Устав Благочиния или Полицейский 1782 г.
Устав благочиния разрабатывался с 1779 г. и был утверждён императрицей Екатериной II 8 апреля 1782 г. Он является первым развёрнутым законодательным актом, посвящённым полиции. Устав определял структуру и подробно устанавливал обязанности полиции. Документ основывается на абстрактных идеях Никаза Екатерины II и отличается чрезмерным даже для XVIII в. смешением права и морали. В устав вошло т.н. «Великое зерцало», своеобразный «моральный кодекс гражданина» из 15 пунктов, а также изобилие иных нравоучений в адрес как полиции, так и частных лиц, причём эти пожелания устанавливаются в качестве правовых норм.
Из-за этого обязанности полиции оказываются практически безбрежными. Ей предписывается бороться не только с преступностью, но и с пьянством, развратом, продажей недоброкачественных товаров, поддерживать дороги и мосты, наблюдать за прочностью зданий, добиваться застройки пустырей, следить за рыночными ценами, обеспечивать почитание младшими старших и т.д. и т.п. Такое положение, никак не соответствующее очень ограниченным штатам, вело к закреплению правила, изложенного в известной поговорке: «Суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».
Устав положил начало новой отрасли права: полицескому праву, из которого впоследствии выделились уголовно-проессуальное и уголовно-исполнительное право. Из-за многочисленных повторов и большого объёма устав публикуется выборочно.
Указ Нашему Сенату. Упражняясь в снабдении разных частей государственного управления потребными учреждениями, видели Мы из многих опытов, что для споспешества доброму порядку, удобнейшего исполнения законов и для облегчения присутственных мест по недостатку установлений до сего затрудняемых, настояла крайняя необходимость дать городам Нашим устав Благочиния или Полицейский. Уважения сии убедили Нас, соверша первую часть помянутого устава, издать оную для надлежащего исполнения, в ожидании, покуда с помощью Божьей предуспеем окончить и прочие за сим последующие; чего ради при сем тот Устав Сенату Нашему доставляем.
А. Примерный штат градского благочиния или полиции.
1. В каждом городе благочиние поручается единому месту, которое в каждом городе учреждается под названием Управа благочиния или Полицейская.
2. В Управе благочиния заседает городничий и заседает пристав уголовных дел, пристав гражданских дел и два ратмана.
3. В Столице определяется полицеймейстер, которому под обер-полицеймейстером и выше приставов уголовных и гражданских дел заседать в Управе благочиния.
4. В городах, где находятся обер-коменданты[1], определяется городничий, которому под обер-комендантом и выше приставов уголовных и гражданских дел заседать в Управе благочиния.
5. Дабы благочиние в городе порядочно могло быть отправляемо, полагается, смотря на местоположение или обширность, город разделить на две или более части.
34. Управа благочиния имеет также прилежное смотрение, чтобы в городе всегда меры и весы были верные, исправные и заклейменные, за лживые же чинить взыскание по законам.
35. Управа благочиния бдение имеет, чтобы в городе никто беглых людей не принимал, не держал и не укрывал; и буде где явится таковой ослушник и нарушитель установленного порядка, кто бы принимал, держал, или у себя укрывал беглого, то Управа благочиния должна (буде не отдаст добровольно) отослать его к суду, куда по законам надлежит.
Д. Наказ Управе благочиния.
41. Да пребудет зерцалом Управе благочиния в рассуждении обязанности взаимной граждан между собой:
Первое. Правила добронравия.
I. Не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь.
II. Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь.
III. Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности.
IV. В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю не имеющему, напои жаждущего.
V. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему.
VI. Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего споткнется, подними ее.
VII. С пути сошедшему указывай путь.
Второе. Правила обязательств общественных.
VIII. Муж да прилепится к своей жене в согласии и любви, уважая, защищая, и извиняя ее недостатки, облегчая ее немощи, доставляет ей пропитание и содержание по состоянию и возможности хозяина.
IX. Жена да пребывает в любви, почтении и послушании к своему мужу, и да оказывает ему всякое угождение и привязанность аки хозяйка.
X. Родители суть властелины над своими детьми, природная любовь к детям предписывает им долг дать детям пропитание, одежду и воспитание доброе и честное по состоянию.
XI. Дети долг имеют оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь, и служить им самым делом, словами же и речами отзываться об них величайшим почтением, сносить родительские поправления и увещания терпеливо без ропота, и да продолжится почтение и по кончине родителей.
Третье. Качества определенного к благочинию начальства и правила его должности.
XII. 1) Здравый рассудок. 2) Добрая воля в отправлении порученного. 3) Человеколюбие. 4) Верность к службе Императорского Величества. 5) Усердие к общему добру. 6) Радение о должности. 7) Честность и бескорыстие.
XIII. Правый и равный суд всякому состоянию.
XIV. Дать покровительство невинному и скорбящему.
XV. Воздержание от взяток; ибо ослепляют глаза, и развращают ум и сердце, устам же налагают узду.
44. Управа благочиния выслушивает всех без изъятия, убогих, богатых, сильных, бессильных, знатных и незнатных.
45. Управа благочиния во всякой вине, проступке, или преступлении объясняет, с намерением или без намерения то учинено.
46. Управа благочиния имеет почесть противностью закона, буде кто не выполняет слова закона, и нарушением закона, буде кто тонкостью, или хитростью избывает силы закона.
47. Управа благочиния с иногородных, иностранных и иноверных в городе живущих, равно как и с природных взыскивает исполнения узаконений по гражданству.
48. Управа благочиния не взыскивает с людей исполнения по закону, буде закон не обнародован[3].
49. Управа благочиния имеет за правило, буде процентами капитал выручен, тогда проценты пресекаются.
55. Председателям, заседателям и прочим по силе учреждений употребленным людям читать и перечитывать узаконения и учреждения, и по крайней мере им на то употребить един досужий час в сутках, дабы отчасу учинились известнее и памяти их возобновлялись положенное на них, и в чем ежечасно подвержены по силе присяги дать отчет и ответ небу и земле.
56. Управа благочиния не дозволяет в городе гражданину вчинать новизну в том, на что узаконение есть; всякую же новизну, узаконению противную, пресекает в самом начале.
57. Управа благочиния мир и тишину Православной святой церкви охраняет.
58. Управа благочиния имеет смотрение, дабы в городе никто не строил вновь православных монастырей без благословения Синода[4], и православных церквей без дозволения епархиального архиерея; храмов же для моления иноверных без дозволения губернского правления[5].
59. Управа благочиния имеет бдение, дабы всяк в церкви Божией почтителен был, да войдут в храм Божий с благоговением, и да пребывают в оном во время службы Божией со страхом в молчании, тишине и во всяком почтении.
60. Управа благочиния имеет попечение, чтобы в дни хода с крестами улицы были очищены и чисты по кварталам города, где ход пойдет, у поперечных улиц поставит квартальную стражу ради карет и лошадей, дабы поперечной ездой ходу не учинилось остановки, тесноты или помешательства, о чем заранее чинит объявление, дабы всяк известен был.
61. Управа благочиния имеет смотреть и чинить взыскание, дабы в воскресение и праздник запрещенное в те дни в городе не производилось; ей же самой в те дни подтверждается отправление должности и службы относительно общей тишине и безопасности, как то: открытие преступлений и проступков, предупреждение оных, имании под стражу преступников, исследовании на месте, обнаруживании и утверждении доказательства преступлений или проступков, и да воспрепятствует злому учинить злое, и да воздержится от неистовства и преступления.
62. Управа благочиния не запрещает иноверцам, обитающим в городе, отправление их различных вер.
63. Управа благочиния сохраняет между всеми в городе живущими, хотя различных вер, доброе гражданское согласие, мир и тишину.
64. Управа благочиния законом утвержденное общество, товарищество, братство, или иное подобное установление охраняет в своей законной силе, обязательства, правила, положение и постановление их уважает сходственно закону; вред, ущерб и убыток отвращает от них при удобном случае.
72. Управа благочиния о краже ниже 20 рублей взыскивает, как о краже предписано; мошенничество же ниже 20 рублей взыскивает, как о мошенничестве предписано, выше же 20 рублей, и за четвертую кражу или мошенничество, имать под стражу и отослать к суду.
98. Частного пристава дом не запирается ни днем, ни ночью подобно пристанищу в опасности находящимся или нужды имеющим во всякий час, да примет и выслушивает терпеливо жалобы, прошения, уведомления, извещения или донесения о содеянном в его части.
113. Частный пристав имеет бдение о выполнении узаконений относительно жизненных припасов; и для того долженствует посещать рынок его части, и буде услышит жалобу о скудости или недостатке жизненного припаса, или худобу, или дороговизну, то о том, чего сам исправить не может, предложит Управе благочиния.
154. Квартальный надзиратель в его квартале имеет попечение, чтобы молодые и младшие почитали старых и старших, и о повиновении слуг и служанок хозяевам и хозяйкам во всяком добре.
156. Квартальный надзиратель в его квартале имеет бдение, дабы всяк пропитался честно и сходно узаконению.
158. Квартальный надзиратель в его квартале имеет попечение о восстановлении строений падающих или опасных, и о том предложит частному приставу, (где же частного пристава нет, городничему) равномерно старается о выстройке пустопорожних мест в улице.
II. Взыскания.
236. Буде кто начнет новизну узаконению противную, да отошлется в суд, и да накажется по мере вины или преступления, им учиненного, как в законе написано.
237. Буде кто учнет возлагать хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождшую его пречистую владычицу нашу Богородицу и присно-деву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников: того отослать в суд, и да накажется, как законом предписано.
238. Буде кто пришед в церковь Божию, во время службы Божией учинит службе Божией, каким бы то ни было обычаем или способом, препятствие, или помешательство, или прервет оную, или совершить не даст: да отдастся под стражу, и отошлется в суд, и да накажется по мере вины или преступления, им учиненного, как в законе написано.
239. Буде кто пришед в церковь Божию, во время службы Божией, учинит суетный разговор о светских или и иных делах, или ходить будет взад и вперед по церкви, или говорить будет громко, или кричать, или хохотать учнет, или иной учинит шум, или от службы Божией отвратит внимание православных, словом, деянием, или движением: того выслать из церкви, и за то взыскать с него пеню, дневное пропитание нищего, да сажать под стражу, дондеже заплатит[7].
242. Буде кто иноверный отвратит православного от православия, или уговорит перейти в иную веру: да отдастся под стражу, и отошлется в суд и да накажется по мере преступления, им учиненного, как в законе написано.
243. Буде кто православный перейдет в иную веру: да отдастся под стражу, и отошлется в суд, да накажется, как в законе написано.
244. Буде кто ради различия веры начнет с кем ссору, распрю, или учинит брань и поношение: того отослать в суд, и да накажется по мере его вины, как в законе написано.
245. Буде кто в воскресенье и табельный праздник до окончания обедни откроет трактир, или кабак, или погреб, где продают пития: с того взыскать пеню, дневное пропитание нищего, да сажать под стражу, дондеже заплатит.
246. Буде кто в воскресенье и праздник до окончания обедни начнет игры, игрища, музыку, пляски, пение песен по домам и по улицам, театральные представления и всякие иные общенародные забавы и увеселения: с того взыскать пеню, дневное пропитание нищего, да сажать под стражу, дондеже заплатит.
249. Буде кто ради богомолия, или иной причины ради, учнет выходить, или выезжать из Всероссийской империи без паспорта генерал-губернатора или губернского правления: того задержав, отослать восвояси.
250. Буде кто учнет заводить, или зачнет общество, товарищество, братство или иное подобное собрание, без ведома или согласия Управы Благочиния: да отдастся, яко ослушник, под стражу, и отошлется в суд…
254. Буде кто учинит лжепредсказания, или лжепредзнаменования: да отошлется к суду, и да учинится с ним, как в законе написано о лжеце[8].
255. Буде кто в городе учнет носить орудие, кому узаконение того не дозволяет или предписывает с того, отобрав орудие без возврата, взыскать пеню, дневное содержание рядового, и сажать под стражу, дондеже заплатит.
256. Буде кто найден будет на улице, или в общенародном месте от пьянства в беспамятстве да накажется суточным воздержанием на хлебе и на воде.
Буде же кто злообычен в пьянстве, беспрерывно пьян, или более времени в году пьян, нежели трезв: того отдать на воздержание в смирительный дом, дондеже исправится.
Буде же в пьянстве кто учинил проступок или преступление с намерением: да накажется яко и трезвый.
257. Буде же кто в пьянстве учинил проступок или преступление без намерения: да накажется пьянства срочным воздержанием в рабочем доме.
1) Буде кто картами или иным чем играл игру, основанную единственно на случае или азартную: с того взыскать пеню, суточное содержание содержанного в смирительном доме, и сажать его под стражу, дондеже заплатит.
2) Буде кто дом свой откроет днем и ночью, игрокам и ради запрещенной игры: с того взыскать пеню, шестисуточное содержание содержанного в смирительном доме, и сажать его в тот дом, дондеже заплатит.
3) Буде кто в доме, открытом днем и ночью игрокам и ради запрещенной игры, играл: с того взыскать пеню трехсуточное содержание содержанного в смирительном доме, и сажать под стражу, дондеже заплатит.
4) Буде кто из запрещенной игры делает ремесло, от оной имеет единственное пропитание и содержание: того за таковое постыдное ремесло отослать в смирительный дом на единый срок судебного места.
<…>О долге и платеже по запрещенной игре просьба не приемлется, и иск уничтожается.
261. 1) Буде кто без дозволения Управы Благочиния учинит в городе общенародные игры, или забавы, или театральные представления: того отдать под стражу и да накажется, яко ослушник, тридневным содержанием на хлебе и воде.
2) Буде кто в общенародные игры, или забавы, или театральные представления, или песни включит, или употребит слова, или поступки кому вредные, или поносительные, или противные благопристойности: да отошлется к Суду, где поступать с ним, как Взысканий статья 272 гласит. <…>
262. Буде кто мужеска пола старее 7 лет войдет в торговую баню женского пола, или женского пола войдет в торговую баню мужеского пола, когда в оных парятся, то взыскать с него или с нее полусуточное содержание содержанного в смирительном доме и послать его, или ее, бани топить в тот дом, дондеже заплатит.
263. 1) Буде кто дом свой или нанятый откроет днем и ночью всяким людям ради непотребства[9]: с того взыскать пеню двенадцатидневное содержание содержанного в смирительном доме, и сажать его в тот же дом, дондеже заплатит.
2) Буде кто в дом открытый днем и ночью всяким людям ради непотребства, войдет для того же, с того взыскать пеню шестисуточное содержание содержанного в смирительном доме, и сажать под стражу, дондеже заплатит.
3) Буде кто непотребством своим или иного делает ремесло, от оного имеет пропитание: то за таковое постыдное ремесло отослать его в смирительный дом на полгода.
264. Буде кто в общенародном месте или при благородном, или выше его чином, или старее его летами, или при степенных людях, или при женском поле употребит бранные или непотребные слова: с того взыскать пеню полусуточное содержание в смирительном доме, и сажать его под стражу, дондеже заплатит.
265. <…>
3) Буде кто употребит всуе божбу, с того взыскать пеню полусуточное содержание больного в больнице, и сажать под стражу, дондеже заплатит.
266. Буде кто учнет чинить колдовство, или чародейство, или иной подобный обман, происходящий от суеверия, или невежества, или мошенничества, и для оного начертания на земле, или курения, или пугания чудовищем, или воздушные или водяные предвещания, или толкования снов, или искания клада, или искания видений, или нашептания на бумагу, или траву, или пития того отослать к суду, где учинить с ним, как законы повелевают.
272. 1) Буде кто учинит сходбище подозрительное, того имать под стражу, и отослать к суду.
2) Буде кто учнет ездить или ходить, стращая людей, того имать под стражу, и отослать к суду.
3) Буде кто учинит письма угрозительные: того имать под стражу, и отослать к суду.
4) Буде кто учинит взлом оград: того имать под стражу, и отослать к суду.
5) Буде кто учинит поединок или драку: того имать под стражу, и отослать к суду.
6) Буде кто учинит скоп[10]: того имать под стражу, и отослать к Суду.
7) Буде кто учинит челобитье или прошение или донос скопом или заговором: того имать под стражу, и отослать к суду.
8) Буде кто учинит насильное завладение недвижимого имения: того имать под стражу, и отослать к суду.
9) Буде кто учинит рассевание лжи и клеветы: того имать под стражу, и отослать к суду.
274. 1) Буде кто станет разносить заразу: того имать под стражу и отослать к суду, где поступать с ним, как в законе написано.
2) Буде кто учнет продавать испорченные припасы пропитания: того имать под стражу и отослать к суду, где поступать с ним по мере вины его, как в законе написано.
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. 21. СПб., 1830. С. 461-488
[1] Т.е. в уездных городах.[2] Имеются в виду губернское правление и палаты уголовного и гражданского судов.[3] Статья впервые в русском праве предписывает обнародовать законы.[4] Святейший правительствующий синод – высшее учреждение Православной церкви в 1721-1917.[5] Губернское правление – коллегиальное учреждение, стоящее во главе губернии в 1775-1917. Включало губернатора (председатель), вице-губернатора (он же глава Казённой палаты) и советников, ведавших отдельными отраслями губернского управления. Фактически являлось совещательным учреждением при губернаторе.[6] Статья запрещала игорные дома, а также лишала игровые долги судебной защиты.[7] Дондеже заплатит – пока не заплатит.[8] Статья запрещала гадания и т.п.[9] Непотребство – разврат.[10] Скоп – толпа.