Load document

Указ о престолонаследии 1722 г.

Указ о престолонаследии был издан из-за отсутствия у императора Петра I естественного и устраивающего его наследника. После отстранения от престолонаследия царевича Алексея (см. прим. 3) новым наследником был объявлен его младший брат Пётр Петрович (1715-1719), вскоре умерший. Другие сыновья Петра Великого также умерли в младенчестве или раннем детстве. Император не желал передавать престол внуку Петру Алексеевичу и 5 февраля 1722 г. утвердил указ о праве императора назначать себе преемника.

Эта реформа оказалась весьма неудачной по двум причинам. Во-первых, она противоречила христианской идее монархии, согласно которой монарх получает престол от бога, а не от человека. Во-вторых, не указывался способ определения наследника в случае отсутствия распоряжения об его назначении. Поэтому указ о престолонаследии оказался одной из причин дворцовых переворотов и фактического подчинения монархии дворянству в XVIII в. Указ был отменён императором Павлом в 1797 г.

Мы, Петр Первый[1], император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая.

 

Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою[2] злостию надмен был сын наш Алексей[3], и что не раскаянием его оное намерение, но милостию божиею ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был[4], и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в святом писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ее мужу, меньшому сыну наследство исходатайствовала, и что еще удивительнее, что и божие благословение тому следовало; еще ж и в наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич[5], и поистинне великий не словом, но делом; ибо оный, разсыпанное разделением детей Владимировых[6] наше отечество собрал и утвердил, которой не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги[7] видеть возможно), а именно, в лето 7006 февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича[8], и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцем митрополитом Симоном[9], а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церквах великим князем, и посадил его за караул и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича[10] и венчан был оным же митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых, краткости ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать[11]. В таком же разсуждении, в прошлом 1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотри достойного, хотя и меньшему, мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства[12]. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божиею, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет[13].

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т.VI. СПб., 1830. С. 496-497

 

 

 

[1] Пётр I Великий (1672-1725) – царь (с 1682) и император всероссийский (с 1721).[2] Авессалом – библейский персонаж, сын царя Давида, восставший против отца.[3] Алексей Петрович (1690-1718) – царевич, старший сын Петра I, отец императора Петра II. Имел плохие отношения с отцом (возможно, из-за ссылки Петром в 1698 матери Алексей Евдокии Лопухиной в монастырь). Заявлял, что после воцарения отменит петровские реформы. Получив от царя ультиматум с требованием «отменить свой нрав» (Анисимов Е.В. Петр Великий. СПБ., 1909. С. 409) или постричься в монахи, в 1716 бежал в Австрийские владения. Под влиянием угроз и посулов (в т.ч. обещания Петра I о прощении) в 1718 вернулся в Россию. Был лишён прав на престол и прощён при условии признания всех своих проступков. Не рассказал о переговорах с австрийским правительством о предоставлении армии для захвата престола. На этом основании был обвинён в измене и приговорён «Генеральным судилищем» из высших сановников к смертной казни. Погиб в заключении (по одной версии от пыток, по другой был убит по приказу Петра I).[4] В 1715 родился великий князь Пётр Алексеевич (будущий Пётр II), но император очевидно не считал сына ненавистного цпревича своим родственником.[5] Имеется в виду Иван III Великий (1440-1505) – русский князь, старший из переживших отца сыновей московского и владимирского великого князя Василия II Тёмного. При жизни отца считался его соправителем, а также княжил в Переяславле-Залесском. С 1462 великий князь московский и владимирский (всей Руси). В его княжение в основном завершилось объединение Владимирской Руси вокруг Москвы. В частности, к московским владениям были присоединены Ярославское, Дмитровское, Ростовское, Вологодское, Верейское, Тверское, Угличское княжества, Новгородская и Вятская земли, было свергнуто татарское иго (1480), отвоёваны у Литвы Вязьма, Черниговская и Новгород-Северская земли. Монархическая власть приобрела деспотический характер. В частности, Иван III проводил массовые конфискации имущества подданных, их принудительные переселения, казнил и бросал пожизненно в тюрьму без суда своих бояр и близких родственников и т.п. В 1497 двуглавый орёл стал гербом Руси. [6] Имеется в виду Владимир Святославович (ок. 960 – 1015) – русский князь, один из младших сыновей киевского великого князя Святослава Игоревича. В 970-980 (978) княжил в Новгороде, в результате победы над старшим братом Ярополком с 980 (или 978) г. был киевским великим князем. Объявил христианство государственной религией Руси. Провёл ряд успешных войн, в частности, покорил племена вятичей, радимичей, ятвягов, начал чеканку монеты и каменное строительство.[7] Степенная книга – работа по истории России, составленная в 1560-е гг. под руководством митрополита Макария священником Андреем (будущим митрополитом Афанасием). Направлена на прославление монархии и московских князей. В частности, в ней впервые приводится утверждение о происхождении Рюриковичей от мифического Пруса, брата римского императора Октавиана Августа.[8] Дмитрий Внук (1483-1509) – русский князь, сын великого князя Ивана Ивановича Молодого, старшего сына Ивана III. После смерти отца (1490) считался наследником деда, в 1498-1502 его соправитель. Из-за интриг второй жены Ивана Софьи Палеолог и их сына (будущего Василия III) попал в опалу, был арестован, в 1505 (после вокняжения Василия) был закован в кандалы. Умер в тюрьме.[9] Симон (ум. в 1512) – церковный деятель, игумен Троице-Сергиева монастыря (1490-1495), московский митрополит (1495-1511). Добился окончательного осуждения ереси «жидовствующих», возражал против секуляризации церковных земель. Сложил полномочия из-за конфликта с Иосифом Волоцким.[10] Василий III (1479-1533) – русский князь, второй сын великого князя всей Руси Ивана III. При жизни отца добился отстранения от престолонаследия своего племянника великого князя Дмитрия Ивановича. В 1499-1502 гг. титулярный великий князь новгородский и псковский, в 1502-1505 великий князь московский и владимирский (соправитель отца), с 1505 великий князь всей Руси. Завершил объединение Северной и Восточной Руси вокруг Москвы, присоединив Псковскую землю, Рязанское, Стародубское и Новгород-Северское княжества. Отвоевал у Литвы Смоленскую землю. Управлял страной деспотически, проводил репрессии (казни и ссылки) без суда, а также произвольные конфискации земель.[11] Феофан Прокопович. Правда воли монаршей.[12] Имеется в виду указ о единонаследии, который уравнял поместья и вотчины, а также запретил делить дворянские имения между наследниками и предписывал передавать их одному из сыновей по выбору отца. Запрет на деление был отменён в 1730.[13] Далее следует текст клятвы о подчинении Уставу.