Законы о внесении поправок в Конституцию РСФСР 1925 г.
1926-1935 гг.
Конституция 1925 г., несмотря на относительный малый срок действия, потребовала большого числа поправок. Вызвано это было, прежде всего, включением в нее списка правительственных ведомств. Любая их реорганизация (в т.ч. на союзном уровне) требовала конституционной поправки. Они вносились также из-за попытки замены двухзвенного административного деления (губерния – уезд) трехзвенным (область – округ – район) с последующим возвращением к двухзвенному (область – район).
Постановление ВЦИК об изменении статей 37, 38 и 47 Конституции Р.С.Ф.С.Р. и статей 1 и 3 Общего положения о народных комиссариатах. 18.11.1926 г.
В соответствии с Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. от 9 июля 1926 года о взаимоотношениях Народного комиссариата внешней и внутренней торговли Союза С.С.Р. и Народного комиссариата торговли Р.С.Ф.С.Р. (Собр. Зак., 1926, N 48, ст. 347), Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:
1. Утвердить Постановление от 9 августа 1926 года о переименовании Народного комиссариата внутренней торговли Р.С.Ф.С.Р. в Народный комиссариат торговли Р.С.Ф.С.Р. (Собр. Узак., 1926, N 52, ст. 397).
2. В ст. ст. 37, 38 и 47 Конституции (Основного Закона) Р.С.Ф.С.Р., утвержденной XII Всероссийским Съездом Советов 11 мая 1925 года (Собр. Узак., 1925, N 30, ст. 218), слова "внутренней торговли" заменить словом "торговли".
3. В п. 5 ст. 1 и в п. 5 ст. 3 Общего положения о народных комиссариатах Р.С.Ф.С.Р. (Собр. Узак., 1925, N 70, ст. 553) слова "Народный комиссариат внутренней торговли" заменить словами "Народный комиссариат торговли".
4. Пункт 2 настоящего Постановления внести на утверждение XIII Всероссийского Съезда Советов.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А. КИСЕЛЕВ
Постановление XIII Всероссийского Съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов об изменении статей 37, 38 и 47 Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. 15.4.1927 г.
В связи с преобразованием Народного комиссариата внутренней торговли Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в Народный комиссариат торговли Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и с образованием Центрального статистического управления Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на правах объединенного народного комиссариата Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, XIII Всероссийский Съезд Советов постановляет внести в Конституцию (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики следующие изменения и дополнения:
1. В статье 37 Конституции Р.С.Ф.С.Р.:
а) слова: "одиннадцать народных комиссариатов" заменить словами: "двенадцать народных комиссариатов";
б) слова: "внутренней торговли" заменить словом: "торговли";
в) после слов: "рабоче-крестьянской инспекции" включить слова: "Центральное статистическое управление".
2. В статье 38 Конституции Р.С.Ф.С.Р.:
а) слова: "внутренней торговли" заменить словом: "торговли";
б) после слов: "рабоче-крестьянской инспекции" включить слова: "а также Центральное статистическое управление".
3. В статье 47 Конституции Р.С.Ф.С.Р.:
а) слова: "внутренней торговли" заменить словом: "торговли";
б) слова: "и Высшего совета народного хозяйства" заменить словами: "Высшего совета народного хозяйства и Центрального статистического управления".
Председатель XIII Всероссийского Съезда Советов
М. КАЛИНИН
Секретарь XIII Всероссийского Съезда Советов
А. КИСЕЛЕВ
Постановление XIV Всероссийского Съезда Советов об изменении и дополнении ст. ст. 1, 4, 12, 13, 15, 16, 17, 20, 21, 22, 25, 27, 29, 32, 35, 36, 38, 43, 44, 45, 49, 50, 51, 52, 54, 57, 58, 59, 61, 62, 64, 65, 66, 67, 69, 84 и 89 Конституции (Основного Закона) РСФСР. 18.5.1929 г.
XIV Всероссийский Съезд советов постановляет:
В виду завершения районирования и установления нового административно-территориального деления Российской социалистической федеративной советской республики с упразднением губерний, уездов и волостей, в виду расширения прав местных органов советского управления, в виду необходимости согласования отдельных статей Конституции (Основного закона) Российской социалистической федеративной советской республики с Основным законом (Конституцией) Союза советских социалистических республик и последовавшим в развитие его общесоюзным законодательством, а также учитывая опыт государственного строительства истекших лет, внести изменения и дополнения в Конституцию (Основной закон) Российской социалистической федеративной советской республики, изложив нижеперечисленные статьи в следующей редакции:
Ст. 1. Настоящая Конституция (Основной закон) Российской социалистической федеративной советской республики исходит из основных положений Декларации прав трудящегося и эксплоатируемого народа, принятой III Всероссийским Съездом советов, декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г. и основных начал Конституции (Основного закона) Российской социалистической федеративной советской республики, принятой V Всероссийским Съездом советов, и имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.
Ст. 4. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами[1].
Ст. 12. Российская социалистическая федеративная советская республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованиям за революционно-освободительную деятельность.
Ст. 13. Признавая право всех наций на самоопределение вплоть до отделения, Российская социалистическая федеративная советская республика, исходя из твердо выраженной воли трудящихся отдельных национальностей, населяющих Российскую социалистическую федеративную советскую республику, к оформлению своего государственного бытия в составе Российской социалистической федеративной советской республики, объединяется с этими национальностями путем образования в составе Российской социалистической федеративной советской республики национальных автономных советских социалистических республик и областей.
Исходя из равенства прав граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности, Российская социалистическая федеративная советская республика объявляет совершенно несовместимым с основными законами Республики какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия, а равно установление или допущение каких бы то ни было (прямых или косвенных) преимуществ для отдельных национальностей[2] и признает за всеми гражданами Российской социалистической федеративной советской республики право и обеспечивает им полную возможность свободного пользования родным языком на съездах, в суде, школе, управлении и общественной жизни.
Ст. 15. Вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи являются социалистической государственной собственностью на основах, определяемых особыми законами Союза советских социалистических республик и верховными органами Российской социалистической федеративной советской республики.
Ст. 16. Исключительному ведению Всероссийского Съезда советов подлежит:
а) установление, дополнение и изменение основных начал Конституции (Основного закона) Российской социалистической федеративной советской республики и окончательное утверждение частичных дополнений и изменений Конституции (Основного закона) Российской социалистической федеративной советской республики, принятых сессиями Всероссийского центрального исполнительного комитета советов в период между Всероссийскими съездами советов;
б) окончательное утверждение конституций автономных советских социалистических республик, а также дополнений и изменений этих конституций.
Ст. 17, п. "б") утверждение решений съездов советов отдельных национальностей о выделении их в автономные советские социалистические республики и области, установление границ автономных советских социалистических республик, входящих в состав Российской социалистической федеративной советской республики, утверждение конституций их, утверждение дополнений и изменений этих конституций, а также разрешение споров между автономными советскими социалистическими республиками и между ними и другими частями Федерации.
Ст. 17, п. "в") изменение границ Российской социалистической федеративной советской республики, общее административное разделение территории Российской социалистической федеративной советской республики и утверждение краевых и областных объединений.
Ст. 17, п. "к") отмена и изменение постановлений съездов советов автономных советских социалистических республик и автономных областей, а также других местных съездов советов, нарушающих настоящую Конституцию (Основной закон) или постановления верховных органов Российской социалистической федеративной советской республики.
Ст. 20. Всероссийский Съезд советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного закона) Российской социалистической федеративной советской республики, принятой V Всероссийским съездом советов, из представителей городских советов по расчету один делегат на 25000 избирателей и представителей от республиканских съездов советов автономных советских социалистических республик, не имеющих окружного деления, от областных съездов советов автономных областей и от окружных съездов советов по расчету один делегат на 125000 человек населения.
Делегаты на Всероссийский Съезд советов избираются на республиканских съездах советов автономных советских социалистических республик, не имеющих окружного деления, на областных съездах советов автономных областей и на окружных съездах советов.
Примечание. Городские советы депутатов городов, выделенных в самостоятельные административно-территориальные единицы, приравниваются в отношении избрания делегатов на Всероссийский Съезд советов к окружным съездам советов и избирают своих делегатов на Всероссийский Съезд советов непосредственно на пленумах городских советов.
Ст. 21. Всероссийский Съезд советов избирает Всероссийский центральный исполнительный комитет советов в количестве членов, определяемом Всероссийским Съездом советов, а равно представителей от Российской социалистической федеративной советской республики в Совет национальностей Центрального исполнительного комитета Союза советских социалистических республик.
Ст. 22. Всероссийский Съезд советов созывается Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов один раз в два года.
Ст. 25. Всероссийский центральный исполнительный комитет советов издает кодексы, декреты и постановления в порядке собственной инициативы, а также рассматривает и утверждает законопроекты, внесенные Президиумом Всероссийского центрального исполнительного комитета советов и Советом народных комиссаров Российской социалистической федеративной советской республики.
Ст. 27. Всероссийский центральный исполнительный комитет советов избирает из своего состава Председателя и Секретаря, а также Президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета советов в количестве членов, определяемом Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов.
В период между сессиями Всероссийского центрального исполнительного комитета советов высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти Российской социалистической федеративной советской республики является Президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета советов, ответственный перед Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов.
Ст. 29. Всероссийский центральный исполнительный комитет советов созывается Президиумом Всероссийского центрального исполнительного комитета советов на сессии.
Чрезвычайные сессии созываются по инициативе Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета советов, по предложению Совета народных комиссаров Российской социалистической федеративной советской республики, по требованию одной трети членов Всероссийского центрального исполнительного комитета советов, по требованию центральных исполнительных комитетов не менее шести автономных советских социалистических республик или по требованию краевых и областных исполнительных комитетов не менее шести краевых и областных объединений.
Ст. 32. В состав Совета народных комиссаров Российской социалистической федеративной советской республики входят на правах его членов: Председатель Совета народных комиссаров, его заместитель и народные комиссары, указанные в ст. 37 Конституции (Основного закона) Российской социалистической федеративной советской республики, а также уполномоченные общесоюзных народных комиссариатов, назначаемые в порядке общесоюзного законодательства и имеющие право совещательного или решающего голоса, согласно постановлению Всероссийского центрального исполнительного комитета советов или его Президиума.
В состав Совета народных комиссаров Российской социалистической федеративной советской республики входит также уполномоченный Объединенного государственного политического управления Союза советских социалистических республик, а равно и другие лица в соответствии с постановлениями Всероссийского центрального исполнительного комитета советов.
Ст. 35. Совет народных комиссаров Российской социалистической федеративной советской республики ответствен перед Всероссийским Съездом советов, Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов и его Президиумом.
Ст. 36. Всякое постановление Совета народных комиссаров Российской социалистической федеративной советской республики может быть отменено, изменено или приостановлено Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов или его Президиумом.
Ст. 38. Высший совет народного хозяйства и народные комиссариаты торговли, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции, а также Центральное статистическое управление Российской социалистической федеративной советской республики, подчиняясь Всероссийскому центральному исполнительному комитету советов, его Президиуму и Совету народных комиссаров Российской социалистической федеративной советской республики, осуществляют в своей деятельности директивы соответствующих народных комиссариатов Союза советских социалистических республик.
Народный комиссариат торговли Российской социалистической федеративной советской республики в области внешней торговли действует как уполномоченный соответствующего общесоюзного народного комиссариата.
Ст. 43. Распоряжения народных комиссариатов Российской социалистической федеративной советской республики могут быть отменяемы, изменяемы и приостанавливаемы Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов, его Президиумом, Советом народных комиссаров Российской социалистической федеративной советской республики, а распоряжения объединенных народных комиссариатов Российской социалистической федеративной советской республики, если они не основаны на точных предписаниях Всероссийского центрального исполнительного комитета советов, его Президиума или Совета народных комиссаров Российской социалистической федеративной советской республики, могут быть отменяемы и приостанавливаемы также и одноименными народными комиссариатами Союза советских социалистических республик.
Ст. 44. Органы государственной власти в автономных советских социалистических республиках и автономных областях образуются на основе Конституции (Основного закона) Российской социалистической федеративной советской республики из местных советов, их съездов, исполнительных комитетов, областных и центральных исполнительных комитетов.
Основные законы (конституции) автономных советских социалистических республик, а равно дополнения и изменения этих основных законов (конституций) принимаются их съездами советов, представляются на утверждение Всероссийского центрального исполнительного комитета советов и вносятся на окончательное утверждение Всероссийского Съезда советов.
Примечание. Положения об автономных областях принимаются их съездами советов и утверждаются Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов.
Ст. 45. Высшими органами государственной власти в пределах территории каждой автономной советской социалистической республики являются съезды советов означенных республик, а в период между этими съездами – избираемые ими центральные исполнительные комитеты, права которых определяются основным законом (конституцией) каждой автономной советской социалистической республики.
Постановления съездов советов автономных советских социалистических республик могут быть отменяемы и изменяемы Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов, а также приостанавливаемы Президиумом Всероссийского центрального исполнительного комитета советов.
Постановления центральных исполнительных комитетов и всех центральных органов автономных советских социалистических республик могут быть отменяемы, изменяемы и приостанавливаемы Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов и его Президиумом.
Ст. 49. Высшей властью в пределах данной территории – края, области, округа и района – является, в границах своего ведения, соответствующий съезд советов.
Ст. 50. В съездах советов: краевых, областных, окружных и районных принимают участие представители всех советов, находящихся на территории данной административной единицы.
Ст. 51. Съезды советов составляются следующим образом:
а) краевые и областные – из представителей городских советов, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и окружных съездов советов, по расчету: от городских советов, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений – один делегат на 5000 избирателей и от окружных съездов советов – один делегат на 25000 человек населения;
б) окружные – из представителей городских советов, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и районных съездов советов, по расчету: от городских советов, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений – один делегат на 1000 избирателей и от районных съездов советов – один делегат на 5000 человек населения;
в) районные – из представителей городских советов, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и сельских советов, по расчету: от городских советов, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений – один делегат на 60 избирателей и от сельских советов – один делегат на 300 человек населения, но не свыше 150 делегатов на район.
Примечание 1. Автономные советские социалистические республики и автономные области, входящие в состав краевых и областных объединений, участвуют в краевых и областных съездах советов этих объединений путем избрания на означенные съезды делегатов по особым нормам, устанавливаемым Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов.
Примечание 2. В исключительных случаях Всероссийскому центральному исполнительному комитету советов или его Президиуму предоставляется право изменять установленные настоящей статьей нормы представительства для отдельных местностей в зависимости от местных условий.
Ст. 52, п. "б") по почину соответствующих исполнительных комитетов или по требованию нижестоящих исполнительных комитетов и советов, объединяющих не менее одной трети населения данного района, округа, области или края.
Ст. 54. Исполнительные комитеты избираются съездами советов и являются в период между съездами советов высшим органом советской власти на соответствующей территории, ответственны перед избравшими их съездами советов и подчинены вышестоящим исполнительным комитетам, их президиумам, Всероссийскому центральному исполнительному комитету советов, его Президиуму и Совету народных комиссаров Российской социалистической федеративной советской республики.
Ст. 57. Для выполнения всей работы, подлежащей ведению местной власти, и для проведения в жизнь постановлений вышестоящих исполнительных комитетов, их президиумов и центральной власти исполнительные комитеты на основаниях, определяемых Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов или его Президиумом, образуют краевые и областные исполнительные комитеты – отделы или управления, окружные – отделы, а районные – отделения.
Упразднение или слияние существующих отделов, управлений и отделений исполнительных комитетов, а равно образование новых отделов, управлений и отделений производится на основаниях, устанавливаемых Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов или его Президиумом.
Ст. 58. Отделы, управления и отделения исполнительных комитетов находятся в подчинении соответствующих исполнительных комитетов и их президиумов и обязаны выполнять все их предписания и задания, а также все предписания и задания соответствующего отдела или управления вышестоящего исполнительного комитета и соответствующих народных комиссариатов Российской социалистической федеративной советской республики.
Ст. 59. На территории Российской социалистической федеративной советской республики образуются и действуют советы депутатов – городские и сельские.
Нормы представительства для городских и сельских советов, а равно количество депутатов этих советов устанавливаются в зависимости от количества избирателей или населения, объединяемых соответствующим советом, Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов и могут быть изменяемы лишь в исключительных случаях для отдельных местностей Президиумом Всероссийского центрального исполнительного комитета советов.
Ст. 61. При сельском совете может быть образован президиум совета на основаниях, устанавливаемых Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов или его Президиумом.
Ст. 62. Советы депутатов созываются исполнительным органом совета как по собственному почину, так и по требованию не менее одной трети членов совета.
Ст. 64. Краевые, областные, окружные и районные исполнительные комитеты и их президиумы, а также советы депутатов имеют своей задачей:
а) принятие мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях;
б) проведение в жизнь постановлений соответствующих высших органов советской власти;
в) разрешение вопросов, имеющих местное для данной территории значение;
г) объединение советской деятельности в пределах данной территории;
д) обеспечение в пределах данной территории революционной законности и охраны государственного порядка и общественной безопасности;
е) обсуждение вопросов общегосударственного значения как по собственному почину, так и по предложению вышестоящих исполнительных комитетов.
Ст. 65. Съезды советов и их исполнительные комитеты осуществляют контроль над деятельностью нижестоящих местных советов и их исполнительных органов.
Постановления местных съездов советов могут быть отменяемы и изменяемы вышестоящими съездами советов, их исполнительными комитетами и, в подлежащих случаях, президиумами вышестоящих исполнительных комитетов, а также Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов или его Президиумом.
Постановления исполнительных комитетов и их президиумов могут быть отменяемы и изменяемы избравшими их съездами советов, а также вышестоящими съездами советов, исполнительными комитетами, их президиумами, Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов, его Президиумом и Советом народных комиссаров Российской социалистической федеративной советской республики.
Ст. 66. Краевые и областные исполнительные комитеты или их президиумы могут приостанавливать проведение в жизнь распоряжений народных комиссариатов Российской социалистической федеративной советской республики и уполномоченных общесоюзных народных комиссариатов при Российской социалистической федеративной советской республике лишь в исключительных случаях, на основаниях и в порядке, определяемых Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов.
Ст. 67. Окружные исполнительные комитеты или их президиумы могут приостанавливать проведение в жизнь распоряжений отделов, управлений или соответствующих им органов краевого или областного исполнительного комитета, а районные исполнительные комитеты - отделов или соответствующих им органов окружного исполнительного комитета, на основаниях и в порядке, устанавливаемых Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов.
Ст. 69, п. "г") духовные служители религиозных культов всех вероисповеданий и толков, для которых это занятие является профессией, и монахи.
Ст. 69, п. "ж") лица, осужденные за преступления с поражением в политических правах на установленный судебным приговором срок.
Ст. 84. Местные бюджеты составляются исполнительными комитетами и советами депутатов и утверждаются соответствующими съездами советов или, в подлежащих случаях, исполнительными комитетами, а также городскими советами депутатов, под общим контролем соответствующих центральных органов Российской социалистической федеративной советской республики.
Ст. 89. Столицей Российской Социалистической Федеративной Советской Республики является город Москва.
Председатель XIV Всероссийского Съезда советов
М. КАЛИНИН
Секретарь XIV Всероссийского Съезда советов
А. КИСЕЛЕВ
Постановление XV Всероссийского Съезда советов об изменении статей 20, 37, 38, 47, 49, 50, 51, 52, 57, 64 и 67 Конституции (Основного закона) РСФСР. 4.3.1931 г.
В связи с изданием законодательных актов Союза ССР о ликвидации округов, образовании объединенного Наркомзема Союза ССР, упразднении ЦСУ Союза ССР и союзных республик с передачей их функций плановым комиссиям, о разделении Народного комиссариата внешней и внутренней торговли Союза ССР на два самостоятельных народных комиссариата Союза ССР – Наркомснаб Союза ССР и Наркомвнешторг Союза ССР, а также о ликвидации наркоматов внутренних дел союзных республик и в целях приведения Конституции (Основного закона) РСФСР в соответствие с законодательством Союза ССР XV Всероссийский Съезд советов постановляет:
Внести изменения в нижеследующие статьи Конституции (Основного закона) РСФСР:
1. Ст. 20 изложить в следующей редакции:
"20. Всероссийский Съезд советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции (Основного закона) Российской социалистической федеративной советской республики, принятой V Всероссийским Съездом советов, из представителей городских советов по расчету один делегат на 25000 избирателей и представителей от республиканских съездов советов автономных советских социалистических республик, от областных съездов советов автономных областей, от краевых и областных съездов советов по расчету один делегат на 125000 человек населения.
Делегаты на Всероссийский Съезд советов избираются на республиканских съездах советов автономных советских социалистических республик, на областных съездах советов автономных областей, на краевых и областных съездах советов".
Примечание к ст. 20 исключить.
2. Ст. 37 изложить в следующей редакции:
"37. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления, входящими в круг ведения Совета народных комиссаров Российской социалистической федеративной советской республики, образуются следующие народные комиссариаты:
Высший совет народного хозяйства,
земледелия,
труда,
снабжения,
финансов,
рабоче-крестьянской инспекции,
юстиции,
просвещения,
здравоохранения,
социального обеспечения и
Государственная плановая комиссия".
3. Ст. 38 изложить в следующей редакции:
"38. Высший совет народного хозяйства и народные комиссариаты земледелия, труда, снабжения, финансов и рабоче-крестьянской инспекции Российской социалистической федеративной советской республики, подчиняясь Всероссийскому центральному исполнительному комитету советов, его Президиуму и Совету народных комиссаров Российской социалистической федеративной советской республики, осуществляют в своей деятельности директивы соответствующих народных комиссариатов Союза советских социалистических республик".
4. Ст. 47 изложить в следующей редакции:
"47. Центральные исполнительные комитеты автономных советских социалистических республик образуют свои исполнительные органы – советы народных комиссаров в составе: председателя совета народных комиссаров, народных комиссаров юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и председателя Государственной плановой комиссии, а также народных комиссаров объединенных народных комиссариатов Российской социалистической федеративной советской республики: Высшего совета народного хозяйства, земледелия, труда, снабжения, финансов и рабоче-крестьянской инспекции.
В зависимости от местных бытовых условий центральные исполнительные комитеты автономных советских социалистических республик имеют право сократить количество народных комиссариатов и соответственно изменить состав совета народных комиссаров".
5. В ст. 49 исключить слово: "округа".
6. В ст. 50 исключить слово: "окружных".
7. Ст. 51 изложить в следующей редакции:
"51. Съезды советов составляются следующим образом:
а) краевые и областные – из представителей городских советов, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и районных съездов советов по расчету: от городских советов, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений – один делегат на 2500 избирателей и от районных съездов советов – один делегат на 12500 человек населения;
б) районные – из представителей городских советов, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и сельских советов по расчету: от городских советов, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений – один делегат на 60 избирателей и от сельских советов – один делегат на 300 человек населения".
Примечания 1 и 2 к ст. 51 сохранить в действующей редакции.
8. В п. "б" ст. 52 исключить слово: "округа".
9. В ст. 57 слова: "окружные – отделы, а районные – отделения" заменить словами: "а районные – отделы или отделения".
10. В вводной части ст. 64 исключить слово: "окружные".
11. Ст. 67 изложить в следующей редакции:
"67. Районные исполнительные комитеты могут приостанавливать проведение в жизнь распоряжений отделов, управлений или соответствующих им органов краевого или областного исполнительного комитета на основаниях и в порядке, устанавливаемых Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов".
Постановление XVI Всероссийского съезда советов об изменении статей 32, 37, 38, 40, 41, 47, 76 и 80 Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. 23.1.1935 г.
В связи с изданием законодательных актов Союза ССР о разделении Народного комиссариата снабжения Союза ССР на два самостоятельных народных комиссариата – Народный комиссариат внутренней торговли Союза ССР и Народный комиссариат пищевой промышленности Союза ССР, об упразднении народных комиссариатов рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР, РСФСР и АССР, об объединении Народного комиссариата труда Союза ССР с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов, об образовании народных комиссариатов внутренних дел Союза ССР, Внутренней торговли Союза ССР, РСФСР и АССР, коммунального хозяйства РСФСР и АССР и местной промышленности РСФСР и АССР, а так же о бюджетах автономных советских социалистических республик и об организационных мероприятиях в области советского и хозяйственного строительства XVI Всероссийский съезд советов постановляет:
Внести изменения в нижеуказанные статьи Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, изложив их в следующей редакции:
1. "32. В состав Совета Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики входят на правах его членов председатель Совета Народных Комиссаров, его заместитель и народные комиссары, указанные в ст. 37 Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
В состав Совета Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики входят также уполномоченные общесоюзных народных комиссариатов, назначаемые в порядке общесоюзного законодательства и имеющие право совещательного или решающего голоса согласно постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов или его Президиума, а равно и другие лица по постановлениям Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов".
2. "37. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления, входящими в круг ведения Совета Народных Комиссаров РСФСР, образуются следующие наркоматы: земледелия, внутренней торговли, финансов, местной промышленности, коммунального хозяйства, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и Государственная плановая комиссия".
3. "38. Народные комиссариаты земледелия, внутренней торговли и финансов РСФСР, подчиняясь Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету, его Президиуму и Совету Народных Комиссаров РСФСР, осуществляют в своей деятельности директивы соответствующих народных комиссариатов Союза ССР".
4. "40. При каждом народном комиссариате образуется совет народного комиссариата, созываемый периодически с участием представителей его местных организаций и предприятий".
5. "41. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего народного комиссариата".
6. "47. Центральные исполнительные комитеты автономных советских социалистических республик образуют свои исполнительные органы – советы народных комиссаров в составе: председателя совета народных комиссаров, народных комиссаров юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, земледелия, финансов, коммунального хозяйства, местной промышленности, внутренней торговли и председателя государственной плановой комиссии.
Народные комиссариаты земледелия, финансов, коммунального хозяйства, местной промышленности и внутренней торговли, находясь в подчинении Центральному Исполнительному Комитету и Совету Народных Комиссаров соответствующей автономной советской социалистической республики, обязаны выполнять директивы одноименных народных комиссариатов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
В зависимости от местных бытовых условий центральные исполнительные комитеты автономных советских социалистических республик имеют право сократить количество народных комиссариатов и соответственно изменить состав совета народных комиссаров".
7. "76. Все государственные доходы и все расходы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики объединяются в общегосударственном бюджете".
8. "80. Республиканские доходы и расходы автономных советских социалистических республик, входящих в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединяются в республиканских бюджетах этих республик.
Республиканские бюджеты автономных советских социалистических республик принимаются советами народных комиссаров и утверждаются центральными исполнительными комитетами этих республик".
Председатель XVI Всероссийского съезда советов
М. КАЛИНИН
Секретарь XVI Всероссийского съезда советов
А.КИСЕЛЕВ
[1] Показательно, что допускалась лишь свобода антирелигиозной пропаганды и лишь исповедания (но не пропаганды) религий.[2] На практике в 20-е гг. устанавливались преимущества для т.н. "титульных" народностей и представителей национальных меньшинств при назначениях на руководящие и престижные должности, зачислении в вузы и т.п.