Крестоцеловальная запись царя Василия Ивановича Шуйского.

1 июня 1606 года

 

Крестоцеловальная запись (присяга) царя Василия IV является первой попыткой письменного ограничения монархической власти в России. Она запрещала репрессии без суда и конфискацию имущества у родственников преступников. Из-за нелегитимности и скорого свержения царя его присяга осталась лишь эпизодом. Произвольные репресии и конфискации имущества (в отличие от XV-XVI вв. не массовые) продолжали иметь место в XVII и I половине XVIII вв. Грамота приводится на языке оригинала с объяснением непонятных слов и выражений.

Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии[1], щедротами и человеколюбием славимаго Бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова Бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря[2], и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского[3] на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии.

И позволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов[4] у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей[5], и у торговых, и у черных людей[6], хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вина, и после их у жен и у детей дворов и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли; а кто на кого солжет, и, сыскав, того казнити[7], смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится.

И на том на всем, что в сей что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целую крест всем православным християнам, что мне, их жалуя, судити истинным праведным судом и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильства оберегати.

Памятники по истории смутного времени. М., 1909. № 6

 

 

 

[1] Василий Иванович Шуйский, кн. (1552-1612) – потомок суздальской ветви Рюриковичей, государственный деятель, царь всей Руси (1606-1610). Внук московского наместника (главы правительства. 1542-1543) кн. А.М. Шуйского, убитого по приказу 13-летнего Ивана Грозного и сын первого боярина опричной Думы кн. И.А. Шуйского. Неоднократно участвововал в походах, с 1584 г. боярин, в 1585-1587 смоленский воевода, в 1587-1591 гг. находился в ссылке по приказу правителя Б.Ф. Годунова, затем помилован и возвращён ко двору. В 1591 руководил расследованием гибели царевича Дмитрия, пришёл к выводу о несчастном случае. В 1605 воевода полка правой руки в армии, действовавшей против Дмитрия Самозванца I. В том же году по обвинению в заговоре против царя Дмитрия приговорён к смертной казни, но помилован самозванцем и возвращён ко двору. В 1606 организовал государственный переворот, в ходе которого Дмитрий Самозванец был убит. Импровизированным Земским собором на Ивановской площади Кремля избран царём. Не считался частью элиты и народом законным государем, поэтому легитимностью и популярностью не пользовался. Подавил восстание И.И. Болотникова. Из-за вторжения Дмитрия Самозванца II с 1607-1608. утратил контроль над большей частью страны. Для борьбы с ним заключил союз со Швецией, что спровоцировало русско-польскую войну 1609-1618. После ряда поражений свергнут заговорщиками из бояр и др. служилых людей, насильно пострижен в монахи и выдан полякам. Умер в плену.[2] Повторяется возникшая в XVI в. легенда о происхождении Рюриковичей от римской императорской династии. [3] Александр Невский (1221-1263) – сын владимирского великого князя Ярослава Всеволодовича, княживший в Переяславле-Залесском, Новгороде и Владимире (с 1252), одержавший ряд блестящих побед над шведами и немецкими крестоносцами и проводивший политику полного подчинения татарам. Происхождение Шуйских от Александра Невского является спорным. Большинство историков считают основателем суздальской ветви его младшего брата Андрея Ярославича. В тоже время некоторые выводят Шуйских от Андрея Александровича, третьего сына Александра Невского.[4] Животы – имущество.[5] Гостей – богатых купцов.[6] Чёрные люди – торговцы, ремесленники и крестьяне, зависимые непосредственно от государства (а не частных владельцев).[7] Казнити – наказать.