Load document

ПОСЛАНИЯ СТАРЦА ФИЛОФЕЯ. 1523-1524 гг.

 

В предлагаемых посланиях выдвигается идея об особой всемирно-исторической миссии Руси. Их автором был монах расположенного под Псковом Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей. Послания публикуются в переводе В.В. Колесова за исключением частей, не имеющих отношения к политике и праву. Содержание исключённых фрагментов указывается в примечаниях.

ПОСЛАНИЕ О НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ДНЯХ И ЧАСАХ

 

Государя великого князя дьяку, господину Михаилу Григорьевичу[1], твой нищий богомолец старец Филофей Бога молит и челом бьет.

<…>[2]  

Что касается разрушения царств и стран — не от звезд оно происходит, но от все дающего Бога; об этом пророк Исайя говорит: «Если послушаете меня — благами земными насытитесь, если же не послушаете — оружие вас поглотит! — ибо уста Господни так говорили». И вновь вопросили апостолы: «Господи, не в этот ли год ты готовишь царство Израилево?» Иисус же сказал: «Не ваше дело разуметь времена и годы, которые Бог Отец положил своей властью». Так пойми, Господа ради, с какою звездой связаны христианские царства, ныне попранные неверными, как говорит пророк: «Кто отдал на разграбление Израиль — не Бог ли, перед которым согрешили?» Девяносто лет, как греческое царство разорено и не возобновится: и все это случилось грехов ради наших, потому что они предали православную греческую веру в католичество[3]. И не удивляйся, избранник Божий, когда католики говорят: наше царство романское нерушимо пребывает, и если бы неправильно веровали, не позаботился бы о нас Господь. Не следует нам внимать прельщениям их, воистину они еретики, по своему желанию отпавшие от православной христианской веры особенно из-за службы с опресноками[4]. Были с нами воедино семьсот лет и семьдесят[5], а отпали от правой веры семьсот и тридцать пять лет тому назад, в ересь Аполлинария впали, прельщенные Карлом-царем и папой Формозом[6]. Говорят об опресноке, якобы ради чистоты и отсутствия страстей, но лгут, скрывая в себе дьявола. Аполлинарий же своим лжеучением повелел службу служить с опресноками потому, что, как говорят, не принял плоти человеческой от пречистой Девы Господь наш Иисус Христос, но с готовой небесною плотью, точно трубою, девственной утробой пройдя, душу человеческую не принял, но вместо души Дух святой в нем пребывает, вот чем прельщают незлобивых душ и неустойчивых. Увы, это горестное прельщение и отпадение от Бога живого! Ибо если плоти человеческой не принял Спаситель, то и падшего Адама и всех от него рожденных людей плоть не приобрела божественность, и если душу человеческую не принял Господь, то и теперь души людские не изведены из адских глубин. 

Да кто же не содрогнется, кто не восплачет от такового прельщения и падения, в гордости безумия своего еретическим учениям последовали и богоубийственной толпе евреев, что во время распятия Христа были сообщниками тех, о которых евангелист говорит: «Воины же прокуратора насмехались над ним, прегибая колени свои и говоря: “Радуйся, царь иудейский!”» Воины прокуратора — слуги Пилата, но так как Пилат был из римлян, из города Понта[7] в Римской державе, то также и ныне во время молитвы не склоняют своей головы, но только колени чуть прегибают католики. О таких Давид, заранее Духом святым прозрев, словно от имени Иисуса сказал: «В поношение безумному дал ты меня». И воистину люди безумные, а не мудрые, ибо хотя великого Рима стены, и башни, и трехэтажные здания и не захвачены, однако души их дьяволом захвачены были из-за опресноков. Ибо хотя внуки Агари[8] греческое царство покорили, но веры не повредили и не заставляют греков от веры отступать, однако же романское царство неразрушимо, ибо Господь в римскую область вписался.

<…>[9]

Итак, о всем том прекратив речи, скажем несколько слов о нынешнем преславном царствовании пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения пречистой Богородицы[10], что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать. Много раз и апостол Павел упоминает Рим в посланиях, в толкованиях говорится: «Рим — весь мир». Ведь на христианской церкви уже совершилось блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как возжелал я». Согласно же великому Богослову: «Жена, облаченная в солнце, и луна под ногами ее, и младенец на руках у нее, и тотчас вышел змей из бездны, имеющий семь голов и семь венцов на головах своих, и хотел младенца этой жены поглотить. И даны были жене крылья великого орла, чтобы бежала в пустыню, и тогда змей из своих уст источил воду, словно реку, чтобы в реке ее утопить». Водой называют неверие; видишь, избранник Божий, как все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит. Следует царствующему управлять им с великою тщательностью и с обращением к Богу, не надеяться на золото и на преходящее богатство, но уповать на все дающего Бога. А звезды, как я и прежде сказал, не помогут ни в чем, не прибавят и не убавят. Ибо говорит верховный апостол Петр в соборном Послании: «Один день пред Господом, как тысяча лет, а тысяча лет, как один день, — не задержит Господь награды, которую обещал, и долго терпит, никогда не желая погубить, желая всех привести к покаянию». Видишь ли, боголюбец, что в руках его дыхание всех сущих, ибо говорит: «Еще однажды потрясу не только землей, но и небом». И так как и апостолы еще не были готовы, то сверх силы не велел вникать: Богословесный же наперсник в своем «Откровении» говорит: «В последние времена спасаясь, спаси свою душу, да не умрем второю смертью, в геенне огненной», но обратимся ко всемогущему во спасении Господу с мольбами искренними и усердными слезами восплачемся перед ним, чтобы смилостивился, отвратил ярость свою от нас, и помиловал нас, и сподобил нас услышать сладкий, блаженный и вожделенный его глас: «Приидите, благословенные, наследуйте уготованное вам царство Отца моего прежде создания мира».

 Живи же, спасаясь и здравствуя, во Христе.

 

ПОСЛАНИЕ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ[11], В КОТОРОМ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ И О СОДОМСКОМ БЛУДЕ

 

Тот, кто от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы Божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя великого князя, православного христианского царя и владыки всех, держащему бразды святых Божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, кто вместо римского и константинопольского владык воссиял, — ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и топорами рассекли, а эта теперь же третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится, — так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь. 

И следует тебе, царь, это блюсти со страхом Божьим, убойся Бога, давшего тебе это, не надейся на золото, и богатство, и славу: все это здесь собирается и здесь, на земле, остается. Вспомни, царь, того праведного, который, скипетр в руке и царский венец на своей голове нося, говорил: «Богатству, что притекает, не отдавайте сердца»; и сказал премудрый Соломон: «Богатство и золото не в сокровищнице познается, но когда помогает нуждающимся»; апостол же Павел, им следуя, говорит: «Корень всякому злу — сребролюбие», — не велит отказаться, но не возлагать надежды и тем более сердца на него, но уповать на все дающего Бога. Ибо вся твоя к Богу чистая вера и любовь — к Божьим святым церквам; да и еще, царь, соблюди две заповеди.

А именно: в твоем царстве не осеняют люди себя правильно знамением святого креста, о которых давно провидевший это апостол Павел говорил: «Прежде писал вам, ныне же с плачем говорю о врагах креста Христова, которым конечная погибель».

Второе: наполни святые соборные церкви епископами, пусть не вдовствует святая Божия церковь в твое царствование! Не преступай, царь, завета, что положили твои предки — великий Константин[12], и блаженный святой Владимир[13], и великий богоизбранный Ярослав[14], и другие блаженные святые, того же корня, что и ты. Не обижай, царь, святых Божьих церквей и честных монастырей, как данных Богу в наследство вечных благ на память последующим родам, на что и священный великий Пятый собор строжайший запрет наложил.

 О третьей же заповеди пишу и с плачем горько говорю, чтобы искоренил ты в своем православном царстве сей горький плевел, о котором и ныне еще свидетельствует серный пламень горящего огня на площадях Содомских, о котором пророк Исайя, рыдая, повествовал: «Вслушайтесь в слово Божие, князья Содомские, и воспримите Божий глагол, люди Гоморры: «Что мне жир жертв ваших и подношений ваших, переполнен я всесожжениями. И если принесете мне кадило — мерзко мне это, и праздники ваши ненавидит душа моя!» Так пойми, благочестивый царь, что пророк не мертвым, уже погибшим содомлянам такое говорил, но живым, творящим злые дела. Ибо сказано: «Изменяющий жене разрывает плоть свою, но творящий содомский блуд убивает плод своего чрева». Бог сотворил человека и семя в нем для рождения детей, а мы сами свое семя убиваем и отдаем в жертву дьяволу. И мерзость такая преумножилась не только среди мирян, но и средь прочих, о коих я умолчу, но читающий да разумеет. Увы мне, как долго терпит милостивый, нас не судя! Все это я написал, много и горько рыдая, и сам я, окаянный, полон грехов, но боюсь и молчать, подобно тому рабу, что скрыл свой талант.

Ибо я грешен и недостоин во всем и невежда в премудрости, но ведь и бессловесная Валаамова ослица разумного поучала, и скотина пророка наставляла, так и ты не зазри о том, благочестивый царь, что дерзнул я писать твоему величеству. И ныне молю тебя и вновь умоляю: все, что выше я написал, прими Бога ради, ибо все христианские царства сошлись в твоем царстве, после же этого мы ожидаем царства, которому нет конца.

Это ж тебе написал, любя, и призывая, и моля благодатью Божьей, что переменишь ты скупость на щедрость и немилосердие на милость. Утешь плачущих и рыдающих день и ночь, избавь обиженных от рук обижающих. «Не обижайте, — сказал Господь, — малых сих, верующих в меня, ибо ангелы их видят всегда лик Отца моего, который на небесах». «Блажен, — сказал, — призревший нищего и убогого, в день страшный спасет его Господь». Господь сохранит его, и оживит его, и ублажит его на земле, и не предаст его в руки врагов, Господь тебе в помощь. 

И если хорошо урядишь свое царство — будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того». Святой Ипполит сказал: «Когда увидим, что Рим осажден персидскими войсками и персы вместе со скифами идут на нас с боем, тогда несомненно поймем, что то Антихрист». Пусть же Бог миром, любовью, многолетием и здоровьем, молитвами пречистой Богоматери и святых чудотворцев и всех святых — преисполнит твое державное царствование!

Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. СПб., 2000

 

 

 

[1] Михаил Григорьевич Мунехин (Мисюрь) (ум. в 1528) – русский государственный деятель, дьяк Псковского наместничества (с 1510). Послание написано в ответ на его запрос об астрологическом прогнозе о потопе в 1524 г. [2] Выпущено пространное рассуждение о неверности астрологии.[3] Речь идёт о завоевании турками Византийской империи (1453). 90 лет (с округлением) вероятно отсчитываются от Ферраро-Флорентийского церковного собора (1438-1445) и его решения о воссоединении (Флорентийской унии) католической и православной церквей (1439), по условиям которого православные церкви подчинились главенству римского папы, сохранив свои литургические и церковные обычаи. Условия унии вызвали возмущение в православном мире. В 1441-1450 гг. она была отвергнута основными православными церквями.[4] В православной церкви при причащении используется дрожжевой хлеб, в католической – пресный.[5] Во всей видимости, окончанием единства католиков и православных Филофей считал II Никейский собор (787) – последний из признанных вселенскими и православными, и католиками.[6] Аполлинарий Лаодикийский (Младший) (ок. 310 – ок. 390) – христианский богослов александрийской школы, писатель, епископ Лаодикии (в Сирии), предшественник монофизитства. Отстаивал «никейский» символ веры, а также ограничивал человеческое начало в природе Христа, что было признано церковью ересью. Карл Великий (740-е гг. – 814) – король франков (с 768), римский император (император Запада, с 800), известный завоеватель раннего Средневековья, основатель Франкской империи, на основе которой впоследствии возникли Франция, Германия и Италия. Считается основателем западной цивилизации. Формоз (816-896) – выходец из римской аристократии, римский папа (с 891). Занимался главным образом борьбой с римским императором (императором Запада) и королём Италии Гвидоном III. В 897 был осуждён т.н. «Трупным синодом», символически казнён и брошен в Тибр. О причастности всех троих к введению причастия на пресном хлебе ничего не известно. В то же время Карл требовал от римских пап официального включения в символ веры положения об исхождении Святого духа не только от Отца, но и от Сына (filioque), что признаётся православными ересью. Формоз также поддерживал это добавление и пытался ввести его в Болгарии. Он для борьбы с Гвидоном пригласил в Италию и короновал императорской короной короля Германии Арнульфа Каринтийского, что могло быть расценено как претензии на светскую власть, неприемлемые для православных.[7] Понт – античная область на северо-востоке Малой Азии, персидская сатрапия с VI в. до н.э., ядро Понтийского царства в IV в. до н. э. – I в. н.э. В 63 г. окончательно превращён в римскую провинцию. В 1204 г. на её основе возникла Трапезундская империя, в 1461 завоёванная турками. Понтий Пилат отношения к Понту не имел.[8] Потомками Агари (агарянами) в Библии именуются арабы, в христианской письменности – мусульмане.[9] Не приводится рассказ о тайной вечере Христа, обосновывающий правильность православного варианта причастия.[10] Успенский собор Московского кремля был построен в 1475-1479 гг. под руководством А. Фиораванти. Главный храм Руси, в котором проводились коронации царей и императоров, в советское время музей, с 1991 г. патриарший кафедральный собор. [11] Василий III (1479-1533) – русский князь, второй сын великого князя всей Руси Ивана III. При жизни отца добился отстранения от престолонаследия своего племянника великого князя Дмитрия Ивановича. В 1499-1502 гг. титулярный великий князь новгородский и псковский, в 1502-1505 великий князь московский и владимирский (соправитель отца), с 1505 великий князь всей Руси. Завершил объединение Северной и Восточной Руси вокруг Москвы, присоединив Псковскую землю, Рязанское, Стародубское и Новгород-Северское княжества. Отвоевал у Литвы Смоленскую землю. Управлял страной деспотически, проводил репрессии (казни и ссылки) без суда, а также произвольные конфискации земель.[12] Очевидно, имеется в виду Константин I Великий (около 272-337) – римский государственный деятель, старший сын императора Запада Констанция Хлора. В 306-308 гг. младший император (цезарь), с 308 г. старший император (август), первоначально управлял Галлией, Британией и Германией, в результате побед в междоусобных войнах с 324 г. был единоличным правителем империи. Объявил христианство её государственной религией, перенёс столицу в Константинополь. Предком Василия II не являлся.[13] Владимир Святославич (ок. 960 – 1015) – русский князь, один из младших сыновей киевского великого князя Святослава Игоревича. В 970-980 (978) княжил в Новгороде, в результате победы над старшим братом Ярополком с 980 (или 978) г. был киевским великим князем. Объявил христианство государственной религией Руси. Провёл ряд успешных войн, в частности, покорил племена вятичей, радимичей, ятвягов, начал чеканку монеты и каменное строительство.[14] Ярослав Мудрый (ок. 983-986 – 1054) – русский князь, сын киевского великого князя Владимира Святославича. При жизни отца княжил в Ростове и Новгороде, киевский великий князь (1016-1018 и с 1019), выиграл войну за престол у старшего брата Святополка. Разгромил печенегов, провёл ряд других успешных войн. Его княжение считается расцветом Киевской Руси.