Указ об изменении положения о выборах в Государственную думу и изданных в дополнение к нему узаконений. 1905 г.

 

Манифест об усовершенствовании государственного порядка 1905 (см.) предусматривал демократизацию избирательного права. В ноябре 1905 г. председатель Совета министров гр. С.Ю. Витте поручил разработку соответствующих проектов на разных началах помощнику начальника главного управления местного хозяйства МВД С.Е. Крыжановскому и московскому помещику Д.Н. Шипову, в 1893-1904 служившему председателем московской губернской земской управы и имевшему огромный авторитет в земских кругах.

За основу проекта Крыжановского была взята система Положения о выборах в Государственную думу 1905 г. (см.). В нее были включены политически активные средние городские слои и сельская интеллигенция (в городскую курию) и промышленные рабочие (во вновь создаваемую рабочую курию с самостоятельноым представительством в Думе). Шипов созвал группу общественных деятелей (кадетов, будущих октябристов и мирнообновленцев), которая выработала основные положения проекта, составленного на их основе Шиповым и С.А. Котляревским. Он предусматривал введение всеобщего (для мужчин) и равного двухстепенного (в крупных городах – прямого) голосования.

В том же месяце эти проекты рассматривались Советом министров с участием нескольких членов Гос. совета и общественных деятелей. Большинство министров поддержало проект Крыжановского из-за желания не допустить растворения в массе избирателей "культурных органических частей общества: частных землевладельцев, всей крупной промышленности, наконец, всех образованных классов" и установления "деспотизма масс, этого наиболее тягостного из всех видов тираний". Несколько министров поддержало проект Шипова как более популярный, а также из-за внутренней противоречивости текста Крыжановского, который сочетал куриальную систему, основанную на принципе имущественного ценза, и голосование неимущих.

Окончательно проекты рассматривались в декабре в первом Царскосельском особом совещании под председательством императора. Николай II не без колебаний счел проект всеобщего и равного голосования слишком радикальным и ведущим к демократической республике. Проект Крыжановского был принят с некоторыми поправками. Наиболее важная лишала рабочую курию самостоятельного представительства.

Утвержденный 11.12.1905 г. Именной высочайший указ давал право голосовать по курии землевладельцев – арендаторам и управляющим крупными имениями, а в ее предварительной стадии – мелким частным землевладельцам, а также настоятелям церквей, владевших землей; по городской курии средним слоям, включая сельскую интеллигенцию (владельцам любой налогооблагаемой недвижимости, чиновникам и пенсионерам, служащим местного и сословного самоуправления, железнодорожных и торгово-промышленных предприятий (кроме рабочих и обслуживающего персонала). В результате реформы число гор. избирателей в Москве возросло с 8 тыс. до 48 тыс. В курии землевладельцев значительно выросло влияние крестьян, которые в 1906 во многих губерниях конкурировали в ней с помещиками.

В губерниях, в которых где число промышленных рабочих превышало 10 тыс., создавалась рабочая курия, по которой голосовали рабочие крупных и средних промышленных предприятий и железнодорожных мастерских. В 60 губерниях и 1 области Европейской России (с Польшей, но без Финляндии) она избирала 236 выборщиков, из которых не менее 83 голосовало в губернских избирательных собраниях, а остальные 153 делились между городами с отдельным представительством и их губерниями. При губернских выборах курия имела не более 1-2 % голосов, в городах - до 10 %.

Проверка выборов членов Думы поручалась не Сенату, а самой палате. Были несколько сокращены права губернатора по руководству выборами. Вводилось представительство православного населения Холмского края. Было отменено присутствие полиции на предварительных собраниях выборщиков. Было расширено голосование записками м внесен ряд более частных изменений. Документ приводится с сокращениями.

Кроме Положения о выборах и предлагаемого указа, в октябре 1905 – апреле 1906 гг. было издано 9 законов о выборах на окраинах и около десятка указов частного характера. В целом они предусматривали избрание 524 депутатов, в т.ч. 413 от 50 губерний и 1 области Европейской России, 37 от Польши, 29 от Кавказа, 14 от Сибири, 13 от Туркестанского края (Средняя Азия и юго-восток Казахстана), 11 от Степного края (Казахстан без юго-восточной части, но с Омским уездом) и Внутренней казахской орды, 7 от Дальнего Востока.

Места между регионами распределялись пропорционально уплачиваемым налогам с учетом государственных расходов (т.е. в ущерб окраинам), а внутри их – численности населения. Обеспечивалось представительство всех губерний (областей), а также казачьего и остального русского населения некоторых окраин. В целом по империи 1 депутат представлял 279 тыс. жителей, на Дальнем Востоке – 209 тыс., в Степном крае – 254 тыс., в Европейской России – 267 тыс., в Польше – 296 тыс., на Кавказе – 325 тыс., в Сибири – 377 тыс., в Туркестане – 473 тыс. Отдельное представительство имело 26 городов, в т.ч. некоторые с 60-70 тыс. жителей. Выборы не проводились в Туруханском крае и в удаленных районах Дальнего Востока (на Чукотке, Камчатке, Сахалине и др.). Финляндия имела особый Сейм и не была представлена в Думе. В целом крестьянская курия имела около половины голосов, землевладельческая – почти четверть, городская – чуть больше 1/5.

Стремление крестьян к переделу земли, а также поддержка большинством горожан идей свободы и равенства предопределяло победу левых. Руководящее положение в Думе получал блок радикальных интеллектуалов и крестьян, объединившийся на идеях передела собственности и слома стоявшего на ее страже традиционного государства. В этих рамках в силу разобщенности и необразованности крестьян исход выборов (особенно в персональном плане) был во многом случайным и зависел от ловкости различных группировок и их умения договориться с крестьянами.

Положение о выборах 1905 основывалось на идее представительства собственников, включая крестьянство, представлявшееся большинству сановников консервативной силой. Предлагаемый Указ, сохраняя основы прежней системы, давал право голоса политически активным неимущим слоям. Из-за этого противоречия и неверной оценки позиции крестьянства итоговый текст оказался неприемлемым ни для кого. Радикальные и либерально-демократические силы были недовольны отсутствием всеобщего, равного и прямого голосования, считавшегося единственно правильным, завышенным представительством землевладельцев и отсутствием реального влияния рабочих. Для правительства и консервативных кругов было неприемлемым преобладание в Думе радикально настроенных крестьян и интеллектуалов.

Указ действовал до издания Положения о выборах 3 июня 1907 г. (см. Акты об изменении порядка выборов в Государственную думу 1907 г.), повторявшем впрочем его основные постановления.

 

 

[1] См. Манифест об усовершенствовании государственного порядка 1905.[2] Имеется в виду Положение о выборах в Государственную думу 1905 (см.).[3] Не приводится. См. вступление к документу.[4] Оба пути – туда и обратно.[5] В отделе речь идет о введении особого представительства православного населения Холмского края.