Load document

Судебные реформы большевиков. 1917-1921 гг.

 

Действовавшие на основании Судебных уставов 1864 г. суды, независимые от администрации и состоящие из не принимающих большевистские идеи юристов, не устраивали советское правительство. Методом проб и ошибок (см. Декрет о суде № 2) была создана новая судебная система, некоторые принципы которой остаются в силе до настоящего времени.

Был упразднен суд присяжных. Вместо них были введены народные заседатели, избранные советами и образовавшие единую коллегию с судьей, который подчинял заседателей своему влиянию. Была отменена несменяемость судей. Они стали избираться советами на короткий срок и могли быть отозваны досрочно. Были созданы тесные (как неформальные, так и формальные) связи суда с администрацией. В частности, высшей инстанцией над народными судами стало подразделение (кассационное отделение) наркомата юстиции. В состав ревтрибуналов с правом решающего голоса включались представители ВЧК и иных заинтересованных ведомств, остававшиеся на службе в них.

Было отменено апелляционное обжалование судебных решений. Взамен была размыта разница между кассационным и апелляционным рассмотрением: кассационная инстанция могла отменить приговор не только из-за его незаконности, но и "явной несправедливости", а также получила право в случае отмены приговора как возвращать дело в низшую инстанцию, так и самостоятельно постановить новый приговор. Вместо единой кассационной инстанции (Правительствующего сената) было создано несколько десятков советов народных судей. Соответственно был восстановлен отмененный Судебными уставами ревизионный (надзорный) порядок пересмотра судебных решений. В нем наряду с судами активной участвовали представители администрации.

Самым важным положением реформы стала отмена законов предшествующих правительств без немедленной замены их новыми. Основная часть советских кодексов (в т.ч. гражданский и уголовный) были изданы лишь в 1922-1923 гг. Соответственно до этого времени советские суды руководствовались отдельными декретами, не создававшими целостной правовой системы, и, главным образом, "революционным правосознанием" и "революционной совестью", т.е. указаниями партийного начальства.

 

Декрет СНК о суде. 24.11.1917 г.

 


Инструкция НКЮ о революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний. 19.12.1917 г.

1. Революционному трибуналу подлежат дела о лицах: а) которые организуют восстание против власти Рабоче-крестьянского правительства, активно противодействуют последнему или не подчиняются ему, или призывают других лиц к противодействию или неподчинению ему; б) которые пользуются своим положением по государственной или общественной службе, чтобы нарушить или затруднить правильный ход работ в учреждении или предприятии, в котором они состоят, или состояли на службе (саботаж[7], сокрытие или уничтожение документов или имущества и т.п.); в) которые прекращают или сокращают производство предметов массового потребления без действительной к тому необходимости; г) которые путем скупки, сокрытия, порчи, уничтожения предметов массового потребления или иными способами стремятся вызвать их недостаток на рынке или повышение цен на них; д) которые нарушают декреты, приказы, обязательные постановления и другие опубликованные распоряжения органов Рабоче-крестьянского правительства, если в них предусмотрено предание за нарушение их суду Революционного трибунала; ж) которые, пользуясь своим общественным или административным положением, злоупотребляют властью, предоставленной им революционным народом; з) преступления против народа, совершаемые путем использования печати, подлежат ведению особо учреждаемого Революционного трибунала печати[8].

б) При революционном трибунале учреждается коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству, как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты[9].

 

 

И.З. ШТЕЙНБЕРГ[10] 

 

 


Постановление НКЮ о кассационном отделении Народного комиссариата юстиции. 25.1.1918 г.

 

 

 


Декрет ВЦИК и СНК о третейском суде. 16.2.1918 г.

7. По делам третейского суда, по которым предъявленное требование превышает сто рублей, взимается судебная пошлина на общем основании, при чем стороны при представлении третейской записи третейскому суду[11] вносят половину этой пошлины, а остальная часть ее взимается при заявлении просьбы в местный суд о приведении в исполнение третейского решения.

 

 

 

Ст. 1. Для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда, образуются окружные народные суды[12], члены которых избираются по округам местными советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Округа соответствуют прежним округам[13], но от соглашения советов зависит изменить территорию данного округа, увеличив или сократив таковую.

Ст. 6. В целях достижения единообразия кассационной практики учреждается в столице Верховный судебный контроль[14]. В состав его входят представители областных народных судов по избранию этих судов на срок не свыше 1 года с правом отзыва и переизбрания как со стороны окружных судов, так и советов раб., солд., кр. и казачьих депутатов.

Ст. 21. Предварительное следствие по уголовным делам, превышающим подсудность местного народного суда, производится следственными комиссиями из трех лиц, избираемых впредь до назначения прямых выборов[15] советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. В целях расследования дела следственная комиссия может обратиться за содействием как к Красной гвардии или народной милиции, так и ко всем частным и должностным лицам, а равно и к государственным и общественным учреждениям.

Ст. 35. Исполнение решений и приговоров впредь до особого декрета о выборных органах исполнения[16] производится в действовавшем до сих пор порядке с заменою членов милиции Красною гвардией, где таковая существует. 

 

 

Ст. 8. Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных народных судов как по гражданским, так и по уголовным делам и взамен Судебного контроля временно учредить Кассационный суд[17] в г. Москве из двух отделений – гражданского и уголовного в составе: председателя и его товарища, утверждаемых Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов по представлению Народного комиссариата юстиции, и 8-ми членов, избираемых Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов из кандидатов, представленных окружными народными судами и советами местных народных судей к 1 августа 1918 года.

 

 

 

 

1) иметь право избирать и быть избираемыми в советы рабочих и крестьянских депутатов[18];

Примечание. Ссылки в приговорах и решениях на законы свергнутых правительств воспрещаются[19].

Ст. 41. Члены коллегии избираются исполнительными комитетами советов рабочих и крестьянских депутатов на общих со всеми должностными лицами советской республики основаниях из состава лиц, удовлетворяющих требованиям ст. 64 основного закона[20].

 

 

 Ст. 1. Революционные трибуналы республики учреждаются со специальной целью рассмотрения дел, направляемых к ним чрезвычайными комиссиями, особыми отделами[21] и комиссиями по борьбе с дезертирством и принятых трибуналами к своему рассмотрению. В соответствии с этим трибуналам предоставляется в пределах действующих декретов неограниченное ничем право в определении мер репрессии. Кроме чрезвычайных комиссий и особых отделов право направления непосредственно дел в трибуналы принадлежит в отдельных случаях народному комиссару юстиции, народному комиссару внутренних дел, народному комиссару рабоче-крестьянской инспекции, местным губернским исполнительным комитетам и президиумам местных советов народных судей по представлении народных судей.

Ст. 17. Допущение к участию в деле обвинения и защиты всецело зависит от трибунала и разрешается в распорядительном заседании. Защитниками кроме членов коллегии защитников и обвинителей при советах, образуемой порядком, указанным в Положении о народном суде[22] (Собр. Узак., 1918, № 85, ст. 889), могут быть только близкие или родственники подсудимого или лица, пользующиеся полным доверием трибунала. В случае допущения трибуналом по какому-либо делу обвинителя трибунал обязан допустить или назначить защитника.

Примечание. В отношении военных трибуналов и трибуналов, подчиненных ему[23], в том числе и военно-железнодорожных трибуналов, обязанности члена-докладчика по представлению отчетности в Кассационный трибунал исполняет председатель Революционного военного совета республики, при чем член-докладчик Кассационного трибунала дает свое заключение по его докладам, указанные в ст. 37 права Кассационного трибунала по надзору целиком распространяются на все военные и военно-железнодорожные трибуналы.

 

Ю. ЛУТОВИНОВ[24]

А. ЕНУКИДЗЕ[25]

 

 

 

В местностях, объявленных на военном положении, а равным образом и в местностях, на коих распространяется власть реввоенсоветов фронта, губернским революционным трибуналам предоставляется право в случае подачи кассационных жалоб или ходатайств о помиловании по делам, по коим вынесен приговор к расстрелу, входить с представлением в местный губисполком или его президиум или в местный ревком[26] в течение 24 часов с момента получения трибуналом кассационной жалобы или ходатайства о помиловании о непропуске таковых и обращении приговора к немедленному исполнению, если трибунал признает, что в силу безусловной ясности дела, тяжести совершенного деяния и политической обстановки, в коей находится данная губерния приговор требует немедленного исполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. ЗАЛУЦКИЙ[27]

 

 

Примечание 2. В автономных областях и федерированных республиках[28] отделения Верховного трибунала открываются по соглашению с высшими органами таковых республик и областей в соответствии с их конституцией и с утверждения президиума Всероссийского Центрального Исполнительного комитета.

9. На военную и военно-транспортную коллегии Верховного трибунала возлагается: 1) надзор и инструктирование военных трибуналов, сохраняемых согласно настоящему Постановлению на фронтах и в отдельных местностях Р.С.Ф.С.Р., и военно-транспортных трибуналов, сохраняемых по одному на дорогу[29] и по одному на водный район, причем председатели военной и военно-транспортной коллегий являются членами-докладчиками в пленуме Верховного трибунала по вопросам надзора и инструктирования в порядке примечания к ст. 37 Основного Положения; 2) право пересмотра и приостановления приговоров к расстрелу военных трибуналов и военно-транспортных трибуналов, направляемых к ним в порядке ст. ст. 30-31 Положения о военных трибуналах и ст. 31 Положения о революционных военных железнодорожных трибуналах, причем предоставление тем же Положением право революционному военному совету, Народному комиссару путей сообщения и комиссарам дорог на приостановление приговоров отменяется. В отмену прежде установленного порядка изменение приговоров местных трибуналов военной и военно-транспортной коллегиями без передачи дела на новое рассмотрение допускается лишь в едином порядке, установленном ст. 35 основного Положения, т.е. через представление в кассационную коллегию и с ее заключением во Всероссийский Центральный Исполнительный комитет; 3) рассмотрение в порядке судебном определенных категорий дел персональной подсудности, указанной в соответственных статьях Положения о военных трибуналах и Положения о революционных военных железнодорожных трибуналах, и тех дел, кои будут пленумом Верховного трибунала или кассационной коллегией изъяты из других трибуналов или кои будут изъяты военной и военно-транспортной коллегиями из рассмотрения подведомственных им военных трибуналов и военно-транспортных трибуналов и приняты к своему производству без передачи их в другой трибунал; 4) право образования выездных сессий и местных отделений трибуналов сверх допущенных по настоящему Положению, всякий раз однако, с ведома пленума Верховного трибунала, в порядке примечания 1-го к ст. 2-й настоящего Положения.

2) При всех губернских революционных трибуналах установить в качестве постоянного действующего отделения их "отделение по военным и крупным служебным должностным преступлениям". Таковым отделениям предоставить право присуждения к высшей мере наказания независимо от наличия в данной местности военного положения. Передачу дел в указанные отделения обусловить: а) материальным признаком, ограничив подсудность их делами о шпионаже, контрреволюционных восстаниях, заговорах, бандитизме и делах о воинских преступлениях и злостном дезертирстве и б) признаком формальным – передачей на рассмотрение указанных отделений и всяких иных дел однако каждый раз постановлением распорядительного заседания губернского революционного трибунала, в составе[30] его председателя, являющегося в то же время заместителем председателя губернского революционного трибунала, и представителя чрезвычайной комиссии, делегируемого в трибунал по положению.

 

 

 

 

 

 

 

 

В развитие ст. 2-й Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного комитета от 23 июня с.г. (Собр. Узак., 1921, № 51, ст. 294) и в разъяснение Постановления президиума Всероссийского Центрального Исполнительного комитета от 25 августа с.г.[31] (Собр. Узак., 1921, № 62, ст. 442) Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета постановляет поручить Верховному трибуналу Всероссийского Центрального Исполнительного комитета:

 

 

 

 

 

[1] Мировые судьи избирались уездными земскими или городскими думами.[2] Постановление о прямых выборах судей было включено в пропагандистских целях. Такие выборы были введены лишь в 1960-1970-е гг.[3] См. Программа РСДРП 1898 г. и Программа ПСР 1906 г.[4] Троцкий Лев Давидович (наст. имя Лейба Бронштейн, 1879-1940) – революционер и государственный деятель. С 1896 в социал-демократическом движении, арестовывался. В 1903 не примкнул ни к большевикам, ни к меньшевикам, добивался их объединения. В 1905 председатель Петербургского совета. В I мировую войну "интернационалист". С лета 1917 большевик, в сентябре-ноябре 1917 председатель Петросовета, руководитель октябрьского переворота. В ноябре 1917 –марте 1918 нарком иностранных дел. Возглавлял советскую делегацию на мирных переговорах в Бресте, после их провала объявил о прекращении войны без заключения мира, что спровоцировало наступление противника, для отпора которому не было сил. В марте-июле 1918 нарком по военным делам, в 1918-1925 нарком по военным и морским делам. Создатель Красной армии. В 1923 начал борьбу за лидерство в партии, которую быстро проиграл. В 1925-1927 председатель Главного комитета по концессиям, Электротехнического комитета и др. Затем Троцкий был исключен из партии, сослан в Казахстан, в 1929 выслан за границу. В 1938 создал международное объединение своих сторонников – IV Интернационал. Убит советским агентом.[5] Глебов (наст. фамилия Авилов) Николай Павлович (1887-1937) – революционер и государственный деятель. С 1904 большевик, неоднократно арестовывался и ссылался. В октябре – декабре 1917 нарком почт и телеграфов. Депутат Учредительного собрания. В мае – июне 1918 главный комиссар Черноморского флота, добился затопления его большей части в Новороссийске (во избежание захвата немцами или антибольшевистскими силами), Затем был членом коллегии наркомата труда, секретарем ВЦСПС, председателем Черниговского губернского ревкома, наркомом труда Украины. С 1922 на партийной и профсоюзной работе. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда. В 1956 реабилитирован. [6] Стучка Петр Иванович (1865-1932) – российско-латвийский революционер и государственный деятель. С 1895 участвовал в социал-демократическом движении, с 1904 член ЦК Латышской социал-демократической рабочей партии, неоднократно арестовывался и ссылался. С 1911 примыкал к большевикам, юридический консультант большевистской фракции IV Государственной думы. В 1917 гласный Петроградской городской думы, участвовал в октябрьском перевороте. С октября 1917 член президиума ВЦИК, в ноябре-декабре 1917 и.о. наркома, в марте-августе 1918 нарком юстиции. Председатель следственной комиссии по восстанию левых эсеров. В 1918-1920 председатель СНК Латвии, с 1919 председатель ЦК КП Латвии, с 1923 председатель Верховного суда СССР.[7] "Саботажем" большевики называли забастовку чиновников правительственных учреждений, отказавшихся подчиняться советскому правительству.[8] См. Законы об уничтожении оппозиционной печати. 1917-1918 гг.[9] Этот пункт впервые в советском праве предусматривал восстановление профессиональной адвокатуры, упразднённой предыдущим декретом.[10] Штейнберг Исаак Захарович (1888-1957) – политический деятель. С 1906 эсер, ссылался. С 1917 левый эсер. В декабре 1917 – марте 1918 нарком юстиции. Член Учредительного собрания, участвовал в его работе. С 1918 лидер левых эсеров-"легалистов", неоднократно арестовывался. В 1923 эмигрировал. [11] Очевидно, опечатка. Имеется в виду местный суд.[12] В действительности созданы не были. Дела, превышающие компетенцию народных судов, стали разбираться ревтрибуналами.[13] Очевидно, имеются в виду судебные округа, созданные Судебными уставами 1864 г.[14] Не был создан.[15] Так и не были назначены.[16] Так и не был издан.[17] Не создавался.[18] Об избирательном праве см. Конституция РСФСР 1918 г.[19] Примечание окончательно отменило законы предшествующих правительств без замены их новыми.[20] Имеется в виду Конституция РСФСР 1918 г. (см.).[21] Особые отделы – органы военной контрразведки.[22] См. выше.[23] Т.е. РВС республики.[24] Лутовинов Юрий Хрисанфович (1887-1924) – революционер и политический деятель. С 1904 большевик. Неоднократно арестовывался и ссылался. Депутат Учредительного собрания. В 1918 председатель СНК Луганской обл. и заместитель председателя СНК Донецко-Криворожской республики, в 1920 председатель Луганского губисполкома. Кандидат в члены президиума ВЦИК и ЦИК СССР. В 1920-1921 член президиума ВЦСПС, один из лидеров "рабочей оппозиции". Затем заместитель торпреда в Германии. Покончил с собой из-за несогласия с нэпом ("медленным развитием социалистического строительства").[25] Енукидзе Авель Сафронович (1877-1937) – революционер и государственный деятель. С 1899 социал-демократ, с 1903 большевик. Неоднократно арестовывался и ссылался. С 1916 участник I мировой войны, рядовой. В 1917 член ВЦИК и Петроградского ВРК. В 1917-1918 заведующий военным отделом ВЦИК, с 1918 член президиума и секретарь ВЦИК, в 1922-1935 секретарь ЦИК СССР. Возражал против подготовки расстрела Зиновьева и Каменева, из-за этого утратил доверие Сталина. В 1935 был обвинен в халатности, из-за которой среди обслуги Кремля возник "террористический заговор", а также в "бытовом разложении" (педофилии). Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда за участие в "Правотроцкистском центре", шпионаж, подготовку терактов и государственного переворота. В 1959 реабилитирован.[26] Революционный комитет (ревком) – чрезвычайный орган власти в Советской России в годы Гражданской войны. Назначался партийным или военно-партийным начальством в местностях, в которых выборы в советы не дали бы большинства коммунистам. Пользовался всей полнотой власти.[27] Залуцкий Петр Антонович (1887-1937) – политический деятель. В революционном движении с 1904, социал-демократ с 1907, большевик с 1911. Неоднократно арестовывался и ссылался. В 1917 член исполкома Петросовета и Петроградского ВРК. В1918-1920 политработник Красной армии. В 1919-1920 председатель Курского губернского ревкома. В 1920-1922 член президиума и секретарь ВЦИК. В 1922 секретарь Уральского губкома, в 1922-1925 – Петроградского губкома и Северо-Западного бюро компартии. Активный деятель "новой оппозиции" и "троцкистско-зиновьевского блока". В 1927 исключен из партии, в 1928 после "покаяния" восстановлен. Начальник строительства Шатурской ГРЭС. В 1935 приговорен особым совещанием НКВД к 5 годам лагерей. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда по обвинению в контрреволюционной террористической деятельности. В 1962 реабилитирован.[28] Имеются в виду формально независимые республики, заключившие с Советской Россией договоры об объединении (см. Договоры советских республик об объединении).[29] Имеется в виду железная дорога.[30] Имеется в виду состав отделения по военным и крупным должностным преступлениям.[31] См. предыдущие документы.