Декрет о земле и иные законы о социализации земли. 1917-1918 гг.
Декрет о земле был написан В.И. Лениным и 27.10.1917 г. был принят II Всероссийским Съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. Он основывался на программе партии социалистов-революционеров 1906 (см.) и предусматривал передачу земли во временное уравнительное пользование всем желающим обрабатывать ее своим трудом с преимуществом коллективов перед индивидами. Реализацию собственной программы национализации земли большевики предпочли отложить из-за ее непопулярности среди крестьян и желания удержать власть любой ценой.
В последующем в ряде законов, принятых с участием левых эсеров (в ноябре 1917 – марте 1918 руководившими наркоматом земледелия), основные принципы декрета были развиты на основе скорее теоретических принципов, чем реальности. При этом показательно, что в декабре 1917 г. советское правительство заявляло о проведении реформы с помощью реформированных земельных комитетов (созданных Временным правительством), в основе системы которых лежали избранные всеобщим и равным голосованием волостные комитеты, то в принятом в феврале 1918 г. декрете о социализации земли они уже не упоминаются и распоряжение землей вверяется Советам.
Основные принципы законов о социализации земли в общем действовали до проведения коллективизации, заменившей социализацию земли ее огосударствлением. Соответствующие попытки имели место и во время Гражданской войны (см. Законы о мерах к огосударствлению сельского хозяйства... 1919-1921).
Декрет о земле. 27.10.1917
Постановление СНК о монопольном распоряжении государства сельскохозяйственными машинами и орудиями. 30.11.1917
Именем Республики Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Все изготовленные и изготовляемые внутри страны, а также ввозимые из-за границы сельскохозяйственные машины и орудия, в целях обеспечения сельского хозяйства орудиями производства и обеспечения нужд трудящегося сельского населения, объявляются с момента опубликования настоящего Постановления в монопольном распоряжении государства.
2. Распределение этих машин и орудий производится на основании правил, которые будут особо изданы через органы Советской власти, земельные комитеты и другие демократические организации.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Народный Комиссар по продовольствию
А. ШЛИХТЕР[1]
Комиссар отдела снабжения сельского хозяйства орудиями производства и металлами
КОЗЬМИН
Управляющий делами Совета
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ[2]
Секретарь Совета
Н. ГОРБУНОВ
Положение о земельных комитетах и об урегулировании ими сельскохозяйственных отношений. 4.12.1917 г.
От коллегии по земледелию[3]
I. Общие положения
1. Для проведения в жизнь земельных законов, как уже изданных, так и имеющих быть изданными впредь до окончательной земельной реформы и установления новых земельных отношений учреждаются главный и местные земельные комитеты.
2. Главный земельный комитет в пределах задач, обозначенных в пункте 1-м настоящего "Положения", является самостоятельным учреждением в составе центральных государственных установлений.
3. Местные земельные комитеты действуют под общим руководством главного земельного комитета.
II. О местных земельных комитетах
4. Губернские (областные), уездные (окружные) и волостные земельные комитеты учреждаются повсеместно в губерниях (областях), уездах (округах и отделах) и волостях.
Состав местных земельных комитетов
5. Волостной земельный комитет избирается на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права по расчету от каждых 500 человек населения одного члена. В состав в. з. к. входят также представители смежных волостей по одному от каждой волости.
Примечание. Положения об организации сельскохоз. рабочих и о представительств их в вол. зем. ком. будут изданы особо.
6. В состав уездных земельных комитетов входят:
1) По одному представителю от каждого волостного земельного комитета уезда.
2) Один представитель от уездного земства и один член, избираемый городской думой уездного города.
3) 6 представителей от уездного совета крестьянских депутатов и по два представителя от уездных Советов рабочих и солдатских депутатов (если таковые существуют).
Примечание. Где нет совет. раб. и солдат, депутатов, все десять депутатов посылаются советом крестьянских депутатов.
4) Уездный земельный комитет может приглашать в свои заседания сведущих лиц с правом решающего голоса по вопросам их специальности.
7. В состав губернских (областных) земельных комитетов входят:
1) По 1 представителю от каждого уездного земельного комитета.
Примечание. Губернский земельный комитет может увеличить представительство до 2 от уездных земельных комитетов.
2) 1 представитель губернского земства и один избираемый городской думой губернского города.
3) 12 представителей от губернского Совета Крестьянских Депутатов и по три представителя от Советов Рабочих и Солдатских Депутатов.
Примечание. Где нет Советов Рабочих и Солдатских Депутатов, все 18 депутатов посылаются Советом Крестьянских Депутатов.
4) Уездный земельный комитет может приглашать на свои заседания сведущих лиц с правом решающего голоса по вопросам их специальности.
8. В члены земельных комитетов могут быть избираемы лица, имеющие право участвовать в выборах по земскому и городскому самоуправлению, независимо от местожительства их в момент избрания.
9. Заведывание текущими делами местных земельных комитетов (волостных, уездных и губернских) и приведение их постановлений в исполнение возлагается на образуемые комитетами с этой целью коллегиальные исполнительные органы (земельные управы).
III. О главном земельном комитете
10. В состав членов главного земельного комитета входят:
1) Коллегия по земельным делам во главе с комиссаром.
2) Представители губернских (областных) земельных комитетов по одному от каждого.
3) 25 представителей от Всероссийского Совета крестьянских депутатов.
4) 12 представителей от Всероссийского Совета рабочих и солдатских депутатов.
5) Представители политических партий по одному от каждой по постановлению главного комитета.
6) Представители крупнейших ученых экономических и сельскохозяйственных обществ: Вольного экономического, Московского общества сельского хозяйства, общества А.И. Чупрова, Киевского и Харьковского сельскохозяйственных обществ, Общества сельского хозяйства юга России и других по постановлению главного земельного комитета, по одному представителю от каждого общества с правом совещательного голоса.
7) Представители национальных и племенных групп, имеющих своеобразные формы земельного уклада, по постановлению главного земельного комитета.
8) Представители коллегий[4] финансов, юстиции, внутренних дел, по одному от каждой.
9) 25 членов по избранию главного земельного комитета из числа лиц, заявивших себя научной или практической деятельностью по земельному вопросу или в соприкасающихся с ним областях.
10) Сведущие лица, приглашаемые председателем с правом совещательного голоса.
Примечание 1. Представители прочих коллегий сверх членов комитета, указанных в пп. 1 и 8 настоящей статьи, присутствуют в комитете с правом совещательного голоса.
Примечание 2. Вопрос о представительстве в главный всероссийский земельный комитет от автономных единиц, входящих в состав Российской Федеративной Республики, настоящим Положением не разрешается. Его решение будет установлено соглашением главного всероссийского земельного комитета с главным земельным комитетом автономных единиц. Временно же представители губерний, входящих в состав автономных единиц, участвуют в главном всероссийском земельном комитете на общих основаниях.
11. Главный земельный комитет выбирает из своей среды председателя и 4 товарищей председателя.
12. Органами главного земельного комитета являются:
1) Общее собрание главного земельного комитета, 2) совет, 3) президиум и 4) управление делами.
13. Общее собрание главного земельного комитета является органом, руководящим всей деятельностью главного земельного комитета и действующим в периоды сессии.
14. Постоянно действующим органом комитета, руководящим работой в межсессионное время, является совет главного земельного комитета, в который входят: а) 35 членов по избранию общего собрания главного земельного комитета, б) председатель комитета, товарищи председателя, управляющий делами главного земельного комитета и помощники управляющего, в) коллегия земледелия во главе с комиссаром, г) заведующие отделами: всероссийской сельскохозяйственной переписи, сельскохозяйственной статистики и сельскохозяйственной экономии и политики.
15. Президиум комитета состоит из председателя главного земельного комитета, его товарищей и управляющего делами главного земельного комитета и является распорядительным органом общего собрания и совета по текущим делам главного земельного комитета.
16. Управление делами главного земельного комитета является исполнительным органом главного земельного комитета и состоит из управляющего делами, помощников управляющего и начальников отделов, по назначению президиума главного земельного комитета, и прочих должностных лиц по штату.
17. Порядок деятельности органов главного земельного комитета определяется наказом, утверждаемым общим собранием главного земельного комитета и публикуемым в "Газете Рабочего и Крестьянского Правительства".
18. На главный земельный комитет возлагается:
1) Общее руководство собиранием и разработкой необходимых для земельной реформы сведений и другими подготовительными к ней действиями.
2) Составление общего окончательного проекта земельной реформы.
3) Составление и предварительное рассмотрение законопроектов по урегулированию земельных правоотношений в связи с осуществлением земельной реформы.
4) Возбуждение законодательных предположений и представление их Совету Народных Комиссаров.
19. К работам по подготовке земельной реформы (пп. 1, 2, 3 ст. 18) главный земельный комитет имеет право привлекать по соглашению с коллегией земледелия соответствующие органы и личный состав Комиссариата земледелия.
20. В отношении местных земельных комитетов главному земельному комитету принадлежит:
1) руководство по указанным в п. 1 ст. 18 предметам;
2) созыв съездов и совещаний (всероссийских, областных, районных и т.п.) представителей земельных комитетов;
Примечание. По заявлению 10 губерн. зем. комитетов главный земельный Комитет обязан созвать всероссийскую сессию земельных комитетов.
3) разрешение возбуждаемых коллегией земледелия отдельных вопросов, касающихся направления деятельности местных комитетов;
4) контроль за деятельностью местных земельных комитетов по изданию ими обязательных постановлений;
5) разрешение пререканий и споров между отдельными комитетами по вопросам подведомственности комитетам.
IV. Предметы ведения местных земельных комитетов
21. Все земли нетрудовых хозяйств, со всем сельскохозяйственным живым и мертвым инвентарем, а также со всеми сельскохозяйственными и жилыми постройками, со всеми запасами сельскохозяйственных продуктов и материалов, вода местного хозяйственного значения и леса переходят в ведение и распоряжение земельных комитетов.
Примечание. О порядке перехода земель сельскохозяйственного, промыслового и промышленного значения, городских и фабрично-заводских будут изданы особые положения.
22. В круг ведения волостных земельных комитетов входят:
1) Принятие мер для наиболее целесообразного использования изъятых из частного распоряжения имуществ.
2) Разрешение споров и недоразумений, возникающих в пределах волости по вопросам, входящим в круг ведения волостного земельного комитета, как самостоятельно, так и через посредство третейских судов и примирительных камер.
3) Исполнение поручений губернского и уездного земельных комитетов: а) по собиранию необходимых для земельной реформы сведений, б) по составлению соображений и заключений по относящимся к ней вопросам и в) по выполнению необходимых для неё подготовительных действий.
4) Приведение в исполнение постановлений по земельным делам центральной власти и постановлений и поручений главного губернского и уездного земельных комитетов.
23. К предметам ведения уездных и губернских (областных) земельных комитетов относятся:
а) учет всех земель, инвентаря, построек, сельскохозяйственных продуктов, материалов и собирание необходимых для земельной реформы сведений, составление соображений и заключений по относящимся к ней вопросам, а также выполнение необходимых для неё подготовительных действий;
б) фактическое изъятие земель, построек, инвентаря, сельскохозяйственных продуктов и материалов из владения частных лиц;
в) выделение культурных имений, охрана их от обесценения и организация в них хозяйства;
г) распределение земельного фонда и сельскохозяйственного инвентаря в уравнительно-трудовое пользование;
д) разрешение, в кругу своего ведения, споров и недоразумений, когда такие споры выходят из пределов власти волостных (уездных) комитетов, как непосредственно, так и через посредство третейских судов и примирительных камер;
е) издание обязательных постановлений, согласуемых с общегосударственными интересами, по предметам ведения данного земельного комитета.
24. На постановления волостного земельного комитета могут быть приносимы жалобы в уездный земельный комитет; постановления уездного земельного комитета могут быть обжалованы в губернский, жалобы на постановления губернского комитета приносятся в главный земельный комитет.
Примечание. Жалобы на решения губернских земельных комитетов в главный и на решения уездных комитетов в губернский не приостанавливают приведения в исполнение таковых решений.
25. Земельные комитеты как по жалобам так и в порядке надзора могут отменять или изменять постановления комитета низшей инстанции, а также до пересмотра дела приостанавливать приведение в исполнение их постановлений.
26. По вопросам, возникающим в делах земельных комитетов и затрагивающих задачи других государственных или земских и иных общественных учреждений, земельные комитеты действуют по соглашению с соответствующими учреждениями.
27. Государственные и общественные учреждения, должностные лица и милиция обязаны оказывать земельным комитетам и их исполнительным органам свое содействие в осуществлении возложенных на них обязанностей.
28. Земельным комитетам предоставляется право требовать не только от учреждений, но и от частных лиц разного рода сведения, справки и, для обозрения, документы, необходимые комитетам при осуществлении возложенных на них задач.
29. На покрытие расходов по содержанию и работам земельных комитетов все земли губернского земельного фонда облагаются особым минимальным подесятинным налогом; размер подесятинного земельного налога и смета расходов на земельные комитеты устанавливаются ежегодно губернскими съездами волостных земельных комитетов. Главный земельный комитет вырабатывает шкалу дифференциальной ренты, взимаемой с комитетов многоземельных губерний, в целях уравнительного материального обеспечения земельных комитетов в губерниях малоземельных. До проведения в жизнь настоящей системы финансирования земельные комитеты получают заимообразно аванс на содержание из средств государства или из взносов в депозит комитетов, поступающих за пользование землей.
Примечание. В дальнейшем земельные комитеты должны содержаться на средства из доходов надельных сельских хозяйств особо высокой культуры.
30. Делопроизводство в земельных комитетах освобождается от гербового и других сборов.
V. О губернских съездах земельных комитетов
1) Ежегодно в губернии созывается губернский съезд земельных комитетов в составе: а) по одному представителю от каждого волостного земельного комитета, б) по одному от каждой уездной земельной управы, в) всех членов губернской земельной управы, г) по два представителя от каждого уездного исполнительного комитета совета крестьянских депутатов, д) всего исполнительного комитета губернского совета крестьянских депутатов, е) по пяти представителей от губернского совета рабочих и солдатских депутатов.
2) Губернскому съезду земельных комитетов принадлежит: а) рассмотрение и утверждение сметы на содержание земельных комитетов, устанавливание и раскладка десятинного земельного сбора, б) рассмотрение и дополнение к законоположениям центральной власти применительно к местным условиям.
3) Разработка и утверждение общего плана ведения хозяйства в культурных имениях на новых началах.
4) Инициатива созыва экстренного губернского съезда земельных комитетов принадлежит:
а) губернскому земельному комитету;
б) исполнительному комитету губернского совета крестьянских депутатов;
в) 1/3 уездных земельных комитетов губерний.
Председатель Совета народных комиссаров
Владимир Ульянов (Ленин)
Народный Комиссар земледелия
А. КОЛЕГАЕВ[5]
Управляющий делами
В. БРУЕВИЧ
Делопроизводитель
ГОРБУНОВ
Инструкция об урегулировании земельными комитетами земельных и сельскохозяйственных отношений[6]
1. Все земли сельскохозяйственного пользования, лесные, водные и промысловые угодья являются общенародным земельным фондом и поступают в ведение и распоряжение земельных комитетов.
В ведение и распоряжение последних поступает также живой и мертвый сельскохозяйственный и промышленный инвентарь, усадебные и иные постройки и все запасы сельскохозяйственных продуктов и материалов хозяйств, применяющих наемный труд.
Примечание: Исключение составляют пользующиеся наемным трудом хозяйства, указанные в разделе IV, § 17, примечание 1.
2. Все постановления и распоряжения судебных и административных мест об установлении или переходе вещных прав на указанные в § 1 земли, постройки, инвентарь, сельскохозяйственные продукты и материалы не подлежат приведению в исполнение.
3. Все земли общенародного земельного фонда разделяются на две категории:
а) земли специальной культуры и промышленного значения, как-то: сады и питомники, семенные хозяйства, рассадники племенного скота, конские заводы, промысловые хозяйства, разводящие свекловицу, табак, хмель, виноград и т.п., а также опытные и показательные поля и участки, поля сельскохозяйственных и других учебных заведений, не подлежащие раздроблению;
б) земли, не имеющие вышеуказанного значения и подлежащие распределению между населением во временное уравнительно-трудовое пользование.
4. Земельным комитетам в порядке ведения и распоряжения принадлежит:
а) учет всех земель;
б) охрана от обесценения хозяйств, применяющих наемный труд;
в) удовлетворение земельной нужды трудового населения путем распределения оставшихся за вышеуказанным выделом земель в уравнительно-трудовое пользование;
г) распределение живого и мертвого инвентаря;
д) контроль над сельскохозяйственным производством, выделение неподлежащих раздроблению хозяйств и организация в них производства на новых началах;
е) контроль над расходованием сельскохозяйственных продуктов;
ж) издание обязательных постановлений по предметам, перечисленным в пп. "а" - "ж".
II. Учет земель
5. Земельные комитеты выясняют правовые и хозяйственные условия местного землевладения и землепользования, как в целях подготовки общей земельной реформы, так и в целях урегулирования местных земельных и сельскохозяйственных отношений.
6. В порядке учета определяются:
а) земли специальных культур, указанные в п. 3-а раздела 1-го;
Примечание. Признаки, по которым хозяйства признаются относящимися к указанным в п. 3-а, а равно и площадь их, определяется губернским земельным комитетом.
б) земельные участки, находящиеся как в общественном, так и в частном владении и не превышающие местных трудовых норм;
в) земли, подлежащие уравнительному распределению.
7. Учет земель производится волостными и уездными земельными комитетами под общим руководством губернского земельного комитета.
8. В целях как уравнительного распределения подлежащих передач в трудовое пользование земель, так и выяснения могущего оказаться недостатка земель или их излишка (запасный земельный фонд), уездные и губернские земельные комитеты дают материалы для определения для каждого района трудовой и потребительной нормы наделения землей.
9. Вопросы о размерах вселения в многоземельные районы и переселения из малоземельных решаются губернскими съездами волостных земельных комитетов и главным земельным комитетом.
III. О главном земельном комитете
10. Впредь до организации производства на новых началах, для охраны сельскохозяйственных имений и всех сельских хозяйств, где применяется наемный труд, от обесценения избираются волостными земельным комитетами, при участии представителя волостного земства и волостного совета крестьянских депутатов, земельные комиссары или особые распорядительные советы.
11. Земельные комиссары при участии представителей волостного земельного комитета, совета крестьянских депутатов, волостного земства и понятых производят подробную опись и оценку хозяйства с точным указанием количества и качества земли и угодий, посевов, построек, живого и мертвого сельскохозяйственного и промышленного инвентаря, сельскохозяйственных продуктов, материалов и проч.
Примечание. Подлинник описи передается в губернский земельный комитет, а заверенные копии вручаются владельцу, волостной и уездной земельным управам.
12. Земельные комиссары остаются при хозяйствах для контроля и наблюдений за тем, чтобы все внесенное в опись не было обесценено, попорчено, продано или передано кому-либо.
Примечание. Малые хозяйства, поступившие в ведение земельных комитетов, объединяются в район, в который назначается районный комиссар.
13. Инструкцию, устанавливающую права и обязанности земельных комиссаров и распорядительных советов, вырабатывает уездная земельная управа по соглашению с уездным советом крестьянских депутатов с утверждением губернского земельного комитета.
14. Земельные комиссары в своей деятельности ответственны перед земельными комитетами в общем порядке ответственности лиц, состоящих на общественной службе.
15. Земельные комиссары получают содержание за счет доходов подконтрольных хозяйств, по определению уездной земельной управы с утверждения губернской земельной управы.
IV. Уравнительное распределение земли
16. Земельный фонд для уравнительного распределения между трудовым населением образуется из всех земель сельскохозяйственного значения, за исключением указанных в п. 6-а раздела II.
17. Земельные участки, указанные в п. 6-б раздела II, остаются в пользовании владельцев при условии использования всей площади хозяйства личным трудом без найма рабочих.
Примечание. Наемный труд в мелких хозяйствах разрешается только в пределах пополнения утраты хозяйством рабочей силы вследствие болезни, инвалидности, призыва в армию, а также и сиротам по решению волостного земельного комитета и утверждению этого решения уездным земельным комитетом.
18. Зачисление земель в состав распределительного фонда производится особыми постановлениями волостного земельного комитета с объявлением о сем заинтересованным лицам и с представлением на утверждение уездной земельной управы.
19. Земли распорядительного фонда передаются волостным земельным комитетом трудовому населению во временное уравнительное трудовое пользование с соблюдением следующей очереди:
1) Местное население:
а) артели безземельных и малоземельных хозяйств, производительно-трудовые товарищества;
б) малоземельные хозяйства;
в) безземельные хозяйства;
г) сельскохозяйственные рабочие.
2) Пришлое население.
Примечание 1: Передача земли без разрешения волостного земельного комитета воспрещается.
Примечание 2: Семьям, члены которых пострадали на войне или находятся в рядах армии, отдается преимущество в каждой из указанных в § 19 очередей.
Примечание 3: Волостные земельные комитеты об излишках земель обязаны немедленно сообщить уездному земельному комитету.
20. При установлении количества земли, поступающей во временное пользование каждого хозяйства, волостные земельные комитеты должны принимать на учет всю землю, находящуюся в пользовании данного хозяйства.
21. Уравнительное распределение земель между волостями предоставляется уездному земельному комитету при обязательном участии представителей от заинтересованных волостей.
22. Земли, состоявшие до сего времени в арендном пользовании селян других волостей, остаются в пользовании этих лиц в установленных волостными комитетами для данной местности нормах.
Примечание. Земли, подготовленные для посева на 1918 год, подлежат распределению на общих основаниях с обязательством возмещения расходов по обработке, вносимого в депозит земельных комитетов.
23. За хозяйствами, не вполне использовавшими находящиеся в их владении или пользовании земли, остается лишь то количество земли, которое было ими обработано и засеяно.
24. Земли, отдаваемые селениям под выпас скота, распределяются между отдельными селениями соответственно недостатку собственных земель у селения и наличному количеству голов скота.
25. Естественные сенокосы не могут быть распахиваемы без разрешения уездного комитета.
26. Прогоны к водопою и пастбищам и новые дороги к участкам открывают волостные земельные комитеты по заявлению заинтересованных сторон и свое решение представляют на утверждение уездного земельного комитета.
27. Жалобы на неправильное распределение земель волостными земельными комитетами рассматриваются уездными земельными комитетами, а в случае несогласия заинтересованных сторон с постановлениями последних – переносятся на рассмотрение и решение в губернскую земельную управу с правом обжалования в губернском земельном комитете.
28. Уравнительное распределение земли между уездами предоставляется губернскому земельному комитету, при участии представителей заинтересованных уездных земельных комитетов.
V. Распределение инвентаря
29. В целях планомерного и правильного распределения, весь живой и мертвый инвентарь сельскохозяйственных владений, применяющих наемный труд, поступает в ведение и распоряжение уездных и губернских земельных комитетов.
Примечание: В хозяйствах, указанных в § 6 раздела ИИ, для ведения хозяйства оставляется потребное количество инвентаря.
30. Волостные земельные комитеты распределяют поступивший в ведение инвентарь между нуждающимися хозяйствами, по степени нуждаемости, представляя сведения о распределении уездной земельной управе.
Примечание: Об излишках инвентаря волостные земельные комитеты обязаны немедленно сообщать уездной земельной управе.
31. Распределение живого и мертвого инвентаря между волостями предоставляется уездному земельному комитету, а между уездами - губернскому земельному комитету, при участии заинтересованных сторон.
32. Ответственность за сохранность и целость инвентаря, содержание и ремонт его возлагаются волостным земельным комитетом на лиц, пользующихся инвентарем.
VI. Контроль и организация производства
33. Земельные комитеты в пределах своего района наблюдают, чтобы все земли были своевременно и надлежащим образом обработаны, засеяны и убраны.
34. Каждый, взявший через волостной земельный комитет во временное пользование землю, обязывается распиской перед волостным земельным комитетом в том, что вся земля, находящаяся в его пользовании, будет своевременно обработана и убрана.
35. Ответственность за необработку земли вопреки обязательствам устанавливается уездным земельным комитетом, в виде денежного взыскания, в размере причиненного народному хозяйству убытка.
36. В хозяйствах, указанных в § 6 раздела II, по мере установления необходимости и возможности уездные и губернские земельные комитеты организуют производство на общественных началах.
37. План ведения хозяйства на общественных началах, его эксплуатации и финансирования разрабатывается уездными земельными комитетами и утверждается губернским земельным комитетом.
Примечание 1: Земельным комитетам предоставляется право передавать указанные в § 6 раздела II хозяйства в ведение земств.
Примечание 2: Земельным комитетам предоставляется право приглашать специалистов для ведения организуемых на общественных началах хозяйств.
VII. Контроль над расходованием сельскохозяйственных продуктов
38. Все запасы сельскохозяйственных продуктов и материалов в хозяйствах, применяющих наемный труд, переходят в ведение и распоряжение уездных и губернских земельных комитетов.
39. Земельные комитеты определяют количество продуктов, необходимых для ведения хозяйства до нового урожая, каковое количество подлежит оставлению при имении.
40. Все запасы сельскохозяйственных продуктов сверх количества, указанного в § 39, передаются уездной земельной управой за плату по установленной оценке продовольственным органам.
41. Из сумм, полученных за означенные в § 40 продукты, земельным комитетом производятся расходы по содержанию, ремонту и ведению хозяйства и уплаты повинностей.
42. Остаток от указанных в предыдущем § 41 сумм вносится в депозит уездной земельной управы.
43. Владельцам хозяйств уездной земельной управой выдаются удостоверения с обозначением количества и качества продуктов и материалов, поступивших в распоряжение земельного комитета.
44. В случае, если доходы с имения представляют собой единственный источник существования владельца и при неспособности владельца к труду, губернский земельный комитет определяет и выдает из доходов изъятого хозяйства владельцу последнего ежемесячный прожиточный минимум.
VIII. Об обязательных постановлениях
45. Уездные и губернские земельные комитеты издают обязательные постановления по предметам их ведения в пределах настоящего Постановления.
46. Губернский съезд волостных земельных комитетов, придерживаясь основных положений настоящих временных правил, дополняет и изменяет их применительно к местным условиям.
IX. Денежные средства земельных комитетов
47. Все земли губернского земельного фонда облагаются особым местным подесятинным налогом для покрытия расходов по содержанию и работам земельных комитетов и для составления особого фонда улучшения земель.
48. Размер подесятинного земельного налога, смета расходов земельных комитетов и размер отчислений в фонд улучшения земель устанавливается губернским съездом волостных земельных комитетов.
49. С хозяйств специальных культур (п. 6 раздела II) подесятинный налог удерживается уездной управой из доходов этих хозяйств.
50. С земель, входящих в состав распределительного земельного фонда, подесятинный налог взыскивается волостными земельными комитетами при сдаче земли во временное пользование.
51. Живой и мертвый инвентарь предоставляется во временное пользование в предусмотренном п. 13 раздела IV о порядке очереди за особую плату, устанавливаемую в каждом отдельном случае волостным земельным комитетом, и утверждается уездным земельным комитетом.
52. Все указанные в предыдущих § денежные средства поступают в распоряжение губернской земельной управы и расходуются ею в пределах утвержденной сметы.
53. Настоящая инструкция входит в силу со дня ее распубликования.
Народный Комиссар земледелия
Андрей КОЛЕГАЕВ
Секретарь коллегии
Я. АКСЕЛЬ
Декрет ВЦИК о социализации земли. 19.2.1918 г.
[1] Шлихтер Александр Григорьевич (1868-1940) – советский государственный деятель. С 1891 социал-демократ. В 1905 возглавлял революционные выступления в Киеве (массовые демонстрации и разгром здания городской думы). Несколько раз арестовывался и ссылался. В октябре 1917 один из руководителей большевистского восстания в Москве. И.о. наркома земледелия (ноябрь 1917), нарком продовольствия (ноябрь 1917 – февраль 1918). Впоследствии был чрезвычайным комиссаром по продовольствию в ряде губерний, наркомом продовольствия Украины (1919), председателем Тамбовского губисполкома (1920-1921), полпредом и торгпредом в Австрии (1922-1923), наркомом земледелия Украины (1927-1929), действительным членом (с 1928) и вице-президентом (1931-1938) АН Украины.[2] Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич (1873-1955) – советский государственный деятель и публицист, с 1895 социал-демократ, с 1903 большевик. занимался публицистикой, считался специалистом по сектантству. В октябре 1917 – марте 1918 комендант района Смольный – Таврический дворец, организовал охрану Смольного. С 27.10.1917 помощник начальника штаба ВРК, участвовал в остановке наступления казаков П.Н. Краснова. В ноябре 1917-1920 управляющий делами СНК. Затем находился на научной работе, был директором Литературного музея в Москве (1933-1945) и музея истории религии и атеизма в Ленинграде (с 1945).[3] Имеется в виду коллегия наркомата земледелия. Положение было также утверждено СНК.[4] Имеются в виду коллегии соответствующих наркоматов.[5] Колегаев Андрей Лукич (1887-1937) – политический деятель. С 1906 эсер, неоднократно арестовывался. В 1917 примкнул к левым эсерам. Был членом Казанской губернской земской управы, участвовал в октябрьском восстании в Петрограде, был членом ВЦИК. В ноябре 1917 – марте 1918 нарком земледелия. Член Учредительного собрания, поддержал его роспуск. Руководил подготовкой декрета о социализации земли (см. ниже), безуспешно добивался сохранения распоряжения землей за земельными комитетами и земствами (вместо передачи этого права Советам). Выступил против ратификации Брестского договора, по требованию ЦК партии подал в отставку. В 1918 был членом коллегии наркомата земледелия и председателем Казанского губисполкома. Осудил выступление левых эсеров в июле 1918, вышел из партии, один из создателей поддерживавшей большевиков Партии революционного коммунизма, с ноября 1918 коммунист. Был членом РВС и председателем продовольственной комиссии Южного фронта. С 1920 на хозяйственной работе, был начальником хозяйственно-материального управления НКПС (1920-1921) и заместителем председателя Москуста. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда за антисоветскую деятельность. В 1957 реабилитирован.[6] Приложение к предыдущему документу.[7] Понятие "потребительной нормы" в левых экономических теориях начала ХХ в. означало количество земли, дающее достаточный доход для удовлетворения «средних» потребностей. "Трудовая норма" – количество земли, могущее быть обработано трудом владельца и его семьи.[8] Статьи 14-16 практического применения не имели.[9] На деле в годы Гражданской войны таким излишком считался весь урожай, кроме необходимого для сохранения хозяйства и посева. [10] Свердлов Яков Михайлович (1885-1919) – советский государственный деятель. С 1901 эсдек, с 1903 большевик. Неоднократно арестовывался и ссылался. Председатель большевистской фракции I Съезда советов. С 1917 секретарь ЦК большевиков. Был заместителем председателя думы Петроградского района Петрограда, гласным его городской думы. Один из организаторов Петроградской Красной гвардии, один из руководителей Петроградского ВРК. С ноября 1917 председатель ВЦИК. Депутат Учредительного собрания, открыл его работу и зачитал большевистскую декларацию. Поддерживал заключение и ратификацию Брестского мира, был председателем комиссии по подготовке конституции РСФСР 1918 г. В августе-сентябре 1918 и.о. председателя СНК, был инициатором декретом и массовых репрессиях, в начале 1919 подписал циркуляр о "расказачивании", фактически требовавший их массовые расстрелы, что весной 1919 спровоцировало их восстание. [11] Володарский В. (наст. имя Гольдштейн Моисей Маркович, 1891-1918) – с 1905 член Бунда, с 1917 большевик. В 1917 главный агитатор петербургского комитета большевиков, член президиума Петросовета и Петроградской городской думы. С 1917 член президиума ВЦИК. С 1918 комиссар печати, пропаганды и агитации Северной области, главный редактор "Красной газеты". Руководил репрессиями против оппозиционной прессы. В июне 1918 стал основным организатором подтасовки выборов в Петроградский совет. 20.6 убит эсером Н. Сергеевым. Большевики возложили ответственность за убийство на ПСР (хотя ее ЦК отверг причастность партии к нему). Убийство Володарского послужило одним из поводов для начала массового централизованного террора.[12] Зиновьев Григорий Евсеевич (наст. имя Радомысльский Овсей-Герш Аронович, 1883-1936) – советский государственный деятель. С 1903 большевик, в эмиграции был ближайшим сотрудником Ленина. В октябре 1917 возражал против вооруженного восстания, после его успеха выступал за создание правительства с участием всех социалистических партий. Председатель Петроградского совета (декабрь 1917 – 1926) и исполкома Коминтерна (1919-1926). Поддерживал заключение Брестского мира. В 1922-1925 входил в руководящую партией и страной "тройку", в 1923-1924 выступал с отчетными докладами ЦК партийным съездам (что считалось прерогативой лидера партии). В 1925 вытеснен Сталиным из узкого руководства. В 1927 был исключен В конце 20-х – начале 30-х гг. был ректором Казанского университета и членом президиума Центросоюза. В 1934 приговорен к 10 годам заключения, в 1936 – к расстрелу (военной коллегией Верховного суда по делу "Объединенного троцкистско-зиновьевского центра"). В 1988 реабилитирован.[13] Камков (нас. фамилия Кац) Борис Давидович (1885-1938) – политический деятель, эсер, ссылался. В I мировую войну "интернационалист", с 1917 лидер левых эсеров. В октябре 1917 добивался создания правительства с участием всех социалистических партий. В 1917-1918 член президиума ВЦИК. Депутат Учредительного собрания, поддерживал его роспуск, участвовал в разработке декрета о социализации земли. Выступил против ратификации Брестского договора. Участвовал в восстании левых эсеров в июле 1918. С 1920 неоднократно арестовывался и ссылался. Расстрелян по решению "тройки" при УНКВД Московской обл. (по др. сведениям военной коллегии Верховного суда). В 1992 реабилитирован.[14] Ландер Карл (Карлис) Иванович (1883-1937) – советский государственный деятель и публицист. С 1905 большевик. В 1905 участвовал в московском восстании. Неоднократно арестовывался. В 1917 председатель Минского совета, в 1917-1918 председатель СНК Западной и член президиума ВЦИК. Депутат Учредительного собрания. В 1918-1919 нарком госконтроля, в 1920 полпред ВЧК на Дону и Кавказе, руководил массовыми репрессиями против донских казаков и на Северном Кавказе. В 1923-1928 был членом коллегии наркомата внешней торговли, затем на пенсии. Расстрелян.[15] Муранов Матвей Константинович (1873-1959) – политический деятель. Работа слесарем, с 1904 большевик, член IV Государственной думы, в 1914 вместе с др. депутатами-большевиками арестован, в 1915 приговорен к ссылке в Сибирь. С 1917 член ЦК большевиков, первоначально выступал за условную поддержку Временного правительства, после приезда Ленина поддерживал его курс. Был гласным Петроградской городской думы. В ноябре-декабре 1917 заместитель наркома внутренних дел, в 1918 быд членом президиума ВЦИК, в 1917-1923 инструктор ЦК большевиков, в 1923-1934 член Верховного суда, в 1934-1937 работал в аппарате ВЦИК. С 1939 на пенсии.[16] Натансон Марк Андреевич (1850-1919) – революционер, с конца 1860-х гг. участвовал в народническом движении, член общества "Земля и воля", в 1893 создал партию народного права, в 1894 разгромленную полицией. Неоднократно арестовывался и ссылался. С 1904 один из лидеров ПСР. В I мировую войну занял пораженческие позиции. В 1917 примкнул к левым эсерам, один из организаторов их партии. Член президиума ВЦИК. Поддержал роспуск Учредительного собрания. После восстания левых эсеров вышел из партии, вскоре примкнул к Партии революционного коммунизма. В 1919, опасаясь ареста, эмигрировал.[17] Окулов Алексей Иванович (1880-1939) – государственный деятель и писатель. С 1903 большевик. В 1903 руководитель рабочей боевой дружины и городской милиции в Вологде. В 1917 председатель Енисейского губисполкома. Депутат Учредительного собрания. В 1918 член президиума ВЦИК, в 1918 председатель и военный комиссар оперативного штаба Западной Сибири, член РВС Южного фронта. Осуждал действия И.В. Сталина и К.Е. Ворошилова в Царицыне. В 1919-1920 член РВС республики, РВС ряда фронтов, комиссар и командующий войсками Восточносибирского военного округа, затем на преподавательской и хозяйственного работе. В 1937 приговоре к 10 годам заключения, умер в лагере.[18] Петерсон Карл Андреевич (1877-1926) – революционер и государственный деятель. С 1898 член РСДРП, большевик. Неоднократно подвергался репрессиям. В 1917 член исполкома объединенного совета полков латышских стрелков (Исколастрела), в 1918 член ВЦИК, 1918-1919 комиссар Латышской дивизии, в 1919 нарком по военным делам Латвии, в 1919-1920 военком Енисейской губ., в 1920-1921 член РВС армии.[19] Спиридонова Мария Александровна (1884-1941) – революционерка и террористка. Эсерка, в 1906 застрелила руководившего подавлением крестьянский восстаний советника Тамбовского губернского правления Г.Н. Луженовского, была приговорена к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. В 1917 в числе революционеров и террористов амнистирована, один из лидеров левых эсеров, председатель Чрезвычайного и II съездов советов крестьянских депутатов, в 1917-1918 член президиума ВЦИК. Депутат Учредительного собрания. Поддержала заключение Брестского мира. В апреле 1918 перешла в оппозицию большевикам. С 1918 неоднократно подвергалась арестам, ссылкам, тюремному заключению. Расстреляна по постановлению ГКО в числе других заключенных Орловской тюрьмы.[20] Устинов Алексей Михайлович (1879-1937) – сын помещика, с 1902 революционер, с 1906 эсер, ссылался. В 1917 левый эсер, член Петроградского ВРК, ВЦИК и Учредительного собрания, один из авторов закона о социализации земли. Выступил против перехода партии в оппозицию, осудил июльское восстание, один их организаторов партии революционного коммунизма, затем большевик. В 1920-1921 начальник информационно-статистического отдела регистрационного управления (военной разведки Полевого штаба РВС республики, затем находился на дипломатической работе. В 1932-1934 член президиума ВАСХНИЛ, с 1934 полпред в Эстонии.[21] Аванесов Варлаам Александрович (наст. имя Мартиросян Сурен Карлович, 1884-1930) – советский государственный деятель. В юности дашнак, с 1901 член социал-демократической партии "Гнчак", с 1903 меньшевик и с 1914 большевик. В 1917 член президиума исполкома Моссовета, заведующий отделом печати и информации Петроградского ВРК. С 1917 член ВЦИК, в 1917-1918 его секретарь, затем член президиума ВЦИК и ЦИК СССР (до 1927). В 1918-1921комиссар по делам Армении наркомата по делам национальностей, в 1919-1922 член коллегии ВЧК (ГПУ), в 1920-1924 заместитель наркома рабоче-крестьянской инспекции, в 1924-1925 заместитель наркома внешней торговли, затем член президиума ВСНХ.[22] Смолянский Григорий Борисович (1890-1937) – партийный деятель. Эсер, с 1917 левый эсер, с 1920 большевик. В 1917-1918 секретарь ВЦИК. в 1921-1924 работал в Красном интернационале профсоюзов, затем в аппарате исполкома Коминтерна. Расстрелян.