ПОВЕСТЬ О ЗЕМСКОМ СОБОРЕ 1613 ГОДА
В предлагаемом документе говорится об избрании царём Михаила Фёдоровича Романова. Автор повести не известен. По всей видимости, он принадлежал к посадским людям или иным средним слоям. Это показывается отрицательным отношением к боярам, рассказу о казаках в третьем лице, а также наименованием Фёдора и Михаила Романовых князьями (служилый землевладелец или образованный священник вряд ли мог не знать об отсутствии у них титула). Повесть основывается на слухах и содержит целый ряд явных ошибок, особенно касающихся действий и планов бояр. В то же время некоторые важные сообщения повести подверждаются другими источниками. В частности,о вторжении казаков в заседание Земского собора, их рассказе о мифическом завещании царя Фёдора Ивановича и отказе расходиться до присяги царю Михаилу говорится в показаниях, данных шведам русскими пленными и опубликованных в 1911 г. по шведской рукописи. На основании Повести можно сделать вывод, что участники Земского собора из-за острых разногласий затягивали выборы царя, которые состоялись 21.2.1613 под сильным давлением казаков. Большую часть Смутного времени они поддерживали самозванцев, а отец Михаила занимал при них видное положение. В то же время происхождение делало претендента в общем приемлемым и для бояр. Важнейшим преимуществом Михаила было родство с последним бесспорным царём Фёдором I. Повесть публикуется на языке оригинала.
По взятии царствующаго града Москвы многих литовских людей посекоша, а больших панов по темницам разсадиша и по городом розвозиша, но мысль имеяше с Литвою мирнаго времени.
Донских же и польских[1] казаков въехаше в Москву тогда сорок тысящ[2], а поборники по царствующему граду Москве и по православной вере християнской. И хожаху казаки в Москве толпами, где ни двигнутся гулять в базарь – человек 20 или 30, а все вооруженны, самовластны, а меньши человек 15 или десяти никако же не двигнутся. От боярска же чина нихто же с ними впреки глаголети не смеюще и на пути встретающе и бояр же в сторону воротяще от них, но токмо им главы своя поклоняюще.
Князи ж и боляра московские мысляще на Росию царя из вельмож боярских и изобравше седмь вельмож боярских: первый князь Феодор Ивановичь Мстиславской[3], вторый князь Иван Михайловичь Воротынской[4], третей князь Дмитрей Тимофиевичь Трубецкой[5], четвертой Иван Никитин Романов[6], пятый князь Иван Борисовичь Черкаской[7], шестый Феодор Ивановичь Шереметев[8], седьмый князь Дмитрей Михайловичь Пожарской[9], осмый причитается князь Петр Ивановичь Пронской[10], но да ис тех по божии воли да хто будет царь и да жеребеют[11].
А с казаки совету бояра не имеющи, но особь от них. А ожидающи бояра, чтобы казаки из Москвы вон отъехали, втаи мысляще. Казаки же о том к бояром никако же не глаголете, в молчании пребывая, но токмо ждуще у боляр, кто от них прославится царь быти.
Князь же Дмитрей Тимофиевичь Трубецкой учрежаше столы честныя и пиры многая на казаков и в полтора месяца всех казаков, сорок тысящ, зазывая к собе на двор по вся дни, чествуя, кормя и поя честно и моля их, чтоб быти ему на Росии царем и от них бы казаков похвален же был. Казаки же честь от него приимающе, ядяще и пиюще и хваляще его лестию, а прочь от него отходяще в свои полки и браняще его и смеющеся его безумию такову. Князь же Дмитрей Трубецкой не ведаше лести их казачей[12].
Казаки же не можаху дождати от боляр совету их, хто у них будет царь на Росии. И советовав всем казачьим воинством и приступиша казаков до пяти сот и больше ко двору крутицкаго митрополита[13], и врата выломали, и всыпали во двор, и глаголеша з грубными словесы митрополиту: "Дай нам, митрополит, царя государя на Росию кому нам поклонитися и служити и у ково жалованья просити, до чево нам гладною смертию измирати!" Митрополит же страхом одержим и бежа через хоромы тайными пути к бояром и сказа все по ряду боляром: "Казаки хотят мя жива разторгнути, а прошают на Росию царя"[14].
Князи же и боляра, и дворяне, и дети боярские возвестиша друг друга и собрався на соборное место, и повестиша казаков на собор. И приидоша атаманы казачьи и глаголеша к бояром: "Дайте нам на Росию царя государя, кому нам служити". Боляра же глаголеху: "Царския роды минушася, но на бога жива упование возложим, и по вашей мысли, атаманы и все войско казачье, кому быти подобает царем, но толико из вельмож боярских, каков князь Федор Ивановичь Мстиславской, каков князь Иван Михайловичь Воротынской, каков князь Дмитрей Тимофиевичь Трубецкой". И всех по имени и восьмаго Пронскаго.
Казаки же слушая словес их, изочтоша же всех. Казаки же утвержая боляр: "Толико ли ис тех вельмож по вашему умышлению изобран будет?" Боляра же глаголеша: "Да ис тех изберем и жеребьяем, да кому бог подаст". Атамань же казачей глагола на соборе: "Князи и боляра и все московские вельможи, но не по божии воли, но по самовластию и по своей воли вы избираете самодержавнаго. Но по божии воли и по благословению благовернаго и благочестиваго, и христолюбиваго царя государя и великого князя Феодора Ивановича всея Русии[15] при блаженной его памяти, кому он, государь, благословил посох свой царской и державствовать на Росии князю Феодору Никитичю Романова[16]. И тот ныне в Литве полонен, и от благодобраго корене и отрасль добрая и честь, сын его князь Михайло Федорович[17]. Да подобает по божии воли на царствующим граде Москве и всея Русии да будет царь государь и великий князь Михайло Федоровичь и всея Русии". И многолетствовали ему, государю.
Бояра же в то время все страхом одержими и трепетни трясущеся, и лица их кровию пременяющеся, и ни единаго никако же возможе что изрещи, но токмо един Иван Никитичь Романов проглагола: "Тот князь Михайло Федоровичь еще млад и не в полнем разуме, кому державствовати?" Казаки же глаголеша: "Но ты, Иван Никитичь, стар, в полне разуме, а ему, государю, ты по плоти дядюшка прироженный и ты ему крепкий потпор будеши".
И изобравше посланных от вельмож и посылая ко граду Костроме ко государю князю Михаилу Федоровичю. Боляра же разыдошася вси восвояси. Князь же Дмитрей Трубецкой, лицо у него ту с кручины почерне, и паде в недуг, и лежа три месяца, не выходя из двора своего. Боляра же умыслише казаком за государя крест целовать и из Москвы бы им вон выехать, а самим бы им креста не целовати. Казаки же ведяще их злое лукавство и принужающе прежде, при себе, их, бояров крест целовати. Целовав же [боля]ра крест, та же потом и казаки крест целовав, на Лобное место вынесоша шесть крестов, поставиша казаком на целование.
И приехав государь от Костромы к Москве и поклонишася ему вси, и утвердиша на царствующий град Москву и всея Русии государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Русии. Казаки же вси, выехав из Москвы, сташа в поле.
Повесть о земском соборе 1613 г. // Вопросы истории. 1985. № 5.
[1] Возможно, ошибка и речь идёт о волжских казаках.[2] Явное преувеличение. В то же время, согласно всем источникам, число казаков в несколько раз превышало количество остававшихся в городе дворян.[3] Мстилавский Фёдор Иванович, кн. (ум. в 1622) – из династии Гедеминовичей, государственный деятель, боярин (1577), первый член Боярской думы (с 1586). В 1605 командовал войсками, действовавшими против Дмитрия Самозванца I, в 1606 участвовал в заговоре против него. В 1610-1612 – глава Семибоярщины. Из-за пожилого возраста и отсутствия детей не был серьёзным кандидатом на престол.[4] Воротынский Иван Михайлович, кн. (ум. в 1627) – из черниговской ветви Рюриковичей, государственный деятель, боярин (1592). Был муромским, тульским и казанским воеводой, в 1587-1592 гг. находился в ссылке как сторонник Шуйских и противник Б.Ф. Годунова. Принимал участие как в возведении на престол (1606), так и свержении (1610) Василия IV. Член Семибоярщины (1610-1611). Возражал против приглашения на русский престол польского королевича Владислава и в 1611 г. был арестован. В 1613 г. возглавлял депутацию, направленную для ускорения прибытия царя Михаила. В 1620 и 1621 гг. в отсутствии царя в должности первого воеводы управлял Москвой. В конце жизни принял монашество под именем Ионы.[5] Трубецкой Дмитрий Тимофеевич, кн. (ум. в 1625) – из династии Гедеминовичей, государственный деятель. В 1608 г. перешёл на сторону Дмитрия Самозванца II, пожалован им в бояре, руководил стрелецким приказом тушинского правительства. В 1611-1612 во главе I ополчения осаждал польский гарнизон в Москве. После объединения со II ополчением взял Китай-город. В конце 1612 – начале 1613 наряду с кн. Д.М. Пожарским руководил земским правительством Руси. В конце жизни был наместником Сибири.[6] Романов Иван Никитич (1560-е – 1640) – из старинного московского боярского рода, двоюродный брат царя Фёдора I, младший брат патриарха Филарета и дядя царя Михаила, боярин (1605). В 1601-1602 находился в ссылке в Пелыме и Нижнем Новгороде, помилован царём Борисом. Член Семибоярщины (1610-1612). [7] Черкасский Иван Борисович, кн. (ок. 1580-1642) – потомок кабардинских владетелей, двоюродный брат царя Михаила, боярин (1613). В 1598 был стольником, в 1599 арестован по приказу царя Бориса вместе с Романовыми, в 1601 приговорён к ссылке в Сибирь с конфискацией имущества, в 1602 переведён в Нижний Новгород, в том же году помилован. При Василии IV служил воеводой в войсках, действовавших против Дмитрия Самозванца II. В последующим один из ближайших советников царя Михаила, с 1624 г. руководил целым рядом военных и финансовых приказов. Из-за происхождения, а также относительной молодости в 1613 г. серьёзным кандидатом на престол быть не мог.[8] Шереметев Фёдор Иванович (ум. в 1650) – из старинного боярского рода, боярин (1605). В царствование Бориса был близок к Романовым и лишился части имущества. Был тобольским воеводой. В 1605 г. осаждал Дмитрия Самозванца I в Кромах, после смерти Бориса перешёл на его сторону. Воевода в войсках Василия IV, член Семибоярщины (1610-1612). Способствовал избранию Михаила Романова, вогзлавлял депутацию Земского собора, сообщившую ему об избрании. При Михаиле был одним из высших сановников. В 1646 г. отошёл от дел, в 1649 постригся в монахи под именем Феодосия.[9] Пожарский Дмитрий Михайлович, кн. (1578-1642) – из стародубской ветви Рюриковичей, боярин (1613). На службе с 1593 г., в 1602 произведён в стольники. При Василии IV полковой воевода. В 1609-1611 воевода Зарайска. Сохранял верность Василию, отказался перейти на сторону Дмитрия Самозванца II, затем не признал решения Семибоярщины о приглашении на престол королевича Владислава. В 1611 участвовал в I ополчении, в уличных боях в Москве был ранен и уехал в своё имение. В 1611-1612 первый воевода II ополчения, после освобождения Москвы вместе с кн. Д.Т. Трубецким руководил земским правительством. При Михаиле командовал армиями, руководил различными приказами и т.п. С 1640 г. не у дел.[10] Пронский Пётр Иванович, кн. (ум. в 1652) – из рязанской ветви Рюриковичей, боярин (1647). Впервые упоминается в 1608 г., в 1612 стольник. В 1613-1616 холмогорский воевода, в 1616-1617 оборонял Вязьму, при приближении сильной польской рати бежал, за что был высечен кнутом и сослан в Сибирь. К 1622 помилован, был воеводой в различных городах. В 1647 во время отъезда царя управлял Москвой. Претендовать на престол явно не мог из-за невысокого положения.[11] Изложенный в абзаце рассказ явно является пересказом не слишком достоверных слухов, хотя некоторые кандидаты на престол названы верно. Не названы также претенденты из иностранцев, поддерживаемые некоторыми боярами – шведский прин Карл-Филипп и польский королевич Владислав.[12] Т.е. не понимал лживости казачьих похвал.[13] Иона (ум. в 1627) – церковный деятель, настоятель Троицкого Данилова монастыря в Переяславле-Залесском (1589-1606), крутицкий (т.е. московский) митрополит (1613-1624), местоблюститель патриаршего престола (1614-1619), с 1624 на покое. В начале 1613 являлся высшим представителем духовенства в Москве: место патриарха было вакантным, патриарший местоблюститель митрополит Ефрем находился в Казани.[14] Т.е. «Казаки хотят меня убить и просят для Руси царя».[15] Фёдор (I) Иванович (1557-1598) – старший из переживших отца сыновей Ивана IV, царь всей Руси с 1584. По мнению большинства историков, был неспособен к правлению и перепоручил государственные дела своему шурину боярину Б.Ф. Годунову. В его царствование было учреждено патриаршество и проведена успешная война со Швецией. Был последним представителем московской ветви Рюриковичей, поэтому его смерть вызвала резкое уменьшение легитимности царской власти, что стало одной из основных причин Смутного времени.[16] Романов Фёдор Никитич (в монашестве Филарет, ок. 1554-1633) – государственный и церковный деятель, из старинного московского боярского рода, двоюродный брат царя Фёдора I и отец царя Михаила. Боярин (1586-1600), был псковским наместником, воеводой. В 1600 по приказу царя Бориса, видевшего в Романовых соперников, пострижен в монахи. В 1605 при Дмитрии Самозванце I стал ростовским митрополитом, в 1608 захвачен войсками Дмитрия Самозванца II и назначен патриархом в тушинском правительстве. В 1610 освобождён московскими войсками, принял участие в свержении Василия IV и стал сторонником Семибоярщины. Был направлен послом для переговоров о воцарении на Руси королевича Владислава, настаивал на принятии им православия. После провала переговоров арестован поляками (1611), в 1619 г. освобождён и возведён в патриархи. Был соправителем сына с титулом великого государя. Княжеского титула не имел. Впрочем, возможно автор использует титул как показатель высшего положения. Младший брат Фёдора Иван князем не называется, хотя автор осведомлён о родственных связях.Завещание царём Фёдором престолу Ф.Н. Романову является выдумкой.[17] Михаил Фёдорович Романов (1596-1645) – царь всей Руси с 1613, основатель династии Романовых. Во время осады Москвы I и II ополчениями находился в городе. После освобождения Москвы уехал в Кострому. Княжеского титула до воцарения не имел. Возможно, именуется князем в переносном смысле (см. прим. 16). Приходился двоюродным племянником последнему бесспорному царю Фёдору I и был признан элитой и народом законным государем. Его правительство прекратило Смуту, заключило мирные договоры с Швецией и Польшей, добившись возвращения части их захватов, ввело назначение во все уезды воевод, ограничивших местное самоуправление, стало создавать полки «нового строя» и первые промышленные предприятия. Продолжалось заселение Сибири, была проиграна Смоленская война.