Законы о поправках к конституции СССР 1923 (1924) г. 1924-1935 гг.
Конституция 1923 (1924) г., несмотря на относительный малый срок действия, потребовала большого числа поправок. Вызвано это было, прежде всего, включением в нее списка правительственных ведомств. Любая их реорганизация требовала конституционной поправки. Они вносились также из-за создания новых союзных республик и попытки замены двухзвенного административного деления (губерния – уезд) трезвенным (область – округ – район) с последующим возвращением к двухзвенному (область – район).
Постановление ЦИК СССР об изменении Основного закона (Конституции) Союза ССР, положения о Совете Народных Комиссаров Союза ССР и общего положения о народных комиссариатах в связи с организацией Народного комиссариата по внутренней торговле Союза ССР и ликвидацией Народного комиссариата по продовольствию Союза ССР от 24 октября 1924 года
Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
1. Утвердить Постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР о ликвидации Народного комиссариата по продовольствию Союза ССР и народных комиссариатов по продовольствию союзных республик.
2. Утвердить Постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР об образовании Народного комиссариата по внутренней торговле Союза ССР и народных комиссариатов по внутренней торговле союзных республик.
3. Утвердить Положение о Народном Комиссариате по Внутренней Торговле Союза ССР.
4. Внести в Основной Закон (Конституцию) Союза ССР следующие изменения:
а) в ст. ст. 37 и 67 слова: "народного комиссара продовольствия" заменить словами: "народного комиссара по внутренней торговле";
б) в ст. ст. 52 и 68 слова "продовольствия" заменить словами "внутренней торговли".
5. Внести в положение о Совете Народных Комиссаров Союза ССР (Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР, 1923, № 10, ст. 298) следующие изменения:
а) в пункте "в" ст. 2 слово "продовольствия" заменить словами "внутренней торговли";
б) в пункте "н" ст. 3 слова "комиссии по внутренней торговле" исключить;
в) в пункте "г" ст. 4 слова: "комиссии по внутренней торговле" исключить.
6. В Общее положение о народных комиссариатах Союза ССР (Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР, 1923, № 10, ст. 299) внести следующее изменение:
в ст. 3 главы 1 слово "продовольствия" заменить словами: "внутренней торговли".
7. Постановление 3-й сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР 1-го созыва, поручающее Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР утвердить положение о Народном комиссариате продовольствия Союза ССР, отменить.
Председатель ЦИК Союза ССР
М. КАЛИНИН[1]
Секретарь ЦИК Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ[2]
Постановление III Съезда Советов СССР о внесении изменений в Конституцию Союза ССР в связи с вхождением в состав Союза ССР Туркменской и Узбекской Союзных Социалистических Советских Республик. 20.5.1925 г.
В связи с вхождением в состав Союза ССР Туркменской и Узбекской Союзных Социалистических Советских Республик 3-й Съезд Советов Союза ССР постановляет внести в Конституцию Союза ССР следующие изменения:
1. Указать в договоре об образовании Союза Советских Социалистических Республик на объединение Союзом ССР Туркменской и Узбекской Социалистических Советских Республик, для чего в тексте вводной части договора (раздел 2 Конституции Союза ССР) после слов: "и Советская Социалистическая Республика Армения" вставить слова: "Туркменская Социалистическая Советская Республика и Узбекская Социалистическая Советская Республика" и изложить вводную часть договора в следующей редакции:
"Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР), Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР – Советская Социалистическая Республика Азербайджан, Советская Социалистическая Республика Грузия и Советская Социалистическая Республика Армения), Туркменская Социалистическая Советская Республика (ТуркССР) и Узбекская Социалистическая Советская Республика (УзССР) – объединяются в одно союзное государство – Союз Советских Социалистических Республик".
2. Изменить число членов Союзного Совета, в связи с чем конец статьи 14 Конституции Союза ССР: "всего в составе 414 членов" заменить словами: "в количестве, определяемом Съездом Советов Союза ССР", и изложить статью 14 в следующей редакции:
"Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Союзный Совет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в количестве, определяемом Съездом Советов Союза ССР".
3. Изменить число членов Совета Национальностей, для чего:
а) в ст. 15 Конституции Союза ССР исключить наименование "РСФСР" и
б) примечание к ст. 15 Конституции Союза ССР исключить, изложив ст. 15 в следующей редакции:
"Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных советских социалистических республик по 5 представителей от каждой и из представителей автономных областей по 1 представителю от каждой. Состав Совета Национальностей в целом утверждается Съездом Советов Союза Советских Социалистических Республик".
4. Изменить состав Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и состав президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей и в этих целях:
а) в ст. 26 Конституции Союза ССР слова: "в количестве 21 члена" заменить словами: "в количестве 27 членов" и
б) в ст. 25 Конституции Союза ССР слова: "в составе по 7 членов каждый" заменить словами: "в составе по 9 членов каждый", изложив ст. ст. 25 и 26 в следующей редакции:
"Ст. 25. Союзный Совет и Совет Национальностей для подготовки их сессий и руководства работой последних выбирают свои президиумы в составе по 9 членов каждый".
"Ст. 26. В период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик высшим органом власти является Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, образуемый Центральным Исполнительным Комитетом в количестве 27 членов, в число которых входят в полном составе президиумы Союзного Совета и Совета Национальностей.
Для образования Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (ст. ст. 26 и 37 настоящей Конституции) устраивается совместное заседание Союзного Совета и Совета Национальностей. Голосование на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей производится отдельно Союзным Советом и Советом Национальностей".
5. Изменить число председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, для чего в ст. 27 Конституции Союза ССР исключить слово: "четырех" и изложить ст. 27 в следующей редакции:
"Центральный Исполнительный Комитет избирает по числу союзных республик председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик из состава членов Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик".
6. Изменить число членов Верховного Суда Союза ССР в составе его пленарного заседания, для чего в ст. 45 Конституции Союза ССР:
а) слова: "из 11 членов" заменить словами "из 15 членов";
б) слово: "четырех" исключить;
в) слова: "пять членов" заменить словами "семь членов", изложив ст. 45 Конституции Союза ССР в следующей редакции:
"Верховный суд Союза Советских Социалистических Республик в составе его пленарного заседания образуется из 15 членов, в том числе председателя и его заместителя, председателей пленарных заседаний верховных судов союзных республик и одного представителя Объединенного государственного политического управления Союза Советских Социалистических Республик, при чем председатель и его заместитель и остальные семь членов назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик".
Председатель 3-го Съезда Советов Союза ССР
М. КАЛИНИН
Секретарь 3-го Съезда Советов Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ
Постановление IV Съезда Советов СССР о внесении в Конституцию Союза ССР изменений, вытекающих из принятых Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР постановлений со времени 3-го съезда Советов Союза ССР. 26.4.1927 г.
4-й Съезд Советов Союза ССР постановляет внести в Конституцию Союза ССР следующие дополнения и изменения.
1. В ст. 9 Конституции Союза ССР после слов "и представителей губернских" вставить слова "и окружных" и изложить ст. 9 Конституции Союза ССР в следующей редакции:
"9. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских советов и советов городских поселений по расчету один депутат на 25000 избирателей и представителей губернских и окружных съездов советов по расчету один депутат на 125000 жителей".
2. В ст. 10 Конституции Союза ССР:
а) после слов "на губернских" добавить слова "и окружных";
б) после слов "где нет губернских" вставить слова "или окружных" и изложить ст. 10 Конституции Союза ССР в следующей редакции:
"10. Делегаты на Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских и окружных съездах советов. В тех республиках, где нет губернских или окружных объединений, делегаты избираются непосредственно на съезде советов данной республики".
3. В ст. 11 Конституции Союза ССР слова "Очередные Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год" заменить словами "Очередные Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в два года" и изложить ст. 11 Конституции Союза ССР в следующей редакции:
"11. Очередные Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в два года; чрезвычайные Съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик".
4. В ст. 37 Конституции Союза ССР:
а) слова "народного комиссара внешней торговли" заменить словами "народного комиссара внешней и внутренней торговли";
б) слова "народного комиссара по внутренней торговле" исключить;
в) дополнить ее словами "управляющего Центральным статистическим управлением" и изложить ст. 37 Конституции Союза ССР в следующей редакции:
"37. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и образуется Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик в составе: председателя Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик; заместителей председателя; народного комиссара по иностранным делам; народного комиссара по военным и морским делам; народного комиссара внешней и внутренней торговли; народного комиссара путей сообщения; народного комиссара почт и телеграфов; народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции; председателя Высшего совета народного хозяйства; народного комиссара труда; народного комиссара финансов; управляющего Центральным статистическим управлением".
5. Пункт "в" ст. 44 Конституции Союза ССР изложить в следующей редакции:
"в) военной коллегии".
6. В ст. 51 Конституции Союза ССР:
а) слова "внешней торговли" заменить словами "внешней и внутренней торговли";
б) дополнить ее примечанием в следующей редакции: "В области регулирования внутренней торговли Народный комиссариат внешней и внутренней торговли Союза ССР пользуется правами объединенного народного комиссариата Союза ССР", и изложить ст. 51 Конституции Союза ССР в следующей редакции:
"51. Общесоюзными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик являются народные комиссариаты: по иностранным делам; по военным и морским делам; внешней и внутренней торговли; путей сообщения; почт и телеграфов.
Примечание. В области регулирования внутренней торговли Народный Комиссариат внешней и внутренней торговли Союза Советских Социалистических Республик пользуется правами объединенного народного комиссариата Союза Советских Социалистических Республик".
7. В ст. 52 Конституции Союза ССР:
а) слова "внутренней торговли" исключить;
б) добавить слова "Центральное статистическое управление" и изложить ст. 52 Конституции Союза ССР в следующей редакции:
"52. Объединенными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик являются народные комиссариаты: Высший совет народного хозяйства; труда; финансов; рабоче-крестьянской инспекции и Центральное статистическое управление".
8. В ст. 67 Конституции Союза ССР:
а) слова "народного комиссара по внутренней торговле" заменить словами "народного комиссара торговли";
б) добавить слова "управляющего Центральным статистическим управлением";
в) после слова "внешней" вставить слова "и внутренней" и изложить ст. 67 Конституции Союза ССР в следующей редакции:
"67. Центральные исполнительные комитеты союзных республик образуют свои исполнительные органы – советы народных комиссаров в составе: председателя совета народных комиссаров; заместителей председателя; председателя высшего совета народного хозяйства; народного комиссара земледелия; народного комиссара финансов; народного комиссара торговли; народного комиссара труда; народного комиссара внутренних дел; народного комиссара юстиции; народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции; народного комиссара просвещения; народного комиссара здравоохранения; народного комиссара социального обеспечения; управляющего центральным статистическим управлением, а также с правом совещательного или решающего голоса, по решению центральных исполнительных комитетов союзных республик, уполномоченных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней и внутренней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов".
9. В ст. 68 Конституции Союза ССР:
а) после слов "рабоче-крестьянской инспекции" вставить слова "и Центральное статистическое управление";
б) слово "внутренней" исключить и изложить ст. 68 Конституции Союза ССР в следующей редакции:
"68. Высшие советы народного хозяйства и народные комиссариаты торговли, финансов, труда, рабоче-крестьянской инспекции и центральные статистические управления союзных республик, подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществляют в своей деятельности директивы соответственных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик".
Председатель 4-го Съезда Советов Союза ССР
М. КАЛИНИН
Секретарь 4-го Съезда Советов Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ
Постановление VI Съезда советов СССР по докладу о конституционных вопросах. 17.3.1931 г.
Заслушав и обсудив доклад тов. Енукидзе А.С. о конституционных вопросах, 6-й Съезд советов Союза ССР с удовлетворением отмечает, что:
1. После национального размежевания народов Средней Азии в 1924 г. их хозяйственный и политический рост, закрепившийся прочный межнациональный мир между ними и братское сотрудничество в лагере советов в условиях диктатуры пролетариата сделали возможным выделение Таджикистана в самостоятельную союзную республику и ее непосредственное вхождение в Союз ССР.
2. Переустройством системы низовых органов советской власти в целях полного приспособления их к задачам широкого социалистического строительства - ликвидацией округов и созданием из районов основного звена социалистического строительства в деревне правительство Союза ССР завершило районирование Советского союза, являющееся необходимой предпосылкой для социалистической реконструкции народного хозяйства. Ликвидацией округов и превращением районов в узловой пункт разрешения хозяйственных и политических вопросов деревни, усилением городских и сельских советов достигнуто укрепление производственного смыкания сельского хозяйства с промышленностью и приближение органов власти к населению. В связи с ликвидацией округов изменился порядок выборов на Всесоюзный съезд советов путем избрания делегатов на него краевыми (областными) съездами советов, а в республиках, не имеющих краевого деления – республиканскими съездами советов, с оставлением прежнего порядка выборов от автономных республик и областей, независимо от того, входят они в краевые объединения или не входят.
3. Рост социалистического сектора как в производстве, так и товарообороте, получившего в результате последовательного осуществления индустриализации страны и колхозно-совхозного строительства абсолютный перевес в народном хозяйстве, дал возможность перейти к высшим формам ведения планового хозяйства – к единому народно-хозяйственному плану и единому финансовому плану. Усилилось значение и роль плановых органов, в том числе Государственной плановой комиссии Союза ССР, которая из комиссии Совета труда и обороны преобразована в комиссию Совета народных комиссаров Союза ССР на правах самостоятельного народного комиссариата с включением в нее Центрального статистического управления, при чем председатель Государственной плановой комиссии Союза ССР утверждается Центральным исполнительным комитетом Союза ССР.
4. Переустройство сельского хозяйства на социалистических началах, образование в системе общесоюзных органов колхозных и совхозных объединений и ряда крупнейших сельскохозяйственных предприятий вызвали необходимость установления единого общесоюзного руководства сельским хозяйством и образования в этих целях Народного комиссариата земледелия Союза ССР.
5. С сокращением частного сектора в товарообороте вопросы снабжения приобрели исключительное значение, в связи с чем, а равно с необходимостью специального руководства усложняющейся внешней торговлей был реорганизован Народный комиссариат внешней и внутренней торговли Союза ССР с разделением его на два народных комиссариата – Народный комиссариат внешней торговли и Народный комиссариат снабжения Союза ССР.
6. Гигантский рост грузооборота в связи с развитием народного хозяйства Союза ССР, отставание железнодорожного транспорта от требований, предъявляемых к нему реконструктивным периодом, и крайне слабое использование и развитие водного транспорта вызвали необходимость преобразования Народного комиссариата путей сообщения с выделением из его состава отдельного общесоюзного Народного комиссариата водного транспорта и сосредоточения сил и средств Народного комиссариата путей сообщения на улучшении работы железнодорожного и безрельсового транспорта.
7. Задачи развития коммунального хозяйства в связи с социалистической реконструкцией и новые требования, предъявляемые к органам охраны революционного порядка и общественной безопасности в условиях обостренной классовой борьбы – к милиции и уголовному розыску, изменили организационное руководство ими и в этих целях были выделены в самостоятельные управления при советах народных комиссаров союзных республик главные управления милиции и главные управления коммунального хозяйства, ликвидированы народные комиссариаты внутренних дел, остальные функции которых были распределены между соответствующими народными комиссариатами, исполнительными комитетами и советами.
8. 6-й съезд советов Союза ССР, целиком одобряя перечисленные мероприятия правительства Союза ССР по изменению практики работы и структуры центральных и местных органов власти в целях полного приспособления их к задачам социалистического строительства, постановляет:
Внести нижеследующие изменения в Конституцию Союза ССР:
1) Указать в договоре об образовании Союза советских социалистических республик на объединение в Союзе ССР Таджикской социалистической советской республики, для чего в тексте вводной части договора (раздел второй Конституции Союза ССР) после слов: "Узбекская социалистическая советская республика (УзССР)" внести слова: "и Таджикская социалистическая советская республика (ТадССР)" и изложить вводную часть договора в следующей редакции:
"Российская социалистическая федеративная советская республика (РСФСР), Украинская социалистическая советская республика (УССР), Белорусская социалистическая советская республика (БССР), Закавказская социалистическая федеративная советская республика (ЗСФСР: советская социалистическая республика Азербейджан, советская социалистическая республика Грузия и советская социалистическая республика Армения), Туркменская социалистическая советская республика (ТуркССР), Узбекская социалистическая советская республика (УзССР) и Таджикская социалистическая советская республика (ТадССР) объединяются в одно союзное государство - Союз советских социалистических республик".
2) Пункт "ж" ст. 1 Конституции Союза ССР дополнить словом: "снабжения" и изложить его в следующей редакции:
"ж) руководство внешней торговлей, установление системы снабжения и внутренней торговли".
3) Пункт "л" ст. 1 Конституции Союза ССР дополнить словами: "единого финансового плана" и изложить этот пункт в следующей редакции:
"л) утверждение единого финансового плана и единого государственного бюджета Союза советских социалистических республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик".
4) Изложить ст. 9 Конституции Союза ССР в следующей редакции:
"9. Съезд советов Союза советских социалистических республик составляется из представителей городских советов и советов городских поселений – по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей сельских советов – по расчету 1 депутат на 125000 жителей".
5) Изложить ст. 10 Конституции Союза ССР в следующей редакции:
"10. Делегаты на съезд советов Союза советских социалистических республик избираются:
а) непосредственно на съездах советов союзных республик, не имеющих краевого и областного деления; б) на краевых и областных съездах советов в союзных республиках, имеющих краевое и областное деление; в) на съездах советов советских социалистических республик Азербайджана, Грузии и Армении и на съездах советов автономных республик и областей, как входящих, так и не входящих в состав краевых и областных объединений".
6) В ст. 21 Конституции Союза ССР:
Вместо слов: "три раза в год" сказать: "не менее трех раз в период времени между очередными съездами советов Союза советских социалистических республик" и изложить ст. 21 в следующей редакции:
"21. Очередные сессии Центрального исполнительного комитета Союза ССР созываются президиумом Центрального исполнительного комитета не менее трех раз в период времени между очередными съездами советов Союза советских социалистических республик. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению президиума Центрального исполнительного комитета Союза ССР, по требованию президиума Союзного совета или президиума Совета национальностей, а также по требованию центрального исполнительного комитета одной из союзных республик".
7) В ст. 34 Конституции Союза ССР в части перечня языков, общеупотребительных в союзных республиках, ввести указание на таджикский язык и изложить ст. 34 в следующей редакции:
"34. Декреты и постановления Центрального исполнительного комитета, его президиума и Совета народных комиссаров Союза советских социалистических республик печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, азербейджанский, узбекский, туркменский и таджикский (фарсидский)".
8) В ст. 37 Конституции Союза ССР:
а) слова: "председателя Совета народных комиссаров Союза советских социалистических республик" заменить словами: "председателя Совета народных комиссаров Союза советских социалистических республик и Совета труда и обороны";
б) слова: "народного комиссара внешней и внутренней торговли" заменить словами: "народного комиссара внешней торговли";
в) слова: "управляющего Центральным статистическим управлением" исключить;
г) дополнить ее словами: "народного комиссара водного транспорта", "народного комиссара земледелия", "народного комиссара снабжения" и "председателя Государственной плановой комиссии" и изложить ст. 37 Конституции Союза ССР в следующей редакции:
"37. Совет народных комиссаров Союза советских социалистических республик является исполнительным и распорядительным органом Центрального исполнительного комитета Союза советских социалистических республик и образуется Центральным исполнительным комитетом Союза советских социалистических республик в составе:
председателя Совета народных комиссаров Союза советских социалистических республик и Совета труда и обороны;
заместителей председателя;
председателя Государственной плановой комиссии;
народного комиссара по иностранным делам;
народного комиссара по военным и морским делам;
народного комиссара внешней торговли;
народного комиссара путей сообщения;
народного комиссара водного транспорта;
народного комиссара почт и телеграфов;
народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции;
председателя Высшего совета народного хозяйства;
народного комиссара земледелия;
народного комиссара труда;
народного комиссара снабжения;
народного комиссара финансов".
9) Ст. 44 Конституции Союза ССР дополнить пунктом "г", изложив его в следующей редакции:
"г) коллегии по транспортным делам".
10) Ст. 45 Конституции Союза ССР изложить в следующей редакции:
"45. Пленарное заседание Верховного суда Союза советских социалистических республик образуется в следующем составе: председатель Верховного суда, его заместитель, председатели пленарных заседаний верховных судов союзных республик, председатели коллегий Верховного суда Союза советских социалистических республик и 4 члена, назначаемые президиумом Центрального исполнительного комитета Союза ССР, в число которых входит один представитель Объединенного государственного политического управления Союза советских социалистических республик. Председатель Верховного суда и его заместитель назначаются президиумом Центрального исполнительного комитета Союза советских социалистических республик".
11) В ст. 51 Конституции Союза ССР:
а) слова: "внешней и внутренней торговли" заменить словами: "внешней торговли";
б) примечание к этой статье исключить;
в) дополнить ее словами: "водного транспорта" и изложить ст. 51 в следующей редакции:
"51. Общесоюзными народными комиссариатами Союза советских социалистических республик являются народные комиссариаты:
по иностранным делам;
по военным и морским делам;
внешней торговли;
путей сообщения;
водного транспорта;
почт и телеграфов".
12) В ст. 52 Конституции Союза ССР:
а) слова: "Центральное статистическое управление" исключить;
б) дополнить ее словами: "Народный комиссариат земледелия" и "Народный комиссариат снабжения" и изложить ст. 52 в следующей редакции:
"52. Объединенными народными комиссариатами Союза советских социалистических республик являются народные комиссариаты:
Высший совет народного хозяйства;
земледелия;
труда;
снабжения;
финансов;
рабоче-крестьянской инспекции".
13) В ст. 67 Конституции Союза ССР:
а) слова: "народного комиссара торговли" заменить словами: "народного комиссара снабжения" и слова: "внешней и внутренней торговли" словами: "внешней торговли";
б) слова: "народного комиссара внутренних дел" и слова: "управляющего Центральным статистическим управлением" исключить;
в) дополнить вторую часть ее словами: "председателя Государственной плановой комиссии", "водного транспорта" и изложить ст. 67 в следующей редакции:
"67. Центральные исполнительные комитеты союзных республик образуют свои исполнительные органы – советы народных комиссаров в составе:
председателя совета народных комиссаров;
заместителей председателя;
председателя Государственной плановой комиссии;
председателя Высшего совета народного хозяйства;
народного комиссара земледелия;
народного комиссара финансов;
народного комиссара снабжения;
народного комиссара труда;
народного комиссара юстиции;
народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции;
народного комиссара просвещения;
народного комиссара здравоохранения;
народного комиссара социального обеспечения,
а также с правом совещательного или решающего голоса, по решению центральных исполнительных комитетов союзных республик, - уполномоченных народных комиссариатов Союза советских социалистических республик по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, водного транспорта, почт и телеграфов".
14) В ст. 68 Конституции Союза ССР:
а) слова: "народные комиссариаты торговли" заменить словами: "народные комиссариаты снабжения";
б) слова: "центральные статистические управления" исключить;
в) дополнить ее словом: "земледелия" и изложить ст. 68 в следующей редакции:
"68. Высшие советы народного хозяйства и народные комиссариаты земледелия, снабжения, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществляют в своей деятельности директивы соответственных народных комиссариатов Союза советских социалистических республик".
15) В ст. 70 Конституции Союза ССР:
слова: "с надписью на шести языках" заменить словами: "с надписью на языках, общеупотребительных в союзных республиках" и изложить ст. 70 в следующей редакции:
"70. Государственный герб Союза советских социалистических республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках, общеупотребительных в союзных республиках: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь". Наверху герба имеется пятиконечная звезда".
Председатель 6-го Съезда советов Союза ССР
М. КАЛИНИН
Секретарь 6-го Съезда советов Союза ССР
А. ЕНУКИДЗЕ
Постановление VII Съезда Советов СССР по докладу о конституционных вопросах. 5.2.1935 г.
Заслушав доклад о конституционных вопросах, VII Съезд Советов Союза ССР постановляет:
I. Одобрить мероприятия правительства Союза ССР по изменению структуры и практики работы центральных органов власти, проведенные им в целях приспособления системы управления к задачам социалистического строительства.
II. Внести в Конституцию (Основной Закон) Союза ССР следующие изменения:
1) Изложить п. "и" ст. 1 Конституции в следующей редакции:
"и) руководство делом транспорта и связи".
2) Изложить ст. 37 Конституции в следующей редакции:
"37. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и образуется Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик в составе:
председателя Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и Совета Труда и Обороны;
заместителей председателя;
председателя Государственной Плановой Комиссии;
народного комиссара по иностранным делам;
народного комиссара обороны Союза Советских Социалистических Республик;
народного комиссара внутренних дел;
народного комиссара внешней торговли;
народного комиссара тяжелой промышленности;
народного комиссара лесной промышленности;
народного комиссара легкой промышленности;
народного комиссара пищевой промышленности;
народного комиссара внутренней торговли;
народного комиссара земледелия;
народного комиссара зерновых и животноводческих совхозов;
народного комиссара путей сообщения;
народного комиссара водного транспорта;
народного комиссара связи;
народного комиссара финансов".
3) Дополнить ст. 39 Конституции вторым абзацем в следующей редакции:
"Состоящая при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик Комиссия советского контроля осуществляет через свой аппарат в центре и через своих представителей в республиках, краях и областях систематический контроль за выполнением решений правительства".
4) Изложить заголовок главы VII Конституции следующим образом:
"О Верховном суде и прокуратуре Союза Советских Социалистических Республик".
5) Изложить п. "б" ст. 43 Конституции в следующей редакции:
"б) рассмотрение и отмена постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик по соображениям противоречия общесоюзному законодательству или поскольку ими затрагиваются интересы других республик".
6) Изложить ст. 44 Конституции в следующей редакции:
"44. Верховный суд Союза Советских Социалистических Республик действует в составе:
а) пленарного заседания;
б) судебно-надзорной коллегии;
в) гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий;
г) военной коллегии;
д) коллегии по транспортным делам;
е) водной транспортной коллегии;
ж) спецколлегии".
7) В ст. 45 Конституции слова: "представитель Объединенного государственного политического управления" заменить словами "представитель Народного комиссариата внутренних дел".
8) Изложить ст. 46 Конституции в следующей редакции:
"46. На прокурора Союза Советских Социалистических Республик возлагается:
а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений ведомств Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик и местных органов власти Конституции Союза Советских Социалистических Республик, постановлениям и распоряжениям правительства Союза Советских Социалистических Республик;
б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями;
в) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза Советских Социалистических Республик;
г) надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий Народного комиссариата внутренних дел и его органов;
д) общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик;
е) опротестование решений Верховного суда Союза Советских Социалистических Республик в случаях несогласия с ними в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
Прокурор Союза Советских Социалистических Республик назначается Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик; заместители прокурора утверждаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
Прокурор Союза Советских Социалистических Республик ответственен перед Советом Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом".
9) В ст. 49 Конституции слова: "образуются двенадцать народных комиссариатов" заменить словами: "образуются пятнадцать народных комиссариатов".
10) Изложить ст. 51 Конституции в следующей редакции:
"51. Общесоюзными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик являются народные комиссариаты:
по иностранным делам;
обороны Союза Советских Социалистических Республик;
внутренних дел;
внешней торговли;
тяжелой промышленности;
лесной промышленности;
легкой промышленности;
пищевой промышленности;
зерновых и животноводческих совхозов;
путей сообщения;
водного транспорта;
связи".
11) Изложить ст. 52 Конституции в следующей редакции:
"52. Объединенными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик являются народные комиссариаты:
земледелия;
внутренней торговли;
финансов".
12) Изложить ст. 53 Конституции в следующей редакции:
"53. Общесоюзные народные комиссариаты Союза Советских Социалистических Республик имеют при союзных республиках своих уполномоченных, непосредственно им подчиненных, или иные непосредственно им подчиненные органы".
13) Изложить ст. 56 Конституции в следующей редакции:
"56. При каждом народном комиссариате организуется Совет, в составе которого обеспечивается не менее половины представителей местных органов и предприятий".
14) Ст. ст. 57 и 61 - 63 Конституции исключить.
15) Изложить ст. 67 Конституции в следующей редакции:
"67. Центральные исполнительные комитеты союзных республик образуют свои исполнительные органы – советы народных комиссаров в составе:
председателя совета народных комиссаров;
заместителей председателя;
председателя государственной плановой комиссии;
народного комиссара земледелия;
народного комиссара финансов;
народного комиссара местной промышленности;
народного комиссара коммунального хозяйства;
народного комиссара внутренней торговли;
народного комиссара юстиции;
народного комиссара просвещения;
народного комиссара здравоохранения;
народного комиссара социального обеспечения,
а также с правом совещательного или решающего голоса, по решению центральных исполнительных комитетов союзных республик – уполномоченных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик по иностранным делам, обороны, внешней торговли, тяжелой промышленности, лесной промышленности, легкой промышленности, пищевой промышленности, зерновых и животноводческих совхозов, водного транспорта и связи.
Во всех союзных республиках, кроме Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в состав совета народных комиссаров входит народный комиссар внутренних дел; в состав Совета Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики входит уполномоченный Народного комиссариата внутренних дел Союза Советских Социалистических Республик".
16) Изложить ст. 68 Конституции в следующей редакции:
"68. Народные комиссариаты земледелия, внутренней торговли и финансов союзных республик, подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществляют в своей деятельности директивы соответственных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик".
III. Поручить Центральному Исполнительному Комитету Союза ССР издать новый текст Конституции (Основного Закона) Союза ССР со включением в него изменений, внесенных ст. II настоящего Постановления, и с соответственным изменением нумерации глав и статей.
Председатель VII Съезда Советов Союза ССР
М. КАЛИНИН
[1] Калинин Михаил Иванович (1875-1946) – государственный деятель. Рабочий, с 1898 социал-демократ, с 1903 большевик. Неоднократно арестовывался и ссылался. В феврале 1917 один из руководителей захвата Финляндского вокзала и тюрьмы "Кресты". Гласный городской думы, председатель Лесновско-Удельнинской районной управы, председатель завкому Трубочного завода. После Октябрьского переворота член коллегии наркомата продовольствия, городской голова Петрограда (ноябрь 1917 – март 1918), член Учредительного собрания, в 1918-1919 комиссар городского хозяйства Петроградской коммуны и Северной области. В 1919-1938 председатель ВЦИК, в 1922-1938 – ЦИК СССР, в 1938-1946 – президиума Верховного совета СССР.[2] Енукидзе Авель Сафронович (1877-1937) – революционер и государственный деятель. С 1899 социал-демократ, с 1903 большевик. Неоднократно арестовывался и ссылался. С 1916 участник I мировой войны, рядовой. В 1917 член ВЦИК и Петроградского ВРК. В 1917-1918 заведующий военным отделом ВЦИК, в 1918-1924 секретарь ВЦИК, в 1922-1935 секретарь ЦИК СССР. Возражал против подготовки расстрела Зиновьева и Каменева, из-за этого утратил доверие Сталина. В 1935 был обвинен в халатности, из-за которой среди обслуги Кремля возник "террористический заговор", а также в "бытовом разложении" (педофилии). Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда за участие в "Правотроцкистском центре", шпионаж, подготовку терактов и государственного переворота. В 1959 реабилитирован.