ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1864 г.
До середины XIX в. местное управление находилось в руках дворянства. После отмены крепостного права возникла необходимость привлечь к государственным делам остальные сословия. Проект создания создания всесословного местного самоуправления разрабатывался с 1859 г. комиссией при МВД. Первоначально ее возглавлял и.о. товарища министра Н.А. Милютин, сформулировавший основные принципы реформы. После его отставки в 1861 председательство принял на себя новый министр П.А. Валуев. Он предложил было усилить влияние дворянства, снизив для него ценза по сравнению с другими частными землевладельцами и сократив представительство крестьян, однако встретил противодействие главноуправляющего II отделением императорской канцелярии бар. М.А. Корфа и Государственного совета и был вынужден отказаться от этих поправок. Земская реформа была утверждена императором Александром II 1 января 1864 г.
Она предусматривала создание в губерниях и уездах центральной России всесословного местного самоуправления. В его выборах участвовали все владельцы недвижимости, включая крестьян. В главе земств стояли местные помещики, имеющие образование, досуг и привычку к руководящей деятельности. Местное самоуправление получило право вводить собственные налоги и пользовалось финансовой самостоятельностью. Земства занимались прежде всего начальным образованием и здравоохранением. В результате их деятельности и то и другое постепенно становилось доступным для крестьян. Также благодаря земствам улучшались местные дороги, вводились страхование от огня, агрономическая помощь земледельца и др.
В политическом плане земства способствовали нарастанию оппозиционных настроений. Они нередко вступали в конфликты с коронной администрацией, которая в условиях чисто бюрократического центрального правительства была не склонна считаться с выборным самоуправлением. Значительное недовольство земских деятелей вызывало отсутствие мелкой земской единицы. Земский аппарат (т.н. «третий элемент») пополнялся в основном людьми крайне оппозиционных и революционных взглядов.
Земское положение 1864 г. (публикуемое из-за большого объёма в извлечениях) действовало до 1890 г.
Гл. 1. Положения общие.
1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяется настоящим Положением.
2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:
I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.
V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчей, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.
IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.
X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, высочайшею властью утвержденных.
XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда.
XII. Представление, чрез губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и начальников губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.
XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.
XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.
3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных.
4. На земские учреждения возлагается обсуждение, определение и приведение в исполнение всех законных мер, необходимых для хода дел, ведению означенных учреждений вверенных.
5. Земские учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов, приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинять гражданские иски и ответствовать в гражданских судах по имущественным делам земства.
6. Земские учреждения, в кругу вверенных им дел, действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей.
7. Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное, признается недействительным.
8. Земские учреждения подвергаются законной ответственности, порядком, ниже сего указанным, за превышение власти, за действия, противные существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств, за неправильные распоряжения по вверенным им хозяйственным делам и за всякий ущерб или стеснение, нанесенные обществам или частным лицам.
9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам. В порядке и сроках такого распоряжения соблюдаются правила, указанные в 94, 95 и 96 ст. сего Положения. Министр внутренних дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить постановление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том собранию в первое назначенное для его заседаний время. В дальнейшем ходе дела, земское собрание и министр руководствуются правилами, изложенными в ст. 97-й.
10. Если земскими учреждениями не будет сделано распоряжений к исполнению тех повинностей, отправление которых закон признает обязательным для земства, то начальник губернии, когда напоминания его останутся безуспешными, приступает с разрешения министра внутренних дел, к непосредственным исполнительным распоряжениям на счет земства.
11. Земским учреждениям предоставляется на относящиеся до них распоряжения начальника губернии и высших административных властей приносить жалобы Правительствующему сенату (по 1-му департаменту). Сроком для принесения таковых жалоб полагается время, назначенное для созвания первого, после сообщения правительственного распоряжения, земского собрания (ст. 76 и 79), до которого дело относится.
Гл. II. Состав земских учреждений
12. Земские учреждения разделяются, согласно ст. 1-й сего Положения, на уездные и губернские.
13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.
14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.
16. Выбор уездных гласных, присутствующих в уездном земском собрании, производится:
а) на съезде уездных землевладельцев;
б) на съезде городских избирателей;
в) на съезде выборных от сельских обществ[1].
17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченные по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России.
19. Богоугодные[2], благотворительные, учебные, промышленные и другие учреждения, общества, компании и товарищества, владеющие недвижимым имуществом, дающим право на участие в земских выборах, назначают от себя для присутствования в избирательных съездах поверенных…
22. Никто не может иметь на уездном избирательном съезде более двух голосов: одного голоса по личному праву и одного по доверенности или уполномочию.
23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:
а) лица, владеющие в уезде, на праве собственности, пространством земель, определенным для того уезда в прилагаемом расписании[3];
б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее шести тысяч рублей;
в) назначенные на основании ст. 18-21 поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли или имуществом, указанными в двух предшедших пунктах а и б сей статьи;
г) уполномоченные от нескольких земледельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного (ст. 24 и 25);
д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею.
24. Означенные в пункт. г и д ст. 23-й уполномоченные от землевладельцев, учреждений, обществ, компаний, товариществ и священнослужителей избираются ими на особых предварительных съездах. В уезде, смотря по местным удобствам, или созывается один общий для всего уезда съезд, или образуются отдельные съезды по становым участкам. По воспоследовании распоряжения о выборе гласных, созвание съездов для выбора уполномоченных делается уездным предводителем дворянства, коему вместе с тем поручается и председательство на означенных съездах.
25. Число уполномоченных, избираемых предварительными съездами, определяется количеством земель, принадлежащих лицам, явившимся на съезде, полагая одного уполномоченного на пространство земли, определенное в пункте а ст. 23-й...
28. В городских избирательных съездах участвуют:
а) лица, имеющие купеческие свидетельства;
б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 рублей.
в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною, для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей, не ниже 3000 руб.; в городских поселениях, имеющих от 2000 до 10 000 жителей, не ниже 1000 руб., и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей;
г) назначенные на основании ст. 18-20-й поверенные от частных владельцев, и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б и в сей статьи.
29. В городских избирательных съездах председательствует Городской Голова.
30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.
32. Избирательный сельский съезд открывается, впредь до учреждения должности мирового судьи, мировым посредником, который предлагает выборщикам назначить из своей среды председателя съезда; утверждает это назначение, и затем разрешает все возникающие при выборе гласных недоразумения.
33. Для определения числа гласных, избираемых в каждом уезде избирательными съездами от землевладельцев, городов и сельских обществ (ст. 23, 28 и 30), принимаются в соображение: число землевладельцев, количество принадлежащих им удобных земель, населенность городов, число и ценность городских недвижимых имуществ, число волостей, количество сельского населения и пространство угодий, состоящих в наделе сельских обществ. На сем основании полагается число гласных в каждом уезде согласно прилагаемой при сем ведомости[4].
34. Если бы на съезде число избирателей оказалось менее числа подлежащих избранию гласных (ст. 33), то выборы не производятся, а все наличные избиратели признаются гласными, о чем в то же время составляется акт за общим подписом.
36. Не могут быть избираемы в гласные: местные начальники губерний, вице-губернаторы, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры и стряпчие и чины местной полиции.
37. Поверка числа гласных, законности и действительности выбора возлагается на самое земское собрание.
38. Гласные избираются на три года, в сроки, назначаемые министром внутренних дел, по особому расписанию губерний.
39. Гласным никаких служебных преимуществ не присвояется и содержания не полагается.
42. Для законного состава заседаний земского собрания требуется присутствие не менее третьей части всего числа гласных, собрание составляющих, и во всяком случае не менее десяти.
43. В уездном земском собрании председательствует уездный предводитель дворянства.
46. Уездная земская управа составляется из председателя и двух членов, избираемых на три года уездным земским собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов Управы до шести.
47. Не могут быть избираемы в члены Управ лица, поименованные в 18 и 21 ст., члены судебных мест (исключая мировых судей), чиновники местных казенных палат и уездных казначейств, и лица духовного звания. Прочие служащие лица допускаются к занятию должностей членов земских управ не иначе, как с разрешения их начальства.
48. Избранный земским собранием председатель уездной управы (ст. 46) утверждается в этой должности начальником губерний. В случае отсутствия председателя, место его заступает один из членов управы, также с утверждения начальника губернии.
49. Назначение содержания председателю и членам уездной управы зависит от уездного земского собрания.
50. Губернские земские учреждения суть: губернское земское собрание и губернская земская управа.
51. Губернское земское собрание составляется из гласных, избираемых уездными земскими собраниями на три года.
52. Число Губернских Гласных от всякого уезда определяется соразмерно числу Гласных местного Уездного Собрания, на основании ведомости, приложенной к ст. 33-й…
53. В Губернском Земском Собрании, в тех случаях, когда Государю Императору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства[5].
56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды, с соблюдением правил, установленных в ст. 47-й. Избранный земским собранием председатель губернской управы утверждается в должности министром внутренних дел. В случае отсутствия председателя, место его заступает один из членов управы, также с утверждения министра внутренних дел.
57. Назначение содержания председателю и членам губернской управы зависит от губернского земского собрания.
59. Земским собраниям предоставляется, независимо от выбора председателей и членов в земские управы, назначать по выбору из своей среды уполномоченных, для заведывания принадлежащими земству недвижимыми имуществами, заведениями и учреждениями и вообще для исполнения поручений земских собраний.
60. Земским Управам предоставляется, с разрешения земских собраний, приглашать, как для постоянных занятий по делам, вверенным ведению Управ, так и для исполнения временных поручений, посторонних лиц с назначением им вознаграждения, по взаимному с ними соглашению, на счет назначенных для сего по смете сумм.
Гл. III. Предметы ведомства и пределы власти земских учреждений
61. Губернские земские учреждения заведывают теми из земских дел, поименованных во 2-й ст. сего Положения, которые относятся до всей вообще губернии или нескольких ее уездов.
62. Независимо от сего, к ведомству губернских земских учреждений, в особенности, относятся:
I. Разделение на губернские и уездные земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественного призрения, а равно перемены в сем разделении.
II. Дела об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков ярмарок существующих.
III. Дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении существующих пристаней.
IV. Представление, чрез начальника губернии, ходатайств о перечислении, по уважительным причинам, земских дорожных сооружений или целых дорог в разряд государственных.
V. Распоряжения по взаимному земскому страхованию имуществ от огня.
VI. Раскладка между уездами сумм государственных сборов, которых разверстание возложено на земские учреждения по закону или особому, высочайшей властию утвержденному, распоряжению правительства.
VII. Рассмотрение и разрешение затруднений, могущих встретиться в утверждении смет и раскладок уездных сборов.
VIII. Рассмотрение жалоб, приносимых на действия земских управ.
63. Уездные земские учреждения заведывают земскими делами (ст. 2 сего Пол.), относящимися до каждого отдельного уезда.
64. К ведомству уездных земских учреждений, кроме того, в особенности, относятся:
I. Раскладка внутри уезда тех государственных и губернских сборов, которых разверстание по уезду будет возложено, по закону или распоряжению правительства, на уездные учреждения.
II. Составление предварительных предположений, для губернских смет, о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, к разряду губернских отнесенных, и представление означенных предположений в губернскую Управу.
III. Представление губернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметам хозяйства.
IV. Разрешение на открытие торгов и базаров.
V. Отнесение проселочных и полевых дорог в разряд уездных, а также уездных дорог в разряд проселочных; изменение направления уездных земских дорог.
VI. Содержание бечевников[6]; представление чрез начальника губернии ходатайств об отнесении, по уважительным причинам, содержания бечевников на счет казны.
<…>
65. В круг обязанностей, возлагаемых на земские учреждения по 2, 61-64 ст. сего Положения, принадлежат: земским собраниям — распорядительная власть и общий надзор за ходом дел, а земским управам — как распоряжения исполнительные, так и вообще ближайшее заведывание земскими делами.
66. Губернские земские собрания могут издавать обязательные для местных земских учреждений той же губернии постановления, а уездные земские собрания — давать, с своей стороны, инструкции уездным управам своих уездов, равно как подчиненным им лицам, собственно о способе исполнения постановлений губернских собраний, с тем: 1) чтобы означенные постановления и инструкции ни в каком случае не выходили из круга предметов, предоставленных ведению земских учреждений, и 2) чтобы они ни в чем не были противны существующим общим узаконениям и настоящему Положению...
70. Уездные земские собрания имеют те же обязанности по уездному хозяйству, как губернские по Губернии, исключая предметов, в ст. 62-й поименованных.
71. Губернские и уездные земские собрания для проверки земской отчетности избирают из среды своей особые ревизионные комиссии, заключения которых поступают на утверждение земских собраний (ст. 113).
72. Обязанности уездных земских управ по уезду суть те же, как и губернских управ по губернии. Кроме того, управы исполняют упомянутые в VII пункте 64-й ст. обязанности по поручению губернской управы.
73. Земские собрания и управы в действиях своих строго соблюдают общие пределы власти, земским учреждениям предоставленной (ст.3, 7)...
Гл. IV. Порядок действий земских учреждений
76. Уездные и губернские земские собрания собираются ежегодно по одному разу: уездные — не позже сентября, а губернские — не позже декабря.
77. Для заседаний уездных собраний полагается десятидневный срок, а для губернских — двадцатидневный.
78. Заседания земских собраний могут быть, в случае надобности и по ходатайству о том самих собраний, продолжены далее сроков, определенных ст. 77: заседания губернских собраний — с разрешения министра внутренних дел, а уездных — с разрешения начальника губернии.
79. Министру внутренних дел предоставляется, в случае надобности, назначать и разрешать чрезвычайные заседания земских собраний.
81. Земские собрания открываются и закрываются: губернское — начальником губернии лично, Уездные — уездными предводителями Дворянства.
82. Члены земских собраний, пред вступлением в исполнение своих обязанностей, приносят установленную общими законами о государственной службе присягу.
88. Выборы и решения об устранении от должностей или о предании суду членов земских учреждений, производятся закрытою подачей голосов, а решение по прочим вопросам — открытою подачей голосов. Порядок подачи голосов, как в том, так и в другом случае, определяется самими собраниями.
89. Определения земских собраний постановляются простым большинством голосов; в случае равенства голосов, перевес принадлежит голосу председателя.
90. Нижеследующие постановления земских собраний подлежат утверждению начальника губернии:
о приведении в действие земских смет и раскладок;
о разделении земских путей сообщения на Губернские и уездные;
об отнесении уездных земских дорог в разряд проселочных;
об изменении направления земских дорог;
об учреждении выставок местных произведений;
о временном устранении от должностей членов Земских Управ...
92. Утверждению министра внутренних дел подлежат постановления Земских Собраний:
о займах, превышающих двухгодовую сумму земского сбора;
об отнесении губернских земских дорог в разряд проселочных;
о сборах за проезд по земским путям сообщения;
об открытии ярмарок сроком более четырнадцати дней и о перенесении или изменении сроков существующих ярмарок;
о перенесении существующих пристаней;
о разделении имуществ и заведений общественного призрения на Губернские и уездные.
94. Отзыв о согласии или несогласии начальника губернии на которое либо из постановлений земских собраний, в 90-й ст. означенных, должен быть сообщён им подлежащей земской управе в течение семи дней от получения того постановления… Если отзыва в эти сроки не последовало, то постановление собрания считается получившим согласие начальника губернии.
95. В случае возражений начальника губернии против постановлений земского собрания оно подробно рассматривает обстоятельства, подавшие повод к возражениям, и постановляет своё окончательное заключение…
96. Вторичное постановление земского собрания входит в силу и приводится в исполнение, но начальник губернии имеет право, под личной своей ответственностью, остановить исполнение тех постановлений, которые он признает незаконными; об этом он обязан в течение семи дней от получения копии с вторичного постановления собрания, уведомить его или земскую управу (если собрание уже закрыто), и затем представить всё дело на разрешения Правительствующего сената…
97. Для отзыва министра внутренних дел о согласии или несогласии его на постановления земского собрания, в ст. 92 означенные, полагается двухмесячный, со дня состояния тех постановлений, срок. В случае несогласия министра он сообщает о том подлежащей земской управе и дело рассматривается земским собранием в первое за тем заседание. Копию с окончательного заключения своего губернское собрание прежде исполнения сообщает министру, который при несогласии с этим заключением вносит дело на разрешение Правительствующего сената.
99. Земские Управы заседают в продолжение всего года. Для отправления дел, не требующих коллегиального обсуждения, предоставляется членам Управы учредить между собою очередь по взаимному соглашению; для прочих же дел, подлежащих рассмотрению управы в полном ее составе, очередной член созывает остальных, и решения ее постановляются по большинству голосов. Распоряжения о собрании сведений, приготовлении дел к докладу и тому подобные исполнительные действия предоставляются власти Председателя...
108. Ближайшие указания о существе и порядке действий земских учреждений определяются в особых Уставах: земских повинностей, путей сообщения, строительном, общественного призрения, народного продовольствия и взаимного застрахования, а также в общих законах о податях и повинностях и в других постановлениях; для руководства же при составлении земской росписи и земских смет и раскладок прилагаются при сем особые Правила[7].
<…>
Гл. V Отчетность и ответственность земских учреждений
<…>
110. Земские управы, независимо от отчетов по денежным суммам, составляют, по окончании каждого года, отчеты: 1) о производившихся в течение года, на суммы земства, хозяйственных операциях; 2) о состоянии имуществ земства; 3) о состоянии находящихся в ведомстве их заведений; 4) о размере и распределении отправленных в течение года натуральных повинностей, и 5) вообще о всех своих распоряжениях, не вошедших в упомянутые выше отчеты.
113. Отчеты земских управ подлежат рассмотрению и окончательному утверждению земских собраний. уездные собрания утверждают только те отчеты уездных земских управ, которые касаются предметов уездного хозяйства, вверенных непосредственному заведыванию сих собраний. Результаты ревизии печатаются в общее сведение.
114. Рассмотрение действий земских управ, вследствие жалоб, обвинений, требований правительственных установлений и по ревизии отчетности, и передача сих действий на рассмотрение судебных мест, принадлежат губернскому собранию.
115. губернское земское собрание, сверх поверки действий управ по бумагам и документам, может требовать личных объяснений от членов управ и производит местные дознания, когда признает это нужным, чрез избранные для сего лица.
116. Ответственность подчиненных земских управам служащих лиц по личным служебным их действиям определяется самими управами: определения же о передаче на распоряжение судебной власти действий председателей и членов губернских и уездных земских управ постановляются губернским земским собранием.
117. Члены земских управ окончательно удаляются от должности не иначе, как по определению Правительствующего сената; но могут быть временно устранены от должности по постановлению губернского земского собрания, утвержденному начальником губернии.
118. Жалобы правительственных и общественных учреждений на постановления земских Собраний: 1) о предметах, неподлежащих их ведомству и превышающих пределы их власти; 2) заключающие в себе такое нарушение общих законов, которое подлежит уголовному суду, — рассматриваются в Правительствующем сенате.
119. Частные лица, общества и установления, в случае нарушения их гражданских прав действиями земских учреждений, имеют право иска на общем основании.
120. Подведомственные Земским Управам служащие лица, за преступления по должности, влекущие за собою уголовные наказания, подвергаются ответственности, одинаково с лицами, состоящими на государственной службе, не иначе, как по уголовному следствию и суду.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. XXXIX. Отделение 1. СПб., 1867. С. 1-21
[1] Т.е. крестьянских общин.[2] Богоугодные – благотворительные.[3] Не приводится. Соответствующее количество земли («полный земский ценз») соответствовал среднему местному наделу 100 крепостных мужчин.[4] Не приводится.[5] Назначение особых председателей на практике не производилось.[6] Бечёвник – дорога вдоль берега реки, предназначенная для движения лошадей или людей (бурлаков), буксирующих судно с помощью бечёвы (каната).[7] Не приводятся.