Load document

УЛОЖЕНИЕ О НАКАЗАНИЯХ УГОЛОВНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ 1845 г.

 

Проведенное в царствование Николая I упорядочивание ("кодификация") законодательства последовательнее всего затронуло уголовное право. Если в остальных отраслях правительство ограничилось сведением воедино действующих постановлений разных лет, то здесь было решено издать новый уголовный кодекс (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных). Его проект был составлен II отделением императорской канцелярии под руководством главноуправляющего гр. Д.Н. Блудова на основе как российского законодательства и судебной практики, так и уголовных законов др. европейских государств, рассмотрен Государственным советом, 15 августа 1845 г. был утверждён императором и с 1.5.1846 введен в действие.

Уложение о наказаниях включало 2224 статьи, объединенные в 12 разделов. Первый являлся общей частью закона, остальные – особенной частью. Уложение намного превосходит по юридической технике предшествующие уголовные законы. Оно определяло формы вины, вводило понятие виновности, впервые в российском праве установило минимальный возраст для привлечения к уголовной ответственности, понятие смягчающих и отягчающих обстоятельств и др. Впервые четко вводилось правило об отсутствии у законов обратной силы. Вводилась единая лестница наказаний от смертной казни до "замечаний и внушений от мест судебных и правительственных" включительно. Меры наказания для своего времени были относительно гуманны. В частности, смертная казнь допускалась лишь за важнейшие государственные и карантинные преступления. Ограниченным было и применение бессрочной каторги. Она назначалась за убийство близких родственников или священника во время службы, повторное убийство, поджог, потопление судна, подделку императорских указов и оскорбление святыни действием.

Уложение не распространялось на преступления военнослужащих, а также каторжников и ссыльных. Они судились на основании особых законов: Военно-уголовного устава 1839 и Устава о ссыльных. Оно не действовало в Польше (до 1876) и Финляндии. В 1864 был издан Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, в который были перенесены (с изменениями) многие постановления о малозначительных правонарушениях. В 1866 и 1885 издавались новые редакции Уложения о наказаниях. Первая из них, в частности, закрепляла отмену телесных наказаний. В 1903 было утверждено новое Уголовное уложение, однако в действие были введены лишь некоторые его главы и большинство преступлений до 1917 продолжало рассматриваться на основе Уложения о наказаниях.

Из-за очень большого объема документ приводится в извлечениях.

Глава первая. О существе преступлений и проступков и о степенях вины

4. Преступлением или проступком признается как самое противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано[1].

Глава вторая. О наказаниях

I. Лишение всех прав состояния[2] и смертная казнь.

П. Лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы; для людей же, не изъятых от наказаний телесных[3], публичное наказание от тридцати до ста ударов плетьми через палачей, с наложением клейм, а также ссылка в каторжные работы с потерею всех прав состояния.

20. Виды смертной казни определяются судом в приговоре его[4].

Степень 7. Работы на заводах на время от четырех до шести лет; наказание плетьми от тридцати до сорока ударов[5].

Степень 1. Ссылка на поселение в отдаленнейших местах Сибири[6]; наказание плетьми от двадцати до тридцати ударов;

Степень 2. Ссылка на поселение в местах Сибири не столь отдаленных[7]; наказание плетьми от десяти до двадцати ударов;

33. Состояние[8] осужденных в каторжных работы и ссылку на поселение определяется особыми о том постановлениями.

I. Потеря всех особенных прав и преимуществ, как лично так и по состоянию осужденного ему присвоенных, и ссылка на житье в отдаленнейшие или менее отдаленные места Сибири, с временным в определенном для его жительства месте заключением[9], или без оного; для людей же, не изъятых от наказаний телесных, наказание от пятидесяти до ста ударов розгами чрез полицейских служителей и отдача на время в исправительные арестантские роты гражданского ведомства[10], с потерею всех особенных прав и преимуществ лично или же по состоянию или званию ему присвоенных.

II. Ссылка на житье в другие, кроме сибирских, более или менее отдаленные губернии, с потерею всех особенных прав и преимуществ, как лично так и по состоянию осужденного ему присвоенных и с временным в определенном для его жительства месте заключением[11], или без оного; для людей же, не изъятых от наказаний телесных, заключение в рабочем доме[12], также с потерею всех особенных прав и преимуществ лично и по состоянию или званию осужденного ему присвоенных.

III. Временное заключение в крепости[13], с лишением лишь некоторых особенных прав и преимуществ, лично или по состоянию осужденного ему присвоенных, или же без лишения оных, смотря по роду преступления и мере вины.

IV. Временное заключение в смирительном доме[14], с лишением лишь некоторых особенных прав и преимуществ, лично или по состоянию осужденного ему присвоенных, или же без лишения оных, смотря по роду преступления и мере вины.

V. Временное заключение в тюрьме[15].

VI. Кратковременный арест[16].

VII. Выговоры в присутствии суда; замечания и внушения от мест судебных или правительственных; денежные взыскания[17].

Для дворян: запрещением вступать в государственную или общественную[18] службу, участвовать в выборах и быть избираемыми в какие-либо должности, даже и в опекуны по назначению дворянской опеки;

Глава третья. О определении наказаний по преступлениям

101. Преступление или проступок, учиненные безумным от рождения или сумасшедшим, не вменяются им в вину, когда нет сомнения, что безумный или сумасшедший, по состоянию своему в то время, не мог иметь понятия о противозаконности и о самом свойстве своего деяния. Однако же учинившие смертоубийство или же посягнувшие на жизнь другого или свою собственную, или на зажигательство безумные или сумасшедшие заключаются в дом умалишенных, даже и в случае, когда бы их родители или родственники пожелали взять на себя обязанность смотреть за ними и лечить их у себя. Порядок заключения их в доме умалишенных и сроки для их содержания и освобождения, определены особыми о сем постановлениями (см. приложение III[19]).

Глава первая. О богохулении и порицании веры

к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу на заводах на время от шести до восьми лет, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 для шестой степени наказаний сего рода, с наложением клейм[20].

Глава вторая. Об отступлении от веры и постановлений церкви

Глава первая. О преступлениях против священной особы государя императора и членов императорского дома

Глава вторая. О бунте против власти верховной и о государственной измене

Отделение второе. О государственной измене и преступлениях против народного права[21]

4) Когда дипломатический или иной чиновник, уполномоченный на заключение трактата[22] с иностранной державой, употребит с умыслом сие доверие в явный вред для отечества...

Глава первая. О сопротивлении распоряжениям правительства и неповиновении установленным от оного властям

Глава седьмая. О недозволенном оставлении отечества

Глава вторая. О превышении власти и противозаконном бездействии оной.

или к лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ и к ссылке на житье в губернии Томскую или Тобольскую с заключением на время от двух до трех лет или же, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, к наказанию розгами в мере, определенной статьей 35 сего Уложения для третьей степени наказаний сего рода[23], и к отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от четырех до шести лет;

лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу на заводах на время от шести до восьми лет, а буде он по закону не изъят от наказаний телесных, и наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьей 21 сего Уложения для шестой степени наказаний сего рода, с наложением клейм[24].

Глава шестая. О мздоимстве и лихоимстве

к потере всех особенных как лично, так и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ и к ссылке на житье в губернии Томскую или Тобольскую с заключением на время от одного года до трех лет, или, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, к наказанию розгами в мере, определенной статьей 35 сего Уложения для третьей или четвертой степени наказаний сего рода[25], и к отдаче в исправительные арестантские рода гражданского ведомства на время от двух до шести лет.

 

 

[1] Статья впервые в российском уголовном праве устанавливает в общей форме ответственность за преступное бездействие.[2] См. ниже (статьи 24-26).[3] От телесных наказаний предшествующими законами были освобождены дворяне, представители христианского духовенства, их жены и вдовы, высшие чины мусульманского духовенства, почетные граждане, некоторые иные категории образованных людей, литераторы (с женами и вдовами), купцы I и II гильдий, высшие представители крестьянского самоуправления, солдаты со знаками отличия.[4] На практике использовались повешение (в основном) и расстрел (для военнослужащих).[5] Разделение каторжных работ на рудниковые, крепостные и заводские было отменено в 1885.[6] Отдаленнейшие места Сибири – Восточная Сибирь (Енисейская и Иркутская губ.)[7] Места Сибири не столь отдаленные – Западная Сибирь (Тобольская и Томская губ.).[8] Состояние (здесь) – правовое положение.[9] От года до 3 лет.[10] От года до 10 лет.[11] От 3 месяцев до 2 лет.[12] От 3 месяцев до 2 лет.[13] От 6 недель до 6 лет.[14] От года до 3 лет.[15] От 3 месяцев до 2 лет.[16] От 3 дней до 3 месяцев.[17] Статья предусматривала значительное число видов мест заключения. На практике четкое различие между ними отсутствовало. Выделялось лишь заключение в крепости, должно было применяться в отношении преступников, деяния которых не свидетельствовали об их безнравственности. См. статью 55.[18] Т.е. по сословному и местному самоуправлению.[19] Не приводится.[20] Статья предусматривала богохульство в форме грубых по форме и содержанию высказываний. Научная критика религиозных догматов допускалась.[21] Народное право – международное право.[22] Трактат – договор.[23] Т.е. от 70 до 80 ударов.[24]Статья впервые в российском праве устанавливала наказания за применение пыток при расследовании преступлений.[25] Т.е. от 60 до 80 ударов.