Законы о средней и начальной школе. 1917-1918 гг.

 

Начальная и средняя школа также стала объектом большевистского реформирования. Первый год советской власти преобразования ограничились частными вопросами: введением коллегиального управления школами, а также объединением на всех уровнях управления средними и начальными школами и созданием соответствующей административную вертикаль. При этом проектируемые декретом 26.6.1918 коллегиальные учреждения по руководству образованием от Государственной комиссии до волостных советов оказались мертворожденными. Также было введено совместное обучение и отменена униформа учеников и преподавателей (см. выше Общие законы о народном образовании. 1917-1918 гг.).

С октября 1918 г. реформы стали более значительными. был уничтожен существовавший в Российской империи разрыв между начальным и средним образованием. Школы различных типов были преобразованы в единые трудовые школы с 9-летним курсом с бесплатным обучением, отменой наказаний учеников и экзаменов, запретом домашних заданий, участием представителей родителей и учеников в управлении школой и активным использованием в учебном процессе физического труда. Также было разрешено открытие школ с обучением на языках практически всех национальных меньшинств.

 

Постановление Народного комиссариата по просвещению о реформе средней школы. 30.11.1917 года

I. По отделу средней школы[1]

Впредь до издания в общем порядке правительственного декрета о демократизации средней школы и о передаче школ за упразднением учебных окружных управлений в ведение городских и сельских общественных самоуправлений предлагается немедленно провести в жизнь следующие мероприятия: решение всех жизненных вопросов школы должно быть коллегиальным, причем высшим коллегиальным учреждением школы является педагогический совет (комитет); хозяйственный и родительский комитет посылает своего представителя в педагогический совет с правом решающего голоса; предоставить право решающего голоса представителю учащихся старших классов. В качестве представителей демократии в педагогический совет входят три представителя местного Совета Р., С. и Кр. Деп. с правом решающего голоса каждый. 

II. По отделу средней школы

На основании декрета Рабочего и крестьянского правительства Российской республики, все лица без различия пола, достигшие восемнадцатилетнего возраста, приобретают всю полноту гражданских и политических прав.

В виду этого предлагается поставить в известность учащихся с 18-летняго возраста об их праве принимать участие во всех предстоящих выборах в муниципальные и государственные учреждения.

 

Народный комиссар по просвещению

А.В. ЛУНАЧАРСКИЙ

 

 


Декрет СНК об организации дела народного образования в Российской республике (Положение). 26.6.1918 г.

 

1) Общее руководство делом народного образования в Российской Социалистической Федеративной Советской республике принадлежит Государственной комиссии по просвещению, председателем которой состоит народный комиссар просвещения.

2) Государственная комиссия состоит из членов: а) по должности: члены коллегии народного комиссариата просвещения, все заведующие отделами народного комиссариата просвещения, управляющий делами народного комиссариата просвещения и секретарь государственной комиссии, б) по выборам: 3 представителя от Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, 3 представителя от профессиональных объединений учителей, стоящих на платформе Советской власти, 2 представителя от Центрального бюро профессиональных союзов, 1 представитель от Центрального бюро рабочих кооперативов и 1 представитель от Центрального совета железнодорожных культурно-просветительных организаций (Цекульта), в) в качестве представителей от ведомств: 1 член от народного комиссариата по делам национальностей, 1 член от Высшего совета народного хозяйства.

Примечание 1. Делегату народного комиссариата по делам национальностей предоставляется право привлекать с правом совещательного голоса в заседания Государственной комиссии представителя той национальности, о просветительных учреждениях которой идет речь на данном заседании.

Примечание 2. По мере образования областей представители их (отделов народного образования) входят, по одному на область, в состав Государственной комиссии с правом решающего голоса.

Примечание 3. Государственной комиссии предоставляется право включать в свой состав представителей и других организаций, просветительных и профессиональных, организаций учащихся и т.п., если эти организации имеют всероссийский характер и стоят на платформе Советской власти.

3) Управление народным комиссариатом просвещения возлагается на коллегию в составе народного комиссара, его заместителя и пяти членов.

4) Народный комиссар избирается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов; заместитель народного комиссара и члены коллегии избираются Советом Народных Комиссаров по представлению народного комиссара просвещения.

5) Коллегия назначает заведующих отделами народного комиссариата, управляющего делами народного комиссариата и секретаря Государственной комиссии по просвещению.

6) Кроме дел, изложенных в других статьях данного Положения, к ведению Государственной комиссии относятся: выработка общего для Российской Социалистической Федеративной Советской республики плана организации народного образования и установление общих принципов последнего, а также основ школьного устройства; объединение просветительной работы на местах; составление общегосударственной сметы и распределение средств, назначаемых на общефедеральные просветительные нужды, а равно всякие иные вопросы, имеющие принципиальное значение, предаваемые на рассмотрение Государственной комиссии коллегией народного комиссариата.

Примечание. Отдельные члены Государственной Комиссии имеют право требовать постановки на обсуждение вопросов, признаваемых ими принципиальными в том случае, если заявление их найдет поддержку со стороны не менее, как 1/3 всех членов Государственной комиссии.

7) Кроме дел, изложенных в других статьях данного Положения, народный комиссариат просвещения: а) непосредственно заведует учеными и учебными учреждениями, имеющими общегосударственное значение, б) окончательно разрешает спорные вопросы и конфликты, возникающие между отдельными органами просвещения.

8) Государственная комиссия периодически созывает и открывает Всероссийский съезд по просвещению, которому представляет отчет о своей деятельности и на обсуждение коего вносит важнейшие из вопросов, входящих в круг ведения Государственной комиссии.

9) Всероссийский съезд по просвещению образуется: а) из выборных представителей от отделов и советов народного образования каждой губернии в следующем соотношении: от каждого губернского отдела и совета по одному представителю, от всех уездных отделов и советов губернии – два от отделов и два от советов – и от всех волостных советов и отделов – также два от советов и два от отделов каждой губернии, б) из Государственной комиссии в полном составе, в) из сведущих лиц, приглашаемых с правом совещательного голоса.

10) Руководство делом народного образования, как-то: дошкольного, школьного и внешкольного на местах, за исключением высшего, ведают отделы народного образования, соответственно образуемые при исполнительных комитетах областных, губернских, уездных и волостных Советов рабочих и крестьянских депутатов.

11) Совет народного образования состоит как контрольно-совещательный орган при каждом отделе народного образования.

12) Все отделы и советы народного образования действуют в пределах, устанавливаемых общими законами республики, согласуют свою деятельность с распоряжениями государственной комиссии по просвещению и следуют указаниям: волостные – уездных, уездные – губернских по народному образованию отделов, губернские – областных отделов.

Примечание. Все отделы и советы могут обращаться при новых начинаниях к любой высшей инстанции, минуя ближайшую, вплоть до Государственной комиссии по просвещению. В этих случаях отдел обязан одновременно с обращением в высшую инстанцию посылать копию своего обращения в ближайшую над ним инстанцию.

 13) Волостной отдел народного образования состоит из членов числом не менее трех, избираемых исполнительным комитетом волостного Совета рабочих и крестьянских депутатов и образующих коллегию.

Примечание. Волостному отделу предоставляется право вводить в свой состав с правом совещательного голоса представителя от селений и волостей.

14) Волостной отдел народного образования ведет осуществление[2] в волости всеобщей грамотности, организует общественно-трудовое воспитание, распространяет образование среди всего населения волости, содействует развитию инициативы и самостоятельности населения в деле народного просвещения.

15) Для осуществления указанных в ст. 14 целей отдел народного образования: а) принимает все меры к проведению в жизнь положений, установленных Государственной комиссией по просвещению, в частности общей программы образования, б) заведует школами и культурно-просветительными учреждениями на основании соответствующих распоряжений Государственной комиссии и непосредственных указаний уездного отдела народного образования, в) составляет сметы и представляет их на утверждение уездного отдела народного образования, если требуются затраты из общеуездных средств, г) представляет в уездный отдел народного образования в установленные сроки, но не реже двух раз в год отчет о своей деятельности и состоянии народного просвещения в волости, д) составляется и ведет списки детей дошкольного и школьного возраста и наблюдает за посещаемостью школ, е) составляет и ведет списки кандидатов на должность учителя и заведующего учреждениями дошкольного возраста, ж) организует совместно с советом народного образования выборы учащих населением, з) созывает и открывает в установленные сроки волостной совет народного образования, и) представляет совету народного образования подробные доклады о своей деятельности, к) ознакомляет совет народного образования с подлежащими законодательными и правительственными актами.

16) Волостной совет народного образования образуется из: а) представителей всех объединений, пользующихся правом посылать делегатов в Совет рабочих и крестьянских депутатов в той же пропорции, в какой эти объединения представлены в Совете рабочих и крестьянских депутатов, б) из представителей учащих и учащихся, в) из сведущих лиц, приглашаемых с правом совещательного голоса.

Примечание 1. Общее число членов совета народного образования по выборам учащих и учащихся не должно превышать одной трети всего числа членов совета народного образования с правом решающего голоса.

Примечание 2. Членами совета народного образования не могут быть лица, не достигшие 14-летнего возраста.

17) Заседания волостного совета народного образования открытые.

18) Заседания волостного совета народного образования происходят не реже одного раза в месяц.

19) Волостной совет народного образования заслушивает доклады волостного отдела народного образования, принимает к сведению сообщения отдела о подлежащих законодательных и других правительственных актах и обсуждает план постановки дела народного просвещения в волости.

20) Волостному совету народного образования в случае несогласия его с деятельностью волостного отдела народного образования предоставляется вносить соответственные вопросы на разрешение в волостной Совет рабочих и крестьянских депутатов, а также в высшие в иерархическом порядке органы, ведающие народное просвещение.

21) Уездный отдел народного образования состоит из членов числом не менее пяти, избираемых исполнительным комитетом уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов и образующих коллегию.

22) Уездный отдел народного образования разделяется по подотделы: дошкольный, школьный и внешкольный, заведывание коими может быть возложено на особо приглашаемых отделом специалистов.

23) Кроме дел, изложенных в других статьях данного Положения, уездный отдел народного образования ведает: руководство всем делом народного образования в уезде, заведывание общеуездными просветительными учреждениями, проверку и утверждение смет волостных отделов народного образования, если требуется затрата из общеуездных средств, организацию снабжения и распределения между волостными отделами книг и учебных пособий, дачу указаний и инструкций волостным отделам народного образования, созыв и открытие в установленные сроки уездного совета народного образования и представление в губернский отдел народного образования годовых смет.

24) Состав, задачи и порядок действия уездного совета народного образования определяется, в пределах круга его ведомства, применительно к статьям 16, 17, 19 и 20 данного Положения.

Примечание 1. Уездный совет народного образования собирается не реже одного раза в два месяца.

Примечание 2. Города с населением не менее 50.000 жителей приравниваются к уезду; их отделы подчиняются непосредственно губернским.

 25) Губернский отдел народного образования состоит из членов, числом не менее семи, избираемых исполнительным комитетом губернского Совета рабочих и крестьянских депутатов и образующих коллегию.

26) Кроме дел, изложенных в других статьях данного Положения, губернский отдел народного образования ведает: организацию научных, учебных и просветительных учреждений общегубернского значения, издание инструкций и преподавание указаний уездным и волостным отделам народного образования, рассмотрение и утверждение годовых смет, представленных уездными отделами народного образования, представление годовой сметы в областной отдел народного образования, периодический созыв как совещаний представителей уездных отделов народного образования, так и общегубернских съездов деятелей по народному образованию и составление отчетов о положении дела народного просвещения в губернии.

27) Губернские советы народного образования образуются и действуют применительно к ст. ст. 16, 17, 19, 20 и 24 данного Положения.

28) Губернский совет народного образования ведает: выяснение нужд губернии в области просвещения, подготовку и разработку общих мер для распространения образования среди населения губернии, разработку проектов реформы школьного дела, содействие губернскому отделу народного образования в проведении в жизнь положений, установленных Государственной комиссией по просвещению.

Примечание. Столичные города приравниваются к губернии и подотчетны в иерархическом порядке непосредственно областным отделам.

29) Областной отдел народного образования состоит из членов, числом не менее семи, избираемых Съездом Советов рабочих и крестьянских депутатов области и образующих коллегию.

30) Областной отдел народного образования ведает: разработку и утверждение плана общеобластных мероприятий в области народного просвещения, сводку годовых смет, представляемых губернскими отделами народного образования, созыв периодических областных съездов по народному образованию, организацию курсов, выставок, экскурсий и т.д., контроль над деятельностью культурно-просветительных организаций в пределах, устанавливаемых подлежащими узаконениями, и ежегодное представление в Государственную комиссию по просвещению отчетов о положении народного просвещения в области.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Заместитель народного комиссара просвещения

М. ПОКРОВСКИЙ

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

В. БОНЧ-БРУЕВИЧ

h

 


Декрет ВЦИК об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской республики (Положение). 16.10.1918 г.

 

I. Общие положения об единой трудовой школе

Статья 1-я. Всем школам Российской Социалистической Федеративной Советской республики, состоящим в ведении Народного комиссариата просвещения, за исключением высших учебных заведений, присваивается наименование "единая трудовая школа".

Примечание 1-е. Отдельные школы обозначаются сокращенным названием: "советская", с указанием местности, номера школы и ступени, напр.: "3-я советская школа 1-й ступени Нарвского района гор. Петрограда".

Примечание 2-е. Разделение школ на начальные, высшие начальные училища, гимназии, реальные училища, ремесленные, технические, коммерческие училища и все другие виды низших и средних школ упраздняется.

Примечание 3-е. С 1 октября 1918 года все учебные заведения всех ведомств переходят в ведение Народного комиссариата просвещения (Собр. Узакон. и Расп. Раб. и Кр. Прав., 1918, N 39, ст. 507).

Статья 2-я. Единая школа разделяется на 2 ступени: 1-я для детей от 8-ми до 13-ти лет (5-летний курс) и 2-я – от 13-ти до 17-ти лет (4-летний курс).

Примечание 1-е. К единой школе присоединяется детский сад для детей от 6-ти до 8-летнего возраста.

Примечание 2-е. Органы школьного самоуправления могут отступать на год в сторону понижения возрастной нормы с утверждения губернского отдела народного образования.

Примечание 3-е. Пребывание в школе учащихся дольше установленной нормы, а также прием детей возраста, превышающего нормальный, допускаются по постановлению школьного совета.

Статья 3-я. Обучение в школе 1-й и 2-й ступеней бесплатное.

Статья 4-я. Посещение школы 1-й и 2-й ступеней обязательно для всех детей школьного возраста[3].

Примечание. Для практического проведения этой меры в жизнь отделы народного образования должны немедленно приступить к разработке плана школьной сети, учету всех детей школьного возраста от 6-ти до 17-ти лет, а также к составлению смет на постройку и оборудование школ, содержание личного состава, смет и организации питания детей и снабжения их обувью, одеждой и учебными пособиями. Обязательное обучение вводится немедленно всюду, где количество школ достаточно для обслуживания всего детского населения и где условия общедоступности образования имеются налицо. Для детей неграмотных, но по своим годам не могущих быть принятыми в школы общего типа, должны быть организованы или особые занятия при единой школе, или особые внешкольные занятия.

Статья 5-я. В школе 1-й и 2-й ступеней вводится совместное обучение (Собр. Узакон., 1918, № 38, ст. 499)[4].

Статья 6-я. Преподавание в стенах школы какого бы то ни было вероучения и исполнение в школе обрядов культа не допускается (Собр. Узакон., 1918, № 18, ст. 263)[5].

Статья 7-я. Разделение преподавателей на категории уничтожается. Все школьные работники (ст. 8-я) получают вознаграждение по ставкам 1-й категории декрета Совета Народных Комиссаров "О нормах оплаты учительского труда" (Собр. Узакон., 1918, № 47, ст. 552).

Примечание 1-е. Оплата учительского труда производится не поурочно, а помесячно.

Примечание 2-е. Особая оплата должностных лиц из числа школьных работников свыше установленной нормы не допускается.

Статья 8-я. Все школьные работники, т.-е. преподаватели, школьные врачи и инструктора физического труда избираются в соответствии с Постановлением о выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей от 27 февраля 1918 г. и инструкциями Народного комиссариата просвещения.

Примечание 1-е. Заместители школьных работников допускаются к работе в школе отделами народного образования и во время исполнения своих обязанностей пользуются всеми правами школьных работников.

Примечание 2-е. В случае невозможности удовлетворить хозяйственные нужды школы силами школьного коллектива (ст. 26) допускается приглашение технических служащих по найму, которые не участвуют в учебно-воспитательной работе, но могут быть привлекаемы к обсуждению хозяйственных вопросов.

Примечание 3-е. Участие школьных работников в работе других школ допускается с разрешения соответствующих местных отделов народного образования.

Статья 9-я. При Народном комиссариате просвещения и отделах народного образования учреждаются должности инструкторов. На обязанности инструкторов лежит периодическое посещение школ для поддержания живой связи их с соответствующими отделами народного образования и в целях оказания помощи преподавателям в их педагогической работе.

Статья 10-я. Число учащихся на одного школьного работника не должно превышать 25-ти; таким образом, общее количество школьных работников в каждом учебном заведении следует определять исходя из этой нормы.

Примечание. Отступления от указанных норм могут производиться по постановлению отдела народного образования.

Статья 11-я. Настоящее Положение (ст. 1-32) распространяется и на все школы, возникающие по частной инициативе. Этим последним может быть оказана государственная поддержка при условии признания ценности данной школы местными отделами народного образования.

 

II. Основные начала школьной работы

Статья 12-я. Основой школьной жизни должен служить производительный труд не как средство оплаты издержек на содержание детей и не только как метод преподавания, но, именно, как производительный общественно-необходимый труд. Он должен быть тесно, органически связан с обучением, освещающим светом знания всю окружающую жизнь. Постоянно усложняясь и выходя за пределы непосредственной обстановки детской жизни, производительный труд должен знакомить детей с самыми разнообразными формами производства, вплоть до самых высших.

Примечание 1-е. Трудовое начало станет мощным педагогическим средством в том случае, если труд в школе будет творчески радостным, свободным от приемов насилия над личностью учащегося и при всем этом планомерно и социально организованным. В этом последнем смысле школа является школьной коммуной, тесно и органически связанной по своим трудовым процессам с окружающей жизнью.

Примечание 2-е. Старая форма дисциплины, сковывавшая всю жизнь школы и свободное развитие личности ребенка, не может иметь места в школе труда. Но сами трудовые процессы будут воспитывать в детях ту внутреннюю дисциплину, без которой немыслим рационально поставленный коллективный труд. Дети принимают живое участие во всех трудовых процессах школьной жизни, в числе которых организационные моменты, вытекающие из принципа разделения труда, должны сыграть весьма существенную воспитательную роль. При этом учащиеся научатся оценивать способы планомерного расходования трудовой человеческой энергии и воспитают в себе чувство ответственности как за ту часть работы, которая выпадает на долю каждого из них в данном рабочем коллективе, так и за успех всей работы в целом. Короче говоря, коллективный производственный труд и организация всей школьной жизни должны воспитывать будущих граждан социалистической республики.

Статья 13-я. Обучение в трудовой школе носит общеобразовательный политехнический характер на обеих ступенях, причем физическому и эстетическому образованию отводится видное место.

Примечание 1-е. Инструкции, примерные программы и объяснительные записки будут изданы дополнительно.

Примечание 2-е. Учебный план как на 1-й, так и на 2-й ступени должен отличаться значительной гибкостью в применении к местным условиям. Кроме того, введение тех или иных предметов для отдельных групп учащихся является возможным при условии соблюдения целостности курса.

 

III. Порядок и условия школьной работы

Статья 14-я. Школьные занятия в течение года распадаются на 3 категории: 1) обычные школьные занятия, примерно с 1-го сентября по 1-е июня; 2) школьные занятия под открытым небом, примерно с 1-го июня по 1-е июля: площадки, летние колонии, экскурсии для знакомства детей с природой и жизнью; 3) полные вакации, примерно с 1-го июля по 1-е сентября, с 23-го декабря по 7-е января и с 1-го по 14-е апреля. В школе празднуются установленные Рабоче-крестьянским правительством гражданские праздники.

Примечание. Губернским отделам народного образования предоставляется право как сокращать время полных вакаций, так и видоизменять распределение занятий в течение года.

Статья 15-я. Школы открыты для учащихся в течение 7-ми дней.

Примечание 1-е. Два дня в неделю, но не подряд, выделяются из общего числа учебных дней, при этом один день является совершенно свободным от обычных занятий и должен быть использован для чтения, экскурсий, спектаклей и других самостоятельных детских занятий, для чего привлекаются новые педагогические силы. Другой день является полурабочим днем с обычным педагогическим персоналом и используется для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний.

Примечание 2-е. Каждый школьный работник имеет один свободный день в неделю.

Статья 16-я. Какие бы то ни было программные учебные занятия для учащихся в школе 1-й ступени не должны превышать в первые три года 4-х часов и в остальные два года – 5-ти часов, а на 2-й ступени – 6-ти часов.

Статья 17-я. Задавание обязательных уроков и работ на дом не допускается.

Статья 18-я. Никакие наказания в школе не допускаются.

Статья 19-я. Все экзамены – вступительные, переходные и выпускные – отменяются.

Статья 20-я. Деление на классы по мере возможности должно быть заменено делением на группы по степени подготовленности учащихся к соответствующему роду занятий.

Примечание. Переход в несоответствующую возрасту высшую группу допускается лишь по выслушании заключения школьного врача.

Статья 21-я. Во всех школах всех типов вводятся обязательные горячие завтраки бесплатно, согласно раскладкам гигиенических норм для детей соответствующего возраста.

Статья 22-я. Все школы как 1-й, так и 2-й ступени должны состоять под регулярным наблюдением врачей.

Статья 23-я. При поступлении ребенка в школу необходим тщательный медицинский осмотр для определения состояния его физического и психического здоровья.

Статья 24-я. При недостатке вакансий в единой школе порядок замещения свободных мест определяется соответственными отделами народного образования.

Статья 25-я. Каждой школе должен быть отведен свободный от построек земельный участок, не менее одной десятины[6] в сельских местностях, а в городах – по мере возможности, не менее 500 кв. саж.[7]

Примечание. Земельный участок, отведенный вновь открывающимся школам, должен приближаться к нормам сельских местностей.

 

IV. Основные принципы самоуправления единой трудовой школы

Статья 26-я. Школьный коллектив состоит из всех учащихся данной школы и всех школьных работников.

Статья 27-я. Ответственным органом школьного самоуправления является школьный совет, состоящий: а) из всех школьных работников, б) из представителей трудового населения данного школьного района в количестве 1/4 числа школьных работников, в) в таком же соотношении от учащихся старших возрастных групп с 12-летнего возраста, и г) одного представителя от отдела народного образования.

Статья 28-я. Внутренняя жизнь школьного коллектива в рамках постановлений центральных и местных органов Народного комиссариата просвещения и школьного совета регулируется общими и групповыми собраниями школьного коллектива.

Статья 29-я. Исполнительным органом школьного совета является президиум, который объединяет работу исполнительных комиссий, организуемых школьным советом и школьным коллективом.

Статья 30-я. Решения школьного совета, принимаемые им по всем вопросам школьной жизни, не должны нарушать общих положений об единой школе и постановлений отдела народного образования совета рабочих и крестьянских депутатов и могут быть опротестованы представителем отдела.

Примечание. Протест не останавливает решения школьного совета, но вопрос вносится на рассмотрение отдела народного образования.

Статья 31-я. В компетенцию школьного совета входят рассмотрение и решение следующих вопросов:

а) распределение учащихся по группам и выпуск из школы;

б) представление в местный отдел народного образования об освобождении учащихся от занятий в данной школе;

в) утверждение планов и программ занятий групп в пределах директив Народного комиссариата просвещения и местных отделов народного образования;

г) утверждение порядка и плана образовательных, производительных и хозяйственных работ школы;

д) составление годовых смет и отчетов о педагогической и административно-хозяйственной работе школьного коллектива;

е) рассмотрение и утверждение проекта школьной инструкции (о внутреннем строе жизни школьной коммуны).

Статья 32-я. Внутренняя жизнь школьной коммуны должна строиться на началах полной свободы объединения всех членов коллектива в группы и кружки, преследующие образовательные и воспитательные цели, напр., союзы преподавателей, союзы молодежи и т.п.

 

V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь

Для проведения указанного плана в жизнь предлагается 3-классные и 4-классные начальные училища превратить в 5-летние школы 1-й ступени, для чего с начала учебного года ко всем начальным училищам добавить дополнительный год обучения. В дополнительную старшую возрастную группу привлекаются дети, окончившие в текущем году начальные училища. Так называемые 2-классные училища с 5-летним курсом в полном составе относятся к школам 1-й ступени.

Все средние учебные заведения, а также школы, приближающиеся к ним по типу, правительственные, общественные и частные, разделяются применительно к следующему плану разделения мужских гимназий: первые три нормальные класса с приготовительными превращаются в самостоятельные школы 1-й ступени и перестраиваются на общих для указанной ступени основаниях. В текущем году к ним прибавляется первый год обучения, а если встретится надобность, то и 2-й (до 5-летнего состава).

4, 5, 6 и 7-й классы образуют школы 2-й ступени; 8-й класс упраздняется.

Высшие начальные училища и приближающиеся к ним по типу, напр., торговые школы, преобразуются в школы 2-й ступени, для чего от них отсекается 1-й год обучения и добавляется старшая возрастная группа для окончивших учебные заведения в текущем году.

Этот план преобразования бывших начальных и средних учебных заведений является примерным и может быть видоизменяем соответственными отделами народного образования.

 

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета Советов

Я. СВЕРДЛОВ

 

Заместитель народного комиссара просвещения

М. ПОКРОВСКИЙ

 

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета Советов

В. АВАНЕСОВ

 


Постановление Народного комиссариата просвещения о школах национальных меньшинств. 31.10.1918 г.

 

1) Все национальности, населяющие Российскую Федеративную Социалистическую Советскую республику, пользуются правом организации обучения на своем родном языке обеих ступеней единой трудовой школы и в высшей школе.

2) Школы национальных меньшинств открываются там, где имеется достаточное количество учащихся данной национальности для организации школы.

Количественная норма устанавливается в размере не менее 25-ти учащихся для одной и той же возрастной группы.

3) С целью культурного сближения и развития классовой солидарности трудящихся различных национальностей, в школах национальных меньшинств вводится обязательное изучение языка большинства населения данной области.

4) Школы национальных меньшинств являются школами государственными, и на них распространяется во всей полноте "Положение об единой трудовой школе" (Собр. Узак., 1918, № 74, ст. 812)[8].

5) Все управление школами национальных меньшинств сосредоточивается в Народном комиссариате просвещения, областных или губернских отделах народного образования.

 

Примечание 1. Для заведывания школами национальных меньшинств при Народном комиссариате просвещения создается особый отдел, коллегия которого должна состоять из равного количества представителей Народных комиссариатов просвещения и по делам национальностей, при чем последние утверждаются Народным комиссариатом просвещения.

 

Примечание 2. Для заведывания школами национальных меньшинств на местах областные и губернские отделы народного образования организуют секции на тех же основаниях, как и в центре.

 

Заместитель народного комиссара просвещения

Мих. ПОКРОВСКИЙ

 

 

 

[1] Очевидно, имеется в виду отдел средней школы наркомата просвещения, подготовивший постановление.[2] Так в тексте.[3] На практике всеобщее начальное образование было введено в СССР лишь в 1930.[4] См. выше Постановление Народного комиссариата просвещения о введении обязательного совместного обучения. 1918[5] См. выше Законы об отделении церкви и государства и борьбе с церковью. 1918-1920[6] 1 десятина=1,095 га или 2.400 кв. сажени.[7] 1 кв. сажень=4,55 кв. м.; 500 кв. сажень=22,76 соток. [8] См. предыдущий документ.