Конституционные проекты декабристов. 1822-1825 гг.

 

Движение декабристов было объединено неприятием самодержавия и крепостного права, а также идеей о необходимости быстрого введения в России конституционных порядков по образцу передовых западных стран. Об их подробностях единого мнения не было. Программным документом Северного общества стала написанная в 1822-1825 гг. капитаном гвардейского генерального штаба Н.М. Муравьёвым «Конституция». Она не была официально одобрена обществом, но отражала настроение большинства его членов. Документ имел весьма отдалённое отношение к российским реалиям и был составлен на основе конституции США 1787 г. Из неё было заимствовано федеративное устройство, двухпалатная система, порядок избрания и срок полномочий обеих палат, а также независимость исполнительной власти от парламента.

Вопреки американскому примеру она вверялась императору, к которому прослеживается противоречивое отношение. С одной стороны, ему даются весьма широкие полномочия: назначение и увольнение всех чиновников, включая министров (их политическая ответственность перед парламентом не вводится), командование войсками, заключение (при условии ратификации парламентом) международных договоров. С другой, в ряде важных вопросов его права оказываются очень ограничены. В частности, он не может издавать указы для исполнения законов (это право принадлежит главам едва ли не всех государств, кроме социалистических) и, как президент США, обладает лишь правом отлагательного вето, преодолеваемого большинством в 2/3 голосов, что противоречит природе монархии. Наконец, ряд статей являются явно оскорбительными для монарха: Народное вече делит с ним титул его величества, императору запрещается покидать страну, члены императорской семьи лишаются особого правового статуса, а придворные объявляются прислугой.

В соответствии с американским конституционным опытом Муравьёв почти не уделяет внимание национальным и социальным проблемам. Проектируемое им деление страны на «державы» не учитывает национальный фактор. Предлагается немедленная отмена крепостного права, однако крестьяне освобождаются почти без земли, т.е. их положение от такого освобождения скорее ухудшится. Также проектируется высокий имущественный ценз. Вопрос об отношении к предлагаемым преобразованиям народных масс, видевших в царе своего защитника от богатых, не ставится.

Программным документом Южного общества стала написанная командиром Вятского пехотного полка полковником П.И. Пестелем «Русская правда или Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая  заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного верховного правления». Её основные положения были одобрены обществом в 1823 г. Русская правда является очень противоречивым документом. Одни авторы считают её либеральной, другие говорят о Пестеле как идеологе тоталитарной диктатуры.

В «Русской правде» уделяется значительное внимание национальному вопросу. При этом ставится задача ассимиляции (включая запрет названий) всего нерусского населения империи, включая финнов. Пестель оказался идейным предшественником И.В. Сталина и Л.П. Берии, выдвинув идею о переселении почти всех народов Северного Кавказа в другие местности и заселении освободившихся земель русскими. Евреев предлагалось отправить в турецкие владения завоёвывать земли для собственного государства. Допускалась независимость лишь Польши (со значительной частью Литвы и Белоруссии и некоторым украинскими землями), но только при условии полного подчинения её внешней и внутренней политики России.

Пестель выступал за отмену сословий и крепостного права. Предлагалось половину земли оставить в частной собственности, а вторую половину зачислить в государственный фонд и отводить из него наделы всем нуждающимся. Организация государственной власти близка к французской конституции 1795 г. Проектируется внешне демократическая республика со всеобщим голосованием и однопалатным парламентом (вместо предусмотренного указанной конституцией двухпалатного) и высшей исполнительной властью в виде директории. Однако эти положения, по мнению Пестеля, можно ввести в действие лишь после 10-15 лет революционной диктатуры, осуществляемой «Временным верховным правлением». Но и после этого демократические власти должны оставаться под контролем Верховного собора из пожизненных "бояр" (очевидно, революционных деятелей), также назначающего главнокомандующего действующей армией.

Противоречивыми являются статьи о правах граждан. С одной стороны, провозглашаются неприкосновенность личности, гражданские и политические права и свободы, неприкосновенность частной собственности. С другой, запрещаются постоянно действующие общества, частные школы, а также любые действия, «противные чистой нравственности». Несмотря на республиканские убеждения, Пестель (лютеранин по происхождению) в лучших традициях цезарепапизма проектирует радикальные реформы Православной церкви и предлагает закрепить положение православия как государственной религии, а также запретить церкви, имеющие руководство за границей.

Оба проекта публикуются с сокращениями. Особенно это касается «Русской правды», изобилующей рассуждениями большого объема. Ее первая редакция была написана в 1820-1822, вторая – в 1824, и возможно, дорабатывалась в 1825. Обе дошли до нас не в полном объеме. Первая состоит из 5 глав (всего их должно было быть 10), вторая – из трёх. Публикуется более подробная вторая редакция и фрагменты 4-й и 5-й глав из первой редакции. 6-я глава об организации органов власти отсутствует в обеих имеющихся текстах. Ее содержание восстанавливается по ещё одному приписываемому Пестелю документу, именуемому "Конституция – Государственный завет". Приводится его часть, не повторяющая положений Русской правды.

 

 

7. Собственность отдельная на свое имя, а оной: 1-е - недвижимой на 500 руб. сер.[1], или 2-е - движимой (вещей или капитала) на 1000 р. сер. Всякий природный житель государства Российскаго, который не был гражданином, но достиг своими трудами до того, что составил себе требуемое состояние, если он в других отношениях ответствует вышеозначенным условиям, поступает немедленно в граждане.

17. Всякая тяжба, в которой дело идет о ценности, превышающей фунт чистаго серебра[2]… поступает на суд присяжных.

[Земли помещиков остаются за ними, особый закон определит вознаграждение, которые обязаны им сделать поселяне, которые вздумают остановить свое селение и переселится в другое место, за временное прервание в порядке получения доходов с возделаемой сими поселянами земли.]…[3]

29. Разделение людей на 14 классов[4] отменяется. Гражданские чины, заимствованные у Немцев и ничем не отличающиеся между собою, уничтожаются сходственно с древними постановлениями народа русскаго. Названия и сословия однодворцев, мещан, дворян, именитых граждан заменяются все названием гражданина же русскаго.

Глава IV. О России

43. В законодательном и исполнительном отношениях все России делятся на 13 Держав, 2 области и 368 Уездов или Поветов.

<…>[5]

Державы делятся на уезды, уезды на волости от 360 до 1500 жителей мужского пола. В судебном отношении державы делятся на округи равные нынешним губерниям.

Глава V. О внутреннем устройстве волостном и уездном или поветовом.

47. В каждом уезде граждане, имеющие недвижимой собственности на 500 рублей серебром или движимой на 1000 рублей серебром, собираются в уездном городе и выбирают тысяцкаго на один год…

45. Общие владельцы[6] не имеют права каждый лично участвовать в выборе тысяцкаго, народных представителей и других чиновников, но все общество на сходке имеет право назначить одного избирателя с каждых 500 сожителей мужского пола, и сии избиратели, назначенные общими владельцами, подают голоса, наравне с прочими гражданами как уполномоченные целым обществом…

46. Чтобы быть тысяцким, должно иметь, по крайней мере, 21 год от рождения, непорочнаго поведения и недвижимаго имения в собственном своем владении ценою не менее 1500 фунтов чистаго серебра (30000 рублей серебром) или движимаго не менее 3000 фунтов чистаго серебра (60,000)…

47. Должность тысяцкаго состоит в следующем:

1) Он созывает граждан для выборов представителей выборных, членов дум, Держав и пр. и председательствует в их собраниях

2) Исполняет определения судей, посылает вызовы к суду, объявляет определения правителей Держав, составляет список присяжных,

3)Собирает доходы общественные,

4) Наблюдает за общественными темницами и исполнением уголовных наказаний.

5) Охраняет судей во время отправления ими их должности, представляет требования Уезда, говорит всегда от его имени, берет под стражу нарушителей порядка: в сем случае каждый обязан ему повиноваться и вспомоществовать при востребовании,

6) Составляет два списка тех из граждан уезда, кои владеют недвижимым имением ценою не менее 1500 фунтов чистаго серебра или движимым ценою не менее 3000 фунтов чистаго серебра; 2-й тем, кои владеют недвижимым имением не менее 250 фунтов или движимым не менее 500 фунтов чистаго серебра. Граждане перваго списка могут быть избраны в члены Верховной Думы, Правители Держав, Наместники Державных Правителей, тысяцкие и члены Державных Дум и члены Державных судов. Граждане второго списка могут быть присяжными и избирателями. Граждане перваго списка пользуются правами и второго списка. Граждане, коих имена не внесены в сии списки, не лишены тем прав остальных граждан.

52. Тысяцкий избирает себе двух или трех помощников, смотря по величине уезда, и назначает себе писарей и ездовых.

53. Он наблюдает за их поведением, может отрешить и заменить другими.

54. Каждый тысяцкий, помощник и старейшина получают вознаграждение по окончании года: тысяцкий в 1500 р. серебром, помощник 500, старшина в 100 р. сер.

56. В выборе волостном участвуют все граждане без изъятия и различия.

57. Обыватели каждой волости избирают на год или более Волостного Старейшину…

58. Волостные старейшины находятся под особенным начальством тысяцкаго…

Глава VI. О народном Вече

59. Народное Вече, состоящее из верховной Думы и Палаты народных представителей, облечено всей законодательной властью.

Глава VII. О Палате Представителей, о числе и выборе Представителей.

60. Палата представителей составлена из Членов, выбранных на два года гражданами Держав.

62. Лица, принявшия на себя подряды и поставки на общественныя требы, не могут до совершеннаго окончания оных быть представителями.

64. Число представителей определяется соразмерно населению следующим образом: каждые 50000 обывателей мужескаго пола посылают в палату представителей одного представителя. В числе сих 50000 должно только полагать жителей, имеющих оседлость, постоянное жилище, не принимая в счет кочующих племен.

66. …Каждые 2 года последний вторник сентября месяца имеют быть сходки для выбора народных представителей под председательством уездных или поветовых и тысяцких и их помощников. Первые выборы должны воспоследовать немедленно по обнародования сего Устава.

<…>

Глава VIII. О Думе верховной

73. Верховная Дума состоит из трех граждан каждой Державы, двух граждан Московской области и одного гражданина Донской области. Всего - 42 члена. Члены Верховной Думы избираются правительственными сословиями Держав и областей, т.е. обеими соединенными в одно место палатами выборных и Державными Думами.

74. Немедленно по прибытии в столицу членов Верховной Думы они разделяются на три разряда, по возможности, равных. Члены перваго разряда выходят из Думы по истечении 2-х лет. Члены второго разряда - по истечении 4, члены третьяго разряда - по истечении 6 лет, так что треть всей Думы возобновляется каждые два года новым избранием…

75. Условия, необходимыя, чтобы быть Членом Верховной Думы, суть:

30 лет возраста,

9 лет гражданства в России для иностранца и жительство во время избрания в той Державе, которая его избирает,

недвижимаго имения ценою на 1500 фунтов чистаго серебра или движимаго на 3000 фунтов чистаго серебра.

77. Верховной Думе принадлежит суд над министрами, верховными судьями и всеми прочими сановниками Империи, обвиненными народными представителями. Никто не может быть объявлен виновным, как только 2/3-ми голосов всех присутствующих членов. Дума не имеет права назначить другого наказания, как только объявить подсудимаго виновным и лишить его занимаемаго им места и звания. Дальнейшее суждение над виновным продолжается в присутственных местах обыкновенным порядком судебным с присяжными, по письменному обвинению Верховнаго Блюстителя. Изобличенный судом Государственный Сановник подвергается казни[7], определенной законами.

Дума участвует вместе с Императором в заключении Мира, в назначении судей верховных судебных мест, Главнокомандующих сухопутных и морских сил, корпусных командиров, начальников эскадр и Верховнаго Блюстителя. Для сего потребно большинство 2/3 членов Думы.

Глава IX. О власти, преимуществах Народнаго Веча и составлении законов

78. Народное Вече собирается, по крайней мере, раз в год. Открытие его заседаний назначается в первый вторник декабря месяца, доколе законом не будет определено другого срока.

83. Члены Верховной Думы и представители получают из общественной казны вознаграждение за свое служение, за каждый день, в котором они присутствовали на заседаниях, равное 21 золотнику[8] чистаго серебра (5 руб. серебром)…

85. Никакой должностной человек, в службе общественной находящийся, не может быть членом ни той, ни другой Палаты, пока он будет сохранять свою должность.

87. О всяком предложении налогов или набора ратников должно быть наперед разсуждаемо в Палате Представителей, но Дума может делать оным изменения, как и во всяком предложении. Изменения сии в предложении о налогах тогда только становятся действительными, когда Палата Представителей оныя допустит.

89. Всякое предложение, получившее согласие Думы и Палаты представителей должно еще быть представлено Императору, чтобы получить силу закона. Если Император одобряет предложение, то подписывает оное, ежели не одобряет, то отсылает с своими замечаниями в ту Палату в которую оно сначала поступило. Палата записывает в свой журнал все замечания Императора против сего предложения и вновь открывает об этом разсуждения. Если после сего вторичнаго суждения о предложении 2/3 членов остаются в пользу предложения, то оное поступает со всеми замечаниями Императора в другую Палату, которая начнет также разбирать оное вновь, и там, если таковых большинство одобряет оное, оно становится уже от того законом. В подобных сему случаях Члены Палаты должны подавать свои голоса через одно выражение "да" или "нет". и в журнале каждой Палаты записываются имена всех членов, подававших голоса в пользу или против сего предложения.

91. Проект, отвергнутый одной из Палат, может быть вновь представлен только в следующий съезд Народнаго Веча.

92. Народное Вече имеет власть постановлять и отменять законы судные и исполнительные, то есть:

1) Издать для России Уложение Гражданское, Уголовное, Торговое и Военное, уставить Учреждения по благочинию и правила судопроизводства и внутренняго управления присутственных мест.

2) Объявлять законом в случае нашествия или возмущения, что такая область находится на военном положении и под военными законами.

3) Обнародовать закон о Всепрощении.

4) Распускать правительственныя собрания Держав в случае, если бы оныя преступали пределы своей власти, и повелеть избирателям приступить к новым выборам.

5) Объявлять войну.

6) Устройство, содержание, управление, расположение и движение войск сухопутных и морских, система укрепления пределов, берегов, пристаней, набор, пополнение войск и внутренняя стража зависят от узаконении Народнаго Веча.

7) Налоги, займы, поверки расходов, пенсии, жалованья, все сборы и издержки, одним словом, все финансовыя меры. Но оно не может утвердить никакой бюджет более, нежели на два года.

8) Все меры Правительства о промышленности, о богатстве народном, учреждения ямов, почт, содержание сообщений сухопутных и водяных, заведение новых, учреждение банков.

9)Покровительствует Наукам и полезным Искусствам, дает сочинителям и изобретателям исключительное право пользоваться определенное число лет их сочинениями и изобрениениями. Имеет право предлагать Держ. Прав. собраниям повсеместное преподавание Закона Божия, языка Российскаго, Общественнаго Устава и Военных Наук, но отнюдь не может ограничивать в сем смысле свободы оных и частнаго преподавания.

10) Постановления правил награждения для гражданских чиновников, устройство порядка службы во всех отраслях управления и статистические отчеты всех частей правительства.

11) Получа донесение Министра, в случае болезни телесной или нравственной Императора, кончины или отреченья объявляет регентство или провозглашает Наследника Императором.

12) Избирает Правителей Держав.

93. Народное Вече не имеет власти учреждать новых конституционных законов, ни отменять существующих…

94. Народное Вече, составленное из мужей избранных народа Русскаго и представляя Его собою, приемлет наименование Его Величества.

97. Народное Вече от времени до времени издает в общенародное сведение подробный отчет всякаго общественнаго прихода и расхода. Казначейство Российское не отпускает никакой суммы, как вследствии утвержденнаго Народным Вечем закона.

Право изменить Устав или избрать другое поколение на царство принадлежит Народному и Державным соборам, а не Народному Вечу.

100. Народное Вече имеет право взять частную собственность в общественное употребление за справедливое вознаграждение, но для сего должен быть предварительно выдан закон обыкновенным порядком, т.е. оный должен пройти через обе Палаты и быть утвержден Императором. <…>

Глава X. О верховной исполнительной власти

101. Император есть: Верховный Чиновник Российскаго Правительства. Его права и преимущества суть:

1) Власть его наследственная по прямой линии от отца к сыну, но от тестя она не переходит к зятю.

2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть.

3) Он имеет право останавливать действие законодательной власти и принуждать ее ко вторичному разсмотрению закона.

4) Он Верховный Начальник сухопутной и морской силы.

5) Он Верховный Начальник всякаго отделения Земских Войск, поступающаго в действительную службу Империи.

6) Он может требовать письменнаго мнения главнаго чиновника каждаго исполнительнаго департамента о всяком предмете, с его обязанностью сопряженном.

7) Ведет переговоры с иностранными державами и заключает мирные трактаты с совета и с согласия Верховной Думы, лишь только две трети присутствующих Думы на то согласились. Трактат, таковым образом заключенный, поступает в число Верховных законов.

8) Он назначает посланников, министров и консулов и представляет Россию во всех ея отношениях с иностранными Державами. Он назначает всех чиновников, о которых не говорено в сем Уставе.

9) Не может однако же помещать в трактатах статей, нарушающих права и состояние Граждан внутри отечества. Равным образом не может включать в оные без согласия Веча Народнаго условия напасть на какую-либо землю, не может уступить никакого участка земель, принадлежащих России.

10) Назначает судей верховных судебных мест с совета и согласия Верховной Думы.

11) Он наполняет все места, сделавшияся свободными, когда Народное Вече распущено, и дает от себя постановленным временным чиновникам Грамоты на сии места, которыя имеют силу до окончания перваго съезда Думы.

12 Он означает и постановляет по каждой отрасли дел или в каждом Приказе Главу, как-то:

1) Главу казначейскаго Приказа (Мин. Фин.).

2) Главу Приказа сухопутных сил [Мин. Воен.).

3) Главу Приказа морских сил (Морск. М.).

4) Главу Приказа внешних сношений.

13) Он обязан при каждом съезде обеих Палат доставлять Народному Вечу сведения о состоянии России и представлять его суждению принятие мер, которыя ему покажутся необходимыми или приличными.

15) Не может употреблять войска во внутренности России в случае возмущения, не сделав о том предложения Народному Вечу. которое немедленно обязано удостовериться посредством следствия в необходимости Военнаго положения.

18) Он принимает послов и уполномоченных иностранных Правительств.

19) Наблюдает за строгим исполнением общественных законов.

20) Дает Грамоты назначения всем Чиновникам Империи.

21) Ему дается титул Его Императорскаго Величества, никакой другой не допускается. Выражения: Именное повеление, Высочайшее соизволение, соизволение быть по сему и т. п. уничтожаются, яко неприличныя и не имеющия никакого значения в земле благоустроенной.

22) Народное Вече определяет, с каким обрядом новый Император принимает сие званье.

23) Император при вступлении своем в правление произносить следующую присягу посреди Народнаго Веча: Я клянусь торжественно, что буду верно исполнять обязанности Императора Российскаго и употреблю все мои силы на сохранение и защиту сего конституционнаго Устава России.

102. Кабинет[9] уничтожается, ясак Сибирских Народов и все так называемыя регалии поступают в общественное Казначейство, но Император получает на содержание свое и своего семейства ежегодно из общественнаго Казначейства сумму, равную цене 102000 фунтов чистаго серебра (2,000,000 рублям серебряным[10]), в которых он никому не обязан давать отчета.

103. Особы, составляющия Семейство Императора, не отличаются от частных лиц, подчинены тем же учреждениям и тому же влиянию Правительства, как и все прочие, и не пользуются никакими особыми правами и преимуществами.

104. Так называемый Двор не может иметь существования, признаннаго законами в земле благоустроенной, и для того Император властен иметь Обер-Камергеров, Камергеров, Обер-Гофмаршалов, Обер-Церемониймейстеров, Обер-Гофмейстеров, Обер-Шенков, Шталмейстеров, Камер-Юнкеров, Камер-Пажей, Пажей, Штатс-дам, Гоффрейлин и прочее.

Но все сии звания иностранныя не дают особам, носящим оныя, права почитаться в общественной службе, когда они себя посвятили служению одного лица, и потому они не получают ни жалования, ни каких либо вознаграждений из общественнаго Казначейства, но Император имеет право давать им жалование… Сверх того, они лишаются на то время прав гражданства, т.е. права избирать и преимущества быть избранным в общественныя должности, поелику они находятся в частном служении.

105. <…>Император ни в каком случае не имеет права выехать из пределов Отечества, даже в заморския владения отечества[11].

106. Выезд Императора из России не иначе представляется, как оставлением оной и отречением от звания Императорскаго; в таком случае Народное Вече немедленно провозглашает наследника его Императором[12].

107. Совершеннолетие Императора полагается 18 лет; в случае объявленной Министрами неспособности телесной или нравственной Императора и признанной Народным Вечем наследник его заступает место временнаго Правителя (Регента), буде это временный недуг, или место Императора, буде нет надежды на поправление его здоровья.

108. В случае, если бы Наследник Императора еще не достиг 18-ти летняго возраста, тогда место Правителя России занимает Председатель Думы Верховной, председательство же Думы Верховной переходит его Наместнику[13]. Через каждые 4 года избирается новый Правитель поочередно - в первый раз Думою из всей Палаты Представителей, во второй Палатою представителей из среды Верховной Думы и так далее до совершеннолетия Наследника.

111. Женщины не наследуют Императорской власти и не доставляют никому на оную права посредством брака: общество людей свободных не есть отчина и не может служить...[14] Императорское званье учреждено наследственным для удобства, а не потому, чтобы оно было в самом деле семейственным достоянием. Итак, по пресечеши мужского поколения, народ учредит вид правления или приступит к избранию другого семейства. <…>

112. Кроме мирных трактатов, отчетов, представляемых Народному Вечу, о состоянии России, предложения мер или издания законов, грамот Посланникам, Чиновникам Империи и законов, утвержденных Народным Вечем, Император не подписывает ни одной бумаги. Все остальныя бумаги, отчеты, предписания и донесения подписывают Главы Приказов, каждый по своей части, а иногда все вместе, когда дело идет о постановлении для всех общем, или когда они подают свое мнение Вечу.

113. Все гражданское Чиновники, Главы Приказов, Правитель временный и пр. могут быть лишены своих должностей, если вследствие обвинения Палатою Представителей уличены будут Думою в измене, расхищении общественной казны или сделали еще какия-либо преступления и, наконец, ежели окажутся неспособными.

114. Всякой Чиновник исполнительной власти отвечает за каждое свое действие; никто не может оправдаться полученным приказанием, ибо в гражданском быту слепое повиновение не может быть допущено, и всякий исполнитель противузаконнаго веления будет наказан так, как и подписавший веление. Император не подлежит суждению, если же сам Император лично учинит какое-либо преступление, за которое никто другой не подлежит ответственности, то сие приписывается нравственному недугу Народным Вечем, которым, в таком случае, учреждается Регентство, посредством особаго закона.

Глава XI. О внутренних властях и о правительствах Держав.

115. Правительство каждой Державы состоит из трех отдельных независимых друг от друга властей, но содействующих к одной цели, а именно: правительствующей, исполнительной и судной.

Глава XII. О правительствующей власти Держав.

<…>

119. Раздел третий. О внутреннем устройстве и власти правительствующих собраний.

<…>

9) Правительственное собрание каждой Державы имеет право:

1. Делать постановления, касающияся до внутренняго управления Держав.

2. Делать новое разделение края, более сообразное с нуждами и средствами жителей.

5. Учреждать налоги для собственнаго управления Держав и составлять казну.

Прим. 1. Частные налоги для собственнаго управления каждой Державы и потребностей оной, как-то: дорог, каналов, строений, издержек на правительственное собранье, оплату чиновников исполнительной власти, на судебную часть и прочее, зависят от власти Правительственнаго собранья каждой Державы.

Прим. II. Общие налоги для содержания войска сухопутнаго и морского, крепостей, почт, связей с иностранными государствами, вознаграждение членов Народнаго Веча, платы Верховных Чиновников, проложение сообщений, превозмогающих местныя средства, одним словом, для всех нужд и потребностей всей общины Российской, назначаются Народным Вечем.

6. Делать всякаго рода общественныя заведения, учебныя учреждения, школы и прочее.

7. Содержать и приводить в порядок сообщения.

78[15]. Никакая Держава не имеет права

1) Заключить какой-либо союз, договор или трактаты не только с иностранными Государствами, но даже и с другою Державою Росс. союза.

2) Заключать мир или объявлять войну,

3) Чеканить монету.

4) Раздавать титла дворянства и учреждать знаки отличия.

5) Налагать подати на ввоз товаров без согласия и позволения Народнаго Веча.

6) Содержать в мирное время войско или вооруженных кораблей без позволения Верховнаго Народнаго Веча.

7) Начинать войну и неприязненныя действии, разве в случай неприятельскаго нашествия и когда опасность так близка, что медление не может быть допущено.

8) Отправлять послов и депутации с иностранными государствами, под каким бы то предлогом ни было и входить в какие бы то ни было сношении с иностранными правителями.

79. Каждая Держава должна оказывать совершенное доверие и уважение к общим постановлениям и определениям другой Державы. Пользующийся званием Гражданина в одной Державе, должен быть признан Гражданином и во всех прочих. Евреи могут пользоваться правами граждан, в местах, ныне ими заселенных, но свобода им селиться в других местах будет зависить от особых постановлений Верховнаго Народ. Веча.

<…>

Глава XIII. О исполнительной власти Держав.

<…>

122. Права и занятия Правителя суть следующия: Правители Держав имеют надзор за находящимися в Державе чиновниками министерств.

<…>

6) Он начальствует над земским войском своей Державы, не может однако же без согласия Правительствующаго собрания высылать оное из пределов Державы. Не может однако же, даже в случае возмущения, велеть земскому войску действовать против жителей, пока Правительствующее собрание не издаст закона о военном положении Державы.

<…>

134. Правитель, Наместник, Блюститель, Дьяк, Казначей и все гражданские чиновники могут быть лишены своих званий. если в следствии обвинения Палатою выборных будут уличены Думою и осуждены за измену, расхищение общественных денег, другия какия-либо преступления или порочное поведение.

Библиотека декабристов. Выпуск 4. М., 1907

 


П.И. Пестель. Русская правда.

 

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ. О ЗЕМЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОСУДАРСТВА

 

§1. Право Народности и Права благоудобства.

<…>Народы подвластные Большому Государству и происходящие не от Господствующего в оном, но от других племен желают всегда для себя Независимости и отдельного политического существования: утверждаясь на праве составлять особые Государства и называя оное Правом Народности. С другой же стороны стремится всякое Большое Государство к установлению Границ крепких местным положением и сильных естественными оплотами, а вместе с тем стремится и к тому чтобы Силы маленьких народов его окружающих умножали силы собственные его а не силы какого либо другого соседственнего большого Государства: основывая сие стремление и старание на праве и называя оное Правом благоудобства.

Эти два противоположные желания основанные: одно на праве народности племен подвластных а другое на праве благоудобства для Народа Господствующего, в сущности своей оба Естественны но имеют однако же оба свои ограничения и во взаимных отношениях своих имеют случаи в коих одно другому уступать должно. Сей перевес на сторону Права Народности или на сторону права благоудобства должен определяться третьим правилом или третьим соображением состоящим в том что право Народности существует истинно для тех только Народов которые пользуясь оным, имеют возможность оное сохранить, и что право благоудобства принимается в соображение для утверждения Безопасности а не для какого либо тщеславного распространения пределов Государства. Таким образом племена подвластные Большому Государству не могущие по слабости своей пользоваться самостоятельною политическою независимостью и долженствующие следовательно непременно состоять под властью или Покровительством которого либо из больших соседственных Государств, не могут ограждаться правом Народности ибо оно есть для них мнимое и не существующее. К тому же маленькие Народы между большими находящееся, служат всегдашним поприщем Военным Действиям раззорениям и гибельным Бедствиям всякого рода; А посему лучше и полезнее будет для них самих, когда они соединятся духом и обществом с большим Государством и совершенно сольют свою Народность с народностью Господствующого Народа составляя с ним только один Народ, и переставая безполезно мечтать о Деле Невозможном и Несбыточном.<…>

§2. Распределение иноплеменных Народов на подлежащих правилу благоудобства и на подлежащих правилу Народности…

Финляндия, Естляндия, Лифляндия, Курляндия, Белоруссия, Малороссия, Новороссия, Бессарабия, Крым, Грузия, Весь Кавказ, Земли Киргизов, все Народы Сибирские и разные Другие племена внутри Государства обитающие никогда не пользовались и никогда пользоваться не могут самостоятельною независимостью и всегда принадлежали или самой России или же по временам, если не России, то Швеции, Дании, Пруссии, Польше, Турции, Персии и вообще какому-нибудь сильному Государству. Да и на будущая времена, по слабости своей никогда не могут составлять особых Государств; а по сему и подлежат все они Праву благоудобства долженствуя при том на веки отречься от права отдельной Народности. В следствие сего подводятся все вышеназванные страны со всеми племенами в них обитающими под право благоудобства для России и объявляются в удовлетворение оному и на основании оного на вечные времена оставаться имеющими в Составе Российского Государства

Что же до Польши касается, то пользовалась она в течении многих Веков совершенною Политическою Независимостью и составляла большое Самостоятельное Государство. Она могла бы и ныне сильное получить существование если бы соединила опять в общий Государственный Состав все свои части разобранные могущественными соседями. Из сего явствует что в отношении к Польше право Народности должно по чистой справедливости брать верх над правом благоудобства. Да и подлинно Великодушию славного Российского Народа прилично и свойственно даровать самостоятельность Низверженному Народу в то самое время когда Россия и для себя стяжает новую жизнь. И так: по правилу Народности должна Россия даровать Польше независимое существование. Но окончательное определение Границ между Россиею и Польшею должно быть предоставлено правилу благоудобства для России… В следствии сего разрешается Временное Верховное Правление даровать Польше зависимое самостоятельное Политическое существование в вид Государства с тем только:

1. Чтобы Границы между Россией и Польшей определены были Российским Правительством по правилу благоудобства для России и Польша бы сему определению Границ ни в каком отношении не прекословила и приняла бы оное за неизменный Закон коренной[16].

2. <…>

3. Чтобы между Россией и Польшей заключен был Тесный Союз на мирное и Военное Время; в следствие коего бы Польша обязалась все Войско свое присоединять на случай войны к Российской Армии дабы тем в полной мере доказать что благодеяние Россиею Польше оказываемое сия последняя с должной признательностью принимает и чувства искренной Дружбы и Преданности к России питает и всегда питать будет. Зато берет Россия Польшу под свое покровительство и служить будет ей Ручательством в неприкосновенности ее пределов, а тем паче ее существования. Наконец.

4. Так как сношения между Государствами производятся чрез посредство их правительств и потому твердость и Дух сих Сношений преимущественно зависит от образования Правительств, то чтобы в следствие сего само Устройство польского Государства служило России залогом и обеспечением; а потому и постановляются главными условиями сего Устройства без коих не должна Россия даровать Польше независимости следующия три:

 

1. Верховная Власть должна быть устроена в Польше одинаковым образом как и в России на основании 6 Главы Русской Правды.

2. Назначение и выбор всех лиц и чиновников во все правительственные и присутственные места должны происходить по тем же точно правилам в Польше как и в России на основании 4 и 9 Глав Русской Правды и

3. Всякая Аристократия, хоть на Бога и Имуществах, хоть на привилегиях и правах родовых основанная, должна совершенно навсегда быть отвергнута и весь народ Польский одно только Сословие составлять на основании 41 Главы Русской Правды.

 

На сих единственно Условиях и Началах может восстановление Польского Государства последовать.

Кроме инородных Земель, долженствующих оставаться в Составе Российского Государства и кроме Земли Польской, могущей отойти от России, надлежит еще обратить внимание на некоторые земли с Россиею ныне смежные, коих необходимо и надобно к России присоединить для твердого установления Государственной Безопасности. Сии Земли суть:

1. Молдавия[17]

2. Те Земли Горских Кавказских Народов России не Подвластных которые лежать к Северу от Границ с Персией и Турцией а в том числе и Западную приморскую часть Кавказа Турции ныне принадлежащую.

3. Земли Киргиз Кайсакских[18] орд кочующих к северу от хребта гор идущего от Бухтарминской крепости прямо к Аральскому морю и

4. часть Монголии, так чтобы все течение Амура начиная от озера Далая принадлежало России.

<…>

§ 4. Россия есть Государство Единое и Неразделимое

<…>Что же в особенности касается до России, то дабы в полной мере удостовериться до какой Степени федеративное образование Государства было бы для нея пагубно, стоить только вспомнить из каких разнородных частей сие огромное Государство составлено. Области его не только различными Учреждениями управляются, не только различными Гражданскими Законами судятся но совсем различные языки говорят совсем различные веры исповедуют, жители оных различные произхождения имеют, к различным Державам некогда принадлежали; и потому ежели сию разнородность еще более усилить чрез федеративное образование Государства, то легко предвидеть можно что сии разнородные Области скоро от Коренной России тогда отложатся, и она скоро потеряет тогда не только свое Могущество, Величие и Силу, но даже может быть и бытие свое между большими или Главными Государствами. <…>

§5. Разделение пространства Государства на части.

Земельное пространство Российского Государства имеет разделено быть на 53 Губернии; из коих именоваться 50-ти - Округами а 3-м - Уделами.

50-т округов имеют образовать 10-ть Областей по 5-ти округов в каждой. Один из окружных или Губернских городов в каждой Области будет вместе с тем и областным Городом. - 3 Удела имеют состоять отдельно, не входя в состав областей и именуясь: СтоличнымДонским и Аральским. - Каждый Округ и каждый Удел имеют разделяться на различное Количество Уездов; а каждый Уезд на различное количество Волостей.

Каждая Волость должна иметь по крайний мере тысячу обывателей мужеского пола. Каждый Город, местечко, Село, или деревня имеющие 1000 обывателей мужеского пола или более могут составлять особую или Цельную Волость. Но имеющия менее 1000 обывателей должны приписываться к другим ближайшим селениям, так чтобы в таковых случаях два, три или более деревень или селений составляли одну Приписную Волость. <…>

§6. Выбор и назначение Столицы.

<…>Столичным Уделом назначается Нижегородская губерния… Сам же Нижний Новгород назначается Столицей Российского Государства под названием Владимира. Сие имя дается Столице в память Великого Мужа введшего в Россию християнской закон: да средоточие России свидетельствует даже именем своим о вечной благодарности Россиян за благочестивое и благодетельное его Деяние…

Столицей Российского Государства выбран Нижний Новогород потому:

1. Что сей Город в средине России расположен.

2. Что стоя на Волге и Оке он всех прочих удобнее для внутренной Торговли и для привоза всяких припасов в столь большом количестве для Столицы Необходимых.

3. Что Макарьевская Ярморка соединяет Европу с Азиею в сухопутных торговых отношениях.

4. Что освобождение России от ига иноплеменного через Минина и Пожарского из сего города изошло, и

5. Что все воспоминания о древности Нижегородской дышут свободою и прямою Любовью к Отечеству а не к тиранам Его.

<…>

ГЛАВА ВТОРАЯ. О ПЛЕМЕНАХ РОССИЮ НАСЕЛЯЮЩИХ.

 

§1. Разделение Племен Россию населяющих на три главные Разряда.

Общая масса всех Российских обитателей можеть на три Главные Разряда быть разделена. Первый Разряд состоить из Коренного Народа Русского. Второй из племен к России присоединенных. Третий из иностранцев в России живущих. Коренной Народ Русский есть племя Славянское. Народы к России присоединенные составляют различные другие племена. Иностранцы в России живущие суть частные лица разных наций…

§ 2. Законы должны быть одинаковы на целом пространстве Государства.

<…>

§4. О Различных Племенах к России присоединенных.

Народы составляющие различные племена к Российскому Государству присоединенные и в оном обретающияся могут на Десять Разрядов быть разделены:

1. Племя финское.

2. Племя Латышское.

3. Племя Молдавское.

4. Колонисты в России поселенные.

5. Народы Кочующие.

6. Племя Татарское.

7. Народы Кавказские.

8. Казаки.

9. Восточные Народы Сибирские и

10. Народ Еврейский.

 

<…>

§ 5. Племя Финское.

…Когда в прошедшем столетии часть Финляндии была Россиею приобретена[19], тогда введены были в оную Законы, Правление и Язык Российский и, так что Народ в оной обитающий в скором времени почти совсем обрусел… Первый опыт доказал удобство с которым Финляндия может соделаться истинной частью России… Обязывается Верховное Правление ввезти во все части Финляндии те законы и тот образ правления, которые для самих Губерний Российских приуготовляются. Сей новой порядок будет для Финляндии благодетельнее и приятнее не только нынешняго Российского, но и нынешняго Финляндского. Что же касается до Языка, то надлежит ввезти в Финляндию Российский Язык... <…>

<…>[20]

§10. Племя Татарское.

<…>

1. Они исповедуют Веру Могометанскую. Им дозволяется продолжать оной держаться и всякое Насилие воспрещается. Не менее того надобно всяким случаем пользоваться дабы дружелюбием и кроткими убеждениями их склонять к воспринятию святого Крещения; на каковой конец полезно посоветоваться с их духовными чинами.

2. У них заведено Многоженство. А так как обычай сей противен православной Вере то и должно многоженство быть на будущее время совершенно запрещено. Содержание же жен в заперти есть большая несправедливость противу сей половины рода человеческого; А посему и надлежить употребить средства кроткие дабы Могометане обычай сей оставили.

3. Так как Татаре и вообще Могометане в России живущие никаких неприязненных Действий не оказывают против Христиан, то и справедливо даровать им всечастные гражданские права на равне с русскими и продолжать возлагать на них одинаковые с ними личные и денежные повинности, распределяя их по волостям на основании общих правил. Все подробности, временные, местные и частные соображения в смысле и духе сделанных здесь замечаний разрешается Временное Верховное Правление по своему Усмотрению на меру положить и к исполнению привезти.

§ 11.Народы Кавказские.

Кавказские Народы весьма большое количество отдельных владений, составляют. Они разные веры исповедуют, на разных языках говорят, многоразличные обычаи и образ Управления имеют и в одной только склонности к буйству и грабительству между собою сходными оказываются<…> Принимая к тому в Соображение что все Опыты доказали уже неоспоримым образом Невозможность склонить сии Народы к Спокойствию средствами Кроткими и Дружелюбными разрешается Временное Верховное Правление:

1. Решительно покорить все Народы живущие и все Земли лежащия к северу от Границы имеющей быть протянутою между Россиею и Персиею а равно и Турциею; в том числе и Приморскую часть ныне Турции принадлежащую[21].

2. Разделить все Сии Кавказское Народы на два разряда: Мирные и Буйные. Первых оставить на их жилищах и дать им российское Правление и Устройство, а Вторых Силою переселить во внутренность России раздробив их малыми количествами по всем русским Волостям и

3. Завезти в Кавказской Земле Русские селения и сим русским переселенцам роздать все Земли отнятые у прежних буйных жителей, дабы сим способом изгладить на Кавказе даже все признаки прежних (то есть теперешних) его обитателей и обратить сей Край в спокойную и благоустроенную область Русскую…

§ 12. Казаки.

<…>[22] Коренные правила с коими надлежит Верховному Правлению в отношении к Донским Казакам сообразоваться суть следующия:

1. Вся Земля есть общая принадлежность и все Казаки составляют только одно Сословие.

2. Составив Донской Удел из Десяти Начальств или Уездов, разделить каждый Уезд по удобности на Волости или Станицы.

3. Сохранить Иррегулярство Донских Казаков яко главную принадлежность сего рода Войска

4. <…>

5. В Мирное время быть всем казакам в своих домах, исключая нескольких полков необходимых для пограничной стражи, а в военное время идти им к Армиям сколько потребности состоять будет…

§ 13. Народы Сибирские.

…При заботливости Верховного Правления об улутчении состояния сих народов должно оно особенно иметь в виду:

1. Что Распространение и Усиление Веры в истинно християнском Духе наиболее может способствовать к смягчению суровых Нравов и введению просвещения и образованности.

2. Что Составление Волостей и устройство Правления на общих началах для России ныне вновь принимаемых есть надежнейшее средство к водворению между сими народами порядка и благоденствия.

3. Что надобно продолжать средства изыскивать к введению Земледелия ибо после худых прежних Успехов, может быть, откроются ныне лутчия к тому способы, особенно когда обратить внимание на разные овощи и преимущественно на картофель.

4. Что самые Несчастные Народы суть те, которые управляются Американской компанией[23].

Она их угнетает, грабит и нимало о существовании их не заботится; почему и должны непременно сии Народы от нее быть совершенно освобождены.

§14. Народ Еврейский.

Евреи…  преимущественно тем отличаются от Всех прочих народов что неимоверно тесную связь между собой неизменно сохраняют, никогда друг друга не выдают ни в каких случаях и обстоятельствах и всегда готовы ко всему тому что собственно для их общества может быть выгодно или полезно.

<…>Евреи составляют в Государстве так сказать свое особенное совсем отдельное Государство и притом ныне в России пользуются большими правами нежели сами Християне… Не может долее длиться таковой порядок вещей утвердивший неприязненное отношение Евреев к Христниянам и поставивший их в положение противное общественному порядку в Государстве. Для приведения сего порядка Вещей в надлежащее Состояше открываются два Способа. Первый состоит в совершенном изменении сего порядка. Изменение сие должно относиться до Всех тех предметов, которые в теперешнем их положении и Устройстве вредны и Злоупотребительны. Паче же всего надлежит иметь целью устранение вредного для Християн влияния тесной связи Евреями между собою содержимой ими противу Християн направляемой и от всех прочих граждан их совершенно отделяющей. <…>Ежели Россия не выгоняет Евреев, то тем более не должны они ставить себя в неприязненное отношение к Христианам. Российское Правительство хотя и оказывает всякому человеку защиту и Милость но однакоже прежде всего помышлять обязано о том чтобы никто не мог противиться Государственному Порядку, частному и общественному благоденствию. Второй Способ зависит от особенных обстоятельств и особенного хода Внешних Дел и состоит в содействии Евреям к Учреждению особенного отдельного Государства, в какой либо части Малой Азии. Для сего нужно назначить Сборный пункт для Еврейского Народа и дать несколько войска им в подкрепление. - Ежели все русские и Польские Евреи соберутся на одно место то их будет свыше двух миллионов. Таковому числу Людей ищущих отечество не трудно будет преодолеть все Препоны какия Турки могут им Противупоставить и пройдя всю Европейскую Турцию перейти в Азиатскую и там заняв достаточные места и Земли устроить особенное Еврейское Государство. Но так как сие исполинское предприятие требует особенных обстоятельств и истинно-гениальной предприимчивости то и не может быть оно поставлено в непременную обязанность Временному Верховному Правлению и здесь упоминается только для того об нем чтобы намеку представить на все то что можно бы было сделать.

<…>

§ 16. Все племена должны слиты быть в один Народ.

Из всего содержания Главы сей явствует что при всех меропринятиях Временного Верховного Правления в отношении к различным Народам и племенам Россию населяющим безпрестанно Должно непременную цель иметь в виду чтобы составить из них всех только Один Народ и все различные оттенки в одну общую массу слить так чтобы обитатели целого пространства Российского Государства все были Русские. К сей цели ведут многоразличные Способы, могущие на два рода быть разделены: На средства общие и средства частные. Средства общия состоят главнейше в том чтобы во-первых на целом пространстве Российского Государства господствовал один только язык российский: Все сношения тем самим чрезвычайным образом облегчатся; Понятия и образ мыслей сделаются однородные; Люди обьясняющиеся на одном и том же языке теснейшую связь между собою возымеют и однообразные составлять будут один и тот же народ. Во-вторых: так как ныне существующее различие в названиях Народов и Племен, Россию населяющих всегда составлять будет из жителей Российского Государства отдельные друг от друга массы и никогда не допустить столь для блага отечества необходимого совершенного в России Единородства, то чтобы все сии различные имена были уничтожены и везде в общее Название Русских во едино слиты. В-третьих: чтобы одни и те же Законы, один и тот же образ Управления по всем частям России существовали и тем самим в Политическом и Гражданском отношениях вся Россия на целом своем пространстве бы являла вид Единородства, Единообразия и Единомыслия. Опыты всех веков и всех Государств доказали что Народы везде бывают таковыми, каковыми их соделывают правление и Законы под коими они живуть. Вот главные средства общие. Что же касается до частных.то было о них упомянуто выше сего в отношении к каждому Народу или племени особенно. Соединяя общие средства с частными можно будет с полною уверенностью ожидать что цель будет достигнута и что все различные племена в России обретающиеся к общей пользе совершенно обрусеют и тем содействовать будут к возведению России на высшую степень благоденствия, Величия и Могущества.

 

 


Первая редакция

<…>

О НАРОДЕ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ.

[ГЛАВА IV]

§ 6

<..>Посему и должен быть Народ Российский распределен по Волостям таким образом чтобы каждый Россиянин был приписан к которой либо Волости и щитался бы Членом Той Волости. <…>

§10.

<…>

Сии Средства состоят в Разделении Земель каждой Волости на две Половины ее по Угодьям; как то в предидущей главе объяснено было в Статье о казенных Крестьянах. Одна Половина получит наименование Земли общественной, другая земли Частной. Земля общественная будет всему Волостному Обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную Его собственность составлять. Она ни продана ни заложена быть не может. Она будет предназначена для доставления Необходимого всем Гражданам без изъятия и будет подлежать обладанию Всех и каждаго. Земли частныя будуть принадлежать казне или Частным Лицам, обладающим оными с полною свободою и право имеющим делать из оной что им угодно. Сии Земли будучи предназначены для образования частной Собственности и служить будут к доставленнию изобилия.

<..>

§15.

<…>

Земским Народным Собраниям быть по одному в Каждой Волости, состоять из всех Граждан к той волости по Гражданскому списку приписанных и заниматься единственно выбором Граждан в члены Наместных Народных Собраний, руководствуясь одним их Доверием к избираемым лицам.

 

Наместным же Народным Собраниям заниматься всеми делами Народному соучастию предоставленными и состоять из трех Степеней таким образом чтобы каждая Волость имела свое Наместное Волостное Собранье, Каждый Уезд имел бы свое Наместное Уездное Собрание а Каждый Округ или Губерния свое наместное Окружное или Губернское Собрание. Члены каждаго Наместнаго Волостнаго Собрания должны назначаться от Земскаго Собрания своей Волости. Члены каждаго Наместнагое Уезднаго Собрания должны назначаться от всех Земских Собраний учрежденных в волостях того уезда. Точно также члены каждаго Наместнаго Окружнаго или Губернскаго Собрания должны назначаться от всех Земских Собраний учрежденных в волостях того округа или Губернии.

<…>

§16.

<…>

Окружныя Наместныя Собрания…Назначают Народных Представителей в Народное Вече образующее Верховную Законодательную Власть... Члены Волостных Наместных Собрании никаких денег за их труды не получают потому что они Действия свои производят в том же месте где и живут. Члены Уездных и Окружных Наместных Собрании получают прогонныя Деньги на проезд и кроме того определенное число Столовых Денег по числу Дней сколько Наместныя Собрания Занятия свои продолжают. После же двух месяцев столовыя Деньги прекращаются для поощрения к скорейшему окончанию Дел и Занятий.

<…>

 

 

 

 

 

 

 


П.И. Пестель. Конституция-Государственный завет. 1822-1824 гг.

<…>

8) На щет устроения верховной власти отвергается правило равновесия властей, но принимается правило определительности круга действий. Верховная власть разделяется на законодательную и верховно исполнительную. Первая поручается Народному вечу, вторая – Державной думе. Сверх того нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается Верховному собору.

9) Народная веча состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет. Каждый год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами. Тот же самый опять может быть выбран. Устройство внутреннего порядка Веча принадлежит ему самому. Председатель выбирается ежегодно из членов, последний год заседающих. Народная веча есть одно целое и на каморы[26] не разделяется. Вся законодательная власть в ней обретается. Она объявляет войну и заключает мир.

Различие в составлении законов заветных и всех продчих законов. Первые обнародываются и на суждение всей России предлагаются.

Народная веча имеет время, когда не заседает. Тогда оставляется временная комиссия. Никто не может распустить Народной вечи. Она представляет волю в государстве, душу народа.

10) Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет. Ежегодно один из членов выходит и заменяется другим выбором. Председатель есть член, заседающий последний или пятой год. Ежегодно предлагает каждая губерния кандидата. Из числа сих кандидатов выбирает Народная веча окончательно. Державная дума имеет всю верховно исполнительную власть, ведет войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и все вообще правительствующие места состоят под ведомством и начальством Державной думы, действуя по ея разрешениям и исполняя с приказанием. Она имеет собственную свою канцелярию.

11) Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояра назначаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном, ни в исполнительном порядке. Губернии назначают кандидатов, а Народная веча замещает упразднившееся сила бояр. Председатель выбирается на год самим Собором. Имеет верховно блюстительную власть. Народная веча препровождает ему на утверждение свои законы. Собор не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы, дабы во всем соблюдено законное. После сего утверждения получает закон действительную силу. Сам же Собор не действует[27]. Собор назначает из своих членов по одному генерал-прокурору в каждое министерство и по одному генерал-губернатору в каждую область (приказный блюститель) (областной посадник). Генерал-прокурор рассматривает журналы палат министерства и утверждает их определение, взирая на одну законность и соблюдение предлагаемого порядка, но не входя в суждение о сущности самого содержания. Без их утверждения не может исполнения последовать. Они утверждают[28] за свои действия. Державная дума решает, а Верховный собор может чиновника отдать под суд. Отданный под суд судится судебным порядком. Генерал-губернатор имеет таковые же обязанности в отношении областных правлений. Из сего явствует, что Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и Державную думу. Сам же не имеет никакого действия положительного. Главнокомандующие действующих армий назначаются Верховным собором. Он принимает начальство над армией, когда выступает за пределы государства и слагает, когда в пределы вступает губернии на военном положении.

Восстание декабристов: документы. Т. 7. М.-Л., 1958. С. 213-214

 

[1] Сер. (здесь и далее) – серебром.[2] Фунт – мера веса, примерно равная 410 г. Из фунта серебра чеканилось 25 руб.[3] Ещё один вариант статьи предусматривал освобождение крестьян с небольшим наделом (2 десятины на двор).[4] Имеется в виду Табель о рангах (см. Документ 13).[5] Список держав и областей не приводится.[6] Общие владельцы – крестьяне, владевшие землёй на общинном праве.[7] Казнь (здесь) – наказание.[8] Золотник – мера веса, примерно равная 4 г[9] В XIX в. кабинет императора ведал управлением принадлежащими ему (т.н. "кабинетскими") имуществами.[10] По другим вариантам выплаты императору должны были составлять 8-10 млн. руб. в год[11] Имеется в виду Русская Америка (современная Аляска).[12] Вероятно, причиной статей 105-106 являются события испанской и итальянских революций начала 1820-х гг., в ходе которых короли, вынуждено присягнув конституции, выезжали за границу якобы для её защиты и добивались иностранных интервенций для восстановления абсолютизма.[13] Наместник (здесь) – заместитель.[14] Пробел в исходном тексте.[15] Так в тексте.[16] Несколько ниже указывается (этот сюжет не приводится), что в состав Польши должны войти царство Польское, Гродненская губ., Белостокская обл., части Виленской, Минской и Волынской губ.[17] Имеется в виду Молдавское княжество (в настоящее время восточная часть Румынии).[18] Киргиз-кайсаки – казахи.[19] Речь идет об юго-востоке Финляндии (Карельском перешейке, Выборгской губ.), присоединенном к России в результате русско-шведской войны 1741-1743.[20] Опущены рассуждения о необходимости подчинения общим законам литовцев, латышей, молдаван, немецких и иных колонистов и постепенного перевода кочевников к осёдлому образу жизни.[21] Черноморское побережье Кавказа было присоединено к России по итогам русско-турецкой войны 1828-1829 гг.[22] Опущены рассуждения о необходимости постепенного устройства всех казачьих войск по аналогии с донскими казаками, в т.ч. о возможном переселении их в Аральский удел.[23] Российско-американская (русско-американская) компания – колониально-торговая компания, созданная в 1799 для управления Русской Америкой и торговли с нею. Первое время принадлежала сибирским купцам, с конца 1810-х перешла под контроль морского ведомства. Упразднена после продажи Аляски (1867).[24] В первой редакции Русской правды предусматривалось сохранение дворянства и разработка отмены крепостного права с его участием.[25] На этом вторая редакция Русской правды заканчивается. [26] Каморы – палаты.[27] Т.е. не имеет права инициативы.[28] Вероятно, ошибка. Следует читать “отвечают”.