Load document

Законы о переходе к нэпу в сельском хозяйстве. 1921 г.

 

Переход к нэпу значительно изменил положение сельского хозяйства. Сдача государству практически все урожая по продразверстке была заменена значительно меньшим (примерно вдвое) продовольственным налогом. Предлагаемые документы определяют основные принципы нэпа в сельском хозяйстве (декрет от 21.3.1921), а также устанавливают ставки налога с различных видов сельскохозяйственной продукции и др. Также является показательным декрет от 15.7, который вводил суровые наказания за "злостный невыпуск товара на рынок".

 

Декрет СНК о правильном использовании живого и мертвого инвентаря путем трудовой взаимопомощи в целях обработки и обсеменения маломощных и красноармейских хозяйств (инструкция). 17.3.1921 г.[1]

 

 


Декрет СНК о размере продовольственного натурального налога на 1921-1922 гг. 28.3.1921 г.

В виду тяжелого хозяйственного положения крестьянского населения, необходимости всемерного развития крестьянского хозяйства и предоставления земледельцам свободного хозяйственного распоряжения плодами своих трудов Совет народных комиссаров постановил:

Вместо 423 миллионов пудов[4] зерновых продуктов, которые должны были быть собраны в 1920-21 гг. с территории республики, не считая Украины и Туркестана, путем государственной разверстки, установить во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о замене разверстки налогом (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) размер продовольственного натурального налога на 1921-22 гг. в сумме не свыше 240 миллионов пудов[5] зерновых продуктов при среднем урожае.

Совет народных комиссаров постановляет в ближайший же срок опубликовать во всеобщее сведение точные ставки налога применительно к урожайности по отдельным губерниям, а равным образом порядок, сроки и способы взимания этого налога.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Н. ГОРБУНОВ

 

Секретарь Совета Народных Комиссаров

Л. ФОТИЕВА

 


Декрет СНК о свободном обмене, покупке и продаже сельскохозяйственных продуктов в губерниях, закончивших разверстку. 28.3.1921 г.

 

 


Декрет СНК о натуральном налоге на молочные продукты. 21.4.1921 г.

Во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 21 марта 1921 г. о замене продовольственной и сырьевой разверсток натуральным налогом (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) и в отмену декрета Совета Народных Комиссаров от 2 марта 1920 г. (Собр. Узак., 1920, № 13, ст. 81) и постановления народного комиссариата продовольствия и народного комиссариата земледелия от 24 февраля 1921 г. об обязательной поставке коровьего масла Совет народных комиссаров постановляет ввести на 1921 г. натуральный налог на молочные продукты на нижеследующих основаниях:

1) Установленная на 1921 г. по РСФСР, за исключением Украины и Туркестана, обязательная поставка в порядке разверстки коровьего масла в размере 3.441.000 пудов[7] заменяется налогом на молочные продукты в количестве 2.200.000 пудов[8] в переводе на топленое масло.

2) Налог взимается как с отдельных владельцев коров, так и с имеющих коров хозяйств, где бы они ни находились, т.е. в селах, городах, промышленных и железнодорожных поселениях и т.п.

Примечание. Зарегистрированные земельными органами коллективные государственные и советские хозяйства сдают все излишки молочных продуктов по особо установленным для этих хозяйств правилам, однако в размере не меньше норм установленного для данной губернии налога.

 3) Размер налога на хозяйство определяется в зависимости от количества коров в нем.

Примечание. Однокоровные хозяйства освобождаются от выполнения налога в размере 1/3 части налога на каждого ребенка в возрасте до 5 лет.

4) Нормы обложения налогом однокоровных хозяйств устанавливаются в нижеследующих размерах:

А) По 3 ф.[9] масла в губерниях и областях: Карельской Трудовой Коммуне, Олонецкой, Брянской, Воронежской, Курской, Орловской, Оренбургской, Уральской области, Царицынской, Астраханской, в Крыму, области Калмыцкого народа и Киргизской республике.

Б) По 4 ф. масла в губерниях и областях: Псковской, Гомельской, Ивано-Вознесенской, Калужской, Нижегородской, Симбирской, Саратовской, Самарской, Уфимской, Тульской, Тамбовской, Пензенской, Ставропольской, Терской, Донской области, Татарской Республике, Чувашской области и Башкирской Республике.

В) По 5 ф. масла в губерниях и областях: Минской, Рязанской, Архангельской, Костромской, Вятской, Пермской, Московской, Смоленской, Владимирской, Северо-Двинской, Тверской и областях Вотской и Марийской.

Г) По 6 ф. масла в губерниях и областях: Кубано-Черноморской, Екатеринбургской, Петроградской и Области Немцев Поволжья.

Д) По 7 ф. масла в губерниях: Вологодской, Рыбинской, Ярославской, Череповецкой.

Е) По 8 ф. масла в губерниях: Челябинской, Тюменской, Сибири.

5) Налог на хозяйство исчисляется на основании нижеследующей таблицы:[10]

6) Народному Комиссариату Продовольствия по соглашению с Народным Комиссариатом Земледелия предоставляется право понижать норму обложения для отдельных местностей вышеуказанных областей, губерний и Республик в зависимости от состояния молочного хозяйства в них, а также от урожая трав и хлебов.

7) Налог выполняется поставкой топленого масла, вырабатываемого самим хозяйством. В районе же расположения государственных или кооперативных молочных заводов или сливных пунктов и в районах потребительских центров уплата налога по указанию Губернского Продовольственного Комитета производится поставкой соответствующего количества молока.

8) Сдача молочных продуктов плательщикам должна быть произведена в следующие сроки: к 1-му августа 1921 г. - 75% и к 1-му ноября 1921 г. - остальные 25% общей суммы налога.

9) Молочные продукты, сданные по разверстке, обвяленной на 1921 г., зачисляются в счет выполнения налога на молочные продукты на 1921 г.

10) Исполнение настоящего декрета возлагается на народный комиссариат продовольствия, которому предоставляется право издавать необходимые постановления и инструкции.

11) Граждане, не выполнившие налога, несут личную и имущественную ответственность в порядке административном и судебном.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Н. ГОРБУНОВ

 

Секретарь Совета Народных Комиссаров

Л. ФОТИЕВА

 


Декрет СНК о натуральном налоге на хлеб, картофель и масличные семена. 21.4.1921 г.

 Во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 21 марта 1921 года о замене продовольственной и сырьевой разверсток натуральным налогом (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) Совет Народных Комиссаров постановляет:

1. Общую сумму годового налога на зерновые хлеба, картофель и масличные семена по РСФСР, за исключением Украины и Туркестана, определить на 1921 год в следующих размерах:

а) на зерновые хлеба – согласно Постановлению Совета Народных Комиссаров от 28 марта 1921 года (Собр. Узак., 1921, N 26, ст. 148) – 240.000.000 пудов взамен разверстки в 1920 году – 423.000.000 пудов;

б) на картофель – в 60.000.000 пудов[11] взамен разверстки в 1920 году – 112.000.000[12] пудов;

в) на масличные семена в 12.000.000 пудов[13] взамен разверстки в 1920 г. в 24.000.000 пудов[14].

2. Размер налога определяется для каждого хозяйства в отдельности и исчисляется по количеству пашни и числу едоков в хозяйстве и по урожаю в этой местности.

В этих целях устанавливается 11 разрядов по урожаю, от 25 пудов до 70 пуд. и более на десятину[15], и 7 групп хозяйств по количеству пашни на одного едока в хозяйстве. В зависимости от принадлежности хозяйства к одной из этих групп и урожая той местности, в которой находится хозяйство, определяется налоговая ставка на одну десятину пашни. Для установления общей суммы налога, падающей на хозяйство, подесятинная ставка увеличивается во столько раз, сколько десятин пашни имеет хозяйство.

Примечание 1. В состав пашни включаются площади под яровыми и озимыми посевами, посевными кормовыми травами и паром. Кроме того, в целях расширения посевов в состав пашни включается толока и, согласно особой инструкции, часть залежей и перелогов.

Примечание 2. Зарегистрированные земельными органами коллективы и государственные советские хозяйства сдают все излишки по особо установленным для этих хозяйств правилам, однако в размере, не меньшем норм обложения, установленных для данной губернии.

3. Ставки налога на одну десятину пашни устанавливаются - в переводе всех зерновых хлебов, картофеля и масличных семян на рожь или пшеницу - в следующих размерах[16]:

4. Во всех районах РСФСР при сдаче налога органы, взимающие налог, приравнивают 1 пуд ржи или пшеницы к 35 ф. гречихи, 25 ф. гороха, фасоли или чечевицы, 50 ф. овса, ячменя и полбы, 50 ф. проса, 4 пуд. картофеля, 60 ф. кукурузы[17].

Народному Комиссариату Продовольствия, по соглашению с Народным Комиссариатом Земледелия и Центральным Статистическим Управлением, представляется в целях поощрения развития тех или иных культур изменять установленные этой статьей нормы перевода хлебов на рожь и пшеницу в соответствии с особенностями отдельных районов.

Примечание. Право замены одного продовольственного продукта другим отдельными хозяевами устанавливается особой инструкцией.

5. Совет Народных Комиссаров по выяснении действительных видов на урожай устанавливает для каждого уезда республики соответствующий разряд по урожаю, согласно приведенной выше таблице. Для каждой волости разряд по урожаю, согласно той же таблице, устанавливается губернским исполнительным комитетом с таким, однако, расчетом, чтобы разряд по урожаю, установленный Советом Народных Комиссаров для данного уезда, не был в общем итоге понижен.

6. Соотношение между количеством хлебов разного вида, картофеля и масличных семян, подлежащих сдаче по налогу, определяется для отдельных уездов народным комиссариатом продовольствия по соглашению с народным комиссариатом земледелия и центральным статистическим управлением.

7. Установление размера налога для каждого отдельного хозяйства производится сельскими советами под руководством и контролем волостных исполнительных комитетов. Ответственность за правильность и своевременность установления размера налога возлагается на сельские советы и волостные исполнительные комитеты.

8. Хозяйства, имеющие под пашней не свыше одной десятины, от обложения налогом освобождаются. Освобождение других плательщиков или понижение для них ставок налога и всякие другого рода облегчения производятся постановлениями Совета Народных Комиссаров.

9. Плательщики налога обязаны приступить к сдаче продуктов немедленно после уборки урожая. народный комиссариат продовольствия устанавливает сроки сдачи налога по каждому продукту в отдельности. Налог на зерновые хлеба должен быть выполнен не позже 15 декабря 1921 г.

10. Исполнение настоящего декрета возлагается на народный комиссариат продовольствия, которому предоставляется право издавать необходимые постановления и инструкции.

11. Граждане, не выполнившие налога, несут личную и имущественную ответственность в порядке административном и судебном.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров

Н. ГОРБУНОВ

 

Секретарь Л. ФОТИЕВА

 

 


Декрет СНК о натуральном налоге на яйца. 21.4.1921 года

 

Во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 21 марта 1921 года о замене продовольственной и сырьевой разверсток натуральным налогом (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) и в отмену декрета Совета Народных Комиссаров от 2 марта 1920 г. (Собр. Узак., 1920, № 12, ст. 82), а также постановления народного комиссариата продовольствия и народного комиссариата земледелия об обязательной поставке куриных яиц (распубликованного в № 23 Продовольственной газеты от 10 февраля 1921 г.) Совет Народных Комиссаров постановляет ввести на 1921 г. натуральный яичный налог на следующих основаниях:

1. Установленная на 1921 г. обязательная поставка в порядке разверстки куриных яиц в размере 682.700.000 штук заменяется на всей территории Р.С.Ф.С.Р. яичным налогом, размер коего на 1921 г. определяется в 100.000.000 штук.

2. Налогу подлежат все имеющие пахотную землю хозяйства, а также птицеводные хозяйства промышленного типа, хотя бы они не имели пашни, за исключением культурно-племенных, которые от налога освобождаются по удостоверениям местных органов народного комиссариата земледелия.

Примечание. Птицеводные хозяйства промышленного типа, не имеющие пашни, подлежат обложению, если они имеют не менее 20 кур.

3. Налог на хозяйства, имеющие пахотную землю, определяется в зависимости от: 1) величины имеющейся в нем пахотной площади, 2) установленной для данной губернии нормы обложения. Для птицеводных же хозяйств промышленного типа по всей республике устанавливается однообразная норма обложения в 10 штук яиц с каждой курицы.

Примечание. Зарегистрированные земельными органами коллективные хозяйства и государственные советские хозяйства сдают излишки яичных продуктов по особо установленным для этих хозяйств правилам, однако в размере, не меньшем норм обложения, установленных для частных птицеводных хозяйств промышленного типа.

4. Нормы обложения устанавливаются в нижеследующем размере: а) по 2 яйца с одной десятины пашни в хозяйстве в губерниях: Акмолинской, Алтайской, Архангельской, Астраханской, Брянской, Вологодской, Владимирской, Ивано-Вознесенской, Калужской, Корельской Трудовой Коммуне, Костромской, Московской, Олонецкой, Оренбургской, Петроградской, Псковской, Рыбинской, Северо-Двинской, Смоленской, Уральской, Царицынской, Череповецкой и Ярославской; б) по 3 яйца с одной десятины пашни в хозяйстве в губерниях: Витебской, Гомельской, Донской, Енисейской, Кубанской, Черноморской, Иркутской, Минской, Нижегородской, Омской, Пермской, Ставропольской, Тверской, Терской, Томской, Тульской, Тургайской, Тюменской, а также в Крыму; в) по 5 яиц с одной десятины пашни в хозяйстве в губерниях: Вятской, Екатеринбургской, Орловской, Рязанской, Саратовской, Семипалатинской, Челябинской, а также в областях: Вотской, Марийской и области немцев Поволжья; г) по 7 яиц с одной десятины пашни в хозяйствах в губерниях: Пензенской, Самарской, Симбирской, Уфимской, а также в Башкирской и Чувашской Республиках; д) по 10 с одной десятины в хозяйстве в губерниях: Воронежской, Курской, Тамбовской и в Татарской Республике.

5. народному комиссариату продовольствия по соглашению с народным комиссариатом земледелия предоставляется право понижать норму обложения для отдельных местностей вышеуказанных областей и губерний республики в зависимости от состояния куроводства.

6. Сдача яиц плательщиками должна быть произведена в следующие сроки: к 1-му июля 1921 г. плательщики должны сдать 60%, к 1-му сентября 1921 г. 10% и к 1-му октября 1921 г. остальные 30% общей суммы налога.

Примечание. В зависимости от местных условий губернским продовольственным комитетам по соглашению с губернскими земельными отделами предоставляется право изменять указанные выше сроки.

7. Яйца, сданные по разверстке, объявленной на 1921 г., зачисляются в счет выполнения яичного налога на 1921 г.

8. Исполнение настоящего декрета возлагается на Народный Комиссариат Продовольствия, которому предоставляется право издавать необходимые постановления и инструкции.

9. Граждане, не выполнившие налога, несут личную и имущественную ответственность в порядке административном и судебном.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Н. ГОРБУНОВ

 

Секретарь Л. ФОТИЕВА

 


Декрет СНК о натуральном налоге на шерсть. 10.5.1921 г.

 

Во исполнение постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 21 марта 1921 года (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом", в отмену постановления народного комиссариата продовольствия о разверстке на шерсть Совет Народных Комиссаров постановляет:

1. Ввести в районах оседлого населения Р.С.Ф.С.Р. налог на шерсть, распределив общую сумму годового налога на 1921 год в размере 650.000 пуд.[18], взамен прежней годовой нормы, установленной по разверстке народного комиссариата продовольствия в размере 1.274.600 п.[19]

Примечание. народному комиссариату продовольствия поручается в недельный срок представить на утверждение Совета Народных Комиссаров декрет о заготовке шерсти в районах кочевого населения.

2. Налог взимается с каждого хозяйства в отдельности и исчисляется в зависимости от количества имеющихся в хозяйстве перезимовавших овец и верблюдов.

Примечание. Зарегистрированные земельными органами коллективы и государственные советские хозяйства сдают все излишки по особо установленным для этих хозяйств правилам, однако, в размере не меньшем норм обложения, установленных для данной губернии.

3. В зависимости от районов скотоводства и выхода шерсти от различных родов скота, количество шерсти, сдаваемой в порядке налога, определяется в следующих размерах[20]:

4. Налог на овечью шерсть взимается в два срока: шерсть весенней стрижки к 15-му июля, осенней стрижки и поярок к 15-му ноября. Налог на верблюжью шерсть взимается к 15-му ноября.

Примечание. Губернским Продовольственным Комитетам предоставляется право в зависимости от местных условий по соглашению с Губернскими Земельными Отделами изменять указанные сроки сдачи налога.

5. Исполнение настоящего декрета возлагается на Народный Комиссариат Продовольствия, которому предоставляется право издавать необходимые постановления и инструкции.

6. Граждане, не выполнившие налог, несут личную и имущественную ответственность в порядке административном и судебном.

 Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Секретарь

Л. ФОТИЕВА

 


Декрет СНК о натуральном налоге на льняное и пеньковое волокно. 10.5.1921 г.

Во исполнение постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 21 марта 1921 г. (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом" Совет Народных Комиссаров постановляет: ввести натуральный налог на льняное и пеньковое волокно на следующих основаниях:

1. Общую сумму годового налога на льняное волокно в трепаном виде определить в количестве 340.000 п.[21] взамен разверстки в 1920 г. в 5.100.000 пуд.[22], на пеньковое волокно сырец в количестве 400.000 пуд.[23] взамен разверстки в 1920 г. в 3.450.400 пуд.[24]

2. Размер налога определяется для каждого хозяйства в отдельности и исчисляется по количеству посева льна-долгунца или конопли и по урожаю в данной местности льняного волокна в трепаном виде, а конопли в сырцовом виде. В этих целях устанавливается шесть разрядов по урожаю льняного волокна от 6 п. до 16 п. на десятину и пять разрядов по урожаю пенькового волокна от 9 п. и до 21 п. на десятину. В зависимости от урожая волокна в местности, в которой находится хозяйство, определяется налоговая ставка на одну десятину посева льна-долгунца или конопли.

3. Ставки налога устанавливаются на одну десятину посева в следующих размерах:

а) для льна-долгунца -

при 6-ти пуд. урожая льняного волокна в трепаном виде 24 фун.

" 8-ми " " " " " " 32 "

" 10-ти " " " " " " 40 "

" 12-ти " " " " " " 48 "

" 14-ти " " " " " " 56 "

" 16 и выше " " " " " 64 "

б) для конопли -

при 9-ти пуд. урожая пенькового волокна сырцем 54 фун.

" 12-ти " " " " " 72 "

" 15-ти " " " " " 90 "

" 18-ти " " " " " 108 "

" 21 и выше " " " " 126 ".

4. Совет Народных Комиссаров по выяснению действительных видов на урожай льняного отрепанного и пенькового сырцового волокна устанавливает для каждого уезда соответствующий разряд по урожаю согласно приведенной выше таблице. Для каждой волости разряд по урожаю, согласно той же таблицы, устанавливается губернским исполнительным комитетом с тем однако расчетом, что разряд по урожаю, установленный Советом Народных Комиссаров для данного уезда, не был бы в общем итоге понижен.

5. Сбор по налогу льняного волокна производится в трепаном виде или куделью качества среднего для данной местности в зависимости от урожая, а пенькового в сырцевом виде, тоже среднего для данной местности качества, в зависимости от урожая.

При сдаче льна или пеньки более высокого качества, чем определено для данной местности, плательщику может быть предоставлено право сдачи меньшего количества волокна по нормам, установленным народным комиссариатом продовольствия по соглашению с народным комиссариатом земледелия в инструкционном порядке.

Примечание. В местностях, где население сдавало обычно лен в нетрепанном виде, а только в мятом виде (лен-сырец) сбор налога может проводиться льном-сырцем, причем сдатчики обязаны за один пуд льна трепаного сдавать два пуда льна-сырца. Определение местности, где может быть допущена сдача в счет налога льна-сырца, поручается провести Народному Комиссариату Продовольствия.

6. Хозяйства, засевавшие в этом году лен-долгунец или коноплю в договорном порядке, согласно декрета от 14 декабря 1920 г. (Собр. Узак., 1920, № 100, ст. 537), должны сдать льняное или пеньковое волокно согласно условиям договоров и обложению, в порядке настоящего декрета, не подлежат.

7. Установление размера налога для каждого отдельного хозяйства производится сельским советом под руководством и контролем волостных исполнительных комитетов. Ответственность за правильность и своевременность установленного размера налога возлагается на сельские советы и волостные исполнительные комитеты.

8. Срок сдачи налога на льняное волокно и пеньковое волокно устанавливается народным комиссариатом продовольствия.

9. Зарегистрированные земельными органами коллективные и государственные советские хозяйства сдают свое льняное и пеньковое волокно полностью.

10. Исполнение настоящего декрета возлагается на народный комиссариат продовольствия, которому по соглашению с народным комиссариатом земледелия предоставляется право издавать необходимые постановления и инструкции.

11. Граждане, не выполнившие налога, несут личную и имущественную ответственность в порядке административном и судебном.

12. Действие настоящего декрета распространяется на посевы льна-долгунца в губерниях: Витебской, Владимирской, Вологодской, Вятской, Калужской, Костромской, Минской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Пермской, Псковской, Петроградской, Смоленской, Тверской, Ярославской, Иваново-Вознесенской, Гомельской, Тюменской, Челябинской, Череповецкой, Екатеринбургской, С. Двинской, Рыбинской и льняных районов Сибири. Для посевов конопли в губерниях: Брянской, Гомельской, Орловской, Курской, Тамбовской, Воронежской, Пензенской, Симбирской, Саратовской, Тульской, Смоленской, Уфимской, Екатеринбургской, Вятской, Рязанской, Калужской, Нижегородской, Челябинской, Тюменьской, Татарской республики, Марийской области, Алтайской и Томской губернии.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Н. ГОРБУНОВ

 

Секретарь Совета Народных Комиссаров

Л. ФОТИЕВА

 


Декрет СНК о натуральном налоге на табак. 11.5.1921 г.

 

В отмену постановления высшего совета народного хозяйства от 12 ноября 1918 г. о Государственной монопольной закупке сырья, табака (Собр. Узак., 1918, № 95, ст. 954) Совет Народных Комиссаров постановляет:

1. Установить натуральный налог на сырье-табак всех видов урожая 1921 г.

Примечание. Табак сбора прежних лет подлежит сдаче в порядке упомянутого постановления высшего совета народного хозяйства о государственной монопольной закупке.

2. Размер налога определить из расчета с десятины посаженного табаку:

Махорка и Бакуп - 20 пуд. с дес.

Сигарный табакv - 15 пуд. с дес.

Желтый табак - 10 пуд. с дес.

Примечание. В случае неурожая размер налога может быть понижен особым постановлением комиссии по сырью при народном комиссариате земледелия.

3. Возложить на высший совет народного хозяйства (главный табачный комитет) учет посадок и приемку табака, сдаваемого в порядке налога в основных табаководных районах. Раскладка и сбор налога производится народным комиссариатом продовольствия в порядке инструкций, согласованных с высшим комитетом[25] народного хозяйства и народным комиссариатом земледелия.

Примечание. К основным табаководным районам относятся губернии: Тамбовская, Рязанская, Пензенская, Воронежская, Орловская, Курская, Гомельская, Область немцев Поволжья, Кубано-Черноморская область и Крым.

4. Во всех прочих районах учет посадок и приемку табаку, сдаваемого в порядке налога, возложить на народный комиссариат продовольствия. Хозяева, посадившие табак в размере, превышающем 1/30 десятины, уплачивают налог табаком, а меньшие посадки относятся в налоговом отношении к общим огородным культурам.

5. Уплата табачного налога производится после сбора и предварительной обработки табака в сроки, устанавливаемые по соглашению высшего совета народного хозяйства с народным комиссариатом продовольствия и народным комиссариатом земледелия.

6. Свободное распоряжение остатком табаку, сдача его в порядке товарообмена государству, обмен и продажа его на рынках разрешаются лишь табаководам, имеющим установленные квитанции о сдаче натурального табачного налога.

7. Из общегосударственного товарообменного фонда выделяется специальный фонд для обмена в установленном порядке на остающийся после уплаты налога на руках у плантаторов сырье-табак.

Примечание. Из этого товарного фонда часть предоставляется высшему совету народного хозяйства (главному табачному комитету) для выдачи табаководам аванса в счет предстоящего товарообмена на излишек.

8. Проведение в жизнь всех мероприятий, связанных с настоящим декретом, возлагается на высший совет народного хозяйства, народный комиссариат продовольствия и народный комиссариат земледелия по принадлежности.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Н. ГОРБУНОВ

 

Секретарь

Л. ФОТИЕВА

 

 


Декрет СНК о натуральном налоге на сено. 17.5.1921 г.

 

Во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 21 марта 1921 г. о замене продовольственной и сырьевой разверстки налогом (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) Совет Народных Комиссаров постановляет:

1. Общую сумму годового налога на сено и солому по РСФСР, за исключением Украины и Туркестана, определить на 1921 год в следующих размерах:

а) на сено – 80.000.000 пудов[26] взамен разверстки в 1920 г. – 128.000.000 пудов[27];

б) на солому – 30.000.000 пудов[28] взамен разверстки в 36.000.000[29] пудов.

2. Размер налога для каждого хозяйства в отдельности исчисляется в зависимости от: 1) количества естественного сенокоса и рода его и 2) установленной для данной губернии нормы обложения десятины естественного сенокоса.

Примечание 1. Зарегистрированные земельными органами коллективы и государственные советские хозяйства сдают все излишки по особо установленным для этих хозяйств правилам, однако в размере, не меньшем норм обложения, установленных для данной губернии.

3. Ставки налога на одну десятину естественного сенокоса устанавливаются в следующих размерах:

а) 8 пудов с заливных сенокосов и 5 пудов с незаливных в следующих губерниях: Архангельской, Владимирской, Гомельской, Карельской Трудовой Коммуне, Московской, Новгородской, Олонецкой, Петроградской, Смоленской, Тверской, Череповецкой и Ярославской;

б) 8 пудов с десятины для заливных сенокосов и 3 пуда с незаливных сенокосов - Рязанская губерния;

в) 6 пудов с десятины заливных сенокосов и 4 пуда с незаливных сенокосов: Алтайской, Астраханской, Башкирии, Витебской, Вологодской, Екатеринбургской, Костромской, Минской, Трудовой Коммуны немцев Поволжья, Оренбурго-Тургайской, Пермской, Рыбинской[30], Семипалатинской, Северо-Двинской, Томской, Тюменской, Уральской, Царицынской, Челябинской;

г) 6 пудов с десятины заливных сенокосов и 3 пуда с десятины незаливных сенокосов: Кубанской, Черноморской, Нижегородской, Псковской, Тамбовской, Татарской Республики и Терской области;

д) 6 пудов с десятины для заливных сенокосов и 2 пуда для незаливных сенокосов: Брянской, Воронежской, Симбирской и Тульской;

е) 4 пуда с десятины заливных сенокосов и 3 пуда с десятины незаливных сенокосов: Акмолинской, Вятской, Донской области, Енисейской, Иваново-Вознесенской, Иркутской, Калужской, Омской, Самарской, Ставропольской, Уфимской;

ж) 4 пуда с десятины заливных сенокосов и 2 пуда с десятины незаливных сенокосов: Крыму, Курской, Орловской, Пензенской, Саратовской, Чувашской;

з) 3 пуда с десятины заливных сенокосов и 2 пуда с десятины незаливных сенокосов: Марийской области.

4. Отдельным хозяйствам предоставляется право замены сена естественных сенокосов сеном сеяных трав по расчету 25 фунтов сена сеяных трав за пуд[31] сена естественных сенокосов. В губерниях: Архангельской, Астраханской, Башкирской, Брянской, Витебской, Владимирской, Вологодской, Екатеринбургской, Корельской Трудовой Коммуне, Минской, Новгородской, Трудовой Коммуне немцев Поволжья, Оренбурго-Тургайской, Олонецкой, Петроград-Пермской, Рыбинской, Северо-Двинской, Тверской, Тюменской, Уральской, Царицынской, Челябинской, Череповецкой, Ярославской, а также в Сибири и на Кавказе населению предоставляется право замены сена соломой в размере не свыше 5%, а в остальных губерниях – не свыше 25% налога, причитающегося с хозяйства из расчета 3 пуда яровой соломы или 5 пудов озимой за один пуд сена.

5. Губернским исполнительным комитетам предоставляется право повышать и понижать средние ставки налога на один разряд шкалы для отдельных местностей губерний в зависимости от урожая трав и обеспеченности сенокосными угодьями скота в этой местности, но с таким расчетом, чтобы средняя ставка для всей губернии оставалась не ниже установленной § 3-м настоящего декрета.

6. Установление размера налога для каждого в отдельности хозяйства производится сельскими советами под руководством и контролем волостных исполнительных комитетов. Ответственность за правильность и своевременность установления размеров налога возлагается на сельские советы и волостные исполнительные комитеты.

7. Хозяйства, имеющие не более 1/4 десятины естественного сенокоса, от обложения налогом освобождаются. Освобождение других плательщиков или понижение для них ставок налога и всякие другого рода облегчения производятся постановлениями Совета Народных Комиссаров.

8. Плательщики налога обязаны приступить к сдаче сена после уборки урожая. народный комиссариат по продовольствию устанавливает срок сдачи налога. Налог на сено должен быть выполнен не позже 15-го февраля 1922 года.

9. Исполнение настоящего декрета возлагается на народный комиссариат продовольствия, которому предоставляется право издавать необходимые постановления и инструкции.

10. Граждане, не выполнившие налог, несут личную и имущественную ответственность в порядке административном и судебном.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Н.ГОРБУНОВ

 

Секретарь

Л.ФОТИЕВА

 


Декрет СНК о порядке использования и распределения сельскохозяйственных машин и орудий. 24.5.1921 г.

 

 

 

 


Декрет СНК о натуральном налоге на продукты огородничества и бахчеводства. 31.5.1921 г.

 

Во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 21 марта 1921 г. о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) Совет Народных Комиссаров постановляет ввести на 1921 г. натуральный налог на продукты огородничества и бахчеводства на следующих основаниях:

1. Обложению подлежат огородные и бахчевые хозяйства, занимающиеся производством овощей и продуктов бахчеводства.

Примечание. Зарегистрированные земельными органами коллективные и государственные советские хозяйства сдают все излишки овощей по особо установленным для них правилам, однако в размере, не меньшем норм обложения, установленных в ст. 5 настоящего декрета, с тем, чтобы на каждого едока определялась потребительская норма земли, свободная от обложения, в 60 кв. саж.[32]

2. От обложения налогом освобождаются: а) потребительские огороды площадью не выше 60 кв. саж. на каждого едока в хозяйстве; б) приписные огороды фабрично-заводских, профессиональных и других организаций (Постановление Совета Народных Комиссаров от 15 февраля 1919 г. - Собр. Узак., 1919, № 9, ст. 87) в тех случаях, когда огородная площадь не превышает указанной в п. "а" нормы на едока.

3. Размер налога определяется для каждого хозяйства в отдельности и исчисляется по размеру огородной и бахчевой площади данного хозяйства. В этих целях устанавливаются 2 района по степени распространения промыслового развития и направления огородной и бахчевой культуры и 4 группы хозяйств по размерам огородной или бахчевой площади в хозяйстве. В зависимости от принадлежности хозяйства к одному из этих районов и групп определяется итоговая ставка на одну десятину огорода или бахчи.

4. Территория Р.С.Ф.С.Р. по степени развития огородной и бахчевой культуры делится на 2 района.

К первому району относятся следующие губернии:

Астраханская, Владимирская, Витебская, Воронежская, Гомельская, Донская область, Ивано-Вознесенская, Курская, Калужская, Кубано-Черноморская область, Московская, Нижегородская, Орловская, Петроградская, Пензенская, Рязанская, Смоленская, Саратовская, Ставропольская, Симбирская, Тульская, Тамбовская, Тверская, Уфимская, Царицынская, Ярославская, а также Республики: Татарская и Белорусская, Трудовая Коммуна Немцев Поволжья и Крым.

Ко второму району относятся следующие губернии:

Алтайская, Архангельская, Брянская, Вологодская, Вятская, Енисейская, Екатеринбургская, Иркутская, Костромская, Новгородская, Омская, Олонецкая, Пермская, Псковская, Рыбинская, Самарская, С.-Двинская, Томская, Тюменская, Череповецкая, Челябинская, Якутская, а также Республики: Башкирская и Киргизская и Автономные Области: Чувашская, Марийская, Вотская, Калмыцкая и Корельская Трудовая Коммуна.

5. Ставки налога на одну десятину огорода или бахчи устанавливаются в переводе всех видов овощей на капусту в следующих размерах:

Количество огородной площади---1-й район--2-й район

в хозяйстве по группам:

1 группа до 1 десятины----200 п.----175 п.

2--"--свыше одной дес. до 2-х дес.----225 "----200 "

3--"--"—2--"--" 3--"----250 "----225 "

4--"--"--3 и более----275 "----250 "

 

6. Во всех районах Р.С.Ф.С.Р. при взимании налога один пуд капусты приравнивается к 12 ф. лука или: 20 ф. моркови, 20 ф. свеклы столовой, 30 ф. картофеля, 50 ф. огурцов, 15 ф. томатов, 30 ф. арбузов, 8 ф. красного стручкового перца.

В районах с преобладанием других видов овощей и продуктов бахчеводства нормы замены устанавливаются Народным Комиссариатом Продовольствия по соглашению с Народным Комиссариатом Земледелия.

Народному Комиссариату Продовольствия по соглашению с Народным Комиссариатом Земледелия и Центральным Статистическим Управлением в целях поощрения и развития тех или иных культур предоставляется право в отдельных районах изменять установленные этой статьей нормы перевода перечисленных видов овощей на капусту в соответствии с особенностями отдельных районов.

7. Соотношение между количествами капусты и других видов овощей, перечисленных в ст. 6 и подлежащих сдаче по налогу, определяется для отдельных районов народным комиссариатом продовольствия по соглашению с народным комиссариатом земледелия и центральным статистическим управлением.

8. Плательщики налога обязаны приступить к сдаче овощей немедленно после уборки урожая соответствующих продуктов. Срок и сдача налога по каждому продукту и району в отдельности устанавливаются губернскими продовольственными комитетами по специальным указаниям народного комиссариата продовольствия.

9. Установление размера налога для каждого отдельного хозяйства производится в сельских местностях сельскими советами под руководством и контролем волостных исполнительных комитетов, а в городских местностях - уездными продовольственными комитетами совместно с земельными отделами.

Ответственность за правильность и своевременность как установления размера налога, так и его выполнения возлагаются в сельских местностях на сельские советы и волостные исполнительные комитеты, а в городских местностях - на уездные продовольственные комитеты.

10. Исполнение настоящего декрета возлагается на народный комиссариат продовольствия, которому предоставляется право издавать необходимые постановления и инструкции.

11. Плательщики, не выполнившие налога, несут личную и имущественную ответственность в порядке административном и судебном.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Н. ГОРБУНОВ

 

Секретарь Совета Народных Комиссаров

Л. ФОТИЕВА

 


Постановление Совета труда и обороны о натуральном налоге на продукты пчеловодства. 3.6.1921 г.

 

Во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом от 21 марта 1921 г. (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) и в отмену ранее изданного декрета Совета Народных Комиссаров об обязательной поставке меда от 3 июля 1920 г. (Собр. Узак., 1920, № 59, ст. 272) Совет Труда и Обороны постановляет ввести на 1921 г. натуральный налог на мед и воск на следующих основаниях:

1. Налогу на мед и воск подлежат все пчеловодные хозяйства, в чьем бы ведении они ни находились, за исключением пчеловодных хозяйств, указанных в ст. 2 настоящего декрета.

2. От налога освобождаются:

а) хозяйства с одним ульем, б) молодые семьи (рои), в) пасеки в 1-й год их основания.

Примечания: 1. Научные, учебные и опытные пасеки и рассадники пчел и пчелиных маток, принадлежащие государственным учреждениям, освобождаются в пределах, необходимых для производства опытов и научных работ, все же излишки сдаются государству.

2. Научные, учебные и опытные пасеки и рассадники пчел и пчелиных маток, принадлежащие общественным организациям, а равно частным лицам, ведущим работы по поручениям государственных учреждений, освобождаются также в количестве ульев, необходимых для опытных и научных работ; остальное же количество ульев, имеющее промышленное значение, облагается на общих основаниях.

3. Налог на мед устанавливается в следующих размерах:

а) В губерниях: Алтайской, Воронежской, Вятской, Гомельской, Курской, Кубанской, Черноморской области, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Пермской, Рязанской, Самарской, Симбирской, Тамбовской, Тульской, Уфимской, а также в Республиках: Башкирской, Татарской, Чувашской, Вотской и Марийской автономных областях.

В хозяйствах, имеющих: Размер обложения в фун. Размер обложения в фун.

в год с каждого улья в год с каждого улья

колодн. рамочн.

 

до 15 ульев----3----4

от 16 до 40 ульев----4----5

" 40 и выше ульев----5----7

 

б) В губерниях: Брянской, Владимирской, Витебской, Вологодской, Екатеринбургской, Енисейской, Иваново-Вознесенской, Калужской, Костромской, Московской, Новгородской, Омской, Петроградской, Псковской, Рыбинской, Саратовской, Семипалатинской, Смоленской, Ставропольской и Донской области, Тверской, Тюменской, Томской, Ярославской, Череповецкой, Царицынской, Челябинской, а также в Трудовой Коммуне немцев Поволжья, автономной Белорусской Республике и в Крыму.

 

В хозяйствах, имеющих: Размер обложения в фун. Размер обложения в фун.

с каждого улья колодн. с каждого улья рамочн.

 

до 15 ульев----2----3

от 16 - 40 ульев----3----4

" 40 и выше ульев----4----6

 

Примечание. В случае плохого медосбора народному комиссариату продовольствия и народному комиссариату земледелия предоставляется право понижать указанные ставки по отдельным губерниям и уездам.

 

4. Налог на воск устанавливается однообразный во всех перечисленных выше губерниях: с каждого колодного улья полфунта светлой сухой вощины или четверть фунта чистого желтого воска; с каждого рамочного улья четверть фунта светлой сухой вощины или 1/8 фунта чистого желтого воска.

5. Губернии Архангельская, Астраханская, Иркутская, Олонецкая, С.-Двинская, Якутская, а также Киргизская Республика (исключая Семипалатинскую губ.), Калмыцкая автономная область, Карельская Трудовая Коммуна от налога на мед и воск совершенно освобождаются.

6. Установление размера налога для каждого отдельного хозяйства производится сельскими советами под руководством и контролем волостных исполнительных комитетов. Ответственность за правильность и своевременность как установления размера налога, так и выполнения его возлагается на сельские советы и волостные исполнительные комитеты.

7. Плательщики налога приступают к сдаче меда и воска немедленно после начала сбора в сроки, устанавливаемые губернскими продовольственными комитетами по соглашению с губернскими земельными отделами, причем конечным сроком сдачи налога является 1 ноября 1921 г.

8. Исполнение настоящего декрета возлагается на народный комиссариат продовольствия, которому предоставляется право издавать необходимые постановления и инструкции.

9. Плательщики, не выполнившие налога, несут личную и имущественную ответственность в порядке административном и судебном.

 

Председатель Совета Труда и Обороны

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Секретарь Совета Труда и Обороны

Л. ФОТИЕВА

 


Декрет СНК о натуральном мясном налоге. 14.6.1921 г.

 

Во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 21 марта 1921 года о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) и в отмену декрета Совета Народных Комиссаров от 23 марта 1920 г. об обязательной поставке скота на мясо (Собр. Узак., 1920, № 19, ст. 106), Совет Народных Комиссаров постановляет: ввести натуральный мясной налог на следующих основаниях:

1. Размер годового натурального налога, считая с 1 июля 1921 года по 1 июля 1922 г., устанавливается в шесть миллионов пятьсот тысяч пудов[33] мяса и сала по всей территории РСФСР, за исключением Украины и Туркестана, взамен разверстки 1920 года в количестве двадцати пяти миллионов четырехсот шестидесяти тысяч пудов[34] мяса и сала.

2. Натуральный мясной налог взимается со всех владельцев крупного рогатого скота, овец и свиней. Зарегистрированные земельными органами коллективные хозяйства и государственные советские хозяйства облагаются налогом по особо установленным для них правилам, однако в размере не меньшем норм обложения, установленных в п. 3 настоящего декрета.

3. Нормы обложения отдельных хозяйств устанавливаются в нижеследующем размере:

А) по крупному рогатому скоту: с каждой головы старше 2-х лет.

В губерниях:

а) Нижегородской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской, Коммуне немцев Поволжья, Царицынской, Симбирской, Татарской Республике, Чувашской, Марийской областях - по пяти (5) фунтов мяса;

б) Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской, Олонецкой, Карелии, Новгородской, Череповецкой, Псковской, Тверской, Ярославской, Рыбинской, Костромской, Владимирской, Смоленской, Вятской, Вотской области, Пермской, Самарской - по семи (7) фунтов мяса;

в) Гомельской, Витебской, Минской, Курской, Екатеринбургской - по девяти (9) фунтов мяса;

г) Уфимской, Башкирской Республике - по одиннадцати (11) фунт. мяса;

д) Астраханской, Донской, Ставропольской, Кубано-Черноморской, Терской, Тюменьской, Челябинской, Крыму - двенадцати (12) фунтов мяса;

е) Сибири, Омской, Томской, Алтайской, Иркутской, Енисейской, Якутской Области - по двенадцати (12) фунтов мяса.

Б) По овцам с каждой головы, исключая ягнят весеннего помета текущего года.

В губерниях:

а) Нижегородской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Тамбовской - по 2 фунта мяса.

б) Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской, Олонецкой, Карелии, Новгородской, Череповецкой, Псковской, Гомельской, Витебской, Минской, Тверской, Ярославской, Рыбинской, Костромской, Владимирской, Смоленской, Курской, Вятской, Вотской области, Пермской, Екатеринбургской, Уфимской, Башкирской Республике, Пензенской, Саратовской, Коммуне немцев Поволжья, Царицынской, Симбирской, Татарской Республике, Чувашской, Марийской области, Самарской - по два с половиной (2 1/2) фунта мяса;

в) Донской, Тюменской, Челябинской, Сибири, Омской, Томской, Алтайской, Иркутской, Енисейской, Якутской Области - по три (3) фунта мяса;

г) Астраханской, Ставропольской, Кубано-Черноморской, Терской, Крыму - по четыре (4) фунта мяса.

В) По свиньям: с каждой головы старше девятимесячного возраста.

В губерниях:

а) Нижегородской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской, Коммуне немцев Поволжья, Царицынской, Симбирской, Татарской Республике, Чувашской, Марийской Области, Самарской - по десяти (10) фунтов свинины.

б) Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской, Олонецкой, Карелии, Новгородской, Череповецкой, Псковской, Тверской, Ярославской, Рыбинской, Костромской, Владимирской, Смоленской, Вятской, Вотской области, Пермской, Гомельской, Витебской, Минской, Курской, Екатеринбургской, Уфимской, Башкирской Республике, Астраханской, Донской, Ставропольской, Кубанской, Черноморской, Терской, Тюменской, Челябинской, Крыму и Сибири, Омской, Томской, Алтайской, Иркутской, Енисейской, Якутской области - по пятнадцати (15) фунтов свинины.

Г) В Киргизской Автономной Республике с губерниями: Уральской, Оренбургской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Букеевской Ордой и Мангинлакским уездом Закаспийской области, а также в Калмыцкой Автономной области, кочевое и полукочевое население от налога освобождается; для оседлого же населения устанавливается налог в нижеследующих нормах:

по крупному рогатому скоту: с каждой головы старше 2-х лет - по двенадцати (12) фунтов мяса;

по овцам: с каждой головы, исключая ягнят весеннего помета текущего года - по четыре (4) фунта мяса;

по свиньям: с каждой головы старше девятимесячного возраста - по пятнадцати (15) фунтов мяса.

Д) Губернии: Московская, Петроградская, Иваново-Вознесенская, Тульская, Калужская, Брянская от налога освобождаются.

Примечание 1. С молодняка крупного рогатого скота в возрасте до 2-х лет, свиней девятимесячного возраста и ягнят весеннего помета текущего года налог не взимается.

Примечание 2. Наличность скота для исчисления налога устанавливается для крупного рогатого скота и овец ко времени выпуска на пастбище, а для свиней - на 1 сентября.

4. Поставка по налогу производится живым скотом не ниже средней упитанности.

Приемке в счет налога не подлежат:

а) скот всех видов во втором периоде беременности;

б) быки-производители случного возраста и ремонтные (младшего возраста);

в) молодняк крупного рогатого скота до 1 1/2 лет, овцы и свиньи до девятимесячного возраста;

г) молочный скот до выбраковки его на мясо в городах и промышленных центрах.

В зависимости от местных условий с разрешения губернского продовольственного комитета может допускаться прием налога целыми тушами при условии сдачи соответствующего количества сала и шкур.

5. Для выполнения мясного налога отдельные плательщики объединяются в группы для решения вопросов, чей именно скот поступает в уплату налога, а равно для определения способов и порядка возмещения стоимости поставленного скота отдельными плательщиками тем хозяйствам, чей скот сдан в распоряжение государства.

6. Возмещение стоимости поставленного по налогу скота является обязательным. За производством расплаты наблюдают сельские советы. В случае уклонения отдельных плательщиков от выполнения наложенного на них обязательства таковые привлекаются к ответственности в административном и судебном порядке как лица, уклонившиеся от уплаты налога.

В тех случаях, когда соглашение между отдельными плательщиками налога не состоялось, сельские советы в установленном порядке определяют, у кого из плательщиков должен быть взят скот для уплаты налога, а также в какой форме и порядке должна быть уплачена другими плательщиками стоимость взятого скота.

7. При уплате мясного налога населению предоставляется право замены одного вида скота другим, считая коров и овец пуд за пуд веса, свиней 3/4 пуда за пуд веса другого вида скота, а также молочными продуктами по следующему расчету: один пуд масла за 5 пудов мяса, один пуд сыра из цельного молока за 2 пуда мяса. Молоко может сдаваться взамен мяса исключительно с разрешения местных продовольственных органов по расчету 5 пуд. молока за 1 пуд мяса.

8. Сдача причитающегося по налогу скота должна быть произведена в следующие сроки:

июль – сентябрь----25%

октябрь – декабрь----45%

Крупного рогатого----январь – март----20%

апрель – июнь-----10%

август – сентябрь----40%

Овец----октябрь – декабрь----60%

 

октябрь – декабрь----70%

Свиней----февраль – апрель----30%.

 

Эти сроки являются предельными, и населению предоставляется право сдавать скот в более ранние сроки.

Примечание. Установленные сроки поставок по представлению губернских продовольственных комитетов могут быть изменены народным комиссариатом продовольствия в зависимости от наличия тех или иных хозяйственных условий и возможности ликвидации поставляемого скота.

9. По всем губерниям, выполнившим мясную разверстку 1920-21 гг., скот, поставленный сверх этой разверстки, засчитывается в счет налога по настоящему декрету.

10. Исполнение настоящего декрета возлагается на народный комиссариат продовольствия, которому предоставляется право издавать необходимые постановления и инструкции.

11. Ответственность за правильность и своевременность как установления размера налога, так и выполнения его возлагается на сельские советы и волостные исполнительные комитеты.

12. Плательщики, не выполнившие налога, несут личную и имущественную ответственность в порядке административном и судебном.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Секретарь Совета Народных Комиссаров

Л. ФОТИЕВА

 


Декрет СНК об ответственности за нарушение декретов о натуральных налогах и об обмене. 15.7.1921 г.

 

 

 


Декрет СНК о натуральном кожевенно-сырьевом налоге. 9.8.1921 г.

 

Во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 21 марта 1921 года о замене продовольственной сырьевой разверстки натуральным налогом (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) и в отмену декрета Совета Народных Комиссаров от 22 июня 1920 года об обязательной сдаче кож-сырья по разверстке (Собр. Узак., 1920, № 57, ст. 260), равно закона о кожевенной монополии Совет Народных Комиссаров постановляет:

Ввести натуральный налог на кожевенное сырье промышленно-скотоводческих районов Сибири (в губ. Алтайская, Енисейская, Иркутская, Омская, Томская, Якутская, Ново-Николаевская), Юго-Востока (губ. Кубанско-Черноморской области, Ставропольской губ. Донской области, Терской губ., Горская республика), Киргизского края[37] (губ. Семипалатинская, Акмолинская, Оренбурго-Тургайская, Кустанайская, Уральская, Букеевская, Мангышлакский уезд).

1. Размер годового натурального налога, считая с 1-го августа 1921 г. по 1-е августа 1922 года, устанавливается в количестве 5.345.000 шкур мелкого скота взамен разверстки, определяемой с переводом всего количества на мелкий скот 22.023.800 шт.

2. Обложению налогом на основах настоящего декрета подлежит оседлое и кочевое население в перечисленных выше районах.

3. Налог исчисляется по всему количеству как крупного, так и мелкого скота, имеющегося в хозяйстве. Для исчисления налога крупный скот пересчитывается на мелкий, причем одна голова крупного рогатого скота приравнивается к 5-ти головам мелкого скота. За мелкий скот считаются овцы, бараны и козы. Молодняк крупного рогатого скота в возрасте до 2-х лет приравнивается к мелкому скоту. Взимается налог только с хозяйств, в которых окажется с переводом крупного скота на мелкий более 12-ти голов мелкого скота.

Примечание 1. Лошади, верблюды и свиньи при исчислении налога в расчет не принимаются.

Примечание 2. Количество скота в хозяйстве определяется к моменту выгона на пастбища.

4. В хозяйствах, подлежащих обложению, налог взимается с количества скота, при переводе всего скота на мелкий, превышающего 12-ть голов мелкого скота. Размер налога устанавливается 1/4 шкуры с каждой головы мелкого скота или 25% количества мелкого скота, превышающего 12-ть голов на отдельное хозяйство. Хозяйства, имеющие к моменту выгона на пастбища 12-ть или менее голов мелкого скота с переводом крупного скота на мелкий, обложению не подлежат.

5. Для выполнения кожевенно-сырьевого налога и сдачи налога целыми шкурами ввиду неделимости единиц налога разрешается хозяйствам объединяться в группы для решения вопроса, какие именно хозяйства уплачивают кожевенно-сырьевой налог государству за всю объединенную группу. Способ и порядок возмещения стоимости налога этим хозяйствам остальными участниками группы устанавливается при участии сельского совета. В тех случаях, когда соглашение между отдельными плательщиками налога не состоялось, сельские советы в установленном порядке определяют, у кого из плательщиков должна быть взята кожа для уплаты налога, а также, в какой форме и порядке должна быть уплачена другими плательщиками стоимость взятой кожи.

6. При уплате налога населению предоставляется право заменять овчины другими шкурами в следующей пропорции: 2 шерстные овчины равняются одной шкуре крупскота, весом в парном виде от 10 - 25 ф. (1 категории) или 2-м шкурам конским, весом в сухом виде от 4 - 7 ф. (1 категории) или 3-м опойкам, или 4-м козлинам, или 4-м жеребкам; 5-ть шерстных овчин равняются - 1-й шкуре крупскота, весом в парном виде от 25 - 50 ф. (2 кат.) или 2-м шкурам конским, весом в сухом виде от 7 - 10 ф. (2 категории) или 6-ти опойкам, или 7-ми жеребкам, или 7-ми козлинам. 8 шерстных овчин равняются 1-й шкуре крупскота, весом в парном виде от 50 - 70 ф. (3 кат.) или 2-м конским, весом в сухом виде от 10 - 13 фун. (3 кат.) или 10-ти опойкам, или 12-ти жеребкам, или 12-ти козлинам. 10-ть шерстных овчин равняются 1-й шкуре крупскота, весом в парном виде свыше 70 ф. (4 - 5 категории), или 2-м шкурам конским, весом в сухом виде свыше 13-ти фун. (4 - 5 кат.), или 12-ти опойкам, или 15-ти козлинам, или 15-ти жеребкам. При замене шерстных овчин шкурами мелкого скота другого вида следует исходить из следующего расчета: 1 шерстная овчина равняется 1 1/4 голяка, или 1 1/4 опойка, или 1 1/2 жеребка, или 1 1/2 козлины.

7. Сдача причитающегося по налогу кожсырья должна быть произведена по следующему расчету:

с 1-го августа по 15-е сентября - 10%

с 15-го сентября по 1-е ноября - 40%

с 1-го ноября по 1-е января - 20%

с 1-го января по 1-е апреля - 30%.

Эти сроки являются предельными, населению предоставляется право сдавать сырье и в более ранние сроки.

Примечание. Установленные сроки на сдачу кожсырья населением по представлению Губернских Продовольственных Комитетов могут быть изменены Народным Комиссариатом Продовольствия в зависимости от наличия тех или иных хозяйственно-бытовых условий губернии.

8. Сдача кожсырья по налогу производится исключительно вполне доброкачественными шкурами. В уплату налога не засчитываются шкуры с подрезями, прорезями, дырами, прелинами и др. видами брака, происшедшими от неумелой съемки или от неправильного хранения и обращения со шкурами.

Примечание. Сдача шкур обязательна с полным прибором, который должен быть отделен. При конской шкуре: хвост, грива, копыта. При шкуре рогатого скота: хвост.

 . Исполнение настоящего декрета возлагается на народный комиссариат продовольствия, которому предоставляется право издавать необходимые постановления и инструкции.

10. Ответственность за правильность и своевременность как установления размеров налога, так и выполнения его возлагается на сельские советы и волостные исполнительные комитеты.

11. Плательщики, не выполнившие налога, несут личную и имущественную ответственность в порядке административном и судебном.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

За управляющего делами Совета Народных Комиссаров

В. СМОЛЬЯНИНОВ

 

Секретарь Совета Народных Комиссаров

Л. ФОТИЕВА

 


Декрет ВЦИК и СНК о сельскохозяйственной кооперации. 16.8.1921 г.

 

 


Декрет ВЦИК и СНК об обязательной поставке домашней птицы в порядке натурального налога на 1921 г. 15.9.1921 г.

 

Во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 21 марта 1921 года о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) и в отмену ранее изданного декрета Совета Народных Комиссаров от 29 июня 1920 года об обязательной поставке домашней птицы (Собр. Узак., 1920, № 59, ст. 271), Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:

Ввести на 1921 год натуральный налог на домашнюю птицу на следующих основаниях:

1. Налогу подлежат все имеющие пахотную землю хозяйства, а также птицеводные хозяйства промышленного типа, хотя бы они не имели пашни.

Примечание. Промышленно-птицеводным хозяйством признается хозяйство, имеющее постоянно не менее 20 штук кур или уток, или десяти штук гусей или индеек перезимовавших (переярок).

2. Хозяйства, имеющие менее одной десятины пашни, от налога освобождаются, если они не являются промышленными птицеводными хозяйствами (см. примечание к § 1).

3. Налог на хозяйства, имеющие пахотную землю, определяется в зависимости от:

а) величины имеющейся в нем пахотной площади и

б) установленной для данной губернии нормы обложения.

4. Размер налога на домашнюю птицу на 1921 г. исчисляется из расчета с десятины пахотной площади по районам в нижеследующем количестве.

А. По четверти фунта живого веса взимается в губерниях: Воронежской, Курской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской, в областях: Донской, Кубано-Черноморской и Терской, во всех губерниях Сибири и с оседлого населения Семипалатинской и Акмолинской областей Киргизской Республики.

Б. По восьмушке фунта живого веса взимается в губерниях: Брянской, Витебской, Владимирской, Вологодской, Вятской, Гомельской, Екатеринбургской, Иваново-Вознесенской, Калужской, Костромской, Нижегородской, Московской, Новгородской, Орловской, Петроградской, Пермской, Псковской, Рыбинской, Смоленской, Ставропольской, Тверской, Тульской, Череповецкой и Ярославской и в Крыму.

Примечание. Освобождаются от обязательной поставки домашней птицы губернии: Астраханская, Архангельская, Олонецкая, Северо-Двинская, Трудовая Карельская Коммуна и Калмыцкая Область.

5. В губерниях, областях и республиках, объявленных постановлениями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета голодающими, налог на домашнюю птицу взимается в порядке, установленном этими постановлениями для всех видов продовольственного налога.

6. С птицеводных хозяйств промышленного типа устанавливается следующий размер налога: одна курица не менее 2-х фунтов или одна утка не менее 3-х фунтов с каждого десятка кур или уток, один гусь не менее 7-ми фунтов или одна индейка не менее 6-ти фунтов с каждого десятка гусей или индеек.

Примечание. Государственные советы народного хозяйства сдают домашнюю птицу по нормам, установленным для частных птицеводных хозяйств промышленного типа.

7. Культурно-племенные птицеводные хозяйства, кому бы они ни принадлежали, от налога на домашнюю птицу освобождаются по удостоверениям местных органов народного комиссариата земледелия, независимо от количества имеющейся там племенной птицы.

8. Расчет размера налога для каждого отдельного хозяйства производится сельскими советами под руководством и контролем волостных исполнительных комитетов. Ответственность за правильность и своевременность как расчета размера налога, так и его выполнения возлагается на сельские советы и волостные исполнительные комитеты.

9. Во избежание технических затруднений при сдаче долями фунта живого веса сдатчики выполняют налог путем совместной сдачи целыми птицами; при этом продовольственные органы обязаны выдавать установленные квитанции в приемке птицы каждому сдатчику отдельно.

10. Народному комиссариату продовольствия по соглашению с народным комиссариатом земледелия предоставляется право понижать норму обложения для отдельных местностей вышеуказанных областей, губерний и республик в зависимости от состояния куроводства.

11. Налог должен быть выполнен в сроки от 1-го октября до 1-го января 1922 года.

12. Исполнение настоящего декрета возлагается на народный комиссариат продовольствия, которому предоставляется право издавать необходимые постановления и инструкции по применению настоящего декрета.

13. Граждане, не выполнившие налога, несут личную и имущественную ответственность в порядке административном и судебном.

 

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

М. КАЛИНИН

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

А. ЕНУКИДЗЕ

 

 


Декрет СНК о приписных совхозах и земучастках. 14.11.1921 г.

 

Совет Народных Комиссаров в развитие, дополнение и изменение действующего законодательства о советских хозяйствах и земельных участках, приписанных к государственным предприятиям и учреждениям, профессиональным организациям и иным объединениям рабочих и служащих, постановляет:

1. Усилить и широко развить сеть приписных советских хозяйств и земельных участков, приписывая их и первую очередь к государственным предприятиям и их объединениям, а равно также и к государственным учреждениям и союзным организациям.

Примечание. Приписка советских хозяйств и земельных участков в виде сдачи их на особых договорных условиях производится также потребительским кооперативам, отдельным коллективам рабочих и служащих.

2. Семенные, племенные советские хозяйства, опытные станции и т.п. не подлежат отводу в порядке приписки.

3. Обратить на приписку земли из нераспределенного государственного земельного фонда, а также советские хозяйства и земельные участки, которые в порядке пересмотра государственных земельных хозяйств (советские хозяйства народного комиссариата земледелия) или коммун подлежат за нецелесообразностью их дальнейшего ведения ликвидации, временно приостановив всяческое их иное использование (сдача в аренду и проч.) впредь до осуществления плана приписки в срок, установленный народным комиссариатом земледелия по соглашению с всероссийским центральным советом профессиональных союзов.

4. Установить как общее правило, что приписка советских хозяйств и земельных участков производится преимущественно к отдельным предприятиям и учреждениям, исходя из соображений наибольшей территориальной близости приписываемых советских хозяйств и земельных участков к этим предприятиям и учреждениям.

5. Развить приписку советских хозяйств и земельных участков в крупных городских и иных промышленных центрах из земель внутри городской и пригородной черты для преимущественного использования этих участков под огородные, садовые, молочные, а также животноводственные и птицеводственные хозяйства, предоставив для этого определенный земельный фонд из земель, находящихся в ведении народного комиссариата внутренних дел (органов коммунального хозяйства), поскольку таковые не использованы последним.

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Н. ГОРБУНОВ

 

Секретарь Л. ФОТИЕВА

 

 

 

[1] Предлагаемый документ совмещает принципы политики “военного коммунизма” и нэпа. С одной стороны, он устанавливает обязательную помощь одних крестьян другим, с другой – обязательную оплату или отработку этой помощи (за исключением семей красноармейцев).[2] Т.е. обязанность одних крестьян покрывать недоимки других.[3] Статья практического применения не имела.[4] Примерно 6,9 млн. т[5] Примерно 3,9 млн. т[6] Во время политики военного коммунизма всякая частная перевозка продовольствия ("мешочничество") была нелегальной, хотя и была широко распространена.[7] Примерно 56,4 тыс. т[8] Примерно 36 тыс. т[9] русский фунт равняется 0,4095 кг[10] Не приводится.[11] 983 тыс. т[12] Около 1,8 млн. т[13] Примерно 200 тыс. т[14] Примерно 393 тыс. т[15] 1 пуд 16,382 кг, 1 десятина равна 1,095 га[16] Не приводится.[17] Декрет СНК ОТ 31.5.1921 об исправлении пунктов 3 и 4 декрета "о натуральном налоге на хлеб, картофель и масличные семена" предусматривал добавление конце пункта слов "1/2 пуда масличных семян всех видов".[18] Примерно 10,6 тыс. т[19] Примерно 20,9 тыс. т[20] Не приводятся.[21] Примерно 5,6 тыс. т[22] Примерно 83,5 тыс. т[23] Примерно 6,6 тыс. т[24] Примерно 56,5 тыс . т[25] Так в тексте. Правильно "совет".[26] Примерно 1,3 млн. т[27] Примерно 2,1 млн. т[28] Примерно 491 тыс .т[29] Примерно 590 тыс. т[30] Декрет СНК от 14.6.19121 об исправлении ошибок в пункте третьем декрета "о натуральном налоге на сено" предусматривал обложение Ярославской губ. в по ставкам п. в (6 пудов с десятины заливных сенокосов и 4 пуда не заливных), а Рыбинской губ. по ставкам п. а (соответственно 8 и 5 пудов).[31] 1 пуд равнялся 40 фунтам.[32] 1 квадратная сажень равняется 4,55 кв. м[33] Примерно 106 тыс. т[34] 417 тыс. т[35] Т.е. на профессиональной основе, добывая этим способом основные средства к существованию.[36] См. Законы о торговле 1921.[37] Киргизский край – Казахстан.