пункте "д" категория лиц может привлекаться ко всем работам, производящимся на территории занимаемого ими дома;
е) женщины-члены семьи рабочих и служащих, занимающиеся домашним хозяйством при отсутствии наемного лица и обслуживающие не менее 5 человек семьи (включая себя самое);
ж) лица, ухаживающие за остролихорадочными, тяжелобольными, а также за не могущими обходиться без посторонней помощи членами семьи (не более одного на каждого больного).
2. Не подлежат трудовой повинности, не связанной с постоянной своей работой:
а) лица медицинского персонала, работа коих связана с усиленной опасностью заражения (работающие по эпидемиям, медицинские работники общих и специально-эпидемических больниц и амбулаторий, концентрационных лагерей, тюрем, врачи и лекарские помощники помощи на дому, санитарные врачи, дезинфекторы и санитары по провозке больных);
б) рабочие, занятые на сверхурочных работах не менее 4 часов ежедневно;
в) члены президиумов: А) исполнительных комитетов советов рабочих депутатов, центрального и местных; Б) советов профессиональных союзов, центрального и местных; В) центрального комитета всероссийских объединений профессиональных союзов; Г) народные комиссары и члены коллегий центральных комиссариатов; Д) члены президиума Центрального союза потребительских обществ; Е) заведующие отделами центральных учреждений и отделами местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов; ж) председатели местных Профессиональных Союзов.
3. От работы по своей специальности не освобождается никто из привлекаемых в порядке трудовой повинности квалифицированных или прежде занимавшихся данной профессией рабочих. Освобождение от этой работы может быть произведено только по удостоверению контрольной комиссии Народного комиссариата труда и социального обеспечения при потере профессиональной трудоспособности.
4. Все работы в порядке принудительной повинности массового характера, на кои граждане привлекаются, делятся на:
а) работы 1-й группы, т.е. тяжелого физического характера (например, по очистке снега, перевозке тяжестей, заготовке и погрузке дров, обработке полей, борьбе с наводнением, санитарной очистке и пр.);
б) работы 2-й группы, не требующие применения особых физических усилий и не производимые в особо вредных условиях (например, уборка лечебных заведений и прочих зданий, шитье и починка белья, конторские работы, ухаживание за больными, культурно-просветительная работа и т.д.).
При объявлении каждой новой повинности Главным комитетом по всеобщей трудовой повинности или местным комитетом по всеобщей трудовой повинности данная повинность обязательно должна быть отнесена к той или другой группе.
5. К работам первой группы, согласно п. 4, не привлекаются:
а) лица моложе 18 лет;
б) больные, согласно расписанию болезней и недостатков, вырабатываемому Народным комиссариатом здравоохранения совместно с отделом охраны труда Народного комиссариата труда и социального обеспечения;
в) беременные женщины;
г) инвалиды 4 группы (согласно Положению о социальном обеспечении от 31 октября 1918 года);
д) отдельные лица и целые определенные профессии в тех случаях, когда тяжелая физическая работа может отразиться на потере их профессиональной способности.
Местные комиссии по правильному использованию труда при комитетах по всеобщей трудовой повинности о всех своих постановлениях по этому поводу немедленно сообщают Главному комитету по всеобщей трудовой повинности и местному отделению государственного контроля.
Примечание 1. Главный комитет по всеобщей трудовой повинности вырабатывает для этой цели специальные правила, которыми руководствуются местные комиссии по правильному использованию труда при комитете по всеобщей трудовой повинности.
Примечание 2. Освобождаемые от работ 1-й группы посылаются на работы 2-й группы или на особо легкие занятия в пределах работы 1-й группы по указаниям местной комиссии по правильному использованию труда при комитете по всеобщей трудовой повинности.
6. Работы 2-й группы.
От работ второй группы могут освобождаться отдельные лица в тех случаях, когда по признанию врачебных контрольных комиссий им должна быть запрещена по состоянию их здоровья всякая работа. Во всех этих случаях необходима санкция комиссии по правильному использованию труда при комитете по всеобщей трудовой повинности.
Б. Порядок освобождения
1. Возраст удостоверяется трудовой книжкой, паспортом или метрическим свидетельством.
2. Инвалидность и группа ее определяется (поскольку она не очевидна) врачебно-контрольными комиссиями, а в сельских местностях – любым врачом советской больницы по установленной шкале потери трудоспособности.
3. Беременность и срок ее удостоверяются больничным листком или специальным удостоверением врачебно-контрольной комиссии, а в сельских местностях – врачом или акушеркой любой советской больницы.
4. Кормление грудью удостоверяется в городах для трудящихся документом на пособие от Народного комиссариата труда и социального обеспечения; для нетрудящихся – удостоверением врачебно-контрольной комиссии для детской консультации, а в сельских местностях – документом о возрасте ребенка и председателем волостного или сельского совета под личной их ответственностью.
5. Наличие детей до 8-ми лет и отсутствие за ними постороннего ухода, наличие 5 членов семьи, обслуживаемой хозяйкой, наличие остролихорадочных и беспомощных членов семьи удостоверяются в городах комендантом дома, управляющим квартальным хозяйством, председателем домового комитета или домохозяином при отсутствии домоуправления, а в сельских местностях – председателем совета. За правильность сведений указанные лица подлежат личной ответственности.
6. Постоянная сверхурочная работа свыше 4-х часов ежедневно удостоверяется местной тарифно-расценочной комиссией с визой соответствующего производственного союза.
7. Профессия и занимаемая должность лиц медицинского персонала и ответственных работников определяются удостоверением с места службы за подписью руководителя учреждения, причем список представленных к освобождению должен немедленно пересылаться в местную комиссию по правильному использованию труда при комитете по всеобщей трудовой повинности.
8. Болезнь, вовсе освобождающая от работ 1-й группы или всякой работы, удостоверяется в городах местной врачебно-контрольной комиссией, а в сельских местностях – любым врачом, а при его отсутствии – и фельдшером советской больницы.
Примечание 1. Впредь до получения на местах указанного в разделе А, § 5 "б" расписания удостоверения выдаются за полной личной ответственностью подписавших лиц.
Примечание 2. В случаях, когда местные врачебно-контрольные комиссии найдут необходимым освободить то или иное лицо на основании, не приведенном в расписании, указанном в разделе А, § 5 "б", равно при разногласиях между членами врачебно-контрольной комиссии врачами и представителями рабочих организаций, вопрос с соответствующими данными передается на окончательное разрешение в местный правтруд (комиссия по правильному использованию труда при комитете по всеобщей трудовой повинности).
Примечание 3. В случае острой болезни или краткосрочной потери трудоспособности отсрочки сроком не более 7-ми дней могут быть даны любым советским врачом, а в сельских местностях – председателем совета.
9. Риск потери профессиональной способности удостоверяется местной комиссией по правильному использованию труда при комитете по всеобщей трудовой повинности или особым для отдельных профессий порядком, устанавливаемым Главным комитетом по всеобщей трудовой повинности и местными комитетами по всеобщей трудовой повинности.
10. На основании указанных выше данных все коменданты домов, председатели домкомов или заведующие квартхозами, домохозяева при отсутствии домоуправления, а в сельских местностях – сельские или волостные советы ведут точный список освобожденных от трудовой повинности по рубрикам: а) вовсе не подлежащие трудовой повинности; б) временно освобожденные. В этом списке точно указываются причины освобождения от работы и предъявленные удостоверения или документы.
11. Лица, заявившие о своей принадлежности к одной из дающих право на освобождение вышеперечисленных категорий и не могущие временно представить полагающихся документов, могут быть освобождены от работ на срок, необходимый для их представления, но не более двух недель (в сельских местностях для больных и бессильных до 1-го месяца), после чего при отсутствии удостоверения привлекаются к повинности общим порядком.
12. Лица, не могущие по болезни или другой какой-либо уважительной причине лично подать необходимые документы или дать о себе требуемые сведения, подают о том через членов семьи или другим способом заявления в домовый комитет, домоуправление или хозяину дома, или, в сельских местностях, сельскому совету. Председатель домового комитета, домоуправления, комендант дома или председатель сельского и волостного советов лично производят проверку правильности показаний этих лиц, а в случае необходимости организуют через врачебно-контрольные комиссии или отдельных врачей фактическую их ревизию.
13. Список указанных в разделе "б" § 10-го хранится в домовом комитете, управлении дома или у домохозяина, и за правильность его составления ответственны лично их составители. Копии списков посылаются в сроки, установленные местным комитетом по всеобщей трудовой повинности, в местный комитет по всеобщей трудовой повинности или другие учреждения, каковые могут назначать ревизии и устанавливать постоянный контроль за правильностью освобождения, а равно и переосвидетельствовать отдельных лиц.
14. Ни одно лицо, не освобожденное от трудовой повинности на основании настоящих Правил или специальных постановлений комитета по всеобщей трудовой повинности, не может заменять себя другим, в том числе и членами семьи.
15. Всякое лицо, давшее о себе неправильные сведения с целью освобождения от трудовой повинности, в зависимости от обстоятельств дела, карается комитетами по всеобщей трудовой повинности в дисциплинарном порядке или привлекается к суду революционного трибунала как за дезертирство. Все должностные лица, выдающие неправильные удостоверения, караются как за укрывательство дезертиров и преступление по должности.
16. Все должностные лица, привлекающие к работам лиц, имеющих право на освобождение на основании настоящих Правил, караются в административном порядке.
17. Все жалобы на неправильное освобождение или несоблюдение настоящих Правил подаются в местный правтруд (комиссия по правильному использованию труда и освобождению от работы при местном комитете по всеобщей трудовой повинности).
Председатель Главного комитета по всеобщей трудовой повинности
Ф. ДЗЕРЖИНСКИЙ
Народный комиссар труда и социального обеспечения
В. ШМИДТ
Приказ РВС республики об объявлении инструкции о порядке применения Кодекса законов о труде при трудовой повинности. 29.3.1920 г. № 482
При сем объявляется Инструкция о порядке применения Кодекса законов о труде при трудовой повинности (Приказы РВСР 1920 г. № 194, 347, 348 и 369).
Заместитель председателя Революционного военного совета республики
Э. СКЛЯНСКИЙ
Инструкция о порядке применения Кодекса законов о труде при трудовой повинности
I. В области охраны труда
1. Все работы в порядке трудовой повинности производятся, как правило, в урочное время взамен другой обычной работы данного лица.
2. В исключительных случаях по постановлению Главкомтруда[7] и местных комтрудов может устанавливаться работа во внерабочее время по окончании обычной работы или в нерабочие дни. В этих случаях работа по окончании обычного рабочего дня не может превышать 4 часов.
3. Рабочее время каждого привлеченного к трудовой повинности не должно превышать в сутки 8 часов днем или 7 часов ночью.
Примечание: В том случае, когда группе работающих задается определенный урок, он должен быть так рассчитан, чтобы его возможно было выполнить при добросовестной работе в 8 часов. Невыполнение в этом случае отдельными лицами или группами работы в срок не может вызвать преждевременного окончания работы до выполнения урока.
4. Сверхурочные работы сверх 8 часов работы по трудовой повинности, могут допускаться в исключительных случаях с разрешения местного инспектора труда, а при невозможности его своевременного прибытия – председателя местного исполкома, не более 2-х часов в сутки на каждого рабочего.
5. Через 4 часа работы должен быть установлен перерыв для принятия пищи, продолжительностью от 1/2 до 2 часов в зависимости от местных условий.
Время перерыва не идет в зачет рабочего времени.
6. Если работа происходит вне того города, села или деревни, где живет работающий, то время, затрачиваемое им на ходьбу, зачитывается в счет рабочего времени по расчету 15 минут на каждую версту от места сбора или черты города, села или деревни до места работы.
Примечание: При мобилизации лошадей и подвод время подъезда к месту работы в счет рабочего времени не зачитывается.
7. Все работы оплачиваются по соответствующему производственному тарифу согласно выполняемой работе повременно или сдельно.
В том случае, когда тарифная ставка временно снимаемого с работы рабочего или служащего по основной должности выше, чем по выполняемой работе, за ним сохраняется основной заработок, получаемый им на месте постоянной работы. Получение одновременно заработка на месте постоянной работы и по принудительной повинности не допускается.
Примечание: Нормы оплаты гужевой повинности и вознаграждения за использование собственных инструментов, орудий труда, перевозочных средств и т.д. устанавливается комтрудом.
8. Всякая сверхурочная работа после окончания 8 часов работы в порядке трудовой повинности или работа по окончании своего рабочего времени или в праздничные дни оплачивается согласно тарифному положению в полуторном размере.
9. Работающие на открытом воздухе по возможности обеспечиваются на время работы соответствующей одеждой, обувью или валенками и рукавицами. Во время работ на открытом воздухе по возможности должен иметься в достаточном количестве кипяток.
10. При распределении работ подростки и женщины назначаются на более легкие их виды.
11. Общий надзор за выполнением настоящих правил и вообще надзор за условиями труда или трудовой повинности возлагается в общем порядке на инспектора труда, технических и санитарных инспекторов, а также на органы отделов управления и на рабоче-крестьянскую инспекцию.
12. О всех обнаруженных недостатках или нарушениях законов о труде инспекторы труда и другие органы, указанные в § 11, не делая на месте работ никаких предписаний, доводят до сведения подотдела охраны труда местного отдела труда, который через комтруды принимает все меры к устранению всех отмеченных дефектов в области охраны труда.
13. О всех случаях, когда будет обнаружено со стороны руководителей работ небрежное отношение к интересам охраны труда, виновные привлекаются к ответственности перед революционным трибуналом за нехозяйственное использование и расхищение живой рабочей силы.
14. Никто из работающих не может отказаться от выполнения распоряжения руководителей работ, ссылаясь на постановление "Кодекса труда" и настоящие правила или нормы охраны труда и тарифа, но должен подать жалобу на действия любого лица или на общий порядок работ местному инспектору труда или в местный комтруд.
15. В исключительных случаях, связанных со стихийными бедствиями (пожары, наводнения, заносы и пр.), местные комтруды могут привлекать все население к трудовой повинности, устанавливая определенные задания, не обусловленные рабочим временем и нормами оплаты. О всех случаях привлечения населения в указанном порядке местные комтруды немедленно доводят до сведения Главкомтруда.
II. В области обеспечения производительности труда
1. При объявлении трудовой мобилизации подлежащие таковой граждане являются в указанный срок на место и представляют подводы и инструменты, если это предусматривается соответствующим постановлением.
Примечание: Не имеющие возможности явиться в срок по уважительной причине должны представить о том удостоверение от соответствующего учреждения (контрольно-врачебной комиссии, домового или квартального комитета, органа милиции, волостного исполкома, сельского совета и т.п.).
2. Мобилизованные для отбывания трудовой повинности граждане обязаны беспрекословно отправиться на место работы.
3. Каждый гражданин обязан немедленно сообщать соответствующему советскому учреждению или должностному лицу (комтруду, инспекции, волостным и сельским советам) о всех уклоняющихся от трудовой мобилизации, а тем более о злоупотреблениях учреждений, и должностных лицах, дающих ложные удостоверения, а также сообщать им о всех случаях небрежной организации работ и нехозяйственного использования мобилизованной силы.
4. Трудящиеся обязаны быстро и точно выполнять требования назначенных или выбранных руководителей работ и бережно обращаться с полученными орудиями труда и материалом, как общественным достоянием.
5. При каждой работе губкомтрудом устанавливается совместно с тарифным подотделом местного отдела труда определенная норма выработки, при чем эта норма в зависимости от конкретных условий может изменяться руководителем работ под его ответственность. При определении нормы выработки следует по возможности устанавливать для каждого вида работ сдельную и премиальную оплату.
6. За выработку вышеустановленной нормы трудящийся получает соответственно меньшее вознаграждение, за повышенную производительность – соответственно увеличенное вознаграждение.
7. На губернские, городские и уездные комтруды согласно Постановлению СНК о порядке проведения всеобщей трудовой повинности возлагается предание народному суду, а в случаях особой злостности или повторности деяний – суду революционных трибуналов лиц, виновных: а) в уклонении от учета и явки по трудовой повинности и в дезертирстве с работ; б) в изготовлении подложных документов либо пользовании ими в целях дезертирства; в) в сообщении в качестве должностных лиц ложных сведений в тех же целях; г) в намеренной порче орудий или материалов производства; д) в небрежном либо бесхозяйственном ведении работ; е) в подстрекательстве к означенным деяниям и пособничестве таковым, на те же комтруды возлагается в случае менее важных нарушений трудовой дисциплины лишение виновных свободы в порядке административном на срок не свыше двух недель.
8. Дисциплинарные взыскания на привлекаемых к трудовой повинности налагаются, и виновные предаются суду постановлением соответствующего комитета труда по предложению ответственного руководителя работ, к коему должно быть приложено заключение инспекции труда, а в случае отсутствия таковой в данной местности – органов управления (местных исполкомов).
При разногласиях между предложением руководителя и заключением указанных органов комтруд может назначить расследование.
9. Руководители работ предаются суду соответствующими комтрудами по жалобам трудящихся, подтвержденным инспекцией труда или, в случае отсутствия таковой, другими органами надзора (агентами отделов труда, представителями отделов управления, милицией и т.д.). При разногласии комтруды могут производить специальное расследование.
Председатель Главкомтруда
Ф. ДЗЕРЖИНСКИЙ
Наркомтрудсобез[8]
ШМИДТ
Декрет президиума ВЦИК и СНК о трудовой и гужевой повинности. 14.7.1921 г.
В целях согласования деятельности государственных органов, мобилизующих и использующих рабочую гужевую силу, с основными нуждами сельского хозяйства; в целях облегчения возложенной на крестьянство трудовой и гужевой повинности, пресечения правонарушений и злоупотреблений при проведении повинностей президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета и Совет Народных Комиссаров постановляют:
1. Обязать Народный комиссариат труда в 2-месячный срок произвести в лесозаготовительных районах учет трудоспособного сельского населения.
2. Поручить Народному комиссариату труда по соглашению с Народным комиссариатом земледелия, Всероссийским центральным советом профессиональных союзов и центральным комитетом Профессионального союза работников земли и леса, Высшим советом народного хозяйства и Народным комиссариатом продовольствия выработать директивы для экономических совещаний об установлении предельных норм трудовой повинности, выраженных в числе рабочих дней (по временам года), которые крестьянин может отдать на нужды государства без ущерба для сельского хозяйства. Перевести эти нормы на урочные задания по каждому роду повинности, а именно – на число кубов заготовки, число кубоверст вывозки и т.д., и установить эквиваленты для перехода от одного вида повинности к другому.
3. Установить как твердое правило прикрепление крестьянской рабочей и гужевой силы к пунктам работы, находящимся не дальше определенного расстояния от местожительства привлекаемых к труду. Поручить Народному комиссариату труда дать указания экономическим совещаниям об установлении величины этого предельного расстояния для строгого руководства на местах.
4. Поручить губернским экономическим совещаниям разработать и провести в жизнь точные методы массового привлечения крестьянской рабочей и гужевой силы в пределах губернии.
5. Обязать Главный лесной комитет и прочих потребителей трудовой и гужевой силы разработать свои производственные программы, сообразуясь с данными учета трудовой и гужевой силы (ст. 1) по губерниям, уездам и волостям. Для этого предварительно всем губернским органам в согласии с местными отделами труда выработать максимальные производственные программы, согласованные с данными учета трудовой и гужевой силы с установленными предельными нормами трудовой повинности (ст. 2). В случае невозможности сокращения государственной программы Главный лесной комитет и иные центральные органы определяют величину недостающей трудовой и гужевой силы для пополнения ее из государственного фонда Народного комиссариата труда.
6. Предложить Всероссийскому центральному совету профессиональных союзов установить единый тариф оплаты работ, исполняемых крестьянами по трудовой и гужевой повинности, согласовав денежную часть оплаты с тарифом, установленным для рабочих и советских служащих; а также установить особые виды премирования наиболее старательных граждан ремонтом телег, саней, выдачей лошадей и другими льготами.
7. Поручить местным отделам рабоче-крестьянской инспекции возложить на заведующих бюро жалоб в сельских местностях надзор за точным соблюдением при проведении трудовой повинности установленных для данной местности норм и правил охраны труда. Широко опубликовывать по деревням порядок обжалования крестьянами неправильных действий органов, мобилизующих или потребляющих трудовую и гужевую силы.
8. Обязать президиумы губернских исполнительных комитетов установить и систематически проводить в жизнь ответственность всех потребителей трудовой и гужевой силы за неправильные заявки потребности, за непринятие надлежащих организационных мер к надлежащему использованию трудовой и гужевой силы, за неаккуратную ее плату.
9. Поручить губернским исполнительным комитетам озаботиться организацией строительства бараков и навесов для привлекаемых к трудовой и гужевой повинности.
10. Обязать местные исполнительные комитеты через соответствующие отделы обеспечить мобилизованных кипятильниками, котлами, медицинской и санитарной службой, в первую очередь в пунктах массового сосредоточения трудовой силы; организовать сеть кузниц для ремонта крестьянского обоза и широко развить производство ободьев, ступиц и прочих предметов гужевого инвентаря.
11. Общая ответственность за правильное исполнение сего Постановления на местах возлагается на губернские исполнительные комитеты и их президиумы.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
М. КАЛИНИН
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
Циркулярное постановление ВЦИК и СНК о гужевой повинности. 14.7.1921 г.
По всем имеющимся данным, республика стоит перед крайне тяжелым топливным кризисом, перед угрозой полного паралича железнодорожного движения главным образом благодаря ослаблению колесной возки дров. Лишь продуманными и умело, осторожно проведенными мерами, направленными на усиление гужевой вывозки дров, кризис может быть смягчен.
Между тем, многочисленные сведения с мест свидетельствуют об отсутствии правильных норм и методов проведения гужевой повинности, о недостаточном внимании к нуждам сельского хозяйства, благодаря чему создается почва недовольства среди населения. Различные уполномоченные по усилению трудовой и гужевой повинности иногда злоупотребляют приемами устрашения. Нормы работы подчас превосходят возможность фактического выполнения. Расстояния переброски подвод не ограничены должными пределами. Отсутствие правильного учета гужа дает простор для правонарушений и злоупотреблений. Практикуются дутые, заведомо невыполнимые обещания, касающиеся норм оплаты труда деньгами и натурой.
Между лесозаготовительными органами и отделами труда нет должного контакта, точного разграничения прав и обязанностей, нет должной ответственности за нерациональное использование гужевой силы, благодаря чему не прекращаются недоразумения с приемкой и организацией мобилизованных людей и подвод и с оплатой работы.
Отделы труда благодаря недостаточно внимательному отношению к ним исполнительных комитетов мало обеспечены работниками и прочими ресурсами, что лишает их возможности установить твердое руководство проведением трудовой повинности.
Все это дискредитирует советскую власть в глазах сельского населения, дает пищу кулацкой агитации и срывает успех трудовой и гужевой повинностей.
Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета и Совет Народных Комиссаров предлагают: уделить особое внимание вопросам трудовой и особенно гужевой повинности; установить систематический контроль над порядком их проведения; согласовать этот порядок с основными нуждами сельского хозяйства; внести соответствующие коррективы в деятельность проводящих повинность органов, для чего:
1. Установить через отделы труда согласованные с сельскохозяйственными органами и утвержденные экономическими совещаниями предельные нормы гужевой повинности, допустимые без ущерба для сельского хозяйства, и предельные расстояния, на которые могут быть перебрасываемы крестьянские подводы.
Потребовать правильного учета, распределения и прикрепления гужа.
2. Организовать через соответствующие отделы снабжение мобилизованных людей и лошадей продовольствием, помещениями, кипятком и медицинской помощью.
3. Объявить и осуществить на деле строгую ответственность технических и административных руководителей лесозаготовительных и иных хозяйственных органов за правильность заявки и регистрации и рациональность использования гужевой силы.
4. Мобилизовать лучших работников в отделы труда.
5. Совместно с партийным комитетом и политико-просветительным комитетом (политпросветом) содействовать изживанию устрашающих приемов воздействия на население и добиваться сознательного, самодеятельного выполнения целыми селами и волостями урочных заданий, особенно по гужевой возке дров.
6. Применять особое премирование хозяев, добровольно выполнивших гужевую повинность, наиболее ценными для сельского хозяйства предметами.
7. Произвести тщательное обследование степени задолженности хозяйственных органов по отношению к сельскому населению деньгами и фуражом и принять меры к полной уплате долгов с заменой другими предметами в случае необходимости по установленным нормам.
8. Установить строгий контроль за соблюдением декретов, распоряжений и инструкций по охране труда.
9. О принятых согласно настоящему циркуляру мерах и их результатах донести в месячный срок через Народный комиссариат внутренних дел.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
М. КАЛИНИН
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
Декрет ВЦИК и СНК РСФСР о денежной замене трудгужналога. 15.2.1923 г.
В изменение п. 6 Постановления Совета труда и обороны от 13 июня 1922 года о порядке замены трудового и гужевого налога другими видами обложения (Собр. Узак., 1922, № 40, ст. 479) и ст. 3 Постановления Совета труда и обороны от 6 декабря 1922 года об установлении трудгужналога на январь-сентябрь 1923 года (Собр. Узак., 1922, № 80, ст. 1020), Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:
I. Ставки денежной замены трудгужналога на первый период 1923 года по сельским местностям и на все четыре налоговых дня 1923 года по городским местностям устанавливаются согласно приложенных к настоящему Постановлению расписаний районов по поясам и перечня категорий плательщиков и размеров денежной замены трудгужналога[9].
II. В отношении уплаты денежной замены трудгужналога все население республики делится на следующие категории:
1) крестьяне-домохозяева и другие лица, занимающиеся самостоятельно земледелием и сельскими промыслами;
2) ремесленники-кустари и прочие мелкие промышленники, не пользующиеся наемным трудом;
3) владельцы торговых и промышленных предприятий, относящихся к I и II разрядам по промысловому налогу;
4) владельцы торговых предприятий III и IV разрядов и промышленных предприятий III-VII разрядов, а равно граждане, подлежащие отнесению к V разряду по расписанию разрядов личных промысловых занятий;
5) владельцы торговых предприятий V разряда и промышленных предприятий VIII-XII разрядов, а равно граждане, живущие на доходы от эксплоатации строений;
6) граждане свободных профессий (вольнопрактикующие врачи, дантисты, члены коллегии защитников, литераторы, художники, артисты, служители культа, техники, инженеры и проч.);
7) все остальные граждане.
III. Плательщики, относящиеся к нескольким группам, облагаются по высшей из соответствующих ставок.
IV. Действие настоящего Постановления распространяется на территории Р.С.Ф.С.Р. и всех союзных с нею советских республик.
V. Правила применения настоящего Постановления устанавливаются Народным комиссариатом финансов совместно с Народным комиссариатом труда.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
Л. КАМЕНЕВ
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Т. САПРОНОВ[10]
[1] См. Конституцию РСФСР 1918 г.[2] Не приводится, содержало бланк трудовой книжки.[3] См. предыдущий документ[4] Упоминание бирж труда доказывает, что декрет о замене их отделами по распределению рабочей силы (см. выше Законы о биржах труда и отделах распределения рабочей силы. 1918 г.) фактически не действовал.[5] Бричкина Софья Борисовна (р. в 1883) – чиновница. В социал-демократическом движении с 1900, с 1903 большевичка. Арестовывалась. В 1917-1918 секретарь Моссовета, Московского ВРК, СНК Московской области. В 1919-1920 заведовала секретариатом СНК и СТО. В 1920-1921 технический секретарь политбюро и заместитель управляющего делами ЦК РКП(б), в 1921-1922 заместитель управляющего делами Коминтерна. Затем работала в газете "Гудок", Государственном издательстве, в профсоюзах.[6] См. Конституция РСФСР 1918 г. и Кодекс законов о труде 1918 г.[7] Главкомтруд – Главный комитет по всеобщей трудовой повинности.[8] Нарком труда и социального обеспечения.[9] Не приводятся.[10] Сапронов Тимофей Владимирович (1887-1937) – политический деятель. С 1905 в революционном движении, с 1912 большевик. В 1917-1919 пред. Моссовета, в 1920 пред. Харьковского ревкома и губисполкома. В 1920-1921 один из лидеров т.н "децистов". В 1921-1924 зам. пред. ВСНХ и секретарь ВЦИК, 1923-1924 одновременно пред. и секретарь ВЦСПС. С 1923 один из лидеров "троцкистов", высказывался против реформы ВКП(б) и за создание новой партии. В 1927 исключен из партии, в 1928 сослан в Крым. Не раскаялся, в 30-е гг. определял строй СССР как "уродливый госкапитализм". Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда, в 1990 реабилитирован.