Законы о подрядах и поставках. 1921-1922 гг.
Предлагаемые документы связаны с разрешением в связи с введением нэпа частного предпринимательства и регламентирует условия размещения государственных заказов. Их отличительной особенностью является наличие многочисленных гарантий против злоупотреблений подрядчиков и полное отсутствие таковых на случай злоупотреблений государства.
Декрет СНК о государственных подрядах и поставках (Положение). 30.9.1921 г.
I. Порядок сдачи подряда и поставки
1. Сдача поставки и подряда органами государства производится путем публичных торгов, о дне и условиях коих заблаговременно публикуется во всеобщее сведение.
Примечание. Порядок публичных торгов определяется особой инструкцией, издаваемой народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции по соглашению с Высшим советом народного хозяйства, народным комиссариатом путей сообщения, народным комиссариатом финансов, народным комиссариатом продовольствия и народным комиссариатом по военным делам.
2. Договор подряда или поставки, совершаемый от имени государства, должен быть зарегистрирован в губернском отделе или уездном бюро юстиции.
3. Если цена договора превышает 500.000.000 руб., договор должен быть утвержден губернским экономическим совещанием или областным экономическим советом по принадлежности; если цена договора превышает 1.000.000.000 рублей, договор утверждается соответствующим народным комиссариатом по заключению губернского экономического совещания.
Примечание. органами народного комиссариата путей сообщения и народного комиссариата по военным делам, территория коих не совпадает с общеадминистративным делением на губернии и области, договоры до 30.0000.000 руб. включительно заключаются самостоятельно с соблюдением ст. 2 Положения; договоры на сумму свыше 30.000.000 рублей утверждаются народным комиссариатом путей сообщения и народным комиссариатом по военным делам по принадлежности.
II. Отношения между государством и подрядчиком
4. По договору подрядчик обязуется на свой страх и риск выполнить определенное задание государственного учреждения или предприятия (возведение и ремонт сооружений, заготовку дров, перевозку и т.п.), последнее же обязуется дать определенное вознаграждение за выполнение задания.
5. Подрядчик обязан выполнить задание в определенный договором срок, причем работа должна удовлетворять как выраженным в контракте условиям, так и нормальным техническим требованиям.
6. При отсутствии иного соглашения подрядчик обязан за свой счет обеспечить работы необходимыми приспособлениями – орудиями, инструментами и материалами.
7. Подрядчик обязан принять все меры к полной сохранности вверенного ему государством имущества и несет имущественную ответственность за всякое упущение, повлекшее за собой гибель, пропажу или повреждение означенного имущества.
8. В случае отпуска государственными органами недоброкачественного материала или при наличии других обстоятельств, вредящих прочности или годности работы, подрядчик обязан своевременно в письменной форме предупредить о них учреждение, сдавшее подряд, и одновременно рабоче-крестьянскую инспекцию, которые назначают комиссию для проверки заявления.
9. Если обязанность, указанная в ст. 8, подрядчиком не выполнена, он отвечает за убытки, понесенные государством вследствие указанных в ст. 8 обстоятельств.
10. Подрядчик, производящий работу из своего материала, отвечает за доброкачественность такового.
11. Просрочка со стороны подрядчика в выполнении подряда дает государству право либо отступиться от договора и взыскивать убытки, причиненные неисполнением, либо, не расторгая договора, взыскивать убытки, причиненные просрочкой, и условленную неустойку.
12. Если подрядчик не приступает к исполнению договора своевременно или настолько медленно выполняет работы, что исполнение всей работы к сроку становится очевидно невозможным, сдавший подряд государственный орган имеет право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков и уплаты неустойки.
13. Если во время исполнения работы станет очевидным, что она по вине подрядчика не будет исполнена надлежащим образом, государственный орган, сдавший подряд, образует комиссию с участием рабоче-крестьянской инспекции и сведущих лиц и назначает подрядчику соответственный срок для устранения недостатков и при неисполнении требуемого в срок либо может расторгнуть договор, либо произвести хозяйственным или подрядным способом за счет неисправного подрядчика исправление или окончание работы.
14. Если в выполненной работе окажутся существенные недостатки или отступления от договора, сдавший подряд государственный орган может отказаться от принятия работы и в случае вины подрядчика потребовать вознаграждения за убытки и уплату неустойки.
15. При наличии менее существенных недостатков орган государства вправе требовать безвозмездного исправления работы либо соответствующей сбавки цены с подряда.
16. Подрядчик, пользующийся наемным трудом, обязан соблюдать все законы о труде и страховании рабочих, а также соответствующие постановления Всероссийского центрального совета профессиональных союзов и его органов.
17. В случае неуплаты в срок подрядчиком рабочим заработанного ими вознаграждения орган, сдавший подряд, вправе удовлетворять рабочих при бесспорности их требования из сумм, причитающихся к выдаче подрядчику.
18. По выполнению работы подрядчиком орган государства обязан принять ее, произведя при участии рабоче-крестьянской инспекции и сведущих лиц осмотр и испытание сделанной работы в условленный договором срок.
19. Государство уплачивает вознаграждение подрядчику по сдаче всей работы, если по договору не условлена выплата вознаграждения по частям, по мере сдачи частей работы.
20. Вознаграждение, уплачиваемое государством подрядчику, определяется установленной в договоре ценой (в деньгах или натурой). Оплата подрядов и форма процентного начисления на расходы, понесенные подрядчиком, по выполнению работы не допускается.
21. Риск за случайную гибель материала до сдачи работы несет сторона, поставляющая материал.
Если гибель материала (транспортируемого имущества) произошла по вине или по упущению другой стороны, последняя отвечает за убытки.
III. Отношение между государством и поставщиком
22. В силу договора поставки поставщик (продавец) обязуется доставить государству к определенному сроку известное количество движимых вещей (товаров), определенных родовыми признаками, а государство обязуется уплатить условную цену в деньгах или натуре.
23. Поставщик обязан поставить товар условленного качества и отвечает перед государством за недостатки, уменьшающие цену или пригодность товара.
24. Обнаруженные в поставленном товаре недостатки дают государству право или расторгнуть договор, или требовать соответствующего уменьшения покупной цены либо замены поставленных вещей вещами надлежащего качества, или наконец приобрести таковые за счет продавца, а равно требовать установленной в договоре неустойки.
25. Если недостатком обладает лишь часть поставленных вещей, легко отделимая от остальной части, то последствия, указанные в ст. 24, распространяются только к этой части.
26. Учреждение или предприятие, заключающее договор о поставке, обязано, по доставлению вещей продавцом в условное место приемки, принять их по надлежащему осмотру при участии рабоче-крестьянской инспекции и сведущих лиц в установленный договором срок.
27. О недостатках, которые не могли быть замечены при приемке вещей, как то: крытая упаковка и т.д., учреждение или предприятие, принявшее или использующее поставленные вещи, должно уведомить продавца немедленно по обнаружению недостатков.
В этом случае наступают последствия, указанные в ст. ст. 24 и 25.
28. Государство уплачивает поставщику покупную цену не позднее месяца по осмотру и принятию товара.
Просрочка в уплате покупной цены дает поставщику право требовать уплаты договорной цены в размере не свыше 5% в месяц покупной цены.
IV. Финансирование государством подрядчика и поставщика
29. Учреждение или предприятие, сдавшее подряд или поставку, могут авансировать подрядчика или поставщика условными в договоре суммами, но не свыше 25% цены договора; выданный аванс погашается удержаниями из платежей в размере и в сроки, указанные договором.
V. Обеспечение исполнения договора подрядчиком и поставщиком
30. В обеспечение подрядов и поставок подрядчики должны вносить залог в размере 10-процентной стоимости подряда или поставки, причем в качестве налога могут быть предоставлены кроме ценностей, каковые будут признаны Государственным Хранилищем Ценностей удобными для принятия в обеспечение, строения и проч. имущество по соглашению с учреждением, передающим подряд или доставку.
31. В обеспечение исполнения договора государство имеет право преимущественного перед другими кредиторами удовлетворения из имущества подрядчика или поставщика, в первую очередь из имущества служащего для выполнения подряда и из имущества, находящегося в предприятии поставщика.
32. В договор государственного подряда или поставки должно включаться условие о неустойке как на случай просрочки, так и на случай неисполнения договора подрядчиком (поставщиком).
33. Недобросовестный подрядчик или поставщик независимо от имущественной ответственности несет ответственность в уголовном порядке.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Н. ГОРБУНОВ
Секретарь
Л. ФОТИЕВА
Декрет СНК об изменении положения о государственных подрядах и поставках. 4.7.1922 г.
Во изменение Положения о государственных подрядах и поставках (Собр. Узак., 1921, № 69, ст. 549) и в отмену постановления Совета Народных Комиссаров от 23 января 1922 г. о порядке заключения органами Народного комиссариата путей сообщения договоров о подрядах и поставках (Собр. Узак., 1922, № 11, ст. 99) Совет Народных Комиссаров постановил:
А. Принять раздел I Положения о государственных подрядах и поставках в следующей редакции:
I. Порядок сдачи подряда и поставки
1. Сдача подряда и поставка органами государства, в том числе и снятыми с государственного снабжения, производится путем публичных торгов, о дне и условиях коих заблаговременно публикуется во всеобщее сведение.
Примечание 1. Порядок публичных торгов определяется особой инструкцией, издаваемой Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции по соглашению с Высшим советом народного хозяйства, Народным комиссариатом путей сообщения, Народным комиссариатом финансов, Народным комиссариатом продовольствия, Народным комиссариатом по военным делам, Народным комиссариатом земледелия.
Примечание 2. Сдача подряда и поставки на сумму не свыше ста тысяч рублей дензнаками 1922 г. допускается и без производства торгов.
2. Договоры на сумму не свыше 500.000 р. образца 1922 г. заключаются государственными учреждениями и предприятиями самостоятельно. Договоры на сумму от 500.000 до 3.000.000 р. должны утверждаться отделом губернского (областного) исполнительного комитета, коему подведомственно сдающее подряд (поставку) учреждение или предприятие. Договоры на сумму свыше 3.000.000 р. должны утверждаться соответствующими народными комиссариатами.
Договор, утвержденный надлежащим порядком, считается вступившим в силу со дня его заключения.
Примечание 1. Местные органы Народного комиссариата путей сообщения и Народного комиссариата по военным делам, коим предоставлено право вступать в договоры подряда и поставки, заключают такие договоры на сумму до 3.000.000 р. обр. 1922 г. самостоятельно, а свыше 3.000.000 р. – с утверждения Народного комиссариата путей сообщения и Народного комиссариата по военным делам по принадлежности. Права правлений железных дорог, образующихся на основании постановления Совета труда и обороны от 31 мая 1922 г. (Собр. Узак., № 37, ст. 444), определяются упомянутым постановлением.
Примечание 2. В случаях стихийных бедствий договоры на производство неотложных работ по борьбе с упомянутыми бедствиями могут заключаться местными органами и без соблюдения требования ст. 2 и примечания к ней 1-го с немедленным уведомлением органа, коему надлежало бы представить договор на утверждение.
Примечание 3. Снятые полностью с государственного снабжения предприятия и объединения предприятий (тресты) заключают договоры подряда и поставки в порядке, предусмотренном утвержденными положениями о них.
3. Об утверждении или отказе в утверждении договора согласно предыдущей статье подрядчик (поставщик) должен быть уведомлен в течение 10 дней со дня заключения договора и при утверждении его губернскими органами в течение 20 дней при утверждении его центральным органом.
В течение указанных сроков подрядчик (поставщик) не вправе отказаться от принятых им условий договора или требовать их изменения.
4. Правила сего Положения распространяются и на те случаи, когда обе договаривающиеся стороны являются органами государства.
Б. Ст. 26 Положения принять в следующей редакции:
26. По доставлении вещей поставщиком в указанное договором, а при отсутствии указания – в определяемое по смыслу договора место государственный орган, заключивший договор, обязан принять вещи по надлежащем осмотре их при участии рабоче-крестьянской инспекции и сведущих лиц в установленный договором срок.
В. Ст. ст. 28, 29 и 30 Положения принять в следующей редакции:
28. Государственный орган обязан произвести расчет с поставщиком не позже 2-х недель по принятии товара, если иное не установлено договором.
29. Учреждение или предприятие, сдавшее подряд (поставку), может авансировать подрядчика (поставщика) условленными в договоре суммами в соответствии с организационными и подготовительными расходами, действительно потребными для выполнения договора подряда (поставки), но не свыше 25% цены договора.
30. В обеспечение подрядов и поставок подрядчики и поставщики должны вносить залог в размере 10% цены договора. Залог может быть представлен как самим контрагентом по договору подряда (поставки), так и другими лицами.
Примечание. От внесения залога могут быть освобождаемы выступающие в качестве подрядчиков и поставщиков государственные учреждения и предприятия, а равно всероссийские, областные и губернские кооперативные объединения.
За председателя Совета Народных Комиссаров
А. ЦЮРУПА
За управляющего делами Совета Народных Комиссаров
В. СМОЛЬЯНИНОВ
Секретарь Совета Народных Комиссаров
Л. ФОТИЕВА