Постановления о ВЧК и ее местных органах. 1918 г.
Предлагаемое постановление, изданное 14 сентября 1918 г., устанавливает структуру местных ЧК. Показательно, что руководство ВЧК считало необходимым единый подход к любой антибольшевистской деятельности от заговоров до "устной агитации" включительно. Документ также является одним из первых нормативных актов, устанавливающих подчинение государственного аппарата комитетам большевистской партии.
Постановление ВЧК о губернских и уездных чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности (Положение). 14.9.1918 г.
Несмотря на принятые постановления Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности об однородности чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности, Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности, получая на утверждение сметы, констатирует произвольные формы организации провинциальных чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности.
В виду этого Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности напоминает всем провинциальным чрезвычайным комиссиям по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности о недопустимости такой дезорганизации и предлагает немедленно приступить к следующей форме организации:
Губернские чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности разделяются на четыре главных отдела, а именно: 1) отдел по борьбе с контрреволюцией, 2) отдел по борьбе со спекуляцией, 3) отдел по борьбе с преступлением по должности и 4) отдел иногородний, при этом в менее важных губернских городах отдел по борьбе с контрреволюцией и отдел по борьбе с преступлением по должности могут быть совмещены в один отдел. Железнодорожный отдел может быть при иногороднем отделе.
Отдел по борьбе с контрреволюцией совмещает в себе всю работу по борьбе с контрреволюцией, в какой бы форме она ни выразилась, как например: борьба с контрреволюционной печатью, устной агитацией, заговорами и проч.
Разбивка деятельности отдела по борьбе с контрреволюцией на какие-либо подотделы или бюро совершенно недопустима.
Отдел по борьбе со спекуляцией совмещает в себе всю работу по борьбе со спекуляцией и наблюдает за проведением в жизнь распоряжений центральных и местных властей, направленных к видоизменениям существующей формы торговли и промышленности.
Отдел по борьбе с преступлением по должности следит за добросовестностью в работе и честностью советских служащих; Иногородний Отдел направляет и руководит работой всех чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности данной губернии, поддерживая одновременно связь с центром.
В уездных чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности иногороднего отдела не должно быть, а отделы по борьбе с контрреволюцией и преступлением по должности обязательно должны быть совмещены в один отдел.
губернские и уездные чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности могут также назначать в отдельные пункты комиссаров или же учреждать маленькие коллегии, которые бы выполняли работу, возложенную на чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности.
В качестве вспомогательных отделов при губернских чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности учреждаются хозяйственный отдел и комендатура.
Хозяйственный отдел совмещает в себе работу по ведению хозяйства комиссии, хранению и распределению товаров конфискованных и реквизированных, учету и пользованию перевозочных средств, ведению отчетности комиссии, выдаче жалованья и пр., при этом желательно на каждую работу поставить одного во главе, который и числится в коллегии хозяйственного отдела.
Отдел комендатуры ведает регистрацией и содержанием арестованных, выдачей пропусков на свидания, справочным столом и проч.
В уездных чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности обязанности хозяйственного отдела и комендатуры должны быть сосредоточены в этом отделе.
При комиссии имеются штаты следователей и разведчиков, которые числятся за соответствующим отделом.
Существование особого следственного или оперативного штаба при комиссии ни в коем случае недопустимо. Может существовать следственная коллегия при комиссии, а также недопустима организация нескольких канцелярий. При комиссии должна быть одна общая канцелярия и небольшое делопроизводство при отделах.
Существование президиума комиссии без занятия ими[1] каких-либо должностей в отделах не допускается. Каждый член комиссии, безразлично в президиуме он или нет, должен обязательно замещать какое-либо место в отделах, как например: председатель комиссии одновременно может быть и заведующим отделом по борьбе с контрреволюцией или каким-либо другим.
Для выполнения операций требуемая военная сила должна быть взята из отрядов, имеющихся при чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности, которые и считаются частью корпуса чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности.
Начальники частей должны поддерживать тесную связь со штабом корпуса при Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности.
В своей работе чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности должна опираться на местные комитеты партии коммунистов и требовать от последних назначения контрольных коллегий: представитель чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности и 2 представителя партии коммунистов.
Только при этой организации чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности выполняет задачи, которые на нее возложены.
При всяких уклонениях от этого должна быть представлена основательная мотивирующая объяснительная записка.
Председатель Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности
Ф. ДЗЕРЖИНСКИЙ
Декрет ВЦИК о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности (положение). 2.11.1918 г.
1. Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности является центральным органом, объединяющим деятельность местных чрезвычайных комиссий и планомерно проводящим в жизнь непосредственную борьбу с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности на всей территории Российской Социалистической Федеративной Советской республики.
2. Всероссийская чрезвычайная комиссия является органом Совета Народных Комиссаров и работает в тесном контакте с народными комиссариатами по внутренним делам и юстиции.
3. Члены Всероссийской чрезвычайной комиссии назначаются Советом Народных Комиссаров.
4. Председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии входит в коллегию Народного комиссариата по внутренним делам.
5. Народные комиссариаты по внутренним делам и юстиции делегируют своих представителей в Всероссийскую чрезвычайную комиссию.
6. Смета Всероссийской чрезвычайной комиссии утверждается Советом Народных Комиссаров.
7. Всероссийская чрезвычайная комиссия и все местные чрезвычайные комиссии имеют право на организацию при себе особых вооруженных отрядов. Величина отрядов на местах устанавливается местными исполнительными комитетами советов депутатов по соглашению с Всероссийской чрезвычайной комиссией. Кредиты на отряды при местных чрезвычайных комиссиях отпускаются в общем порядке через местные исполнительные комитеты.
Все отряды Всероссийской чрезвычайной комиссии и местных чрезвычайных комиссий находятся под контролем и на учете Революционного военного совета республики.
8. Всеми делами по непосредственной борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности ведают на местах организованные местными советами депутатов или их исполнительными комитетами на одинаковых правах с остальными своими отделами местные чрезвычайные комиссии.
9. Члены местных чрезвычайных комиссий назначаются и отзываются местными исполнительными комитетами.
10. Председатели местных чрезвычайных комиссий избираются местными исполнительными комитетами и утверждаются Всероссийской чрезвычайной комиссией.
11. Высшие органы чрезвычайных комиссий имеют право посылать в низшие органы своих представителей с правом решающего голоса.
12. Постановления местных чрезвычайных комиссий могут быть приостановлены и отменены чрезвычайной комиссией высшей инстанции.
13. Все сметы местных чрезвычайных комиссий предварительно утверждаются местными исполнительными комитетами и проходят в общем порядке по смете Всероссийской чрезвычайной комиссии. Все ассигнования на местные чрезвычайные комиссии переводятся Чрезвычайной комиссией через местные исполнительные комитеты.
14. Всероссийская чрезвычайная комиссия вырабатывает инструкции для местных чрезвычайных комиссий.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
Я. СВЕРДЛОВ
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
А. ЕНУКИДЗЕ