Load document

Законы о начальных и средних школах 1864 г.

 

Вслед за новым университетским уставом в 1864 г. были изданы новые законы о начальных и средних школах. Они были подготовлены под руководством министра народного просвещения А.В. Головнина (см. прим. 3), рассмотрены Государственным советом и утверждены императором Александром II. Издание двух законов (о начальных школах и о гимназиях) закрепило введенное в 1828 отделение начальных школ, предназначенных для простонародья, от гимназий.

Новое Положение о начальных училищах, в отличие от законов 1828, допускало финансирование правительственными ведомствами начальных школ. Вводилась новая система управления ими. Вместо единоличной власти директоров гимназий и смотрителей уездных училищ были созданы коллегиальные училищные советы с участием представителей местного самоуправления.

Гимназии были объявлены доступными для всех сословий (а не только дворян и детей чиновников по уставу 1828). Контингент их учеников расширился за счет средних слоев. Вводилось преподавание богословия неправославных исповеданий. Гимназии были впервые разделены на два вида: классические и реальные. В первых основными предметами оставались древние языки, во вторых делался упор на новые языки (французский и немецкий) и естественные науки. Доступ в университет открывали лишь первые, выпускники реальных гимназий могли поступать на конкурсной основе в технические и сельскохозяйственные институты.

Был введен новый тип школ – прогимназии, включавшие 4 младших класса гимназии. Они обычно открывались в небольших городах и облегчали их жителям доступ к образованию. Также были отменены телесные наказания учеников, разрешено освобождать неимущих учеников от платы за обучение, допущено получение гимназического аттестата экстерном. Было отменено разделение гимназических учителей на старших и младших, повышено их жалование и внесен ряд других улучшений.

Положение о начальных училищах действовало до 1874, Устав гимназий – до 1871 г. Оба закона (особенно Положение о начальных училищах) приводятся с сокращениями.

Положение о начальных народных училищах 14 июля 1864 г.

Отдел I. Цель, различные виды начальных народных училищ и учение в оных

Ст. 1. Начальные народные училища имеют целью утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания.

Ст. 2. К начальным народным училищам относятся:

1) ведомства Министерства народного просвещения: а) приходские училища в

городах, посадах и селах, содержимые на счет местных обществ и частью на счет

казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и

содержимые частными лицами разного звания.

2) Ведомства Министерств государственных имуществ, Внутренних дел. Удельного,

Горного: сельские училища разных наименований, содержимые на счет общественных

сумм.

3) Ведомства духовного: церковноприходские училища, открываемые православным

духовенством в городах, посадах и селах, с пособием и без пособия казны, местных

обществ и частных лиц.

4) Все вообще воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословий обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.

<...>

Ст. 3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат: а) закон божий (краткий Катехизис и священная история); б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики, и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно.

Ст. 4. В начальных народных училищах преподавание совершается на русском языке.

Ст. 6. В училища могут быть принимаемы дети всех сословий без различия вероисповедания.

Ст. 8. Установление платы за обучение и освобождение от оной зависит от усмотрения тех ведомств, городских и сельских обществ и частных лиц, на счет которых училища содержатся.

Ст. 10. Для учреждения начальных народных училищ городскими и сельскими обществами и частными лицами требуется разрешение уездного училищного совета. Училища сии могут быть закрываемы по распоряжению губернского училищного совета в случае беспорядка и вредного направления учений...

Ст. 17. Наблюдение за религиозно-нравственным направлением во всех начальных народных и воскресных училищах возлагается на местного приходского священника. В случае надобности он сообщает свои замечания учителю и лицам, заведующим училищем, а если бы его замечания не были приняты, доносит о том уездному училищному совету.

Отдел II. Заведывание начальными народными училищами.

Ст. 18. Для заведывания начальными народными училищами учреждаются в каждом уезде уездный и в каждой губернии губернский училищные советы...

Ст. 19. Училищные советы состоят:

а) уездный – из членов от министерств: народного просвещения и внутренних дел, духовного ведомства православного исповедания, двух членов от уездного земского собрания и по одному от тех ведомств, которые содержат у себя начальные народные училища. В тех городах, где есть начальные народные училища, в училищном совете находится член от городского общества...

б) Губернский совет составляют следующие лица: епархиальный архиерей как первенствующий член, начальник губернии, директор училищ и два члена от губернского земского собрания. Попечитель учебного округа имеет право, в бытность свою в губернском городе, присутствовать в губернском училищном совете. В случае болезни или отсутствия епархиального архиерея... председательство в губернском совете принадлежит губернатору.

<...>

Ст. 22. Члены уездного училищного совета избирают из среды своей на два года председателя, который утверждается в этом звании губернским советом. Постоянное заведование делопроизводством сего[1] совета возлагается на штатного смотрителя училищ.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. 39. Отделение 1. СПб., 1867. № 41068. C. 614-617

 


Указ Правительствующему Сенату

 

Признав полезным изменить сообразно современным потребностям действующие, в настоящее время, уставы и штаты гимназий и прогимназий, Мы возложили на Министерство народного просвещения составление новых, по сему предмету, предположений.

Ныне, по рассмотрении в Государственном совете, составленных вследствие сего, проектов устава и штатов гимназий и прогимназий ведомства сего министерства, утвердив оные и препровождая в Правительствующий сенат, повелеваем:

1) Устав сей и штаты вводить в действие постепенно с 1865 года, в мере ассигнованных для сего сумм, по ближайшему усмотрению министра народного просвещения, в учебных округах: С.-Петербургском, Московском, Казанском, Харьковском, Одесском, Киевском и Виленском и в Сибири, предоставляя министру народного просвещения преобразовывать нынешние гимназии и прогимназии по новому уставу в гимназии и прогимназии классические или реальные сообразно местным в тех и других потребностям.

2) Относительно отпуска сумм на содержание сих учебных заведений в увеличенном против прежнего размере министру народного просвещения, по предварительном соглашении с министром финансов, входить с представлением узаконенным порядком.

Правительствующий Сенат не оставит сделать к исполнению сего надлежащее распоряжение.

На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою подписано:

 

«АЛЕКСАНДР[2]».

В Царском Селе, 19-го ноября 1864 года.

Контрассигновал министр народного просвещения Головнин[3].

 


На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою подписано:

«Быть по сему».

В Царском Селе, 19-го ноября 1864 года.

 

УСТАВ

гимназий и прогимназий ведомства министерства народного просвещения.

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

I. Общие положения.

§ 1. Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование, и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища.

§ 2. По различию предметов, содействующих общему образованию, и по различию целей гимназического обучения, гимназии разделяются на классические и реальные (§§ 39 и 40).

§ 3. В гимназии полагается семь классов с годичным курсом для каждого класса.

Примечание. По мере возможности, низшие четыре класса гимназии помещаются отдельно от высших трех классов.

§ 4. Гимназии учреждаются в таких городах и местечках, где, по численности и потребностям народонаселения, они признаны будут нужными. В каждой губернии полагается, по крайней мере, одна гимназия, но, по мере надобности, в одной губернии и даже в одном городе может быть несколько гимназий.

§ 5. Кроме гимназий там, где представится надобность и возможность, а также и в местах, не имеющих гимназий, могут быть учреждаемы прогимназии, состоящие только из четырех низших классов гимназии и разделяющиеся также на классические и реальные (§ 42).

§ 6. Гимназии и прогимназии открываются по распоряжению министра народного просвещения и состоят в непосредственном ведомстве попечителей тех учебных округов, где они находятся.

§ 7. Учреждение гимназий и прогимназий с классическим или реальным курсом предоставляется ближайшему усмотрению министра народного просвещения, смотря по местным потребностям и учебным средствам, в том числе, какое укажет опыт.

§ 8. Гимназии и прогимназии содержатся или на счет правительства или на счет обществ, сословий и частных лиц.

§ 9. Гимназии и прогимназии, содержимые обществами, сословиями или частными лицами, но управляемые назначенными от правительства лицами, существуют на одинаковом основании с учебными заведениями этого рода, получающими содержание от казны; а гимназии и прогимназии, содержимые сословиями, обществами или частными лицами и управляемые назначаемыми от них лицами, подчиняются общим узаконениям о частных учебных заведениях.

§ 10. При гимназии состоят следующие должностные лица: 1) директор, 2) инспектор, 3) преподаватели, 4) воспитатели, 5) врач и 6) письмоводитель. В прогимназии находятся те же должностные лица, кроме директора, обязанности которого возлагаются на инспектора.

Примечание. Инспектор полагается в тех гимназиях, где более двух сот учеников, или, где с должностью директора гимназии соединяется звание директора училищ губернии. В прочих гимназиях обязанность инспектора возлагается, по выбору директора и с утверждения попечителя округа, на одного из преподавателей.

§ 11. Важнейшие дела гимназии и прогимназии (§§ 72 и 73), относящиеся до учебной, воспитательной и хозяйственной части, обсуждаются в педагогических советах этих заведений.

§ 12. При тех гимназиях и прогимназиях, которые получают содержание сами для себя, или для пансионеров при них, от обществ, сословий или частных лиц, и которые управляются назначенными от правительства лицами, состоит сверх того особое лицо с званием почетного попечителя, избираемое обществом, сословием или частными лицами, дающими помянутое содержание.

 

II. Должностные лица.

А. Директор гимназии и инспекторы гимназии и прогимназии.

§ 13. Директор гимназии и инспекторы гимназии и прогимназии избираются попечителем учебного округа и утверждаются в должностях: первый — министром народного просвещения, а последние — попечителем учебного округа.

§ 14. В должности директора гимназии и инспектора гимназии и прогимназии преимущественно избираются только лица, приобретшие ученую степень в одном из высших учебных заведений империи и обратившие на себя внимание службою по ученой части ведомства министерства народного просвещения.

§ 15. Директору гимназии подчиняются все служащие в оной лица (§ 10).

§ 16. Главная обязанность директора состоит в надзоре как за ходом преподавания и воспитания, так и за внешним порядком и материальным благосостоянием вверенного ему заведения и вообще за точным исполнением всех постановлений, касающихся гимназий.

§ 17. Директору гимназии предоставляется:

а) председательствовать в педагогическом совете;

б) избирать из лиц способных и имеющих на то право учителей и других должностных лиц по своему усмотрению, с представлением попечителю учебного округа об утверждении их в должностях, за исключением письмоводителя, утверждаемого в должности самим директором (§ 38);

в) аттестовать всех служащих под его ведением лиц пред попечителем учебного округа и представлять их к наградам;

г) представлять к увольнению от должности за неспособностью или выслугою срока на пенсию, или к оставлению на службе, по выслуге означенного срока;

д) увольнять служащих под его начальством лиц в отпуск на вакационное время, а по уважительным причинам, и в течение учебного времени, на 29 дней;

е) сноситься с губернскими и другими местными начальствами по всем делам своего управления;

ж) определять и увольнять нижних служителей и назначать им жалованье из общей суммы, положенной на этот предмет по штату.

§ 18. Директор может преподавать, с согласия попечителя учебного округа, в каком-либо классе гимназии один из учебных предметов по собственному избранию, не получая за то особого вознаграждения.

§ 19. По званию председателя педагогического совета, директор определяет время обыкновенных его заседаний, созывает совет в чрезвычайных случаях по своему усмотрению, предлагает на обсуждение свои предположения по учебной и воспитательной части, соблюдает очередь при рассмотрении вопросов, вносимых другими членами, направляет прения, следит за правильностью и порядком заседаний и объявляет определения совета.

§ 20. Директор, в случае несогласия с мнением педагогического совета, представляет о том попечителю учебного округа на разрешение, а если дело не терпит отлагательства, то исполняет оное по собственному убеждению и немедленно доносит о своем распоряжении попечителю, представляя, вместе с тем, на его усмотрение и журнал педагогического совета.

§ 21. Инспектор гимназии есть помощник директора по учебной и воспитательной части и, в случае его болезни или отсутствия, вступает во все его права и обязанности.

§ 22. Инспектор гимназии может, с разрешения директора, преподавать в каком-либо классе один из учебных предметов, без особого за то вознаграждения.

§ 23. Инспектор прогимназии, как начальник вверенного ему заведения, подчиняется непосредственно попечителю учебного округа и, в отношении прогимназии, имеет одинаковые права и несет одинаковые обязанности с директором гимназии, изложенные в §§ 15–20.

 

Б. Преподаватели и воспитатели гимназий и прогимназий.

 

§ 24. Предметы учения в гимназиях и прогимназиях распределяются между штатными преподавателями, считающимися в государственной службе, и между лицами, обучающими по найму[4]. К первым относятся: законоучитель[5], учители наук и языков и учитель чистописания, черчения и рисования; к последним принадлежат учители пения и гимнастики.

§ 25. Законоучители гимназий и прогимназий избираются начальниками сих учебных заведений и, по предварительном одобрении избираемого лица местным епархиальным начальством, утверждаются в должности попечителем учебного округа.

§ 26. В преподаватели наук и языков в гимназиях и прогимназиях определяются попечителем учебного округа по собственному его избранию, или по представлению начальников сих заведений, лица, имеющие одобрительные аттестаты об окончании полного университетского курса и свидетельства о выслушании особого педагогического курса.

Примечание. В учители немецкого и французского языков могут быть определяемы, до приготовления кандидатов на эти должности из окончивших университетский курс, и лица, не окончившие университетского курса, но выдержавшие в университете особое специальное испытание на звание учителей новых языков в гимназии и достаточно знающие русский язык.

В учители чистописания, черчения и рисования определяются попечителем учебного округа лица, доказавшие при испытании в педагогическом совете какой-либо гимназии свои специальные познания в означенных искусствах и знание методы их преподавания.

§ 28. Учители пения и гимнастики определяются в гимназии директором, а в прогимназии — инспектором, получая плату за труды свои из штатной суммы.

§ 29. Для усиления учебной части и для образования опытных преподавателей, попечители учебных округов могут определять в гимназии и прогимназии сверхштатных учителей из лиц, удовлетворяющих условиям, означенным в § 26. Учители эти, пользуясь всеми правами учебной службы, жалованья не получают; но им может быть выдаваемо, с разрешения попечителя округа, вознаграждение за их труды из сумм гимназии и прогимназии. Лица сии, если окажутся достойными, при открытии вакансии имеют преимущество пред другими на занятие штатной должности учителя.

§ 30. Учителям дозволяется содержать у себя пансионеров, с соблюдением правил, установленных по сему предмету министерством народного просвещения. Правом сим не могут пользоваться директоры и инспекторы гимназий и прогимназий.

§ 31. В каждой гимназии полагается по два воспитателя: один для низших и другой для высших классов, и в каждой прогимназии по одному воспитателю.

§ 32. Воспитатели определяются на одинаковых основаниях с учителями наук и языков (§ 26).

§ 33. Начальникам гимназий и прогимназий предоставляется, с разрешения попечителей учебных округов, распределять обязанности воспитателей и между наличными преподавателями, по соглашению с последними и с соразмерным вознаграждением каждого из них из штатного жалованья, положенного на воспитателей.

§ 34. Кроме ближайшего надзора за воспитанниками в рекреационное время, на воспитателях лежит обязанность помогать начальству гимназии и прогимназии в наблюдении за успехами и нравственностью учащихся и, в отсутствие учителей, занимать, по возможности, их уроки за особое вознаграждение.

 

В. Прочие должностные лица.

 

§ 35. При каждой гимназии и прогимназии находится врач, утверждаемый в должности попечителем учебного округа, по представлению местного начальства сих заведений.

§ 36. Обязанности врача, кроме пользования воспитанников и постоянной заботливости об их здоровье, заключаются в наблюдении: а) чтобы в гимназию и прогимназию не поступали воспитанники, имеющие телесные недостатки, или болезни, препятствующие поступлению в общественное заведение; б) чтобы в помещении учебного заведения и в распределении времени занятий воспитанников соблюдались по возможности гигиенические условия и в) чтобы упражнения воспитанников в гимнастике соображались с требованиями правильного развития и укрепления физических сил юношества. Врач обязан замечания свои по сим предметам представлять начальству учебного заведения и предъявлять оные педагогическому совету для обсуждения и внесения в протоколы его заседаний.

§ 37. Производство канцелярских дел лежит на письмоводителе, в помощь которому в гимназии состоит писец, получающий плату по найму.

§ 38. Определение и увольнение письмоводителя и писца предоставляется непосредственно начальству гимназии и прогимназии.

 

III. Учебная часть.

 

§ 39. Учебный курс классических гимназий составляют следующие предметы:

1) Закон Божий, 2) русский язык с церковно-славянским и словесность, 3 и 4) латинский и греческий языки, 5) математика, 6 и 7) физика и космография, 8) история, 9) география, 10) естественная история (краткое наглядное объяснение трех царств природы), 11 и 12) немецкий и французский языки и 13) чистописание, рисование и черчение.

Примечание 1. Преподавание латинского языка вводится немедленно во всех классических гимназиях, а греческого постепенно, по мере приготовления учителей этого языка; в классических гимназиях обязательно обучение только одному новому языку: французскому или немецкому.

Примечание 2. К числу учебных предметов относятся гимнастика и пение для желающих.

§ 40. В реальных гимназиях преподаются:

а) в одинаковом объеме с классическими: 1) Закон Божий, 2) русский язык с церковно-славянским и словесность, 3) история, 4) география и 5) чистописание; 6) в большем объеме сравнительно с классическими: 6) математика, 7) естественная история с присоединением к ней химии, 8 и 9) физика и космография, 10 и 11) немецкий и французский языки (оба обязательно) и 12) рисование и черчение; в) вовсе не преподаются: латинский и греческий языки.

Примечание. К числу учебных предметов принадлежат также гимнастика и пение для желающих.

§ 41. В гимназиях, и классических и реальных, сообщается ученикам высшего класса перед выпуском директором, или по его выбору, инспектором или одним из учителей, в кратком изложении, по особо составленному, по распоряжению министерства народного просвещения, учебнику или руководству, понятие о нашем государственном устройстве, об основных законах империи, касающихся верховной власти, о значении разных присутственных мест, и о главных законах гражданских и уголовных.

§ 42. Учебный курс прогимназий классических и реальных соответствует учебному курсу низших четырех классов гимназий классических и реальных.

§ 43. Обучение иноверцев Закону Божию производится, по возможности, в каждой гимназии и прогимназии, с особого разрешения министра народного просвещения, на счет государственного казначейства, или специальных средств заведения[6].

§ 44. По желанию родителей и за особую плату, в гимназии и прогимназии воспитанники могут обучаться также музыке и танцеванию.

§ 45. Объем преподавания предметов учебного курса как в гимназиях, так и в прогимназиях определяется особою инструкциею от министерства народного просвещения.

§ 46. Число уроков по каждому предмету и распределение их по классам обозначаются в особых таблицах (см. приложение) которые, оставаясь неизменными относительно общего числа уроков по каждому предмету, могут, по ближайшему усмотрению попечителей учебных округов, подлежать изменениям в распределении числа уроков каждого предмета по классам.

§ 47. Учение продолжается в течение целого года, за исключение воскресных и праздничных дней и вакаций летних и зимних, из коих на первые назначается шесть недель, а на вторые — две недели.

§ 48. Правила испытания учеников при поступлении их в гимназию и прогимназию, при переводе из класса в класс и при окончании ими курса ученья, излагаются в особой инструкции, составляемой, на основании мнений педагогических советов всех гимназий и прогимназий округа, попечительским советом[7] и утверждаемой попечителем учебного округа.

§ 49. В каждом классе гимназии и прогимназии полагается, по возможности, не более сорока учеников. В тех случаях, когда, за переходом из низшего класса, в каком-либо классе оказалось бы более 40 человек, или когда, при полном комплекте класса, явились бы еще желающие поступить в этот класс, начальству учебного заведения предоставляется ходатайствовать о разделении класса на параллельные отделения.

Примечание. Параллельные отделения учреждаются там, где представится к тому возможность, предпочтительно на специальные средства учебных заведений, и, только при недостатке сих последних, на счет государственного казначейства.

§ 50. По окончании учебного года в каждой гимназии и прогимназии происходит публичный акт, на котором читается отчет о состоянии и деятельности учебного заведения, объявляются имена учеников, удостоенных перехода в высшие классы, раздаются награды отличным ученикам и аттестаты и свидетельства окончившим курс. На акте могут быть произносимы также членами педагогического совета речи, предварительно одобренные советом.

§ 51. Каждая гимназия должна иметь: 1) библиотеку, состоящую: а) из книг, могущих способствовать обогащению учителей познаниями и б) из книг, предназначаемых для употребления учащимися; 2) физический кабинет; 3) необходимые пособия по естественной истории; 4) достаточное количество географических карт и глобусов, чертежей, рисунков и моделей для рисованья; 5) гимнастические снаряды и 6) музыкальные ноты. При реальной гимназии, сверх сего, должна находиться химическая лаборатория. Прогимназии должны быть снабжены теми же учебными пособиями, за исключением физического кабинета и химической лаборатории.

§ 52. Библиотека поручается библиотекарю, выбираемому педагогическим советом на два года из преподавателей. Прочие же учебные пособия состоят, по принадлежности их к тому или другому предмету, в ведении преподавателей сих предметов. При хранении и выдаче для чтения книг служат руководством правила, установленные педагогическим советом.

 

IV. Учащиеся.

 

§ 53. В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания.

§ 54. К прошению о поступлении в гимназию и прогимназию, подаваемому: в гимназии — на имя директора, а в прогимназии — на имя инспектора, прилагается свидетельство о возрасте и о звании[8]. Медицинское свидетельство поступающих в том, что они не имеют телесных недостатков или болезней, препятствующих вступлению в общественное заведение, делается врачами гимназии и прогимназии.

§ 55. В первый класс гимназии и прогимназии принимаются дети, умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы и из арифметики сложение, вычитание и таблицу умножения. При сем наблюдается, чтобы в первый класс поступали дети не моложе 10 лет. Во все следующие классы гимназии и прогимназии принимаются имеющие соответственные классу познания и возраст.

§ 56. Свидетельство об успешном окончании курса в какой-либо классической прогимназии дает право на поступление в 5-й класс гимназии классической без испытания, если со времени окончания курса до поступления в гимназию прошло не более шести месяцев. В противном случае желающий продолжать свое образование в гимназии подвергается испытанию. То же самое правило наблюдается относительно учеников, поступающих из реальных прогимназий в реальные гимназии; но прием учеников классических гимназий в реальные и наоборот допускается всякий раз не иначе, как по особому испытанию.

§ 57. Общий прием учеников бывает каждый год пред началом учебного курса; но педагогический совет, по особо уважительным причинам, может дозволить прием в низшие четыре класса гимназии и во все классы прогимназии и в течение учебного курса, если, по предварительном испытании поступающего, удостоверится, что последний, по своим знаниям и развитию, может следовать за курсом того класса, в который желает поступить.

§ 58. Одежду учеников в гимназии и прогимназии составляют:

а) Однобортный полукафтан темно-зеленого сукна с черными пуговицами и отложным воротником, с петличками на нем из синего сукна.

б) Брюки темно-серого сукна.

в) Жилет темно-зеленого сукна, однобортный с черными пуговицами.

г) Галстук черный суконный или шелковый.

д) Пальто темно-зеленое суконное, по соответствующим образцам, с суконными петлицами синего цвета и с черными пуговицами.

е) Фуражка темно-зеленого сукна, с суконным околышем синего цвета.

Примечание. Попечитель учебного округа разрешает отступления от этой формы по местным условиям и времени года.

§ 59. Все ученики гимназии и прогимназии обязаны вносить плату за ученье пополугодно вперед, в течение первых двух месяцев каждого полугодия. Не внесшие платы в означенные сроки считаются выбывшими из заведения, но, по внесении платы, могут быть вновь приняты.

Примечание. Плата за ученье, количество которой определяется местными педагогическими советами, с утверждения министра народного просвещения, равно и прочие специальные средства гимназий и прогимназий составляют неотъемлемую собственность каждого из сих учебных заведений отдельно и употребляются, с утверждения попечителя учебного округа, по представлению педагогического совета, на пополнение штатных средств этих учебных заведений, на усиление учебных пособий, на вспоможение учителям и другим служащим при заведении лицам и на непредвиденные расходы.

§ 60. От платы за ученье, по определению местного педагогического совета, освобождаются заслуживающие того по своему поведению и прилежанию дети совершенно недостаточных родителей; при чем наблюдается, чтобы общее число освобождаемых от платы за ученье составляло, в отношении ко всему числу учащихся, не более десяти процентов.

§ 61. Бедным ученикам, отличающимся успехами и поведением, могут быть выдаваемы, по определению педагогического совета, единовременные денежные вспоможения и ежегодные стипендии, из специальных средств заведения.

§ 62. Окончательное испытание учеников, как в гимназии, так и в прогимназии производится в присутствии педагогического совета, на основании правил, утверждаемых, как сказано в § 48, попечителем учебного округа.

§ 63. Ученики, пробывшие два года в одном классе и неоказавшие удовлетворительных успехов, увольняются из заведения.

§ 64. Правила о взысканиях с учеников гимназий и прогимназий составляются местными педагогическими советами, при чем высшую степень наказания составляет исключение из заведения, происходящее всякий раз не иначе, как по определению педагогического совета.

§ 65. Ученики, окончившие с успехом полный курс ученья в гимназии и прогимназии, получают аттестат за подписью членов педагогического совета и с приложением печати учебного заведения. Сверх того, отличнейшие из окончивших курс в гимназии награждаются медалями золотыми или серебряными, число которых определяется всякий раз местным педагогическим советом.

§ 66. Лица, не обучавшиеся в гимназиях и прогимназиях, имеют право подвергаться испытанию из полного курса предметов, преподаваемых в сих учебных заведениях, наравне с учениками сих заведений и в одно с ними время, назначенное для испытаний. Выдержавшие испытание в полном курсе получают свидетельства, дающие им одинаковые права с окончившими курс учениками гимназий и прогимназий.

 

V. Педагогический совет.

 

§ 67. Для более верного и всестороннего обсуждения вопросов, относящихся преимущественно к учебной и воспитательной части гимназии и прогимназии, и для совокупного наблюдения за исправностью материальной части сих заведений, состоят при них педагогические советы.

§ 68. Педагогический совет гимназии составляют, под председательством директора, инспектор, законоучитель и все прочие преподаватели наук и языков. В прогимназиях председательство в совете, состоящем также из законоучителя и всех прочих преподавателей наук и языков, принадлежит инспектору. Обязанность секретаря совета исполняет один из учителей, избираемый на эту должность советом на два года.

Примечание. В заседания педагогического совета приглашаются, по усмотрению председателя: 1) воспитатели и 2) врач, имеющие в таких случаях право голоса наравне с прочими членами.

§ 69. Почетный попечитель гимназии и прогимназии считается постоянным членом педагогического совета, с правом голоса во всех делах, но обязан присутствовать непременно в заседаниях совета только при обсуждении вопросов, касающихся составления сметы, или поверки действительного и правильного употребления сумм, жертвуемых сословием, обществом и частными лицами на содержание гимназии и прогимназии, или пансиона при оных.

§ 70. Педагогический совет собирается в течение учебного времени, по крайней мере, один раз в месяц; но в особых случаях, по предложению председателя, могут назначаться и чрезвычайные собрания (§ 19).

§ 71. Дела решаются на совете по большинству голосов, причем, для действительного решения, требуется присутствие, кроме председателя, по крайней мере 5-ти членов. При равенстве голосов, голос председателя дает перевес.

§ 72. Обсуждению и окончательному решению педагогического совета подлежат следующие дела: 1) прием учеников и перевод их из класса в класс, а также оставление в пансионе гимназии учеников высших трех классов; 2) освобождение недостаточных учеников от платы за ученье и выдача единовременных пособий и стипендий отличнейшим из них по успехам и поведению из специальных средств заведения; 3) выдача аттестатов ученикам, с успехом окончившим полный курс и свидетельств посторонним лицам, выдержавшим испытание в полном учебном курсе; 4) определение наград ученикам, отличившимся поведением, прилежанием и успехами; 5) одобрение речей, назначаемых для чтения на публичном акте; 6) избрание из преподавателей секретаря совета и библиотекаря; 7) выбор книг для библиотеки, а также составление правил о порядке хранения и выдачи книг из библиотеки; 8) рассмотрение и одобрение программ преподавания по каждому предмету; 9) рассмотрение годичных отчетов по учебной части; 10) проверка сумм и счетов по приходам и расходам, как по гимназии и прогимназии, так и по пансионам, если таковые состоят при сих заведениях; 11) правила о взыскании с учащихся (§ 64); 12) распределение внеклассных занятий воспитанников пансиона и вообще устройство внутреннего в нем порядка и 13) все постановления о порядке преподавания и воспитания, которые не могут быть определены в уставе.

Примечание. Составление программ, подлежащих обсуждению и одобрению совета, обязательно для каждого преподавателя и по каждому предмету.

§ 73. Заключения педагогического совета должны быть представляемы на утверждение высшего начальства: 1) по выбору учебных руководств и пособий; 2) по определению размера платы за учение; 3) по удостоению звания домашних учителей и учительниц и учителей уездных училищ; 4) по предположениям об отступлении от нормального устройства учебной части, или об улучшениях, которые потребовали бы новых средств от казны; 5) по разделению классов на параллельные отделения и 6) по составлению сметы специальных средств учебного заведения. Сверх сего на разрешение попечителя учебного округа представляются все случаи разногласия директора с большинством членов совета (§ 20).

Примечание. Во всех случаях разногласия, если меньшинство пожелает, мнение оного доводится до сведения попечителя округа.

 

VI. Почетный попечитель гимназии и прогимназии.

 

§ 74. Почетный попечитель гимназии или прогимназии избирается на три года тем сословием, или обществом, которое дает содержание на гимназию или прогимназию, или пансионы при оных, и утверждается в должности попечителем учебного округа. В тех гимназиях и прогимназиях, которые содержатся на счет частного лица, почетный попечитель избирается сим последним, если такое лицо само не пожелает занять эту должность. Если учебное заведение содержится на счет нескольких сословий, обществ или частных лиц, в таком случае все они в совокупности избирают одного почетного попечителя, как общего их представителя.

§ 75. На почетном попечителе лежит обязанность заботиться о правильном и своевременном доставлении сумм, следующих от сословия, общества или частного лица на гимназию и прогимназию, и об улучшении вообще материального состояния заведения.

§ 76. Почетному попечителю предоставляется право контроля за действительным и правильным употреблением сумм, идущих от сословий, обществ или частных лиц на содержание гимназии или прогимназии, причем он имеет право замечания свои по сему предмету сообщать педагогическому совету и представлять попечителю учебного округа.

§ 77. Почетный попечитель, когда присутствует в собрании педагогического совета гимназии и прогимназии, занимает после председателя первое место.

§ 78. Почетные попечители, пока состоят в сем звании, считаются в государственной службе и должность их относится, в гимназии к V, а в прогимназии к VI классу.

Глава II. Пансионы при гимназиях и прогимназиях.

 

§ 79. Для облегчения родителей, неимеющих средств воспитывать детей дома, служат пансионы, учреждаемые, с разрешения министра народного просвещения, при гимназиях и прогимназиях и находящиеся в непосредственном управлении местного начальства гимназий и прогимназий.

<...>

Глава III. Права и преимущества гимназий и прогимназий.

 

<...>

§ 117. Все преподаватели и воспитатели гимназий и прогимназий по выслуге четырех лет утверждаются в классе, присвоенной их должности, со старшинством со дня вступления в должность, и могут быть производимы, без перевода с одной должности на другую, тремя чинами выше класса, присвоенного занимаемой ими должности.

§ 121. Ученики, окончившие полный курс учения в гимназии классической или реальной с особым отличием и награжденные при выпуске медалями: золотой и серебряной, определяются в гражданскую службу без различия состояния[9] с чином четырнадцатого класса.

§ 122. Ученики, окончившие курс учения в классических гимназиях или имеющие свидетельство о знании полного курса сих гимназий, могут поступать в студенты университетов. Свидетельства же об окончании полного курса реальных гимназий или о знании сего курса принимаются в соображение при поступлении в высшие специальные училища, на основании устава сих училищ.

<...>

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. 39. СПб., 1867. Отделение 2. № 41472. С. 167-179

 

[1] уездного[2] Александр II (1818-1881) – старший сын императора Николая I, император всероссийский с 1855. Провел Великие реформы, направленные на превращение России в свободное государство: отменил крепостное право, ввел земское и городское самоуправление, сделал суды независимыми от администрации, а судебные процессы – устными, гласными и состязательными, ввел суд присяжных, ограничил цензуру, увеличил число учебных заведений всех уровней, открыл доступ к офицерским чинам образованным людям всех сословий, заменил сословную рекрутскую повинность всесословной воинской, развернул масштабное железнодорожное строительство и др. Эти преобразования значительно ускорили социально-экономическое развитие страны и значительно уменьшили социальную стабильность, в частности вызвали резкое увеличение преступности и коррупции и появление относительно массового революционного движения. Ввел реальную автономию Финляндии, что усилило ее обособленность. В его царствование было возвращено Приамурье, завершено завоевание Северного Кавказа, продана Русская Америка, завоевана Средняя Азия, Болгария освобождена от турецкой власти, а Сербия и Черногория окончательно стали независимыми, Россия содействовала объединению Германии во главе с Пруссией. Убит революционными террористами.[3] Головнин Александр Васильевич (1821-1886) – государственный деятель, действ. тайный советник (1879). Из дворян, помещик, сын вице-адмирала. Окончил Царскосельский лицей, в 1854-1861 состоял при генерал-адмирале вел. кн. Константине Николаевиче, в 1859-1861 член Главного правления училищ, в 1861 по предложению вел. кн. Константина назначен министром просвещения. Добился издания университетского устава 1863 (см.), уставов начальных школ и гимназий (1864), открытия Новороссийского университета в Одессе (1864), почти удвоил бюджет министерства, сократив при этом расходы на управленческий аппарат. В его министерство в Москве был основан Публичный музей, включивший перевезенный из С.-Петербурга Румянцевский музей и ставший предшественником РГБ, цензура была передана из министерства просвещения в МВД. Участвовал в разработке Временных правил о печати 1865, значительно смягчивших цензуру. Старался привлекать образованное общество к обсуждению работы министерства. В 1866 ушел в отставку из-за покушения Д.В. Каракозова на императора, оставался членом Гос. совета.[4] Вольнонаемные служащие не имели прав на чинопроизводство и пенсионное обеспечение.[5] Законоучитель – преподаватель закона божьего.[6] Специальные средства – внебюджетные средства (прежде всего плата за обучение).[7] Т.е. советом при попечителе учебного округа.[8] Звание (здесь) – сословное или иное правовое положение.[9] Состояние (здесь) – сословное происхождение.