Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. и другие союзные уголовные законы. 1924-1926 гг.

 

Основные начала уголовного законодательства СССР 1924 г. были первым общесоюзным законом об уголовном праве в целом. По содержанию они в основном повторяли общую часть Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. (см.). Показательно, что новый закон, оставляя особенную часть уголовного законодательства (за исключением воинских преступлений) в компетенции союзных республик, тем не менее устанавливал право союзных властей решить любой соответствующий вопрос. На этом основании уже 1925 г. на союзном уровне была установлена ответственность за шпионаж.

Положение о воинских преступлениях заменило соответствующие постановления Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. (см.), развив и расширив их. Показательно, что за взаимные оскорбления красноармейцы – подчиненный и начальник – наказывались одинаково.

 

Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 31.10.1924 г.[1]

 

 

 


Положение о воинских преступлениях. 31.10.1924 г.[2] 

1. Воинскими преступлениями признаются преступления военнослужащих рабоче-крестьянской Красной армии и рабоче-крестьянского Красного флота, лиц, зачисленных в команды обслуживания, и лиц, призываемых на службу в территориальные формирования на время отбывания ими сборов, направленные против установленного порядка несения военной службы, если притом эти преступления по своему характеру и значению не могут быть совершены гражданами, не состоящими на военной или военно-морской службе.

2. Сопротивление исполнению законно отданного по военной службе приказания или распоряжения влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок не ниже 6 месяцев.

То же деяние, совершенное с насилием над личностью начальника или в боевой обстановке, влечет за собой применение высшей меры социальной защиты.

3. Неисполнение военнослужащим законного приказания по службе, если это неисполнение имело место в боевой обстановке, влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок не менее 3 лет, а если оно повлекло за собой вредные последствия для боевых действий – высшую меру социальной защиты.

Те же деяния, совершенные не в боевой обстановке, влекут за собой применение меры социальной защиты – лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже 1 года.

Если неисполнение законного приказания было учинено по явной несознательности, то применяются правила устава дисциплинарного.

4. Оскорбление насильственным действием военнослужащим своего начальника при выполнении последним служебных обязанностей влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже одного года.

Если же оскорбление было нанесено только на словах или не насильственным действием, то применяется направление в штрафные части на срок не ниже 6 месяцев, при смягчающих же обстоятельствах применяются правила устава дисциплинарного. Те же деяния, учиненные при тех же условиях начальником в отношении подчиненного ему военнослужащего, влекут за собой применение мер социальной защиты на тех же основаниях.

5. Самовольное оставление военнослужащим своей части или места службы, продолжающееся менее 6 суток, при условии добровольной явки признается самовольной отлучкой. В этих случаях в отношении самовольно отлучившихся подлежат применению правила устава дисциплинарного. Самовольное же оставление военнослужащим своей части или места службы, продолжающееся свыше 6 суток, хотя бы военнослужащий и явился добровольно, а равно и продолжающееся менее 6 суток, если военнослужащий в течение указанного срока не возвратился добровольно, или неоднократная (не менее 3 раз) самовольная отлучка признаются побегом. Всякое самовольное оставление военнослужащим своей части или места службы в боевой обстановке влечет за собой применение мер социальной защиты, как за побег.

Ответственности за побег или за самовольную отлучку подвергаются также и военнослужащие, не явившиеся в срок без уважительных причин из командировок, кратковременных отпусков, отпусков по болезни, при переводах и перемещениях и в иных подобных случаях.

Оставление лицами переменного состава, военнослужащими, а также лицами кадрового состава территориальных частей во время территориальных сборов, продолжающееся не свыше 2 суток, считается самовольной отлучкой.

Оставление частей теми же лицами в тех же условиях, продолжающееся свыше 2 суток, приравнивается к побегу.

6. Побег, совершенный в первый раз: а) при наличии смягчающих обстоятельств или малой политической сознательности влечет за собой применение в качестве меры социальной защиты направление в штрафные части на срок до 3 месяцев; б) при отсутствии смягчающих обстоятельств применяется лишение свободы на срок до 1 года.

7. Побег, совершенный во второй раз, влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок до 2 лет со строгой изоляцией.

Побег, совершенный более чем двукратно, влечет применение меры социальной защиты в виде лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже 3 лет, причем суд обязан определить в приговоре порядок дальнейшего отбывания военнослужащим обязательной для него военной службы.

8. Побег, совершенный в военное время или при боевой обстановке красноармейцем, а равно и побег, совершенный как в мирной, так и в боевой обстановке лицом командного, административно-хозяйственного или политического состава, влечет за собой применение высшей меры социальной защиты, а при смягчающих обстоятельствах – лишение свободы на срок не ниже 3 лет с конфискацией имущества, причем в военное время приговор к лишению свободы в отношении личного отбывания может быть отложен до окончания военных действий, осужденный же направляется в действующие части армии или флота на должности по назначению военного командования.

9. Уклонение военнослужащего от военной службы путем причинения себе какого-либо повреждения или симуляции такового (глухоты, немоты, слепоты, душевной болезни и т.п.) или путем подлога документов, подстрекательство к совершению этого деяния или способствование ему – влекут за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок до 3 лет с конфискацией имущества или без таковой.

Те же деяния, учиненные в военное время или при боевой обстановке, влекут за собой высшую меру социальной защиты и, при смягчающих обстоятельствах, лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже 3 лет с конфискацией имущества.

10. Противозаконное отчуждение (промотание) военнослужащим выданных ему для пользования предметов казенного обмундирования и амуниции, а равно утрата, умышленная порча или оставление их без присмотра и в ненадлежащем месте влекут за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок до одного года. При смягчающих обстоятельствах применяются правила устава дисциплинарного с возмещением стоимости отчужденных, испорченных или утраченных вещей.

Те же деяния, учиненные в отношении выданных для служебного употребления холодного или огнестрельного оружия, патронов и лошади, влекут применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок не ниже одного года.

Те же деяния, совершенные в военное время или в боевой обстановке, влекут за собой применение меры социальной защиты – в случаях, предусмотренных 1 частью настоящей статьи, лишение свободы на срок не ниже одного года, в случаях же, предусмотренных 2 частью настоящей статьи – лишение свободы не ниже трех лет или высшую меру социальной защиты.

Лица, принявшие от военнослужащего по какому бы то ни было основанию (покупка, обмен, дарение, заклад и т.п.) упомянутые в этой статье предметы, подлежат ответственности как соучастники.

11. Нарушение военнослужащим уставных правил караульной службы и законно изданных в развитие этих правил особых приказов и распоряжений, не сопровождавшееся вредными последствиями, влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок до 6 месяцев или направление в штрафные части и, при наличии смягчающих вину обстоятельств, применение правил устава дисциплинарного.

То же деяние и при том же условии, если, однако, оно было учинено в караулах, имеющих посты у арестованных, у денежных кладовых и ящиков, складов оружия, огнестрельных припасов и взрывчатых веществ, а равно в караулах, имеющих особо важное государственное или военное значение, влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы до одного года.

То же деяние, если оно повлекло за собой одно из вредных последствий, в предупреждение которых учрежден данный караул, влечет в мирное время лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже одного года, а если оно было сверх того совершено в военное время или в боевой обстановке – высшую меру социальной защиты с понижением, при смягчающих вину обстоятельствах, до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже 3 лет.

12. Превышение лицом командного, административно-хозяйственного или политического состава предоставленных ему прав или бездействие его, а равно злоупотребление правами, если таковые не повлекли за собой серьезных последствий, влечет за собой применение правил устава дисциплинарного.

Те же действия, если они повлекли за собой материальный ущерб или дезорганизацию вверенных ему сил или порученного ему дела или повлекли за собой разглашение тайн или стратегических планов, или какие-либо иные важные последствия, влекут за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже одного года.

Если же действия были совершены из корыстных или иных личных побуждений, то мера социальной защиты может быть повышена, в зависимости от обстановки, до высшей меры социальной защиты.

13. Самовольное отступление военного начальника от данной ему диспозиции или иного распоряжения, отданного для боя, сдача им неприятелю вверенных ему отрядов, укрепления или военного судна, а равно уничтожение или приведение в негодность укреплений, судов, орудий, складов оружия, продовольственных припасов и других предметов, принадлежащих к средствам ведения войны, в тех случаях, если они учинены были в целях способствования неприятелю – влекут за собой применение высшей меры социальной защиты.

Указанные действия, повлекшие вредные последствия, хотя бы совершенные без всякого намерения способствовать неприятелю, но вопреки соответствующим общим воинских правилам и инструкциям – влекут за собой применение меры социальной защиты не ниже трех лет лишения свободы, а в особо отягчающих случаях – высшую меру социальной защиты.

Одно только самовольное отступление военного начальника от данной для боя диспозиции или иного отданного для боя распоряжения без указанных выше последствий, если они были совершены в силу неправильной оценки, с точки зрения пользы дела, сложившейся во время боя обстановки – влечет за собой применение меры социальной защиты в судебном или дисциплинарном порядке в зависимости от существа дела, по усмотрению военного начальства.

14. Самовольное оставление поля сражения во время боя или преднамеренная, не вызывавшаяся боевой обстановкой сдача в плен, или отказ во время боя действовать оружием влечет за собой применение высшей меры социальной защиты.

15. Переписка или сношение другими способами военнослужащего во время войны непосредственно или через других лиц с лицами, принадлежащими к составу неприятельской армии или ее обслуживающими, или проживающими во владениях неприятеля или в местности, занятой войсками неприятеля – влекут применение меры социальной защиты в виде лишения свободы со строгой изоляцией на срок до трех лет.

Те же деяния, если они сопровождались, хотя и без умысла способствовать неприятелю, сообщением сведений, могущих иметь какое-либо отношение к военным действиям, влекут применение меры социальной защиты – лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет.

16. Военный шпионаж, т.е. собирание, сообщение, передача сведений иностранным правительствам, контрреволюционным организациям и неприятельским армиям о вооруженных силах и об обороноспособности Союза ССР – влечет за собой применение высшей меры социальной защиты.

17. Мародерство, т.е. противозаконное отобрание при боевой обстановке у гражданского населения принадлежащего последнему имущества, с угрозой оружием или под предлогом необходимости его отобрания для военных целей, а также снятие с корыстной целью с убитых и раненых находящихся при них вещей, влечет за собой применение высшей меры социальной защиты с конфискацией всего имущества, с понижением при смягчающих обстоятельствах до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже 3 лет.

18. Противозаконное насилие над гражданским населением, учиненное военнослужащим в военное время или при боевой обстановке, влечет за собой применение мер социальной защиты в виде лишения свободы со строгой изоляцией не ниже 3 лет, а при отягчающих обстоятельствах – высшую меру социальной защиты.

19. Противозаконное использование начальником своего подчиненного для обслуживания личных потребностей начальника или его семейства влечет применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок до 6 месяцев.

 

 


Постановление ЦИК и СНК СССР о шпионаже, а равно о собирании и передаче экономических сведений, не подлежащих оглашению. 14.8.1925 г. 

 

 


Постановление ЦИК и СНК СССР о дополнении и изменении ст. ст. 18 и 19 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и ст. ст. 4, 6 и 11 Положения о воинских преступлениях. 5.3.1926 г. 

 

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Внести в Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (Собр. Зак. Союза ССР, 1924, № 24, ст. 205) и в Положение о воинских преступлениях (Собр. Зак. Союза ССР, 1924, № 24, ст. 207) нижеследующие дополнения и изменения:

а) Статью 18 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик дополнить следующим примечанием:

"Примечание. Военнослужащие рядового и младшего начальствующего состава кадров Рабоче-крестьянской красной армии, приговоренные подлежащими судами за воинские или общеуголовные преступления к лишению свободы на срок не более одного года без строгой изоляции и без поражения прав, направляются в штрафные части.

Содержание в штрафных частях на срок, не превышающий двух месяцев, отбывается в порядке, установленном для дисциплинарных арестов".

б) Примечание к ст. 19 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик изложить в следующей редакции:

"Примечание. Принудительные работы без лишения свободы в отношении военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава кадров Рабоче-крестьянской красной армии заменяются лишением свободы на срок, равный одной шестой подлежащего применению срока принудительных работ".

в) Статью 4 Положения о воинских преступлениях изложить в следующей редакции:

"4. Оскорбление насильственным действием военнослужащим своего начальника при выполнении последним служебных обязанностей влечет за собою применение меры социальной защиты в виде лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже одного года.

Если же оскорбление было нанесено только на словах или ненасильственным действием, то применяется лишение свободы на срок до шести месяцев; при смягчающих же обстоятельствах применяются правила устава дисциплинарного. Те же деяния, учиненные при тех же условиях начальником в отношении подчиненного ему военнослужащего, влекут за собой применение мер социальной защиты на тех же основаниях".

г) Статью 6 Положения о воинских преступлениях изложить в следующей редакции:

"6. Побег, совершенный в первый раз:

а) при наличии смягчающих обстоятельств или малой политической сознательности влечет за собой применение в качестве меры социальной защиты лишение свободы на срок до трех месяцев;

б) при отсутствии смягчающих обстоятельств применяется лишение свободы на срок до одного года".

д) Статью 11 Положения о воинских преступлениях наложить в следующей редакции:

"11. Нарушение военнослужащими уставных правил караульной службы и законно изданных в развитие этих правил особых приказов и распоряжений, не сопровождавшееся вредными последствиями, влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы на срок до шести месяцев; при смягчающих же обстоятельствах применяются правила устава дисциплинарного.

То же деяние и при том же условии, если оно было учинено в караулах, имеющих посты у арестованных, у денежных кладовых и ящиков, складов оружия, огнестрельных припасов и взрывчатых веществ, а равно в караулах, имеющих особо важное государственное или военное значение, влечет за собой применение меры социальной защиты в виде лишения свободы до одного года.

То же деяние, сопровождавшееся одним из вредных последствий, в предупреждение которых учрежден данный караул, влечет за собой: если оно было совершено в мирное время – лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже одного года; если же оно было совершено в военное время или в боевой обстановке – высшую меру социальной защиты, с понижением при смягчающих обстоятельствах до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет".

Настоящее Постановление вводится в действие с момента его опубликования.

Поручить центральным исполнительным комитетам союзных республик, на основе настоящего Постановления, внести соответствующие изменения в уголовное законодательство союзных республик.

 

Председатель ЦИК Союза ССР

М. КАЛИНИН

 

Председатель СНК Союза ССР

А. РЫКОВ

 

Секретарь ЦИК Союза ССР

А. ЕНУКИДЗЕ

 

 

[1] Утвержден постановлением президиума ЦИК СССР.[2] Утверждено постановлением ЦИК СССР.