Устав Благочиния или Полицейский 1782 г.

Устав благочиния разрабатывался с 1779 г. и был утверждён императрицей Екатериной II 8 апреля 1782 г. Он является первым развёрнутым законодательным актом, посвящённым полиции. Устав определял структуру и подробно устанавливал обязанности полиции. Документ основывается на абстрактных идеях Никаза Екатерины II и отличается чрезмерным даже для XVIII в. смешением права и морали. В устав вошло т.н. «Великое зерцало», своеобразный «моральный кодекс гражданина» из 15 пунктов, а также изобилие иных нравоучений в адрес как полиции, так и частных лиц, причём эти пожелания устанавливаются в качестве правовых норм.

Из-за этого обязанности полиции оказываются практически безбрежными. Ей предписывается бороться не только с преступностью, но и с пьянством, развратом, продажей недоброкачественных товаров, поддерживать дороги и мосты, наблюдать за прочностью зданий, добиваться застройки пустырей, следить за рыночными ценами, обеспечивать почитание младшими старших и т.д. и т.п. Такое положение, никак не соответствующее очень ограниченным штатам, вело к закреплению правила, изложенного в известной поговорке: «Суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

Устав положил начало новой отрасли права: полицескому праву, из которого впоследствии выделились уголовно-проессуальное и уголовно-исполнительное право. Из-за многочисленных повторов и большого объёма устав публикуется выборочно.

Указ Нашему Сенату. Упражняясь в снабдении разных частей государственного управления потребными учреждениями, видели Мы из многих опытов, что для споспешества доброму порядку, удобнейшего исполнения законов и для облегчения присутственных мест по недостатку установлений до сего затрудняемых, настояла крайняя необходимость дать городам Нашим устав Благочиния или Полицейский. Уважения сии убедили Нас, соверша первую часть помянутого устава, издать оную для надлежащего исполнения, в ожидании, покуда с помощью Божьей предуспеем окончить и прочие за сим последующие; чего ради при сем тот Устав Сенату Нашему доставляем.

А. Примерный штат градского благочиния или полиции.

1. В каждом городе благочиние поручается единому месту, которое в каждом городе учреждается под названием Управа благочиния или Полицейская.

2. В Управе благочиния заседает городничий и заседает пристав уголовных дел, пристав гражданских дел и два ратмана.

3. В Столице определяется полицеймейстер, которому под обер-полицеймейстером и выше приставов уголовных и гражданских дел заседать в Управе благочиния.

4. В городах, где находятся обер-коменданты[1], определяется городничий, которому под обер-комендантом и выше приставов уголовных и гражданских дел заседать в Управе благочиния.

5. Дабы благочиние в городе порядочно могло быть отправляемо, полагается, смотря на местоположение или обширность, город разделить на две или более части.

48. Управа благочиния не взыскивает с людей исполнения по закону, буде закон не обнародован[3].

58. Управа благочиния имеет смотрение, дабы в городе никто не строил вновь православных монастырей без благословения Синода[4], и православных церквей без дозволения епархиального архиерея; храмов же для моления иноверных без дозволения губернского правления[5].

60. Управа благочиния имеет попечение, чтобы в дни хода с крестами улицы были очищены и чисты по кварталам города, где ход пойдет, у поперечных улиц поставит квартальную стражу ради карет и лошадей, дабы поперечной ездой ходу не учинилось остановки, тесноты или помешательства, о чем заранее чинит объявление, дабы всяк известен был.

61. Управа благочиния имеет смотреть и чинить взыскание, дабы в воскресение и праздник запрещенное в те дни в городе не производилось; ей же самой в те дни подтверждается отправление должности и службы относительно общей тишине и безопасности, как то: открытие преступлений и проступков, предупреждение оных, имании под стражу преступников, исследовании на месте, обнаруживании и утверждении доказательства преступлений или проступков, и да воспрепятствует злому учинить злое, и да воздержится от неистовства и преступления.

62. Управа благочиния не запрещает иноверцам, обитающим в городе, отправление их различных вер.

63. Управа благочиния сохраняет между всеми в городе живущими, хотя различных вер, доброе гражданское согласие, мир и тишину.

64. Управа благочиния законом утвержденное общество, товарищество, братство, или иное подобное установление охраняет в своей законной силе, обязательства, правила, положение и постановление их уважает сходственно закону; вред, ущерб и убыток отвращает от них при удобном случае.

98. Частного пристава дом не запирается ни днем, ни ночью подобно пристанищу в опасности находящимся или нужды имеющим во всякий час, да примет и выслушивает терпеливо жалобы, прошения, уведомления, извещения или донесения о содеянном в его части.

113. Частный пристав имеет бдение о выполнении узаконений относительно жизненных припасов; и для того долженствует посещать рынок его части, и буде услышит жалобу о скудости или недостатке жизненного припаса, или худобу, или дороговизну, то о том, чего сам исправить не может, предложит Управе благочиния.

154. Квартальный надзиратель в его квартале имеет попечение, чтобы молодые и младшие почитали старых и старших, и о повиновении слуг и служанок хозяевам и хозяйкам во всяком добре.

156. Квартальный надзиратель в его квартале имеет бдение, дабы всяк пропитался честно и сходно узаконению.

158. Квартальный надзиратель в его квартале имеет попечение о восстановлении строений падающих или опасных, и о том предложит частному приставу, (где же частного пристава нет, городничему) равномерно старается о выстройке пустопорожних мест в улице.

239. Буде кто пришед в церковь Божию, во время службы Божией, учинит суетный разговор о светских или и иных делах, или ходить будет взад и вперед по церкви, или говорить будет громко, или кричать, или хохотать учнет, или иной учинит шум, или от службы Божией отвратит внимание православных, словом, деянием, или движением: того выслать из церкви, и за то взыскать с него пеню, дневное пропитание нищего, да сажать под стражу, дондеже заплатит[7].

254. Буде кто учинит лжепредсказания, или лжепредзнаменования: да отошлется к суду, и да учинится с ним, как в законе написано о лжеце[8].

263. 1) Буде кто дом свой или нанятый откроет днем и ночью всяким людям ради непотребства[9]: с того взыскать пеню двенадцатидневное содержание содержанного в смирительном доме, и сажать его в тот же дом, дондеже заплатит.

6) Буде кто учинит скоп[10]: того имать под стражу, и отослать к Суду.

 

 

 

[1] Т.е. в уездных городах.[2] Имеются в виду губернское правление и палаты уголовного и гражданского судов.[3] Статья впервые в русском праве предписывает обнародовать законы.[4] Святейший правительствующий синод – высшее учреждение Православной церкви в 1721-1917.[5] Губернское правление – коллегиальное учреждение, стоящее во главе губернии в 1775-1917. Включало губернатора (председатель), вице-губернатора (он же глава Казённой палаты) и советников, ведавших отдельными отраслями губернского управления. Фактически являлось совещательным учреждением при губернаторе.[6] Статья запрещала игорные дома, а также лишала игровые долги судебной защиты.[7] Дондеже заплатит – пока не заплатит.[8] Статья запрещала гадания и т.п.[9] Непотребство – разврат.[10] Скоп – толпа.