Положение о государственном страховании Союза Советских Социалистических Республик. 1925 г.
Предлагаемое положение, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР 18 сентября 1925 г., закрепляло государственную монополию на страхование, а также вводило его централизацию на союзном уровне.
I. Общие положения
1. Страхование во всех его видах является государственной монополией Союза ССР.
Не допускается иначе, как с особого разрешения Совета Народных Комиссаров Союза ССР, страхование в иностранных страховых организациях всякого рода имуществ, находящихся в пределах Союза ССР, а равно речных, морских и воздушных судов, плавающих под флагом Союза ССР.
Примечание 1. В отношении кооперативных организаций устанавливается изъятие из государственной страховой монополии на основаниях, изложенных в приложении к настоящей статье.
Примечание 2. Настоящий декрет не отменяет права Народного комиссариата путей сообщения и Народного комиссариата почт и телеграфов, предоставленного им действующими о них законоположениями, на взимание особого сбора с объявленной ценности пассажирского багажа и почтовых отправлений.
Равным образом настоящий декрет не изменяет действующих законоположений об артелях ответственного труда.
2. Экспортные и импортные товары, находящиеся за границей и состоящие в непосредственном распоряжении правительственных учреждений, государственных органов и предприятий, кооперативных организаций и граждан Союза ССР, могут страховаться только в Госстрахе или в смешанных обществах по соглашению с Госстрахом.
Госстрах, как равно и вышеупомянутые смешанные общества, обязан принимать страхование экспортных и импортных товаров как во время нахождения их внутри Союза ССР, так и за границей в союзной или иностранной валюте, в зависимости от требований страхователей, на условиях и по тарифам, действующим в момент заключения страхования на мировом страховом рынке. В случае разногласия между Госстрахом и страхователем относительно тарифов и условий страхования вопрос разрешается подлежащим торговым представительством.
3. Государственное страхование организуется на началах хозяйственного расчета и осуществляется на всей территории Союза ССР единым предприятием – Госстрах, пользующимся правами юридического лица.
Кроме органов Госстраха, никакие другие органы Союза ССР и союзных республик, как центральные, так и местные, производить операций по страхованию не могут.
4. Операции государственного страхования производятся на основании общесоюзного законодательства, издаваемых в его развитие законоположений союзных республик, а равно общих правил страхования (полисных условий) и тарифов премий, утверждаемых в установленном порядке (ст. ст. 38-41).
5. Государственное страхование разделяется на обязательное окладное, обязательное неокладное и добровольное.
6. Операции по государственному страхованию (ст. 7) освобождаются от всякого рода общегосударственного и местного обложения. Равным образом не подлежит обложению никакими общегосударственными и местными сборами выплачиваемое Госстрахом страхователям и выгодоприобретателям вознаграждение за убытки при наступлении страхового случая.
II. Операции государственного страхования
7. Государственное страхование обнимает следующие виды страховых операций:
а) В области имущественного страхования:
1) страхование имуществ от огня;
2) страхование средств транспорта, грузов, фрахта и т.п., а также почтовых посылок от опасностей на путях водного, сухопутного и воздушного сообщения (транспортное страхование);
3) страхование животных от падежа;
4) страхование растительных культур от градобития и иных бедствий;
5) страхование от краж со взломом;
6) страхование от убытков, причиняемых работодателям их служащими и рабочими в связи с исполнением работ по приему, хранению, выдаче, сопровождению в пути и охране денежных сумм, товаров и прочих ценностей (гарантийное страхование).
б) В области личного страхования:
7) страхование жизни и страхование от несчастных случаев и болезней, влекущих за собою временную или постоянную утрату трудоспособности.
в) В области перестрахования:
8) прием и передача рисков в перестрахование по указанным в п. п. 1-7 видам страхования, с соблюдением приложенных к настоящей статье правил.
Государственное страхование может быть распространено и на другие сверх указанных виды страхования по постановлению Совета труда и обороны.
8. Государственное обязательное накладное страхование производится Госстрахом с единого срока и в суммах (окладных нормах), устанавливаемых годичным планом окладного страхования (ст. 10).
Ответственность Госстраха по накладному страхованию устанавливается с упомянутого срока, независимо от времени поступления (до или после страхового случая) страховых премий (окладных страховых платежей).
Означенные премии в случае несвоевременного их поступления, взыскиваются Госстрахом в административном (бесспорном) порядке.
9. Государственному обязательному окладному страхованию от огня подлежат строения, принадлежащие кооперативным организациям и частным лицам физическим и юридическим.
Государственное обязательное окладное страхование распространяется на другие виды имущества и опасностей Советом труда и обороны, при чем окладное страхование растительных культур от градобития, крупного рогатого скота и лошадей от падежа, а равно и других видов страхования, кроме страхования строений от огня, может быть введено в обязательном порядке в пределах плана, утвержденного Советом труда и обороны, лишь постановлениями областных и губернских исполнительных комитетов с согласия уездных съездов советов или пленумов уездных (или соответствующих им) исполнительных комитетов.
10. План окладного страхования на каждый год, в котором предусматриваются виды обязательного окладного страхования, подлежащие этому страхованию имущества и местности, в которых таковое страхование вводится, а также сроки и тарифы страховых платежей (премий) и размеры окладных норм обеспечения (страховых сумм) составляются следующим образом: Правления госстраха в союзных республиках разрабатывают проекты планов окладного страхования в масштабе соответствующей республики и, по рассмотрении их в страховых советах при народных комиссариатах финансов союзных республик и по одобрении экономическими совещаниями данных республик, направляют эти проекты в Главное правление госстраха, которое на основе представленных проектов составляет общий план окладного страхования по Союзу ССР. Этот общий план по рассмотрении его в Страховом совете при Народном комиссариате финансов Союза ССР и одобрении Народным комиссариатом финансов Союза ССР утверждается Советом труда и обороны.
11. Правительства автономных республик, областные, губернские и окружные исполнительные комитеты советов осуществляют общее наблюдение за проведением в жизнь плана окладного страхования, издают постановления, в которых дифференцируют по отдельным подведомственным им районам нормы страхового обеспечения в пределах средних норм, установленных планом окладного страхования, а также устанавливают в указанных же пределах нормы страхового обеспечения для отдельных строений двора, равным образом осуществляют проведение установленных планом льгот беднейшему населению.
12. Государственное обязательное неокладное страхование совершается в форме договора, к заключению которого стороны обязываются силою закона.
Ответственность Госстраха по обязательному неокладному страхованию устанавливается в сумме, которая не может быть выше страховой оценки имущества и не может быть ниже страхового интереса, обеспечиваемого обязательным неокладным страхованием, и наступает с момента заключения страхового договора.
Условия, которым должны удовлетворять договоры обязательного неокладного страхования, порядок их заключения и последствия, которые наступают в случае их незаключения или несвоевременного заключения обязанными к тому сторонами, определяются правилами обязательного неокладного страхования (полисными условиями), издаваемыми порядком, указанным в ст. ст. 38-42 настоящего Положения.
13. Государственному обязательному неокладному страхованию от огня и от опасностей перевозки подлежат:
а) государственные (в том числе и коммунальные) имущества, находящиеся во временном владении, пользовании или распоряжении на началах аренды, права застройки, комиссии или по какому либо иному основанию у кооперативов и частных лиц физических и юридических (товариществ, обществ, артелей и др.);
б) принадлежащие кооперативным и частным физическим и юридическим лицам имущества, служащие обеспечением ссуд, выданных государственными (в том числе и коммунальными) кредитными учреждениями;
в) принадлежащие государственным органам, кооперативам и частным физическим и юридическим лицам товары, поступающие на хранение в учрежденные надлежащим порядком специальные товарные склады, если под эти товары выданы вариантные (складочные и залоговые) свидетельства.
Примечание 1. К упомянутым в настоящей статье частным юридическим лицам приравниваются смешанные акционерные общества, уставами которых предусматривается участие частного капитала.
Примечание 2. Государственные органы, заключающие сделки, предусмотренные п. "а" настоящей статьи, обязаны в двухнедельный срок со дня заключения таковой сделки уведомить об этом Госстрах.
14. Распространение обязательного неокладного страхования на иные, кроме перечисленных в ст. 13, виды имущества, а равно ограничение применения обязательного неокладного страхования, как в отношении подлежащих означенному страхованию имуществ, так и в отношении опасностей, этим страхованием предусматриваемых, производится по представлению Главного правления госстраха постановлением Совета труда и обороны.
15. В случае уклонения лиц, к тому обязанных, от заключения договора обязательного неокладного страхования Госстрах обязан предъявить иск о признании за ним всех прав, вытекающих из заключения такого договора. После признания судом за Госстрахом указанных прав и соответствующих обязанностей, Госстрах приступает ко взысканию со страхователя причитающейся с него страховой премии в бесспорном судебном порядке (ст. 16).
Ответственность Госстраха в этому случае начинается с момента получения судебного приказа о взыскании страховой премии.
16. Страховая премия по государственному обязательному неокладному страхованию в случае уклонения от уплаты ее страхователем в установленный правилами страхования срок взыскивается в пользу Госстраха в бесспорном судебном порядке (судебный приказ).
В случае удостоверенной судебными исполнителями безуспешности взыскания со страхователя страховой премии Госстрах предъявляет требование об уплате премии к тому государственному органу, в ведении которого находится имущество подлежащее страхованию в обязательном неокладном порядке. Если подлежащий орган в двухнедельный срок не внесет страховой премии, то договор страхования считается утратившим силу и ответственность Госстраха по нему прекращается.
17. Добровольное страхование совершается в форме договора, заключаемого по добровольному соглашению сторон, и может производиться по всем предусмотренным ст. 7 видам страхования.
18. Имущества, находящиеся в ведении государственных (в том числе и коммунальных) учреждений и предприятий, как состоящих на общегосударственном или местном бюджете, так и переведенных на хозяйственный или коммерческий расчет, могут страховаться в Госстрахе в порядке добровольного страхования, если названные имущества не подлежат обязательному неокладному страхованию.
19. Имущества, застрахованные в обязательном (окладном или неокладном) порядке не в полной стоимости или не от всех опасностей, предусмотренных ст. 7 настоящего Положения, могут быть дополнительно застрахованы в добровольном порядке.
III. Органы государственного страхования
20. Органами государственного страхования являются:
а) Главное правление государственного страхования (сокращенно – Госстрах Союза ССР);
б) Страховой совет при Народном комиссариате финансов Союза ССР;
в) Ревизионная комиссия госстраха при Народном комиссариате финансов Союза ССР;
г) правления государственного страхования союзных республик: Российской и Закавказской Социалистических Федеративных Советских Республик, Украинской, Белорусской, Туркменской и Узбекской Социалистических Советских Республик;
д) страховые советы при народных комиссариатах финансов союзных республик;
е) ревизионные комиссии госстраха при народных комиссариатах финансов союзных республик;
ж) управления, конторы и агентства государственного страхования.
21. Главное правление государственного страхования Союза ССР, правления государственного страхования союзных республик, управления, районных (областных, краевых) уполномоченных и конторы государственного страхования имеют свои печати.
Главное правление государственного страхования Союза ССР
22. Главное правление государственного страхования Союза ССР состоит из председателя и членов в количестве не свыше шести.
Председатель и члены Главного правления назначаются народным комиссаром финансов Союза ССР.
23. На Главное правление государственного страхования Союза ССР возлагается:
а) общее руководство и надзор за страховыми операциями и за организацией дела государственного страхования во всем Союзе ССР;
б) распоряжение имуществом и капиталами государственного страхования на основании правил, предусмотренных этим положением;
в) составление общих по всему Госстраху смет и сводных отчетов и балансов по всем операциям государственного страхования;
г) разработка и внесение в Страховой совет при Народном комиссариате финансов Союза ССР подлежащих его рассмотрению правил страхования (полисных условий), тарифов премий и правил к ним, вырабатываемых на основе материалов и предложений, представляемых правлениями госстраха в союзных республиках, а равно планов страхования в общесоюзном масштабе;
д) изучение стихийных явлений и случайностей, предусматриваемых разными видами страхования.
24. На Главное правление государственного страхования Союза ССР возлагается также непосредственное ведение следующих операций:
а) по перестрахованию рисков Госстраха в иностранных страховых организациях и по приему от последних их рисков в порядке перестрахования с соблюдением правил, изложенных в приложении к ст. 7, а также по совместному с иностранными страховыми обществами заключению страховых договоров в порядке сострахования;
б) по перестрахованию рисков взаимных кооперативных страховых организаций;
в) по всем видам транспортного страхования;
г) по всем видам страхования имуществ государственных учреждений Союза ССР и предприятий общесоюзного значения;
д) по всем видам личного страхования.
25. Для исполнения перечисленных в ст. ст. 23 и 24 функций Главному правлению государственного страхования Союза ССР предоставляется:
а) организовать центральный аппарат Главного правления, приглашать и увольнять всех служащих Главного правления;
б) утверждать штатные контингенты для каждой союзной республики в отдельности;
в) издавать в порядке осуществления общего надзора распоряжения, циркуляры и инструкции для правлений государственного страхования в союзных республиках, ревизовать в республиканских центрах наличность средств, делопроизводство и счетоводство, а также производить ревизии всех местных органов государственного страхования.
Примечание. Ревизии центральных и местных органов госстрахов союзных республик производятся Главным правлением при участии и с согласия народных комиссариатов финансов соответствующих союзных республик;
г) выдавать в установленном порядке доверенности;
д) устанавливать, по соглашению с правлениями госстраха в союзных республиках предельные суммы убытков, подлежащих ликвидации непосредственно госстрахами союзных республик и принимать участие в ликвидации убытков в тех случаях, когда сумма заявленного убытка превышает упомянутые предельные суммы;
е) приобретать имущества и заключать всякого рода договоры, необходимые для осуществления возложенных на Главное правление задач;
ж) открывать в Государственном, а равно, с разрешения Народного комиссариата финансов Союза ССР, и в других банках счета, вносить по ним и получать денежные суммы, закрывать счета и давать банкам поручения;
з) заключать договоры по сострахованию и перестрахованию рисков Госстраха в иностранных страховых организациях и по принятию от последних их рисков в порядке сострахования и перестрахования, как в союзной, так и в иностранной валюте, с соблюдением правил, изложенных в приложении к ст. 7, а также с разрешения Народного комиссариата финансов Союза ССР открывать заграницей отделения и агентства с соблюдением действующих на сей предмет узаконений;
и) принимать на себя по поручениям иностранных страховых организаций исполнение функций аварийных комиссаров;
к) созывать всесоюзные совещания по вопросам страхования;
л) отвечать и искать в судебных и судебно-административных учреждениях, а равно в арбитражных комиссиях.
26. Всякого рода договоры, обязательства, векселя, чеки и переписка Госстраха Союза ССР подписываются от имени Главного правления лицами, уполномоченными на то постановлениями Главного правления.
Правления государственного страхования союзных республик
27. Правления государственного страхования в союзных республиках являются органами Главного правления государственного страхования Союза ССР и состоят из председателя и членов в количестве не свыше четырех, назначаемых народным комиссаром финансов соответствующей союзной республики по соглашению с Главным правлением государственного страхования Союза ССР.
Примечание. По соглашению Народного комиссариата финансов Союза ССР с правительствами союзных республик допускается взамен учреждения правления государственного страхования назначение уполномоченного Госстраха для данной республики.
28. На правления государственного страхования в союзных республиках возлагается:
а) непосредственное ведение операций государственного страхования на территориях соответствующих республик (за исключением операций, перечисленных в ст. 24);
б) руководство деятельностью местных органов государственного страхования;
в) осуществление в соответствующих союзных республиках государственного страхования согласно утвержденных в надлежащем порядке планов, правил страхования и тарифов премий, а также общих распоряжений и инструкций Главного правления государственного страхования Союза ССР;
г) организация центральных и местных органов государственного страхования;
д) инструктирование и инспектирование местных органов;
е) распоряжение капиталами государственного страхования в пределах, указанных в ст. ст. 49-50 настоящего Положения;
ж) составление смет по содержанию аппарата, составление финансового плана, а также отчетов и балансов по страховым операциям в соответствующих союзных республиках и представление таковых, по рассмотрении народными комиссариатами финансов союзных республик, в Главное правление для утверждения и включения в сводные смету, отчет и баланс, составляемые Главным правлением по страховым операциям всего Союза ССР;
з) разработка и внесение в страховые советы при народных комиссариатах финансов соответствующих союзных республик подлежащих их рассмотрению вопросов и представление Главному правлению государственного страхования утвержденных установленным порядком постановлений страховых советов с относящимися к ним материалами;
и) разработка в масштабе соответствующей союзной республики проектов годичных планов окладного страхования и внесение их по одобрении экономическими совещаниями союзных республик в Главное правление государственного страхования Союза ССР для включения в общий план окладного страхования по Союзу ССР;
к) разработка совместно с подлежащими ведомствами мероприятий по борьбе и предупреждению случаев, предусмотренных страхованием, согласно ст. ст. 60 и 61 настоящего Положения, а равно наблюдение за выполнением означенных мероприятий;
л) исполнение поручений Главного правления по операциям, производимым непосредственно Главным правлением (ст. 24), и по собиранию и разработке материалов по всем вопросам государственного страхования.
29. Для исполнения перечисленных в предыдущей статье функций правлениям государственного страхования в союзных республиках предоставляется:
а) утверждать по представлению областных, губернских и окружных органов государственного страхования штаты для областных губернских и окружных органов государственного страхования республики – в пределах штатных контингентов, установленных Главным правлением государственного страхования Союза ССР для данной республики;
б) приглашать и увольнять всех служащих правления;
в) назначать по соглашению с советами народных комиссаров автономных республик и областными, губернскими и окружными исполнительными комитетами управляющих конторами государственного страхования (областными, губернскими и окружными).
Примечание. В Закавказской Социалистической, Федеративной Советской Республике управляющий конторами государственного страхования в Грузии, Армении и Азербайджане назначается Госстрахом Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики по соглашению с советами народных комиссаров вышеуказанных республик;
г) издавать инструкции, циркуляры и распоряжения для местных органов государственного страхования в республике, контролировать и ревизовать их операции, делопроизводство, кассу, счетоводство и отчетность;
д) выдавать в установленном порядке доверенности;
е) приобретать имущества и заключать всякого рода договоры, необходимые для осуществления задач, возложенных на правления государственного страхования в союзных республиках;
ж) производить ликвидацию убытков с соблюдением ст. 25 п. "д";
з) распоряжаться средствами государственного страхования порядком и в пределах, установленных настоящим Положением (ст. ст. 49 - 51);
и) открывать в Государственном, а равно по соглашению Главного правления государственного страхования Союза ССР с народными комиссариатами финансов союзных республик и в других банках счета, вносить и получать денежные суммы, закрывать счета и давать банкам поручения;
к) разрабатывать проекты страховых планов, составленных на основании материалов и данных, согласованных в подлежащих случаях с соответствующими советами народных комиссаров автономных республик и областными, губернскими и окружными исполнительными комитетами;
л) предоставлять льготы беднейшему населению по окладному страхованию согласно плану, утвержденному Советом труда и обороны, и на основании постановлений советов народных комиссаров автономных республик и областных, губернских и окружных исполнительных комитетов;
м) искать и отвечать в судебных и судебно-административных учреждениях, а равно в арбитражных комиссиях.
30. Всякого рода договоры, обязательства, векселя, чеки и переписка госстраха союзных республик подписываются от имени правлений госстраха этих республик лицами, уполномоченными на то постановлениями правлений.
31. Местные органы государственного страхования (управления, конторы и агентства) подчиняются правлению госстраха в соответствующей союзной республике.
Советы народных комиссаров автономных республик через соответствующие народные комиссариаты финансов и областные, губернские и окружные исполнительные комитеты советов через соответствующие финансовые отделы осуществляют общее наблюдение за деятельностью страховых органов на местах, однако без вмешательства в операционную и организационную деятельность последних.
32. Правлениям госстраха в союзных республиках предоставляется назначать своих уполномоченных с подчинением их руководству страховых органов нескольких губерний.
Назначение правлениями своих уполномоченных в районы, обнимающие территорию одной или нескольких автономных республик, а равно областей, производится по соглашению с советами народных комиссаров этих республик или областными (краевыми) исполнительными комитетами советов по принадлежности.
33. Местные органы госстраха производят страховые операции на основании настоящего Положения, правил страхования и тарифов премий, а равно инструкций, циркуляров и распоряжений правления госстраха в соответствующей союзной республике.
34. Непосредственное руководство всей работой управления конторы или агентства и ответственность за правильное ведение страховых операций лежит соответственно на уполномоченном правления, на управляющем конторой или заведующем агентством.
35. Заведующие агентствами (или агенты) назначаются конторами по соглашению с уездными (окружными) Исполнительными комитетами, но подчиняются исключительно конторам государственного страхования.
36. Сбор платежей, составление списков, регистрация имущества и другие работы по обязательному окладному страхованию производятся агентствами согласованно с волостными (районными) исполнительными комитетами и сельскими советами.
Страховые советы
37. При Народном комиссариате финансов Союза ССР учреждается Страховой совет в следующем составе.
Председателем Совета является народный комиссар финансов Союза ССР или член коллегии Народного комиссариата финансов Союза ССР по его уполномочию.
Членами Совета являются: 1) три члена по персональному назначению Совета труда и обороны; 2) шесть членов по персональному назначению экономических совещаний союзных республик, по одному от каждой республики; 3) представители: Высшего совета народного хозяйства, Народного комиссариата путей сообщения, Народного комиссариата внешней торговли и Народного комиссариата по внутренней торговле Союза ССР, по одному от каждого; 4) три представителя от Главного правления государственного страхования; 5) один представитель от потребительской кооперации, делегируемый по соглашению республиканских центров потребительской кооперации, и 6) один представитель от производственной кооперации (сельско-хозяйственной и промысловой), делегируемый по соглашению республиканских центров производственной кооперации.
38. На Страховой совет при Народном комиссариате финансов Союза ССР возлагается:
1) рассмотрение вносимых Главным правлением государственного страхования:
а) планов страхования в общесоюзном масштабе;
б) общих правил страхования (полисных условий);
в) тарифов премий;
г) законодательных предположений по государственному страхованию;
д) предположений Главного правления об общих основаниях отчислений в резервы премий по всем видам страхования;
2) рассмотрение принципиальных вопросов по страховому делу, вносимых членами совета или ведомствами Союза ССР;
3) рассмотрение возникающих между Главным правлением государственного страхования и кооперативными страховыми организациями разногласий относительно условий договоров перестрахования;
4) рассмотрение годового и полугодового отчетных докладов Госстраха о финансовых результатах и статистико-экономических данных о ходе операций по каждому виду страхования.
39. Общие правила страхования (полисные условия) и тарифы премий по всем видам страхования, а равно другие постановления Страхового совета при Народном комиссариате финансов Союза ССР по вопросам, перечисленным в п. п. 1 и 2 ст. 38 утверждаются народным комиссаром финансов Союза ССР. При несогласии народного комиссара финансов с постановлением большинства Страхового совета вопрос переносится на разрешение Совета труда и обороны.
План обязательного окладного страхования во всяком случае подлежит утверждению Совета труда и обороны по представлению Народного комиссариата финансов Союза ССР.
40. При народных комиссариатах финансов союзных республик учреждаются страховые советы в следующем составе:
Председателем совета является народный комиссар финансов республики или по его уполномочию член коллегии народного комиссариата финансов соответствующей республики.
Членами совета являются: 1) представители народных комиссариатов данной союзной республики: высшего совета народного хозяйства, народного комиссариата внутренних дел народного комиссариата земледелия, народного комиссариата по внутренней, торговле, уполномоченного народного комиссариата внешней торговли, уполномоченного народного комиссариата путей сообщения, по одному от каждого; 2) три представителя правления госстраха данной республики; 3) два представителя от кооперации, делегируемые по соглашению кооперативных центров республики; 4) один представитель от центрального комитета крестьянских обществ взаимопомощи.
41. На страховые советы при народных комиссариатах финансов союзных республик возлагается рассмотрение вносимых правлениями госстрахов союзных республик:
а) проектов планов страхования соответствующих республик;
б) объектов правил страхования (полисных условий);
в) проектов тарифов премий;
г) законодательных предположений по государственному страхованию (для проведения таковых в порядке общесоюзного законодательства);
д) проектов и планов по осуществлению в соответствующих союзных республиках мероприятий по предупреждению и борьбе со случаями, предусмотренными страхованием, в пределах общего ориентировочного плана Главного правления.
Постановления страховых советов при народных комиссариатах финансов союзных республик по вопросам, перечисленным в лит. "а", "б", "в" и "г" настоящей статьи, одобренные народными комиссариатами финансов союзных республик, подлежат дальнейшему направлению через Главное правление госстраха в Страховой совет при Народном комиссариате финансов Союза ССР на утверждение Народного комиссариата финансов Союза ССР.
42. Народным комиссарам финансов союзных республик присваиваются в отношении соответствующих страховых советов права, аналогичные правам народного комиссара финансов Союза ССР в отношении Страхового совета при Народном комиссариат финансов Союза ССР (ст. 39), при чем при несогласии народных комиссаров финансов с постановлением большинства страховых советов вопрос переносится на разрешение экономических совещаний соответствующих республик.
43. Работа Страхового совета при Народном комиссариате финансов Союза ССР и страховых советов при народных комиссариатах финансов союзных республик ведется на основания особого наказа, разрабатываемого каждым страховым советом по принадлежности и утверждаемого соответствующим народным комиссаром финансов.
Ревизионные комиссии
44. Для проверки отчетности Госстраха Народным комиссариатом финансов Союза ССР и народными комиссариатами финансов союзных республик по принадлежности назначаются ежегодно особые ревизионные комиссии.
Ревизионная комиссия, назначаемая Народным комиссариатом финансов Союза ССР, проверяет сводный отчет и баланс Главного правления государственного страхования.
Ревизионные комиссии, назначаемые народными комиссариатами финансов союзных республик, проверяют отчеты и балансы правлений госстраха в соответствующих союзных республиках.
45. Главное правление государственного страхования, правления госстраха в союзных республиках и местные органы последних обязаны представлять в распоряжение соответствующих ревизионных комиссий все необходимые материалы для ревизии отчетности по государственному страхованию.
IV. Средства и отчетность Госстраха
46. Средства Госстраха составляют:
1) отпущенные ему правительством:
а) основной капитал в сумме 5.000.000 рублей;
б) особый резервный капитал в сумме 2.500.000 рублей;
2) образуемые в процессе операций Госстраха:
в) запасные капиталы (ст. 55);
г) капиталы специального назначения;
д) резервы премий по страхованиям;
в) текущие поступления по операциям.
47. Все средства Госстраха являются едиными для государственного страхования всего Союза ССР.
48. Из средств Госстраха в непосредственном распоряжении Главного правления государственного страхования находятся:
а) основной капитал;
б) особый резервный капитал;
в) запасные капиталы;
г) резервы премий по страхованиям;
д) все текущие поступления по операциям, производимым непосредственно Главным правлением (ст. 24), за исключением поступлений по операциям личного страхования (п. "е");
е) 25 % текущих поступлений по операциям, производимым правлениями госстраха в союзных республиках (ст. 49) и по операциям личного страхования;
ж) средства, отчисленные на меры борьбы и предупреждения несчастных случаев из прибылей по операциям, перечисленным в п. п. "в" и "г" ст. 24.
49. Из текущих поступлений (страховая премия, проценты по текущим счетам и др. доходы и поступления) по операциям, производимым правлениями госстраха в союзных республиках и операциям личного страхования, 25 % этих поступлений по окончании каждого месяца переводятся на счет Главного правления государственного страхования.
Остальные 75 % текущих поступлений остаются в распоряжении правлений госстрахов союзных республик.
Примечание. Текущие поступления по страховым операциям, производимым правлениями госстраха в союзных республиках от имени и за счет Главного правления (ст. ст. 24 и 28 п. "л"), за исключением поступлений по операциям личного страхования, полностью зачисляются на счет Главного правления.
50. Правления госстраха в союзных республиках распоряжаются в течение операционного года оставленными на их счетах средствами.
По окончании операционного года весь остаток от операций переводится правлениями госстраха в союзных республиках на счет Главного правления для надлежащих отчислений и распределения.
Примечание. При переводе упомянутого в настоящей статье остатка на счет Главного правления государственного страхования правлениям госстраха в союзных республиках предоставляется удерживать на своих счетах сумму, составляющую двухмесячную потребность по смете, поскольку эта потребность к моменту перевода не покрыта поступлениями в новом операционном году.
51. Если в течение года по ходу страховых операций в союзных республиках выяснится необходимость в пополнении оборотных средств правлений госстраха в союзных республиках, то такое пополнение производится Главным правлением из средств, находящихся в его распоряжении.
Равным образом, правления госстраха союзных республик обязаны в экстренных случаях пополнять средства Главного правления, если находящиеся в его распоряжении оборотные средства окажутся недостаточными.
52. Операционный год государственного страхования считается с 1 октября по 30 сентября.
53. По окончании операционного года составляется общий отчет и баланс государственного страхования Союза ССР.
Правления госстраха в союзных республиках составляют частные отчеты и балансы по операциям в соответствующих республиках и, по проверке их подлежащей ревизионной комиссией и утверждении народным комиссариатом финансов республики, представляют таковые Главному правлению не позже 1 января.
Главное правление на основании полученных от правлений Госстраха в союзных республиках отчетов и балансов, а также на основании данных о непосредственных операциях Главного правления составляет сводный отчет и баланс по операциям государственного страхования Союза ССР не позже 1 февраля и представляет таковой, по проверке ревизионной комиссией, на утверждение Народного комиссариата финансов Союза ССР.
Годовой отчет Главного правления публикуется в установленном порядке.
54. По утверждении общего отчета и баланса государственного страхования Народным комиссариатом финансов Союза ССР и по выведении чистой прибыли по страховым операциям Союза ССР, таковая распределяется следующим образом:
По операциям обязательного окладного страхования:
а) 50 % отчисляются на образование запасного капитала и пополнение позаимствований из основного капитала;
б) 60 % отчисляются на меры предупреждения и борьбы со случаями, предусмотренными страхованием.
По прочим операциям государственного страхования:
в) 50 % отчисляются на образование запасного капитала и пополнение позаимствований из основного капитала;
г) 20 % отчисляются на меры предупреждения и борьбы со случаями, предусматриваемыми страхованием;
д) 15 % отчисляются на рабочее жилищное строительство;
е) 10 % отчисляются в доход казны;
ж) 5 % отчисляются на улучшение материального положения сотрудников государственного страхования.
55. Запасные капиталы Госстраха образуются отдельно по обязательному окладному страхованию (п. "а" ст. 54) и по прочим операциям государственного страхования (п. "в" ст. 54), путем ежегодных отчислений из прибылей по соответствующим операциям Госстраха на всей территории Союза ССР в, размерах, указанных в ст. 54, и служат для покрытия страховых убытков в случаях превышения ими имеющихся оборотных средств.
Если один из вышеуказанных запасных капиталов достигнет по соответствующей категории страхования суммы поступлений страховых премий за последний отчетный год, то дальнейшее образование такого запасного капитала прекращается, и соответствующие отчисления, обращаются на меры борьбы и предупреждения случаев, предусматриваемых страхованием (п. п. "б" и "г" ст. 54).
56. Образование капиталов специального назначения, порядок распоряжения ими, а равно размер отчислений на эту цель из чистой прибыли Госстраха устанавливаются в каждом отдельном случае постановлениями Совета труда и обороны.
57. Чистая годовая прибыль Госстраха исчисляется отдельно по операциям обязательного окладного страхования и по прочим операциям государственного страхования путем вычета из действительно полученных по указанным операциям страховых премий и иных поступлений нижеследующих сумм:
а) отчислений в резерв премий;
б) уплаченного и предстоящего к уплате за данный операционный год вознаграждения за убытки от страховых случаев;
в) всех организационных и хозяйственных расходов отчетного года;
г) премий, переданных по перестрахованию.
58. Распределение чистой прибыли порядком, указанным в ст. 54, производится с соблюдением следующих правил:
а) суммы, следуемые в запасный капитал, оставляются на счету Главного правления;
б) суммы, отчисляемые на улучшение материального положения сотрудников, распределяются Главным правлением по плану, согласованному с правлениями госстраха в союзных республиках и утверждаемому Народным комиссариатом финансов Союза ССР;
в) суммы, отчисляемые на меры борьбы и предупреждения несчастных случаев, предусматриваемых страхованием, распределяются согласно 59-61 статей настоящего Положения;
г) суммы, отчисляемые на рабочее жилищное строительство, распределяются между соответствующими учреждениями и организациями согласно действующих на этот предмет узаконений и особой инструкции, издаваемой Народным комиссариатом финансов Союза ССР.
59. Средства, предназначенные на принятие мер борьбы и предупреждения несчастных случаев, предусматриваемых страхованием (мер превенции и репрессии (п. п. "б" и "г" ст. 54), распределяются Главным правлением, за исключением средств, отчисляемых согласно п. "ж" ст. 48, по союзным республикам пропорционально страховым премиям, полученным за отчетный период на территории каждой союзной республики как по операциям, произведенным непосредственно Главным правлением, так и по операциям, произведенным правлениями соответствующих союзных республик, и передаются в распоряжение правительств союзных республик.
Средства, отчисленные согласно п. "ж" ст. 48, остаются в распоряжении Главного правления и расходуются на означенные мероприятия по плану, согласованному Главным правлением с подлежащими ведомствами.
60. Средства, предоставленные в распоряжение правительств союзных республик согласно ст. 59, расходуются исключительно на цели, названной статьей предусмотренные.
План и порядок использования упомянутых средств утверждаются правительствами союзных республик.
61. Помощь населению, оказываемая из средств, предусмотренных ст. 59, организуется при непременном участии местных органов государственного страхования. Вместе с тем принимаются меры, чтобы население было осведомлено о том, что путем этой помощи населению возвращается часть страховых сборов, оказавшаяся избыточной после покрытия убытков в застрахованном имуществе.
Председатель ЦИК Союза ССР
М. КАЛИНИН
Заместитель председателя СНК Союза ССР
Л. КАМЕНЕВ
Секретарь ЦИК Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ
Приложение к ст. 1. Страхование кооперативных имуществ
1. Операции взаимных кооперативных страховых организаций, действующих на территории одной из союзных республик, производятся на основании уставов и правил кооперативных страховых организаций, утверждаемых в порядке законодательства союзных республик. Операции взаимных кооперативных страховых организаций, действующих на территории двух или более союзных республик, производятся на основании уставов и правил кооперативных страховых организаций, утверждаемых по рассмотрении в Страховом совете народным комиссаром финансов Союза ССР.
2. Союзам кооперативов всех степеней предоставляется право учреждать взаимные страховые организации, для страхования в них собственных имуществ членов данной страховой организации, а равно имущества первичных кооперативов, непосредственно входящих в кооперативное объединение любой степени, состоящее членом страховой организации.
Членами кооперативной взаимной страховой организации могут состоять кооперативные союзы всех степеней и кооперативы 1 степени.
В указанных выше кооперативных страховых организациях могут страховаться, помимо собственных имуществ кооперативных организаций, также строения, принадлежащие им на праве застройки, и товары, переданные им на комиссию, для хранения и для перевозки.
3. Означенные в ст. 2 имущества, в тех случаях, когда они подлежат обязательному окладному и неокладному страхованию, освобождаются от обязательного страхования в Госстрахе, если они застрахованы во взаимном кооперативном страховании.
4. Кооперативные страховые организации обязаны все риски, принятые в суммах, превышающих установленные по соглашению с Главным правлением государственного страхования максимумы, перестраховывать в Главном правлении государственного страхования в доле (квоте), устанавливаемой соглашениями между ними.
В договоры о перестраховании, заключаемые на изложенных основаниях, может по соглашению сторон включаться и условие об ограничении размеров ответственности кооперативных страховых организаций по каждому отдельному риску вторым (предельным) максимумом с тем, чтобы вся остальная, превышающая этот максимум, страховая сумма полностью поступала на ответственность Главного правления государственного страхования.
Если между Главным правлением государственного страхования и кооперативными страховыми организациями не будет достигнуто соглашения относительно условий перестрахования, то разногласия рассматриваются Страховым советом при Народном комиссариате финансов Союза ССР, при чем за кооперативными страховыми организациями, недовольными постановлениями Страхового совета, остается право обжалования в Совет труда и обороны.
Приложение к ст. 7. Правила перестрахования рисков Госстраха в иностранных страховых организациях
1. На основании настоящих Правил допускается перестрахование рисков Госстраха в иностранных страховых организациях по всем видам страхования, за исключением обязательного окладного страхования.
2. Перестрахование рисков допускается:
а) в размере излишков страховой суммы сверх устанавливаемого Главным правлением государственного страхования Союза ССР размера собственного участия в данном риске, или б) в размере суммы убытка, превышающей устанавливаемый Главным правлением размер собственного участия в общем возможном убытке.
3. Размеры рисков, ниже которых перестрахование вовсе не допускается, устанавливаются Советом труда и обороны.
Заключение перестраховочных договоров в отношении рисков, превышающих упомянутые размеры, допускается с разрешения в каждом отдельном случае Народного комиссариата финансов Союза ССР.
4. По страхованию от огня перестрахование допускается с соблюдением условий ст. ст. 2 и 3 лишь в случаях состояния на страхе на крупную сумму таких имуществ, которые могут быть уничтожены от одного пожара или вследствие повального пожара.
5. По транспортному страхованию допускается перестрахование:
а) рисков по страхованию грузов (карго) и корпусов морских, речных и воздушных судов (каско) от опасностей на морских, речных и воздушных путях в суммах, превышающих максимум (ст. 3) участия Госстраха в одном риске – на одном судне или в одном технически обособленном месте при страховании товаров на складах;
б) рисков по страхованию грузов от опасностей при перевозках по сухим путям – лишь по связи этих рисков со страхованием от опасностей предшествующей или последующей перевозки по водным или воздушным путям.
6. Передача в перестрахование рисков вне случаев, установленных ст. ст. 2, 3, 4 и 5, допускается не иначе, как с особого разрешения Совета труда и обороны.
7. Главному правлению разрешается принимать в перестрахование риска иностранных страховых организаций на основе договоров, заключенных с одобрения народного комиссара финансов Союза ССР.
8. Риски, принятые Госстрахом в перестрахование как от советских кооперативных страховых организации, так и от иностранных страховых организаций, разрешается передавать в дальнейшее перестрахование (ретроцедировать) на основаниях и в пределах, установленных настоящими Правилами.