Законы о выборах в советы. 1924-1933 гг.
Предлагаемые законы подробно устанавливают порядок выборов в советы. Их наиболее интересное положение – желание властей манипулировать конституционными постановлениями о лишении определенных категорий населения избирательного права. Соответствующие постановления в зависимости от "текущего момента" получали то расширительное, то более узкое толкование.
Декрет ВЦИК. Инструкция о перевыборах городских и сельских советов и о созыве волостных (районных), уездных (окружных) и губернских (областных) съездов советов. 11.8.1924 г.
I. Об избирательных комиссиях
1. В целях планомерного и своевременного, не позднее 1-го октября каждого года, производства выборов в сельские и городские советы и волостные (районные), уездные (окружные) и губернские (областные) съезды советов, образуются сельские, волостные (районные), уездные (окружные) и губернские (областные) избирательные комиссии.
2. Губернская (областная) избирательная комиссия назначается губернским (областным) исполнительным комитетом в составе трех лиц: двух представителей от губернского (областного) исполнительного комитета и одного представителя от губернского (областного) объединения профессиональных союзов.
3. Уездные (окружные) избирательные комиссии назначаются уездным (окружным) исполнительным комитетом в составе трех лиц: председателя, назначенного губернской (областной) избирательной комиссией, представителя от уездного (окружного) исполнительного комитета и одного члена, назначенного уездным (окружным) бюро профессиональных союзов.
4. Волостные (районные) избирательные комиссии образуются в составе трех лиц: председателя, назначаемого уездной (окружной) избирательной комиссией, одного члена по назначению волостного (районного) исполнительного комитета и одного члена по назначению уездного (окружного) профессионального объединения.
5. Избирательные комиссии в городах, поселках городского типа или фабрично-заводских поселках образуются лишь при отсутствии в данном городе или поселке волостного (районного) исполнительного комитета; в этих случаях избирательные комиссии в указанных городах и поселках образуются в составе трех лиц: председателя, назначаемого уездной (окружной) избирательной комиссией, и двух членов – одного по назначению городского исполнительного комитета и другого от профессионального объединения.
Примечание. В городах, поселках городского типа и фабрично-заводских поселках, при наличии в них волостного (районного) исполнительного комитета, руководство выборами в городские советы возлагается на волостные (районные) избирательные комиссии.
6. Сельские избирательные комиссии образуются из председателя, назначаемого волостной (районной) избирательной комиссией, и двух представителей сельского совета.
7. Избирательные комиссии не создают особого технического аппарата, а пользуются для выполнения возложенных на них задач аппаратом соответствующего исполнительного комитета или сельского совета.
8. Члены избирательной комиссии за свою работу в ней особого вознаграждения не получают.
9. На избирательные комиссии возлагаются следующие обязанности:
а) наблюдение за законностью и своевременностью производства выборов на соответствующей территории;
б) руководство работой нижестоящих избирательных комиссий и их уполномоченных по выборам;
в) представление сообщений о ходе выборов и всего имеющегося по этому вопросу материала в подлежащий исполнительный комитет;
г) представление исполнительным комитетам о роспуске нижестоящих избирательных комиссий и об отводе отдельных членов их;
д) требование от нижестоящих избирательных комиссий отчетов о произведенных работах;
е) назначение своих представителей в нижестоящие избирательные комиссии на правах их председателей;
ж) рассмотрение протестов и жалоб на действия нижестоящих избирательных комиссий;
з) назначение уполномоченных для председательствования на избирательных собраниях.
II. О составлении списков лиц, лишенных избирательного права
10. Списки лиц, лишенных избирательного права, составляются избирательными комиссиями на основании данных, представленных волостными исполнительными комитетами, сельскими советами, административными органами и судебными учреждениями.
11. Избирательная комиссия направляет один экземпляр составленного ею списка местному совету, другой – вышестоящей избирательной комиссии и третий – административному отделу, уездному управлению или районному управлению милиции по принадлежности.
12. Одновременно с совершением указанных в предшествующей статье действий избирательная комиссия опубликовывает или вывешивает на видном месте список лиц, лишенных избирательного права не позднее чем за неделю до перевыборов соответствующего совета.
13. Лица, включенные в списки лишенных избирательного права по постановлению избирательной комиссии, могут обжаловать это постановление в трехдневный срок со дня опубликования или вывешивания списка в вышестоящие комиссии через избирательную комиссию, на постановление которой приносится обжалование; избирательная комиссия обязана переслать поступившую на ее постановление жалобу в вышестоящую комиссию в течение двадцати четырех часов.
Примечание. Постановления губернских (областных) избирательных комиссий обжалуются в губернский (областной) исполнительный комитет.
III. О лицах, лишенных избирательного права
IV. Об избирательных собраниях
18. Выборы членов советов происходят в избирательных собраниях.
19. Избирательные собрания созываются избирательной комиссией или ее уполномоченными, с извещением не позднее чем за тринадцать часов населения о дне созыва собрания и выборов.
20. В городах, поселках городского типа и фабрично-заводских поселках избирательные собрания устраиваются по производственным или профессиональным единицам (предприятиям, учреждениям, профессиональным союзам).
21. На избирательных собраниях могут присутствовать лишь лица, пользующиеся избирательным правом.
22. Избирательные собрания открываются и ведутся членами избирательной комиссии или уполномоченными избирательных комиссий и под их председательством.
23. По открытии избирательного собрания председатель обязан:
а) ознакомить собравшихся о порядке выборов;
б) огласить список лиц, не имеющих права участвовать в выборах;
в) огласить список кандидатов или отдельного кандидата.
24. Голосование на выборах происходит или по спискам или по отдельным кандидатурам.
25. Вопрос о закрытом или открытом голосовании определяется губернскими (областными) избирательными комиссиями.
26. Избранными в члены советов считаются лица, получившие простое большинство голосов.
Примечание. Если голосование производилось за целые списки, то прошедший считается список, собравший простое большинство голосов.
27. Каждое избирательное собрание кроме депутатов избирает и кандидатов к ним в количестве одной трети числа депутатов.
28. О ходе избирательного собрания составляется протокол; протокол этот скрепляется председателем и секретарем избирательного собрания.
29. Все заявления и жалобы на производство выборов поступают в трехдневный срок с момента окончания выборов в письменной форме в соответствующую избирательную комиссию.
30. По окончании работ избирательные комиссии сдают все материалы по выборам соответствующему совету или исполнительному комитету.
31. В случае отмены выборов новые выборы производятся порядком, установленным в настоящей Инструкции.
V. О созыве волостных (районных), уездных (окружных) и губернских (областных) съездов советов
32. Волостные (районные), уездные (окружные) и губернские (областные) съезды советов созываются соответствующими исполнительными комитетами в порядке, установленном в Положениях о волостных (районных), уездных (окружных) и губернских (областных) съездах советов.
33. Для проверки правильности выборов депутатов на съезды и их полномочий съездами советов избираются мандатные комиссии.
34. Съезды советов, по докладам мандатных комиссий, выносят постановления о правильности произведенных выборов на съезды и о правомочности делегатов.
35. Выборы президиума съезда советов определяются в Положениях о соответствующих съездах советов.
36. Протоколы заседаний съездов советов остаются в делах, соответствующих исполнительных комитетов, а копии протоколов вместе с заполненными на членов съездов и исполнительных комитетов карточками направляются в соответствии с издаваемой Народным Комиссариатом Внутренних Дел инструкцией о порядке учета хода и результатов перевыборной кампании.
37. После избрания исполнительного комитета нового состава, исполнительный комитет прежнего состава сдает все дела и имущество вновь избранному исполнительному комитету, о чем составляется акт за подписями сдающего и принимающего исполнительных комитетов. Этот акт хранится в делах соответствующего исполнительного комитета.
38. Форма отчетности для учета хода и результатов избирательной кампании устанавливается ежегодно.
Постановление президиума ЦИК СССР о перевыборах в советы. 16.1.1925 г.
В развитие своего Постановления от 29 декабря 1924 года по вопросам о выявившихся недочетах текущей избирательной кампании, Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет:
1. Выборы отменяются по следующим признакам:
а) в случае, если на выборы явилось менее 35% избирателей;
б) в случае наличия жалоб со стороны граждан на незаконные действия органов и учреждений (избирательных комиссий и т.п.), руководивших выборами.
2. Выборы отменяются как при наличии обоих указанных в ст. 1 признаков, так и при наличии одного из них.
3. Выборы могут быть отменены как в целом по всей территории автономной республики, области, губернии или округа, так и в какой-либо части этой территории.
Примечание. Перевыборы производятся в каждой избирательной единице (селе, волости, городе, уезде, губернии и т.д.), в которой при последних выборах имели место обстоятельства, указанные в ст. 1.
4. Губернский исполнительный комитет обязан приступить к производству перевыборов в городах, селах, волостях по мере накопления у него данных, соответствующих ст. 1.
Примечание. Для проведения дополнительных частичных перевыборов, губернские исполнительные комитеты образуют избирательные комиссии на общих основаниях.
5. Об отмене (частичной или полной) выборов ставится в известность соответствующий нижестоящий (уездный, волостной) исполнительный комитет и сельский совет.
6. Время новых выборов в каждой избирательной единице должно быть назначено с таким расчетом, чтобы до начала их было возможно устранить поводы и причины, препятствовавшие гражданам осуществлению своего избирательного права.
7. О результатах новых выборов соответствующие исполнительные комитеты представляют центральным исполнительным комитетам союзных республик доклады и сведения каждые 2 недели.
8. Губернские исполнительные комитеты должны обратить серьезное внимание на имевшие место необоснованные и незаконные лишения избирательных прав отдельных граждан, которые по точному смыслу соответствующих статей конституций союзных республик избирательных прав не лишаются.
9. Признать необходимым введение повесточной системы оповещения избирателей о предоставлении им избирательного права, а также о месте и времени избирательного собрания.
В данном году признать необходимым осуществление этой системы в городах и в тех сельских местностях, где имеется по условиям сообщения действительная возможность своевременного снабжения избирателей повестками.
Председатель ЦИК Союза ССР
М. КАЛИНИН
Секретарь ЦИК Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ
Постановление президиума ЦИК СССР об инструкции о перевыборах в советы. 16.1.1925 г.
На основании ст. ст. 9 и 10 Конституции Союза ССР Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР предлагает центральным исполнительным комитетам союзных республик к руководству нижеследующую инструкцию о перевыборах городских и сельских советов и о созыве волостных (районных), уездных (окружных) и губернских (областных) съездов советов.
I. Об избирательных комиссиях
1. В целях планомерного и своевременного производства выборов в сельские и городские советы и волостные (районные), уездные (окружные) и губернские (областные) съезды советов образуются сельские, волостные (районные), уездные (окружные), губернские (областные) и городские избирательные комиссии.
Избирательные комиссии обязаны строго следить за соблюдением установленных законом правил и норм выборов, за недопущением нарушения их со стороны местных органов власти, а также должны следить за тем, чтобы не было давления на избирателей при выборах в советы.
2. Губернская (областная) избирательная комиссия назначается губернским (областным) исполнительным комитетом в составе пяти лиц: двух представителей от губернского (областного) исполнительного комитета и одного представителя от губернского (областного) объединения профессиональных союзов и двух крестьян-делегатов местных крестьянских организаций (комитетов взаимопомощи, комитетов незаможников и т.д.).
3. Уездные (окружные) избирательные комиссии избираются в составе пяти лиц: председателя, назначенного губернской (областной) избирательной комиссией, представителя от уездного (окружного) исполнительного комитета, одного члена, назначенного уездным (окружным) бюро профессиональных союзов и двух крестьян-делегатов местных крестьянских организаций (комитетов взаимопомощи, комитетов незаможников и т.п.).
4. Волостные (районные) избирательные комиссии образуются в составе трех лиц: председателя, назначаемого уездной (окружной) избирательной комиссией, одного члена по назначению волостного (районного) исполнительного комитета и одного члена от сельского совета.
5. Сельские избирательные комиссии образуются из председателя, назначаемого волостной (районной) избирательной комиссией, одного представителя сельского совета и одного представителя, специально избираемого на общем собрании избирателей села, являющегося центром совета.
6. Городские избирательные комиссии образуются во всех городах и поселках городского типа в составе пяти лиц: председателя, назначаемого соответствующей вышестоящей избирательной комиссией (губернской, окружной, уездной) и представителей: одного от соответствующего городского совета и одного от профессионального объединения, одного представителя от Красной армии и одного представителя, избираемого общегородским делегатским собранием работниц.
7. Избирательные комиссии не создают особого технического аппарата, а пользуются для выполнения возложенных на них задач аппаратом соответствующего исполнительного комитета или сельского совета.
8. Члены избирательной комиссии за свою работу в ней особого вознаграждения не получают.
9. На избирательные комиссии возлагаются следующие обязанности:
а) наблюдение за законностью и своевременностью производства выборов на соответствующей территории;
б) руководство работой нижестоящих избирательных комиссий и их уполномоченных по выборам;
в) представление сообщений о ходе выборов и всего имеющегося по этому вопросу материала в подлежащий исполнительный комитет;
г) представление исполнительным комитетам о роспуске нижестоящих избирательных комиссий и об отводе отдельных членов их;
д) требование от нижестоящих избирательных комиссий отчетов о произведенных работах;
е) назначение своих представителей в нижестоящие избирательные комиссии на правах их председателей;
ж) рассмотрение протестов и жалоб на действия нижестоящих избирательных комиссий;
з) назначение уполномоченных для председательствования на избирательных собраниях;
и) рассылка избирательных повесток;
к) составление списков лиц, лишенных избирательных прав.
II. О составлении списков лиц, лишенных избирательного права
10. Списки лиц, лишенных избирательного права, составляются избирательными комиссиями на основании данных, представленных волостными исполнительными комитетами, сельскими советами, административными органами и судебными учреждениями.
11. Избирательная комиссия направляет один экземпляр составленного ею списка местному совету, другой – вышестоящей избирательной комиссии.
12. Одновременно с совершением указанных в предыдущей статье действий избирательная комиссия опубликовывает или вывешивает на видном месте список лиц, лишенных избирательного права, не позднее чем за 20 дней до перевыборов соответствующего совета.
III. О рассмотрении жалоб граждан на лишение их избирательного права
13. Лица, по постановлению комиссии лишенные избирательного права в текущую избирательную кампанию, могут обжаловать это постановление в недельный срок со дня опубликования или вывешивания списка.
14. Жалобы подаются гражданами в указанный в предыдущей статье срок в ту избирательную комиссию, которая составляла список.
15. Избирательная комиссия, получивши жалобу, обязана в течение 24 часов по получении переслать ее со всеми заключениями в вышестоящую избирательную комиссию.
16. Жалобы на постановления сельских избирательных комиссий, поступившие в волостную (районную) избирательную комиссию, рассматриваются в течение 48 часов. Волостная (районная) избирательная комиссия, если удовлетворяет жалобу, то отсылает ее сельской избирательной комиссии для объявления жалобщику. Если волостная (районная) избирательная комиссия отказывает жалобщику, то жалоба препровождается уездной избирательной комиссии. Уездные избирательные комиссии в тот же срок, что и волостная, обязаны рассмотреть жалобу и вынести решение или об утверждении постановления нижестоящих избирательных комиссий, или об удовлетворении жалобы. Постановление уездной избирательной комиссии объявляется всем нижестоящим избирательным комиссиям и жалобщику.
17. Жалобы граждан негубернских городов подаются в городские избирательные комиссии, которые обязаны жалобу рассмотреть и, если не удовлетворяют ее, то препровождают в уездную избирательную комиссию. Уездная избирательная комиссия в случае неудовлетворения жалобы представляет ее в губернскую избирательную комиссию.
18. Жалобы граждан губернских городов на лишение избирательного права городскими избирательными комиссиями рассматриваются губернскими избирательными комиссиями; в случае неудовлетворения жалоба разрешается президиумом губернского исполнительного комитета.
Примечание. Последней кассационной инстанцией на неправильное лишение избирательных прав является президиум центрального исполнительного комитета соответствующей союзной республики.
IV. О лицах, лишенных избирательного права
19. При составлении и проверке списков лиц, лишенных избирательного права, избирательные комиссии должны руководствоваться ст. ст. 23 и 65 Конституции РСФСР и соответствующими статьями конституций союзных республик, имея ввиду, что конституции союзных республик лишают избирательного права как лиц, прибегавших к наемному труду с целью извлечения прибыли, живших на нетрудовой доход или занимавшихся торговлей, так и лиц, относящихся по своему классовому положению в момент выборов к категориям, указанным в п. п. "а", "б" и "в" ст. 65 Конституции РСФСР и в соответствующих статьях конституций союзных республик.
20. Лица, прибегавшие к наемному труду, извлекавшие нетрудовой доход или занимавшиеся торговыми промыслами, допускаются к участию в выборах постановлениями губернских избирательных комиссий, если они представят удостоверения от фабрично-заводского комитета, сельского общества, месткома – по принадлежности – о том, что данное лицо в настоящее время живет на средства, добываемые личным трудом, и не эксплуатирует чужого труда.
Примечание 1. Лица, занимающиеся сельским хозяйством и пользующиеся наемным трудом в порядке, устанавливаемом соответствующими статьями земельных кодексов союзных республик, избирательного права не лишаются, если они не лишены избирательного права на основании других данных согласно конституций союзных республик и настоящей Инструкции.
Примечание 2. Лица, получающие проценты с вкладов в трудовых сберегательных кассах, с облигаций государственных и коммунальных займов избирательного права не лишаются, если они не лишены избирательного права на основании других данных согласно конституций союзных республик и настоящей Инструкции.
21. Пункт "г" ст. 65 Конституции РСФСР и соответствующие статьи конституций союзных республик распространяются одинаково на монахов и духовных служителей религиозных культов всех вероисповеданий и толков, для которых эта работа является профессией.
22. Согласно п. "д" ст. 65 Конституции РСФСР и соответствующих статей конституций союзных республик лишаются избирательного права не только служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранного отделения и члены царствовавшего в России дома, но также и все лица, прямо или косвенно руководившие деятельностью полиции, жандармерии и карательных органов, как при царском строе, так равно и на территории, занимавшейся контрреволюционными правительствами (Колчака, Деникина и др.), как-то: министры и их товарищи, директора департаментов министерств, генерал-губернаторы, главноначальствующие (при чрезвычайной охране), военные и гражданские губернаторы, вице-губернаторы, губернские и уездные предводители дворянства, чиновники для особых поручений, старшие председатели, председатели и члены уголовных департаментов, а также прокуроры и товарищи прокуроров судебных палат, председатели, члены, прокуроры и помощники прокуроров военных судов всех наименований, члены губернских правлений, земские, крестьянские и уездные начальники, исправники, чины департамента полиции, чины министерства внутренних дел и чины главного тюремного управления министерства юстиции.
V. Об избирательных собраниях
23. Выборы членов советов происходят в избирательных собраниях.
24. Избирательные собрания созываются избирательной комиссией или ее уполномоченными с извещением населения о дне и месте созыва собрания и выборов не позднее, чем за пять дней.
25. В городах, поселках городского типа и фабрично-заводских поселках избирательные собрания устраиваются по производственным или профессиональным единицам (предприятиям, учреждениям и профессиональным союзам).
Для граждан, не входящих в предприятия или не организованных в профессиональные союзы, как-то: кустарей, домашних хозяек, извозчиков и т.д., избирательные собрания проводятся по территориальным единицам (по районам, участкам и т.д.).
В селениях, разбросанных на больших расстояниях отдельными поселками или хуторами, выборы членов советов могут производиться в каждой группе их, насчитывающей число жителей, определенное последними положениями союзных республик о волостных исполнительных комитетах и сельских советах.
26. На избирательных собраниях могут присутствовать лишь лица, пользующиеся избирательным правом.
27. Избирательные собрания открываются избирательной комиссией или уполномоченными избирательных комиссий и ведутся избираемым в составе трех человек президиумом под председательством уполномоченного избирательной комиссии.
28. По открытии избирательного собрания председатель обязан:
а) ознакомить собравшихся с порядком выборов;
б) огласить число избирателей и число прибывших на выборы;
в) огласить списки и имена и фамилии отдельных кандидатов, поступившие до избирательного собрания и на самом избирательном собрании, с указанием, от кого поступили эти списки.
29. Голосование на выборах происходит или по спискам, или по отдельным кандидатурам по решению самого собрания.
Примечание 1. Избирательные комиссии и их уполномоченные не имеют права от себя выдвигать и предлагать избирателям ни отдельных кандидатов, ни кандидатских списков.
Примечание 2. Кандидатские списки или отдельные кандидатуры могут предлагаться на предмет голосования как на самом избирательном собрании, так равно и опубликовываться (через печать или путем вывешивания) до избирательного собрания.
30. Вопрос о закрытом или открытом голосовании определяется губернскими (областными) избирательными комиссиями.
31. Избранными в члены советов считаются лица, получившие простое большинство голосов.
Примечание. Если голосование производилось за целые списки, то прошедшим считается список, собравший простое большинство голосов.
32. Каждое избирательное собрание, кроме депутатов, избирает и кандидатов к ним в количестве 1/3 числа депутатов.
33. О ходе избирательного собрания составляется протокол; протокол этот скрепляется президиумом избирательного собрания и уполномоченным от крестьян.
34. Все заявления и жалобы на производство выборов поступают в 7-дневный срок с момента окончания выборов в письменной форме в соответствующую избирательную комиссию, которая обязана поступившие заявления и жалобы со своими объяснениями препроводить в течение 24 часов по получении жалоб в вышестоящую избирательную комиссию. Вышестоящая избирательная комиссия обязана в 3-дневный срок со дня поступления рассмотреть соответствующие жалобы.
35. По окончании работ избирательные комиссии сдают все материалы по выборам соответствующему совету или исполнительному комитету.
36. В случае отмены выборов новые выборы производятся порядком, установленным в настоящей Инструкции.
37. Для проведения новых выборов назначается новый состав соответствующей избирательной комиссии.
38. Поводом для кассации выборов является нарушение конституций Союза ССР и союзных республик, настоящей Инструкции, при чем отмена выборов объявляется ко всеобщему сведению или путем публикации в местной прессе, или на собраниях избирателей (в волостях, поселках и селах и т.п.).
VI. О созыве волостных (районных), уездных (окружных) и губернских (областных) съездов советов
39. Волостные (районные), уездные (окружные) и губернские (областные) съезды советов созываются соответствующими исполнительными комитетами в порядке, установленном в положениях союзных республик о волостных (районных), уездных (окружных) и губернских (областных) съездах советов.
40. Для проверки правильности выборов депутатов на съезды и их полномочий, съездами советов избираются мандатные комиссии.
41. Съезды советов по докладам мандатных комиссий выносят постановления о правильности произведенных выборов на съезды и о правомочности делегатов.
42. Выборы президиума съезда советов определяются в положениях о соответствующих съездах советов.
43. Протоколы заседаний съездов советов остаются в делах соответствующих исполнительных комитетов, а копии протоколов вместе с заполненными на членов съезда и исполнительных комитетов карточками направляются в соответствии с издаваемыми Народными комиссариатами внутренних дел союзных республик инструкциями о порядке учета хода и результатов перевыборной кампании.
44. После избрания исполнительного комитета нового состава, исполнительный комитет прежнего состава сдает все дела и имущество вновь избранному исполнительному комитету, о чем составляется акт с подписями сдающего и принимающего исполнительных комитетов. Этот же акт хранится в делах соответствующего исполнительного комитета.
45. Форма отчетности для учета хода и результатов избирательной кампании устанавливается ежегодно.
46. Президиумам центральных исполнительных комитетов союзных республик предлагается в недельный срок внести на основании настоящего Постановления изменения в изданные ими инструкции о перевыборах в советы.
Председатель ЦИК Союза ССР
М. КАЛИНИН
Секретарь ЦИК Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ
Постановление президиума ЦИК СССР о применении инструкции о перевыборах в советы. 6.4.1925
Центральным исполнительным комитетам союзных республик.
Постановление ЦИК СССР о порядке выборов в советы и на съезды советов. 2.10.1925 г.
В соответствии с Постановлением 3-го Съезда Советов Союза ССР по докладу о советском строительстве (Собр. Зак. Союза ССР, 1925, № 35, ст. 247) Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
1. Признать необходимым производить выборы в советы и на съезды советов в наиболее благоприятное время для избирателей, облегчающее последним участие в выборах в связи с их хозяйственно-экономическим положением и по возможности единовременно по всему Союзу ССР.
2. В этих целях конечным сроком проведения краевых (областных) и губернских съездов советов, а также съездов советов автономных республик и областей установить 1 декабря.
3. В целях предоставления возможности трудящимся наиболее сознательно и широко использовать свое право выборов в советы и на съезды советов установить для избирательной кампании двухмесячный срок, при чем избирательную кампанию по всему Союзу ССР начинать не ранее 1 сентября.
4. Для общего руководства избирательной кампанией и для рассмотрения жалоб на действия краевых (областных) и губернских избирательных комиссий, а также избирательных комиссий автономных республик и областей предложить центральным исполнительным комитетам союзных республик учредить при них центральные избирательные комиссии. Центральные избирательные комиссии составляются из членов центрального исполнительного комитета соответствующей союзной республики, при чем в состав этих комиссий предлагается вводить членов центрального исполнительного комитета из рабочих и крестьян, непосредственно связанных с предприятием или сельским хозяйством, а также членов центрального исполнительного комитета - представителей национальных меньшинств.
Число членов центральной избирательной комиссии определяется президиумом центрального исполнительного комитета соответствующей союзной республики.
5. Избирательные комиссии действуют на основании постановлений Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 16 января и 6 апреля 1925 г. (Собр. Зак. Союза ССР, 1925, № 6, ст. 55 и № 42, ст. 313), а также инструкций, издаваемых центральными исполнительными комитетами союзных республик.
Председатели избирательных комиссий назначаются вышестоящими исполнительными комитетами.
6. Центральным исполнительным комитетам союзных республик и их президиумам предоставляется право издавать в развитие настоящего Постановления и упомянутых выше распоряжений Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановления с точным соблюдением директив Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 6 апреля текущего года.
Председатель ЦИК Союза ССР
М. КАЛИНИН
Секретарь ЦИК Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ
Постановление президиума ЦИК СССР об утверждении инструкции о выборах в советы. 28.9.1926
Постановление президиума ЦИК СССР об утверждении инструкции о выборах в советы. 28.9.1926 г.[6]
Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановляет:
1. Утвердить настоящую Инструкцию о выборах в советы.
2. Обратить особое внимание центральных исполнительных комитетов союзных республик на устанавливаемый Инструкцией порядок образования и на права избирательных комиссий ввиду значения последних для обеспечения прав трудящихся масс и для недопущения к выборам эксплоататорских элементов населения.
3. Считая возможным переход в отдельных частях Союза ССР по постановлениям центральных исполнительных комитетов союзных республик к составлению списков лиц, пользующихся избирательными правами, предложить центральным исполнительным комитетам союзных республик разработать для местностей, в которых установлено ведение списков избирателей, правила по составлению указанных списков и о порядке обжалования невключения в таковые избирателей, учтя при этом интересы трудового населения, уходящего на сезонные заработки.
4. Предложить центральным исполнительным комитетам союзных республик внести на основании настоящего Постановления и Инструкции о выборах в советы изменения в изданные ими инструкции о выборах и перевыборах в советы.
Инструкция о выборах в советы 1926 г.[7]
Выборы в советы 1926 года, явившиеся первой после окончания гражданской войны и упрочения пролетарской диктатуры широкой и открытой избирательной кампанией, выявившие возрастающую активность избирателей, поставили, с одной стороны, задачу еще более энергичного вовлечения в советы широких трудящихся масс, а с другой – задачу дальнейшего охранения советов от проникновения в них эксплоататорских элементов.
В этих целях на основании ст. ст. 9 и 10 Конституции Союза ССР Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР во изменение ныне действующих инструкций о выборах в советы предлагает центральным исполнительным комитетам союзных республик на предстоящие выборы представителей советов на Съезд Советов Союза ССР к руководству нижеследующую Инструкцию о выборах в городские и сельские советы и о созыве краевых, областных, губернских, окружных, уездных, районных и волостных съездов советов.
I. Об избирательных комиссиях
1. Для общего руководства избирательной кампанией в союзных республиках при центральных исполнительных комитетах последних постановлениями их президиумов образуются центральные избирательные комиссии.
Число членов центральных избирательных комиссий, а также состав их определяются центральными исполнительными комитетами союзных республик, причем в состав этих комиссий должны быть включены представители рабочих и крестьян, непосредственно связанных с предприятием или сельским хозяйством, а также представители национальных меньшинств.
2. Кроме общего руководства избирательной кампанией в союзных республиках, на центральные избирательные комиссии возлагается также и рассмотрение жалоб на действия краевых, областных, губернских избирательных комиссий и избирательных комиссий автономных республик и областей.
3. В целях планомерного и своевременного производства выборов в сельские и городские советы и на съезды советов образуются избирательные комиссии: республиканские, областные, краевые, губернские, окружные, уездные, волостные, районные, сельские и городские.
4. Избирательные комиссии автономных республик и областей, а также областные, краевые и губернские (и соответствующие им) образуются подлежащими исполнительными комитетами в составе 11 лиц: председателя, двух представителей от соответствующего исполнительного комитета, по одному представителю от соответствующих объединений профессиональных союзов, Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, отдела работниц ВКП(б), городского совета, национальных меньшинств, красной армии; двух представителей – делегатов крестьянских организаций (общества взаимопомощи, комитета незаможних селян, союза кошчи).
Председатели перечисленных комиссий утверждаются президиумом центрального исполнительного комитета соответствующей союзной республики по представлению центральной избирательной комиссии.
5. Уездные (и соответствующие им) избирательные комиссии образуются в составе 9 лиц: председателя, утверждаемого губернским (или соответствующим) исполнительным комитетом, по одному представителю: от соответствующего исполнительного комитета, от местного городского совета, бюро профессиональных союзов, Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, отдела работниц ВКП(б) и национальных меньшинств; двух крестьян – делегатов уездных крестьянских организаций (общества взаимопомощи, комитета незаможних селян, союза кошчи).
6. Волостные (и соответствующие им) избирательные комиссии образуются в составе 7 лиц: председателя, назначаемого уездным (или соответствующим) исполнительным комитетом, двух представителей от волостного (или соответствующего ему) исполнительного комитета, по одному представителю от профессиональных союзов, Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, делегатских собраний крестьянок и крестьянских организаций (общества взаимопомощи, комитета незаможних селян, союза кошчи).
7. Сельские избирательные комиссии образуются в составе 7 лиц: председателя, назначаемого волостным (или соответствующим ему) исполнительным комитетом, двух представителей от сельского совета, по одному представителю: от профессиональных союзов, Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, делегатских собраний крестьянок, местных крестьянских организаций (общества взаимопомощи, комитета незаможных селян, союза кошчи).
8. Городские избирательные комиссии образуются во всех городах, рабочих поселках и поселениях городского типа в составе 7 лиц: председателя, утверждаемого соответствующим вышестоящим исполнительным комитетом, двух представителей от соответствующего городского совета, по одному представителю: от профессиональных союзов, Красной армии, Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи и представителя работниц, избираемого на общегородском делегатском собрании женщин-работниц.
Примечание. Городские избирательные комиссии для учета так называемых неорганизованных избирателей могут образовывать особые подсобные комиссии по районам, кварталам и отдельным большим домовладениям.
9. К правам и обязанностям избирательных комиссий относятся:
а) наблюдение за законностью и своевременностью производства выборов на соответствующей территории;
б) руководство работой нижестоящих избирательных комиссий и их уполномоченных по выборам;
в) представление сообщений о ходе выборов и всего имеющегося по этому вопросу материала в подлежащий исполнительный комитет;
г) представление исполнительным комитетам о роспуске нижестоящих избирательных комиссий, об отводе отдельных членов их, а также об отмене их постановлений;
д) требование от нижестоящих избирательных комиссий отчетов о произведенной работе;
е) рассмотрение протестов и жалоб на действия нижестоящих избирательных комиссий;
ж) назначение уполномоченных для председательствования на избирательных собраниях;
з) рассылка избирательных повесток;
и) составление списков избирателей там, где постановлениями центральных исполнительных комитетов союзных республик будет это признано необходимым;
к) составление списков лиц, лишенных избирательных прав.
II. Определение круга избирателей и круга лиц, лишенных избирательных прав
15. Лица, по постановлениям избирательных комиссий включенные в списки лишенных избирательных прав, могут обжаловать эти постановления в недельный срок со дня опубликования или вывешивания списка.
16. Жалобы подаются гражданами в указанный в предыдущей статье срок в избирательную комиссию, составившую список.
17. Избирательная комиссия, получив жалобу, обязана в трехдневный срок по получении переслать ее со своим заключением в вышестоящую избирательную комиссию.
18. Жалобы на постановления сельских избирательных комиссий, поступившие в волостную (или соответствующую) избирательную комиссию, рассматриваются в трехдневный срок. Волостная (или соответствующая) избирательная комиссия, если удовлетворяет жалобу, то отсылает ее со своим решением сельской избирательной комиссии для объявления жалобщику. Если волостная (или соответствующая) избирательная комиссия отказывает жалобщику, то жалоба препровождается уездной избирательной комиссии, которая в тот же срок, что и волостная, обязана рассмотреть жалобу и вынести решение или об утверждении постановления нижестоящей комиссии, или об удовлетворении жалобы. Постановление уездной избирательной комиссии объявляется соответствующей избирательной комиссии и жалобщику.
19. Жалобы граждан не губернских городов подаются в городские избирательные комиссии, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, и если не удовлетворяют ее, то препровождают в уездные избирательные комиссии. Постановления уездной избирательной комиссии сообщаются городской избирательной комиссии и объявляются жалобщику.
20. Жалобы граждан губернских городов на лишение избирательных прав городскими избирательными комиссиями рассматриваются в недельный срок губернскими избирательными комиссиями.
21. В порядке верховного управления вопросы о лишении избирательных прав в союзных республиках разрешаются президиумом центрального исполнительного комитета соответствующей союзной республики.
22. После окончания работ избирательных комиссий разрешение вопросов по жалобам лиц, лишенных избирательных прав, производится соответствующими советами и исполнительными комитетами.
IV. Об избирательных собраниях
23. Выборы членов советов происходят в избирательных собраниях.
24. Избирательные собрания созываются избирательной комиссией или ее уполномоченным с извещением населения о дне и месте созыва собрания и выборов не позднее чем за 5 дней.
25. В городах, поселках городского типа и фабрично-заводских поселках избирательные собрания устраиваются по производственным или профессиональным единицам (предприятиям, учреждениям и профессиональным союзам).
Граждане, не входящие в предприятия и не организованные в профессиональные союзы, как то: кустари, домашние хозяйки, извозчики и т.п., участвуют в выборах или совместно с остальными избирателями по производственным или профессиональным собраниям, или по территориальным единицам (районам, участкам и т.п.).
В сельских местностях крупные селения для выборов в совет могут разбиваться на избирательные участки; выборы в сельский совет, объединяющий несколько поселений, производятся поселенно в случае отдаленности поселений друг от друга и числа населения, достаточного для выбора депутата в сельский совет, и на объединенных собраниях для нескольких поселений в случае малочисленности их населения и незначительности расстояния между ними. Избиратели-хуторяне и отрубщики[8] для выборов присоединяются к близлежащему селению, входящему в район избираемого сельсовета.
Примечание. При производстве выборов в крупных промышленных предприятиях избирательные собрания могут производиться по отдельным частям предприятия, причем допускается подача отдельных кандидатских списков.
26. На избирательные собрания допускаются лишь лица, пользующиеся избирательным правом.
27. Избирательные собрания открываются уполномоченным на то избирательной комиссией лицом и ведутся избираемым в составе трех человек президиумом под председательством уполномоченного избирательной комиссии.
По открытии избирательного собрания председатель обязан: а) ознакомить собравшихся с порядком выборов; б) огласить число избирателей и число прибывших на выборы; в) огласить списки и имена и фамилии отдельных кандидатов, поступившие до избирательного собрания, равно как и на самом избирательном собрании, с указанием, от кого поступили эти списки.
28. Голосование на выборах происходит или по спискам, или по отдельным кандидатурам по решению самого избирательного собрания.
Примечание 1. Избирательные комиссии и их уполномоченные не имеют права от себя выдвигать и предлагать избирателям ни отдельных кандидатов, ни кандидатских списков.
Примечание 2. Кандидатские списки или отдельные кандидатуры могут предлагаться как общественными, партийными и профессиональными организациями, так и отдельными гражданами как в самом избирательном собрании, так и опубликовываться до избирательного собрания через печать или путем вывешивания. Голосование по спискам не устраняет возможности отвода отдельных кандидатов, помещенных в списке.
29. Выборы производятся открытым голосованием.
30. Избранными в члены советов считаются лица, получившие при голосовании большинство голосов избирателей, участвовавших в голосовании.
31. Каждое избирательное собрание, кроме депутатов, избирает отдельно кандидатов к ним в количестве и пределах, определяемых избирательными комиссиями.
32. О ходе избирательного собрания президиумом избирательного собрания составляется и подписывается протокол.
33. Все заявления и жалобы на производство выборов подаются в 7-дневный срок с момента окончания выборов в письменной или устной форме в соответствующую избирательную комиссию, которая обязана их со своими объяснениями препроводить в 3-дневный срок в вышестоящую избирательную комиссию.
Вышестоящая избирательная комиссия обязана рассмотреть эти жалобы и заявления в недельный срок со дня поступления.
34. По окончании работы избирательные комиссии сдают все материалы по выборам соответствующему совету или исполнительному комитету.
35. В случае отмены выборов новые выборы производятся порядком, установленным настоящей Инструкцией.
36. Для проведения новых выборов назначается новый состав соответствующей избирательной комиссии.
37. Поводом для отмены выборов является нарушение конституций Союза ССР и союзных республик, а также настоящей Инструкции и инструкций союзных республик, причем об отмене выборов объявляется во всеобщее сведение или путем публикации в местной прессе, или на собраниях избирателей.
38. Отмена выборов производится полностью в отношении всего состава членов совета или частично в отношении отдельных членов совета по отдельным избирательным участкам.
V. О созыве съездов советов
39. Съезды советов созываются соответствующими исполнительными комитетами в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик.
40. Для проверки правильности выборов на съезды и их полномочий съездами советов избираются мандатные комиссии.
41. Съезды советов по докладам мандатных комиссий выносят постановления о правильности произведенных выборов на съезды и о правомочности делегатов.
VI. Об инструкциях о выборах в советы, издаваемых союзными и автономными республиками и областями
42. Центральные исполнительные комитеты союзных республик могут издавать в развитие настоящей Инструкции с соблюдением данных в ней директив свои инструкции о выборах в советы, внося те или иные дополнения и изменения с учетом местных бытовых условий, как то: кочевого характера трудового хозяйства, скотоводческого и т.п.
Избирательные инструкции, издаваемые центральными исполнительными комитетами союзных республик, сообщаются Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
43. Центральные исполнительные комитеты автономных республик и исполнительные комитеты автономных областей, а также краевые и областные исполнительные комитеты могут вносить дополнения в инструкции о выборах в советы центральных исполнительных комитетов союзных республик в связи с бытовыми особенностями и другими местными условиями лишь с предварительного утверждения этих дополнений президиумами центральных исполнительных комитетов соответствующих союзных республик и одновременным уведомлением о таковых дополнениях Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
Декрет президиума ВЦИК об утверждении инструкции о выборах городских и сельских советов и о созыве съездов советов. 4.11.1926 г.
В отмену Инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 13 октября 1925 года о выборах городских и сельских советов и о созыве съездов советов (Собр. Узак., 1925, № 79, ст. 603), Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, на основании ст. 72 Конституции Р.С.Ф.С.Р. и в соответствии с Инструкцией Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. от 28 сентября 1926 года о выборах в советы (Собр. Зак., 1926, № 66, ст. ст. 500, 501), постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие на территории Р.С.Ф.С.Р. нижеследующую Инструкцию о выборах городских и сельских советов и о созыве съездов советов.
2. Предоставить центральным исполнительным комитетам автономных республик и областным исполнительным комитетам автономных областей, а также краевым и областным исполнительным комитетам районированных объединений право выработать и внести на утверждение Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, за месяц до начала избирательной кампании, изменения и дополнения настоящей Инструкции, вытекающие из бытовых особенностей и других местных условий автономных республик, автономных областей, краевых и областных районированных объединений.
Инструкция о выборах городских и сельских советов и о созыве съездов советов
Глава I. Об избирательных комиссиях
1. В целях планомерного и своевременного производства выборов в сельские и городские советы, на волостные, районные, уездные, окружные, губернские, краевые и соответствующие им съезды советов, а также на съезды советов автономных республик и автономных областей и на Всероссийский Съезд Советов при соответствующих исполнительных комитетах советов образуются избирательные комиссии. В состав этих комиссий должны быть включены представители рабочих и крестьян, непосредственно связанных с производством или с сельским хозяйством, а также представители национальных меньшинств.
2. Для общего руководства проведением избирательных кампаний на территории Р.С.Ф.С.Р. и для инструктирования избирательных комиссий автономных республик, автономных областей, краевых, областных и губернских, а равно для рассмотрения жалоб на действия означенных избирательных комиссий при Президиуме Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета образуется Всероссийская центральная избирательная комиссия в составе, персонально утверждаемом Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
Всероссийская центральная избирательная комиссия действует на основании особого Положения, издаваемого Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
3. Избирательные комиссии автономных республик и автономных областей, а также краевые, областные и губернские образуются подлежащими исполнительными комитетами в составе одиннадцати лиц: председателя, двух представителей от соответствующего исполнительного комитета, по одному представителю от соответствующих: объединения профессиональных союзов, Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, отдела работниц Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), городского совета, национальных меньшинств, Красной армии, двух представителей от крестьянских организаций (комитетов крестьянских обществ взаимопомощи, союза кошчи).
Председатели перечисленных в настоящей статье избирательных комиссий утверждаются Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по представлению Всероссийской центральной избирательной комиссии.
4. Окружные, уездные и соответствующие им избирательные комиссии образуются подлежащими исполнительными комитетами в составе девяти лиц: председателя, утверждаемого краевым, областным, губернским исполнительным комитетом, а в автономных республиках, не имеющих губернского деления – центральным исполнительным комитетом автономной республики по принадлежности, по одному представителю: от соответствующего исполнительного комитета, от городского совета окружного, уездного города, от объединения профессиональных союзов, Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, отдела работниц Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), Красной армии, национальных меньшинств и от крестьянских организаций (комитетов крестьянских обществ взаимопомощи, союза кошчи).
5. Районные, волостные и соответствующие им избирательные комиссии образуются подлежащими исполнительными комитетами в составе семи лиц: председателя, назначаемого окружным, уездным или соответствующим им исполнительным комитетом, двух представителей от районного, волостного или соответствующего им исполнительного комитета, по одному представителю: от профессиональных союзов, Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, делегатских собраний крестьянок и от крестьянских организаций (комитетов крестьянских обществ взаимопомощи, союза Кошчи).
6. Сельские избирательные комиссии образуются сельскими советами в составе семи лиц: председателя, назначаемого районным, волостным или соответствующим им исполнительным комитетом, двух представителей от сельского совета, по одному представителю: от профессиональных союзов, Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, делегатских собраний крестьянок и от местных крестьянских организаций (комитетов крестьянских обществ взаимопомощи, союза кошчи).
7. Городские избирательные комиссии образуются во всех городах и рабочих поселках, имеющих городские советы, означенными советами в составе семи лиц: председателя, утверждаемого соответствующим исполнительным комитетом, двух представителей от городского совета, по одному представителю: от профессиональных союзов, Красной армии, Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи и представителя работниц, избираемого на общегородском делегатском собрании женщин-работниц.
Примечание. Председатели городских избирательных комиссий заштатных (безуездных) городов и рабочих поселков утверждаются окружным, уездным или соответствующим им исполнительным комитетом.
8. В крупных городах по постановлениям соответствующих городских советов могут быть образованы районные избирательные комиссии в составе, предусмотренном предыдущей статьей настоящей Инструкции.
Председатели районных избирательных комиссий утверждаются соответствующим городским советом.
9. В селениях, волостях, районах и городах со значительным количеством национальных меньшинств в состав сельских, волостных, районных и городских избирательных комиссий включается в число представителей от исполнительного комитета один представитель из национальных меньшинств.
10. В местностях, где отсутствуют некоторые из государственных органов и общественных организаций, представители которых должны входить в состав соответствующих избирательных комиссий, выбор организаций, представители коих должны заменить представителей отсутствующих государственных органов и общественных организаций, принадлежит в отношении республиканских, краевых, областных и губернских избирательных комиссий соответствующим исполнительным комитетам, а в отношении других избирательных комиссий – вышестоящим исполнительным комитетам.
11. Избирательные комиссии, предусмотренные ст. ст. 3-8 настоящей Инструкции, образуются на время перевыборной кампании в сроки, устанавливаемые вышестоящими избирательными комиссиями, и распускаются в сроки, устанавливаемые теми же комиссиями, но не позже, как в месячный срок со дня окончания избирательной кампании на соответствующей территории.
12. К правам и обязанностям избирательных комиссий относится:
а) наблюдение за законностью и своевременностью производства выборов на соответствующей территории, за выполнением правил, норм и сроков, установленных для избирательной кампании;
б) установление сроков образования и роспуска нижестоящих избирательных комиссий;
в) руководство работой нижестоящих избирательных комиссий и их уполномоченных по выборам;
г) представление соответствующим исполнительным комитетам о роспуске нижестоящих избирательных комиссий, об отводе отдельных членов, а также об отмене постановлений нижестоящих избирательных комиссий, основанных на распоряжении нижестоящих исполнительных комитетов;
д) требование от нижестоящих избирательных комиссий отчетов о произведенной работе;
е) представление сообщений и сводок вышестоящим избирательным комиссиям и соответствующим исполнительным комитетам о ходе и результатах выборов и, в частности, о количестве избирателей, участвовавших в выборах;
ж) командирование своих представителей в нижестоящие избирательные комиссии для ознакомления с их работой и ходом избирательной кампании;
з) рассмотрение протестов и жалоб на действия нижестоящих избирательных комиссий.
13. На сельские и городские избирательные комиссии, а в тех городах, где образованы районные избирательные комиссии, на районные, кроме функций, указанных в пунктах "а", "е" ст. 12 настоящей Инструкции, возлагается:
а) составление, рассмотрение, проверка и опубликование списка лиц, лишенных избирательного права;
б) рассылка именных избирательных повесток избирателям и принятие других мер оповещения о месте и времени избирательных собраний;
в) разбивка территории и избирателей по избирательным участкам;
г) организация избирательных собраний;
д) назначение своих уполномоченных для председательствования на избирательных собраниях.
Глава II. О лишении избирательных прав
20. Ходатайства о восстановлении в избирательных правах с приложением необходимых документов подаются лицами, указанными в ст. 19 настоящей Инструкции, в местный совет, который препровождает их со своим заключением в соответствующую избирательную комиссию.
Глава IV. О составлении списков лиц, лишенных избирательных прав
21. Сельские и городские советы ведут постоянный поименный учет лиц, лишенных избирательных прав, по отдельным сельским и городским поселениям.
22. Учет лиц, лишенных избирательных прав, производится на основании сведений документального характера:
а) в отношении лиц, лишенных избирательных прав по суду, и лиц, приговоренных судами к высылке из мест постоянного их проживания – копий приговоров или справок соответствующих судебных органов;
б) в отношении лиц, применяющих наемный труд с целью извлечения прибыли, а также лиц, живущих на нетрудовой доход – сведений финансовых органов об уплате ими подоходного или промыслового налога, сведений страховых касс о взносе ими страховых взносов и проч.;
в) в отношении лиц, занимающихся торговлей – справок финансовых органов о выборке ими патентов, справок о сданных им в аренду торговых помещениях;
г) в отношении умалишенных и душевнобольных – актов органов здравоохранения или заверенных копий этих актов о признании их умалишенными или душевнобольными;
д) в отношении служащих и агентов бывшей полиции и всех прочих лиц, указанных в ст. 15 настоящей Инструкции – справок административных органов или волостных исполнительных комитетов и сельских советов и сведений Государственного политического управления.
23. В случае поступления в местный совет из какого-либо источника сведений о принадлежности лица к одной из категорий, лишенных избирательных прав, совет производит фактическую проверку этих сведений и, в случае подтверждения, включает данное лицо в список подлежащих лишению избирательных прав.
24. Избирательные комиссии на основании списков и данных, представленных городскими и сельскими советами, составляют список лиц, лишенных избирательных прав.
Избирательные комиссии (сельские и городские) при составлении списков лиц, лишенных избирательных прав, обязаны проверять персонально правильность отнесения того или иного лица к категории лиц, лишенных избирательных прав, на основании имеющихся сведений документального характера, указанных в ст. 22 настоящей Инструкции.
25. Избирательная комиссия опубликовывает списки лиц, лишенных избирательного права, не позднее, чем за двадцать дней до начала выборов соответствующего совета, путем обязательного вывешивания их, а также оглашения на собраниях, в печати и т.д.
26. Избирательная комиссия направляет один экземпляр составленного ею списка лиц, лишенных избирательных прав, в селениях – сельскому, а в городах – городскому совету, второй и третий экземпляр – вышестоящей избирательной комиссии и вышестоящему исполнительному комитету.
Глава V. О порядке рассмотрения жалоб граждан на лишение их избирательных прав
27. Лица, по постановлениям избирательных комиссий включенные в списки лишенных избирательных прав, по их мнению, с нарушением ст. 69 Конституции Р.С.Ф.С.Р. и ст. ст. 14, 15 и 16 настоящей Инструкции, могут обжаловать эти постановления в недельный срок со дня опубликования или вывешивания списка. Жалобы подаются в избирательную комиссию, составившую список.
28. Сельские избирательные комиссии, получив жалобу, обязаны в трехдневный срок по получении переслать ее со своим заключением в вышестоящую избирательную комиссию.
29. Жалобы на постановления сельских избирательных комиссий, поступившие в районную, волостную или соответствующую им избирательную комиссию, рассматриваются в трехдневный срок. Районная, волостная или соответствующая им избирательная комиссия, если удовлетворяет жалобу, то отсылает ее со своим решением сельской избирательной комиссии для объявления жалобщику, а в случае отказа препровождает жалобу окружной, уездной или соответствующей им избирательной комиссии, которая в тот же срок, что и районная (волостная), обязана рассмотреть жалобу и вынести решение или об утверждении постановления нижестоящей комиссии, или об удовлетворении жалобы.
Постановление окружной, уездной или соответствующей им избирательной комиссии сообщается нижестоящей избирательной комиссии и объявляется жалобщику.
30. Жалобы граждан не губернских городов, в том числе и безуездных (заштатных) и рабочих поселков, имеющих городские советы, подаются в городские избирательные комиссии, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок и, в случае отказа, препроводить вместе со своим заключением в уездную, окружную или соответствующую им комиссию, которая в тот же срок, что и городская, обязана рассмотреть жалобу и вынести решение.
Постановление окружной, уездной или соответствующей им избирательной комиссии сообщается городской избирательной комиссии и объявляется жалобщику.
31. Жалобы граждан губернских, областных и соответствующих им городов, а в автономных республиках – главных городов на лишение избирательных прав городскими избирательными комиссиями подаются в означенные комиссии, которые рассматривают их в трехдневный срок и, в случае отказа, препровождают жалобу вместе со своим заключением в губернские, областные или соответствующие им избирательные комиссии, а в автономных республиках, не имеющих губернского деления – в республиканские избирательные комиссии. Означенные комиссии рассматривают поступившие жалобы в недельный срок.
Постановление губернской, областной и соответствующей им избирательной комиссии, а в автономных республиках, не имеющих губернского деления, республиканской избирательной комиссии сообщается городским избирательным комиссиям и объявляется жалобщику.
Примечание. В городах, указанных в ст. ст. 30 и 31 настоящей Инструкции, имеющих районные избирательные комиссии, жалобы подаются в означенные комиссии, которые рассматривают их в трехдневный срок и, в случае отказа, направляют в городские избирательные комиссии. Дальнейшее рассмотрение означенных жалоб производится в порядке и сроки, предусмотренные ст. ст. 30 и 31 настоящей Инструкции.
32. В порядке надзора жалобы на лишение избирательных прав могут быть рассматриваемы Всероссийской центральной избирательной комиссией и Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
33. После окончания работ избирательных комиссий разрешение вопросов по жалобам лиц, лишенных избирательных прав, производится соответствующими советами и исполнительными комитетами.
Глава VI. Об избирательных собраниях
34. Выборы членов советов происходят на избирательных собраниях.
35. Избирательное собрание созывается избирательной комиссией или ее уполномоченным. О дне и месте созыва избирательного собрания избиратели извещаются именными повестками не позже, чем за пять дней.
36. В городах и рабочих поселках избирательные собрания устраиваются по производственным или профессиональным единицам (предприятиям, учреждениям и профессиональным союзам). Граждане, не входящие в предприятия и не организованные в профессиональные союзы, как-то: кустари, домашние хозяйки, извозчики и т.п., участвуют в выборах или совместно с остальными избирателями по производственным или профессиональным единицам, или по территориальным единицам (районам, участкам и т.п.).
Примечание. При производстве выборов в крупных промышленных предприятиях избирательные собрания могут проводиться по отдельным частям предприятия и сменам, при чем допускается подача и голосование общих по всему предприятию кандидатских списков.
37. Выборы в сельские советы, объединяющие несколько селений, производятся по отдельным селениям, при наличии в них количества населения, достаточного для избрания одного депутата, и на объединенных собраниях нескольких поселений – в случае малочисленности их населения и незначительности расстояния между ними.
В сельских местностях крупные селения для выборов в сельский совет должны разбиваться на несколько избирательных участков, при чем компактные группы национальных меньшинств могут быть выделены в особые участки по национальному признаку.
Избирательные участки в сельских местностях должны объединять не более пятисот человек населения.
Примечание. Избиратели хуторяне, служащие и рабочие советских хозяйств, а равно фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений и поселков, не имеющих своих советов, присоединяются для выборов в советы к близлежащему селению, входящему в район избираемого сельского совета.
38. На избирательные собрания допускаются лишь лица, пользующиеся избирательным правом.
39. На всех избирательных собраниях должен быть произведен учет всех явившихся на выборы.
40. Избирательное собрание считается состоявшимся, если на нем присутствует не менее 35 % лиц, имеющих право участвовать в выборах по данному избирательному участку.
41. Избирательное собрание, на которое явилось менее 35 % имеющих право участвовать в выборах по данному избирательному участку, считается несостоявшимся, о чем составляется протокол, приобщаемый к выборному производству, а избирательное собрание переносится на один из ближайших дней, с оповещением об этом избирателей.
42. Избирательное собрание открывается уполномоченным на то избирательной комиссией лицом и ведется президиумом, под председательством уполномоченного от избирательной комиссии. В состав президиума входят: уполномоченный от избирательной комиссии и два лица, избираемые собранием. По открытии избирательного собрания председатель обязан:
а) ознакомить собравшихся с порядком выборов, для чего огласить ст. ст. 68 и 69 Конституции Р.С.Ф.С.Р. о лицах, имеющих избирательное право и лишенных такового, а также соответствующие узаконения о нормах представительства в советы и ст. ст. 34-48 настоящей Инструкции;
б) огласить число избирателей и число прибывших на выборы;
в) огласить список лиц, лишенных избирательных прав по данному избирательному собранию;
г) огласить списки, имена и фамилии отдельных кандидатов, поступившие до избирательного собрания, равно как и на самом избирательном собрании, с указанием, от кого поступили списки;
д) огласить число лиц, подлежащих избранию в данном избирательном собрании.
43. Количество лиц, подлежащих избранию в каждом избирательном участке, определяется местной избирательной комиссией по соответствующим избирательным нормам, пропорционально числу избирателей (в городах и рабочих поселках) или населению (в сельских местностях) данного избирательного участка.
44. Голосование на выборах происходит или по спискам или по отдельным кандидатурам (персонально) по решению самого избирательного собрания.
Примечание 1. Избирательные комиссии и их уполномоченные не имеют права от себя выдвигать и предлагать избирателям ни отдельных кандидатов, ни кандидатских списков.
Примечание 2. Кандидатские списки или отдельные кандидатуры могут предлагаться как общественными, партийными и профессиональными организациями, так и отдельными гражданами, как в самом избирательном собрании, так и опубликовываться до избирательного собрания через печать или путем вывешивания. Голосование по спискам не исключает возможности отвода отдельных кандидатов, помещенных в списке.
45. Выборы производятся открытым голосованием. Избранными в члены совета считаются лица, получившие относительное большинство голосов.
Примечание. Под относительным большинством понимается такое количество голосов, которое составляет большее по сравнению с количеством голосов, полученным другими кандидатами, при чем голоса "против" и "воздержавшихся" в подсчет не принимаются.
46. Избирательные собрания, кроме депутатов, избирают и кандидатов к ним в количестве одной трети депутатов.
Кандидаты к членам советов избираются отдельным от членов совета голосованием.
Примечание. В тех местностях, где количество избирательных участков превышает число подлежащих избранию кандидатов к членам совета, порядок выборов последних устанавливается вышестоящими избирательными комиссиями.
47. О ходе избирательного собрания президиумом избирательного собрания составляется и подписывается протокол.
48. Все заявления и жалобы на производство выборов подаются в семидневный срок с момента окончания выборов в письменной или устной форме в избирательную комиссию, руководившую данными выборами, которая обязана их со своими объяснениями препроводить в трехдневный срок в вышестоящую избирательную комиссию.
Вышестоящая избирательная комиссия обязана рассмотреть эти жалобы и заявления в недельный срок со дня поступления.
В случае признания жалоб основательными и необходимости отмены выборов полностью, избирательная комиссия входит с представлением об этом в соответствующий исполнительный комитет, а в случае необходимости отмены выборов частично, выносит об этом постановление и сообщает нижестоящей избирательной комиссии на предмет производства перевыборов.
49. По окончании работы избирательные комиссии сдают все материалы по выборам соответствующему совету или исполнительному комитету.
Глава VII. О съездах советов и выборах исполнительных комитетов
50. Съезды советов созываются соответствующими исполнительными комитетами и составляются:
а) волостные и районные – из представителей всех советов, находящихся на территории района или волости, избираемых советами по норме и в количестве, установленном п. "д" ст. 51 Конституции Р.С.Ф.С.Р.;
б) уездные, окружные, губернские, областные и краевые – из представителей советов городов и рабочих поселков, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и нижестоящих съездов советов – по нормам, установленным п. п. "а", "б", "в" и "г" ст. 51 Конституции Р.С.Ф.С.Р. и специальными, в отдельных случаях, предусмотренных примечанием к ст. 51 Конституции Р.С.Ф.С.Р., постановлениями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета;
в) Всероссийский – из представителей съездов советов автономных республик, не имеющих губернского деления, автономных областей, губернских и окружных, а также советов городов и рабочих поселков по нормам, установленным ст. 20 Конституции Р.С.Ф.С.Р.
Примечание. Нормы представительства на съезды советов в автономных республиках и в автономных областях устанавливаются особым законом.
51. Для проверки правильности выборов на съезды и полномочий делегатов каждым съездом избирается мандатная комиссия.
52. Съезды советов по докладу мандатных комиссий выносят постановления о правильности произведенных выборов на съезды и о правомочности делегатов.
Примечание 1. Члены переизбираемого исполнительного комитета, не являющиеся делегатами съезда, пользуются правом совещательного голоса.
Примечание 2. В состав президиумов съездов и в исполнительные комитеты, а также представителями на вышестоящие съезды могут избираться не только члены съездов и советов, но и вообще все граждане, пользующиеся избирательными правами, независимо от места их проживания и работы.
53. Во время занятий съезда исполнительными органами власти, впредь до выбора нового состава исполнительного комитета, продолжает оставаться исполнительный комитет прежнего состава, функции которого прекращаются лишь с созывом первого заседания исполнительного комитета нового состава.
54. По окончании съезда советов созывается организационное заседание вновь избранного исполнительного комитета совместно с прежним составом, на котором избираются председатель и президиум исполнительного комитета, а также заведующие всеми отделами.
Примечание 1. Исполнительные комитеты избирают свои президиумы и председателя обязательно из состава своих членов.
Примечание 2. Члены прежнего состава исполнительного комитета и заведующие отделами, не избранные в новый состав, пользуются на этом заседании правом совещательного голоса.
Глава VIII. Выборы сельских, волостных и районных ревизионных комиссий
55. Сельские ревизионные комиссии избираются одновременно с избранием сельского совета на избирательных собраниях в числе трех членов и двух кандидатов к ним.
Примечание. В тех селениях, где количество избирательных участков превышает число подлежащих избранию членов ревизионной комиссии и кандидатов к ним, порядок выборов последних устанавливается вышестоящими избирательными комиссиями.
56. Волостные и районные ревизионные комиссии избираются волостными или районными съездами советов в составе от трех до пяти членов и двух кандидатов к ним.
57. Выборы в сельские, волостные и районные ревизионные комиссии производятся отдельным от выборов в члены и кандидаты совета или исполнительного комитета голосованием.
Примечание. В члены соответствующих ревизионных комиссий не могут быть избраны лица, указанные в примечании к ст. 6 Положения о ревизионных комиссиях при сельских советах (Собр. Узак., 1926, № 17, ст. 134) и в ст. 2 Положения о ревизионных комиссиях при волостных (районных) исполнительных комитетах (Собр. Узак., 1926, № 17, ст. 135).
Глава IX. О порядке отмены выборов в советы, перевыборов и довыборов
58. Выборы отменяются по следующим основаниям:
а) в случае нарушения норм Конституции Р.С.Ф.С.Р. и настоящей Инструкции;
б) в случае признания основательными поступивших от граждан жалоб на незаконные действия органов, руководивших выборами.
59. Отмена выборов по указанным в предыдущей статье основаниям может производиться:
а) полностью, т.е. в отношении всего состава членов совета;
б) частично, т.е. в отношении отдельных членов совета – по отдельным избирательным участкам.
60. Выборы отменяется полностью, если более, чем половина депутатов избрана с нарушением правил настоящей Инструкции.
Выборы отменяются частично – по отдельным избирательным участкам, если нарушение правил настоящей Инструкции имело место лишь в одном или нескольких избирательных участках.
61. Вопрос об отмене выборов полностью разрешается вышестоящими исполнительными комитетами, а об отмене выборов частично – вышестоящими избирательными комиссиями.
62. Об отмене выборов объявляется во всеобщее сведение или путем публикации в местной прессе или на собраниях избирателей.
63. В случае отмены выборов новые выборы производятся порядком, установленным настоящей Инструкцией.
64. При отмене выборов полностью для производства новых выборов образуется в порядке, указанном в настоящей Инструкции, новый состав соответствующей избирательной комиссии, а при отмене выборов частично, по отдельным избирательным участкам, для проведения новых выборов по этим участкам назначаются новые уполномоченные.
65. При выбытии отдельных депутатов, вследствие отзыва избирателями, смерти, перемены местожительства, утраты избирательных прав и проч., выбывшие депутаты заменяются имеющимися кандидатами по тому же участку, по которому был избран выбывший депутат, или же при отсутствии кандидатов производятся довыборы.
66. Досрочные перевыборы и довыборы исполнительных комитетов в необходимых случаях производятся на соответствующих чрезвычайных съездах советов, созываемых в порядке ст. 52 Конституции Р.С.Ф.С.Р.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А. КИСЕЛЕВ
Постановление президиума ВЦИК о восстановлении в избирательных правах низших технических служащих тюремного ведомства, бывшей полиции и пр. 14.2.1927
Постановление президиума ВЦИК об отзыве депутатов. 23.7.1928 г.
Статья 75 Конституции Р.С.Ф.С.Р., статья 79 Положения о городских советах Р.С.Ф.С.Р. и статья 25 Положения о сельских советах Р.С.Ф.С.Р. предоставляют избирателям право во всякое время отозвать избранных ими и не оправдавших их доверия депутатов.
Означенные статьи положений о городских и сельских советах предусматривают условия, при соблюдении которых постановления собраний избирателей об отзыве депутатов являются законными и не подлежащими никакому обжалованию.
Право отзыва депутатов их избирателями является одной из важнейших форм советской демократии. Поэтому все местные органы власти обязаны способствовать избирателям в фактическом осуществлении ими этого права.
Вопросы об отзыве депутатов могут ставиться как на очередных собраниях избирателей, в том числе при обсуждении отчетных докладов депутатов, так и на собраниях, специально созываемых местным советом для обсуждения вопроса об отзыве депутатов, по инициативе как самого совета, так и местных профессиональных организаций, крестьянских обществ взаимопомощи или союза "кошчи", делегатских собраний женщин, других общественных организаций и отдельных избирателей. В последнем случае для созыва собрания необходимо заявление не менее десяти избирателей, объединяемых данным избирательным участком.
Местные советы по своей инициативе обязаны ставить перед избирателями вопросы об отзыве депутатов в следующих, примерно, случаях: а) систематического невыполнения теми или иными депутатами обязанностей, возложенных на них соответствующим положением, в частности, в случаях систематического непосещения заседаний совета, секций и комиссий, отказа от выполнения поручений совета или его президиума и т.п.; б) непринятия мер к выполнению наказа избирателей; в) недопустимого для депутата поведения.
Решения об отзыве депутатов должны приниматься на собраниях избирателей простым большинством голосов. Принятые решения являются окончательными и обжалованию по существу не подлежат.
Отмена постановлений собраний избирателей об отзыве депутатов может производиться сельским и городским советом как по собственной инициативе, так и по заявлению отозванного депутата лишь в случае отсутствия на собрании, вынесшем постановление об отзыве, кворума, предусмотренного ст. 25-а Положения о сельских советах и ст. 79 Положения о городских советах. В случае отмены по указанному основанию постановления избирателей об отзыве депутатов вторичное собрание избирателей должно быть созвано местным советом не позднее двухнедельного срока со дня внесения постановления об отмене.
Установленный порядок отзыва депутатов распространяется и на случаи лишения избирательных полномочий кандидатов в члены совета.
В соответствии с изложенным Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета предлагает местным исполнительным комитетам и советам принять меры к беспрепятственному осуществлению избирателями предоставленного им Конституцией Р.С.Ф.С.Р. и Положениями о городских и сельских советах права отзыва избранных ими депутатов.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
И.о. секретаря Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Ян ПОЛУЯН
Постановление президиума ЦИК СССР о порядке восстановления в избирательных правах детей кулаков. 17.3.1933
[1] Такого соединения в Российской империи не было. Существовал Отдельный корпус жандармов. Эта ошибка была впервые допущена в Конституции 1918 г. и сохранялась в последующем советском законодательстве.[2] Колчак Александр Васильевич (1874-1920) – российский военачальник, адмирал (1918). Сын морского офицера. В 1900-1904 участвовал в нескольких полярных экспедициях (с 1903 в качестве начальника). Участвовал в русско-японской войне, командовал миноносцем и береговой батареей. С 1906 служил в Морском генштабе, активно участвовал в восстановлении флота. В 1914-1915 флаг-капитан командующего Балтийском флотом, в 1915-1916 начальник его минной дивизией. Расставленные под руководством Колчака минные заграждения обеспечили защиту российского побережья от нападений германского флота. В 1916-1917 командовал Черноморским флотом, установил его господство на Черном море. В 1918 военный и морской министр Всероссийского временного правительства (Уфимской директории), в 1918-1920 верховный правитель белой России и верховный главнокомандующий ее войсками. Не смог ни установить твердую власть на непосредственно подчиненном ему Востоке России, ни объединить действия всех белых армий. Был разбит большевиками, захвачен ими в плен и расстрелян.[3] Деникин Антон Иванович (1872-1947) – российский военачальник, генерал-лейтенант (1916). Сын офицера из крепостных. Участвовал в русско-японской войне (штабной офицер). В I мировую генерал-квартирмейстер армии (1914), командир бригады (1914-1915), начальник дивизии (1915-1916) и командир корпуса (1916-1917) на Юго-Западном и Румынском фронтах. В 1917 начальник штаба верховного главнокомандующего, главнокомандующий Западным и Юго-Западным фронтами. С конца 1917 в Добровольческой армии, начальник дивизии, помощник командующего и командующий армией (1918), главнокомандующий Вооруженными силами Юга России (1918-1920). Одержал ряд побед над превосходящими силами красных, но в итоге был разбит ими. Эмигрировал.[4] Примечание хорошо показывает суть советского избирательного законодательства: граждане лишались избирательных прав на основании не закона, а усмотрения местных властей.[5] Т.е. центральным исполнительным комитетам.[6] Постановление 17.2.1927 г. было утверждено ЦИК СССР.[7] Утверждена предыдущим документом.[8] Отрубщики – владельцы отрубов, т.е. участков выведенных из общинного земельного фонда и сведенных к одному месту участков земли, на которые владельцы не перенесли свою избу. Последним признаком отруб отличается от хутора.