Учреждение Государственного совета 1906 г.

 

 

[1] В Государственном совете к 1906 г. было около 120 членов по назначению, выборных мест было 98. Поэтому при реформе Совета часть назначаемых членов была переведена в не присутствующие. Они оставались на государственной службе и продолжали получать немалое жалование, но никаких прав и обязанностей по Государственному совету не имели, занимая другие должности или являясь почетными песионерами.[2] Таких случаев на практике не было.[3] Эта статья толковалась правительством в смысле ежегодных переназначений к присутствию. Таким образом, срок полномочий членов Совета по назначению равнялся 1 году. На практике почти все они переназначались, а от присутствия обычно ежегодно освобождалось несколько утративших работоспособность или получивших другие назначения сановников. Но и единичные случаи увольнения от присутствия по политическим мотивам, имевшие место в 1907-1908 гг., оказывали на членов по назначению устрашающее воздействие. 1.1.1917 из-за недовольства императора политической позицией Государственного совета была проведена чистка назначаемой части: от присутствия было освобождено 18 членов.[4] В этих губерниях имелось развитое частное землевладение и в 1905-1906 гг. предполагалось скорое введение земства.[5] Правила об избрании членов Совета от православного духовенства были утверждены императором 7.3.1906. Они предусматривали, что члены от черного духовенства фактически избирались епархиальными архиереями. Каждый из них выдвигал 3 кандидатов из числа православных монахов (не обязательно своей епархии). Синод объявлял избранными получивших относительное большинство голосов. 3 члена от белого духовенства и 3 кандидата к ним избирались Синодом из кандидатов, выдвинутых благочинническими съездами из числа штатных священников своей епархии.[6] Земство в 1906 действовало в 34 губерниях Европейской Великороссии, Левобережной Украины и Новороссии. В 1911 земство было введено в 6 губерниях (Витебской, Минской, Могилевской, Киевской, Подольской и Волынской), в 1913 – еще в 3 (Оренбургской, Астраханской и Ставропольской). Таким образом, земства избирали от 34 до 43 членов. Всего же губернии (земства и съезды землевладельцев) представляли 56 членов Совета. Азиатская Россия (включая Кавказский край) и Архангельская губ. не избирали членов Государственного совета.[7] 39 губерний и 1 область европейской Великороссии (кроме некоторых северных губерний), Левобережной Украины, Новороссии, Эстонии, Латвии и Грузии.[8] В 1906 университетов было 9, с 1909 10 (Московский, Юрьевский, Казанский, Харьковский, С.-Петербургский, Киевский, Варшавский, Одесский, Томский, с 1909 Саратовский).[9] Включал 10 правительственных чиновников (воздерживались от участия в выборах) и 24 члена из числа предпринимателей, назначенных императором по представлению министра торговли и промышленности на 4 года. В начале ХХ в. практически бездействовал.[10] Включало 32 члена из числа предпринимателей, назначенных императором по представлению министра торговли и промышленности на 4 года. В начале ХХ в. бездействовало.[11] Комитеты торговли и мануфактур создавались министром торговли и промышленности по предложению городской думы или купеческого общества и включали 6-12 членов, избранных думой или обществом.[12] Биржевые комитеты избирались (в большинстве случаев на 3 года) биржевым обществом, включавшим оптовых торговцев, приписавшихся к бирже и уплачивающих ежегодный взнос на ее содержание. Значительное большинство выборщиков от торговли и промышленности представляли биржевые комитеты. К 1913 г. 103 выборщика избирались этими комитетами и 26 – другими организациями. Среди 89 выборщиков от торговли биржи представляло 82, среди 40 выборщиков от промышленности – 21. [13] Закон 1909 г. установил, что в случае истечения срока полномочий во время сессии Совета они продлеваются до ее окончания.[14] См. Положение о выборах в Государственную думу 1905.[15] Сессии Государственного совета в основном совпадали с таковыми Думы. См. предыдущий документ, прим. 4.[16] Постоянные и особые комиссии избирались общим собранием по пропорциональной системе. Важнейшей комиссией Государственного совета была финансовая рассматривавшая бюджет и все связанные с государственными расходами и доходами законопроекты. В отличие от Думы Совет передавал в комиссии лишь более или менее сложные законопроекты, частные же дела принимались (в единичных случаях и отклонялись) непосредственно общим собранием. Комиссии не всегда предрешали решение палаты.[17] В действительности Государственный совет воздерживался от столь решительных мер. Его Наказ (регламент) предусматривал "в случае затянувшихся прений" прекращение постановлением палаты записи ораторов или сверх того сокращение времени речей. На практике изредка прекращалась запись.[18] Имеются в виду Правила 17.4.1906 об охранении должного порядка в помещениях Государственного совета и о допущении в заседания Совета посторонних лиц. См. ст. 61.[19] На практике использовались обе согласительные процедуры, но более успешной была вторая. Из проектов, переданных в согласительные комиссии, стали законами 84 %, а из непосредственно возвращённых в Думу – лишь 62 %.Спорным было толкование последней части статьи. С 1911 председатель Совета М.Г. Акимов в случае отклонения Советом любой статьи проекта, принятого Думой по докладу согласительной комиссии, при отсутствии возражений в Совете стал объявлять проект в целом отклоненным. В 1912-1913 такая практика подверглась критике членов обеих палат от кадетской партии. Совет с этим не согласился, но с 1913 проекты III Думы, возращенные верхней палатой в четвертую, в случае частичного несогласия с решением последней передавались в согласительную комиссию или вновь возвращались в Думу и лишь при следующем рассмотрении Советом могли быть признаны отклоненными.[20] См. Учреждение Государственной думы 1906, прим. 25. При рассмотрении бюджета Совет ограничивался рассмотрением разногласий правительства и Думы, в большинстве случаев восстанавливая запрошенные первым и сокращенные второй кредиты.[21] В 1906 Государственный совет включил в свой Наказ постановление о своем праве назначать министрам срок (по общему правилу не менее 3 месяцев) разработки проекта, но в 1907 по требованию Сената, признавшего это положение незаконным, отменил его. Законодательная инициатива Совета практического значения не имела из-за его нежелания выходить из роли арбитра между правительством и Думой. По почину верхней палаты было 3 закона, посвященные маловажным вопросам его комплектования.[22] За всю свою историю Государственный совет предъявил лишь 2 запроса. В одном случае (об издании в порядке ст. 87 Основных законов отклоненного Советом проекта о западном земстве (1911)) объяснения правительства фактически были признаны неудовлетворительным большинством, не достигшим 2/3.[23] В январе 1907 Сенат под давлением правительства счел себя вправе проверять законность Наказов законодательных палат (по аналогии с административными распоряжениями) признал незаконными 2 постановления одобренного в 1906 регламента Совета (об его праве назначать министрам срок разработки законопроектов и о приглашении в комиссии независимых экспертов). В марте 1907 Совет отменил эти положения и его Наказ был официально опубликован.[24] Рассмотрение указанных в этом пункте дел и было основной задачей департамента. По учреждению Сената, дела по утверждению административных решений и контролю над законностью в государственном управлении по общему правилу могли быть решено его департаментами только единогласно (включая голос заинтересованного министра) и при отсутствии поддержанных министром возражений обер-прокурора. В противном случае дело передавалось в одно из общих собраний Сената, в котором оно могло быть решено 2/3 голосов. При отсутствии такого большинства или несогласии с ним министра юстиции дело решалось I департаментом Совета с утверждения императора. Закон 1916 о реформе Сената, вступающий в силу с 1.5.1917, предусматривал окончательное решение всех дел сенатскими департаментами простым большинством голосов.[25] Дел о должностных преступлениях членов Государственного совета в 1906-1917 не возникало. Об ответственности членов Думы см. Учреждение Государственной думы 1906. Прим. 16.[26] Ссудная казна – ломбард.[27] Рассмотрение указанных в этом пункте дел было основной задачей департамента. В его компетенцию входили и дела о постройке железных дорог с государственными гарантиями их доходности, которая нередко влекла за собой значительные расходы казны.[28] На практике император передавал дело на заключение Совета министров и утверждал его решение.[29] В большинстве случаев соответствующие дела прекращались императором вопреки мнению департамента.[30] В 1905-1914 присутствие рассмотрело 2.198 дел и с утверждения императора (которое было формальностью) перенесло в сенатское общее собрание 311 (14 %).Закон 1916 о реформе Сената, вступавший в силу с 1.5.1917, не допускал обжалования решений его департаментов.[31] См. Положение о выборах в Государственную думу 1906, прим. 3.[32] Этот указ устанавливал уголовную ответственность за различные злоупотребления при выборах в Государственную думу или Государственный совет.