Постановление Временного правительства о производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях. 1917 г.
В соответствии со своей декларацией (см. выше) Временное правительство вскоре после прихода к власти начало демократизацию местного самоуправления. Первым соответствующим законом стал предлагаемый документ, изданный 15.4.1917 г. Он предусматривал выборы городских дум всеобщим (в т.ч. для женщин), равным, прямым и тайным голосованием по пропорциональной системе. При этом допускалось выдвижение кандидатов, не имевших отношения к городу. В результате в крупных городах многие гласные были партийными деятелями, не интересующимися городскими проблемами. Другая часть постановления (не приводится) предусматривала деление крупных городов на участки, имеющие собственное самоуправление.
На основании этого закона в мае – июне 1917 г. прошли выборы в участковые и городские думы. Они были разогнаны большевиками в конце 1917 – начале 1918 гг. Во время Гражданской войны городские думы на короткое время восстанавливались отдельными белыми правительствами.
Временное правительство постановило:
I. Статьи 22-57 раздела I и статьи 17-48 раздела II Положения об общественном управлении городов (Св[од] зак[онов], Т. II, изд[ания] 1915 г.) отменить.
II. Впредь до издания нового закона об общественном управлении городов установить прилагаемые при сем: 1) Временные правила о производстве выборов гласных городских дум в городах, в коих действует Городовое положение 11 июня 1892 года, а также в городах Петрограде и Ташкенте, и 2) Временные правила об участковых городских управлениях[1].
III. В городских поселениях, в коих действует упрощенное городское общественное управление на основании правил, приложенных к статье 22 Городового положения (Св[од] зак[онов], Т. II, Положения об общественном управлении городов, изд[ания]1915 г., раздел I), ввести учреждения городского общественного управления, указанные в статьях 21 и 92 того же Положения. Избрание гласных городских дум в сих поселениях допустить на основании означенных в 1 пункте предыдущего (II) отдела Временных правил.
IV. Все находящиеся на рассмотрении подлежащих учреждений дела по выборам гласных городских дум (городских уполномоченных) в городах, указанных в отделе II, за исключением дел об ответственности за неправильные действия по выборам, производством прекратить.
Подписали:
Министр-председатель князь Львов[2]
Министр иностранных дел П. Милюков[3]
Министр народного просвещения А. Мануйлов[4]
Государственный контролер Ив. Годнев[5]
Министр торговли и промышленности А. Коновалов[6]
Министр земледелия А. Шингарев[7]
Обер-прокурор Святейшего синода В. Львов[8]
Министр путей сообщения Н. Некрасов[9]
Министр финансов М. Терещенко[10]
Управляющий делами Временного правительства Влад. Набоков[11]
Приложение 1 к отделу II Временных правил о производстве выборов гласных городских дум
1. В городских поселениях, в коих действует Городовое положение 11 июня 1892 года[12] (Свод законов, т. II, Положения об общественном управлении городов, изд. 1915 г., разд. I), а также в городах Петрограде и Ташкенте городские управы (городские старосты) немедленно по обнародовании сего Постановления приступают к составлению избирательного по городу списка для производства выборов гласных в городскую думу, не ожидая истечения срока полномочий гласных (городских уполномоченных), избранных на основании действующих законоположений. Одновременно с сим городские управы (городские старосты) делают, в случае надобности, постановления о разделении городского поселения для удобства подачи голосов на отдельные избирательные участки.
2. Гласные городской думы избираются на срок до 1 января 1919 года. Число гласных в городах определяется расписанием, при сем приложенным[13].
3. Правом участия в выборах гласных пользуются российские граждане обоего пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие ко времени составления избирательных списков двадцати лет, если они во время составления избирательных списков проживают в данном городе, либо имеют в городе домашнее обзаведение, или состоят там на службе, или же имеют иные связанные с городом определенные занятия.
Лица, состоящие на военной службе, принимают участие в выборах на общих основаниях.
4. Из лиц, удовлетворяющих условиям, указанным в предыдущей (3) статье, в городских выборах не участвуют: 1) высшие в пределах губернии, области, градоначальства и соответствующего уезда представители административной власти и их заместители и помощники, 2) лица, состоящие в пределах губернии (области) или градоначальства на службе по местной милиции (полиции), 3) лица монашествующие и 4) лица, признанные в установленном законом порядке безумными, сумасшедшими и глухонемыми.
5. Приговоренные судом к наказаниям, соединенным с лишением или ограничением прав состояния, и осужденные по суду за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку или принятие в заклад, в виде промысла, заведомо краденного или полученного чрез обман имущества; подлог, ростовщичество, лихоимство и лиходательство[14], а также осужденные по суду за преступные деяния против избирательного права (ст. 29 сих Правил) лишаются права участия в выборах до истечения трех лет по отбытии наказания.
6. В гласные и кандидаты могут быть избираемы не только лица, пользующиеся правом участия в выборах, но и все прочие лица, хотя и не проживающие в городе и не имеющие там домашнего обзаведения, службы или занятий (ст. 3), но удовлетворяющие остальным требованиям, установленным для участия в выборах.
7. Каждое городское поселение составляет один избирательный округ, хотя бы округ этот и был подразделен для удобства подачи голосов на отдельные избирательные участки (ст. 1).
8. Избирательный по городу список составляется городскою управою (городским старостою) не позже двух недель со дня обнародования сего Постановления.
9. Составленный городскою управою (городским старостою) избирательный список предъявляется для всеобщего обозрения способом, обеспечивающим доступность этого обозрения.
10. В течение пяти дней со дня предъявления избирательного списка для всеобщего обозрения высший представитель местной административной власти может заявлять протесты, а избиратели могут подавать жалобы на неправильности или неполноту этого списка. Означенные протесты и жалобы подаются в городскую управу (городскому старосте), которая рассматривает их в пятидневный срок и о последовавших решениях объявляет лицам, их подавшим. Если в этот срок уведомления от управы по жалобам и протестам не последует, а также в случаях отказа в удовлетворении протеста или жалобы лица, их подавшие, имеют право в трехдневный срок обратиться с протестом или жалобою в подлежащую инстанцию административного суда, которою они рассматриваются в пятидневный срок. Решения суда по сим делам подлежат исполнению, но могут быть обжалованы Правительствующему сенату. Жалобы эти приносятся и принимаются к рассмотрению лишь при обжаловании правильности выборов в порядке статьи 32 и одновременно с таким обжалованием.
11. Избирательный список, по исправлении его порядком, указанным в ст. 10, не позднее как за две недели до дня наступления выборов, вновь предъявляется для всеобщего обозрения способом, обеспечивающим доступность обозрения.
К означенному в сей (11) статье списку присоединяются составляемые подлежащими воинскими частями и ими проверенные списки лиц, состоящих, на военной службе и имеющих право участия в выборах (ст. 3).
12. Лица, не внесенные в избирательный список или утратившие избирательные права до производства выборов (ст. 4 и 5), в выборах не участвуют.
13. Выборы производятся в один из воскресных или праздничных дней по постановлению о том городской думы (собрания уполномоченных). При разделении города на избирательные участки выборы производятся одновременно по всем участкам. Избирательные комиссии для подачи избирательных записок (ст. 15 и 16) открыты в день выборов с девяти часов утра до девяти часов вечера. О дне, часе и месте выборов городской голова не позднее как за две недели до производства их объявляет во всеобщее сведение способом, установленным городскою думою (собранием уполномоченных).
14. Не позже, чем за десять дней до выборов избирателям предоставляется заявлять городскому голове (городскому старосте) списки предлагаемых к баллотировке кандидатов в гласные, выразивших желание баллотироваться. Число указываемых в списке кандидатов не должно превышать общего числа гласных, подлежащих избранию в данном городе; в списках с большим числом излишние кандидаты, стоящие последними в списке, в счет не принимаются.
Списки должны быть подписаны таким числом избирателей, которое составляло бы не менее половины числа гласных, подлежащих избранию в данном городе (ст. 2). Каждый избиратель может подписать только один какой-либо список кандидатов в гласные.
Заявленные списки, удовлетворяющие означенным в сей (14) статье условиям, городским головою (городским старостою) нумеруются в порядке их поступления и с такою нумерациею, а также с обозначением, по желанию заявителей, партии или группы, от которой они предложены, объявляются во всеобщее сведение не позднее как за семь дней до производства выборов установленным городскою думою (собранием городских уполномоченных) способом.
15. Для производства выборов гласных образуется городская избирательная комиссия под председательством городского головы (городского старосты). В состав этой комиссии городской голова приглашает трех лиц из среды избирателей. Кроме того, в состав комиссии от каждой группы избирателей, подавшей список предлагаемых к баллотировке кандидатов в гласные (ст. 14), в избирательную комиссию входит первый подписавший список кандидатов, если лица, входящие в состав группы, не изберут для этого из своей среды особое лицо.
16. При производстве выборов по участкам кроме городской избирательной комиссии (ст. 15) образуется для каждого избирательного участка участковая избирательная комиссия. Городской голова (городской староста) председательствует в одной из этих комиссий по своему усмотрению. Председатели прочих избирательных комиссий приглашаются городским головою из числа избирателей. В состав участковой избирательной комиссии председатель комиссии приглашает трех лиц из среды избирателей. Кроме того, в состав комиссии могут входить по одному лицу, избранному из своей среды каждою группою избирателей, подавшею список предлагаемых к баллотировке кандидатов в гласные (ст. 14).
17. Личность каждого избирателя удостоверяется избирательною карточкою, в которой прописываются имя, отчество и фамилия избирателя и указывается место производства выборов и которую каждый избиратель должен получить в городской управе. Председатель избирательной комиссии обязан устранять от выборов тех лиц, которые, по имеющимся у него сведениям, не пользуются правом участия в них. До начала выборов прочитываются статьи 3-5 сих Временных правил с объяснением избирателям, что незаконно принявшие участие в выборах подвергаются наказаниям, определенным в уголовном законе (ст. 29).
18. Никто не может иметь на выборах более одного голоса.
19. Выборы производятся подачею голоса избирателем только за один из списков заявленных кандидатов в гласные (ст. 14). Выборы эти производятся закрытою подачею голосов, посредством подачи избирательных записок.
20. В каждой избирательной записке должен быть указан номер того заявленного списка кандидатов в гласные, за который избиратель подает свой голос. Записки вкладываются избирателями в непрозрачные одноцветные без каких-либо пометок конверты, заготовленные городскою управою и снабженные ее печатью, заклеиваются и лично вручаются избирателями в открытом заседании комиссии ее председателю, который опускает их в присутствии избирателей в опечатанный ящик. Несоответствующие этим требованиям записки, а также записки с помарками и исправлениями при подсчете голосов во внимание не принимаются.
21. Надзор за порядком во время производства выборов принадлежит председателю избирательной комиссии, который обязан наблюдать за тем, чтобы в помещении, в коем открыто заседание комиссии, производились лишь выборы, не допуская при этом нарушения свободы и правильности выборов, а также предвыборной агитации.
22. На следующий день после подачи записок и в назначенный час участковые избирательные комиссии – если выборы производились по участкам – в присутствии явившихся избирателей производят в открытом заседании подсчет поданных за каждый заявленный список голосов. Результаты подсчета отмечаются на особом листе, который подписывается председателем и членами комиссии и в тот же день представляется в городскую избирательную комиссию.
23. Городская избирательная комиссия на следующий день после производства ею выборов по всему избирательному округу – если город не делился на избирательные участки – или же на следующий день после представления ей выборных производств участковыми избирательными комиссиями в назначенный час производит в открытом заседании в присутствии явившихся избирателей подсчет поданных за каждый заявленный список голосов по всему избирательному округу, отмечая результаты подсчета на особом листе, подписываемом председателем и членами комиссии.
24. Общее число гласных, подлежащих избранию во всем избирательном округе (ст. 2), распределяется между заявленными списками (ст. 14) пропорционально числу голосов, поданных на выборах за каждый из этих списков.
25. Для определения числа гласных, причитающихся на каждый из заявленных списков, общее число подлежащих избранию гласных, умноженное на число поданных за данный список голосов, делится на число голосов, поданных во всем избирательном округе за все списки. Полученными от таких делений цифрами (частное) определяется количество гласных, избранных по каждому списку. В состав гласных из каждого списка зачисляется, в порядке записи в нем кандидатов, начиная с первого, такое количество их, какое соответствует полученному от деления частному. Если в полученных частных будут находиться целые числа с дробями или же только дроби, вследствие чего до общего числа подлежащих избранию гласных, сравнительно с числом избранных, будет недоставать одного или нескольких гласных, то частные с дробями располагаются в порядке относительной величины дробей, начиная с большей, и недостающее число гласных распределяется между списками, коим соответствуют наибольшие дроби, по одному на каждый список.
26. Если в одном или нескольких из заявленных списков кандидатов в гласные число этих кандидатов окажется менее числа гласных, которое по сделанному на основании предыдущей (25) статьи расчислению должно быть взято из соответственных списков, то из списков этих в гласные зачисляются все указанные в нем кандидаты; остающееся же нераспределенным число гласных распределяется между остальными списками порядком, указанным в статье 25, с тем лишь различием, что при производстве расчета подлежащий распределению остаток, умноженный на число голосов, поданных за соответствующий список, делится не на число голосов, поданных за все списки, а на число голосов, поданных лишь за списки, между коими производится распределение.
27. По установлении общего числа избранных гласных и по составлении списка их избирательная комиссия всех остальных лиц, значащихся в заявленных списках и не вошедших в список гласных, заносит в список кандидатов к гласным, распределяя их по соответствующим заявленным спискам в том порядке старшинства, в каком они последовательно в списках этих занесены.
28. В избирательных комиссиях секретарями их, приглашаемыми председателями комиссий из числа избирателей, ведутся протоколы, в которые заносятся: время открытия и закрытия заседаний комиссий, число избирателей, принявших участие в голосовании, сделанные избирателями заявления, распоряжения председателей и постановления комиссий. По окончании выборов протокол вместе с выборным листом прочитывается в открытом заседании комиссии, подписывается председателем и членами комиссии и скрепляется секретарем.
29. Лица, виновные в совершении деяний, имеющих целью нарушение свободы и правильности выборов гласных в городские думы, подлежат ответственности по статьям 3281-3287 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (по Прод. 1912 г.).
30. По окончании производства выборов избирательные комиссии закрываются и все выборное производство с относящимися к нему документами и выборными листами в течение двух суток направляется к высшему представителю местной административной власти, который в семидневный срок может заявить свои протесты в подлежащую инстанцию административного суда.
31. Жалобы на допущенные при выборах неправильности могут быть подаваемы только лицами, имеющими право участия в выборах, и притом в течение трех дней со дня окончания их. Жалобы эти подаются в подлежащую инстанцию административного суда.
32. Протесты и жалобы, означенные в статьях 30 и 31, административный суд рассматривает в семидневный срок со дня получения им выборного производства. Если в результате такого рассмотрения суд признает произведенные выборы во всей их совокупности неправильными – он постановляет об отмене их. Городская управа по получении решения суда по сему делу постановляет о производстве в течение месячного срока новых выборов.
В случае признания судом неправильным избрания отдельных гласных они исключаются городскою управою из списка гласных и заменяются очередными кандидатами по соответствующему списку кандидатов к гласным (ст. 27).
Решения суда по означенным в сей (32) статье делам подлежат исполнению, но могут быть обжалованы Правительствующему сенату в месячный срок со дня объявления решения суда.
33. По заключении выборного производства городскою управою составляется окончательный список гласных и кандидатов к ним по каждому из заявленных избирателями списков. Список гласных и кандидатов обнародуется в местных губернских или соответствующих им ведомостях, а также может оглашаться во всеобщее сведение и другими способами, определенными городскою думою (собранием уполномоченных).
34. Подробности порядка производства выборов, не предусмотренные настоящими Временными правилами, определяются наказом, издаваемым министром внутренних дел и обнародуемым во всеобщее сведение Правительствующим сенатом[15].
35. В случае отмены Правительствующим сенатом выборов всего состава гласных назначаются новые выборы на основании установленных выше правил. Избранная в порядке настоящей (35) статьи городская дума исполняет свои обязанности в течение срока, указанного в ст. 2 сих правил.
36. Постановления городской думы, состоявшиеся до дня получения городским головою извещения об отмене выборов всего состава думы, сохраняют свою силу. Должностные лица, избранные думою отмененного состава, сохраняют свои полномочия впредь до вступления в отправление своих обязанностей должностных лиц, избранных думою нового состава.
37. В случае отмены Правительствующим сенатом выборов части состава гласных недостающая часть пополняется кандидатами к гласным, зачисленными по тем спискам, по которым зачислены были устраненные правительствующим сенатом гласные.
Подписали: министр-председатель князь Львов
Управляющий делами Временного Владимир Набоков
Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем сенате. Отдел первый. 1 мая 1917 г. № 95. Ст. 529. С. 805-832.
[1] Не приводится.[2] Львов Георгий Евгеньевич, кн. (1861-1925) – потомок ярославской ветви Рюриковичей, тульский помещик, председатель Тульской губернской земской управы (1902-1905), во время русско-японской войны был главноуполномоченным общеземской организации, руководил созданием и действиями передвижных медицинских и питательных пунктов. Участвовал в земско-либеральном движении, в 1905-1906 входил в кадетскую партию. В 1906 был членом I Государственной думы и председателем ее комиссии по оказанию продовольственной помощи населению. В 1914-1917 главноуполномоченный Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам, в 1915-1917 председатель комитета объединенного Земгора. Со 2.3 по 7.7.1917 министр-председатель и министр внутренних дел. Был выдвинут кадетской партией, стремившейся использовать организаторские способности Львова, оставив за собой политическое руководство. На этих постах из-за толстовских убеждений Львов практически бездействовал. Подал в отставку из-за ультиматума министров-социалистов о роспуске Думы и т.п. В 1918 арестовывался большевиками, бежал и выехал за границу.[3] Милюков Павел Николаевич (1859-1843) – политический деятель и историк. Работал приват-доцентом русской истории Московского университета (1886-1895), был уволен, арестован и выслан из Москвы за прочтение публичных лекций радикального содержания. Занимался публицистикой, с 1906 соредактор газеты "Речь", один из организаторов кадетской партии, ее лидер (в 1906-1907 товарищ председателя, в 1907 и 1915-1918 – председатель ЦК). Член III и IV Государственных дум, председатель кадетской фракции. В 1917 был членом Временного комитета Думы и министром иностранных дел (2.3-2.5). Считал необходимым вступление вел. кн. Михаила на престол. Подписанная Милюковым нота с заявлением в о верности России союзническим обязательствам вызвала возмущение социалистов, политический кризис и отставку министра. В 1918 эмигрировал. [4] Мануйлов Александр Аполлонович (1861-1929) – экономист и политик, приват-доцент (1895-1901), экстраординарный (1901-1903) и ординарный (1903-1911) профессор политэкономии и статистики Московского университета, его ректор (1905-1911), член Государственного совета (1907-1911). Входил в кадетскую партию, в 1907-1914 член ее ЦК. Уволен из университета за противодействие силовому подавлению студенческих волнений. С 1911 преподавал в других вузах. Министр народного просвещения (2.3-2.7.1917), ушел в отставку из-за выхода кадетской партии из правительства в знак протеста против введения автономии Украины. В советское время продолжал преподавательскую работу, с 1924 был членом правления Госбанка, участвовал в разработке денежной реформы.[5] Годнев Иван Васильевич (1854-1919) – врач и политический деятель, уфимский и казанский помещик. В 1878-1886 ординатор клиники Казанского университета, с 1886 его приват-доцент частной патологии и терапии, одновременно занимался частной практикой, был городским и земским гласным, членом губернского присутствия по земским и городским делам. Член III и IV Государственных дум, октябрист (с 1914 левый октябрист), с 1909 председатель думской комиссии по исполнению государственной росписи (бюджета). Государственный контролер Временного правительства (2.3-7.7.1917), ушел в отставку вместе с кн. Г.Е. Львовым из-за несогласия с ультиматумом министров-социалистов. [6] Коновалов Александр Иванович (1875-1949) – крупный текстильный фабрикант и землевладелец, совладелец и председатель правления (с 1897) товарищества "Иван Коновалов с сыном", гласный городской думы Москвы (1908-1917), в 1905 один из организаторов Торгово-промышленной партии, затем входил в Партию мирного обновления. Член IV Государственной думы, прогрессист, с 1912 член ЦК Партии прогрессистов, товарищ председателя Думы (1913-1914), политический масон. В 1917 был членов Временного комитета Думы. Министр торговли и промышленности (2.3-18.5.1917). Подал в отставку из-за несогласия с усилением государственного регулирования экономики и вмешательством рабочих организаций в управление предприятиями. Летом 1917 вступил в кадетскую партию, выступал за сепаратный мир. Товарищ министра-председателя и министр торговли и промышленности (25.9-26.10.1917), утром 25.10 в связи с отъездом Керенского исполнял обязанности министра-председателя. Арестован большевиками, в 1918 освобожден, вскоре эмигрировал.[7] Шингарев Андрей Иванович (1869-1918) – политический деятель. С 1894 занимался врачебной практикой, в 1899-1903 земский врач в Воронежской губ., в 1903-1907 заведующий санитарным отделением губернской земской управы, также был земским и городским гласным. С 1905 входил в кадетскую партию, председатель ее воронежского губкома (1905), член ЦК (с 1908). Редактор газеты "Воронежское слово" (1905-1907). Член II-IV Государственных дум, в третьей и четвертой товарищ председателя кадетской фракции, с 1915 был председателем думской комиссии по военным и морским делам. Министр земледелия (2.3-5.5) и финансов (5.5-2.7.1917), ввел гос. монополию на торговлю хлебом. Ушел в отставку в знак протеста против введения автономии Украины. Был председателем кадетской фракции Петроградской гор. думы. В ноябре 1917 арестован большевиками, убит революционными матросами в тюремной больнице. [8] Львов Владимир Николаевич (1872-1930) – самарский помещик, член Самарской губернской земской управы, член III и IV Государственных дум, октябрист (1907-1909), русский националист (1909-1911), независимый националист (1911-1912), председатель фракции центра (в IV Думе). Председатель думской комиссии по делам православной церкви (1907-1917). В 1917 член Временного комитета Думы и обер-прокурор Синода (2.3-7.7). Не считался с архиереями, готовил созыв церковного собора. Подал в отставку в ответ на ультиматум министров-социалистов о роспуске Думы и др. В августе принял на себя посредничество между А.Ф. Керенским и Л.Г. Корниловым, неточной и эмоциональной передачей информации спровоцировал их конфликт. Эмигрировал, в 1922 вернулся, был управляющим делами Высшего церковного управления (обновленческого). В 1927 арестован, умер в тюремной больнице.[9] Некрасов Николай Виссарионович (1879-1940) – политический деятель. Преподаватель (1902-1906) и исправляющий должность экстраординарного профессора (1906-1908) Томского технологического института. В 1906 вступил в кадетскую партию, с 1909 член ее ЦК, занимал в ней крайне левые позиции: выступал за подготовку революции, сотрудничество с социалистами, ликвидацию частной собственности на землю и т.п. Член III и IV Государственных дум, в IV Думе товарищ председателя кадетской фракции (1912-1915). Товарищ председателя Думы (1916-1917), политический масон. В 1917 был членом ее Временного комитета, министром путей сообщения (2.3-24.7), товарищем министра-председателя и министром финансов (24.7-30.8). Провел демократизацию и децентрализацию управления железными дорогами, что усилило их дезорганизацию. Участвовал в переговорах с Центральной радой об автономии Украины, 3.7 вышел из кадетской партии. Во время выступления Корнилова поддерживал Керенского, в то же время высказывался за его отставку для урегулирования кризиса. Генерал-губернатор Финляндии (с 4.9). При советской власти работал в кооперативном движении, занимался научно-преподавательской деятельностью. В 1930-1933 находился в заключении, участвовал в строительстве Беломорканала и канала Волга-Москва, затем оставался на хозяйственной работе. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда, в 1991 реабилитирован.[10] Терещенко Михаил Иванович (1886-1956) – крупный сахарозаводчик, землевладелец и издатель, товарищ председателя Всероссийского и председатель Киевского военно-промышленных комитетов (1915-1917), политический масон. Благодаря масонским связям вошел во Временное правительство, министр финансов (2.3-5.5) и иностранных дел (5.5-26.10), товарищ министра-председателя (5-25.9). Последовательно поддерживал Керенского. Арестован большевиками, весной 1918 освобожден, вскоре эмигрировал.[11] Набоков Владимир Дмитриевич (1870-1922) – сын министра юстиции (в 1878-1885) Д.Н. Набокова. Служил в государственной канцелярии, преподавал уголовное право в Училище правоведения, занимался публицистикой, один из организаторов кадетской партии, член ее ЦК, товарищ его председателя (1906, 1907-1914), председатель ее с.-петербургского комитета, издатель и редактор Вестника Партии народной свободы (1906-1908). Член I Государственной думы, за подписание Выборгского воззвание приговорен к аресту с лишением избирательных прав. Управляющий делами Временного правительства (2.3-3.7.1917), сенатор, товарищ председателя Всероссийской комиссии по делам о выборах в Учредительное собрание (август-ноябрь), товарищ председателя Временного совета республики (октябрь). В 1917 арестован большевиками, вскоре освобожден. В ноябре 1918 – апреле 1919 был министром юстиции Крыма, затем в эмиграции. Убит монархистами.Закон не подписали министр юстиции А.Ф. Керенский и военный и морской министр А.И. Гучков, очевидно находившиеся в отъезде.[12] См. выше.[13] Не приводится.[14] Лихоимство и лиходательство – разновидности взяточничества.[15] При этом Сенат должен был проверить законность наказа.