Устав учебных заведений, подведомых университетам. 1804 г.

 

5.11.1804 г. одновременно с Университетским уставом был издан предлагаемый закон о средних и начальных школах. Он впервые в России создавал единую систему средних и начальных учебных заведений. Их первой ступенью были приходские училища, второй – уездные училища, третьей – гимназии. Между всеми уровнями устанавливалась преемственность: первой задачей нижестоящих школ объявлялась подготовка к учебе в вышестоящих. Вакансии преподавателей университетов, гимназий и уездных училищ должны были заполняться в т.ч. учителями нижестоящих учебных заведений. Между разными уровнями образования устанавливалась и организационная связь: университет руководил всеми школами учебного округа, директор гимназии – губернии, смотритель уездного училища – уезда.

Также впервые в истории российского законодательства регламентировалась деятельность частных школ (пансионов). Они были поставлены в жесткую зависимость от университетов и директоров гимназий.

Устав действовал до 1828 г. Он приводится полностью за исключением приложений (форм документов) и штатных расписаний.

 

1. Учебные заведения, подведомые университетам, суть: гимназии, уездные, приходские и другие, под каким бы то ни было названием, училища и пансионы, находящиеся в губерниях, к каждому университету причисленных.

2. Из сего исключаются училища, состоящие в ведении Святейшего Синода, и те, которые по особенным обстоятельствам высочайше вверены иному начальству.

О Гимназиях.

I. Общие распоряжения.

3. На основании предварительных правил народного просвещения, в каждом губернском городе должна быть одна гимназия. Может быть и более оных в губернском или других городах, ежели есть способы к содержанию таковых заведений. Начальник гимназии есть директор, состоящий в 7 классе государственных чиновников[1], если выше чина не имеет.

4. Учреждение гимназий имеет двоякую цель: 1. приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным, или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает усовершенствовать себя в университетах; 2. преподавание наук, хотя начальных, но полных в рассуждении предметов учения, тем, кои, не имея намерения продолжать оные в университетах, пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека.

5. План учения в гимназиях должен соответствовать сей двоякой цели, заключая в себе начальные основания всех наук, потребных к достижению оной. И потому кроме полных курсов: латинского, немецкого и французского языков, преподается в Гимназиях дополнительный курс географии и истории, включая в сию последнюю науку, мифологию (баснословие) и древности, курс статистики общей и частной Российского государства, начальный курс философии и изящных наук, начальные основания политической экономии, курс математики чистой и прикладной, курс опытной физики и естественной истории; также начальные основания наук, относящихся до торговли, основания технологии и рисование.

6. Каждая гимназия имеет восемь учителей, которые преподают помянутые предметы учения следующим образом: один учитель преподает чистую и прикладную математику и опытную физику; другой историю, географию и статистику; третий философию, изящные науки и политическую экономию; четвертый естественную историю, начальные основания наук, относящихся до торговли и технологии; пятый обучает латинскому языку; шестой немецкому; седьмой французскому; осьмой рисованию.

7. Сим восьми учителям жалование производится по штату. Но если случится, что определяемый в гимназию учитель не во всех предписанных ему в 6 пункте предметах равно искусен, и потому некоторые из его предметов потребно будет отдать другому, более сведущему в оных; равным образом если один учитель может обучать еще другим, сверх определенных ему в оном 6 пункте предметам: то университет, в ведении которого состоит Гимназия, и в назначении жалования таковым учителям отступает от штатного положения.

8. Гимназия может так же содержать учителей танцевания, музыки и телесных упражнений (гимнастики), если то позволят доходы оной.

9. Учителя наук, преподаваемых в гимназии, называются старшими, и состоят в 9 классе государственных чиновников. Учителя языков называются младшими, и состоят в 10 классе. Учитель рисования состоит в 12 классе.

10. Все учителя гимназий определяются тем университетом, в округе коего состоит гимназия, по представлениям директора или и непосредственно, смотря по обстоятельствам.

11. Гимназия, с позволения вышнего начальства, может умножить число учебных предметов и учителей наук и языков, когда имеет довольные к тому способы.

12. В гимназии, сверх обыкновенного преподавания наук, приготовляются к учительской должности желающие быть учителями в уездных, приходских и других училищах. Обучась способу преподавания, они испытываются в знаниях своих; после чего с ведома университета, за подписанием директора и учителей получают свидетельства, что имеют способности, потребные учителям упомянутых выше училищ.

13. В округах, где нет еще университетов, директора гимназий непосредственно относятся к попечителю учебного округа во всем, в чем следовало бы относиться в университет, если бы оный существовал.

14. В гимназию принимаются всякого звания ученики, окончившие науки в уездных училищах, или в других училищных заведениях, либо и дома, если только имеют достаточные сведения к продолжению наук, преподаваемых в гимназиях.

15. Прием в гимназию бывает один раз в год по окончании открытых испытаний.

16. Учебное время в гимназии продолжается от Августа 1 предыдущего по 1 Июля следующего года; июль месяц есть время вакансии или роздыха. В воскресные и табельные дни[2] учения не бывает.

17. Для наблюдения за чистотой классов и вообще для употребления по хозяйственной части всего дома, гимназия имеет служителей, определяемых директором.

II. Преподавание учебных предметов.

18. Учение в гимназиях начинается с тех предметов, которые следуют за оконченными в уездных училищах.

19. Преподавание учебных предметов, означенных в 5 пункте, разделяется на 4 курса; для каждого курса определяется один год. Из сего следует, что учение в гимназиях продолжается 4 года, и классов в оных должно быть четыре же, которые начиная с низшего, именуются следующим образом: 1, 2, 3 и 4-й классы.

20. В каждом классе учение преподается по 30 часов в неделю, т.е. по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам от 8 до 12 часов по утрам; а по средам и субботам от 8 до 11 часов; по полудни же от 2 до 4 часов по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. Сверх того, каждые два класса вместе обучаются по 2 часа в неделю рисованию, и именно: низшие два класса от 1 до 3 часов по средам, а старшие два класса от 1 до 3 часов по субботам по полудни. Ежели в какой Гимназии введены будут гимнастические искусства, то оным обучать по полудни, по окончании учения, преподающегося в вышеозначенные часы.

21. Учитель математики и физики преподает уроки в неделю по 18 часов: в первом классе обучает по шести часов в неделю, проходя по порядку части чистой математики: алгебру, геометрию и плоскую тригонометрию. Учитель сей должен стараться вести алгебру наравне с геометрией, дабы показать необходимость и пользу оной в решении геометрических задач. Во втором классе сей же учитель, обучая по шести часов в неделю, оканчивает чистую и начинает прикладную математику и опытную физику. В третьем классе, обучая также по 6 часов в неделю, продолжает и оканчивает прикладную математику и опытную физику.

22. Учитель истории, географии и статистики, обучает по 18 часов в неделю. В первом классе, обучая по 6 часов в неделю, проходит древнюю историю и географию, мифологию и древности. Во втором классе по 6 часов историю и географию новые, и в частности историю и географию отечественные. В третьем по 4 часа обучает общей статистике; а в четвертом классе по 2 часа статистике Российского государства.

23. Учитель философии, изящных наук и политической экономии преподает уроки по 20 часов в неделю. В первом классе по 4 часа в неделю обучает он логике и всеобщей грамматике; во втором классе по 4 часа преподает психологию и нравоучение; в третьем классе по 4 часа эстетику и риторику; в четвертом по 8 часов, из коих 4 часа обучает праву естественному и праву народному[3], а остальные 4 часа политической экономии.

24. Учитель естественной истории, технологии и коммерческих наук, преподает уроки по 16 часов в неделю. В третьем классе 4 часа обучает естественной истории; уроки сей науки должны быть преподаваемы с приноровлением оной к начальным основаниям сельского и лесного хозяйства; в четвертом классе обучает 12 часов, из коих 4 часа продолжает Естественную Историю, 4 преподает Технологию, а последние 4 часа науку о торговле.

25. Учитель латинского языка преподает учение по 16 часов в неделю. В первом классе по 6 часов в неделю обучает читать, писать, латинской грамматике, приобщая к каждому правилу объясняемого им словосочинения примеры, извлеченные из лучших авторов, могущих занимать понятие учащихся в самое то время, когда они затверживают в памяти правила словосочинения. После хрестоматии[1], нужной для сего предмета, он задает переводы с латинского языка на природный. Во втором классе по 6 часов в неделю изъясняет классического прозаического писателя, начиная с легчайшего и доходя к труднейшим, с раздроблением красот слога. Из числа сих шести часов по крайней мере один час в неделю посвящает для приобучения учеников к переводам с природного языка на Латинский. В третьем классе по 4 часа в неделю изъясняет вышесказанным порядком латинских стихотворцев и приобучает учеников на сем языке сочинять. Лучшие сочинения или места в латинских сочинениях писателей должны быть выучиваемы наизусть для изощрения памяти учащихся.

26. Учителя немецкого и французского языков, занимаясь в каждом классе по 4 часа в неделю, в первом классе обучают читать, писать и начальным основаниям грамматики сих языков. Во втором продолжая грамматические правила, занимают учащихся переводами с немецкого и французского языков на природный. В третьем изъясняют прозаических писателей и занимают переводами с природного на немецкий и французский языки. В четвертом классе изъясняют немецких и французских стихотворцев, и заставляют на сих языках сочинять. Лучшие места из французских и немецких прозаических писателей и стихотворцев также должно выучивать наизусть.

27. Учитель рисования, обучая два класса вместе по 2 часа в неделю, разделяет преподавание своего искусства на четыре года.

28. Дабы лучше соединить теорию с практикой и дать ученикам ясное понятие о многих предметах, которые проходили они в классах, учителя, преподающие математику, естественную историю и технологию, должны с более успевшими из своих учеников ходить во время вакансии за город; сие послужит тем ученикам некоторого рода награждением. учитель математики приобучает учеников к главнейшим действиям практической геометрии и показывает им в сих прогулках различные роды мельниц, гидравлических машин и других механических предметов, если оные находятся в окрестностях того места, где состоит гимназия.

Учитель естественной истории и технологии собирает травы, различные роды земель, камней, и изъясняет их свойства и отличительные признаки. В зимнее время, сей же учитель с частью своих учеников осматривает в городе фабрики, мануфактуры и мастерские художников, дабы предметы, которые он преподает по сей части, объяснить практикой; ибо рисунки и описания не могут дать ясного и достаточного о том понятия.

29. Все науки преподаются по начальным книгам, приноровленным к вышепомянутому плану учения, то есть: соразмерно продолжению курсов и числу часов, означенных выше для каждой науки. Главное правление училищ примет меры к изданию в достаточном количестве сих различных книг.

III. Учебные пособия.

30. Учебные пособия состоят в книгах, о которых упомянуто в 29 пункте, и суть следующие: грамматики и словари латинские, немецкие и французские, хрестоматия латинских авторов, антология латинских поэтов, курс чистой математики, курс прикладной математики, курс опытной физики, курс философии, курс изящных наук, курс естественной истории, курс истории и географии всеобщей и российской, статистика общая и частная Российского государства, начальные правила политической экономии, основания технологии и коммерческой науки.

31. Сверх того в каждой Гимназии должны быть: 1. Библиотека, избранная из разных известнейших классических авторов и лучших ученых творений иностранных и российских, наипаче относящихся до учебных предметов, преподаваемых в гимназии. 2. Собрание географических карт, глобусов и армилярных сфер[4] с небольшим атласом древней географии, для употребления учителя, толкующего латинских классиков, и для учителя истории и географии. 3 Собрание Естественных вещей из всех трех царств природы, потребных к изъяснению и наглядному познанию Естественной Истории, особливо ж всех естественных произведений той губернии, в коей гимназия находится. 4. Собрание чертежей и моделей машин, наиболее употребляемых к изъяснению механики и других частей прикладной математики и технологии. 5. Собрание геометрических тел, геодезических орудий, астролябий, компасов и прочее. 6. Собрание орудий физических. Каждое из сих собраний должно быть вверено надзиранию Учителя той науки, к объяснению которой они способствуют.

IV. Об учителях.

1. Обязанности учителей гимназий, общие всем учителям.

32. Учителя должны с точностью наблюдать учебные часы, назначенные директором в расположении учебных предметов и никогда не пропускать классов, не уведомя о том заблаговременно директора, в уездных училищах смотрителя, в приходских начальство оных, и не представя важных к отлучке своей причин.

33. В случае отсутствия учителя, означенные в предыдущем 32 пункте, начальники поручают учить другому кому-либо, имеющему потребные качества к заступлению места отсутствующего Учителя, или же заставляют более успевшего ученика повторять с прочими прежние уроки, дабы не было остановки в учении и порядок в классе не был бы нарушен праздностью учеников.

34. Каждый учитель должен располагать курс учения своего так, чтоб окончить оный в год; дабы ученики, переходя в высшие классы, могли продолжать науку без всякого затруднения, могущего произойти от противного сему правилу поступка.

35. Каждый учитель должен вести книгу по приложенному здесь образцу под буквой А[5], в которую записывает учеников, в его класс вступающих, или из других классов к нему переводимых.

36. Каждый учитель должен наблюдать, чтобы ученики его ходили в класс в назначенные часы исправно. Перед начатием учения он делает перекличку ученикам по списку, и не прибывших в класс или опоздавших записывает в особенном списке ученического прилежания, отмечая причины, представляемые ими в оправдание, и требуя, дабы они приносили от родителей, родственников, или опекунов своих свидетельства, что не были действительно за болезнью, или необходимой нуждой; в случае же частых отлучек, наведываться точнее у родителей их или опекунов самим, или через других, для чего дети их не приходят в училища, и полученный ответ записывать.

37. Каждый учитель всякое первое число месяца подает местному начальнику училища по форме, означенной под буквой Б[6], подробный отчет о способностях, прилежании, успехах и поведении всех учеников каждого класса в особенности, отмечая предметы учения, которые он проходил в течение прошедшего месяца.

38. Учитель, всех приходящих в класс учиться его предметам, должен обучать, не требуя от них никакой платы за учение; при самом же учении не должен пренебрегать детей бедных родителей; но всегда иметь в памяти, что он приготовляет членов обществу.

39. Он, при обучении, не должен вмешивать ничего постороннего и до учебных предметов не касающегося, ниже что-либо предпринимать, чем бы продолжение учения, или внимание учеников могло быть остановлено.

40. Он должен стараться всеми силами, дабы ученики преподаваемые им предметы понимали ясно и правильно; быть терпеливым и исправным, и полагаться больше на свою прилежность и порядочные правила, нежели на чрезмерный труд учеников своих. Для малолетних детей он старается сделать учение свое легким, приятным и более забавным, нежели тягостным.

41. При наставлении всех учащихся, а особливо возрастных, учитель должен стараться более об образовании и изощрении рассудка их, нежели о наполнении и упражнении памяти, не теряя из вида главного предмета юношеского наставления, состоящего в том, чтобы приучить детей к трудолюбию, возбудить в них охоту и привязанность к наукам, которая, по выходе их из училища, заставила бы их пещись о дальнейшем усовершении себя; показать им путь к наукам, дать почувствовать цену оных и употребление, и через то сделать их способными ко всякому званию; особливо ж дать уму и сердцу их надлежащее направление, положить в них твердые основания честности и благонравия, исправить и преодолеть в них худые склонности.

42. Учителя занимают у своих учеников место родителей; и потому должны принять их чувствования, кротость, ласковость, терпение и внимание к их пользе, сердцу родителей свойственные. Строгость их не должна иметь в себе ничего сурового, а благосклонность ничего мягкосердого, дабы не привлечь на себя ни ненависти, ни презрения. Они не должны быть ни сердиты, ни вспыльчивы; но не должны также прописать без замечания проступков учеников своих, а в случае нужды, и взыскания, которое никогда не должно быть производимо в жару и гневе и не прежде, как по надлежащем исследовании вины ученика.

43. Занимая однако ж место родителей, учителя не должны почитать себя за самовластных судей над детьми и управлять ими по своенравию, без всякого сношения с родителями. Сообщая свою власть учителям, родители не думают сами лишиться оной. Благоразумие требует того, чтобы учитель совокупным трудом и советом с родителями, старался о наилучшем детей воспитании.

44. Первым предметом попечения учителя должно быть то, чтобы хорошо вызвать свойства и нравы детей, дабы можно было лучше управлять ими; он должен стараться с самого начала взять власть над детьми, состоящую в некотором преимущественном виде, внушающем к нему почтение, любовь и повиновение. Он должен всегда как сам говорить правду, так и детей наставлять говорить оную, поощрять их к чести, употреблять похвалы, награждения, ласковость; приучать к учтивству, опрятности и исправности, и руководствовать ко всякому добру своими речами и примерами...

45. Вообще требуется, чтоб учителя друг другу помогали делом и советом, и оказывали бы перед учениками должное друг другу почтение. Как в гимназиях, так и в других нижних училищах, учителя высших классов отнюдь не должны пренебрегать учителей низших классов, и не унижать преподаваемых ими предметов перед учениками или посторонними людьми; ибо все учителя и все учебные предметы суть равно нужные части одной цепи; с другой стороны и Учителя нижних классов должны учтивством своим предварять тех учителей, которые наукой их превосходнее.

46. Всем учителям дозволяется содержать у себя воспитанников по своему благорассуждению и преподавать им частные наставления, сверх учебных часов, без упущения однако ж классов. Сих воспитанников должны они также записывать в книгу прочих учеников, и посылать в классы, наблюдая, чтоб они поступали и вели себя по введенным в училища правилам.

47. Для сохранения невинных нравов, которые суеверием или другим каким заблуждением и непристойностями легко развращаются, надлежит учителям остерегаться и остерегать воспитанников своих от всех суеверных, баснословных и развратных дел и разговоров; беседовать с ними, а особливо при столе, о таких предметах, которые могут расположить сердце их к добродетели, а душу к благомыслию. В месячных рапортах, подаваемых местному начальству училищ, Учителя должны уведомлять также о поведении, прилежании и успехах воспитанников своих, означая при том, когда они вступили к ним на содержание, что знали при вступлении, что им в классах того училища и частно преподаваемо было и с каким успехом.

48. Запрещается учителям воспитанников, вверенных им родителями единственно для науки и воспитания, употреблять в постороннее дело, домашнюю работу или в посылки; но наблюдать, чтоб все время пребывания их на содержании, обращено было по намерению родителей в пользу воспитанников. Препоручается также учителям подавать воспитанникам своим наставления вежливости, показывая как сидеть благопристойно, ходить, кланяться, просить учтиво и говорить ласково даже со слугами и служанками; во время прогулки показывать им примечания достойное, и встречающиеся к нравоучению случаи обращать в их пользу.

2. Частные обязанности Учителей Гимназии.

49. В первое воскресенье каждого месяца учителя гимназии должны собираться к директору для педагогических советований. Каждый из них сообщает собранию примечания, сделанные им в продолжение истекшего месяца о прилежании и успехах учеников, и мнения свои, каким бы образом сделать учение занимательнее, также и об удобнейшем усовершении способа учения. Сие взаимное сообщение мнений, сии прения о способе учения, труднейшем всех искусств, подают директору случай узнать совершенно сведения учителей, прилежание их к должностям и педагогические способности.

50. Как по университетским постановлениям учителя гимназий могут поступать на праздные места[7] адъюнктов в университетах: то они должны стараться о распространении своих познаний в науках, коих начальные основания преподаются в Гимназии, дабы соделаться достойными упомянутого повышения.

51. Дабы история Российского государства имела со временем достоверные памятники, откуда бы можно было заимствовать доказательства происшествий, относительно к распространению наук, учителям гимназий, и именно старшим, при помощи директора, надлежит общим трудом вести записку заведенным и впредь заводимым училищам, как в губернском, так и в уездных городах и других окрестных местах губернии. В таковой записке означать точно год и число, когда и в чье царствование основаны сии училища, при каком министре, попечителе, директоре, при каких именно смотрителях и учителях, бывших с самого основания училищ, показывая, где сии учителя учились, откуда они родом, также сколь велико было число учащихся; как оно умножалось, или уменьшалось, и куда учившиеся выбывали, по окончании всех или некоторых только наук; вообще описывать тут успехи наук в губернии, замечая состояние и приращение книгохранилищ и собрания естественных вещей и прочих пособий при училищах, в какие времена и какими знатными особами были училища посещаемы, что при таких обстоятельствах примечания достойного случилось; с каким успехом производимы были открытые испытания; сколько учителей в гимназии приготовлено для уездных, приходских и других училищ; когда и на какие места они определены и что в пользу училищ в губернии правительством или частными благодеяниями сделано. Потребные к таковому описанию сведения по училищам, должны учителя испрашивать себе, по предписанию директора, от всех училищ в губернии; описание сие продолжать ежегодно, и приготовляя за каждый год к 1-му числу января присылать через директора один список оного в университет посредством попечителя, от коего доходит оный в Главное правление училищ, другой же список хранить в библиотеке гимназии, внеся оный в роспись книг.

52. Препоручается так же учителям гимназии под ведением директора, вести исторические, метеорологические, топографические и статистические записки о губерниях, включая в оные сведения о земледелии, времени посева и жатвы, о свойствах земли, употребляемых при землепашестве орудиях и других предметах, потребных к точному познанию общего хозяйства. Сей труд относится к числу посторонних обязанностей учителей, за которые они имеют ожидать особенной награды, если оный достоин будет уважения. Университет дает подробные по сему предмету наставления учителям через директора, который по мере того, как таковые записки будут изготовляемы, представляет оные высшему начальству.

53. Поелику ищущие мест учительских, в общественных или частных училищах, должны наперед испытываемы быть учителями гимназий, не токмо в тех науках, кои они преподавать желают, но и в способе преподавания оных: то в случае недостаточного как в том, так и в другом знания ищущих, учителя гимназий должны им в том способствовать как во время публичных наставлений, так и особенно изъяснить обязанности, к Учительской должности принадлежащие.

V. Об учениках.

1. Общие обязанности учеников.

54. Всем учащимся должно наблюдать правила изданные для них бывшей Комиссией народных училищ. И по тому каждый ученик для познания должностей своих обязан снабдить себя сею книжкой, чего и требовать от их родителей или опекунов.

55. Ученики должны почитать своих учителей, повиноваться их приказаниям, и исполнять оные с точностью; за ослушание же учителю, непочтение и леность подлежат взысканиям...

56. Все ученики должны снабдить себя книгами, к классу их принадлежащими, а при том иметь с собой в готовности бумагу, перья и другие к письму, рисованию и иным наукам принадлежности. Неимущим ученикам книги раздаются безденежно.

57. Ученики обязаны не прежде оставить училище, как пройдя все классы наук, в оном преподаваемых. Оставляющие училище прежде сего, не получают аттестата о своих успехах в учении.

2. Частные обязанности учеников гимназий.

58. Поелику ни один ученик не должен быть принят в гимназию, если он не учился в каком-нибудь уездном училище всему тому, чему в оном обучают; то всякий ученик, вступающий в гимназию, должен прежде представить директору аттестат от смотрителя и учителей уездного училища о своих успехах в учении и о добропорядочном поведении. Учившийся в другом училище или дома, не может быть принят иначе в гимназию, как по испытании учителями гимназии, которые, если одобрят его знание и способность, то директор вносит имя принимаемого в список учеников того класса, в который, сообразно приобретенным им познаниям, он может быть помещен.

59. Каждый ученик обязан иметь по одному экземпляру начальных курсов, преподаваемых в гимназии, в которых между печатными листами должны быть вплетены листы белые, дабы каждый ученик во время преподавания учения, или по выходе из классов, мог на оных записывать объяснения и замечания Учителя, который должен рассматривать по крайней мере один раз в неделю сии примечания, дабы удостовериться, так ли учащийся понял его наставления.

VI. Открытые испытания в Гимназиях.

60. В гимназии ежегодно производятся открытые испытания перед начатием нового курса. За неделю до испытания, учителя гимназии подают директору отчет сообразный тому, который по силе 49-го пункта обязаны они давать ежемесячно, но гораздо подробнейший, наипаче об успехах учеников в различных частях преподаваемых ими наук.

61. Директор для каждой науки назначает известное число шаров соразмерное важности и обширности оной. Сие число должно служить к определению степени успехов каждого ученика. Например, числом 90, можно означить степень совершенства в алгебре. Сие число разделяет учитель между учениками следующим образом: знание ученика окончившего уже первоначальные действия с количествами простыми и сложными, означает он числом 20. Он прибавляет шары к вышеозначенному числу оных по следующему порядку. Для тех учеников, кои знают решение уравнений.

1-й степени прибавляет 10 шаров.

2-й степени прибавляет 15.

3-й степени прибавляет 20.

4-й степени прибавляет 25.

Таким образом, известное число шаров определяет знание каждого ученика в алгебре. Учитель делает то же самое и во всех прочих преподаваемых им предметах; суммой всех сих чисел (смот. образец под буквой С[8]) показывает он относительные успехи своих учеников в рапорте, представляемом директору до открытого испытания. Сумма же чисел назначенных каждому ученику в рапортах всех его учителей, определяет место, какое он должен занимать между товарищами. Поелику же такое место назначается посредством некоторого баллотирования, то и дано сим числам наименование шаров, хотя в прочем при сем действии шары не употребляются. Опытом дознано, что таковые меры, открывая успехи каждого ученика, служат к возбуждению в них соревнования.

62. Ученикам наиболее отличившимся, раздаются награды после открытого испытания торжественно, дабы увеличить соревнование. После чего окончившие учение в нижних классах, переходят в высшие.

63. Окончившие совершенно течение наук, выходя из гимназии, получают аттестат за подписанием директора и учителей гимназии, о знании и поведении их во время учения, с означением числа наград ими полученных.

VII. О директоре.

64. Директор гимназии избирается университетом того округа, к которому оная принадлежит, и, по представлению попечителя в Главное училищ правление, утверждается министром народного просвещения.

65. В избрании директора наблюдается, чтобы он был сведущ в науках, мог исправно судить об искусстве учителей и успехах учеников; был бы деятелен, благонамерен, любил порядок и добродетель, усердствовал пользам юношества и знал цену воспитания.

66. Директор непосредственно зависит от университета, в который обо всех училищных делах представляет во всякое время, когда того потребует надобность.

67. Директор, имея в непосредственном ведении своем гимназию и все училища и пансионы в губернском городе, прочими уездными, приходскими и другими училищами в губернии, исключая из них те, которые высочайше вверены иному начальству, управляет посредством смотрителей уездных и начальства приходских и других училищ.

68. По делам училищным, требующим пособия земского правительства[9], если оные не терпят времени, директор относится к губернатору, донося о том университету.

69. Директор наблюдает, дабы все в Уставе сем предписанные постановления и правила во всех вверенных ему училищах были исполняемы в точности.

70. Проходя свое служение с усердием и рачительностью, он подает добрый пример в порядке и благонравии своим подчиненным, и настоит, чтобы и они подражая ему в том, исполняли долг свой с точностью.

71. Директор наблюдает, чтобы представляемые им на утверждение университета учителя были благонравны, имели бы потребные к сей должности сведения, знали способ преподавать учение, в чем их вместе с учителями гимназии и испытует. Желающих же познать сей способ допускает в гимназию к изучению оного, и когда кто из них окажет в том довольное искусство на испытании, то, отобрав от испытавших письменные о таком свидетельства, представляет оные при своем донесении в университет, и по определению оного, дает испытанному свидетельство на способность его и знание должностей учительских, за своим и учителей подписанием. Директор наблюдает, дабы в училищах, ему подведомых, никто, не имеющий такового свидетельства, не обучал, исключая непосредственно определяемых университетом.

72. Принимая смотрителей и учителей ласково, не оставляет их делом и советом как в классных, так и собственных их надобностях; нерадивых же и в поведении неблагонравных убеждает к исправлению должностей их повторительными напоминаниями; но, не усмотря их исправления, доносит о том беспристрастно Университету.

73. Директор, в случае отсутствия которого либо учителя гимназии препоручает класс его, как сказано в 33-м пункте сего Устава; но по обстоятельствам иногда и сам занимает место отсутствующего учителя; в продолжительной же болезни учителей, уведомляет о том университет.

74. Он наблюдает, чтоб по усмотрению своему и представлению смотрителей и учителей, как гимназия, так и все в губернии находящиеся училища, снабжены были учебными книгами и пособиями, относясь о том в университет. Хранение же казенных книг и пособий препоручает в гимназии учителю, которому они по науке принадлежат, в уездных смотрителю, а в приходских начальству оных, с нужным для бережи наказом. Всем таковым учебным пособиям директор должен иметь у себя полные реестры.

75. Директор гимназии наблюдает, дабы ни один учитель не обучал в подведомых ему училищах по другим книгам, кроме принятых вышним училищ начальством.

76. Имея смотрение за благонравием и наукой учащихся в гимназии, требует неослабного исполнения правил для них предписанных; а в ослушании поступает без упущения, на основании училищной строгости. Буде же кто из учеников, по многократным увещаниям останется не преклонен, то директор уведомляет о том его родственников с объявлением, что в случае его неисправления, исключен будет из училища; и если он после того еще не переменит своего поведения, то директор исключает его из училища, отметив вину его в книге, в который список всем ученикам гимназии находится, и донеся о том Университету.

77. Директор определяет к услуге гимназии людей трезвых, радивых, имеющих законные виды, и наблюдает, чтоб они содержали дом и двор в чистоте, и исправляли бы все домашние работы по данному им приказанию.

78. Директор, как хозяин гимназии, посещает оную всякий день и смотрит как за учебной, так и хозяйственной ее частью; прочие же училища и пансионы в столичных городах посещает по крайней мере в два месяца, а в губернских городах в две недели один раз или более, если местоположение города позволяет. Сверх того он обязан хотя один раз в год объехать подведомые ему училища во всей губернии.

79. Директор, в случае своего отсутствия, препоручает должность свою одному из старших учителей гимназии, донося о том университету.

80. Директор производит в гимназии и училищах в губернском городе находящихся по порядку, предписанному в руководстве учителям, открытые испытания в своем присутствии, награждая отличившихся учеников в науке и благонравии, по мере их успехов, книгами, для них положенными, и, окончившим порядочно свое учение, дает свидетельства.

81. Получая через каждые полгода от учителей гимназии ведомости по учебной части, от уездных и приходских училищ по учебной и хозяйственной, а от содержателей пансионов по учебной только части оных, по образцам, показанным под буквами D и Е[10], препровождает оные заблаговременно в университет, с приложением таковой же от себя ведомости о гимназии и нужных к тому замечаний; по окончании же открытых испытаний, собрав от них ежегодные ведомости по образцам, означенным под буквами Е и F[11], и приложив таковые же от себя о гимназии, поступает вышеозначенным порядком.

82. Поелику каждому университету нужно иметь сведение, кто из учителей округа, ему подведомого, старается наиболее об усовершении собственных своих познаний; то директор гимназии в донесениях университету не только должен представлять об учителях, отличающихся исправным исполнением их должностей, но и о тех учителях, кои стараются об усовершении себя в которой-нибудь из наук, и к большему подтверждению своего одобрения, может прилагать к своим донесениям, сочинения, или диссертации, писанные таковыми учителями.

Об уездных Училищах.

I. Общие распоряжения.

83. В каждом губернском и уездном городе должно быть по крайней мере одно уездное училище, в больших же городах по два таковых училищ и более, если будут к содержанию оных способы. Надзирание над уездным училищем имеет смотритель, состоящий в девятом классе, если выше чина не имеет.

84. Цель учреждения уездных училищ есть следующая: 1. приготовить юношество для гимназий, если родители пожелают дать детям своим лучшее воспитание, и 2. открыть детям различного состояния необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности.

85. В сих училищах преподаются следующие учебные предметы: 1. Закон божий и священная история; 2. Должности человека и гражданина; 3. Российская грамматика, а в тех губерниях, где в употреблении другой язык, сверх грамматики российской, грамматика местного языка; 4. Чистописание; 5. Правописание; 6. Правила слога; 7. Всеобщая география и начальные правила математической географии; 8. География Российского государства; 9. Всеобщая история; 10. Российская история; 11. Арифметика; 12. Начальные правила геометрии; 13. Начальные правила физики и естественной истории; 14. Начальные правила технологии, имеющие отношение к местному положению и промышленности; 15. Рисование.

86. Для преподавания сих первоначальных наук, во всяком уездном училище должно быть два учителя, из коих первый обучает закону божию и священной истории, должностям человека и гражданина, грамматике, чистописанию и правилам слога. Он же обучает латинскому и немецкому чтению и письму тех учеников, которые приготовляют себя для продолжения наук в гимназии. Другой учитель преподает географию, историю, арифметику, геометрию, начальные правила физики, естественной истории и технологии.

87. Если кто из вышесказанных двух учителей умеет рисовать, то он обучает сему искусству по 4 часа в неделю; в противном случае, обучает рисованию особливый Учитель по 4 же часа.

88. Все учителя уездных Училищ состоят в 12 классе, если выше чинов не имеют, исключая из них учителя рисования, который состоит в 14 классе. Они определяются университетом того округа, в котором оные училища состоят.

89. В уездных училищах с позволения начальства может быть умножено число учебных предметов и учителей, когда есть довольные к тому способы.

90. В уездные училища поступают всякого звания ученики из училищ приходских, также и все получившие в других местах начальные сведения в предметах, преподаваемых в училищах приходских. Прием учеников бывает один раз в год, по окончании открытых испытаний.

91. Учебное время в уездных училищах продолжается так же, как в гимназиях, то есть: от 1 Августа предыдущего по 1 Июля следующего года; Июль месяц есть время роздыха. В воскресные и табельные дни учения не бывает.

92. Для наблюдения за чистотой классов и вообще для употребления по хозяйственной части, уездное училище имеет служителей, определяемых смотрителями.

II. Преподавание учебных предметов.

93. Учение в уездных училищах начинается с тех самых предметов, которые следуют за оконченными в приходских училищах.

94. Учение в уездных училищах долженствует оканчиваться в два курса, из коих каждый продолжается по году. Из сего следует, что классов в уездном училище долженствует быть два же, кои именуются следующим порядком, начиная с низшего: 1 класс, 2 класс.

95. Учение продолжается в каждом классе по 28 часов в неделю, то есть: каждый день от 9 до 12 часов до полудни, по полудни же по понедельникам и четвергам от 2 до 5, а по вторникам и пятницам от 2 до 4 часов; сверх того по средам и субботам от 2 до 4 по полудни обучаются рисованию оба класса вместе.

96. Каждый учитель, кроме обучающего рисованию, преподает учение по 28 часов в неделю. Один из них обучает в 1 классе закону божию и священной истории 4 часа, должностям человека и гражданина 4 часа, грамматике российского и местного языков 6 часов, чистописанию 5 часов, правописанию 3 часа, уделяя из сих последних восьми часов несколько времени для занятия чтением и письмом латинского и немецкого языка учеников, готовящихся к продолжению наук в Гимназии. Во 2 классе преподает он пространный Катехизис и изъяснение Евангелий 3 часа.

97. Другой учитель в 1 классе преподает арифметику 6 часов в неделю. Во 2 классе арифметику 4 часа, общую географию, совокупно с начальными правилами математической географии, 3 часа; географию Российского государства 1 час; всеобщую историю вместе с географией древнего света 3 часа; российскую историю 2 часа; начальные правила геометрии 3 часа; сокращение естественной истории и физики 3 часа; начальные правила технологии, имеющие отношение к местному положению и промышленности той губернии, где состоит училище, 3 часа.

III. Учебные пособия.

98. Учебные пособия состоят в следующем: краткий и пространный Катехизис, книга о должностях человека и гражданина, изъяснение Евангелий, грамматики российского и местного языков, арифметика, всеобщая география, совокупно с начальными основаниями математической географии, география Российского государства, всеобщая история, история российская, начальные правила слога, начальные правила геометрии, сокращение физики и естественной истории, начальные правила технологии, таблицы для чистописания, таблицы хронологические, глобусы и армиллярные сферы, карты всех частей света, генеральные и специальные карты Российской империи, карта древнего света и пр.

99. Все сии пособия должны находиться в достаточном количестве под ведением смотрителя, который по надобности для преподавания учения, должен оные выдавать учителям.

IV. Об учителях уездных училищ.

100. Учителя уездных училищ в первое воскресенье каждого месяца должны собираться к Смотрителю для предмета, предписанного в 49 пункте сего Устава учителям гимназий.

101. Учителя уездных училищ могут поступать в учителя гимназий, при открытии вакансий; и по тому они должны стараться об усовершении своих познаний в учебных предметах, в гимназиях преподаваемых.

V. Об учениках уездных училищ.

102. Ни один ученик не должен быть принят в уездное училище, если он не обучался в приходском или другом каком училище и не представит смотрителю аттестата от начальства приходского училища о его успехах в учении и о добропорядочном поведении. Учившийся дома или в пансионе до принятия его, подвергается испытанию учителей уездного училища, которые, если одобрят его знание и способность, то смотритель вносит имя принимаемого в список учеников.

VI. Открытые испытания.

103. Все то, что в 60, 61, 62 и 63 пунктах сего Устава постановлено, касательно испытания, награждения и выпуска из гимназии учеников, простирается и на уездные училища, с той разностью, что учителя подробные отчеты об успехах учеников подают смотрителю по крайней мере за месяц до испытания, дабы смотритель училища, в уездном городе находящийся, имел время доставить оные директору, который может также быть при испытании. Ученики же получают аттестаты за подписанием смотрителя и уездных учителей.

VII. О смотрителе.

104. Смотритель уездных училищ определяется университетом по представлению Директора Гимназии или и непосредственно.

105. Он должен быть деятелен, благонравен, знать цену воспитания и иметь совершенные сведения по крайней мере в тех науках, которые предписано преподавать в уездных училищах.

106. Смотритель уездных училищ по делам оных зависит от директора гимназии. Пребывая в губернском либо уездном городе, имеет в непосредственном ведении уездные и приходские того города училища; а посредством начальства приходских сельских училищ, управляет оными в своем уезде.

107. Вообще по делам училищным относится он к директору гимназии, а для благоустройства приходских училищ в помещичьих селениях, может и сам, в случаях, не терпящих времени, требовать пособия от помещиков и содействия от уездного предводителя дворянства, представляя им об училищных надобностях с почтительностью и благоразумием, и донося о том директору гимназии.

108. Он получает от учителей, ему подведомых, ежемесячные донесения по тому образцу, по которому подают донесения свои учителя гимназии директору.

109. Принимая ласково начальников приходских сельских училищ, не оставляет их делом и советом в классных нуждах, и обходясь таковым же образом с учителями, вообще ведет их своим добрым примером к благонравию и рачительному отправлению должностей; в случае же их нерадения, смотритель увещевает их раз и другой; если же таковые увещания его будут безуспешны, доносит директору гимназии, а по обстоятельствам помещичьих училищ и самому помещику.

110. В случае отсутствия которого-либо учителя в уездном училище, препоручает класс другому из учителей, а по надобности иногда и сам на время занимает его место; в случае же продолжительной болезни учителя, уведомляет о том директора гимназии.

111. Старается, чтобы уездное и приходские училища снабжены были учебными книгами и пособиями, представляя о том директору гимназии, а в отношении помещичьих училищ, самим помещикам, имея казенные книги и пособия на своем отчете.

112. Имея смотрение за благонравием и наукой учащихся в уездном и других, в непосредственном его ведении находящихся училищах, требует неослабного исполнения правил для них предписанных, и в случае ослушания их, или лености, поступает без упущения в силу училищной строгости, уведомляя их о том родителей, родственников или опекунов; если же кто из учеников по многократном увещании не исправится, то представляет о том директору, а по обстоятельствам помещичьих училищ и самому помещику на его благоусмотрение.

113. К услуге уездного училища избирает людей трезвых и добропорядочного поведения, имея их в своем ведении, и наблюдает, чтоб они дом и двор содержали в чистоте и исправляли все домашние работы по данному им приказанию.

114. Смотритель, будучи на месте в уездном городе, посещает всякий день уездное училище, а приходские по крайней мере два раза в неделю, если оные в дальнем расстоянии от уездного[12], и наблюдает как за учебной, так и хозяйственной его частью; приходские же училища в уезде обозревает по крайней мере три раза в год по сношению о том с помещиками и приставленным над приходскими училищами начальством.

115. Он производит в уездном и приходских городских училищах по порядку, предписанному в руководстве учителям, открытые испытания в своем присутствии, награждая учеников отличившихся в науке и благонравии книгами и похвальными листами за подписанием своим и учителя, и дает свидетельства окончившим порядочно свое учение. По предварительному сношению с начальством сельских приходских училищ, старается по возможности производить и в оных открытые испытания в присутствии своем, делая равным образом отличным ученикам вышеупомянутые награждения. В помещичьих приходских училищах награждение таковых учеников зависит от воли и распоряжения помещиков.

116. Получая через каждые полгода ведомости от учителей уездных училищ и начальства приходских сельских училищ по учебной и хозяйственной части, немедленно препровождает оные, с приложением таковой же от себя ведомости и замечаний к директору гимназии; а по окончании открытых испытаний, собрав от них годовые ведомости, поступает таким же порядком.

117. В случае временного отсутствия смотрителя, место его занимает старшего класса учитель; при увольнении же от должности, сдает по описи все дела и вещи находящиеся при нем по училищу преемнику своему, который доносит об исправности и целости всего Директору.

О приходских Училищах.

1. Общие распоряжения.

118. В губернских и уездных городах, равным образом и в селениях каждый церковный приход или два вместе, судя по числу прихожан и отдалению их жительств, должны иметь по крайней мере одно приходское училище. Сии училища в казенных селениях вверяются приходскому священнику и одному из почетнейших жителей; в помещичьих селениях они предоставляются просвещенной и благонамеренной попечительности самих помещиков.

119. Приходские училища учреждаются для двоякой цели: 1) чтобы приготовить юношество для уездных училищ, если родители пожелают, чтобы дети их продолжали в оных учение; 2) чтобы доставить детям земледельческого и других состояний сведения им приличные, сделать их в физических и нравственных отношениях лучшими, дать им точные понятия о явлениях природы и истребить в них суеверия и предрассудки, действия коих столь вредны их благополучию, здоровью и состоянию.

120. В сих училищах обучают чтению, письму и первым действиям арифметики, главным началам закона божия и нравоучения, читают с объяснением книгу: краткое наставление о сельском домоводстве, произведении природы, сложения человеческого тела и вообще о средствах к предохранению здоровья.

121. Для наставления юношества в сих предметах, во всяком приходском училище имеет быть по крайней мере один учитель. Он, по испытании учителями уездных училищ, или гимназии, представляется директором на утверждение университету.

122. В приходских училищах может быть умножено число предметов учения, если то позволят доходы оного.

123. В приходские училища принимаются всякого состояния дети без разбора пола и лет.

124. Прием в приходские училища бывает однажды в год по окончании открытого испытания. Желательно и полезно было бы, чтобы ни один ученик не оставлял училища прежде, нежели хорошо изучится всему, в оном училище преподаваемому.

125. Для наблюдения за чистотой класса и вообще для употребления по хозяйственной части, при училище приходском должен быть служитель, определяемый начальством оного.

II. Преподавание учебных предметов.

126. Учение в приходских училищах, начинаясь от окончания полевых работ, продолжается до начала оных в следующем году.

127. В приходском училище должен быть один класс: но если много будет учеников, то должно разделить их на два отделения, из коих в первое приходят ученики по утру от 8 до 11 часов; а во второе от 1 до 4-х часов по полудни.

128. Дети в сих отделениях обучаются по 3 часа в день. В первом отделении учитель обучает по 9 часов в неделю: 3 часа познанию букв и чисел как гражданской, так церковной печати и чтению букваря; 3 часа изображению букв и чисел и чтению правил для учащихся; и 3 часа сокращенному Катехизису и священной истории, по одному часу в день попеременно.

129. Во втором отделении учит он также по 9 часов в неделю: 3 часа чтению книг, сочиненных для сего отделения, и чтению рукописей; 3 часа письму, и 3 часа арифметике, так как и в первом отделении, в день по одному часу попеременно.

130. В воскресные и праздничные дни в приходских училищах должно преподавать один час Катехизис и священную историю для обоих отделений.

131. Учение в каждом отделении продолжается в течение 6 или 7 зимних месяцев. В местах, где живут ремесленники, купцы и тому подобного состояния люди, науки продолжаются во весь год, подобно как в уездных училищах.

III. Учебные пособия в приходских училищах.

132. Учебные пособия в приходских училищах состоят в следующем: таблицы азбучные, таблицы для складов, букварь российский, прописи и руководство к чистописанию; первая часть арифметики, сокращенный Катехизис, краткое наставление о сельском домоводстве, произведениях природы, о сложении человеческого тела и вообще о средствах к предохранению здоровья, правила для учащихся, и детский друг.

IV. Обязанности Учителей приходских училищ.

133. Учителя приходских училищ должны обучать и поступать по правилам, предписанным в книге под заглавием: Руководство Учителям 1-го и 2-го классов.

134. Они должны оканчивать учебные предметы в течение одного года, хотя бы по множеству учеников принуждены были разделить класс свой на 2 отделения.

135. Они каждое 1-е число месяца подают отчет об учениках начальству своему так точно, как учителя гимназии и уездных училищ подают оный своему начальству.

136. Они также поступают в уездные училища учителями, если имеют к тому потребные сведения, и не состоят в духовном звании.

V. Об учениках приходских училищ.

137. Правила относительно испытания, награждений и выпуска учеников из приходских училищ, наблюдаются те же, какие постановлены для гимназий и уездных училищ.

VI. О начальстве приходских училищ.

138. В казенных селениях о священнике и об одном из почетных жителей, которым вверяется надзирание за приходским училищем, смотритель уездных училищ через директора представляет на утверждение Университету. В помещичьих селениях предоставляется воле помещиков, как учредителей таковых училищ, поручить ли смотрение за оными другому кому-либо достойному носить сию должность, или самим иметь непосредственный за оными присмотр.

139. Определяемый особливо начальник приходского училища в помещичьих селениях, зависит по хозяйственной части от помещика, который препоручает ему требовать руководства и содействия по части учебной от смотрителя уездного училища, наблюдая всеобщие постановления, служащие к достижению благонадежного состояния его заведения. Имеющие же в ведении своем приходские училища в казенных селениях, зависят непосредственно по училищным делам от смотрителя.

140. Для единообразного устройства училищных заведений, начальство училищ приходских следует всем тем правилам, которые постановлены для смотрителей уездных училищ.

О пансионах.

141. Желающий завести у себя пансион должен явиться прежде к директору и просить на то от него позволения, приложа к прошению своему имеющиеся у него свидетельства и обстоятельный план, какие науки он в училище своем завести намерен, кто таковы те, кои в оном обучать будут, имеют ли они надлежащие свидетельства о тех знаниях, которым других учить хотят, равно как и о способе учебном, также как он располагает часы ежедневного учения и какую плату полагает за содержание и учение своих воспитанников. Поданное таковое прошение директор препровождает в университет, который дает позволение на открытие училища, или запрещение, ежели представленные свидетельства найдутся недостаточными.

142. По получении дозволения, проситель имеет право завести у себя таковое училище; но не иначе, как по плану, от него представленному и университетом утвержденному, то есть: он может заводить у себя преподавание, но только тех наук, на заведение коих просил и получил дозволение. Буде же после пожелает открыть учение какой-нибудь науки вновь, на то должен опять просить дозволения, также означив и часы, им для оной определяемые.

143. Хотя при заведении пансиона, назначение учебных предметов и оставляется на волю содержателя: однако язык российский должен быть необходимо в числе оных.

144. Содержатель должен стараться обучать детей закону божию, не иначе как по исповеданию той веры, к которой дети принадлежат.

145. Содержатели пансионов обязаны принимать в оные только учителей честного и добропорядочного поведения, имеющих притом письменные свидетельства о способностях и знаниях своих в тех предметах, коим обучать желают, и при том знают способ преподавания, в гимназиях, уездных и приходских училищах употребляемый; ибо образ преподавания наук в пансионах совершенно должен сходствовать с принятым в означенных училищах.

146. На сей конец, всяк желающий обучать в пансионе, должен наперед в которой ни есть гимназии изучиться способу преподавания, подвергнуть себя испытанию по тем предметам, какие в ней преподаются и получить на знание науки и способность свою к преподаванию оной вышеупомянутое свидетельство, за подписанием директора и учителей. Для испытания же в таких учебных предметах, в которых нет сведущих учителей в гимназии, директор находит сторонних, знающих те предметы людей, и по удостоении дает свидетельство за своим и испытателя подписанием.

147. Содержатели пансионов о каждом принимаемом с надлежащим свидетельством учителе должны немедленно уведомлять директоров гимназий.

148. Содержатели и учителя пансионов обязаны учить вообще по тому расположению часов, которое по представленному от них плану, университетом утверждено, употребляя к тому и книги, принятые в общественных училищах Российской империи.

149. Если воспитанники какового-либо пансиона приготовляются к некоторому известному роду состояния, наприм.: к военному, ученому, или иному, в таком случае обучать их можно по книгам, какие для такого рода воспитанников в казенных подобных училищах употребляются. Впрочем не запрещается учителям почерпать нужные изъяснения и из других хороших писателей.

150. Содержатели пансионов должны в училищах своих наблюдать всякую чистоту, порядок и благопристойность, как со стороны учащихся, так и учащих. Они должны иметь попечение, дабы их училища всем нужным были снабжены, и покои как к учению, так и для житья их питомцев, расположены порядочно и не тесно.

151. Они должны вести списки учащимся и таблицы классам, в коих замечать ежедневное каждого ученика присутствие или отсутствие, также их прилежание, нравы и способности, по примеру других вышеупомянутых училищ.

152. Содержатели обязаны отсутствующих по каким-либо законным причинам учителей, немедленно заменять другими, дабы питомцы их не оставались праздными и учение продолжалось бы беспрерывно.

153. Содержатель должен питомцев своих содержать вообще пристойно и соответственно той плате, какую за них получает, снабжать их, по условию, одеждой и обувью, быть при их столе (ибо отвечает за здоровую пищу), и смотреть за порядком и опрятностью.

154. Более всего препоручается содержателям и учителям, дабы они в питомцах и учениках своих старались поселять правила благонравия, подавая им в том пример; и потому быть им при них неотлучно и удалять от них все, что может быть поводом к соблазну; беседовать с ними о вещах полезных и поучительных; внушать страх божий, заставляя их ходить в церковь в праздничные дни и молиться вставая и ложась спать, перед начатием и окончанием учения, перед столом и после стола. Стараться также доставлять им невинные увеселения, когда есть к тому удобные случаи, обращая оные им в награждение и отдавая всегда преимущество прилежнейшим и благонравнейшим.

155. Содержатели должны воспитанников своих воздерживать от всякой неги и приучать их к бодрости, умеренности и трудолюбию, укрепляющему тело; заставлять их вставать с постели в 6 часов, а ложиться спать не позже 10 часов.

156. Пансионы должны быть учреждаемы для детей одного только которого-нибудь пола, так, чтобы никогда не воспитывались дети обоего пола вместе.

157. Все содержатели пансионов необходимо должны делать у себя ежегодное испытание, в губернских городах в присутствии директора гимназии, а в уездных, если не можно быть самому директору, в присутствии смотрителя. После испытания они должны представлять в губернских городах непосредственно директору, а в уездных через смотрителя, надлежащие о состоянии своих училищ и об успехах обучающихся у них, донесения.

158. При осмотрах, делаемых директором гимназии, содержатели пансионов также обязаны подавать ведомости о числе и состоянии своих питомцев.

Об училищах, под особенными названиями устроенных.

159. Все училища, как ныне существующие, так и впредь заводимые, под каким бы то ни было названием, исключая подведомых Святейшему Синоду и тех, которые иному начальству высочайше вверены, руководствуются всеми общими предписаниями сего устава, и начальники оных обязаны доставлять директору гимназии сведения обо всех делах училищных наравне с прочими училищами, в ведении его состоящими.

О хозяйственной части Гимназий, уездных и приходских училищ.

160. Гимназии, что принадлежит до директоров, учителей, служителей и зданий, содержатся от казны на штатном положении, с дополнением сумм, поныне от приказов[13] на сей предмет отпускаемых.

161. Уездные училища содержатся от казны на штатном положении, с дополнением также сумм, от городских обществ поныне отпускаемых.

162. Если где будут приходские училища, то оные содержатся в городах от городских обществ; в казенных селениях, на иждивении прихожан; в селениях помещичьих, по распоряжению помещиков.

163. Суммы, следующие на содержание означенных заведений из приказов, городских обществ и селений отпускаются по третям года вперед, под расписку и в ведение в губернских городах директора, в уездных смотрителя, а в селениях под расписку начальства, управляющего училищем. Они делая выдачи всех на содержание училищ получаемых сумм, ведут приходам и расходам книги с надлежащей точностью.

164. При гимназиях, уездных и приходских училищах могут быть содержимы воспитанники на счет приказов общественного призрения, городовых обществ, селений и частных благотворителей.

165. Вообще быть училищам поблизости церквей или среди города, либо селения; а ежели училищ более одного, среди той части, для которой училище заведено.

166. Особенный присмотр за домами училищ в губернском городе и за содержанием в них порядка, поручается директору, уездных училищ смотрителям, а приходских ближайшему начальству, имеющему оные в своем ведении. Но дабы директор, смотритель и начальство приходских училищ всегда были уверены о порядке училищных домов, то препоручают они надсматривание в каждом доме одному из учителей, в сих домах живущих, к которому имеют больше доверенности.

167. Сторожей в гимназии должно быть по три; в уездных же и приходских по одному в каждом.

168. Директора гимназий, смотрители уездных и начальники приходских училищ, производят жалование всем к училищам принадлежащим чинам и служителям по штату ежемесячно, снабжают училищные дома и учителей дровами и свечами и прочими надобностями.

169. В конце полугода, равно и при истечении года, сверенные счета о приходе и расходе сумм по училищам, за подписанием директора отсылаются в университет.

170. Начальство гимназий, уездных и приходских училищ не иначе может сделать какой-либо расход сверх штата, как по предварительном разрешении на то попечителя, для донесения которому директор должен представить в университет, объясняя вместе необходимость, или пользу такой издержки.

Примерное исчисление сумм, потребных на ежегодное содержание Губернских Гимназий и уездных училищ. (Смотри книгу штатов[14].)

 

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. 28. СПб., 1830. № 21501. С. 626-644

 

 

 

[1] По Табели о рангах.[2] Табельные дни – церковные и государственные праздники.[3] Народное право – международное право.[4] Армиллярная сфера – астрономический инструмент, используемый для вычисления координат небесных светил.[5] Не приводится.[6] Не приводится.[7] Праздные места – вакантные места.[8] Не приводится.[9] Земское правительство – местные власти.[10] Не приводятся.[11] Не приводятся.[12] Имеются в виду училища, расположенные в уездном центре.[13] Имеются в виду приказы общественного призрения – созданные по Учреждению для управления губерниями 1775 г. (см.) государственные учреждения, управлявшие школами и благотворительными заведениями.[14] Не приводится.