Судебник 1497 года
Судебник 1497 г. был первым сводом законов Московской Руси. Его издание было связано с образованием единого и независимого Русского государства, требовавшего правовой основы. Источниками Судебника стали Русская правда, уставные и судные грамоты русских князей, судебные решения по отдельным вопросам.
По содержанию текст судебника можно разделить на 3 части: постановления о центральном суде и нормы уголовного права (статьи 1-36), о местных судах (статьи 37-45), о гражданском праве и гражданском процессе (статьи 46-66), дополнительные статьи (67-68). Процессуальные правила преобладают над нормами материального права. Едва ли не центральным вопросом Судебника является начисление пошлин судейским чиновникам всех рангов, достигающих весьма значительных размеров (иногла превышающих стоимость иска). В Псковской и Новгородской судных грамотах эти темы хотя и присутствуют, но находятся далеко не на первом и не на втором месте. По юридической технике Судебник заметно им уступает.
Судебный процесс оставался состязательным. В тоже время впервые в русском праве было узаконено применение пытки. По сравнению с Двинской и Псковской грамотами был значительно расширен круг преступлений, карающихся смертной казнью. Также сохранялось наказание в виде денежного штрафа, включая выплату компенсации потерпевшему. В целом ряде статей, начиная с первой, говорилось о недопустимости взяточничества и иных злоупотреблений в судах, что доказывает их (злоупотреблений) широкое распространение. Однако наказаний за эти деяния установлено не было. Более того, постановляется, что за волокиту и незаконные приговоры судейские чиновники не отвечают. Впервые использован термин «помещик». Устанавливалось, что в уголовном процессе важную роль играют показания «добрых людей» о репутации подозреваемого. Судебник 1497 г. действовал до издания Судебника 1550 г.
Оригинальный текст Судебника делился на 36 разделов, выделенных большими буквами. Разбивку на статьи провёл историк права XIX в. М.Ф. Владимирский-Буданов. В соответствии со сложившейся в литературе традицией текст Судебника публикуется ня языке оригинала с использованием современного алфавита.
ЛЕТА 7006-ГО МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ И С БОЯРЫ О СУДЕ, КАК СУДИТИ БОЯРОМ И ОКОЛНИЧИМ[1].
1.Судити суд бояром и околничим. А на суде быта у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати; також и всякому судие посула от суда не имати никому. А судом не мстити ни дружити никому[2].
2.А каков жалобник к боярину приидет, и ему жалобников от себе не отсылати, а давати всемь жалобником управа в всемь, которымь пригоже. А которого жалобника а непригоже управити, и то сказати великому князю, или к тому его послати, которому которые люди приказаны ведати[3].
3.А имати боярину и диаку в суде от рублеваго дела на виноватом, кто будет виноват, ищеа или ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а диаку осмь денег. А будеть дело выше рубля или ниже, и боярину имати по тому росчету[4].
4.О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А досудятся до поля, а у поля не стояв, помиряться, и боярину и диаку по тому росчету боярину с рубля два алтына, а диаку осмь денег; а околничему, и диаку, и неделщиком пошлин полевых нет[5].
5.А у поля стояв помирятся, и боярину и диаку имати по тому ж росчету пошлины свои; а околничему четверть и диаку четыре алтыны з денгою, а неделщику четверть, да неделщику ж вязчего два алтына[6].
6.А побиются на поли в заемном деле или в бою, и боярину с диакомь взяти на убитом противень противу исцева; а околничему полтиина, а диаку четверть, а неделщику полтина да неделщику ж вясчего 4 алтыны[7].
7.А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве, или в разбои, или в татбе, имо на убитом исцево доправити; да околничему на убитом полтина да доспех, а диаку четверть, а неделщику полтина, да неделщику ж вясчего 4 алтыны. А сам убитой в казни и в продажи боярину и диаку[8].
8.О ТАТБЕ. А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет ведомой лихой, и боярину того велети казнити смертною казнью, а исцево велети доправити изь его статка, а что ся у статка останеть, ино то боярину и диаку имати себе. А противень и продажа боярину и диаку делити: боярину два алтына, а диаку осмь денег, А не будет у которого лихого статка, чем исцево заплатити, и боярину лихого истцу вь его гыбели не выдати, а велети его казнити смертною казнию тиуну великого князя московскому да дворскому[9].
9.А государскому убойце и коромолнику, церковному татю, и головному, и подымщику, и зажигалнику, ведомому лихому человеку живота не дати, казнити его смертною казнью[10].
10.О ТАТЕХ. А котораго татя поймают с какою татбою ни буди впервые, опроче церковные татбы и головные, а в ыной татбе в прежней довода на него не будет, ино его казнити торговою казнию, бити кнутием да исцево на нем доправя, да судие его продати. А не будет у того татя статка, чем исцево заплатить, ино его бив кнутиемь, да исцу его выдать вь его гибели головою на продажю, а судье не имати ничего на нем[11].
11.А поймают татя вьдругые с татбою, ино его казнити смертною казнию, а исцево заплатити изь его статка, а досталь его статка судье. А не будет у того татя статка с ысцеву гыбель, ино его исцу в гибели не выдати, казнити его смертною казнью[12].
12.А на кого взмолвят детей боярскых человек пять или шесть добрых, по великого князя по крестному целованию, или черных человекь пять-шесть добрых христиан целовалников, что он тать, а довода на него в прежнем деле не будет, у кого крал или кому татбу плачивал, ино на том взяти исцеву гыбель без суда[13].
13.О ПОЛИЧНОМ. А с поличным его приведут впервые, а взмолвят на него человекь пять или шесть по великого князя по крестному целованию, что он тать ведомой, и преж того неодинова крадывал, ино того казнити смертною казнию, а исцево заплатити из его статка[14].
14.О ТАТИНЫХ РЕЧЕХ. А на кого тать возмолвит, ино того опытати: будет прирочной человек з доводом, ино его пытати в татбе; а не будет на него прирока з доводом в какове деле в прежнем, ино татиным речем не верити, дати его на поруку до обыску[15].
15.О ПРАВОЙ ГРАМОТЕ. А от правые грамоты имати от печати с рубля по девяти денег, а диаку от подписи с рубля по алтыну, а подьячему, которой грамоту напишет правую, имати с рубля по три денги[16].
16.О ДОКЛАДНОМ СПИСКЕ. А докладной список боярину печатати своею печатью, а диаку подписывати. А имать боярину от списка с рубля по алтыну, а диаку от подписи с рубля по четыре денги, а подьячему, которой на списке напишет, с рубля по две денги[17].
17.О ХОЛОПИЕЙ О ПРАВОЙ ГРАМОТЕ. А с холопа и с робы от правые грамоты и от отпустные боярину имати от печати с головы по девяти денег, а диаку от подписи по алтыну с головы, а подъячему, которой грамоту правую напишет или отпустную, с головы по три денги[18].
18.О ОТПУСТНОЙ ГРАМОТЕ. А положит кто отпустную без боярского докладу и без диачей подписи, или з городов без наместнича докладу, за которым боярином кормление с судом боярским, ино та отпустнаа не в отпустную, опроче тое отпустные, что государь своею рукою напишет, и та отпустнаа грамота в отпустную[19].
19.О НЕПРАВОМ СУДЕ. А которого обинит боярин не по суду и грамоту правую на него сь диаком дасть, ино та грамота не в грамоту, а взятое отдати назад, а боярину и диаку в том пени нет, а исцем суд с головы[20].
20.О НАМЕСТНИЧЕ УКАЗЕ. А наместником и волостелем, которые держат кормлениа без боярьского суда,, холопа и робы без докладу не выдати, ни грамоты беглые не дата; також и холопу и робе на государя грамоты правые не дати без докладу, и отпустные холопу и робе не дати[21].
21.О ВЕЛИКОМ КНЯЗИ. А с великого князя суда и с детей великого князя суда имати на виноватом по тому же, как и с боярского суда, с рубля по два алтына, кому князь велики велит.
22.О ПРАВОЙ ГРАМОТЕ. От правыя грамоты имать от печати печатнику великого князя и детей великого князя печатнику с рубля по девяти денег, а дьяку от подписи с рубля по алтыну, а подьячему, которой грамоту правую напишет, с рубля по три денги.
23.А с холопа и с робы печатнику имати от правые грамоты с головы по девяти денег, а дьяку имати от подписи с головы по алтыну, а подьячему, которой грамоту напишет, имать с головы по три денги.
24.О ДОКЛАДНОМ СПИСКЕ. А докладной список с великого князя докладу и с детей великого князя докладу печатати великого князя печатнику и детей великого князя печатнику; от печати имати от списка с рубля по девяти денег; а дьяку от подписи с рубля по алтыну, а подьячему, который на списке напишет, имать с рубля по две денги[22].
25.О БЕЗСУДНОМ СПИСКЕ. А от безсудныя грамоты имати печатнику с рубля по алтыну, а дьяку от подписи по алтыну же с рубля, а подьячему имать с рубля по две денги[23].
26.О СРОЧНЫХ. А от срочных от подписи дьяку имать от срочные по две денги. А от отписных срочных дьяку имати от подписи с рубля по три денги. А подьячим имати от писма с рубля по две денги. А коли ищея или ответчик оба вместе хотят срок отписати, и они платят оба по половинам от подписи и от писма, а неделщику хожоное. А который ищея или ответчик к сроку не поедет, а пошлет срока отписывать, и тому все платить одному от срочных от обеих да и хоженое. А срочные дьяком держати у себя[24].
27.О БЕЗСУДНЫХ. А как давати безсудныя, дияком снести срочныя самим вместо, да розобрав срочные самим дияком, да велети им подьячим бессудные давати и сроки отписывати. А подъячим срочных не давати. А безсудные давати с осмаго дня[25].
28.О ПРИСТАВНЫХ. А от приставных имати печатнику у неделщиков по езду: с которые приставные рубль неделщику, и дияку от подписи взяти алтын у неделщика с рубля, а печатнику от печати у неделщика взяти алтын же, А будет езду болши рубля или менши до которого города, и дияку и печатнику имать по тому же росчету. А будет в приставной иск менши езду, и дияку тех приставных не подписывати; а без неделщиков дияков приставных не подписывати же. А колко вытей в приставной ни будет, и неделщику езд один до того города, в которой город приставная писана[26].
29.А хоженого на Москве площеднаа неделщику десеть денег, а на правду вдвое; и от поруки поминков не имати им. А езд неделщик емлет до которого города, а на правду им имати вдвое езд.
30.УКАЗ О ЕЗДУ. А езду от Москвы до Коломны полтина, до Коширы полтина, до Хотуни десеть алтын, до Серпухова полтина; до Тарусы 20 алтын, до Алексина полтретьятцать алтын, до Колуги рубль, до Ерославца полтина, до Вереи полтина, до Боровска полтина, до Вышегорода полтина, до Кременска 20 алтын, до Можайска полтина, а до Медыни пол-30 алтын, до Вязма пол-2 рубля, до Звенигорода 2 гривны, до Воротынска 40 алтын, до Одоева 40 алтын, до Козельска рубль с четвертию, до Белева тож, до Мезецка 40 алтын, до Оболенска полтина, до Дмитрова 10 алтын, до Радонежа четверть, до Переславля 20 алтын, до Ростова рубль, до Ерославля рубль с четвертью, до Вологды пол-3 рубля, до Белаозера пол-3 рубля, до Устюга пять рублей, до Вечегды 7 рублев, до Двины и до Колмогор 8 рублев московскаа, до Володимеря рубль с четвертью, до Костромы пол-2 рубля, до Юрьева рубль, до Суздаля рубль с четвертию, до Галича пол-3 рубля, до Мурома пол-2 рубля, до Стародубскых князей отчины пол-2 рубля, до Мещеры два рубля, до Новагорода Нижнего пол-3 рубля, до Углеча рубль, до Бежицского Верху полтора рубля, до Романова рубль с четвертию, до Клина полтина, до Кашина рубль, до Твери рубль, до Зупцева и до Опок рубль, до Хлепни 40 алтын, до Ржевы рубль с четвертью, до Новагорода до Великаго пол-3 рубля московскаа.
31.А ездити неделщиком и на поруку давати самим с приставными или своих племянников и людей посылати с приставными. А урочников им не посылати с приставными. А от поруки им с приставными ездячи не имати ничего. О НЕДЕЛЩИКАХ УКАЗ. А в котором городе живеть неделщик, ино ему с приставными в том городе не ездити, ни посылати ему с приставными в свое место ни в каково деле[27].
32.А кто по кого пошлет пристава в чем, и что ему в том убытка станет в волоките, или что даст от срочные и от правые грамоты или от бессудные, и правому то все взяти на виноватомь[28].
33.А неделщиком на суде на боярина, и на околничих, и на диаков посула не просити и не имати, а самимь от порукы посулов не имати.
34.А которому дадут татя, а велят его пытати, и ему пытати татя безхитростно, а на кого тать что взговорит, и ему то сказати великому князю или судии, которой ему татя дасть, а клепати ему татю не велети никого. А пошлют которого неделщика по татей, и ему татей имати безхитростно, а не норовити ему никому. А изымав ему татя, не отпустити, ни посула не взяти; а опришних ему людей не имати[29].
35.А у которого неделщика седят тати, и ему татей на поруку без докладу не дати и не продавати ему татей[30].
36.А которого татя дадут на поруку в какове деле ни буди, и им исцов и ответчиков не волочити, а ставити их перед судиами. А срочные их христианом отписывать и бессудные давати не волокитно, а от безсудных им у христиан не имати ничего. А коли срок отпишут обема истцемь вместе, и ему взяти одно хоженое с обеих сторон, а опроче того ему не взяти ничего. А в езду своем дати на поруку до обыску, доколе дело скончается, и ему взяти езд на виноватом. А кто ищеа или ответчик сам не поедет ко ответу, а пришлет в свое место срока отписывати, и неделщиком хоженое взяти на том на одном, кто поедет вь его место срока отписывати[31].
37.УКАЗ НАМЕСТНИКОМ О СУДЕ ГОРОДСКЫМ. А в которой город или в волость в которую приедет неделщик или его человек с приставною, и ему приставная явити наместнику или волостелю, или их тиуном. А будут оба исца того города или волости судимыя, и ему обоих исцов поставити пред наместником ли пред волостелем или перед их тиуны[32].
38.А бояром или детем боярским, за которыми кормления с судом с боярским, имуть судити, а на суде у них быти дворьскому, и старосте и лутчимь людем. А без дворского, и без старосты, и без лутчих людей суда наместником и волостелем не судити; а посула им от суда не имати, и их тиуном и их людем посула от суда не имати же, ни на государя своего, ни на тиуна, и пошлинником от суда посулов не просити. А имати ему с суда, оже доищется ищея своего, и ему имати на виноватом противень по грамотам, то ему и с тиуном; а не будеть где грамоты, и ему имати противу ис-цева. А не доищется ищея своего, а будет виноват ищея, и ему имати на ищеи с рубля по два алтына, а тиуну его с рубль по осми денег. А будет дело выше рубля или ниже, ино имати на ищеи по тому ж росчету. А доводчику имати хоженое и езд и правда по грамоте. А досудятся до поля да помирятся, и ему имати по грамоте. А побиются на поли, и ему имати вина и противень по грамоте. А где нет грамоты, а помирятся, и ему имати противень вполы исцева, то ему и с тиуном. А побиются на поли в заемном деле, или в бою, и ему имати противень против исцева. А побиются на поли в пожеге, или в душегубьстве, или в разбое, или в татбе, ино на убитом исцово доправити, а сам убитой в казни и в продажи наместнику, то ему и с тиуном[33].
39.О ТАТЕХ УКАЗ. А доведут на кого татбу, или разбой, или душегубьство, или ябедничьство, или иное какое лихое дело, а будет ведомой лихой, и ему того велети казнити смертною казнью, а исцево доправити из его статка, а что ся у статка останеть, ино то наместнику и его тиуну имати себе. А не будет у которого у лихого статка, чем исцево заплатить, и ему того лихого исцю вь его гибели не выдати, велети его казнити смертною казнью[34].
40.О ПРАВОЙ ГРАМОТЕ. А от правой грамоты имати боярину или сыну боярьскому, за которым кормленья с судом с боярьским, с рубля по полутретья алтына от печати, то ему и с тиуном; а дьяку, который грамоту правую напишеть, от писма с рубля имати по три денги. А тиун дасть грамоту правую, и он емлеть от печяти с рубля по полутретья алтына на государя своего и на себя, а дьяк его емлеть с рубля по три денги. А с холопа и с робы от правые грамоты от отпустные имати боярину или сыну боярьскому, за которым кормленье с судом з боярским, от печяти з головы по полутретья алтына. А дьяк его от писма з головы по три денги.
41.А тиуну его на корьмление холопу правые грамоты без доклада государя и отпустныя грамоты не дати.
42.О ОТПУСТНОЙ ГРАМОТЕ. А положит кто отпустную грамоту без боярьского докладу и без дьячьей подписи, или з городов без наместничя докладу, за которым кормление за сыном боярьским с судом с боярским, и та отпустная грамота не во отпустную, опроче тое отпустные, что государь своею рукою напишеть, и та отпустная грамота во отпустную.
43.Наместником и волостелем, которые дрьжать кормление без боярьского суда, и тиуном великого князя и боярьскым тиуном, за которыми кормлениа с судом з боярьским, холопа и робы без доклада не выдати и отпустные не дати; а татя и душегубца не пустити и всякого лихого человека без докладу не продати, ни казнити, ни отпустити[35].
44.О ПРИСТАВЕХ. А приством наместничим по городом имати хоженое и езд по грамоте, а где нет грамоты, и ему хоженое имати в городе по четыре денги, а езд на версту по денге, а на правду в городе и в волости вдвое.
45.Аще кто пошлет пристава по наместника, и по волостеля, по боярина и по сына боярскаго, и по их тиунов, и по великого князя тиунов, и наместнику и волостелю, и их тиуном, и великого князя тиуном, и довотчиком к сроку отвечивати ехати; а не поедет к сроку сам, и ему к сроку в свое место к ответу послати[36].
46.О ТОРГОВЦЕХ. А кто купит на торгу что ново, опроче лошади, а у кого купит, не зная его, а будет людем добрым двема или трем ведомо и поимаются у него, и те люди добрые скажут по праву, что пред нима купил в торгу, ино тот прав, у кого поимались и целованиа ему нет.
47.А кто купит на чюжей земли что, а поимаются у него, и толко у него свидетелей два или три люди добрые скажут по праву, что перед ними купил в торгу, ино тот прав, у кого поималися, и целованиа ему нет; а не будет у него свидетелей, ино ему правда дати[37].
48.О ПОСЛУШЕСТВЕ. А кого послух послушествует в бою или в грабежю или в займех, ино судити на того волю, на ком ищут, хощет на поле в послухомь лезет, или став у поля, у креста положит, на нем ищут, и истець бес целованиа свое возмет, и ответчикь и полевые пошлины заплатит, а вины ему убитые нет. А не стояв у поля, у креста положит, и он судиамь пошлину по списку заплатит, а полевых ему пошлинь нет[38].
49.А противу послуха ответчик будет стар, или мал, или безвечен, или поп, или чернец, или черница, или жонка, ино противу послуха наймит нанята волно, а послуху наймита нет. А что правому учинится убытка или его послуху, ино те убытки на виноватом[39].
50.А послух не пойдет перед судью, ест ли за ним речи, нет ли, ино на том послусе исцово и убыткы и все пошлины взяти. А с праветчиком о сроце тому послуху суд[40].
51.А полсух не говорит перед судиями в ысцевы речи, и истець тем и виноват.
52.А на ком чего взыщет жонка, или детина мал, или кто стар, или немощен, или чем увечен, или поп, или чернец, или черница или кто от тех в послушестве будет кому, ино наймита наняти волно. А исцем или послуху целовати, а наймитом битися; а противу тех наймитов исцу или ответчику наймит же; а восхочет, и он сам биется на поли.
53.А кто кого поймает приставом в бою, или в лае, или в займех и на суд ити не восхотят, и они доложа судии, помирятся, а судьи продажи на них нет, опроче езду и хоженого[41].
54.А наймит не дослужит своего урока, а пойдет прочь, и он найму лишен[42].
55.О ЗАЙМЕХ. А которой купець, идучи в торговлю, возмет у кого денги или товар, да на пути у него утеряется товар безхитростно, истонет, или згорить, или рать возметь, и боярин обыскав, да велит дати тому диаку великого князя полетную грамоту с великого князя печятию, платити исцеву истину без росту. А кто у кого взявши что в торговлю, да шед пропиет или иным какым безумием погубит товар свой без напраздньства, и того исцю в гибели выдати головою на продажу[43].
56.А холопа полонит рать татарскаа, а выбежит ис полону, и он слободен, а старому государю не холоп[44].
57.О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ. А Христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит[45].
58.О ЧЮЖОЗЕМЦЕХ. А которой чюжоземец на чюжеземце чего взыщет, ино того воля, на ком ищут, хочет отцелуётся, что в том не виноват, или у креста положит чего на нем ищут, и истец, поцеловав крест, да возмет[46].
60.А которой человек умрет без духовные грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земли дочери; а не будет у него дочери, ино взяти ближнему от его рода[48].
61.О ИЗГОРОДАХ. А промежи сел и деревень городити изгороды по половинам; а чьею огородою учинится протрава, ино тому платити, чья огорода. А где отхожие пожни от сел или от деревень, ино поженному государю не городитися, городит тот всю огороду, чьа земля оранаа пашня к пожни[49].
62.О МЕЖАХ. А кто сореть межу или грани ссечет из великого князя земли боярина и монастыря, или боярской и монастырской у великого князя земли, или боярской или монастырской у боярина, или боярской у монастыря, и кто межу сорал или грани ссек, ино того бити кнутием, да исцу взяти на нем рубль. А христиане промежу себя в одной волости или в селе кто у кого межу переорет или перекосит, ино волостелем или поселскому имати на том за боран по два алтына и за рану присудят, несмотря по человеку и по ране и по рассужению[50].
63.О ЗЕМЛЯХ СУД. А взыщет боярин на боярине, или монастырь на монастыре, или боярской на монастыре, или монастырской на боярине, ино судити за три годы, а дале трех годов не судити. А взыщет черной на черном, или по-местник на помесчике, за которым земли великого князя, или черной или селской на помесчике, или помёсчик на черном и на сельском, ино судити потому ж за три годы. а дале трех годов не судити. А взыщут на боярине или на монастыри великого князя земли, ино судити за шесть лет, а дале не судить. А которые земли за приставом в суде, и те земли досужывати[51].
64.А пересудчиком пересуд имати на виноватом две гривны, а менши рубля пересуда нет. А с списка с суднаго и с холопа и с земли пересуда нет. А с поля со всякого пересуд. А список оболживит кто да пошлется на правду, ино в том пересуд. А подвойскым праваго десятка 4 денги, а имати на виноватом же[52].
65.А на котором городе будут два наместника или на волости два волостеля, и им имати пошлины по сему списку обе за одного наместника, а тиуном их за одного тиуна, и они себе делят по половинам.
66.О ПОЛНОЙ ГРАМОТЕ. По полной грамоте холоп. По тиуньству и по ключю по сельскому холоп з докладом и без докладу, и с женою и с детми, которые у одного государя; а которые его дети у иного или себе учнут жити, то не холопи; а по городцкому ключю не холоп; по робе холоп, по холопе роба, приданой холоп, по духовной холоп[53].
67.О ПОСУЛЕХ И О ПОСЛУШЕСТВЕ. Да велети прокликать по торгам на Москве и во всех городех Московские земли и Новогородцкие земли и по всем волостем заповедати, чтобы ищея и ответчик судиам и приставом посулу не сулили в суду, а послухом не видев не послушествовати, а видевши сказати правду. А послушествует послух лживо не видев, а обыщется то опосле, ино на том послухе гибель исцева вся и с убыткы[54].
68.О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А к полю приедет околничей и диак, и околничему и диаку воспросити исцев, ищеи и ответчиков, кто за ними стряпчей и поручникы, и кого скажут за собою стряпчих и поручников, и им тем велети и стояти, а доспеху и дубин и ослопов стряпчим и поручником у себя не держати. А которые имуть опришние у поля стояти, и околничему и диаку тех отслати прочь. А не пойдут опришнии люди прочь, и околничему и диаку на тех велети исцово доправити и с пошлинами да велети их дати на поруку да поставити перед великым князем[55].
Российское законодательство Х — XX веков. Том 2. М., 1985, с. 54-62
[1]До конца XVII в. на Руси (в России) использовалось летоисчисление от сотворения мира в его византийской версии, согласно которой оно произошло за 5508 лет до н.э. Год начинался с 1 сентября. Поэтому сентябрь 7006 г. соответствует сентябрю 1497 г. Иван III Великий (1440-1505) – русский князь, старший из переживших отца сыновей московского и владимирского великого князя Василия II Тёмного. При жизни отца считался его соправителем, а также княжил в Переяславле-Залесском. С 1462 великий князь московский и владимирский (всей Руси). В его княжение в основном завершилось объединение Владимирской Руси вокруг Москвы. В частности, к московским владениям были присоединены Ярославское, Дмитровское, Ростовское, Вологодское, Верейское, Тверское, Угличское княжества, Новгородская и Вятская земли, было свергнуто татарское иго (1480), отвоёваны у Литвы Вязьма, Черниговская и Новгород-Северская земли. Монархическая власть приобрела деспотический характер. В частности, Иван III проводил массовые конфискации имущества подданных, их принудительные переселения, казнил и бросал пожизненно в тюрьму без суда своих бояр и близких родственников и т.п. В 1497 двуглавый орёл стал гербом Руси. Окольничий – чин члена Боярской думы, непосредственно следующий за боярином. В конце XV в. обычно присваивался выходам из знатных родов, не успевшим дослужиться до боярского чина. Преамбула указывает, что Судебник был принят великим князем совместно с Боярской думой.[2] Печалование – забота, содействие. Статья устанавливала состав суда. Его председателем должен был быть родовитый боярин или окольничий, а секретарём – дьяк, т.е. высокопоставленный чиновник незнатного происхождения, выдвинувшийся благодаря служебным заслугам. Во второй части статьи от судей требовалось судить беспристрастно и не брать взяток. [3] Статья устанавливала доступ к правосудию всех (включая холопов), а также впервые в русском праве запрещала боярам уклоняться от рассмотрения подведомственных им жалоб. В случае неподсудности предписывалось докладывать дело великому князю или направлять жалобщиков по принадлежности. [4] Статья устанавливала размер пошлин в пользу судей. Алтын=3 копейкам=6 деньгам.[5] Поле – судебный поединок, недельщик – должностное лицо, ведавшее вызовами ответчиков в суд, арестами и пыткой обвиняемых, организацией судебных поединков и исполнением судебных решений. Статья устанавливала, что в случае примирения сторон до начала судебного поединка судьи получали пошлины за судопроизводство, а пошлины за организацию поединка не выплачивались.[6] Вязчее – вид судебных пошлин, выплачивалось недельщику за связывание подсудимого и наложение на него оков, а также за организацию судебных поединков. Статья предусматривала, что в случае примирения сторон во время поединка должны быть уплачены пошлины за судопроизводство и, в половинном размере, за организацию поединка.[7] «На убитом» - с побеждённого. Статья рассматривала судебные поединки по делам о займах и драках, т.е. делам, нарушающим интересы частных лиц.[8] Статья рассматривала поединки по делам о поджоге, убийстве (душегубстве), разбое и воровстве («татбе»), т.е. преступлениям, нарушающим общественный порядок в целом. В отличие от предусмотренных предыдущей статьёй случаев, побеждённый помимо выплаты иска и пошлин лишался доспехов в пользу окольничего, а также после поединка по суду подвергался установленным наказаниям за своё преступление.[9] Ябедничество – злостная клевета, статок – имущество, тиун и дворский – великокняжеские или боярские чиновники. Статья предписывало карать смертной казнью тяжкие преступления, совершённые «ведомыми лихими людьми» (возможно, рецидивистами). Убытки потерпевшего покрывались за счёт имущества преступника, остаток шёл в пользу судей. Запрещалось выдавать преступника в холопы потерпевшему при отсутствии средств на выплату компенсации.[10] Государской убойца – убийца своего господина, коромолник (крамольник) – изменник или бунтовщик, церковный тать – учинивший святотатство. Головным татем по мнению разных исследователей являлся или совершивший убийство с целью ограбления, или занимавшийся похищением людей для продажи их в холопы. Подымщиками считают либо разряд поджигателей, либо шпионов, либо живущих на нелегальном положении и занимавшихся противоправной деятельностью. Статья развивала предыдущую. [11] Статья устанавливала, что уличённый в воровстве (кроме церковного и «головного») в первый раз публично наказывается кнутом («торговой казнью») и обязан возместить ущерб пострадавшему и выплатить пошлины судьям. При отсутствии у вора необходимого имущества он отдавался в холопы потерпевшему до отработки долга. В этом случае судьи пошлин не получали.[12] Статья вводила смертную казнь за повторную кражу. Повторялись правила статьи 8 о выплате компенсации пострадавшему и пошлин судьям.[13] Дети боярские – низший разряд служилых землевладельцев, чёрные люди – зависимые непосредственно от государства купцы, ремесленники и крестьяне. Статья устанавливала, что человек, которого 5-6 «добрых людей» из землевладельцев, горожан и государственных крестьян под присягой обвиняют в краже, должен без суда возместить ущерб пострадавшему.[14] Статья устанавливала, что если пойманного с поличным вора 5-6 «добрых людей» под присягой объявляют рецидивистом, то он подлежит смертной казни.[15] Статья определяла действия в связи с объявлением вором кого-либо своим сообщником. Если речь шла о «прирочном» человеке, т.е. уже имеющим судимость, то он подвергался пытке. Если же обвинённый ранее «не привлекался», то он отдавался на поруки до производства обыска. По мнению одних исследователей, под ним понимался опрос «добрых людей» для выяснения репутации подозреваемого. По другому мнению, проводился обыск в его жилище для поиска краденного.[16] Статья определяла размер пошлин за выдачу правой грамоты, т.е. судебного приговора (с указанием протокола судебного заседания). Вознаграждение чиновникам, составлявшим и подписывающим её, устанавливалось пропорционально стоимости иска. Правая грамота заверялась печатью великого князя. Подьячий – мелкий или средний чиновник.[17] Докладной список представлял собой протокол заседания суда низшей инстанции, представляемый на рассмотрение вышестоящей инстанции. Именно на его основании принималось решение. Дело передавалось в следующую инстанцию в случаях его большой сложности, неподсудности или разногласиях в судебной коллегии.[18] Статья законодательно закрепила возможность освобождения холопов. Устанавливалась обязательность выдачи при этом правой отпустной грамоты. Пошлины с неё взимались пропорционально числу упомянутых в ней холопов.[19] Статья предусматривала, что отпустная грамота должна быть подписана боярином или наместником с правом боярского суда либо написана собственноручно бывшим владельцем холопа.[20] Статья предусматривала возможность отмены неправильных судебных решений и освобождала судей от ответственности за них.[21] Волостель – судебно-административный чиновник, управлявший волостью (подразделением уезда, вверенного наместнику). Статья дополняла статью 18 и воспрещала наместникам и волостелям без права боярского суда разбирать дела о правовом статусе холопов: разрешать споры между владельцами о выдаче холопа, признавать холопов зачисленными в таковые неправильно, выдавать отпустные грамоты. [22] Статьи 21-24 устанавливали, что пошлины в великокняжеском суде (самого великого князя, его сыновей и внука) те же, что и боярском. Этому суду были подведомственны преступления особой важности, дела имеющих соответствующие привилегии и др.[23] Статья предусматривала пошлины о выдаче великокняжеским судом бессудных грамот, т.е. приговоров, вынесенных без судебного разбирательства. [24] Статья предусматривала пошлины за выдачу срочных грамот, указывавших срок явки в суд, а также за перенос судебного разбирательства. Хожоное – пошлина в пользу недельщика за вызов сторон в суд.[25] Статья предписывает в случае неявки ответчика в суд на восьмой день выдавать истцу бессудную грамоту.[26] Статья установлена размер пошлин при выдаче приставных грамот, дававших приставам право проводить расследование по делу и обеспечивать исполнение приговоров. Езд – пошлина, уплачиваемая за выезд недельщика и пристава за пределы города.[27] Статья предписывала недельщикам исполнять свои обязанности лично или через родственников («племянников») и холопов. Запрещалось привлекать для этого людей, нанятых для выполнения определённого дела (урока). Запрет проводить расследование в своём городе возможно был направлен на обеспечение беспристрастности.[28] Статья освобождала пристава от ответственности за волокиту, возлагая выплату убытков от неё на проигравшего в деле.[29] Клепати – клеветать. Статья обязывала недельщика пытать обвиняемого добросовестно, не отпускать его за взятку, точно передавать всё сказанное при допросе судье и т.п.[30] Статья запрещала недельщику произвольно отпускать арестантов на поруки или отдавать их в холопы.[31] Статья предписывает недельщику не допускать волокиту и не получать двойного вознаграждения. [32] Статья обязывала недельщиков докладывать о своих действиям местным властям: наместникам, волостелям и их тиунам, т.е. холопам, на которых обычно возлагались судебные обязанности.[33] Ищея – истец. Статья обязывала наместников и волостелей, имеющих право боярского суда, судить совместно с дворским и представителями местного населения – старостами и «лучшими людьми». Контроль представителей местного населения над администрацией был важным элементом складывающейся сословно-представительной монархии. Кроме этого, статья распространяла на суд наместников и волостелей постановления предыдущих статей о запрете взяток и пошлинах.[34] Статья повторяет постановления статьи 8 для суда наместников и волостелей.[35] Статьи 41-43 запрещали наместниками и волостелям без права боярского суда, а также наместническим тиунам без санкции наместников с этим правом выдавать отпустные грамоты и решать другие важные дела.[36] Статья обязывала должностных лиц местного управления в случае вызова на столицу на суд приехать к назначенному сроку. Впрочем, разрешалось послать вместо себя своего представителя.[37] Статьи 46-47 устанавливали порядок доказательства добросовестности покупателя. Для этого требовались 2-3 свидетеля из «добрых людей». Этот порядок не распространялся на покупку лошадей. При этом особого порядка доказательства добросовестности их покупателей судебник не предусматривал.[38] Статья предоставляла ответчику, обвиняемому в нанесении побоев, грабеже или неуплате займов, право вызвать свидетеля истца на судебный поединок. Если ответчик во время поединка или непосредственно перед ним («став у поля») под присягой подтвердит правоту истца, то должен был уплатить иск, судебные и полевые пошлины, однако освобождался от дополнительных наказаний, налагаемых на побеждённых (см. статьи 6-7). Если же ответчик признавал правоту истца до поединка, то он освобождался и от полевых пошлин.[39] Безвечен – инвалид (увечный), жонка – женщина. [40] Праветчик – низший судейский чиновник. Статья устанавливала, что за неявку в суд свидетель штрафуется в размере стоимости иска. Если неявка была вызвана неверным указанием срока, то свидетель мог судиться с праветчиком. [41] Бой – драка, побои; лай – словесное оскорбление. Статья допускала примирение в суде по делам, не затрагивающим общественный интерес. В этом случае стороны должны были уплачивать только пошлины за сообщение времени начала суда и доставку в суд. [42] В отличие от Псковской судной грамоты, эта статья предусматривала лишение вознаграждения наёмного работника, прекратившего работу до окончания срока договора или выполнения оговоренной работы.[43] Без напразднества – без объективных причин, по своей вине. Статья рассматривала случаи утраты купцом чужого товара. Если это произошло по не зависящим от купца причинам, то он был обязан вернуть собственнику стоимость товара без процентов. Если же потеря произошла по вине купца, то он отдавался собственнику товара в холопы.[44] Полонит – возьмёт в плен, полон – плен.[45] «Христианском отказе» означает «крестьянском уходе» (от одного владельца к другому). Осенний Юрьев день приходится на 26 ноября по новому стилю. Статья вводит знаменитое правило Юрьева дня, т.е. ограничивает переход крестьян от одного землевладельца к другому 2 неделями в году. Это постановление, по мнению многих исследователей, закрепляло сложившуюся практику. См. также Псковская судная грамота. Статья 42 и примечание к ней. Вторая часть статьи устанавливает довольно высокую выплату уходящего прежнему землевладельцу («пожилое»). В случае непродолжительного пребывания крестьянина у землевладельца пожилое сокращалось. В любом случае его размер не компенсировал потери землевладельца от ухода работников.[46] Статья была посвящена спорам между иностранцами и предоставляла право ответчику или принести присягу (отцелуется – принесёт присягу, т.е. поцелует крест), или предоставить сделать это истцу.[47] Строи – инвалиды от рождения, обычно жившие за счёт церкви. Статья подтверждала подсудность духовенства и зависимых от него людей духовному суду. Однако если одна из сторон была светской, по дело было подсудным общему суду (а не предусмотренному Псковской судной грамотой смешанному).[48] Духовная грамота – завещание. В отличие от Русской правды, судебник закреплял происходивший на практике при отсутствии прямых наследников переход имущества к боковым родственникам.[49] Статья предусматривает необходимость установления изгородей между граничащими земельными участками. Соответствующие расходы делились между соседствующими владельцами поровну. В случае потравы посевов скотом возмещение ущерба возлагалось не на скотовода, а на землевладельца, изгородь которого оказалась не удовлетворительной. Владельцы покосов (пожней) освобождались от обязанности ставить изгородь. Она возлагалась на держателей соседних пахотных земель.[50] Переорёт – перепашет, боран – штраф, христиане - крестьяне. Статья устанавливает наказания за повреждение межей. По сравнению с Русской правдой (Пространной редакцией) была усилена дифференциация наказания в зависимости от статуса землевладельца, межа которого уничтожалась. Впервые в русском праве нарушение межи привилегированных владельцев стало караться не только штрафом, но и телесным наказанием.[51] Статья устанавливала срок исковой давности по спорам о землевладении. Впервые в русском праве этот срок стал различаться в зависимости от статуса одной из сторон. Пристав был обязан контролировать спорные земли до завершения процесса и не допускать их самовольных захватов.[52] Статья посвящена пересмотру судебного решения по жалобе одной из сторон (пересуд). Подача такой жалобы обставлялась серьёзными ограничениями. Не допускался пересуд по делам о холопах, о землях или стоимостью меньше 1 руб. Разрешался он по делам, решённым судебным поединком, а также в случае объявления одной сторон протокола судебного заседания (судного списка) лживым. За пересуд с признанного виноватым бралась основная пошлина в 2 гривны (20 коп.) и дополнительная («правый десяток») в пользу подвойского (должностное лицо, помощник сотского).[53] Статья определяет источники холопства. В частности, холопом признавались: поступивший на службу тиуном или ключником в сельской местности; жена холопа или муж робы; дети холопа, живущие с отцом у его господина; переданные в приданное или по завещанию. По сравнению с Русской правдой источники холопства несколько ограничивались. В частности, от этого статуса освобождались тиуны и ключники в городах и живущие отдельно дети холопа.[54] Статья, во первых, предписывала публично объявлять о недопустимости дачи взяток и лжесвидетельства, во-вторых, впервые в русском праве устанавливала ответственность за лжесвидетельство. Виновные в нём должны были возместить проигравшему всю сумму иска и другие убытки.[55] Ослоп – жердь, длинная дубина, опришные – лишние, посторонние. Статья была посвящена порядку судебного поединка и была направлена на недопущение вмешательства в него посторонних лиц. В частности, те из них, которые не входили в «группу поддержки» одного из участников, подлежали удалению и в случае отказа должны были уплатить сумму иска с пошлинами, а также предавались суду великого князя.