Load document

Законы о прямых налогах (кроме сельскохозяйственного). 1923-1926 гг.

 

Предлагаемые законы развивают и уточняют законодательство 1921-1922 гг. В частности, декреты о подоходно-поимущественном налоге устанавливали его определенные ставки и вносили различные уточнения в предшествующее законодательство. Бросается в глаза крайняя нестабильность нелогового законодательства, несомненно, ухудшавшая положение плательщиков.

 

 

 

 

 

Постановление ЦИК СССР. Положение о государственном подоходно-поимущественном налоге. 12.11.1923 г. 

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Установить взимание для ликвидации безграмотности особого сбора при выдаче особых патентов на право оптовой или розничной продажи вина, пива и табачных изделий в следующем размере: 25 % с цены патента на право торговли вином или пивом и 10 % с цены патента на право торговли табачными изделиями.

2. Отменена[6].

3. Настоящее Постановление ввести в действие с 1 октября 1923 года.

 

 

Постановление ЦИК СССР. Положение о государственном подоходном налоге. 29.10.1924 г. 

 


 

 

 


 

 


Правила обложения уравнительным сбором государственных трестов и синдикатов, акционерных обществ (паевых товариществ), банков, обществ взаимного кредита и союзов кооперативов. 4.9.1925 г.[10]

 

1. Исчисление уравнительного сбора с государственных трестов (в том числе комбинатов) и синдикатов, акционерных, в том числе смешанных, обществ (паевых товариществ), банков, обществ взаимного кредита и союзов кооперативов, возлагается на особые налоговые комиссии, образуемые при губернских финансовых отделах или соответствующих им финансовых органах.

2. Упомянутые в статье 1 особые налоговые комиссии состоят под председательством заведующего налоговым управлением (подотделом) подлежащего финансового отдела (ст. 1), из представителя губернского (или соответствующего ему) исполнительного комитета, представителя совета народного хозяйства или отдела местного хозяйства, представителя отдела внутренней торговли, представителя губернского (или соответствующего ему) суда, представителя местных кооперативных союзов, назначаемого по их взаимному соглашению, и двух представителей от других групп плательщиков по назначению исполнительного комитета, а также финансового инспектора соответствующего налогового района.

3. Тресты (в том числе комбинаты), акционерные общества, основной целью которых, согласно их уставам, является эксплуатация промышленных предприятий, и союзы кооперативов облагаются по месту нахождения их правлений. Правления обязаны в течение первых четырех месяцев каждого окладного периода представлять в особую налоговую комиссию по месту их нахождения подробный список всех торговых и промышленных заведений данного предприятия (контор, отделений, агентств, фабрик, заводов и т.д.), с указанием их местонахождения и точных, строго проверенных данных об обороте как каждого заведения, так и всего предприятия за предшествующее окладному полугодие по особой форме, устанавливаемой Народным комиссариатом финансов Союза ССР по соглашению с Высшим советом народного хозяйства Союза ССР и Народным комиссариатом внутренней торговли Союза ССР.

4. Для синдикатов, акционерных обществ, кроме предусмотренных в ст. 3, банков и обществ взаимного кредита устанавливается обложение уравнительным сбором, централизованное в пределах губернии (или соответствующей административно-территориальной единицы). Сведения об оборотах за предшествующее окладному полугодие всех заведений данного предприятия, находящихся в пределах губернии (или соответствующей административно-территориальной единицы), представляются в подлежащую особую налоговую комиссию по установленной форме (ст. 3), в течение первых трех месяцев окладного полугодия, правлением либо одним из заведений, на которое правлением будет возложено ведение централизованного в губернском масштабе счетоводства.

5. Облагаемым оборотом упомянутых в ст. 1 предприятий, при исчислении с них уравнительного сбора, признается общая сумма оборотов как предприятия, так и его торговых и промышленных заведений, по реализации собственной продукции и иных товаров и по оказанию услуг как по вольным, так и по твердым ценам, за наличные и в кредит. Передвижение ценностей внутри предприятия как между правлением предприятия и его заведениями, так и между заведениями, в том числе передача готовой продукции для собственных нужд заведений, не включается в облагаемый оборот.

В частности, облагаемым погубернским оборотом предприятий, перечисленных в ст. 4, считается сумма оборотов заведений, расположенных в пределах губернии (или соответствующей административно-территориальной единицы), а также правления, если оно находится в пределах данной губернии.

Примечание 1. Из облагаемого оборота исключаются суммы уплаченных предприятием акцизов и таможенных пошлин, а также пожертвования на благотворительные и государственные нужды.

Примечание 2. При реализации синдикатом продукции треста в порядке осуществления устава синдиката к облагаемому обороту треста относятся суммы, полученные им от синдиката, а к облагаемому обороту синдиката относится лишь надбавка, сделанная синдикатом при реализации продукции, к суммам, уплаченным тресту. Означенная надбавка не рассматривается как комиссионное вознаграждение. Действие настоящего примечания не распространяется на обороты синдикатов, которые производятся с товарами, приобретаемыми ими за свой счет.

 6. Каждое предприятие, являющееся юридическим лицом, облагается отдельно.

7. В случаях неполноты или неясности представленных сведений (ст. ст. 3 и 4) или возникновения по ним каких либо сомнений губернские финансовые отделы и соответствующие им органы вправе требовать доставления в трехнедельный срок объяснений и доказательств, а равно поручать финансовым инспекторам выяснение возбудивших сомнение вопросов путем непосредственного осмотра книг и документов в помещении правления или контор, отделений, фабрик и т.п.

Вышеуказанные дополнительные сведения могут быть затребованы только один раз, при чем требование финансового органа должно быть согласовано с общим характером ведения отчетности предприятия.

8. Особая налоговая комиссия обязана в отношении предприятий, указанных в ст. 3, в двухмесячный срок со дня получения ею сведений об оборотах:

а) установить облагаемый оборот как всего предприятия в целом, так и всех его торговых и промышленных заведений, имеющих самостоятельный оборот (контор, отделений, агентств, фабрик, заводов и пр.), а равно правления;

б) определить как для всего предприятия в целом, так и для его означенных в п. "а" составных частей, оклад уравнительного сбора;

в) послать правлению предприятия извещение об установленных ею оборотах и окладах уравнительного сбора.

В отношении предприятий, перечисленных в ст. 4, особая налоговая комиссия обязана в тот же срок произвести соответствующие действия относительно всех составных частей предприятия, расположенных в пределах данной губернии (или соответствующей административно - территориальной единицы).

9. По постановлению губернского (или соответствующего ему) финансового органа, предприятия или заведения, не представившие в установленный срок (ст. ст. 3 и 4) надлежащего отчета, могут быть подвергнуты штрафу в размере не свыше пятикратной стоимости торгового патента наивысшего разряда, выбираемого данным предприятием. Предприятия же и заведения, не представившие в назначенный срок документов, затребованных согласно ст. 7, подвергаются штрафу в размере не свыше трети указанного.

10. Предприятия и заведения, не представившие в срок сведений: об оборотах, согласно ст. ст. 3 и 4, облагаются на основании имеющихся в распоряжении особой налоговой комиссии материалов и данных.

Определенные указанным порядком обороты могут быть оспорены предприятием или заведением не иначе, как путем представления в двухнедельный, со дня получения извещения о постановлении особой налоговой комиссии, срок установленных сведений, которые по надлежащей проверке принимаются в основание нового исчисления оклада уравнительного сбора.

11. На постановления особой налоговой комиссий могут быть приносимы жалобы в губернскую (или соответствующую ей) налоговую комиссию в двухнедельный срок со дня получения извещения о состоявшемся постановлении. Губернская налоговая комиссия обязана рассмотреть жалобу и послать плательщику копию своего мотивированного постановления в месячный срок со дня поступления жалобы.

12. Постановления губернской (или соответствующей ей) налоговой комиссии, в случае нарушения ими настоящих правил или инструкции по их применению, могут быть обжалованы в месячный срок со дня получения плательщиком мотивированного постановления в народный комиссариат финансов соответствующей союзной республики, который обязан рассмотреть жалобу и сообщить жалобщику мотивированное постановление в месячный срок со дня поступления жалобы.

13. Оклады уравнительного сбора, исчисляемые в порядке ст. ст. 8 и 10, уплачиваются предприятием в два срока равными частями: в течение десяти дней со дня получения извещения об установленном окладе и через три месяца после этого первого срока.

14. Инструкция по применению настоящих Правил издается Народным комиссариатом финансов Союза ССР по соглашению с Высшим советом народного хозяйства Союза ССР и Народным комиссариатом внутренней торговли Союза ССР.

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М. КАЛИНИН

 

Заместитель председателя

СНК Союза ССР

Л. КАМЕНЕВ

 

Секретарь ЦИК Союза ССР

А. ЕНУКИДЗЕ

 

 

 

 

 

Постановление ЦИК и СНК СССР о специальном военном налоге с граждан, зачисленных в тыловое ополчение. 6.11.1925 г. 

 


Постановление ЦИК и СНК СССР о введении в действие Положения о государственном промысловом налоге. 24.9.1926 г. 

 

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Утвержденное сего числа Положение о государственном промысловом налоге вводится в действие с 1 октября 1926 года.

2. Совету Народных Комиссаров Союза ССР поручается в трехнедельный срок издать перечень узаконений Союза ССР, утрачивающих силу с введением в действие утвержденного сего числа Положения о государственном промысловом налоге, а равно внести в установленном порядке вытекающие из него изменения в законодательство Союза ССР.

3. Все установленные в законодательном порядке, а также Народным комиссариатом финансов Союза ССР на основании ст. 13 Положения о государственном промысловом налоге от 18 января 1923 г. (Вестник ЦИК, СНК и СТО, 1923, № 6, ст. 132) изъятия и льготы по промысловому налогу для кооперации, инвалидов труда и войны, кустарей и ремесленников, общественных организаций и других учреждений и предприятий сохраняют силу впредь до пересмотра законодательства об изъятиях и льготах по промысловому налогу.

Совету Народных Комиссаров Союза ССР поручается в месячный срок издать закон об изъятиях и льготах по государственному промысловому налогу, а Народному комиссариату финансов Союза ССР – пересмотреть в тот же срок совместно с заинтересованными ведомствами изъятия и льготы, установленные им в ведомственном порядке. 

 


Положение о государственном промысловом налоге 24.9.1926 г. 

 

1. Все торговые и промышленные предприятия (заведения), а также поименованные в прилагаемой росписи (Приложение I) промысловые занятия подлежат обложению промысловым налогом, состоящим из сборов патентного и уравнительного.

Примечание. Изъятия и льготы по промысловому налогу предусматриваются в особом законе об изъятиях и льготах по промысловому налогу. 

О патентном сборе 

2. Для торговых и промышленных предприятий (заведений) выбираются до наступления окладного года, а для вновь открытых в первом полугодии окладного года предприятий – до начала операций годовые патенты; для предприятий (заведений), открываемых во втором полугодии окладного года, выбираются до открытия предприятия полугодовые патенты. Тот же порядок применяется к выборке патентов для личных промысловых занятий.

3. Для торговых и промышленных предприятий (заведений), имеющих сезонный характер, а также для личных промысловых занятий, продолжающихся менее 6 месяцев, выбираются до начала операции предприятий (заведений) или приступа к занятиям патенты полугодовые, трехмесячные и месячные. Для торговых предприятий, действующих на ярмарках, выбираются ярмарочные патенты. Означенные патенты выбираются в любые сроки независимо от окладных периодов.

4. Действие патентов, указанных в ст. 2, прекращается с окончанием соответствующего окладного года; патенты, указанные в ст. 3, действительны в течение всего периода, на который они выданы, независимо от окончания окладного года.

Примечание 1. Полугодовые и трехмесячные патенты не выдаются предприятиям, действовавшим в непосредственно предшествовавшей четверти года.

Примечание 2. Выдача месячных патентов производится в отдельных районах или для отдельных видов предприятий не иначе как с разрешения народных комиссариатов финансов союзных республик по ходатайству о том подлежащих губернских исполнительных комитетов или соответствующих им органов власти.

Примечание 3. Для складочных помещений для хранения товаров выбираются патенты на сроки и в порядке, установленном для патентов для торговых и промышленных предприятий.

Примечание 4. На производство предметов роскоши и торговли ими дополнительно выбираются патенты на основании ст. ст. 36-41 настоящего Положения. 

5. Для каждого предприятия (заведения) или складочного помещения, свободного от уплаты патентного сбора, выбираются в сроки, указанные для выборки патентов, бесплатные регистрационные билеты.

6. Для определения ставок патентного сбора торговые и промышленные предприятия (заведения) разделяются на разряды согласно приложенным расписаниям (Приложения II, II-а, II-б, II-в, III, III-а).

7. Ставки патентного сбора по разрядам и классам местностей устанавливаются прилагаемыми расписаниями (Приложения IV и V).

Распределение местностей по классам устанавливается Народным комиссариатом финансов Союза ССР по соглашению с Высшим советом народного хозяйства союза ССР, Центральным статистическим управлением Союза ССР и Народным комиссариатом внешней и внутренней торговли Союза ССР и опубликовывается в газете "Известия Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета".

8. Стоимость полугодовых и трехмесячных патентов определяется в размере половины, а стоимость месячного патента – в размере 1/6 стоимости соответствующего годового патента.

9. Патенты выбираются на каждое отдельное торговое или промышленное предприятие (заведение) и складочное помещение, на каждый подряд, поставку или откуп, а равно на каждое промысловое занятие. При оплате патентным сбором подвижной торговли отдельные патенты выбираются на каждые воз, лодку, ларь, стол, лоток и т.п.

Примечание 1. Торговые предприятия III-VI разрядов и промышленные II-XV разрядов имеют право содержать без уплаты патентного сбора до двух складочных помещений для хранения товаров.

Торговые предприятия I и II разрядов и промышленные предприятия I разряда имеют право содержать без уплаты патентного сбора одно складочное помещение для хранения товаров.

Примечание 2. Поставки владельцами промышленных предприятий изделий своего производства, а равно подряды, выполняемые ими силами своих предприятий, свободны от выборки патентов на подряд или поставку независимо от их суммы.

Равным образом освобождается от выборки особых патентов на поставку поставка торговыми предприятиями (заведениями) предметов своей торговли, но лишь в тех случаях, если общая сумма этой поставки не превышает суммы, установленной для обложения поставок по тому разряду расписания торговых предприятий, к которому принадлежит выполняющее поставку предприятие (заведение). 

10. Патентный сбор с предприятия (заведения) за данный окладной период, в том числе сбор, уплаченный за ярмарочные патенты, засчитывается в размере 50 % в уплату уравнительного сбора. Зачет не распространяется на патенты для складочных помещений, для производства предметов роскоши и торговли ими и для личных промысловых занятий.

11. Если на содержание предприятия (заведения), не освобожденного от промыслового налога, не взято вовсе патента и если патент не будет взят и предъявлен финансовому инспектору в течение назначенного им срока, не менее 7 дней для частного предприятия и 14 для государственного, коммунального и кооперативного, то предприятие (заведение) это по распоряжению финансового инспектора подлежит закрытию впредь до представления надлежащего патента.

Примечание. О всех случаях закрытия предприятий (заведений) финансовый инспектор сообщает немедленно губернскому финансовому отделу (или соответствующему ему финансовому органу), который не позднее недельного срока обязан утвердить это постановление или предложить открыть запечатанное помещение. 

12. В случае обнаружения торговли разносной, развозной или производимой из помещения, которое по техническим условиям не может быть опечатано, а равно скупки товаров для перепродажи, производимых без патента, финансовому инспектору предоставляется право подвергать аресту продаваемый или заготовляемый товар впредь до представления надлежащего патента. Порядок применения этой меры в соответствии с местными условиями устанавливается подлежащими губернскими финансовыми отделами (или соответствующими им финансовыми органами).

 

Об уравнительном сборе 

13. Уравнительный сбор взимается со всех торговых и промышленных предприятий (заведений), обязанных выборкой на данный окладной период годового или полугодового патента, за исключением торговых предприятий I разряда, предприятий (заведений), торгующих исключительно на ярмарках (ст. 44), а равно предприятий (заведений), для которых особыми узаконениями установлена вместо уравнительного сбора уплата патентного сбора в размере, кратном к основной стоимости патента.

14. Обложение уравнительным сбором предприятий (заведений), указанных в ст. 26 настоящего Положения, производится в централизованном порядке (ст. ст. 26-35), а все остальные предприятия (заведения) облагаются в общем порядке (ст. ст. 20-25).

15. Уравнительный сбор взимается в размере определенного процента к оборотам предприятия. Табель процентов уравнительного сбора для отдельных отраслей промышленности и торговли устанавливает Народный комиссариат финансов Союза ССР по соглашению с Высшим советом народного хозяйства Союза ССР и Народным комиссариатом внешней и внутренней торговли Союза ССР, исходя из общей нормы обложения в размере 1 % для оптовой торговли, 1 1/2 % для розничной торговли и 1 1/4 % для промышленности.

16. Оборотом, с которого исчисляется уравнительный сбор, признается:

а) для товарно-торговых предприятий – в том числе и для скупки товаров в целях перепродажи – сумма валовой выручки по продаже товаров за наличные и в кредит, за исключением сумм, вырученных по отдельно облагаемым подрядам и поставкам, но со включением оборотов по ярмарочной торговле, причем стоимость товаров, передаваемых из одного торгового предприятия в другое торговое предприятие того же владельца, не включается в оборот;

б) для промышленных предприятий, занимающихся добычей сырья – продажная стоимость проданного сырья;

в) для промышленных предприятий, занимающихся производством изделий из своих материалов – продажная стоимость проданных изделий;

г) для промышленных предприятий, занимающихся работами из чужих материалов – валовой заработок, не считая стоимости чужого материала;

д) для промышленных предприятий, передающих свою продукцию или товары в другие торговые или промышленные заведения того же владельца – себестоимость этой продукции или товаров с накладными по производству расходами предприятия;

е) для предприятий транспортных, перевозочных, трудовых артелей и всяких нетоварных торговых предприятий – сумма валового дохода;

ж) для посреднических, комиссионерских и экспедиторских предприятий – сумма комиссионного вознаграждения;

з) для кредитных учреждений – сумма процентов, начисленных в пользу учреждений, комиссии, провизии и других валовых прибылей, а по товарно-торговым операциям, производимым за свой счет – валовая выручка за наличные и в кредит;

и) для откупов – сумма, вырученная откупщиком по произведенным им операциям по откупу;

к) для подрядов и поставок, продолжающихся больше года – сумма, на которую они выполнены в предыдущем году, а для прочих подрядов и поставок – сумма исполнения;

л) для кооперации, кроме кредитной;

1) валовая выручка за проданные на наличные и в кредит товары, за исключением сумм по внутрикооперативному обороту, под которым разумеется оборот с организациями того же вида кооперации – по прямой линии ее системы (вверх и вниз);

2) сумма вознаграждений, причитающихся данной кооперативной организации за выполненные ею работы или оказанные услуги, за исключением сумм, полученных от организаций того же вида кооперации по прямой линии ее системы (вверх и вниз).

Примечание 1. При исчислении оборотов предприятий (заведений), производящих подакцизные предметы или торгующих ими, из оборотов предприятий (заведений) исключается сумма акциза, уплаченного ими в истекшем окладном периоде.

При исчислении оборотов предприятий (заведений), уплативших в истекшем окладном периоде таможенные пошлины, сумма этих пошлин исключается из суммы оборота.

Примечание 2. Порядок определения оборотов предприятий, облагаемых в централизованном порядке, предусмотрен ст. 28 настоящего Положения. 

17. Для предприятий (заведений), выбирающих годовые патенты, уравнительный сбор исчисляется по оборотам за предшествующий год, а для предприятий, выбирающих полугодовые патенты – по оборотам за соответствующее предшествующее полугодие.

Примечание. Предприятия (заведения), возникшие в течение окладного года, облагаются по обороту, предположительно определяемому налоговой комиссией за время с начала операций предприятия (заведения) до конца года, по окончании которого производится пересчет оклада уравнительного сбора по обороту, фактически имевшему место за тот же период, и получившаяся разница довзыскивается с плательщика или засчитывается в счет других платежей, либо возвращается ему по его о том ходатайству; в следующем окладном году эти предприятия (заведения) облагаются по фактическому за время их существования в предшествующем году обороту, увеличенному по расчету на весь окладной год.

Облагаемые в централизованном порядке (ст. 26) предприятия и принадлежащие им заведения не привлекаются к обложению уравнительным сбором в том окладном году, в котором они возникли. Во втором окладном году они облагаются по обороту, имевшему место в предыдущем окладном периоде. 

18. Оклады уравнительного сбора, исчисленные для предприятий (заведений), закрывшихся в течение окладного периода, понижаются пропорционально части окладного периода, оставшейся до срока действия патента.

Примечание. Правило настоящей статьи не распространяется на отдельные заведения, входящие в состав предприятий, облагаемых в централизованном порядке (ст. 26). 

19. Если по зачету половины стоимости патентов (ст. 10) в исчисленную сумму уравнительного сбора; оклад уравнительного сбора составит менее одного рубля, то уравнительный сбор не взимается.

 

Обложение уравнительным сбором в общем порядке 

20. Владельцы привлекаемых к уравнительному сбору предприятий (заведений), для которых выбираются годовые патенты, обязаны не позднее полутора месяцев со дня открытия действия предприятия (заведения) в окладном периоде подавать финансовому инспектору по месту нахождения предприятия (заведения) заявления по установленной форме о сумме оборота предприятия (заведения) за предшествующий год; по предприятиям (заведениям), для которых выбираются полугодовые патенты за соответствующее предшествующее полугодие, а по предприятиям (заведениям), возникшим в течение окладного периода, - за первый месяц действия предприятия (заведения).

21. Основанием для определения налоговыми комиссиями оборотов служат: 1) заявления об оборотах, представленные владельцами предприятий (заведений); 2) представленные ими торговые книги и иные документальные данные; 3) данные, извлеченные самим финансовым инспектором из торговых книг предприятия при их проверке; 4) имеющиеся в налоговой комиссии и собранные через сведущих лиц сведения, а также личные объяснения плательщика; 5) данные, собранные при торговой проверке за предшествующие окладные периоды.

22. Обороты государственных, коммунальных и кооперативных предприятий (заведений), а также обороты представивших удостоверенные экспертизой торговые книги частных предприятий (заведений) определяются по торговым книгам, причем налоговым комиссиям предоставляется право при исчислении оборотов вносить мотивированные поправки.

Налоговые комиссии могут отвергнуть указанные торговые книги при наличии у них фактических данных, доказывающих неполноту или неправильность записей в этих книгах.

Примечание. Порядок удостоверения торговых книг экспертизой устанавливается инструкцией, издаваемой по соглашению Народного комиссариата финансов Союза ССР с Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР и Народным комиссариатом внешней и внутренней торговли Союза ССР. 

23. Торговые книги частных предприятий (заведений), не удостоверенные экспертизой, принимаются налоговыми комиссиями для определения оборота, если не возбуждают у них сомнений в правильности и полноте ведения их.

В случае принятия налоговой комиссией торговых книг для определения оборота вносимые налоговой комиссией поправки должны быть обоснованы.

24. Отклонение налоговыми комиссиями торговых книг, предусмотренных ст. ст. 22 и 23 настоящего Положения, облекается в форму особого мотивированного постановления, причем по требованию плательщика ему выдается копия постановления об отклонении книг и о внесенных при исчислении оборота по книгам поправках.

25. Плательщики получают извещения о причитающихся окладах уравнительного сбора, которые подлежат взносу в приходо-расходную кассу Народного комиссариата финансов одновременно с начисленной надбавкой в пользу местных средств.

Уплата уравнительного сбора производится по частям равными долями: годовых окладов – в четыре срока, а полугодовых – в два срока, устанавливаемых Народным комиссариатом финансов Союза ССР по соглашению с Народным комиссариатом внешней и внутренней торговли Союза ССР и Высшим советом народного хозяйства Союза ССР.

Примечание. Губернским финансовым отделам и соответствующим им финансовым органам предоставляется право, в случае необходимости, удлинять не более чем на две недели установленные в порядке настоящей статьи сроки.

 

Обложение уравнительным сбором в централизованном порядке 

26. Государственные тресты (комбинаты), торги, синдикаты, акционерные общества (паевые товарищества), банки, общества взаимного кредита и союзы кооперативов облагаются уравнительным сбором в централизованном порядке по месту нахождения правления по обороту, определяемому в порядке ст. 28 настоящего Положения.

27. Каждое предприятие, являющееся юридическим лицом, облагается отдельно.

Примечание. При исчислении оборотов союзов кооперативов соблюдается правило п. "л" ст. 16 настоящего Положения. 

28. Облагаемым оборотом упомянутых в ст. 26 предприятий при исчислении с них уравнительного сбора признается общая сумма оборотов как правления, так и торговых и промышленных заведений, принадлежащих предприятию, по реализации собственной продукции и иных товаров и по оказанию услуг как по вольным, так и по твердым ценам за наличные и в кредит. Передвижение ценностей внутри предприятия как между правлением предприятия и его заведениями, так и между заведениями, в том числе передача готовой продукции для собственных нужд заведений, не включается в облагаемый оборот.

Примечание. При реализации синдикатом продукции объединяемых им трестов в порядке осуществления синдикатом его функции, согласно уставу к облагаемому обороту синдиката относится лишь надбавка, сделанная синдикатом при реализации продукции, к суммам, уплаченным трестам, вне зависимости от формы сделки синдиката с трестом и условий расчета между ними. Означенная надбавка не рассматривается как комиссионное вознаграждение и облагается уравнительным сбором из особо установленного процента. 

29. Правления перечисленных в ст. 26 предприятий обязаны представлять в особую налоговую комиссию по месту нахождения правления:

а) в течение первых двух месяцев окладного года подробный список всех объединяемых заведений с указанием их местонахождения и приведением данных о сумме уплаченного по каждой губернии или соответствующей административно-территориальной единицы патентного сбора за заведения;

б) в течение первых четырех месяцев окладного года отчет об оборотах по всем заведениям предприятия и его правления за предшествующий окладному год по установленной форме.

30. В случае неполноты или неясности представленных отчетов об оборотах (ст. 29) или возникновения по ним каких либо сомнений, губернские финансовые отделы или соответствующие им финансовые органы в праве требовать доставления в трехнедельный срок объяснений и доказательств, а равно поручать органам налогового надзора выяснение возбудивших сомнения вопросов путем непосредственного осмотра книг и документов в помещении правления или отдельных заведений.

Вышеуказанные дополнительные объяснения и доказательства могут быть затребованы только один раз, причем требования должны быть согласованы с общим характером ведения отчетности в предприятии.

31. По проверке показанной в отчете суммы оборота и внесении, в случае надобности, надлежащих исправлений, особая налоговая комиссия устанавливает облагаемый оборот предприятия и определяет на основании этого оборота оклад уравнительного сбора, причитающийся со всего предприятия, со 100-процентной надбавкой в пользу местных средств.

Вместе с тем особая налоговая комиссия устанавливает размер части исчисленного оклада уравнительного сбора, причитающейся каждой губернии (или соответствующей административно-территориальной единице), в которой находятся заведения и правление предприятия. Означенный размер устанавливается пропорционально общей стоимости патентов, выбранных по каждой губернии (или соответствующей ей административно-территориальной единице) для находящихся в ней заведений и правления предприятия на данный окладной год.

32. Предприятия, не представившие в установленный срок (ст. 29) отчета об оборотах, облагаются уравнительным сбором особой налоговой комиссией на основании имеющихся в ее распоряжении материалов и данных. Определенные указанным порядком обороты могут быть оспорены предприятием только путем представления в установленный для обжалования в губернскую налоговую комиссию срок отчета, который по надлежащей проверке принимается в основание нового исчисления оклада уравнительного сбора.

33. Упомянутые в ст. 26 предприятия уплачивают уравнительный сбор вместе со 100-процентной надбавкой в пользу местных средств в следующем порядке: в виде аванса равными частями не позже 31 декабря и 31 марта вносится сумма, равная половине оклада уравнительного сбора, исчисленного в предыдущем окладном году, вместе с соответствующей частью 100-процентной надбавки. Разница между исчисленным окладом на данный окладной год и суммами, причитающимися в виде аванса, уплачивается равными долями не позже 30 июля и 15 сентября. Излишне внесенные в виде аванса суммы подлежат возврату плательщику.

34. Означенные в предыдущей статье взносы окладов уравнительного сбора вместе с надбавкой в пользу местных средств производятся в кассы Народного комиссариата финансов за счет каждой губернии (или соответствующей ей административно-территориальной единицы) в размерах, исчисленных в порядке ст. 31.

35. Народному Комиссариату Финансов Союза ССР предоставляется право:

а) распространять действие ст. ст. 26-34 настоящего Положения на государственные и кооперативные предприятия, не предусмотренные ст. 26;

б) по ходатайствам упомянутых в ст. 26 предприятий устанавливать обложение уравнительным сбором в централизованном порядке по месту нахождения районных отделений этих предприятий при наличии в этих отделениях централизованного по району счетоводства;

в) по соглашению с заинтересованными народными комиссариатами устанавливать обложение в общем порядке отдельных заведений или групп заведений, принадлежащих предприятиям, упомянутым в ст. 26. Обложенные в общем порядке обороты этих заведений не включаются в общий оборот предприятия.

 

Об обложении производства предметов роскоши и торговли ими 

36. Предметами роскоши признаются:

а) изделия из крокодиловой, свиной и тисненой кожи, а также обувь из лакированной кожи;

б) выделанные меха: соболя, черно-бурой лисицы и песца, горностая, камчатского бобра, каракульчи, шеншиля, котика и обезьяны и изделия из этих мехов;

в) заграничные шелковые материи и бархат и всякие изделия из них;

г) дамские шляпы со страусовыми перьями, эгретами[12], птицами и шелковыми цветами и всякие заграничные шляпы (мужские и дамские);

д) заграничные: кружева, тюль, блонды, прошивки по батисту и дорогие отделки для платьев, а равно шелковый трикотаж;

е) изделия из золота, платины, жемчуга, алмазов (бриллиантов), сапфиров, рубинов, изумрудов, александритов, аметистов, топазов, кроме изделий технического характера;

ж) художественные вещи из серебра, слоновой кости, яшмы, малахита, оникса и перламутра, а также оригинальные изваяния и оригинальные картины, кроме произведений современных мастеров-граждан Союза ССР, и антикварные вещи;

з) мебель, полностью обитая кожей, бархатом, шелком, плюшем или парчей;

и) заграничные сигары, табак и папиросы, вина и ликеры;

к) заграничная парфюмерия и косметика.

37. Обложению в порядке ст. ст. 38-41 подлежат все производящие и продающие предметы роскоши (ст. 36) предприятия (заведения) и промыслы. Предприятия (заведения), освобожденные от промыслового налога, в случае производства или торговли предметами роскоши, подлежат обложению в порядке ст. ст. 38-41, причем патентный сбор взимается в зависимости от того разряда, к которому они были бы отнесены, если бы не были освобождены от промыслового налога.

38. Промышленные предприятия и ремесленники, производящие предметы роскоши, должны выбирать особые патенты стоимостью в 50 % от суммы патентного сбора, которому подлежит предприятие или промысел.

39. Торговые предприятия, продающие предметы роскоши, должны выбирать особые патенты стоимостью в процентах от основной цены патента для торговых предприятий III разряда: предприятия II разряда – 100 %, III разряда – 150 %, IV разряда – 200 %, V разряда – 250 % и VI разряда – 300 %.

40. Для оборотов по предметам роскоши ставка уравнительного сбора устанавливается в размере 4 % по оптовой торговле и по производству и в размере 6 % – по розничной торговле.

Примечание. Предприятия, производящие или продающие предметы роскоши наряду с прочими не относящимися к предметам роскоши товарами, облагаются раздельно по тому и другому виду торговли или производства. При установлении размеров оборота по производству или торговле предметами роскоши и по предметам, к ним не относящимся, финансовые органы руководствуются заявлениями плательщиков, торговыми книгами, а также иными имеющимися в их распоряжении данными. 

41. Не подлежат обложению в порядке ст. ст. 37-40 производство предметов роскоши (ст. 36) исключительно для вывоза за границу, а равно обороты по предметам роскоши, вывезенным на внешний рынок.

Изъятия из порядка обложения производства и торговли предметами роскоши, предусмотренного ст. ст. 37-41, необходимые в целях согласования обложения с международными соглашениями, заключенными Союзом ССР, устанавливаются Народным комиссариатом финансов Союза ССР, по соглашению с Народным комиссариатом по иностранным делам.

 

О промысловом налоге с предприятий на ярмарках 

42. Для обложения промысловым налогом предприятий, торгующих на ярмарках, ярмарки разделяются на пять классов. Отнесение каждой ярмарки общесоюзного значения к тому или иному классу производится Народным комиссариатом финансов Союза ССР по соглашению с Народным комиссариатом внешней и внутренней торговли Союза ССР. Распределение по классам ярмарок, не имеющих общесоюзного значения, производится народными комиссариатами финансов соответствующих союзных республик по соглашению с народными комиссариатами торговли этих республик.

43. Торговые предприятия на ярмарках разделяются на разряды по промысловому налогу согласно расписанию разрядов торговых предприятий (Приложение II) и росписей товаров (Приложения II-а, II-б, II-в).

Патентный сбор по разрядам торговых предприятий и классам ярмарок уплачивается путем выборки ярмарочных патентов по прилагаемой табели полумесячных ставок патентного сбора (Приложение V) из расчета числа полумесяцев продолжительности ярмарки, причем неполные полумесяцы считаются за полные.

44. Уравнительный сбор с предприятий, действующих только на ярмарках, не взимается.

45. Торговые предприятия I разряда, складочные помещения для хранения товаров, а равно личные промысловые занятия на ярмарках, освобождаются от обложения промысловым налогом.

46. На ярмарках, продолжающихся менее 7 дней, от промыслового налога освобождаются все ярмарочные предприятия.

 

О надзоре за соблюдением правил о государственном промысловом налоге и о взысканиях за нарушение положения о нем 

47. Городские домовладельцы и домоуправления обязаны сообщать финансовым инспекторам по месту нахождения домовладений сведения о всех производимых в их домах промыслах и содержимых торговых и промышленных предприятиях, конторах и складах. Порядок представления этих сведений устанавливается инструкциями, издаваемыми народными комиссариатами финансов соответствующих Союзных Республик по соглашению с народными комиссариатами внутренних дел этих Республик.

48. Финансовым инспекторам предоставляется право при содействии железнодорожной администрации и агентов пароходных, транспортных и страховых организаций извлекать из книг железных дорог и означенных организаций сведения об отправляемых, получаемых и страхуемых товарах, а также производить выборку из торговых книг государственных и кооперативных торговых и промышленных предприятий сведений об их сделках с частными лицами и предприятиями.

49. Все лица налогового надзора пользуются правом беспрепятственного входа во все торговые и промышленные заведения, складочные помещения и другие места, где производятся торговля или промысел, и осмотра этих заведений на месте, для чего они снабжаются особыми открытыми листами, выдаваемыми губернским финансовым отделом (или соответствующим финансовым органом).

50. Лица, производящие торговлю или промысел, обязаны предъявлять при проверке налоговому надзору по требованию последнего промысловые патенты, бесплатные регистрационные билеты, квитанции в уплате уравнительного сбора и другие документы, необходимые для поверки торговли и промыслов.

51. Патенты всегда должны находиться в торговом или промышленном заведении, на которое они выбраны, а лица, производящие подвижную или переносную торговлю, должны иметь патенты при себе.

52. Члены налоговых комиссий и лица налогового надзора обязываются не разглашать полученных при исполнении обязанностей по обложению промысловым налогом сведений.

53. За производство торговли или промыслов без установленного патента или по патенту меньшей стоимости, чем подлежавший выборке, владельцы торговых и промышленных предприятий (заведений), сверх обязанности взять надлежащий патент (или обменять имеющийся с соответствующей доплатой), подвергаются денежному взысканию не свыше пятикратного размера неуплаченной или недоплаченной основной стоимости подлежащего выборке патента.

54. За содержание склада, свободного от обложения промысловым налогом, без выборки на него бесплатного билета, виновные в том подвергаются денежному взысканию в размере не свыше одной десятой части основной стоимости патента, установленного для того предприятия, к которому данный склад относится.

55. За несвоевременную выборку патентов виновные в этом лица подвергаются взысканию не свыше трехкратного размера основной стоимости несвоевременно выбранного патента.

56. Взысканию, указанному в ст. 53, подвергаются владельцы, допустившие в своих предприятиях (заведениях) к исполнению обязанностей без патентов на промысловое занятие служащих, на которых предприятие обязано было выбрать соответствующий патент.

57. За невыборку бесплатных регистрационных билетов для предприятий (заведений) и личных промысловых занятий в тех случаях, в которых предусмотрена обязательность выборки этих билетов, владелец предприятия (заведения) подвергается денежному взысканию не свыше пяти рублей.

58. За неподачу в установленный срок заявлений об обороте (ст. 20) виновные подвергаются денежному взысканию в размере не свыше основной стоимости патента на предприятие, по которому не подано заявление.

59. За непредставление в установленный срок надлежащего отчета предприятия, облагаемые уравнительным сбором в порядке ст. ст. 26-35, подвергаются штрафу в размере не свыше пятикратной стоимости патента наивысшего разряда, выбираемого данным предприятием. Предприятия, не представившие в назначенный срок объяснений, затребованных в порядке ст. 30, подвергаются штрафу в сумме не свыше 30% указанного размера.

За непредставление в установленный срок предусмотренного в п. "а" ст. 29 списка заведений предприятия подвергаются штрафу в размере не свыше половины стоимости указанного патента.

60. Взыскания, предусмотренные в ст. ст. 53-59, налагаются губернскими финансовыми отделами (или соответствующими им финансовыми органами) и могут быть обжалованы подвергнутыми взысканию лицами в губернские (или соответствующие им) налоговые комиссии и высшие инстанции в порядке, указанном в Положении о налоговых комиссиях (Собр. Зак. СССР, 1926, № 2, ст. 11).

61. Губернский финансовый отдел (или соответствующий ему финансовый орган) не позже двухнедельного срока со времени получения протокола о нарушении правил о промысловом налоге или затребованных по протоколу дополнительных сведений, обязан рассмотреть дело и вынести по нему решение, которое объявляется под расписку плательщику, с указанием порядка и срока обжалования.

62. Инструкция по применению настоящего Положения издается Народным комиссариатом финансов Союза ССР по соглашению с Народным комиссариатом внешней и внутренней торговли Союза ССР и Высшим советом народного хозяйства союза ССР.

 


Положение о государственном подоходном налоге. 24.9.1926 г.[13]

 

 

 

 

 


Положение о подоходном налоге с государственных предприятий, кооперативных организаций и акционерных обществ (паевых товариществ) с участием государственного и кооперативного капитала. 15.10.1926 г.[15] 

 

Раздел I. Общие положения 

1. Обложению подоходным налогом на основании настоящего Положения подлежат: а) государственные предприятия, действующие на началах коммерческого (хозяйственного) расчета; б) кооперативные организации; в) акционерные общества (паевые товарищества), не менее 50 % акций (паев) которых принадлежат государственным учреждениям и предприятиям и кооперативным организациям.

2. Указанные в ст. 1 юридические лица облагаются по чистой прибыли, полученной ими от всех доходных источников за операционный год, предшествующий окладному.

3. Для государственных предприятий и акционерных обществ с преобладанием государственного капитала чистой прибылью признается прибыль по их балансам, составленным и утвержденным в установленном особыми законами порядке (балансовая прибыль).

Для всех остальных указанных в ст. 1 юридических лиц чистая прибыль определяется в порядке ст. ст. 8-12 настоящего Положения (налоговая прибыль).

Примечание. Под подлежащей обложению прибылью предприятий, организованных за границей с участием советского государственного капитала и допущенных в лице их агентств (представительств) к операциям на территории Союза ССР, понимается чистая прибыль, получаемая только от операций, произведенных этими агентствами на территории Союза ССР. 

4. Обложению подоходным налогом не подлежат те из указанных в ст. 1 юридических лиц, чистая прибыль которых не превышает 1500 рублей в год.

5. Налог определяется в размере восьми процентов от суммы чистой прибыли.

Если исчисленный из указанного процента оклад налога окажется выше оклада, причитающегося с данной суммы прибыли по расписанию № 3, приложенному к Положению о государственном подоходном налоге от 24 сентября 1926 года[16] (Собр. Зак. СССР, 1926, № 64, ст. 484), то оклад налога устанавливается согласно упомянутому расписанию.

6. Предусмотренные уставами юридических лиц, указанных в ст. 1, отчисления от чистой прибыли (в резервный капитал, фонд улучшения быта рабочих и служащих и проч.) производятся с суммы, остающейся за вычетом из всей суммы чистой прибыли оклада подоходного налога с местной к нему надбавкой.

7. Изъятия и льготы по применению настоящего Постановления устанавливаются особым законом.

 

Раздел II. Порядок определения налоговой прибыли 

8. Налоговой прибылью юридических лиц, указанных в части второй ст. 3, признается разность между их валовым доходом, с одной стороны, и их расходами и отчислениями, определенными согласно ст. ст. 11 и 12, с другой стороны.

9. Валовой доход определяется согласно ст. ст. 18 и 22 Положения о государственном подоходном налоге от 24 сентября 1926 года (Собр. Зак. СССР, 1926, № 64, ст. 484).

10. К валовому доходу не причисляются:

а) взносы в оплату акций (паев) данного юридического лица по их выпускной цене;

б) паевые и вступительные взносы, а также взносы на образование специальных капиталов кооперативных организаций, а равно ценности, переходящие к кооперативным организациям в порядке принятия ими актива и пассива других, сливающихся с ними кооперативных организаций;

в) суммы, полученные в виде безвозвратного пособия;

г) стоимость имущества, возвращаемого кооперации на основании специальных постановлений Правительства.

11. К числу расходов, подлежащих вычету из валового дохода для определения чистой прибыли (ст. 8), относятся действительно произведенные в отчетном году и относящиеся к операциям того же года расходы и отчисления:

а) на приобретение и перевозку предметов торговли, материалов производства и топлива, и упаковочных материалов;

б) на заработную плату (включая натуральное вознаграждение) рабочих и служащих, на выдачу им всякого рода установленных законом компенсаций, на уплату взносов по социальному страхованию, на содержание профессиональных органов, на культурно-просветительные нужды и улучшение быта рабочих и служащих, поскольку эти расходы производятся на основании закона, устава или коллективного договора не из специального фонда на улучшение быта рабочих и служащих, на возмещение за увечье рабочим и служащим по судебным решениям, на приобретение спец- и прозодежды по установленным нормам;

в) на комиссионное и куртажное вознаграждение, на уплату нотариальных, маклерских и биржевых регистрационных сборов, а также на уплату судебных издержек;

г) на канцелярские, путевые, почтово-телеграфные и телефонные расходы, а равно на печатание объявлений и реклам;

д) на арендование и обработку земельных участков;

е) на наем и содержание торговых, производственных и складочных помещений, а равно других строений, подъездных путей, а также живого и мертвого инвентаря;

ж) на отопление, водоснабжение, освещение и содержание в чистоте строений, числящихся на балансе или находящихся в пользовании предприятия;

з) на уплату процентов по долговым обязательствам, а также по облигационным займам, а равно на уплату процентов по находящимся в обороте предприятия, но не принадлежащим ему средствам специальных капиталов;

и) на уплату общегосударственных и местных налогов и сборов (кроме подоходного налога и надбавки в доход местных советов к подоходному налогу), штрафов и пени (в том числе и по подоходному налогу), и других установленных в законодательном порядке платежей;

к) на страхование имущества;

л) на действительно произведенный ремонт имущества без увеличения, однако, его балансовой стоимости;

м) на погашение стоимости имущества впредь до полного погашения ее – в размерах, предусмотренных ст. 12;

н) в потерю по долгам, по сделанным дебиторам при расчете скидкам, а равно иным действительным убыткам, понесенным в истекшем операционном году;

о) на оплату членских взносов в организации, участие в которых предусмотрено уставом предприятия;

п) на предусмотренные уставом экономические и статистические обследования, на устройство выставок, музеев, изготовление диаграмм, плакатов и т.п. – в размере не свыше одного процента облагаемой прибыли;

р) в резерв премий страховых кооперативных организаций;

с) по созыву предусмотренных уставом общих собраний, собраний уполномоченных, съездов, совещаний и конференций, за исключением расходов на содержание и довольствие их участников;

т) на содержание консервированных заведений, включая необходимый капитальный ремонт; на капитальные работы и другие расходы по подготовке к пуску консервированных заведений в размерах, предусмотренных ст. 13 Правил составления балансов и исчисления амортизационных отчислений государственными и кооперативными предприятиями, а также акционерными обществами с преобладанием государственного капитала, обязанными публичной отчетностью, за исключением кредитных учреждений, утвержденных Советом труда и обороны 10 сентября 1926 г. (Собр. Зак. СССР, 1926, № 60, ст. 453).

Примечание 1. К расходам на заработную плату (п. "б") относится вознаграждение лиц, входящих в состав правлений, советов, ревизионных комиссий, учетных комитетов и других органов юридического лица, в размере, не превышающем 6000 рублей в год на одно лицо.

Примечание 2. К расходам, предусмотренным п. "б", относятся, в частности, плата за работу членам промысловых и уставных трудовых артелей, расходы на приобретение для них проз- и спецодежды по установленным нормам, на взносы за них по социальному страхованию или в кассу взаимопомощи в объеме и размере не свыше установленных для социального страхования.

Примечание 3. В потерю по долгам могут быть списываемы лишь просроченные долги предприятий и лиц, прекративших платежи, долги, во взыскании которых отказано судом, долги за не разысканными лицами, долги, по которым истекла давность, и другие безнадежные долги. Отчисления в потерю того или иного процента с общей суммы долгов не допускаются. Убытки прежних лет не могут быть списываемы из доходов отчетного года, за исключением тех, которые обнаружены в отчетном году. 

12. Отчисления на погашение стоимости имущества (ст. 11 п. "м") не должны превышать следующих размеров:

а) строения железо-бетонные и каменные 3 %

" деревянные 5 %

" смешанные 4 %

" глинобитные, саманные и из сырцового кирпича 9 %

б) машины и прочие орудия, доменные и коксовые печи, шахты,

штольни, основные штреки и другие сооружения 8 %

в) суда железные 4,8 % 

" деревянные 9,6 %

г) автомобили легковые и грузовые 18 %

д) остальной живой и мертвый инвентарь 9,6 %.

Примечание 1. Отчисления на погашение стоимости жилых строений производятся из расчета 2/3 указанных в п. "а" настоящей статьи норм.

Примечание 2. Отчисления на амортизацию консервированного имущества в расход не включаются.

Примечание 3. Отчисления на погашение значащихся по балансу капитальных затрат на земельные участки, на не принадлежащие организации (арендованные) имущества и на приобретение патентов на изобретения, привилегий, лицензий и других прав производства в размере доли, падающей на отчетный год по сроку пользования имуществом или правом, а при отсутствии срока - не свыше 10% от суммы затраты.

 

Раздел III. Порядок исчисления и взимания налога 

13. Исчисление подлежащей обложению налогом чистой прибыли и суммы причитающегося оклада налога производится правлением облагаемого юридического лица.

14. Не позднее 3 месяцев со дня окончания операционного года правления юридических лиц, кроме освобождаемых от подоходного налога, обязаны представить председателю подлежащей налоговой комиссии:

а) правления юридических лиц, упомянутых в части первой ст. 3 – копию баланса вместе с расчетом причитающегося налога;

б) правления юридических лиц, упомянутых в части второй ст. 3 – отчет с приложенными к нему балансом и расчетом налоговой прибыли и оклада налога.

Примечание 1. В тех случаях, когда представление отчета отсрочено в порядке, предусмотренном правилами публичной отчетности, отчет должен быть представлен председателю налоговой комиссии по окончании отсрочки.

Примечание 2. Налоговым комиссиям предоставляется право требовать в отдельных случаях представления отчета и от юридических лиц, указанных в ст. 4.

 15. Вновь образованные предприятия и организации в первый раз привлекаются к платежу налога по окончании их первого операционного года, с окончанием которого они обязаны в течение 3 месяцев представить председателю соответствующей налоговой комиссии указанные в ст. 14 документы и свой устав.

16. Одновременно с представлением баланса (ст. 14) и во всяком случае до истечения трехмесячного срока по окончании операционного года правления облагаемых подоходным налогом юридических лиц обязаны внести в кассу Народного комиссариата финансов подоходный налог вместе с надбавкой в местные средства по составленному ими в соответствии с балансом расчету.

17. В тех случаях, когда представление баланса отсрочено (примечание 1 к ст. 14) без одновременной отсрочки уплаты налога, налог должен быть внесен в указанный в ст. 16 срок в размере, соответствующем сумме чистой прибыли, из которой был исчислен оклад предыдущего года. В тех случаях, когда по предварительному расчету плательщика чистая прибыль ниже прибыли, обложенной в предыдущем году, ему предоставляется внести налог по своему расчету. При этом, если по окончательному расчету облагаемая прибыль окажется не ниже прибыли, обложенной в предыдущем году, то на недоплаченный оклад налога, соответствующий этой разнице, начисляется установленная ст. 13 Положения о взимании налогов пеня (Собр. Зак. СССР, 1925, № 70, ст. 518 и 1926, № 8, ст. 56).

Примечание. Для предприятий, впервые облагаемых подоходным налогом, отсрочка представления баланса влечет соответствующую отсрочку уплаты налога.

 18. По окончательном утверждении баланса в установленном порядке правления облагаемых юридических лиц обязаны в двухнедельный срок представить председателю налоговой комиссии копии окончательно утвержденных документов, указанных в ст. 14, с исправленным расчетом. Одновременно должна быть представлена квитанция кассы Народного комиссариата финансов на доплаченную сумму налога, если по утвержденному балансу сумма чистой прибыли повышена, или заявление о возврате переплаченной суммы налога – в обратном случае.

19. По получении указанных в ст. 18 документов налоговая комиссия производит окончательное исчисление оклада налога. При этом в отношении юридических лиц, предусмотренных в части первой ст. 3, утвержденная в установленном законом порядке сумма чистой прибыли не подлежит проверке налоговой комиссией. В отношении прочих юридических лиц налоговая комиссия проверяет отчет и расчет, представленный правлением, причем ей предоставляется право требовать представления в трехнедельный срок объяснений и доказательств, а равно поручать налоговому инспектору, членам налоговой комиссии и бухгалтерам-экспертам выяснять возбуждающие сомнения вопросы путем непосредственного осмотра книг и документов в помещении предприятия. Вышеуказанные данные могут быть затребованы только один раз, причем требования должны быть согласованы с общим характером ведения отчетности предприятия.

20. Юридические лица, не представившие указанных в ст. 14 документов в установленные сроки, облагаются налогом на основании тех данных об их чистой прибыли, которыми располагает налоговая комиссия. Установленная комиссией в этом случае сумма прибыли может оспариваться правлением в месячный срок при условии представления в ту же налоговую комиссию отчета с расчетом налога согласно ст. 13. В этом случае налоговая комиссия вновь исчисляет прибыль и оклад налога.

21. Разницу между окончательно исчисленным окладом налога и внесенной согласно ст. ст. 16 и 17 в уплату налога суммой правление обязано уплатить в двухнедельный срок со дня получения об этом извещения.

22. За непредставление или несвоевременное представление указанных в ст. 14 отчетов и балансов юридические лица подлежат штрафу в размере до 300 рублей, налагаемому губернским, окружным или соответствующим финансовым органом, за непредставление же объяснений и доказательств, предусмотренных ст. 19 – штрафу до 100 рублей, налагаемому в том же порядке.

23. Должностные лица, представившие налоговым комиссиям заведомо неверные сведения, подлежат ответственности в уголовном порядке.

24. Ежегодно к 1 ноября органы, на которые возложена законом регистрация перечисленных в ст. 1 юридических лиц, обязаны сообщать о них губернским, окружным и соответствующим им финансовым органам по месту нахождения юридических лиц сведения по форме, установленной инструкцией (ст. 25). Нарушение настоящего правила влечет за собой дисциплинарную, а в подлежащих случаях уголовную ответственность соответствующих должностных лиц.

25. Инструкция по применению настоящего Положения издается Народным комиссариатом финансов Союза ССР по соглашению с Высшим советом народного хозяйства Союза ССР, Народным комиссариатом внешней и внутренней торговли Союза ССР и Всесоюзным центральным кооперативным советом.

 

[1] См. Законы о прямых налогах. 1921-1922 гг.[2] Не приводятся.[3] Не приводится.[4] Не приводится.[5] Приводится с поправками, внесенными постановлением ЦИК и СНК СССР ОТ 31.10.1924.[6] Отменена постановлением ЦИК и СНК СССР от 31.10.1924.[7] См. Законы об едином сельскохозяйственном налоге. 1923-1924 гг.[8] Не приводятся.[9] Не приводится.[10] Были утверждены ЦИК и СНК СССР.[11] См. Законы о воинской повинности 20-х гг.[12] Эгрет – украшение для женского головного убора или прически в виде шпильки с навершием в форме пера, пучка перьев или ветки, усыпанной камнями[13] Было одобрено постановлением ЦИК и СНК СССР. Приводится с с поправками, внесенными постановлением ЦИК и СНК СССР от 15.10.1926 г.[14] Тантьема – вознаграждение в виде процента от прибыли компании, выплачиваемое ее высшим служащим.[15] Было одобрено постановлением ЦИК и СНК СССР.[16] См. предыдущий документ.