Load document

Соборное Уложение 1649 г.

 

Соборное уложение 1649 г. является наиболее полным сводом законов России до XIX в. Порядок его разработки и источники Уложения указываются в его преамбуле. Издание нового свода законов было связано с двумя основными причинами. Во-первых, в результате различных реформ II половины XVI – I половины XVII вв. Судебник 1550 г. крайне устарел. Многочисленные новые законы не публиковались и нередко были известны лишь приказу, по докладу которого были изданы, что вело к хаосу в законодательстве. Во-вторых, в середине XVII в. Россия оказалась в состоянии кризиса. Существующие порядки вызывали массовое недовольство, которое нередко приводило к восстаниям. Различные сословные группы требовали реформ в своих интересах. Соответственно новое Уложение должно было по возможности выполнить эти требования и упорядочить законодательство.

Эти задачи были выполнены. Соборное уложение охватывает все отрасли законодательства: уголовное, гражданское (земельное, обязательственное, наследственное и др.), процессуальное право. Более или менее подробно рассматривается правовое положение всех основных сословий: помещиков и вотчинников, духовенства, посадских людей, крестьян, холопов. Имеются отдельные статьи о служилых людях по прибору. По полноте изложения и юридической технике Соборное уложение намного превосходит судные грамоты и судебники.

В отличие от Судебников, в Уложении материальное право преобладает над процессуальным. Впервые подчёркивается огромное значение монархической власти. Ограничивались имущественные права и самоуправление церкви. В то же время закрепляются отдельные институты сословно-представительной монархии, прежде всего губное самоуправление. В уголовном праве вводится массовое использование смертной казни. Она предусматривается по 60 статьям. Также было увеличено число преступлений, караемых лишением свободы. В отличие от Судебника 1550 г., в большинстве случаев указывались его точные сроки. В области гражданского права относительно подробно регламентируется вопросы земельной собственности, возмещения ущерба и т.п. В семейном праве закрепляется главенство родителей над детьми и мужа над женой, а также фактическое объединение собственности супругов.

При расследовании тяжких уголовных преступлений основными доказательствами были данные под пыткой показания подозреваемого, а также его репутация, выясняемая путём опроса соседей. Именно их показания, а также наличие или отсутствие судимости определяли, будет ли подозреваемый подвергнут пытке. В то же время был отменён предусмотренный Судебником 1550 г. арест на основании одних показаний о плохой репутации. При рассмотрении относительно маловажных уголовных дел основным доказательством были свидетельские показания, в гражданских спорах – документы. Судебный поединок не предусматривался, использование в качестве доказательства присяги одной из сторон было сведено к минимуму.

Применительно к сословному строю Уложение, с одной стороны, выполняло требования отдельных сословий (в т.ч. некоторые весьма существенные), с другой, закрепляло закрепощение всех сословий государством. В частности, подтверждалось правовое сближение поместий с вотчинами. Закреплялась монополия служилых людей по отечеству на владение вотчинами и холопами. Владеть последними могли также высшие духовные чины. Посадские люди получили монополию на постоянную торговлю и ремесленное производство (на продажу) в городах и прилегающих территориях. С другой стороны, они окончательно прикреплялись к своим общинам. Регламентировались их повинности в пользу государства до охраны арестантов включительно. Вводился бессрочный розыск беглых крестьян. Очень подробно рассматривался статус холопов. Подчёркивалась добровольность вступления в их число, продумывались способы борьбы с соответствующими злоупотреблениями.

Уложение выгодно отличается и от предшествующего, и от последующего законодательства по языку. В нём нет как свойственных Русской правде и судебникам устаревших слов и выражений, так и изобилия иностранных слов, введённых в законодательство Петром I. Уложение формально действовало до 1835 г., хотя многие его положения были пересмотрены в ходе реформ начала XVIII в.

 

В лето 7156 го(да) июля, в 16 день, государь царь и великии князь Алексеи Михайлович[1], всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третьее лето Богом хранимыя своея державы[2], советовал с отцем своим и богомольцом, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии[3], и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором, и говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми, которые статьи написаны в правилех Святых Апостол, и Святых Отец, и в градцких законех греческих царей[4], а пристойны те статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна. И указал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии то все собрати, и в доклад написати бояром, князю Никите Ивановичю Одоевскому[5], да князю Семену [6]Васильевичю Прозоровскому, да околничему князю Федору Федоровичю Волконскому[7], да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову[8]. А для того своего государева и земского великого царьственного дела указал государь, по совету со отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и бояре приговорили выбрать из столников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, также всех городов, из дворян и из детей боярских[9] взяти из больших городов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов с пятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостей трех человек, а из гостиные и из суконные сотен[10] по два человека, а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, по нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь были ни чем нерушимы. И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с товарыщи, выписав ис правил Святых Апостол и Святых Отец, и из градских законов греческих царей, и из старых судебников прежних великих государей, и из указов блаженные памяти великаго государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, и из боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, и во указех прежних государей, и в боярских приговорех не написано, и те статьи написав вновь к государю приносили. И в нынешнем во 157-м году, октября с третьего числа,[11] государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии самодержец, со отцем своим и з богомольцем святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы и с епископом, также и с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми того собрания слушал, и выборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве и из городов чтено, чтобы то все Уложенье впредь было прочно и неподвижно. И указал государь то все Уложенье написать на список и закрепити тот список святейшему Иосифу, патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом, и архиепископом, и епископу, и архимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и своим государевым бояром, и околничим, и думным людем, и выборным дворяном и детем боярским, и гостем, и торговым и посадъцким людем Московского государьства и всех городов Росийского царства. А закрепя Уложение руками, указал государь списати в книгу, и закрепить тое книгу дьяком Гаврилу Левоньтьеву, да Федору Грибоедову, а с тое книги для утверженья на Москве во все приказы и в городы, напечатать многие книги, и всякия дела делать по тому Уложению. И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги напечатана сия книга. А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и в то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин князь Юрьи Алексеевичь Долгорукой[12], да с ним выборные люди.

 

ГЛАВА I А В НЕЙ 9 СТАТЕЙ О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ[13]

 

1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма[14], и того богохулника обличив, казнити, зжечь.

 

2. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады[15].

 

3. А будет кто во время святыя Литургии и в и(ы)ное церковное пение, вшед в церковь Божию, учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви Божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинити торговая казнь.

 

4. А будет кто, пришед в церковь Божию, учнет бити кого ни буди, и убьет кого досмерти и того убойца по сыску самого казнити смертью же.

 

5. А будет ранит, а не досмерти убьет, и ему учинити торговая казнь без пощады, и вкинути в тюрму на месяц, да на нем же взяти раненому за увечье бесчестье[16] вдвое.

 

6. А будет такой бесчинник кого ни буди в церкви Божии ударит, а не ранит, и его за такое бесчиние бити батоги[17], да на нем же взяти тому, кого он ударит, бесчестие.

 

7. А будет кого обесчестит словом, а не ударит, и его за бесчинъство посадити в тюрму на месяц. А кого он обесчестит, и тому доправить на нем бесчестье, чтобы на то смотря в церкви Божии никакова бесчинъства не было.

 

8. А в церкви во время церковнаго пения, государю царю и великому князю Алексею Михайловичи всея Русии и великому господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих делех не бити челом, чтобы от того в церкви Божии церковному пению смятения не было, понеже церковь Божия устроена приходити на молитву. И православным християном подобает в церкви Божии стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.

 

9. А будет кто, забыв страх Божии, и презрев царьское повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в церкви Божии во время церковнаго пения, о каких своих делех бити челом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколько государь укажет.

 

ГЛАВА II О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ а в ней 22 статьи[18]

 

1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.

 

2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию.

 

3. А будет кто царьского величества недругу город здаст изменою, или кто царьского величества в городы примет из и(ы)ных государьств зарубежных людей для измены же, а сыщется про то допряма, и таких изменников казнити смертию же.

 

4. А будет кто умышлением и изменою город зазжжет, или дворы, и в то время, или после того зажигальщик изыман будет, и сыщется про то его воровство допряма, и его самого зжечь безо всякого милосердия.

 

5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти на государя.

 

6. А жены будет и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнити смертию.

 

7. А будет которая жена про измену мужа своего, или дети про измену же отца своего не ведали, и сыщется про то допряма, что они тоя измены не ведали, и их за то не казнити, и никакова наказания им не чинити, а на прожиток из вотчин и ис поместей им, что государь пожалует.

 

8. А будет после которого изменника останутся дети, а жили те его дети до измены его от него в розделе, а не с ним вместе, и про измену его те его дети не ведали, и животы у них и вотчины были свои особные, и у тех его детей животов их и вотчин не отъимати.

 

9. А будет кто изменит, а после его в Московском государьстве останутся отец, или мати, или братья родные, или неродные, или дядья, или иной кто его роду, а жил он с ними вместе, и животы и вотчины у них были вопче, и про такова изменника сыскивати всякими сыски накрепко, отец и мати и род его про ту его измену ведали ли. Да будет сыщется допряма, что они про измену того изменника ведали, и их казнити смертию же, и вотчины и поместья их и животы взяти на государя.

 

10. А будет про них сыщетъся допряма, что они про измену того изменника не ведали, и их смертию не казнити, и поместья и вотчины и животов у них не отъимати[19].

 

11. А будет которой изменник быв в котором государьстве, выедет в Московъское государство, и государь пожалует его, велит ему вину его отдати, и ему поместья дослуживатися внов, а в вотчинах его государь волен, а прежних его поместей ему не отдавать.

 

12. А будет кто на кого учнет извещати великое государево дело, а свидетелей на тот свой извет никого не поставит, и ни чим не уличит, и сыскать про такое государево великое дело будет нечим, и про такое великое дело указ учинить по разсмотрению, как государь укажет.

 

13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом не щадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех таким изветчиком не верить.

 

14. А которые всяких чинов люди учнут за собою сказывать государево дело или слово, а после того они же учнут говорить, что за ними государева дела или слова нет, а сказывали они за собою государево дело или слово, избывая от кого побои, или пьяным обычаем, и их за то бить кнутом, и бив кнутом, отдать тому, чей он человек.

 

15. А будет кто изменника догнав на дороге убьет, или поимав приведет к государю, и того изменника казнить смертью, а тому, кто его приведет или убьет, дати государево жалованье из его животов, что государь укажет.

 

16. А кто на кого учнет извещати государево великое дело, или измену, а того, на кого он то дело извещает в то время в лицах не будет, и того, на кого тот извет будет сыскати и поставить с и(ы)зветчиком с очей на очи, и против извету, про государево дело и про измену сыскивати всякими сыски накрепко, и по сыску указ учинить, как о том писано выше сего.

 

17. А будет кто на кого доводил государево великое дело, или измену, а не довел, и сыщется про то допряма, что он такое дело затеял на кого напрасно, и тому изветчику тоже учинити, чего бы довелся тот, на кого он доводил.

 

18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или услышат на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, или его государевым бояром и ближним людем, или в городех воеводам и приказным людем.

 

19. А будет кто сведав, или услыша на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл, а государю и его государевым бояром и ближним людем, и в городех воеводам и приказным людем, про то не известит, а государю про то будет ведомо, что он про такое дело ведал, а не известил, и сыщется про то допряма, и его за то казнити смертию безо всякия пощады.

 

20. Такъже самовольством, скопом и заговором к царьскому величеству, и на его государевых бояр и околничих и на думных и на ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, и ни на кого никому не приходити, и никого не грабити и не побивати.

 

21. А кто учнет к царьскому величеству, или на его государевых бояр и околничих и думных и ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити смертию безо всякия пощады.

 

22. А будет ис которого города, или ис полков воеводы и приказные люди отпишут к государю на кого на служилых, или иных чинов на каких людей, что они приходили к ним скопом и заговором, и хотели их убити; а те люди, на кого они отпишут, учнут бити челом государю на воевод и на приказных людей о сыску, что они скопом и заговором к ним не прихаживали, а приходили к ним немногие люди для челобитья, и по тому челобитью про них в городех сыскивати всем городом, а в полкех всеми ратными людьми. Да будет сыщется про них допряма, что они в городех и в полках к воеводам приходили для челобитья, а не для воровства, и их по сыску смертью не казнити. А воеводам и приказным людем, которые на них отпишут к государю ложно, за то чинити жестокое наказание, что государь укажет.

 

ГЛАВА III О ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ, ЧТОБ НА ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ НИ ОТ КОГО НИКАКОВА БЕСЧИНЬСТВА И БРАНИ НЕ БЫЛО[20]

 

1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе и в его государьских полатах, не опасаючи чести царского величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит, учнет на него государю бити челом о управе, и сыщется про то допряма, что тот, на кого он бьет челом, его обесчестил, и по сыску за честь государева двора того, кто на государеве дворе кого обесчестит, посадити в тюрму на две недели, чтобы на то смотря иным неповадно было впередь так делати. А кого он обесчестит, и тому указати на нем бесчестье.

 

2. А будет кто в государеве дворе кого задерет, из дерзости ударит рукою, и такова тут же изымати, и неотпускаючи его про тот его бой сыскати, и сыскав допряма за честь государева двора посадити его в тюрму на месец. А кого он ударит, и тому на нем доправити бесчестье. А будет кого он ударит до крови, и на нем тому, кого он окрававит, бесчестье доправити вдвое, да его же за честь государева двора посадити в тюрму на шесть недель[21].

 

3. А будет кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны тот, кого он ранит, умрет, или в те же поры он кого досмерти убьет, и того убойца, за то убойство самого казнити смертию же. А хотя будет тот кого тот убойца ранит, и не умрет, и того убойца по тому же казнити смертию, да из животов его взяти убитого кабалныя долги[22].

 

4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ранит, и не убиет, и того казнити, отсечь рука.

 

5. А будет кто в государеве дворе, и не при государе, на кого оружие вымет, а не ранит, и того посадити на три месяцы в тюрму. А будет ранит, и на нем раненому доправити бесчестие и увечье против окладу вдвое, да его же дати на поруки в том, что ему без указу ис того города, где он кого ранит, не съежжати до тех мест, покаместа раненой обможется или умрет. А будет раненой обможется[23], и тому, кто его ранит, отсечь рука. А будет тот раненой от раны умрет, и того, кто его ранит, казнити смертию.

 

6. Такоже царьского величества во дворе на Москве, или где изволит царьское величество во объезде быти, и ис пищалей и из луков и из и(ы)ного ни ис какова оружья никому без государева указу не стреляти, а с таким оружьем в государеве дворе не ходити. А будет кто в государеве дворе на Москве, или в объезде кого ранит, или кого убиет досмерти, и того казнити смертию же.

 

7. А будет кто на государеве дворе, на Москве, и в объезде, учнет ходити с пищальми и с луками, хотя и не для стрелбы, и ис того оружья никого не ранит и не убиет, и тем за ту вину учинити наказание, бити батоги и вкинути на неделю в тюрму.

 

8. А кому лучится стояти в государевых в дворцовых селех, и тем в государевых прудех и в озерах рыбы на себя не ловити. А будет кто без государева повеления в дворцовых селех учнет в государевых прудех и в озерах рыбу ловити, и на том взяти на государя пеня, или ему наказание учинити, что государь укажет

 

9. А будет кто царьского величества во дворе украдет что ни буди впервые, и сыщется про то допряма, и того бити кнутом. А будет того же татя с краденым в государеве дворе поймают в другие, и того бити кнутом же, да вкинути на полгода в тюрму. А будет тот же тать поиман будет с краденым в государеве дворе в третьие, и ему за то отсечь рука, чтобы на то смотря иным неповадно было воровати, в государеве дворе красти.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА V О ДЕНЕЖНЫХ МАСТЕРЕХ, КОТОРЫЕ УЧНУТ ДЕЛАТИ ВОРОВСКИЕ ДЕНГИ[24]

 

 

 

ГЛАВА VI О ПРОЕЗЖИХ ГРАМОТАХ В И(Ы)НЫЕ ГОСУДАРЬСТВА[25]

 

1. А будет кому лучится ехати из Московского государьства для торгового промыслу или иного для какого своего дела в и(ы)ное государство, которое государство с Московским государством мирно, .и тому на Москве бити челом государю, а в городех воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездити. А в городех воеводам давати им проезжие грамоты безо всякого задержания.

 

2. А будет которые воеводы проезжих грамот кому вскоре давати не учнут, и тем учинят кому простой и убытки, и в том на них будут челобитчики, и сыщется про то допряма, и воеводам за то быти от государя в великой опале. А что они кому учинят убытка, и то на них доправити вдвое, и отдати челобитчиком.

 

3. А будет кто поедет в которое государьство без проезжия грамоты, и быв в и(ы)ном государьстве приедет в Московское государьство, а иной кто учнет на него извещати, что он ездил бес проезжие грамоты самоволством для измены, или для иного какова дурна, и по тому извету про того, кто ездил в и(ы)ное государство без государевы проезжие грамоты, сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет про него в сыску скажут, что он впрям ездил в и(ы)ное государство бес проезжие грамоты для измены, или для иного какова лихого дела, и того по сыску за измену казнити смертию.

 

4. А будет в сыску объявится, что он ездил в и(ы)ное государство бес проезжие грамоты для торговаго промыслу, а не для измены, и ему за то учинити наказание, бити кнутом, чтобы на то смотря иным неповадно было так делати.

 

5. А которых порубежных городов в уездех государевы дворцовые села и черные волости, и всяких чинов людей вотчины и поместья сошлися с Литовскими и с Немецкими[26] с порубежными землями, и государевы земли проходили в Литовскую и в Немецкую сторону, а Литовская и Немецкая земля проходила в государеву сторону, а государевых дворцовых и черных волостей крестьяне и помещики и вотчинники и их люди и крестьяне чрез те Литовския и Немецкия порубежныя земли ездят из города в город бес проезжих грамот, и съезжаются с литовскими и с немецкими людми, и им того в вину не ставити для того, что они с литовскими и с немецкими с порубежными людми живут смежно.

 

6. А будет кто порубежных городов помещики и вотчинники почают в людех своих и во крестьянех какое дурно или измену, и им про то извещати государю, и в городех о том воеводам подавати изветныя челобитныя, и людей своих и крестьян приводити. А воеводам тех людей, на кого будет извет, роспрашивати и сыскивати про них, против извету, всякими сыски накрепко и писати о том к государю, а тех людей, на кого будет извет, до государева указу сажати в тюрму.

 

ГЛАВА VII О СЛУЖБЕ ВСЯКИХ РАТНЫХ ЛЮДЕЙ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРЬСТВА[27]

 

С Польским и с Литовским и с Немецким и с и(ы)ными окрестными государствы у государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии вечный мир и докончание[28].

 

1. А будет которыми мерами с которым государьством у Московского государства война зачнется, или в которое время изволит государь кому своему государеву недругу мстити недружбу, и укажет послати на них своих государевых бояр и воевод, а с ними всяких чинов ратных людей, и для тоя службы велит государь своим государевым ратным людем всего Московского государства дати свое государево жалованье, и на то государево жалованье ратным людем денги збирати со всего Московского государства, а побор положити смотря по службе.

 

2. А в которых местех в то время ратным людем на государеве службе быти, и на которой срок им на государеву службу приехати, и о том посылати в городы к воеводам и к приказным людем государевы грамоты, и велети ратных людей на государеву службу в указныя места высылати безо всякого мотчания[29]. А ратным людем, идучи на государеву службу, на дороге и на станех никаким людем никакова насильства и убытка не чинити, своих и конских кормов ни у кого безденежно не имати.

 

3. А будет ис тех ратных людей лучится кому что купити себе и лошадям корму, и они бы те кормы у всяких людей покупали прямою ценою, а в полях бы хлеба и в запертых лугах сенных покосов не травили, чтобы однолично от ратных людей никому нигде никакова насильства не было.

 

5. А у которых людей служилые люди, идучи на государеву службу, учнут покупати людския и конския кормы, и тем людем продавати ратным людем людския и конския кормы прямою ценою, а лишних денег на ратных людех ни за что не имати.

 

6. А будет которые ратные люди, идучи на государеву службу, учнут каким людем насильство чинити, а по суду сыщется про то допряма, и тем людем наказание чинити смотря по вине, и убытки доправити, и отдати тем людем, кто чем изобижен.

 

7. А будет которые люди учнут ратным людем продавати людския и конския кормы дорогою ценою, и тем людем по суду и по сыску, по тому же наказание чинити, а лишнее взятое отдавати.

 

8. А которые государевы ратные всяких чинов люди будут на государево службе в полкех, и государева служба им по розбору служити мощно, а они не дождався отпуску з государевы службы зъбегут, и им за побег чинити указ, кто збежит в первые, и его бити кнутом, а будет тот же збежит в другие, и его бити кнутом же, да поместнаго окладу у него убавити пятьдесят четвертей[30], да денег с поместного его окладу со ста четвертей по рублю, а будет он же збежит в третьие, и его бити кнутом же, да у него же отняти поместье и отдати в роздачю.

 

9. А будет с службы збежит иноземец, или иной какой кормовой человек[31], или стрелец, или казак, или даточной человек[32]: и тех сыскивая и чиня им жестокое наказание, бив кнутом, выслати их на государеву службу в полки к воеводам с приставы. А незаслуженое жалованье на кормовых людех и на стрелцах и на казаках правити по росчету, а даточных беглых людей только в сыску не будет, и за тех даточных беглых людей правити на тех людех, чьи те люди с службы збегут, за всякого человека по двадцати рублев.

 

11. А будет бояре и воеводы без государева указу ратных людей з государевы службы учнут отпущати, и посулы и поминъки[33] имати, а сыщется про то допряма, и бояром и воеводам за то чинити жестокое наказание, что государь укажет.

 

12. А будет кто на бояр и на воевод в посулех учнет бити челом государю ложно, затеяв напрасно, а сыщется про то допряма, и тем за боярское и за воеводъское бесчестие и за ложное их челобитье чинити жестокое же наказание, что государь укажет.

 

13. А будет которые ратные люди на государеве службе учнут бити челом бояром и воеводам о отпуске з государевы службы, своим домовным разорением, или людским побегом, или иным каким самым нужным делом, и бояром, и воеводам про тех ратных людей сыскивати в полкех дворяны и детьми боярскими, и всяких чинов служилыми людьми, и имати про них у служилых людей допросные речи за их руками, и по сыску ратных людей з государевы службы отпущати на время для самых нужных дел.

 

14. А в которое время про воинских людей будут вести, и по тем вестям чаяти воинъских людей приходу, и в то время з государевы службы ратных людей ни для каких дел не отпускати[34].

 

16. А будет которой сотенной голова отпустит куды из сотни своея кого нибудь без государева указу и без воеводского ведома и за то сотенным головам, сказав им вину при ратных многих людех, чинити наказание, бити батоги, да вкинути в тюрму, чтобы на то смотря иным сотенным головам неповадно было так делати.

 

17. А будет которые служилые люди учьнут государю бити челом, что им за старостию, или за увечьем, или за болезнию на государеву службу итти не мочно, и в их бы место велел государь быти на своей государеве службе детем их и братии и племянником и внучатом беспоместным, которые в государеву службу поспели, а государевы службы не служат и ни в какия чины не написаны, и тех челобитчиков на Москве и в городех осматривати. Да будет по осмотру тем служилым людем на государеве службе впрям за старостию, или за увечьем, или за болезнию быти не мощно, и тем служилым людем в свое место, на государеву службу велети посылати со всею своею службою и с запасы детей своих и братию и племянников и внучат беспоместных, которыя в государеву службу поспели, в восмьнатцать лет, а ни какия государевы службы не служат, и не в какия чины не написаны, а менши осминатцати лет никого им на службу в свое место не посылати. А будет у них таких детей и братей и племянников и внучат не будет, а самим им ни которыми делы на государеве службе за болезнию или за старостию быти не мощно, и у них взяти на государеву службу даточных людей, или денги, смотря по их поместьям и вотчинам и по прожитком.

 

18. А будет которые служилые люди учнут бити челом государю, чтобы им на государеве службе не быти, и скажутся стары и увечны, или болны, а по осмотру на государеве службе им быти мощно и таких на государеву службу высылати самих.

 

19. А будет которой служилой человек, будучи на государеве службе, з бою збежит к себе домов, а воеводы на него о том отпишут к государю, и у таких за тот побег ис поместных их и из денежных окладов убавити половина, да у них же ис поместей их взяти на государя половину же, да им же за то чинити наказание, бити кнутом нещадно.

 

28. А будет кто, будучи на службе в полкех, у кого украдет ружье, и того бити кнутом нещадно, а что украл, и то на нем доправить и отдать тому, у кого он украл.

 

29. А будет кто на службе у кого украдет лошадь, и ему за тое татьбу руку отсечь.

 

30. А будет кто ратные люди, едучи на государеву службу, или з государевы службы по домом, учнут ставится по селом и по деревням во дворех, или в гумнах для воровства, и станут грабити, и учинят смертное убойство, или женъскому полу насильство, или в гумнех хлеб потравят, или ис прудов и из садов насилством рыбу выловят, или иное какое ни буди насильство кому зделают, и в том на них будут челобитчики, и по суду и по сыску про то их воровство сыщется допряма, и тех за смертное убойство и за насильство женскому полу казнити смертию. А за иное за всякое насильство и за грабежь чинити им наказание, смотря по вине. А что они у кого грабежем возмут, и то на них правити вдвое и отдавати тем людем, у кого они что грабежем возмут. А будет про то дело сыскати нечем, и в том деле дати суд, и по суду и по сыску в том во всем учинити вера, крестное целование.

 

31. А будет кто служилых людей таким делом поклеплет[35] напрасно и сыщется про то допряма, и тому, кто таким делом кого поклеплет, учинити то же наказание, в каком было наказании быти тому, кого он таким делом поклеплет.

 

ГЛАВА VIII О ИСКУПЛЕНИИ ПЛЕННЫХ[36]

 

1.Полоняником на окуп збирати денги ежегод з городов всего Московского государства, с посадских дворов и с ямщиков и со всяких жилецких людей, которые живут в городех на посадех, и с уездных с патриарших и с митрополичих и с архиепископлих и епископлих и с монастырских вотчин, со крестьян и з бобылей з двора по осми денег. А государевых дворцовых сел, и черных волостей и с помещиковых и с вотчинниковых крестьян з двора по четыре денги, а с служилых людей, с стрелцов и с казаков и с пушкарей и з затинщиков и с воротников и с казенных плотников и с кузнецов и со всяких служилых людей, з двора по две денги. А збирати те денги погодно в Посолской приказ, по новым переписным книгам, а не по сошному писму, чтобы в том денежном зборе никто в и(ы)збылых не был, занеже таковое искупление общая милостыня нарицается, и благочестивому царю и всем православным християном за то великая мзда от Бога будет, якоже рече праведный Енох, не пощадите злата и сребра брата ради, но искупите его, да от Бога сторицею приимете. И пророком рече Бог, не пощади сребра человека ради. Христос же, не токмо сребра, но и душю свою повелевает по братии положити. Больши бо тоя, рече, любве никто же не имать аще кто душю свою положит по братии своей. И того ради Христова слова благочестивым царем и всем православным християном не токмо пленных окупати, но и душю свою за них пологати достойно, да сторичныя мзды во он день сподобятся.

 

2.А на окуп давати полонеником за дворян и за детей боярских, которых привозят на окуп турские и крымские послы и гречане, с их окладов, которые взяты на боех с поместных окладов, со ста четвертей по дватцати рублев.

 

3.А которые взяты будут в полон не на бою, и не в посылках, и тем давати на окуп со ста четвертей по пяти рублев.

 

4.За московских стрелцов по сороку рублев.

 

5.О украинных городов, за стрельцов и за казаков по двадцати по пяти рублев.

 

6.За посадских людей по дватцати рублев за человека.

 

7.За пашенных крестьян и за боярских людей по пятинатцати рублев за человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА XIV О КРЕСТНОМ ЦЕЛОВАНИИ а в ней 10 статей[100]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА XV О ВЕРШЕНЫХ ДЕЛАХ а в ней 5 статей[101]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. А в губных старостах у таких дел в городех быти дворяном добрым и прожиточным, которые за старость, или за раны от службы отставлены, или за которых служат дети их и племянники, и которые грамоте умеют, а которые грамоте не умеют и тех в губныя старосты не выбирать. А в которых городех дворян нет, и в тех городех в губные старосты выбирати из детей боярских добрых же и прожиточных людей против того же, как писано в сей статье выше сего. А быти губным старостам в городех по выбору дворян, и детей боярских, и посадских и всяких чинов жилецких и уездных сошных людей, и имати на тех губных старост у дворян, и у детей боярских, и у посадских и всяких чинов у жилецких и уездных людей выборы за их руками[144], и те выборы и дворян и детей боярских, кого выберут в губные старосты, присылати из городов к Москве в Розбойной приказ, а в Розбойном приказе губных старост приводити ко кресту по записи, какова запись о том в Розбойном приказе. А приведьчи ко кресту, отпустити их в городы с наказными памятьми, а наказныя памяти давати за диячьею приписью, почему им розбойныя, и убийственныя и татиныя дела ведать, да з губными же старосты в городех у розбойных и у татиных дел быти губным целовалником и дьячьком, и у тюрем тюремным сторожем, по выбоpy сошных же людей, за крестным же целованьем. А ко кресту приводити их в городех воеводам при губных старостах. А записи, почему тех губных целовалников, и дьячьков и сторожей в городех ко кресту приводить, посылати в городы из Розбойного приказу за диячьими приписми, а к Москве губных целовалников, и дьячьков и сторожей, для крестного целования из городов не присылати[145].

 

 

 

 

9. А приведут татя, а доведут на него одну татьбу, и того татя пытать и в и(ы)ных татьбах и в убийстве, да будет с пытки в и(ы)ных татьбах и в убийстве не повинится, а скажет, что он крал впервые, а убийства не учинил, и того татя за первую татьбу бить кнутом и отрезать ему левое ухо, и посадити его в тюрму на два года, а животы его отдати исцом в выть, и ис тюрмы выимая его, посылать в кайдалах работать на всякия изделья, где государь укажет. А как он два года в тюрме отсидит, и его послать в Украинные городы где государь укажет, и велеть ему в Украинных городех быти, в какой чин он пригодится, и дать ему писмо за дьячьею приписью, что он за свое воровство в тюрме урочныя годы отсидел, и ис тюрмы выпущен[146].

 

 

 

12. А приведут татя, а доведут на него татбы три, или четыре или больши, и того татя пытав казнити смертью, хотя он и убийства не учинил, а животы его отдать исцом в выть[147].

 

 

 

15. А которые воры на Москве и в городех воруют, карты и зернью[148] играют, и проигрався воруют, ходя по улицам, людей режут, и грабят, и шапки срывают, и о таких ворах на Москве и в городех и в уездех учинити заказ крепкой и биричем кликати по многия дни, будет где такие воры обявятся, и их всяких чинов людем имая приводити в приказ. Да кто таких воров, изымав, в приказ приведет и в приказе, таких воров роспрашивая, сыскивати про них всякими сыски накрепко, да будет про воровство их сыщется допряма, что они зернью и карты играют, и ходя по улицам воруют, людей режут, и грабят, и шапки срывают, и тем вором чинити указ тот же, как писано выше сего о татех. А будет кто таких воров видя где не изымает и в приказ не приведет, а изымать было их мощно, и сыщется про то допряма же, и на тех людех имати заповеди по полтине на человеке[149].

 

 

 

 

19. А в городы о татех и о разбойникех послать государевы грамоты, а велеть на посадех и по слободам и в уездех, в селех и в деревнях и по торжком кликати биричем[150], и заказ учинить крепкой, будет где объявятся такие люди, у которых уши резаны, а писма у них в том, что они ис тюрмы выпущены, не будет, и таких людей имая приводить в городех к воеводам, и к приказным людем и губным старостам, а воеводам и приказным людем тех людей роспрашивать, и роспрося писать о указе к государю к Москве, а до государева указу тех людей держать в тюрме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. А будет которые розбойники два, или три человеки с пыток учнут говорити на кого в розбое на причинных людей[151], и тех причинных людей по язычным молкам и без обыску пытати, и указ им чинити, до чего доведется.

 

 

 

50. А которого человека приведут с поличным, а поличное у него вымут с приставом и с понятыми, а тот человек того поличного не очистит, и отводу ему не даст[152] и того приводного человека по поличному пытати и указ чинити, до чего доведется.

 

55. А будет в сыску скажут, что того приводного человека исцы ополичнили силно[153], и тем людем, которые его ополичнили силно за то учинити жестокое наказание, при многих людех бити их кнутом нещадно, да на них же тем людем, кого они ополичнили силно, правити бесчестье вдвое, чтобы на то смотря и иным неповадно было так делати.

 

 

 

 

60. А которых людей розбойники розобьют, или тати покрадут, и за теми розбойники и за татьми исцы, собрався следом придут в село, или в деревню, и те люди, к которым следом придут, следу от себя не отведут[154], и про то обыскати и погонных людей роспросити. И будет в обыскех и погонные люди на них скажут, что они следу не отвели, и тех людей по обыском и по погонных людей речам пытати, и указ им чинити до чего доведется.

 

 

 

69. А где в городех и на посадех и по слободам и в уездах в волостях в селех и в деревнях учинится убойство смертное, а убьет до смерти боярской человек[155] боярского же человека, и того убойцу пытати, которым обычаем убойство учинилося, умышленном ли, или пьяным делом, а не умышленном. И будет убойца учнет говорити с пытки, что убил не умышленном, в драке пьяным делом, и того убойцу бив кнутом, и дати на чистую поруку з записью, что ему впредь так не воровати, и взяв по нем порука, выдати тому, у кого он человека убил, и з женою и з детьми в холопи, а жены и детей убитого человека у того боярина, у которого человека убили, не отъимати. А будет истец станет бити челом о долгу убитого, что он был должен, и в долгу отказати.

 

 

71. А убьет сын боярской[156], или сын его, или племянник, или прикащик чьего крестьянина, а с пытки тот убойца в том убийстве учнет говорить, что он убил в драке, а не умышлением, или пьяным делом, и у того сына боярского, из его поместья взять лутчего крестьянина з женою и з детьми, которыя дети с ним живут вместе, а не в розделе, и со всеми животы, и отдать во крестьяны тому помещику, у которого крестьянина убили, а жену убитого крестьянина и з детьми и з животы у того помещика, у которого крестьянина убили, не отъимати. Да на таких же убойцах таких побитых крестьян править кабалныя долги, и сажати их в тюрьму, до государева указу, а смертию их не казнити, а в бескабалных долгех отказати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

95. А в целовальниках и в сторожах у московских тюрем быти московских черных сотен и слобод тяглым людем ис подмоги, а на подмогу деньги тем целовалником и сторожем имать с тех же сотен и с слобод по годом, и выборы на них имати у сотенных людей за их руками[157].

 

 

 

 

 

 

104. А которые воры тати, или розбойники и душегубцы учнут сидети в тюрмах в городех до полугода, и тех воров в городех воеводам и приказным людем и губным старостам, без государева указу, ис тюрем не выпускати, и в холопство и во крестьяны к себе не имати, и иным никому таких воров в холопство и во крестьянство не отдавать. А будет в городех кто воеводы и приказные люди или губные старосты таких воров ис тюрем выпустят без государева указу и поневолят их к себе, или к иному к кому в холопство, или во крестьянство, и сыщется про то допряма, и тем воеводам и приказным людем и губным старостам за то чинить жестокое наказание, бити их кнутом нещадно, да на них же за тех воров исцам правити выти. А будет до которых тюремных сиделцов розбойное и татиное и душегубное дело не дойдет, и доведется их ис тюрмы выпустить, и таких ис тюрем выпускать, и к государю к Москве о указе не писав, а в холопство и во крестьянство их воеводам и приказным людем и губным старостам к себе не имати, и иным никому по свойству, или по дружбе, их в холопство и во крестьянство не отдавати. А будет кто воевода и приказной человек, или губной староста таких людей, которых доведется ис тюрмы выпустить, поневолят к себе, или к иным к кому в холопство, или во крестьянство, и им за то по тому же чинити жестокое наказание, как в сей статье писано выше сего.

 

 

 

 

 

5. А будет которой сын или дочь у отца или у матери животы пограбят насильством, или не почитаючи отца и матерь, и избываючи их[158], учнут на них извещать какия злыя дела, или которой сын или дочь отца и мать при старости не учнет почитать и кормить и ссужать их ничем не учнут, и в том на них отец или мати учнут государю бити челом, и таким детем за такия их дела чинить жестокое наказание, бить кнутом же нещадно, и приказать им быти у отца и у матери во всяком послушании безо всякого прекословия, а извету их не верить.

 

6. А будет которой сын или дочь учнут бити челом о суде на отца или на матерь и им на отца и на матерь ни в чем суда не давати, да их же за такое челобитье бить кнутом, и отдать их отцу и матери[159].

 

 

 

 

 

 

 

13. А которые воры чинят в людех смуту, и затевают на многих людей своим воровским умышлением затейные дела, и таких воров за такое их воровство казнити смертию[160].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. А будет кого бусурман какими нибудь мерами насильством или обманом русскаго человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, зжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он русскаго человека обусурманит, и того русскаго человека отослать к патриарху, или к иной власти, и велети ему учинити указ по правилом Святых Апостол и Святых Отец[161].

 

 

26. А будет которая жена учнет жити блудно и скверно, и в блуде приживет с кем детей, и тех детей сама, или иной кто по ея велению погубит, а сыщется про то допряма, и таких беззаконных жен, и кто по ея велению детей ея погубит, казнити смертию безо всякия пощады, чтобы на то смотря, иные такова беззаконного и скверного дела не делали, и от блуда унялися.

 

Глава XXIII О стрелцах а в ней 3 статьи[162]

 

1.Стрелцов во всяких делех, опричь розъбою и татьбы с поличным, судити и управа межь ими чинити в Стрелецком приказе. А почему у стрелцов сь их исков по судным делам пошлин имати, и то писано выше сего.

 

2.А будет которому стрелцу чего искати на стороннем человеке в и(ы)ном приказе, и ему того своего иску на стороннем человеке искати в и(ы)ном приказе по подъписным челобитным из Стрелецкого приказу. А бес подписных челобитен стрелцом ни в котором приказе ни на кого ни в чем суда не давати. А будет кто учнет на стрелце искати встрешно, и на него суд давати в том же приказе.

 

3.А будет учнет стрелец на стрелце же искати своего и жены своея бесчестья, и доищется, и на виноватом за стрелецкое и жены его бесчестья, по судному делу, правити деньги. А будет которой стрелец учнет бити челом государю, что ему того бесчестья платити нечем, и за то бы бесчестье учинити ему наказанье, и по тому его челобитью велеть ему за то бесчестье учинить наказанье, бить его кнутом, чтобы ему и иным таким не повадно было свою братью стрельцов и их жон бесчестить.

 

Глава XXIV Указ о атаманех и о казакех а в ней 3 статьи[163]

 

1.А на ком учнут искать, или кому отвечать атаманы и казаки, и им в судных и во всяких управных делех чинити указ, по суду, и по крепостям и по сыску, до чего доведется. А государевых пошлин на виноватом не имать з двунатцати рублев, а что будет иску сверх двунатцати рублев, и с того иску государевы пошлины с атаманов и с казаков имати по указу. А за бесчестья атаманом и казаком, кто их чем обесчестит, правити против их денежных окладов, а которым идет корм, и тем за бесчестья править по пяти рублев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Алексей Михайлович (1629-1676) – старший сын царя Михаила, царь всей России с 1645. В его царствование было увеличено число приказов и полков «нового строя», присоединены к России Левобережная Украина и Смоленская земля (при этом не удалось присоединить также Правобережную Украину, Белоруссию и Прибалтику), продолжалось заселение Сибири. Смена церковных обярдов привела к расколу Русской православной церкви. Непродуманные денежные и налоговые реформы вызвали целый ряд восстаний.[2] Т.е. в третий год царствования.[3] Иосиф (ум. в 1652)- церковный деятель, архимандрит Симонова монастыря (1639-1642); патриарх (с 1642), был выбран по жребию. Значительно увеличил церковное книгопечатание.[4] Греческие цари – византийские императоры.[5] Одоевский Никита Иванович, кн. (ок. 1605 – 1689) – из черниговской ветви Рюриковичей, боярин (1640). В 1618 участвовал в обороне Москвы от поляков. Служил ржевским, астраханским, казанским воеводой, судьёй казанского, сибирского, большой казны, рейтарского приказов, неоднократно управлял Москвой во время отъездов царя, участвовал в русско-польской войне 1654-1667 гг., занимался дипломатическими делами, поддерживал обвинение на процессе патриарха Никона. Участвовал в отмене местничества. [6] Прозоровский Семён Васильевич, кн. (ок. 1586 – 1659) – из ярославской ветви Рюриковичей, племянник царя Василия IV, боярин. В царствование дяди был воеводой, затем участвовал во II ополчении и в избрании Михаила Романова, оставался воеводой и в его правление. Один из командующих в Смоленской войне, после капитуляции русской армии приговорён к смерти, заменённой ссылкой в Нижний Новгород. Вскоре помилован. [7] Волконский Фёдор Фёдорович, кн. (ум. в 1665) – из черниговской или рязанской ветви Рюриковичей, боярин (1651). Служил воеводой, во время Смоленской войны успешно оборонял крепость Белую от основных сил польско-литовской армии, выполнял дипломатические поручения, руководил различными приказами.[8] Грибоедов Фёдор Акимович (ок. 1610 – 1673) – государственный деятель, дьяк казанского и разрядного приказов, по мнению некоторых исследователей основной автор Уложения.[9] Перечисляются чины служилых землевладельцев.[10] объединения богатых купцов.[11] Новый год до 1699 г. включительно начинался с 1 сентября, поэтому 16 июля 7156 и 3 октября 7157 г. от сотворения мира относятся к 1649 г. н.э.[12] Долгорукий Юрий Алексеевич, кн. (1602-1682) – из черниговской ветви Рюриковичей, боярин (1648), родственник боярина Б.И. Морозова и Милославских. Руководил различными приказами, командовал войсками и нанёс ряд поражений полякам, участвовал в подавлении восстания С.Т. Разина. Убит вместе с сыном восставшими стрельцами.[13] Глава впервые в русском праве развёрнуто определяла состав религиозных преступлений и ставила их на первое место в законодательстве. В то же время показательно, что из 9 статей раздела лишь первая карает преступления против религии как таковой, остальные же посвящены «церковному мятежу», т.е. нарушению порядка во время богослужения. [14] Т.е. если вина будет полностью доказана.[15] Казнить смертью без всякой пощады – подвергнуть квалифицированной смертной казни.[16] Бесчестье – компенсация пострадавшему.[17] Битьё батогами (палками) являлось менее строгим наказанием, чем торговая казнь (битьё кнутом).[18] Глава впервые в русском праве устанавливала относительно полный перечень государственных преступлений. Причастность к покушению на царя, попытке его свержения с престола или государственной измене каралась смертной казнью, в т.ч. за один умысел (в первом случае) и недонесение (в т.ч. на членов семьи). По этим делам закреплялся розыскной процесс, основанный на допросах с использованием пыток. Также предусматривались наказания за ложные доносы.[19] На практике статьи об освобождении от отвественности родственников изменника, не знавших об его измене, часто не выполнялись. Они понижались по службе, переводились в отдалённые местности, лишались поместий и т.п.[20] Глава являлась продолжением предыдущей и впервые в русском праве устанавливала особо строгую ответственность за нарушение порядка на царском дворе. По мнению исследователей, глава была издана из-за городских восстаний, которые могли привести к угрозе личной безопасности царя и его приближённых.[21] Предусмотренные статьями 1-2 деяния, учинённые не в государевом дворе и не в церкви, карались лишь выплатой «бесчестия». [22] В отличие от общих законов, статья карала смертной казнью не только убийство, но и ранение.[23] Обможется – выздоровит.[24] Не приводятся. Глава 4 вводит смертную казнь за подделку печатей и составление поддельных государственных бумаг. Глава 5 закрепляла ответственность (смертную казнь через заливание горла расплавленным оловом) за подделку денег. Предусматривалось также наказание ювелиров за подмену благородных металлов при частных заказах (битьё кнутом и возмещение убытка).[25] Глава впервые в русском праве регламентировала порядок выезда за границу. Он был разрешительный с суровыми наказаниями за самовольный отъезд. В то же время запрещался необоснованный отказ в разрешении или замедление в его выдаче, а также особый режим пограничной полосы.[26] Немецкими (здесь и далее) – шведскими. Швеции принадлежали современные Эстония, Финляндия, части Латвии и Карелии.[27] Глава впервые в русском праве развёрнуто регламентировала обязанности и права служилых людей в военное время. Публикуется с сокращениями.[28] Докончание – договор.[29] Мотчание – задержка.[30] Четверть – русская мера площади XV-XVIII вв. Равнялась ½ десятины и (в зависимости от величины десятины) от 1.200 до 1.600 квадратных саженей (примерно от 0,56 до 0,75 га).[31] Кормовой человек – вольнонаёмный военнослужащий, получающий только денежное и провольственное жалование, а не поместья.[32] Даточные люди – призванные на службу из тяглых людей, предшественники рекрутов XVIII-XIX вв. [33] Посулы и поминки – взятки.[34] Статья запрещала отпуска ратных людей при приближении неприятеля.[35] Поклеплет – оклевещет (возведёт поклёп).[36] Не публикуется. Устанавливала порядок сбора выкупных денег, а также размер выкупа за ратных людей средних и низших рангов. Как и судебники, предусматривала освобождение попавших в плен крепостных и холопов. Выкупленные посадские люди также получали право избрать место жительства и род занятий.[37] Не публикуется. Регламентировали проезжие (за провоз товара) и отчасти торговые пошлины пользу как государства, так и местных землевладельцев, а также порядок содержания дорог, мостов и перевозов. [38] Рассматривала вопросы судоустройства, судопроизводства и некоторые другие. Публикуется с сокращениями.[39] Статья впервые в русском праве устанавливала право отвода судьи.[40] Статьи 7-9 впервые рассматривали случай дачи взятки через посредника. Он (если действительно действовал по указанию судьи) ответственности не подлежал. Сохранялись серьёзные наказания за не доказанный донос.[41] Статья впервые устанавливала отвественность (впрочем, неопределённую) судьи за судебную ошибку. В этом случае дело должно было пересматриваться в кассационном порядке («всем боярам»), а в случае недостаточности для этого материала – в апелляционном порядке («с головы», т.е. с самого начала).[42] Статьи 15-17 были направлены на борьбу с волокитой. Как и в других подобных случаях, эффективность этой борьбы подрывалась суровыми наказаниями за не доказанный донос.[43] Почестее – т.е. знатного происхождения.[44] Сырная неделя – Масленица.[45] Мария Ильинична Милославская (1624-1669) – из дворянского рода, первая жена (с 1648) царя Алексея Михайловича, мать царей Фёдора III и Ивана V и правительницы царевны Софьи.[46] Статьи 25-26 впервые в русском праве определяли список праздников, а также устанавливали правила работы в праздничные и предпраздничные дни. Бросается в глаза обширный список праздников, некоторые из которых длились 1-2 недели.[47] Далее выпущены 72 статьи, устнавливающие ответственность за устные оскорбления. Размеры ответственности зависят от статуса как виновного, так и потерпешего и варьируют от выдачи в распоряжение патриарха (за его оскорбление членом Боярской думы) и штрафа в 400 руб. (за оскорбление членом Боярской думы митрополита) и битья кнутом и месячного заключения в тюрьме (за оскорбление простолюдином патриарха) до штрафа в 1 руб. за оскорбление крестьянина. За оскорбление жены устанавливался двойной штраф (по сравнению с мужем), незамужней дочери – учетверённый, за оскорбление не имеющего самостоятельных занятий сына – половинный.[48] Статья предусматривает случай отказа ответчика от возражений против иска.[49] Буйство в суде считалось оскорблением как суда, так и потерпевшего, поэтому наказывалось дважды. Конец статьи рассматривает случай необходимой обороны. Её пределы не ограничиваюся.[50] Крепостные дела – споры о недвижимости.[51] Статья предусматривает, что истец, подав иск, обязан добиваться от пристава (недельщика) явки ответчика в суд. Если истец в течение недели этого не делает, то требованию ответчика объявляется програвшим дело.[52] Поручная запись – поручительство об явке в суд. Статья устанавливет, что в случае неявки в суд в течение недели ответчик проигрывает дело.[53] Статья разрешала отъезд участникам дела из Москвы на срок не свыше 3 дней. В случае более продолжительного отсутствия дело проигрывалось. Далее следуют не публикуемые статьи о вызове ответчиков из других городов. К ним посылаются не одна, а 3 зазывные грамоты. В случае неявки по первой или второй уплачивалась дополнительная пошлина за волокиту. Другие пошлины полагались за доставку в суд силой. [54] Стрельцы особождались от уплаты пошлин (при небольших исках) или платили их по льготным ставкам (не публикуемая статья 126).[55] Пересуд – пересмотр дела.[56] Правый десяток – пошлина, уплачиваемая за выигранное дело.[57] Статья предусматривала, в случае угрозы убийством со стороны знатного и богатого («именного и прожиточного») землевладельца по просьбе возможной жертвы угрожающему посылается «опасная грамота» с указанием огромного (5.000-7.000 руб. и больше) штрафа в случае выполнения угрозы. Если убийство всё же состоялось, то виновный подвергается смертной казни и уплате штрафа (при невозможности – конфискации имущества), половина которого идёт в казну, половина – семье убитого. Если убийство не удалось и закончилось ранением, то кроме соответствующего наказания также выплачивается предусмотренный опасной грамотой штраф. В случае, если убийство или покушение совершает запросивший опасную грамоту, он подвергается предусмотренной в ней ответственности.[58] Статья предусматривала, что угроза убийством со стороны неимущего человека карается 3-месячным заключением в тюрьме с отобранием подписки об отказае от нанесения вреда потенциальной жертве. В случае её нарушения виновный карался смертной казнью.[59] Бой – избиение.[60] Статья допускала частичное удовлетворение уголовного иска.[61] Хожёное – пошлина в пользу пристава (недельщика) за доставку сторон в суд в пределах города.[62] Статья, во-первых, устанавливала, что общему правилу дела находящихся на службе не откладываются, при этом отсутвующая сторона заменяет себя родственником, слугой или другом. Исключение вводилось для служащих в действующей армии, на удалённых окраинах или в посольствах и миссиях. Их судебные дела откладывались до завершения службы. Во-вторых, вводилось разграничение посдсудности между общим и военным (воеводским) судом. Ведению последнего подлежали лишь те конфликты, которые возникли во время и в месте службы.[63] Продажи – притеснения, необоснованные денежные взыскания.[64] Статья подтверждала статью 43 Судебника 1550 г. об отмене судебных привилегий (т.е. освобождения от суда местных властей).[65] Статьи 158-159 устанавливают порядок учёта судом свидетельских показаний. При этом свидетелей требуется «десять человек», а их сословный статус должен соответствовать стоимости иска.[66] Статья предусматривала, что если хотя бы один из 10 свидетелей стороны не подтверждал её правоту, то она проигрывала дело.[67] Повальный обыск – массовый опрос местного населения о значимом для суда факте. Стороны не имели право определять персональный состав опрашиваемых и даже присутствовать при обыске.[68] Шерть – присяга.[69] Келарь – монах, управляющий хозяйством монастыря.[70] Скажут двои речи – будут сами себе противоречить.[71] Общая ссылка (правда) – указание обеими сторонами одних и тех же свидетелей (одного или нескольких).[72] Статья вводит понятие соучастия и устанавливает, что соучастники подвергаются менее строгому наказанию, чем главный виновный.[73] Статьи 200-201 повторяют постановление статьи 105 о праве необходимой обороны, при этом её пределы вновь не ограничиваются.[74] До тех мест (здесь) – до того времени.[75] В лицах (здесь) – в наличии.[76] Бить на правеже – выводить на площадь перед зданием суда и бить палкой по икрам ног.[77] Споры о другом ущербе чужому имуществу разрешались аналогично: в случае злого умысла виновный возмещал убытки и уплачивал штраф, в случае небрежности возмещал убытки, в случае непреодолимой силы освобождался от ответственности.[78] Статья лишала проценты по займам судебной защиты. При этом предшествующее законодательство начиная с Русской правды допускало проценты. Впрочем, на практике проценты нередко взимались и после создания Уложения.[79] Статьи 264-265 запрещали отдавать за долги в холопы дворян и стрельцов.[80] Полтретья – 2,5.[81] Выблядок – внебрачный ребёнок. Наложница – любовница или внебрачная сожительница. Статья предусматривала лишение внебрачных детей права наследования за отцом даже в случае последующего брака родителей.[82] Важнейшая статья Уложения, завершившая юридическое оформление крепостного права крестьян.[83] Имеется в виду пожар 1626 г.[84] Статьи 1-2 отменяли т.н. «урочные лета», т.е. срок давности по делам о побегах крепостных крестьян.[85] Статья устанавливает, что покупатель вотчины, обязанный вернуть прибывших до покупки крестьян, вправе получить такое же количество земледельцев из иных вотчин продавца.[86] 1646-1648 гг.[87] Статья карала приём чужих беглых крестьян после издания Уложения выплатой денежной компенсации законному владельцу (сверх возврата крестьян с семьями и имуществом).[88] Кабальный человек – холоп.[89] Снос (здесь) – похищение.[90] Запрётся и отцелуется – под присягой заявит об отсутствии.[91] Статья запрещала землевладельцам переводить крестьян из поместий (условных владений, предоставляемых за военную службу) в вотчины (собственные земли). [92] Вывод (здесь) – выкуп. Концовка статьи разрешала выигравшему жребий о «беглой жонке» оставить у себя и её мужа, выплатив его владельцу 5 руб.[93] Статья ограничивала компетенцию церковного (патриаршего) суда чиновниками патриархии и жителямя владений патриарха.[94] Статья впервые в русском праве устанавливала подконтрольность патриаршего суда царскому ( лишь в случае жалоб на злоупотребления судей).[95] Статья вменяла светским судам рассмотривать встречные иски на патриарших людей. [96] Статья устанавливала, что представители духовенства и зависимых от церкви людей (кроме указанных в статье 1) судятся в особом светском суде – Монастырском приказе.[97] Статья исключала присягу представителей духовенства в делах об их оскорблениях и побоях.[98] Устанавливалось, что по делам об ущербе церковному имуществу присяга духовенства допустима.[99] Статья устанавливает, что крестьяне отвечают в суде лишь по важным уголовным делам. В случаях же, когда ответственность ограничивается возмещением ущерба и штрафом, за них несёт ответственность их помещик.[100] Не приводится. Регламентировала использование присяги в качестве судебного доказательства. Запрещалось использовать её в этом качестве при рассмотрении всех уголовных дел, а также гражданских, разрешаемых на основании документов. В остальных делах принятие решения на основе присяги допускалось лишь при отсутствии иных доказательств. Присяга свидетелей и участников повального быска сохраняла силу. [101] Впервые в русском законодательстве последовательно проводила принцип об отсутствии у закона обратной силы.[102] Впервые в русском законодательстве вводила относительно полную регламентацию поместного права.[103] Статьи 4-5 впервые разрешили обмен вотчин на поместья.[104] В род – родственникам (покойного помещика).[105] По церковным правилам законными могли считаться не более 3 браков.[106] Статья устанавливала, что старшие дети умершего помещика, получившие свои поместья, могут претендовать на наследство отца, если иначе поместья младших сыновей окажутся больше, чем у старших. В этом случае весь поместный фонд братьев (отцовское наследство и поместья старших) должен был делиться поровну.[107] Статья устанавливала повышение поместных окладов (перечислялись их размеры и прибавки) в случае наделения осваиваемыми землями на южных окраинах.[108] Речь идёт о 1610-1612 гг., когда во главе государства находилась Семибоярщина.[109] Черемисы – марийцы, вотяки – удмурты.[110] Живот (здесь) – жизнь.[111] Статья впервые в русском праве предусматривала пожизненное сохранение поместий за престарелыми или увечными помещикамию[112] 3.12.1627 и 23.5.1628 гг.[113] Михаил Фёдорович Романов (1596-1645) – царь всей Руси с 1613 г., основатель династии Романовых, отец царя Алексея. Его правительство прекратило Смуту, заключило мирные договоры с Швецией и Польшей, добившись возвращения части их захватов, ввело назначение во все уезды воевод, ограничивших местное самоуправление, стало создавать полки «нового строя» и первые промышленные предприятия. Продолжалось заселение Сибири, была проиграна Смоленская война.[114] Романов Фёдор Никитич (в монашестве Филарет, ок. 1554-1633) – государственный и церковный деятель, из старинного московского боярского рода, отец царя Михаила. Боярин (1586-1600), был псковским наместником, воеводой. В 1600 по приказу царя Бориса, видевшего в Романовых соперников, пострижен в монахи. В 1605 при Дмитрии Самозванце I стал ростовским митрополитом, в 1608 захвачен войсками Дмитрия Самозванца II и назначен патриархом в тушинском правительстве. В 1610 освобождён московскими войсками, принял участие в свержении Василия IV и стал сторонником Семибоярщины. Был направлен послом для переговоров о воцарении на Руси королевича Владислава, настаивал на принятии им православия. После провала переговоров арестован поляками (1611), в 1619 г. освобождён и возведён в патриархи. Был соправителем сына с титулом великого государя. [115] Родовыми считались вотчины, полученные по наследству. Выслуженные жаловались из поместий за отличия по военной службе.[116] Духовным и данным – завещаниям и дарственным.[117] По душе не отдать – не завещать.[118] Статья развивала положения статьи 85 Судебника 1550 г. о праве родственников продавца принудительно выкупать родовые вотчины. Устанавливалась оплата внесённых новым владельцем улучшений.[119] Статья устанавливала возможность оплаты улучшений не по закону, а по условиям первоначальной покупки вотчины.[120] Статья устраняла дополнительную оплату при выкупе вотчины крестьянских дворов, возникших в результате семейных разделов.[121] Статья закрепляла монополию служилых людей по отечеству (происхождению) на владение вотчинами. Упоминаемыми боярскими слугами были холопы.[122] 3.12.1627[123] Родителем (здесь и далее) – родственником.[124] Статьи 42-44 положили конец росту церковного и монастырского землевладения. Передача вотчин церквям и монастырям была запрещена.[125] Статья показывает преимущество вотчин над поместьями с точки зрения экономического развития.[126] Не приводится.[127] Безлетно – постоянно, на все времена.[128] Статья была принята по требованию посадских людей и предусматривала ликвидацию т.н. белых слобод, жители которых занимались торговлей или ремеслом, конкурируя с посадскими, но при этом находились во владения церкви или крупных землевладельцев и не платили государственные налоги и не несли повинностей, налагемых на посадскую общину.[129] Статья посвящена служилым людям по прибору. Они также облагались налогами, но освобождалисб от натуральных повинностей посадских.[130] Властелинские – епископские.[131] Статья закрепляла превращение посадских людей в крепостных государства.[132] Своих людей (здесь) – холопов.[133] Статья устанавливала прикрепление посадских людей к месту жительства.[134] смоленской службы – Смоленской войны 1632-1634 гг.[135] Старинным называлось наследственное холопство, кабальным – холопство из-за долга или по доброй воле.[136] При регистрации кабальной грамоты было обязательно присутствие холопа, Статья предусматривала подмену его подставным лицом («подставой»). Поэтому требовалось включать в грамоту приметы холопа.[137] Неисправных должников, выставленных на правёж, мог приобрести в холопы любой человек, способный выплатить их долг.[138] Статья во избежание злоупотреблений запрещала должностным лицам царской администрации приобретать холопов по месту службы.[139] Статья запрещала включать в приданное или иным способом отчуждать кабальных холопов.[140] Статья вводила подсудность церковному суду жалоб робы на «беззаконие» господина. Признанных виновными по этим делам церковные власти обычно ссылали в монастырь «для исправления».[141] Статья подтверждала правило о продаже только иноверцев. Для поступления в холопы православного требовалась кабальная грамота, оформляемая только с согласия будущего холопа.[142] Статьи 104-105 запрещали приобретать холопов духовенству ниже протопопов и протодьяконов, а также боярским слугам.[143] Статья запрещала превращать в холопы своих крепостных.[144] Выборы за их руками – подписанный избирателями протокол выборов.[145] Статья устанавливала выборы местным населением должностных лиц, ведающих борьбой с бандитизмом и воровством.[146] Статья устанавливала пытку обвиняемого даже в первом воровстве. Судебники предусматривали её только для рецидивистов. [147] Выть (здесь) – фонд для компенсации ущерба, нанесённого несостоятельными подельниками преступника.[148] Зернь – игральные кости.[149] Толкование статьи является спорным. Некоторые полагают, что речь идёт о мелкой краже, другие – об открытом похищении чужого имущества без насилия. Также непонятно, запрещаются ли игры в карты и кости сами по себе или лишь описанные бесчинства проигравших.[150] Бирюч – глашатай[151] Причинные люди – причастные к какому-либо делу, имеющие судимость.[152] Т.е. не докажет, что имущество приобретено законно.[153] Ополичнили сильно – подложили своё имущество силой.[154] След от себя не отведут – не докажут своей причастности к укрывательству разбойников.[155] Боярский человек – холоп.[156] Боярский сын – мелкий помещик.[157] Статьи 95 и 97 закрепляли формирование тюремной стражи путём особой натуральной повинности посадской или крестьянской общины, которая должна была выставлять и обеспечивать «подмогой».[158] Избываючи их – стремясь от них избавиться.[159] Судя по тексту главы II, статья не распространялась на важнейшие государственные преступления.[160] Статья не поддаётся однозначному толкованию. По мнению одних исследователей, основанному на предусмотренном ею суровому наказанию, речь идёт о подстрекательстве к восстаниям, бунтам и т.п. По другому мнению, основанному на месте статьи в Уложении, в ней предусматривается подстрекательство к групповым убийствам, массовым дракам и т.п.[161] Т.е. православный перешедший в иноверие, приговаривался за это к церковной епитимьи.[162] Не приводится. В ней говорится о подсудности стрельцов по всем делам (кроме разбоя и воровства) стрелецкому приказу.[163] Не приводится. В ней на казаков распространялись общие правила судопроизводства, устанавливались штрафы за их оскорбления и т.п. В отношении судебных пошлин (т.е. предоставления при этом определённых льгот) казаки приравнивались к стрельцам.[164] Не приводится. Посвящена борьбе с незаконным производством и торговлей алкоголем и табаком.[165] Дмитрий Алексеевич (1648-1649) – русский царевич, старший сын царя Алексея Михайловича. Внезапно скончался в возрасте 11 месяцев. В конце уложения следуют подписи 315 участников Земского собора от патриарха Иосифа до «пятисотного дьячка Родки Семенова».