Законы о государственной монополии внешней торговли. 1918-1922 гг.

 

Важнейшим элементом экономической политики большевиков была государственная монополия внешней торговли. Она была установлена уже в 1918 г. После перехода к нэпу большинство партийных руководителей предлагали ее отменить, однако Ленин настоял на сохранении монополии. Поэтому посвящённое ей законодательство начала 20-х гг. ограничилось упорядочением взаимодействия наркомата внешней торговли с другими ведомствами.

Декрет СНК о национализации внешней торговли. 22.4.1918 г.

I

Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза воспрещаются.

Примечание. Правила ввоза и вывоза почтовых посылок и пассажирских вещей будут изданы отдельно.

II

Органом, ведающим национализированной внешней торговлей, является Народный комиссариат торговли и промышленности[1].

III

Для организации вывоза и ввоза при Народном комиссариате торговли и промышленности учреждается Совет внешней торговли. В состав Совета входят представители следующих ведомств, учреждений и организаций: а) ведомств – военного, морского, земледелия, продовольствия, путей сообщения, иностранных дел и финансов; б) представители центральных органов регулирования и управления отдельных отраслей производства, как то: Центрального чайного комитета (Центрочай), Главного сахарного комитета (Главсахар), Центрального комитета текстильной промышленности (Центротекстиль) и т.д., и представители всех отделов Высшего совета народного хозяйства; в) центральные организации кооперативов; г) центральные представительства торгово-промышленных и сельскохозяйственных организаций; д) центральные органы профессиональных союзов и торгово-промышленных служащих; е) центральные органы торговых предприятий по ввозу и вывозу важнейших продуктов.

Примечание. Народному комиссариату торговли и промышленности предоставляется право привлекать в состав Совета внешней торговли представителей организаций, здесь не поименованных.

IV

Совет внешней торговли проводит план товарообмена с заграницей, вырабатываемый и утверждаемый Народным комиссариатом торговли и промышленности.

В задачи Совета внешней торговли входят: 1) учет спроса и предложения вывозимых и ввозимых продуктов; 2) организации заготовки и закупки при посредстве соответственных центров отдельных отраслей промышленности (Главный сахарный комитет (Главсахар), главный комиссар над нефтяной промышленностью (Главнефть) и т.д.), а при их отсутствии – при посредстве кооперативов, собственных агентур и торговых фирм; 3) организация закупки за границей при посредстве государственных закупочных комиссий и агентов, кооперативных организаций и торговых фирм; 4) установление цены вывозимых и ввозимых товаров.

V

 1) Совет внешней торговли разделяется на отделы по отраслям производства и важнейшим группам вывозимых и ввозимых товаров, причем председателями отделов являются представители Народного комиссариата торговли и промышленности.

2) Председателем общего собрания членов Совета внешней торговли и его президиума, избираемого общим собранием, является представитель Народного комиссариата торговли и промышленности.

Примечание. Внутренняя организация Совета внешней торговли, число отделов, их задачи, права и круг деятельности будут выработаны особо.

3) Все решения отделов представляются президиумом Совета на утверждение Народного комиссариата торговли и промышленности.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Народный комиссар

СТАЛИН

 

Заместители Народных Комиссаров[2]

ГУКОВСКИЙ[3]

ЧИЧЕРИН[4]

БРОНСКИЙ[5]

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. БОНЧ-БРУЕВИЧ 

 


Декрет СНК о внешней торговле. 17.3.1921 г.

1. Закупка предметов за границей производится исключительно Народным комиссариатом внешней торговли.

При надобности в специалистах для технической экспертизы при закупке продуктов и для наблюдения за исполнением заказов на заводах, а равно для технической приемки товаров эти специалисты назначаются по соглашению Народного комиссариата внешней торговли с соответственными народными комиссариатами, причем таким же соглашением определяются их права и обязанности.

2. Народный комиссариат внешней торговли не имеет права заготовок. Наложение запрещения на какие-либо продукты внутри республики для целей внешней торговли проводится только распоряжением Совета труда и обороны. Народный комиссариат внешней торговли передает ввозимые из-за границы предметы исключительно подлежащим распределительным органам для распределения согласно импортного плана.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Н. ГОРБУНОВ

 

Секретарь Совета Народных Комиссаров

Л. ФОТИЕВА

 


Постановление президиума ВЦИК о внешней торговле. 13.3.1922 г.

I. Внешняя торговля РСФСР является государственной монополией.

Государственная монополия внешней торговли осуществляется Народным комиссариатом внешней и внутренней торговли на следующих основаниях:

А. В отношении экспорта:

1. Народный комиссариат внешней и внутренней торговли реализует на заграничных рынках переданные ему государственными органами или заготовленные им самим экспортные товары с отнесением вырученной валюты в общегосударственный валютный фонд.

2. Народный комиссариат внешней и внутренней торговли реализует на заграничных рынках на комиссионных началах переданные ему государственными органами и предприятиями и их объединениями, а также губернскими исполнительными комитетами и всероссийскими кооперативными объединениями принадлежащие этим организациям экспортные товары с использованием вырученной валюты для заграничных закупок по заданиям этих органов и предприятий.

Народный комиссариат внешней и внутренней торговли вступает по этим операциям с вышеуказанными учреждениями в определенные договорные отношения.

3. Народному комиссариату внешней и внутренней торговли предоставляется право давать разрешение вышеуказанным учреждениям на совершение непосредственных сделок на заграничном рынке с предоставлением договоров и соглашений на предварительное утверждение Народного комиссариата внешней и внутренней торговли или его уполномоченных.

4. Всероссийскому центральному союзу потребительских обществ предоставляется право реализовать свои экспортные товары путем непосредственных сделок с заграничными кооперативными объединениями, согласуя эту работу с Народным комиссариатом внешней и внутренней торговли и под его общим контролем.

Б. В отношении импорта:

1. Заявки народных комиссариатов и главков за счет государственного плана выполняются с участием компетентных специалистов, командируемых в заграничные представительства Народного комиссариата внешней и внутренней торговли этими народными комиссариатами и главками, по соответственным отраслям заявок, с предоставлением им всей технической инициативы.

2. Закупка же для государственных организаций и предприятий на комиссионных началах (согласно п. 2 раздела А) производится в более важных случаях предоставлением права непосредственного участия представителей указанных там учреждений.

3. Народному комиссариату внешней и внутренней торговли предоставляется право давать разрешение вышеуказанным учреждениям на непосредственное производство закупочных операций на внешнем рынке при условии представления соответствующих договоров и соглашений на предварительное утверждение Народного комиссариата внешней и внутренней торговли.

4. Такой же порядок устанавливается в отношении Всероссийского центрального союза потребительских обществ и других кооперативных всероссийских объединений, причем Всероссийскому центральному союзу потребительских обществ вместе с тем предоставляется право осуществлять свои внешние торговые операции путем непосредственных операций с заграничными обществами кооперативных оптовых закупок и союзными потребительскими обществами.

Для этой цели Всероссийскому центральному союзу потребительских обществ предоставляется право иметь специальные представительства за границей, работающие согласованно с Народным комиссариатом внешней и внутренней торговли и под его общим руководством.

II. Народный комиссариат внешней и внутренней торговли организует с утверждения Совета труда и обороны специальные уставные акционерные предприятия русские, иностранные и комбинированные, имеющие целью привлечение иностранного капитала для заготовки экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границей и для ввоза в страну предметов, необходимых для восстановления народного хозяйства и внутреннего товарообмена. Предприятия учреждаются как для производства торговли вообще, так и специально для производства отдельных операций или по отдельным отраслям торговли и для производства своих операций могут пользоваться как внутри страны, так и за границей существующими органами Народного комиссариата внешней и внутренней торговли или создавать свои собственные аппараты, а также могут организовать и эксплоатировать производственные предприятия для выработки экспортных товаров. Подобные акционерные общества могут быть учреждаемы и др. хозяйственными государственными органами, равным образом по предварительном утверждении Советом труда и обороны и действуют под контролем Народного комиссариата внешней и внутренней торговли. При обсуждении в Совете труда и обороны вопросов об утверждении таких обществ и смешанных компаний обязательно привлекается Народный комиссариат внешней и внутренней торговли.

III. Все ввозимые из-за границы и вывозимые туда товары подлежат обложению таможенной пошлиной.

IV. Таможенные пошлины на ввоз и вывоз устанавливаются Советом Народных Комиссаров и не могут изменяться концессионными договорами. Изменения возможны только по заключении торговых договоров с отдельными странами.

 

 


Постановление ВЦИК и СНК о внешней торговле. 16.10.1922 г.

В целях дальнейшего урегулирования внешней торговли РСФСР и облегчения торговых операций важнейших государственных хозяйственных учреждений и организаций и удовлетворения их нужд и потребностей в области экономических сношений с заграницей Всероссийский Центральный Исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров в развитие п. 3 раздела "А" и п. п. 3 и 4 раздела "Б" декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о внешней торговле (Собр. Узак. РСФСР, 1922, № 24, ст. 266) постановляют:

1. Народный комиссариат внешней и внутренней торговли осуществляет свою деятельность за границей через посредство торговых представительств РСФСР, образующих непременную составную часть полномочного представительства[6] РСФСР в каждой отдельной стране. Все коммерческие оперативные органы, а также отдельные представители народных комиссариатов, ведомств и учреждений, направляющиеся за границу для осуществления торговых операций, действуют под непосредственным руководством и контролем торговых представителей в данной стране.

2. Точно установленным по особому списку государственным, центральным и местным хозяйственным органам предоставляется при условии неуклонного соблюдения монополии внешней торговли самим вести торговые операции с заграницей через посредство специальных своих представителей. Список таковых хозяйственных органов составляется народными комиссариатами, областными экономическими совещаниями и столичными губернскими экономическими совещаниями и утверждается Советом труда и обороны.

3. Указанные в ст. 2 центральные и местные хозяйственные органы или их представители обязаны о каждой своей предположенной торговой операции предварительно осведомлять Народный комиссариат внешней и внутренней торговли или подлежащие торговые представительства. Народный комиссариат внешней и внутренней торговли или подлежащие торговые представительства в праве за своею ответственностью налагать мотивированное запрещение на каждую таковую операцию.

4. Обязательными для государства считаются лишь те заграничные сделки, которые заключены и подписаны Народным комиссариатом внешней и внутренней торговли, торговым представительством РСФСР в отдельных странах, а равно органами и лицами, специально на то уполномоченными особыми на каждый раз постановлениями Всероссийского Центрального Исполнительного комитета, Совета Народных Комиссаров, Совета труда и обороны или Народного Комиссариата внешней и внутренней торговли.

5. Заграничные сделки, заключенные порядком, указанным выше в ст. ст. 2 и 3 сего Постановления, обязательны только для тех государственных, центральных и местных хозяйственных органов, которые подписали эти сделки. Ответственность этих органов ограничивается пределами принадлежащего им имущества. Государство, народные комиссариаты и отдельные ведомства, которым данные хозяйственные органы подведомственны, не несут никакой солидарной или дополнительной имущественной ответственности по таким сделкам.

Примечание. В договоры, заключаемые в порядке ст. ст. 2, 3 и 5 сего Постановления, обязательно должен быть включен пункт, по коему контрагент хозяйственного органа обязуется предъявлять всякие могущие произойти из сделок претензии исключительно к органу, заключившему и подписавшему эту сделку, и отказывается от предъявления каких-либо претензий к государству, народным комиссариатам и отдельным ведомствам, коим данный государственный, центральный или местный орган подведомственен.

6. Руководители государственных, центральных и местных хозяйственных органов и их заграничные представители за нарушение настоящего Постановления (в особенности примечания к ст. 5-й) караются по ст. 110 Уголовного кодекса РСФСР.

7. В развитие ст. ст. 2, 3, 4 и 5 сего Постановления Советом Народных Комиссаров издается особая инструкция.

Примечание. Настоящее Постановление не распространяется на Всероссийский центральный союз потребительских обществ, который действует в пределах ранее предоставленных ему постановлениями правительства прав и преимуществ.

 

 

 

[1] Этот наркомат уже в конце 1917 г. лишился основных полномочий: руководство промышленностью было передано ВСНХ, руководство торговлей – ему же и наркомату продовольствия. Поэтому осуществление внешней торговли стало его основной задачей.[2] Все трое исполняли обязанности наркомов.[3] Гуковский Исидор Эммануилович (1871-1921) – революционер и государственный деятель. Участвовал в революционном движении с 1898 г., большевик с 1904. Арестовывался и ссылался. В 1917 казначей ЦК большевиков. В 1918 заместитель наркома и нарком финансов. С 1920 полпред и торгпред в Эстонии. Умер от воспаления легких.[4] Чичерин Георгий Васильевич (1872-1936) – советский дипломат. Из помещичьей семьи, в 1897-1904 служил в архиве МИД, выехал за границу, в 1905 вступил в РСДРП, примыкал к меньшевикам. В 1917 занимался отправкой в Россию русских политэмигрантов, в январе 1918 вернулся сам и вступил большевистскую партию, член ее ЦК (1925-1930). Заместитель наркома (1918), нарком иностранных дел РСФСР (1918-1923) и СССР (1923-1930). Подписывал договоры об уступке российских территорий, передаче российской собственности и т.п. Был уволен из-за интриг своего заместителя М.М. Литвинова.[5] Бронский Мечислав Генрихович (1882-1938) – государственный деятель и экономист. Член СДКПЛ с 1902. Во время I мировой войны входил в "Циммервальдскую левую", с 1917 большевик. В начале 1918 примыкал к "левым коммунистам". В марте – ноябре 1918 заместитель и и.о. наркома торговли и промышленности. С 1920 полпред и торгпред в Австрии. В середине 20-х член коллегий наркоматов финансов и внешней торговли. В 1923 председатель экономического отделения МГУ, в 1926-1931 его профессор и председатель кафедры экономической политики. Был старшим научным сотрудником Института экономики. Расстрелян.[6] Полномочными представительствами (полпредствами) до 1943 г. именовались советские посольства.