Законы о биржах труда и отделах распределения рабочей силы. 1918 г.
Предлагаемые законы бы направлены на замену рынка труда распределением рабочей силы государством. Они запрещали частные конторы по подбору персонала, обязывали безработных соглашаться на любую предлагаемую работу, в т.ч. не по специальности и в другом городе и т.п.
Декрет СНК о биржах труда. 31.1.1918 г.
1) В целях: а) точного учета и планомерного распределения рабочих рук во всех отраслях народного хозяйства; б) упорядочения спроса и предложения труда; в) контроля безработных, получающих пособия согласно закона страхования от безработицы[1], учреждаются местные и областные биржи труда.
Примечание. Безработные, не зарегистрированные в местных биржах труда, лишаются права пособий, установленных законом страхования от безработицы.
2) Местные биржи труда учреждаются местными объединениями профессиональных союзов на указанных ниже основаниях при городских и земских самоуправлениях в поселениях с числом жителей не менее 20000.
В поселениях с числом жителей менее 20000 по указанию профессиональных союзов или, за отсутствием таковых, по указанию фабрично-заводских и иных рабочих комитетов, Советом бирж труда могут быть учреждаемы местные биржи труда.
3) Совет бирж труда устанавливает районы действия и срок открытия биржи труда.
Примечание. Впредь до образования Совета бирж труда срок открытия биржи труда устанавливается Народным комиссариатом труда.
4) Для достижения указанных в ст. 1 целей местные биржи труда: а) регистрируют всех нуждающихся в заработке лиц и безработных данной местности; б) регистрируют все случаи спроса на труд; в) оказывают посреднические услуги по найму; г) ведут текущую статистику предложения и спроса на труд: д) собирают сведения о положении местного рынка труда; е) устраивают столовые и общежития; ж) издают бюллетени о состоянии рынка труда; з) открывают при помещении биржи труда библиотеку, читальню и т.п. и принимают иные меры, способствующие осуществлению указанных в ст. 1 целей.
5) Управление местной биржей труда возлагается на комитет биржи труда, состоящий из представителей профессиональных союзов, 2 представителей местного совета рабочих депутатов и 2 представителей городского и земского самоуправления.
Примечание. За отсутствием профессиональных союзов в состав комитета входят представители фабрично-заводских и иных рабочих комитетов.
6) Расходы по содержанию местных бирж труда несут городское и земское самоуправление с субсидией от государства, размер которой в каждом отдельном случае определяется Народным комиссариатом труда.
7) Для объединения и согласования деятельности местных бирж труда Советом бирж труда учреждаются областные биржи труда при областных профессиональных объединениях.
8) Пользование услугами биржи труда бесплатно.
9) Местные и областные биржи труда приостанавливают свою посредническую деятельность в отношении работодателей тех предприятий, в которых происходят забастовки.
10) В целях согласования деятельности местных и областных бирж труда ежегодно созывается Всероссийский съезд представителей местных и областных бирж труда, который образует руководящий орган – Совет бирж труда.
11) Совет бирж труда издает для местных и областных бирж труда правила, инструкции, разъяснения; устанавливает единообразные формы делопроизводства, отчетности и статистических обследований.
12) До образования Совета бирж труда исполнение положений, перечисленных в ст. ст. 2-й, 3-й, в примечаниях к 5-й, 7-й, 10-й и 11-й возлагается на Народный комиссариат труда.
13) В отношении телеграфных, телефонных и почтовых сношений биржи труда пользуются правами правительственных учреждений.
14) Областные и местные биржи труда, учрежденные на основании сего положения, пользуются правами юридических лиц.
15) С введением в действие сего положения все частные конторы, бюро по найму и тому подобные учреждения, имеющие целью за плату или какое-либо иное вознаграждение служить посредниками по найму, подлежат закрытию.
16) Наем рабочих и служащих производится только через биржу труда.
17) Нарушение ст. 15-й влечет наказание до шести месяцев тюремного заключения.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Народные комиссары
А. ШЛЯПНИКОВ
В. ТРУТОВСКИЙ
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Постановление СНК о воспрещении безработным отказываться от работы. 3.9.1918 г.
1. Безработный, зарегистрированный на бирже труда, не имеет права отказываться от предлагаемой ему не его специальности работы, если условия этой работы не отклоняются от норм, установленных тарифом соответствующего профессионального союза.
2. При недостатке чернорабочих бирже труда предоставляется право с согласия объединения местных профессиональных союзов посылать вместо чернорабочих по тарифу последних безработных других категорий, ближе всего подходящих к характеру тех работ, на которые требуются чернорабочие.
3. Безработный не имеет права отказываться от временной работы. Если временная работа продолжается не более 2-х недель, то безработный не теряет своей очереди на бирже труда.
4. Работы по уборке хлеба и доставке продовольствия считаются для всех безработных без различия профессий и категорий обязательными с сохранением условий, указанных в п. п. 2 и 5.
5. При требовании рабочих в другие местности безработные не имеют права отказываться от передвижения при наличности условий найма согласно п. 1, причем в первую очередь подлежат передвижению одинокие, во вторую – семейные.
6. Лица, виновные в нарушении п. п. 1, 2, 3 и 5 настоящего Постановления, лишаются на три месяца пособия (деньгами и натурой), получаемого по "Положению страхования на случай безработицы" (Собр. Узак., № 8, ст. 111), считаются потерявшими свою очередь и регистрируются как впервые предлагающие свой труд. Нарушение п. 4 и вторичное нарушение п. п. 1, 2, 3 и 5 влечет за собой лишение безработных права быть вновь зарегистрированными на бирже труда. О таких безработных биржа труда сообщает гражданским властям как о лицах, не имеющих определенных занятий.
Заместитель народного комиссара труда
В. НОГИН
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Декрет СНК об отделах распределения рабочей силы (положение). 29.10.1918 г.
1. В целях точного учета и планомерного распределения рабочей силы в Российской Социалистической Федеративной Советской республике учреждаются отделы распределения рабочей силы в качестве органов Народного комиссариата труда.
2. Местные отделы распределения рабочей силы учреждаются в поселениях с числом жителей не менее 10.000 человек. Обязанность открытия местных отделов распределения рабочей силы возлагается на местные отделы труда или на соответствующие областные отделы распределения рабочей силы.
Примечание. В поселениях с числом жителей менее 10.000 отделы распределения рабочей силы могут быть учреждаемы лишь с санкции соответствующих областных отделов распределения рабочей силы или отдела рынка труда Народного комиссариата труда.
3. По постановлению коллегии отдела распределения рабочей силы, утвержденному соответствующим областным отделом распределения рабочей силы или отделом рынка труда Народного комиссариата труда, местный отдел распределения рабочей силы может открывать свои отделения, а также корреспондентские и регистрационные пункты.
4. Районы действий местных отделов распределения рабочей силы и сроки их открытия устанавливаются соответствующими областными отделами распределения рабочей силы или отделом рынка труда Народного комиссариата труда.
5. Для достижения указанной в п. 1 цели местные отделы распределения рабочей силы: а) берут на учет всех работающих по найму лиц; б) регистрируют всех ищущих работы и безработных данной местности, а также весь спрос на труд; в) удовлетворяют спрос на рабочую силу; г) распределяют места между ищущими работы и безработными.
6. Для объединения и направления деятельности местных отделов распределения рабочей силы учреждаются по плану, утвержденному Народным комиссариатом труда, применительно к экономическим районам Российской Социалистической Федеративной Советской республики областные отделы распределения рабочей силы. Обязанность открытия областных отделов распределения рабочей силы возлагается на областные отделы труда, а в случае их отсутствия – на отдел рынка труда Народного комиссариата труда.
7. Управление местным отделом распределения рабочей силы возлагается на коллегию отдела, состоящую из 7-ми членов: 5 – от местного объединения профессиональных союзов и 2 – от местного совета рабочих депутатов (1 – от коллегии отдела труда и 1 – от совета народного хозяйства).
Примечание. В случае отсутствия объединения профессиональных союзов представители от профессиональных союзов в коллегии отдела распределения рабочей силы избираются отдельными союзами по взаимному между ними соглашению.
8. Управление областным отделом распределения рабочей силы возлагается на коллегию областного отдела распределения рабочей силы, состоящую из 7-ми членов: 2-х представителей от областного объединения профессиональных союзов, по 1-му представителю от трех наиболее крупных в данном районе областных производственных союзов и 2-х представителей от областного исполнительного комитета совета рабочих депутатов (1 – от коллегии отдела труда и 1 – от областного совета народного хозяйства).
Примечание. В случае отсутствия областных объединений профессиональных союзов представители этих союзов в коллегии областного отдела распределения рабочей силы избираются на областной конференции профессиональных союзов.
9. Общее руководство деятельностью местных и областных отделов распределения рабочей силы принадлежит коллегии отдела рынка труда Народного комиссариата труда, образуемой из 5-ти представителей постоянного состава ответственных работников отдела и 7-ми представителей Всероссийского совета профессиональных союзов.
10. Местные и областные отделы распределения рабочей силы содержатся на средства Государства.
11. Отдел распределения рабочей силы за свою деятельность никакой платы не взимает.
12. В отношении телеграфных, телефонных и почтовых сношений все биржи труда[2] пользуются правами советских учреждений.
13. Все еще не упраздненные частные конторы по найму, а также бюро и биржи труда при разных организациях и учреждениях, существующие на основах, противоречащих настоящему Положению, упраздняются.
Примечание. Порядок ликвидации указанных в п. 13-м учреждений определяется отделом рынка труда Народного комиссариата труда.
14. Наем рабочих и служащих во всех без исключения предприятиях и учреждениях как частных, так и общественных и государственных производится только через отдел распределения рабочей силы, причем спрос на труд не может заявляться одновременно в нескольких отделах.
Примечание. Настоящим правилом не отменяется порядок приема на работу служащих советских учреждений, установленный декретом Совета Народных Комиссаров "Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений" (Собр. Узак., 1918, № 75, ст. 815).
15. Нарушение п. п. 13 и 14 настоящего Положения карается лишением свободы на срок до 6-ти месяцев или денежным штрафом до 10.000 рублей.
16. Настоящим Положением отменяются как декрет "О биржах труда" (Собр. Узак., 1918, № 21, ст. 319), так и все другие, изданные по означенному предмету законы и положения.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Народный комиссар труда
ШМИДТ[3]
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
[1] См. Законы о социальном страховании. 1917-1918 гг.[2] Очевидно, ошибка. Имеются в виду отделы по распределению рабочей силы.[3] Шмидт Василий Владимирович (1886-1938) – политический и профсоюзный деятель. Рабочий. Большевик с 1905. В 1911-1914 секретарь Выборгского районного (1911-1914) и С.-Петербургского общегородского союза металлистов. Арестовывался и ссылался. В 1917 секретарь ПК РСДРП(б) и Петроградского центрального совета профсоюзов, член Петроградского ВРК. Заместитель наркома труда (1917-1918). Член Учредительного собрания, участвовал в его работе. Нарком труда РСФСР (1918-1923) и СССР (1923-1928), заместитель председателя СНК СССР (1928-1930), заместитель наркома земледелия (1930-1931), главный арбитр при СНК (1931-1933). Затем был председателем Хабаровского облплана и т.п. Расстрелян по приговору военной коллегии Верховного суда, в 1957 реабилитирован.