Load document

Устав Государственного банка СССР и другие законы о кредитной реформе. 1929-1931 гг.

 

 Новый устав Государственного банка 1929 г. основывался на тех же принципах, что и предыдущий устав 1921 г. Госбанк продолжал заниматься как регулированием денежного обращения и контролем над отраслевыми банками, так и приемом вкладов и выдачей кредитов различным предприятиям. Устав 1929 г. был значительно подробнее предыдущего и уточнял ряд правовых положений. В частности, была закреплена монополия Госбанка на выпуск бумажных денег. Уставом 1929 г. был создан межведомственный совет Госбанка, решавший наиболее важные вопросы его деятельности. Были формально ограничены полномочия наркома финансов по руководству банком: устав 1921 устанавливал его полное подчинение наркому, устав 1929 ограничивал компетенцию наркома и возглавляемого им совета определенными вопросами и декларировал самостоятельность банка в остальных делах.

Законы о кредитной реформы должны были обеспечить улучшение кредитования промышленности и сельского хозяйства, а также усиление финансового контроля за деятельностью предприятий. В условиях складывания командно-административной системы управления экономикой эти цели были достигнуты не в полной мере.

 

Постановление ЦИК и СНК СССР об утверждении устава Государственного банка Союза ССР. 12.6.1929 г. 

 

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Утвердить устав Государственного банка Союза ССР.

2. Отменить:

а) Положение о Государственном банке РСФСР от 13 октября 1921 года[1] (Собр. Узак. РСФСР, 1921, № 75, ст. 615);

б) декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 июля 1922 г. о предоставлении Государственному банку права выпуска в обращение банковых билетов[2] (Собр. Узак. РСФСР, 1922, № 46, ст. 578);

в) декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 29 мая 1922 г. об изменении ст. 29 Положения о Государственном банке (Собр. Узак. РСФСР, 1922, № 51, ст. 637);

г) декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 9 ноября 1922 г. об изменении ст. 29 Положения о Государственном банке РСФСР (Собр. Узак. РСФСР, 1922, № 74, ст. 923);

д) декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15 декабря 1922 г. об изменении ст. 24 Положения о Государственном банке РСФСР (Собр. Узак. РСФСР, 1922, № 81, ст. 1042);

е) декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 1 марта 1923 г. об отделе коммунального кредита при Государственном банке (Собр. Узак. РСФСР, 1923, № 17, ст. 215);

ж) декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 апреля 1923 г. о дополнении ст. 1 Положения о Государственном банке РСФСР (Собр. Узак. РСФСР, 1923, № 37, ст. 388);

з) пункт "м" ст. 3 и ст. 14 Положения о Народном комиссариате финансов Союза ССР от 12 ноября 1923 г. (Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР, 1923, № 10, ст. 309);

и) Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 9 января 1925 г. об увеличении основного капитала Государственного банка Союза ССР до десяти миллионов червонцев (ста миллионов рублей) (Собр. Зак. Союза ССР, 1925, № 2, ст. 19);

к) Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 мая 1927 г. об увеличении основного капитала Государственного банка Союза ССР до двадцати пяти миллионов червонцев (двухсот пятидесяти миллионов рублей) (Собр. Зак. Союза ССР, 1927, № 31, ст. 317).

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М. КАЛИНИН

 

Заместитель председателя СНК Союза ССР

В. ШМИДТ

 

Секретарь ЦИК Союза ССР

А. ЕНУКИДЗЕ 

 


Устав Государственного банка Союза ССР 

 

I. Основные положения 

1. Учрежденный по Постановлению Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 13 октября 1921 года в качестве Государственного банка РСФСР и переименованный по Постановлению Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 6 июля 1923 года в Государственный банк Союза ССР Государственный банк имеет целью на основании настоящего устава и в соответствии с общим планом развития народного хозяйства Союза ССР регулировать денежное обращение и осуществлять краткосрочное кредитование промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и других отраслей хозяйства.

2. Государственный банк со всеми своими конторами, отделениями, агентствами и кассами представляет собой единый банк Союза ССР, является юридическим лицом и действует на началах коммерческого расчета.

3. Государственный банк несет ответственность по обязательствам Союза ССР и союзных республик, а также их центральных и местных органов только в тех случаях, когда он принял на себя такую ответственность на основании литеры "е" ст. 25 настоящего устава.

Правительства Союза ССР и союзных республик, а также их центральные и местные органы не несут ответственности по обязательствам Государственного банка за исключением случая, предусмотренного ст. 4 настоящего устава.

4. Уставный капитал Государственного банка служит обеспечением по обязательствам Государственного банка и не может быть уменьшен. Если убытки по операциям Банка, выведенные по годовому балансу, превысят сумму резервного капитала, то не покрытая резервным капиталом часть убытка покрывается за счет общесоюзного бюджета.

5. Государственный банк Союза ССР в пределах настоящего устава действует самостоятельно.

Народный комиссар финансов Союза ССР утверждает в соответствии с директивами Совета труда и обороны предельный размер эмиссии банковых билетов, утверждает по представлению совета Государственного банка членов правления и утверждает годовые отчеты и балансы Банка, а также наказ о порядке выпуска и изъятия из обращения банковых билетов и инструкцию ревизионной комиссии Банка.

Народный комиссариат финансов Союза ССР осуществляет надзор за деятельностью Банка в порядке, установленном для надзора за деятельностью кредитных учреждений общесоюзного значения.

6. Государственному банку принадлежит монопольное право выпуска банковых билетов. Он осуществляет это право на основаниях, установленных в ст. 17-24 настоящего устава в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 11 октября 1922 г. о предоставлении Государственному банку права выпуска банковых билетов (Собр. Узак. РСФСР, 1922, № 64, ст. 827).

7. На Государственный банк возлагается: а) производство на основаниях, установленных особыми узаконениями Союза ССР, операций по кассовому исполнению единого государственного бюджета Союза ССР и местных бюджетов и б) участие на основе особых соглашений с Народным комиссариатом финансов Союза ССР в реализации государственных займов Союза ССР и союзных республик и платежных обязательств Народного комиссариата финансов Союза ССР.

8. Свободные кассовые резервы всех кредитных учреждений за исключением кредитно-кооперативных организаций подлежат обязательному хранению в Государственном банке.

Народный комиссар финансов Союза ССР может устанавливать изъятия из этого правила для государственных трудовых сберегательных касс и для системы сельскохозяйственного кредита.

9. Кредитные учреждения могут кредитоваться только в Государственном банке.

Настоящее правило не распространяется на кредитование системы сельскохозяйственного кредита, местных коммунальных банков и кредитно-кооперативных организаций, на кредитование советских кредитных учреждений заграничными организациями, а также не исключает установления корреспондентских отношений между кредитными учреждениями.

10. Члены правления, совета, эмиссионного совета, ревизионной комиссии, сотрудники Государственного банка, а также все должностные лица, получившие соответствующие сведения в служебном порядке, обязаны хранить тайну во всем, касающемся операций и счетов Банка и его клиентов.

Справки о всякого рода операциях и счетах клиентов Банка могут быть выдаваемы лишь самим клиентам, а также судебным и следственным органам с соблюдением в последнем случае порядка, установленного процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик. Кроме того, справки об операциях и счетах государственных предприятий могут быть выдаваемы тем государственным органам, в непосредственном ведении которых эти предприятия находятся.

11. Наложение ареста и обращение взыскания на суммы, находящиеся на текущем или ином счете клиента, а также на принадлежащие ему и находящиеся по тому или иному основанию в Государственном банке ценные бумаги могут иметь место не иначе как по постановлению судебных или следственных органов.

12. Государственный банк освобождается от промыслового и подоходного налогов, гербового сбора, нотариального сбора, а также от судебных пошлин и сборов по судебным делам.

13. Государственный банк имеет печать с изображением государственного герба Союза ССР. Этой печатью могут пользоваться как правление, так и все филиалы Банка.

 

II. Капиталы Государственного Банка 

14. Государственный Банк имеет капиталы: уставный и резервный.

15. Уставный капитал Государственного банка определяется в 40 миллионов червонцев. Размер уставного капитала может быть увеличен постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

16. Резервный капитал Государственного банка образуется путем отчислений из его прибылей (ст. 49) и служит для покрытия могущих оказаться по годовому балансу убытков по операциям Банка. Отчисления в резервный капитал производятся до достижения им размера, равного размеру уставного капитала. Если в каком либо году резервный капитал в части или полностью будет израсходован на покрытие убытков, то отчисление в него возобновляется и производится впредь до достижения им установленной нормы.

 

III. Эмиссия банковых билетов 

17. Государственный банк выпускает банковые билеты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев.

Червонец содержит 7,74234 грамм чистого золота.

Примечание. На банковых билетах, выпускаемых после издания настоящего устава, обозначение билета и купюры должно быть напечатано на языках, общеупотребительных в союзных республиках (ст. 34 Конституции Союза ССР).

 18. Банковые билеты, выпущенные в обращение Государственным банком, обеспечиваются полностью, причем не менее чем на 1/4 их сумм по номинальной цене драгоценными металлами и устойчивой иностранной валютой по курсу на золото, а в остальной части – легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и иными краткосрочными обязательствами.

19. Государственному банку предоставляется по особому каждый раз постановлению Совета Народных Комиссаров Союза ССР выпускать банковые билеты для выдачи ссуд Народному комиссариату финансов Союза ССР, причем ссуды эти должны быть обеспечены золотом в монетах и слитках или иными драгоценными металлами в размере не менее половины их общей суммы, а в остальной части – краткосрочными процентными обязательствами Народного комиссариата финансов Союза ССР.

20. Срок начала размена банковых билетов на золото устанавливается особым постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР[3].

21. Подделка банковых билетов преследуется законом наравне с подделкой денежных знаков.

22. Для заведывания делами по выпуску в обращение, учету и изъятию из обращения банковых билетов и по учету ценностей, служащих их обеспечением, при правлении Государственного банка образуется эмиссионный отдел, действующий согласно указаниям правления Банка под руководством одного из членов правления. Эмиссионный отдел публикует два раза в месяц в газете "Экономическая жизнь" сведения о суммах выпущенных в обращение банковых билетов и их обеспечении (баланс эмиссионного отдела).

23. Для общего наблюдения и контроля за эмиссионной деятельностью Государственного банка при Банке состоит совет по эмиссионным делам под председательством председателя правления Государственного банка. Состав совета определяется наказом Государственному банку о порядке выпуска и изъятия из обращения банковых билетов.

24. На совет по эмиссионным делам возлагается:

а) рассмотрение и утверждение предложений эмиссионного отдела о принадлежащих Государственному банку ценностях, предназначенных для обеспечения банковых билетов, и об оценке этих ценностей для эмиссионной цели;

б) рассмотрение и утверждение балансов эмиссионного отдела;

в) проверка кладовой эмиссионного отдела не реже одного раза в месяц;

г) установление порядка уничтожения банковых билетов и контроль за соблюдением этого порядка;

д) общий надзор за соблюдением правил выпуска в обращение и изъятия банковых билетов.

 

IV. Операции Государственного банка 

25. Для достижения целей, указанных в ст. 1 настоящего устава, Государственный банк кроме эмиссии банковых билетов производит еще нижеследующие операции:

а) покупку и продажу за собственный счет золота и других драгоценных металлов, иностранной валюты, тратт и девиз;

б) учет векселей, а также иных срочных беспроцентных денежных обязательств;

в) выдачу срочных ссуд и открытие кредита в форме специально текущего счета до востребования и контокоррентного счета;

г) аккредитивы под распорядительные товарные документы;

д) выдачу целевых ссуд;

е) поручительство по денежным обязательствам, подлежащим исполнению как в Союзе ССР, так и за границей, а также акцепт векселей, выписанных с платежей за границей;

ж) прием денежных вкладов: а) на текущий счет, б) сроком до востребования (бессрочные вклады) и в) на определенный срок (срочные вклады);

з) получение за границей кредита, в частности, посредством переучета и выдачи векселей, а также перезалога заложенного в Банке имущества;

и) производство по поручениям платежей, денежных аккредитивов и переводов, а также прием по поручениям платежей;

к) производство расчетных операций между клиентами по их поручениям;

л) прием подписки на облигации государственных займов Союза ССР и союзных республик, а также иные, допущенные к обращению на территории Союза ССР, ценные бумаги;

м) покупку и продажу за собственный счет и по поручениям ценных бумаг;

н) покупку и продажу по поручениям золота и других драгоценных металлов, иностранной валюты, тратт и девиз;

о) прием на хранение ценных бумаг и драгоценных металлов, а равно прием на хранение с управлением ценных бумаг;

п) хранение товаров на товарных складах и сдачу в наем кладовых и безопасных ящиков (сейфов);

р) другие операции с разрешения совета Банка.

Для организации взаимных расчетов при Государственном банке могут открываться расчетные отделы.

26. По векселям и другим обязательствам, принимаемым Государственным банком к учету, должны быть ответственны не менее двух лиц. До срока платежа по этим векселям и другим обязательствам должно оставаться не более 6 месяцев. Если векселя или обязательства выданы по торговле с отдаленными местностями, до срока платежа по ним должно оставаться не более 9 месяцев, а в случае торговли с отдаленными районами азиатской части Союза ССР – не более 18 месяцев. Векселя и обязательства должны быть основаны на торговых сделках.

27. Кредиты в форме срочных ссуд, специального текущего счета до востребования, контокоррентного счета, акцептов, поручительства, товарных аккредитивов, а также кредиты по комиссионным и платежным поручениям должны быть обеспечены залогом:

а) ценных бумаг, выпущенных в Союзе ССР или заграницей, как то: облигаций государственных займов Союза ССР или союзных республик и иных облигаций или б) драгоценных металлов в слитках и в иностранной монете, а также иностранной валюты или в) товаров и распорядительных товарных документов.

Кредиты в форме специального текущего счета до востребования и контокоррентного счета могут быть также обеспечиваемы залогом векселей и обязательств, удовлетворяющих условиям, указанным в ст. 26.

Кредиты по специальному текущему счету до востребования и контокоррентному счету в пределах лимита, устанавливаемого советом Банка, могут быть предоставляемы под соло-векселя заемщиков без указанных в настоящей статье обеспечений.

28. Размер кредитов, указанных в ст. 27, не должен превышать лимитов, устанавливаемых правлением Государственного банка в процентном отношении к стоимости заложенного имущества.

29. Кредиты в форме срочных ссуд, товарных аккредитивов, а также кредиты по комиссионным и платежным поручениям могут быть оказываемы Государственным банком на срок не свыше 6 месяцев.

Кредиты в форме поручительства и акцепта могут быть оказываемы на срок не свыше одного года.

Примечание. В исключительных случаях по особому постановлению совета Банка кредиты в форме поручительства и акцепта могут быть оказываемы на срок более одного года.

 30. По специальному текущему счету Государственный банк имеет право во всякое время потребовать с предупреждением за установленный правилами Банка срок погашения долга или представления дополнительного обеспечения.

31. Государственный банк может выдавать целевые ссуды на срок не свыше 12 месяцев. Целевые ссуды обеспечиваются порядком, установленным ст. ст. 27 и 28.

Целевые ссуды в пределах специального лимита, устанавливаемого советом Банка, могут быть выдаваемы и без обеспечения, указанного в части первой настоящей статьи.

32. Государственный банк имеет право наблюдать за расходованием выданной целевой ссуды по предусмотренному договором назначению, а равно устанавливать наблюдение за ведением дел заемщика, в частности обозревать его делопроизводство и счетоводство. В случае неиспользования заемщиком ссуды по предусмотренному договором назначению, а также в случае уклонения его от контроля Банка последний в праве потребовать досрочного погашения долга. Если целевая ссуда не обеспечена залогом, Банк имеет право требовать досрочного погашения долга также и в случае значительного ухудшения дел заемщика.

33. Государственный банк может принимать в залог только имущество, свободное от залога. Принимаемые Банком в залог товары должны быть застрахованы за счет клиента в сумме не менее чем на 10% превышающей сумму ссуды. Товары, принятые в обеспечение кредита в форме срочных ссуд, товарных аккредитивов, а также кредитов по комиссионным и платежным поручениям, должны быть застрахованы на срок, превышающий по крайней мере одним месяцем срок ссуды. Товары, принятые в обеспечение кредита в форме специального текущего или контокоррентного счета, должны быть застрахованы на срок не менее трех месяцев, считая со дня поступления их в залог, по истечении же двух месяцев страхование должно быть продолжено на новый двухмесячный срок, считая со дня истечения срока первоначального страхования.

34. Заложенный в Государственном банке товар может быть оставлен на ответственном хранении залогодателя на условиях и в порядке, определяемом оперативными правилами Банка.

35. Государственный банк может по принимаемым в залог облигациям займов Союза ССР и союзных республик, а также по облигациям займов, гарантированных Союзом ССР или союзной республикой, выдавать квитанции как именные, так и на предъявителя. В случае выдачи квитанции на предъявителя Банк может обращать взыскание только на заложенные облигации. Собственником заложенных бумаг считается предъявитель залоговой квитанции, которому принадлежит также право на получение от Банка суммы излишка, могущего образоваться при реализации заложенных бумаг в случае неуплаты им долга Банку.

36. Государственный банк производит реализацию заложенного ему имущества следующим образом:

а) векселя и прочие денежные обязательства Банк предъявляет в соответствующие сроки к платежу обязанным по ним лицам, а в случае неплатежа обращает указанные обязательства ко взысканию;

б) ценные бумаги, драгоценные металлы и иностранную валюту Банк или продает собственным распоряжением или оставляет за собой по курсу дня, следующего за днем просрочки; если указанные ценности не имеют установленного курса, Банк или продает их собственным распоряжением или оставляет за собой в сумме долга;

в) товары Банк продает собственным распоряжением в порядке, определяемом оперативными правилами Банка.

37. При обращении третьим лицом взыскания на товары и ценности, заложенные в Государственном банке, арест и опись имущества не производятся. Продажа их по такому взысканию может иметь место исключительно с момента, когда они подлежали бы передаче Банком должнику в его распоряжение. При обращении взысканий по претензиям, подлежащим преимущественному перед Банком удовлетворению, Банк приступает к продаже имущества не позднее одного месяца со дня обращения взыскания, причем сумма, вырученная от продажи, за покрытием претензий, подлежащих преимущественному удовлетворению, обращается на досрочное удовлетворение обеспеченного залогом требования Банка.

Банку предоставляется право, не обращая имущества в продажу, удовлетворить полностью претензию, подлежащую преимущественному удовлетворению. В этом случае на соответствующую сумму увеличивается обеспеченная залогом претензия Банка.

38. Очередность удовлетворения претензий Государственного банка как при обращении им взыскания на заложенное ему имущество, так и при обращении взыскания на остальное имущество должника определяется Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 6 февраля 1929 г. (Собр. Зак. Союза ССР, 1929, № 11, ст. 98).

39. В полное или частичное погашение вытекающих из операций Государственного банка требований, срок которым наступил, Банк в праве зачитывать все те денежные суммы должника, которые причитаются последнему от Банка по каким бы то ни было основаниям.

Означенное право зачета может быть осуществлено Государственным банком в погашение требований, срок которым еще не наступил, если должник приступил к ликвидации своих дел или приостановил платежи по своим обязательствам.

40. Государственному банку предоставляется право в обеспечение вытекающих из его операций требований, срок которым наступил, при отсутствии достаточного их обеспечения, удерживать всякое имущество должника, которое поступило в Банк по каким бы то ни было основаниям, кроме ценностей, хранящихся в безопасных ящиках (сейфах), и ценных бумаг, принятых на хранение и на хранение с управлением.

Означенное право удержания может быть осуществлено в обеспечение требований, срок которым еще не наступил, если должник приступил к ликвидации своих дел или приостановил платежи по своим обязательствам. Обращение взыскания Банком на удержанное, согласно настоящей статьи, имущество производится в судебном порядке.

41. Документы, выдаваемые Банком на срочные вклады, могут быть как именные, так и на предъявителя, а документы на бессрочные вклады – только именные. Именные документы могут быть передаваемы лишь по именной передаточной надписи с переводом вклада по книгам Банка.

Документы Банка на срочные и бессрочные вклады подлежат приему в залог по договорам с государственными органами в полной сумме вклада.

42. Изменение размера процентов и прочих условий по вкладам на текущий счет и бессрочным вкладам может последовать не иначе как с предупреждением вкладчика за 7 дней до дня вступления в силу новых ставок и условий.

43. Государственный банк может принимать вклады как в советской, так и в иностранной валюте. По вкладам в иностранной валюте Банк может выплачивать как самый вклад, так и проценты по нему в валюте вклада.

44. Государственный банк может вступать в корреспондентские отношения с другими кредитными учреждениями, в том числе и иностранными.

 

V. Отчетность Государственного банка 

45. Операционный год Государственного банка считается с 1 октября по 30 сентября следующего года.

46. Отчетность и счетоводство Государственного банка проверяются ревизионной комиссией на основе инструкции, утвержденной народным комиссаром финансов Союза ССР.

47. Годовой отчет и баланс Государственного банка представляются ревизионной комиссии правлением не позднее 1 января следующего за операционным года.

По проверке отчета ревизионной комиссией правление Банка не позднее 1 марта представляет отчет и баланс с заключением ревизионной комиссии и со своей объяснительной запиской, а равно проект распределения прибыли или покрытия убытков совету Банка, который представляет отчет и баланс со своим заключением на утверждение народного комиссара финансов Союза ССР.

48. Утвержденный годовой баланс Государственного банка публикуется в газетах "Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК" и "Экономическая жизнь". Кроме того, правление Банка обязано публиковать в тех же газетах ежемесячно состояние счетов по всем операциям Банка.

 

VI. Распределение прибылей 

49. Чистая прибыль Государственного банка по утверждении годового отчета распределяется следующим образом: а) 50 % отчисляются в доход казны; б) 5 % отчисляются в фонд улучшения быта рабочих и служащих Банка; в) не свыше 0,25 % отчисляется в фонд поощрительного вознаграждения; г) остающаяся часть чистой прибыли зачисляется в резервный капитал Банка.

По достижении резервным капиталом размера уставного капитала остаток прибыли Банка либо направляется на соответственное увеличение уставного и резервного капиталов, либо зачисляется в доход казны. Вопрос о том или ином направлении указанного остатка прибыли решается специальным постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

 

VII. Управление Государственным банком 

50. Управление Государственным банком осуществляется советом и правлением Государственного банка.

51. Совет Государственного банка состоит из 40 членов, а именно: из председателя совета, каковым является народный комиссар финансов Союза ССР, председателей правлений Государственного банка, Центрального сельскохозяйственного банка Союза ССР, Банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства Союза ССР, Банка для внешней торговли Союза ССР, Всероссийского кооперативного банка и Центрального банка коммунального хозяйства и жилищного строительства, лиц, назначаемых Советом Народных Комиссаров Союза ССР по представлению нижеуказанных ведомств и организаций – трех от Народного комиссариата финансов Союза ССР, одного от государственных трудовых сберегательных касс, одного от Главного правления государственного страхования Союза ССР, по одному от Высшего совета народного хозяйства Союза ССР, Народного комиссариата внешней и внутренней торговли Союза ССР, Народного комиссариата путей сообщения, Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР, Совета съездов государственной промышленности и торговли Союза ССР, Центросоюза Союза ССР, Всесоюзного совета сельскохозяйственной кооперации, Всесоюзного совета промысловой кооперации, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов и Совета синдикатов, двенадцати членов, назначаемых Советом Народных Комиссаров Союза ССР из лиц, известных своими знаниями в области денежного обращения и кредита, а также представителей союзных республик по одному от каждой республики.

52. Совет Государственного банка:

а) заслушивает доклад правления Государственного банка об общем состоянии денежного обращения и кредита и дает правлению общие руководящие указания о направлении его деятельности;

б) утверждает инструкции, имеющие общепринципиальный характер;

в) разрешает вопрос об открытии и закрытии филиалов Банка в Союзе ССР и за границей;

г) утверждает смету административно-хозяйственных расходов по содержанию правления и его филиалов;

д) рассматривает годовой отчет и баланс Банка и представляет их на утверждение Народного Комиссара Финансов Союза ССР;

е) намечает членов правления и представляет их на утверждение народного комиссара финансов Союза ССР и выбирает членов ревизионной комиссии;

ж) устанавливает лимит необеспеченного залогом кредита по целевым ссудам, специальным текущим счетам и контокоррентным счетам;

з) производит ревизию наличности кассы и хранилищ правления Банка в день заключения операционного года;

и) разрешает, по представлению правления, производство операций, согласно литеры "р" ст. 25;

к) разрешает в исключительных случаях кредиты в форме поручительства и акцепта на срок более одного года.

Кроме того, рассмотрению и разрешению в совете подлежат все вопросы, вносимые по распоряжению председателя совета или по постановлению правления Банка, а равно вопросы, вносимые председателем правления Государственного банка, в случае несогласия его с решением большинства правления (ст. 59).

53. Совет Банка созывается председателем совета не реже двух раз в год.

54. Дела в совете разрешаются простым большинством голосов.

55. Правление Государственного банка состоит из председателя и его заместителя, назначаемых Советом Народных Комиссаров Союза ССР, и не менее семи членов, намечаемых советом Банка и утверждаемых народным комиссаром финансов Союза ССР.

56. Правление Государственного банка является распорядительным органом, ведет всю операционную работу Банка и заведует всеми его делами и имуществом, в частности:

а) устанавливает процентные ставки по активным и пассивным операциям;

б) определяет отношение суммы кредита к стоимости заложенного имущества (ст. 28);

в) устанавливает внутреннюю структуру Банка, порядок ведения делопроизводства и отчетности;

г) руководит деятельностью всех филиалов Банка, распределяет между ними оборотные средства и перераспределяет их кассовую наличность;

д) осуществляет представительство интересов Банка в судебных и прочих государственных учреждениях и за границей;

е) составляет и представляет на рассмотрение совета оперативные инструкции, вопросы об открытии и закрытии филиалов Банка в Союзе ССР и за границей, сметы административно-хозяйственных расходов по содержанию правления и его филиалов, годовой отчет и баланс Банка, а также вносит на рассмотрение совета и другие вопросы;

ж) устанавливает порядок подписания обязательств и доверенностей от имени Банка;

з) устанавливает порядок назначения и увольнения должностных лиц Банка;

и) разрешает вопросы о приобретении и возведении строений для собственных нужд Банка, в пределах утвержденных смет.

57. Правление распределяет между своими членами наблюдение и руководство отдельными отраслями деятельности Банка. Председателю принадлежит общее наблюдение и руководство.

58. Заседания правления созываются председателем правления не реже одного раза в неделю и считаются действительными при наличии не менее половины общего числа членов правления.

59. Дела в правлении решаются простым большинством голосов. В случае несогласия председателя с решением большинства вопрос по распоряжению председателя может быть перенесен в совет Банка.

60. Совет и правление Банка имеют местопребывание в г. Москве.

 

VIII. Филиалы Государственного банка 

61. Филиалами Банка являются республиканские и краевые (областные) конторы, конторы в отдельных крупных торгово-промышленных центрах, отделения, агентства и кассы.

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М. КАЛИНИН

 

Заместитель председателя СНК Союза ССР

В. ШМИДТ

 

Секретарь ЦИК Союза ССР

А. ЕНУКИДЗЕ

 


Постановление ЦИК и СНК СССР о кредитной реформе. 30.1.1930 г. 

Быстрое развитие социалистических начал в народном хозяйстве Союза ССР и достигнутый уровень его планирования делают необходимой коренную реформу кредита.

Существовавшая до сих пор система отпуска товаров в кредит в обобществленном секторе, приводившая к усложнению путей прохождения кредита и к затруднениям при его планировании, должна быть ликвидирована и заменена исключительно банковским кредитованием. Само банковское кредитование должно быть организовано таким образом, чтобы нуждающиеся в кредите предприятия и организации получали его, минуя посредствующие звенья.

В то же время успешные результаты реорганизации кредитной системы, проведенной в 1927 и 1928 гг., дают основания предпринять дальнейшие шаги к сосредоточению краткосрочного кредитования в Государственном банке.

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют: 

I. О замене в обобществленном секторе народного хозяйства товарного кредитования банковским 

1. Государственным органам, кооперативным организациям и смешанным акционерным обществам без участия иностранного капитала воспрещается отпускать товары и оказывать услуги друг другу в кредит. Этот кредит заменяется исключительно банковским кредитованием.

 

II. О порядке кредитования государственной промышленности и кооперации 

2. Подведомственные Высшему совету народного хозяйства Союза ССР промышленные объединения и тресты, не входящие в объединения, в пределах согласованного между Высшим советом народного хозяйства Союза ССР и Государственным банком плана кредитования их устанавливают планы кредитования своих операций и операций входящих в их состав предприятий. На основании этих планов Государственный банк через свои филиалы кредитует непосредственно входящие в состав объединений и трестов предприятия.

3. Объединениям и трестам предоставляется право в пределах общего лимита перераспределять кредиты между входящими в их состав предприятиями, если это вызывается необходимостью увеличения производства товаров. Во всех остальных случаях перераспределение кредитов между предприятиями может производиться объединениями и трестами лишь по согласованию с Государственным банком.

Такой же порядок кредитования устанавливается для объединений и не входящих в объединения трестов, подведомственных высшим советам народного хозяйства союзных республик и другим народным комиссариатам Союза ССР и союзных республик.

4. Кредитование товарооборота потребительской кооперации производится Государственным банком на основании планов, согласованных соответственно с Центросоюзом Союза ССР, республиканскими и краевыми (областными) центрами потребительской кооперации.

Кредиты открываются филиалами Государственного банка непосредственно союзам, центральным рабочим кооперативам и транспортным потребительским обществам в размерах, предусматриваемых этими планами.

5. Порядок кредитования сельскохозяйственной и промысловой кооперации определяется Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 18 ноября 1929 г. о рационализации краткосрочного кредитования и расчетов сельскохозяйственной и промысловой кооперации (Собр. Зак. Союза ССР, 1929, № 73, ст. 698).

 

III. О реорганизации Всероссийского и Всеукраинского кооперативных банков 

6. Признать необходимым ликвидировать филиалы Всероссийского и Всеукраинского кооперативных банков и теснее связать работу этих кооперативных банков с Государственным банком.

 

IV. О реорганизации системы сельскохозяйственного кредита 

Мощный размах коллективизации сельского хозяйства, сопровождаемой коренными изменениями техники сельскохозяйственного производства (машинизация, электрификация, первичная переработка сельскохозяйственной продукции, система агромероприятий и т.п.), требует мобилизации огромных средств. В этих условиях задача кредитования развертывающегося подъема кооперированного сельского хозяйства и особенно задача решительного усиления производственной базы колхозов может быть успешно разрешена системой сельскохозяйственного кредита, опирающейся на материальные вложения советского государства, только на основе широчайшей мобилизации крестьянских средств, обеспечивающей подъем благосостояния многомиллионных масс крестьянства.

В то же время массовое колхозное движение создает новые возможности для такой мобилизации средств, образуя условия и уже осуществляя на практике массовое обобществление мелких индивидуальных крестьянских ресурсов через колхозы.

Эти новые условия в работе системы сельскохозяйственного кредита, как и новые возможности в деле развертывания сельскохозяйственного кредитования, требуют реорганизации сельскохозяйственной кредитной системы в сторону объединения сельскохозяйственного кредитования с работой сельскохозяйственной кооперации при одновременном усилении производственно-экономического регулирования колхозов со стороны пролетарского государства.

Признавая поэтому необходимым передачу системы сельскохозяйственного кредита сельскохозяйственной кооперации, Центральный Исполнительны Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют преобразовать систему сельскохозяйственного кредита на нижеследующих началах.

 

А. Реорганизация Центрального сельскохозяйственного банка Союза ССР, республиканских и местных сельскохозяйственных банков 

7. Центральный сельскохозяйственный банк Союза ССР реорганизуется во Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк. Республиканские, краевые и областные сельскохозяйственные банки превращаются в филиалы Всесоюзного сельскохозяйственного кооперативно-колхозного банка, действующие под единым управлением правления банка.

Управляющие республиканскими конторами назначаются правлением банка по соглашению с народными комиссариатами земледелия союзных республик.

Банковские звенья, ниже краевых и областных, а также сельскохозяйственные кредитные союзы ликвидируются.

Примечание. Украинская контора банка может иметь не более трех подчиненных ей филиалов.

 8. Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк передается в ведение Всесоюзного совета сельскохозяйственной кооперации.

Председатель Всесоюзного совета сельскохозяйственной кооперации, являясь по должности заместителем народного комиссара земледелия Союза ССР, направляет деятельность Всесоюзного сельскохозяйственного кооперативно-колхозного банка под непосредственным руководством народного комиссара земледелия Союза ССР.

9. Все активы и пассивы банковских звеньев системы сельскохозяйственного кредита передаются Всесоюзному сельскохозяйственному кооперативно-колхозному банку и зачисляются на его единый баланс.

При этом все средства, которые в настоящее время имеются в этих звеньях системы, должны остаться в реорганизуемом банке.

10. Годовые кредитные планы Всесоюзного сельскохозяйственного кооперативно-колхозного банка составляются правлением банка совместно с Всесоюзным советом сельскохозяйственной кооперации и вносятся через Народный комиссариат земледелия Союза ССР на утверждение Совета труда и обороны.

11. Кредитование сельскохозяйственных мероприятий общесоюзного значения, а также кредитование общесоюзных предприятий и организаций производится банком, по соображениям целесообразности, или непосредственно, или через республиканские, либо краевые и областные филиалы.

12. Кредитование мероприятий республиканского значения, проводимых народными комиссариатами земледелия союзных республик по постановлениям своих правительств или по поручению Народного комиссариата земледелия Союза ССР, производится республиканскими конторами банка под руководством республиканских народных комиссариатов земледелия.

13. Республиканские конторы банка руководят работой краевых и областных филиалов в области кредитования сельскохозяйственных мероприятий республиканского и местного значения.

14. Низовым звеном системы сельскохозяйственного кредита являются сельскохозяйственные кредитные товарищества.

 

Б. Реорганизация сельскохозяйственных кредитных товариществ 

15. Сельскохозяйственные кредитные товарищества сосредоточивают свою деятельность на кредитной работе и привлечении средств населения, колхозов и других кооперативных и общественных организаций. Сельскохозяйственное кредитное товарищество обслуживает в финансовом отношении оборот между городом и деревней, является низовым расчетным центром и выполняет поручения финансовых органов и кредитных учреждений.

С переходом на чисто кредитную работу сельскохозяйственные кредитные товарищества прекращают свою производственную, сбытовую, снабженческую и торговую деятельность.

16. Сельскохозяйственные кредитные товарищества осуществляют в пределах своего района как за свой счет, так и по поручениям банков кредитование производства, сбыта и переработки продуктов сельского хозяйства, контрактации, сельских промыслов, а также кредитование снабжения сельскохозяйственными орудиями и другими средствами производства.

17. В сельскохозяйственных кредитных товариществах сосредоточивается производственное кредитование:

а) коллективных хозяйств (коммун, артелей и товариществ по общественной обработке земли) на их собственные нужды;

б) сельскохозяйственных производственных объединений (поселковых товариществ) как на их собственные нужды, так и на производственные нужды их членов;

в) единоличных бедняцких и середняцких крестьянских хозяйств, не охваченных производственными объединениями.

Сельскохозяйственные производственные объединения (поселковые товарищества) ответственны перед сельскохозяйственными кредитными товариществами как за направление кредитов по назначению и за своевременное их погашение, так и за правильное распределение кредитов между бедняцкими и середняцкими группами крестьянства, в соответствии с директивами правительства.

Поселковые товарищества не являются звеньями в системе сельскохозяйственного кредита и передают населению кредиты на тех же условиях, на каких сами получают их от сельскохозяйственных кредитных товариществ.

Сельскохозяйственные кредитные товарищества могут кредитовать также сельские промысловые товарищества на нужды их производства.

18. Сельскохозяйственные кредитные товарищества осуществляют производственное кредитование на основе:

а) районного производственного и финансового плана сельского хозяйства по отдельным его отраслям, составленного на основе общегосударственного плана по сельскому хозяйству;

б) производственно-финансовых планов кредитуемых организаций;

в) договоров районных сельскохозяйственных производственных союзов с низовыми производственными объединениями.

Кредитование по общему правилу производится в соответствии с договорами контрактации, заключаемыми производственными системами сельскохозяйственной кооперации.

Примечание. В контрактационные договоры, наряду с обязательством проведения агрикультурных мероприятий, включаются также условия о том, что при расчетах за сдаваемую продукцию производится погашение платежей, следуемых в пределах контрактационного срока кредитному товариществу от организации, сдающей продукцию.

 19. Сельскохозяйственные кредитные товарищества направляют на производственное кредитование собственные (в том числе и паевые) капиталы, а также средства, привлеченные путем займов, вкладов и текущих счетов, за исключением части средств, необходимых для обеспечения бесперебойной оплаты обязательств сельскохозяйственных кредитных товариществ и текущих счетов, открываемых по поручению банков или других учреждений.

20. Заготовки сельскохозяйственных продуктов, производимые первичными и районными звеньями сельскохозяйственной кооперации, кредитуются через сельскохозяйственные кредитные товарищества на основе договоров, заключаемых непосредственно окружными филиалами Государственного банка с сельскохозяйственными кредитными товариществами в соответствии с генеральными соглашениями Государственного банка с Всесоюзным сельскохозяйственным кооперативно-колхозным банком.

О заключении договора местный филиал Государственного банка извещает краевой или областной филиал всесоюзного сельскохозяйственного кооперативно-колхозного банка, а в союзных республиках, не имеющих областного деления, республиканскую контору этого банка.

21. Сельскохозяйственные кредитные товарищества осуществляют контроль за финансовым состоянием заемщиков, правильным использованием по назначению открытых кредитов, за своевременным погашением ссуд и за правильным социальным направлением кредита. В этих целях сельскохозяйственному кредитному товариществу предоставляется право обследования клиентов в отношении использования открытых им кредитов, а также получения от них по мере необходимости финансовой отчетности, установленной для данного клиента.

В случаях неправильного использования выданных ссуд заемщиками, неподготовленности кредитуемых организаций для проведения мероприятий, на которые выданы ссуды, или нарушения производственного плана, сельскохозяйственные кредитные товарищества могут отказывать в дальнейшей выдаче ссуд, а также производить досрочное взыскание ранее выданных ссуд.

22. Порядок выполнения сельскохозяйственными кредитными товариществами функций низового расчетного центра устанавливается особым законом.

23. В состав сельскохозяйственных кредитных товариществ в качестве его членов входят находящиеся в районе их деятельности колхозы и все первичные сельскохозяйственные производственные объединения, а равно могут входить районные сельскохозяйственные производственные союзы, другие кооперативные организации, комитеты крестьянской взаимопомощи и единоличные бедняцкие и середняцкие крестьянские хозяйства, не охваченные первичными производственными товариществами.

 

V. О порядке проведения кредитной реформы 

24. Порядок и сроки проведения кредитной реформы устанавливаются в отношении замены товарного кредита банковским Государственным банком, в отношении реорганизации сельскохозяйственного кредита – Народным комиссариатом земледелия Союза ССР по соглашению с соответствующими народными комиссариатами Союза ССР, всесоюзными кооперативными центрами и представительствами союзных республик.

25. Народному комиссариату финансов Союза ССР поручается совместно с Государственным банком внести к 1 апрелю 1930 г. на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР проект изменений в законодательстве Союза ССР, вытекающих из настоящего Постановления.

26. Советам народных комиссаров союзных республик предлагается привести к 1 апрелю 1930 г. республиканское законодательство в соответствие с настоящим Постановлением.

27. Народному комиссариату финансов Союза ССР поручается при участии Всероссийского кооперативного банка, Государственного банка и всесоюзных кооперативных центров в недельный срок установить порядок ликвидации филиалов Всероссийского кооперативного банка.

Совету Народных Комиссаров УССР предлагается в двухнедельной срок установить порядок ликвидации филиалов Всеукраинского кооперативного банка.

Всероссийский и Всеукраинский кооперативные банки вносят необходимые изменения своих уставов на утверждение в установленном порядке.

28. Всесоюзному совету сельскохозяйственной кооперации предлагается выработать устав Всесоюзного сельскохозяйственного кооперативно-колхозного банка и внести его в месячный срок через Народный комиссариат земледелия Союза ССР на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

29. Народному комиссариату финансов Союза ССР поручается разработать совместно с Народным комиссариатом земледелия Союза ССР, Государственным банком, Всесоюзным сельскохозяйственным кооперативно-колхозным банком, Всесоюзным советом сельскохозяйственной кооперации и Колхозцентром Союза ССР и внести в двухмесячный срок на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР проект сводного закона о сельскохозяйственном кредите в отмену всех действующих в этой области узаконений.

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М. КАЛИНИН

 

Председатель СНК Союза ССР

А.И. РЫКОВ

 

Секретарь ЦИК Союза ССР

А. ЕНУКИДЗЕ

 


Постановление СНК СССР о мерах улучшения практики кредитной реформы. 14.1.1931 г. 

 

Считая необходимым внести в практику кредитной реформы некоторые изменения, Совет народных комиссаров Союза ССР в развитие Постановления Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Союза ССР от 30 января 1930 г. о кредитной реформе (СЗ СССР, 1930, № 8, ст. 98) постановляет:

1. Предложить Государственному банку оплачивать счета поставщиков в пределах представленного покупателю лимита лишь при наличии согласия покупателя (акцент счета) или его поручения (аккредитив).

Покупателю могут быть открыты особые счета в филиалах банка по месту нахождения его основных поставщиков.

До оплаты счета, отправленного покупателю для акцента, отгруженный товар находится в распоряжении поставщика.

Оплата Государственным банком счетов по аккредитивам производится, как правило, после подтверждения покупателем соответствия принятого товара условиям качества, ассортимента, количества и сроков исполнения, предусмотренных договором с поставщиком.

2. В связи с введением новых способов оплаты счетов предприятиям и организациям предоставляется Государственным банком дополнительный кредит на суммы в пути. Этот дополнительный кредит включается в общий лимит и определяется при составлении кредитного плана.

3. При наличии конвенционных запрещений или транспортных затруднений, удостоверенных органами Народного комиссариата путей сообщения, Государственный банк открывает предприятиям и организациям подтоварный кредит. Этот кредит предоставляется в размере 75 % плановой себестоимости соответствующей партии товара.

В годовых и квартальных планах Государственного банка должны быть предусмотрены специальные средства на предоставление подтоварного кредита.

4. Установить, что из производимых предприятиями плановых перечислений объединению (разница между отпускной ценой и плановой себестоимостью продукции) на счет последнего поступает прибыль, исчисленная из процента доходности (рентабельности) предыдущего года, и амортизация. Дополнительная прибыль, намеченная как результат задания по снижению себестоимости, поступает на счет объединения в размере 50 %. Остальные 50 % зачисляются на особый страховой счет объединения в банке. Страховой счет не может быть предметом взыскания по претензиям к объединению.

Перечисления со страхового счета на основной счет объединения производятся после установления на основе месячных балансов предприятий действительного размера снижения себестоимости.

5. Годовой и квартальные кредитные планы с разбивкой по объединениям представляются ведомствами в установленном порядке. Государственный банк дает по этим планам свое заключение Совету народных комиссаров Союза ССР, который одобряет как годовой, так и квартальные кредитные планы. На основании одобренных Советом народных комиссаров планов соответствующие ведомства распределяют кредиты между подведомственными им объединениями и представляют это распределение кредитов на окончательное утверждение Совета народных комиссаров Союза ССР.

6. В пределах общего кредитного лимита, предоставленного объединениям, подведомственным данному народному комиссариату, последний имеет право в процессе исполнения плана перераспределять кредитные лимиты между объединениями, за исключением кредитов на сырьевые заготовки, которые могут перераспределяться только по постановлению Совета труда и обороны.

В случае если намеченное ведомствами перераспределение лимитов между объединениями вносит значительные изменения в производственные программы, Государственный банк имеет право приостановить произведенное ведомствами перераспределение кредитов с внесением вопроса на срочное разрешение Совета труда и обороны.

7. Предложить Государственному банку предусматривать в своем кредитном плане оперативный резерв, находящийся в распоряжении правления Государственного банка и используемый им по соглашению с ведомствами.

8. В пределах общей суммы кредита, открытого объединениям, подведомственным данному народному комиссариату, последний имеет право образовывать в своем распоряжении маневренный резерв. Такие же резервы могут образовывать в пределах предоставленного им кредита отдельные объединения.

9. Предоставить объединениям право перераспределять лимиты между входящими в их состав предприятиями.

10. Кредитный лимит для организации потребительский кооперации определяется исходя из наименьшего, применительно к местным условиям, срока для реализации товаров.

11. Предложить Государственному банку и организациям потребительской кооперации производить расходы на капитальное строительство, осуществляемое потребительской кооперацией, исключительно с особого контокоррентного счета в меру поступления на этот счет соответствующих средств.

12. Предоставить Центросоюзу Союза ССР, республиканским, краевым (областным) союзам потребительской кооперации право в пределах общей суммы кредитов, открытых соответствующим организациям потребительской кооперации, образовывать в своем распоряжении маневренные резервы для подкрепления отдельных организаций, заполнивших свои лимиты.

13. В целях разгрузки банка от чрезмерного количества документов установить минимальную сумму счета, принимаемого банком к оплате, в 1.000 рублей.

14. В целях укрепления банковского аппарата предложить:

а) Народному комиссариату труда Союза ССР совместно с Государственным банком в месячный срок перевести в Государственный банк из государственных предприятий и кооперативных организаций необходимое количество квалифицированных счетных работников;

б) Народному комиссариату труда Союза ССР по соглашению с Государственным банком и Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов пересмотреть в 20-дневный срок ставки оплаты счетно-бухгалтерских работников Государственного банка в сторону повышения в целях уравнения их со ставками тех же работников в государственных предприятиях и кооперативных организациях. В частности, должны быть повышены ставки для высококвалифицированного счетно-бухгалтерского персонала;

в) Народному комиссариату рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР совместно с Государственным банком внести в 10-дневный срок в Совет народных комиссаров Союза ССР проект постановления об ответственности счетных и учетных работников кредитных учреждений, государственных предприятий и кооперативных организаций за постановку учета и счетоводства.

15. Предложить Государственному банку установить особо строгий порядок учета и хранения расчетно-денежных документов (счетов и проч.).

16. Предложить Народному комиссариату почт и телеграфов установить ускоренный порядок пересылки счетов и других расчетных документов, а также телеграфных отчетных донесений, отправляемых учреждениями Государственного банка.

Предложить Народному комиссариату почт и телеграфов совместно с Государственным банком внести в 10-дневный срок на утверждение Совета народных комиссаров Союза ССР проект постановления об ответственности работников Народного комиссариата почт и телеграфов и учреждений Государственного банка за своевременное отправление и доставку этих документов.

17. Порядок кредитования, установленный настоящим Постановлением, вводится в действие с 1 апреля 1931 г.

Предложить Государственному банку совместно с заинтересованными ведомствами пересмотреть к этому сроку годовой кредитный план, внеся в него изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

18. Для детальной разработки и проведения в жизнь изложенного в настоящем Постановлении порядка кредитования образовать при Государственном банке специальную правительственную комиссию под председательством тов. Калмановича[4], в составе: т. т. Зангвиля, Левина, Иванова, Конара, Билика, Глусберга.

 

Председатель СНК Союза ССР

В. МОЛОТОВ (СКРЯБИН)

 

Управляющий делами СНК Союза ССР

П. КЕРЖЕНЦЕВ

 


Постановление СНК СССР об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах. 20.3.1931 г. 

 

Успехи социалистического строительства и плановой социалистической организации хозяйства, решительное вытеснение капиталистических и сужение сферы деятельности частно-хозяйственных элементов в советской экономике сделали возможным и необходимым переход от коммерческого (вексельного) кредитования к прямому банковскому кредитованию всего народного хозяйства, осуществляемому через Государственный банк.

Кредитная реформа, оставаясь на почве хозяйственного расчета и опираясь целиком на хозяйственный расчет, как важнейший рычаг управления хозяйственными организациями во всем обобществленном секторе, должна обеспечить контроль рублем за выполнением хозяйственных планов и за ходом накоплений в обобществленном секторе народного хозяйства и усиление хозяйственной заинтересованности каждого предприятия и каждого хозяйственного органа в выполнении заданных им планов, в рационализации производства, в снижении себестоимости, в накоплении прибылей.

 

I. Об извращениях в проведении кредитной реформы 

Совет народных комиссаров Союза ССР устанавливает, что в практике проведения кредитной реформы в результате неудовлетворительного руководства, в частности совершенно неудовлетворительной подготовки к ее проведению, с одной стороны, и прямого вредительства, с другой, допущены грубейшие извращения основных задач, поставленных перед кредитной реформой. Эти извращения привели к тому, что за истекший период применения новой системы кредитования не только не достигнуто усиления контроля рублем за ходом выполнения производственных планов и накоплений всеми организациями обобществленного сектора, но, напротив, произошло нарушение принципов хозяйственного расчета, ослабление внимания к финансовой работе и финансовой дисциплине в хозяйственных организациях.

Крупнейшими недостатками в проведении кредитной реформы Совет народных комиссаров Союза ССР считает:

а) установление прямого огульного кредитования под план, вместо единственно правильной системы кредитования отдельных хозяйственных сделок предприятий и организаций, что привело к так называемому автоматизму кредитования, исключающему возможность контроля со стороны банка и хозяйственных органов за ходом выполнения планов;

б) непроведение в жизнь принципа договорных отношений между предприятиями и объединениями (поставщиками и покупателями), что привело к ослаблению контроля потребителя над поставщиками в вопросах качества и ассортимента продукции, сроков поставки, условий расчета и т.п.;

в) нарушение хозяйственного расчета в предприятиях и объединениях, что наряду с обезличиванием их прибылей и оборотных средств привело к ослаблению заинтересованности хозяйственных органов в финансовых результатах своей деятельности (снижение себестоимости, накопление прибылей и т.п.);

г) техническая неподготовленность Государственного банка к освоению новой системы, крайняя и не вызванная необходимостью сложность техники расчетов, что не дало возможности Государственному банку обеспечить действительный контроль рублем за ходом производства и обращения.

Совет народных комиссаров Союза ССР считает необходимым ликвидировать в кратчайший срок эти извращения в практике проведения кредитной реформы и провести в жизнь поправки к кредитной системе, предусмотренные Постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР от 14 января 1931 г. (С.З. СССР, 1931, № 4, ст. 52). В результате проведения этого Постановления Совета народных комиссаров Союза ССР должно быть обеспечено действительное укрепление принципа хозяйственного расчета как основного метода управления предприятиями и объединениями обобществленного сектора и создания действительной заинтересованности и ответственности каждого предприятия и каждой организации за выполнение плана, проведение рационализации производства, снижение себестоимости, накопление прибылей.

 

II. О роли Государственного банка 

Совет народных комиссаров Союза ССР констатирует, что одной из причин неудовлетворительного проведения кредитной реформы являлось неправильное понимание Государственным банком своих задач, нашедшее свое выражение в стремлении банка присвоить себе непосильные функции планирования и регулирования хозяйственных процессов, что не могло не привести к подрыву ответственности хозяйственных народных комиссариатов и хозяйственных организаций.

На самом деле роль Государственного банка в деле развития социалистического хозяйства заключается в том, чтобы:

а) стать расчетной организацией для обобществленного хозяйства, общегосударственным аппаратом учета производства и распределения продуктов;

б) обеспечить действительный повседневный контроль рублем за ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов и ходом накоплений в обобществленном секторе народного хозяйства;

в) обеспечить укрепление хозяйственного расчета предприятий и хозяйственных объединений как основного рычага в выполнении планов (количественных и качественных заданий) во всем обобществленном секторе.

 

III. О мерах, обеспечивающих хозяйственный расчет в организациях обобществленного сектора, и об укреплении кредитной работы 

В целях укрепления хозяйственного расчета и практического осуществления действительного финансового контроля за ходом выполнения планов производства обращения товаров и накоплений в обобществленном секторе Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия в пределах плановых заданий устанавливают свои взаимоотношения по поставкам товаров, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и дачи заказов и несут за их выполнение законом установленную ответственность.

2. Кредитные лимиты устанавливаются государственным органам в соответствии с Постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР от 14 января 1931 г., ст. ст. 5-9. В пределах этих лимитов Государственный банк открывает кредиты соответствующим предприятиям и организациям в размерах, вытекающих из заключенных предприятиями и хозяйственными органами договоров, и выполняет поручения хозяйственных органов в пределах открытых кредитов по мере фактического выполнения договоров.

3. Форма расчетов хозяйственных органов по товарным сделкам должна быть указана в заключенных договорах, в зависимости от чего Государственный банк выполняет их поручения в порядке акцепта, аккредитива или особого счета, при этом акцепт в данных условиях считается предпочтительной формой расчета.

4. Кредитование сезонных потребностей хозяйственных органов в оборотных средствах, связанное с авансированием процесса производства, должно производиться в целевом порядке и на определенные сроки, с обеспечением срочности погашения кредитов специальными обязательствами, выдаваемыми заемщиками Государственного банка. Эти обязательства гарантируются фактическим выпуском продукции.

5. Кредитование заготовительных организаций производится Государственным банком в целевом порядке и исключительно в пределах фактического накопления заготовленной продукции.

6. Несмотря на то, что хозяйственные организации являются в своем большинстве государственными организациями, убытки их ни в коем случае не могут покрываться за счет средств Государственного банка.

7. Все хозяйственные органы и кооперативные организации обязаны составить и публиковать в установленные законом сроки отчетные балансы об их деятельности.

Обязать ведомства налагать дисциплинарные взыскания на руководителей предприятий и работников учета за несвоевременное составление и опубликование балансов. Предложить Государственному банку принимать меры кредитного воздействия, обеспечивающие своевременное опубликование и представление Государственному банку балансов в установленные законом сроки.

8. Все споры, возникающие между хозяйственными органами по заключенным договорам и связанные с материальной ответственностью одного из них перед другим, разрешаются органами государственного арбитража.

Положение о государственном арбитраже разработать Народному комиссариату рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР в 10-дневный срок и внести на утверждение Совета труда и обороны.

9. При невыполнении хозяйственными органами их обязательств перед Государственным банком последний должен применять следующие меры кредитного воздействия:

а) ограничение или полное прекращение выдач с контокоррента хозяйственного органа;

б) продажа в принудительном порядке товаров или материальных ценностей, принадлежащих хозяйственному органу.

Означенные меры воздействия применяются после предварительного предупреждения хозяйственного органа.

10. При акцептной форме расчета принять следующий порядок направления грузов и их оплаты:

а) груз направляется непосредственно в адрес покупателя;

б) выдача груза производится лишь по подтверждении Государственным банком его оплаты;

в) в случае неоплаты груза товар продается Государственным банком с тем, чтобы возможный убыток был возмещен стороной, нарушившей договор.

11. Во изменение ст. 17 Постановления Совета народных комиссаров Союза ССР от 14 января 1931 г. срок введения в действие новой практики кредитования на основе настоящего Постановления установить с 1 мая 1931 г. К этому сроку обязать все хозяйственные органы (промышленность, транспорт, кооперацию и друг.) закончить заключение договоров.

 

Председатель СНК Союза ССР

В. МОЛОТОВ (СКРЯБИН)

 

Управляющий делами СНК Союза ССР

П. КЕРЖЕНЦЕВ

 


Постановление СНК СССР о порядке образования фонда долгосрочного производственного кредитования сельского хозяйства, изменениях в порядке кредитования колхозов и во взаимоотношениях их с кредитной системой. 12.6.1931 г. 

 

Для обеспечения проведения хозяйственного расчета в деятельности колхозов, устранения недочетов в практике кредитования колхозов и во взаимоотношениях колхозов с кредитной системой Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет:

 

I. 

1. Переданные Государственному банку средства Союзколхозбанка и сельскохозяйственных кредитных товариществ объединить в единый фонд долгосрочного производственного кредитования сельского хозяйства.

2. Дальнейшее пополнение фонда долгосрочного производственного кредитования сельского хозяйства производится за счет:

а) взносов колхозов и других организаций;

б) специальных ассигнований за счет государственного и местного бюджета.

 

II. 

3. Долгосрочное кредитование колхозов за счет фонда осуществляется Государственным банком на основе годовых и квартальных планов долгосрочного производственного кредитования колхозов, разрабатываемых Колхозцентром Союза ССР и представляемых Народным комиссариатом земледелия Союза ССР на утверждение Совета народных комиссаров Союза ССР.

Планы должны содержать распределение кредитов по союзным республикам и обеспечивать привлечение определенного количества собственных ресурсов колхозов в кредитуемые государством мероприятия для усиления товарности колхозной продукции.

Народному комиссариату земледелия Союза ССР предоставляется право в пределах установленного кредитного плана вносить в него необходимые изменения в ходе оперативного выполнения.

4. В отмену существующего порядка кредитования средства фонда долгосрочного производственного кредитования сельского хозяйства направляются:

а) по линии специализированных колхозных хозяйственно-оперативных центров (Молококолхозцентр, Свиноводколхозцентр, Семеноводколхозцентр, Птицеколхозцентр и другие);

б) на средства производства, по отраслям колхозного хозяйства, не охватываемым специальными колхозными центрами.

5. Кредиты по линии специализированных колхозных центров направляются на товарные фермы, при чем размер кредитов обуславливается специальными договорами соответствующих колхозных хозяйственно-оперативных центров с колхозами на организацию новых и расширение существующих товарных ферм. В договорах указывается объем строительства, размер собственных средств колхозов, вкладываемых в товарные фермы, размер необходимого кредита и обязательства колхоза по сдаче товарной продукции.

Специальные колхозные центры осуществляют оперативное руководство в распределении по краям (областям), районам и отдельным колхозам кредитов, предназначенных для кредитования товарных ферм. В необходимых случаях республиканским и краевым земельным органам предоставляется право перераспределения этих кредитов между специальными системами, в пределах не свыше 10% плана системы, каждый раз с обязательным уведомлением об этом Народного комиссариата земледелия Союза ССР.

В исключительных случаях допускается перераспределение районными земельными органами этих кредитов между колхозами в пределах не свыше 10 % от общей суммы кредита каждой фермы.

6. На средства производства, не охватываемые договорами специализированных центров, определяется лимит по союзным республикам; последние устанавливают лимиты для краев и областей, а края и области – для районов. В пределах общих лимитов по районам районные земельные органы совместно с Райколхозсоюзом определяют размер кредита для каждого отдельного колхоза, в зависимости от его экономической мощности с тем, однако, чтобы было обеспечено полное продвижение всех средств производства для колхозов в пределах данного района.

7. Кредиты на приобретение средств производства выдаются Государственным банком исключительно в форме целевых ссуд под срочные обязательства колхозов, содержащие размер и условия кредита и размер участия колхоза собственными ресурсами (в том числе в необходимых случаях и деньгами).

По ссудам из фонда Государственный банк взимает с колхозов и машинотракторных станций 4 %, а с прочих заемщиков – 6% годовых. Для отдельных мероприятий процентная ставка может быть понижена по соглашению Народного комиссариата земледелия Союза ССР с Государственным банком.

 

III. 

8. Выдачи в счет открытых колхозу кредитов производятся Государственным банком в соответствии:

а) с выполнением договоров, заключенных заемщиком со специальными колхозными центрами, а также договоров с заготовительными организациями на сдачу определенных количеств товарной продукции в определенные сроки;

б) с ходом выполнения работ;

в) с вложением колхозом собственных средств в установленном размере.

9. Районным земельным отделам совместно с районными колхозными союзами предоставляется право в случаях невыполнения колхозами договоров как по сдаче товарной продукции, так и по выполнению плана капитального строительства предлагать Государственному банку сокращать или прекращать кредитование и производить досрочное взыскание выданных ссуд.

10. Отделениям Государственного банка предоставляется право прекращать и сокращать кредитование колхозов и других организаций в случаях:

а) несвоевременного погашения очередных платежей по ранее выданным ссудам;

б) невыполнения колхозами принятых ими на себя обязательств по причитающимся с них вложениям в кредитуемые операции;

в) использования ранее выданных ссуд не по назначению.

11. В случае просрочки колхозом платежей по срочным обязательствам, Государственный банк взыскивает просроченные платежи путем получения судебного приказа. По полученному приказу взыскание, с предварительным уведомлением колхоза, может быть произведено Государственным банком путем зачета сумм, следуемых колхозу за сданную им продукцию, путем перечисления с текущих счетов колхоза или же путем обращения взыскания на имущество колхоза. Со дня просрочки и до исполнения по судебному приказу колхоз лишается права распоряжения своим текущим счетом в пределах взыскиваемых сумм.

12. Кроме случаев, указанных в ст. 11, всякие списания с текущих счетов колхозов их средств без распоряжения на это самих колхозов воспрещаются.

13. На Колхозцентр Союза ССР возлагается ответственность за организацию и надлежащую постановку финансового хозяйства колхоза. В частности, должно быть обеспечено составление всеми колхозами производственно-финансовых планов и установлено систематическое наблюдение за их выполнением со стороны Райколхозсоюза.

14. На Государственный банк возлагается наблюдение за использованием колхозами выданных им ссуд по назначению, а также за их финансовым положением. Колхозы, получившие ссуду, обязаны представлять в Государственный банк свои производственно-финансовые планы и финансовые отчеты по формам, утвержденным Народным комиссариатом земледелия Союза ССР по согласованию с Государственной плановой комиссией Союза ССР.

 

IV. 

15. Обязать все заготовительные организации производить расчеты с колхозами за сдаваемую продукцию одновременно с приемкой продукции путем выдачи платежного приказа на филиал Государственного банка, где колхоз имеет текущий счет, или уплаты наличными деньгами по соглашению с колхозом.

16. Выдача доходов колхозникам путам записи на сберегательную книжку производится лишь в том случае, когда на это имеется письменное согласие колхозника.

17. Всякая передача имущества, принадлежащего колхозу, другому колхозу, машинотракторной станции или другой организации может производиться только при условии:

а) согласия на это самого колхоза;

б) материального возмещения стоимости передаваемого имущества на основе специального договора.

 

V. 

18. Порядок долгосрочного производственного кредитования машинотракторных станций и других организаций, кроме колхозов, устанавливается по соглашению между Народным комиссариатом земледелия Союза ССР, Народным комиссариатом финансов Союза ССР и Государственным банком.

19. Настоящее Постановление ввести в действие с 1 июля 1931 г.

 

Председатель СНК Союза ССР

В. МОЛОТОВ (СКРЯБИН)

 

Управляющий делами СНК Союза ССР

П. КЕРЖЕНЦЕВ

 

[1] См. выше[2] См. выше Законы о денежной реформе 1921-1922 гг.[3] Такое постановление так и не было издано.[4] Калманович Моисей Иосифович (1888-1937) – полит. деятель. В 1904-1917 эсер, затем большевик. В 1917 начальник Минского гарнизона. В годы Гражданской войны заместитель председателя ЦИК Белоруссии, нарком продовольствия Белоруссии (Литовско-Белорусской республики, заместитель наркома продовольствия Украины. Впоследствии был наркомом продовольствия и земледелия РСФСР. в 1930-1934 заместитель наркома финансов и председатель правления Госбанка СССР. Расстрелян, в 1956 реабилитирован.