Load document

Законы о ликвидации безграмотности среди взрослых. 1923-1924 гг.

 

В 1920-е гг. наряду с развитием начального образования (см. ниже Законы о начальном и среднем образовании. 1923-1927 гг.) в СССР проводились особые мероприятия по обучению грамоты не получивших в свое время образования взрослых. Для этого использовались возможности, как ведомства просвещения, так и профсоюзов и других организаций.

 

Декрет ВЦИК и СНК РСФСР о ликвидации неграмотности. 14.8.1923 г. 

 

Признавая ликвидацию неграмотности среди городского и сельского населения наиболее важной и ударной задачей народного просвещения в настоящих условиях, тесно связанной с хозяйственным возрождением страны, считая необходимым установить предельным сроком ликвидации десятилетнюю годовщину Октябрьской Революции (7-е ноября 1927 года), Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров в развитие и дополнение декрета о ликвидации неграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р. от 26 декабря 1919 года (Собр. Узак., 1919, № 67, ст. 592) постановляют:

1. Установить с начала 1923-1924 бюджетного года сеть пунктов по ликвидации неграмотности в 17600 и школ для малограмотных в 5800.

Примечание. В установленное число ликвидационных пунктов не входят школы для обучения грамоте допризывников, каковые открываются дополнительно на основании соответствующих декретов Совета Народных Комиссаров.

 2. Утвердить из числа учреждений, указанных в ст. 1, сеть опорно-инструктивных школ в количестве 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных) с отнесением расходов по их содержанию на государственный бюджет по смете Народного комиссариата просвещения.

3. Включить расходы по содержанию сети ликвидационных пунктов и школ для малограмотных по планам Народного комиссариата просвещения, согласованным с губернскими исполнительными комитетами, в число обязательных расходов по народному образованию, относимых на местные средства.

4. Предоставить Народному комиссариату просвещения в соответствии с результатами работы ликвидационных пунктов и школ для малограмотных входить к началу бюджетного года в установленном порядке с представлениями о расширении сети.

5. Установить предельным сроком, к которому должна быть закончена первая часть работы – ликвидация неграмотности среди организованного в профессиональные союзы пролетариата, 1-е мая 1925 года по планам, принятым центральными комитетами отдельных профессиональных союзов по соглашению с Народным комиссариатом просвещения.

6. Предоставить Народному комиссариату просвещения по соглашению с Всероссийским центральным советом профессиональных союзов открывать для членов профессиональных союзов ликвидационные пункты и школы для малограмотных на средства профессиональных союзов сверх утвержденной сети.

7. Отнести расходы на издание учебных пособий по ликвидации неграмотности и снабжение ими всех ликвидационных пунктов и школ для малограмотных на государственный бюджет по смете Народного комиссариата просвещения.

 

За председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

П. СМИДОВИЧ

 

Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров

Л. КАМЕНЕВ

 

За секретаря Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

АНДРЕЕВ[1]

 


Постановление XI Всероссийского Съезда Советов о ликвидации неграмотности среди взрослого населения Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 29.1.1924 г. 

1. Заслушав доклад по вопросу о ликвидации неграмотности среди взрослого населения Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, XI Всероссийский Съезд Советов признает, что Совет Народных Комиссаров и Народный комиссариат по просвещению совершенно правильно наметили одной из основных задач в деле повышения культурно-политического уровня народных масс ликвидацию неграмотности к десятилетию Октябрьской революции.

2. Съезд находит, что вместе с общим сдвигом в отношении дела народного образования, имеющим свои основания в улучшении хозяйственного состояния страны, значительно оживилась работа по ликвидации неграмотности и выявилась стихийная мобилизация сил и средств советской общественности на содействие государству в его борьбе с народной неграмотностью.

3. Принимая во внимание, что в условиях массовой неграмотности, оставшейся в стране в наследство от царского режима, миллионные массы только начинают приобщаться к сознательному участию в строительстве рабоче-крестьянской государственности вместе с ликвидацией неграмотности, Съезд считает правильной взятую Народным комиссариатом по просвещению через Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности[2] линию на максимальное отражение в учебном материале по ликвидации неграмотности текущих лозунгов Советской власти в области государственного и хозяйственного строительства.

4. Съезд поручает Народному комиссариату по просвещению продолжать взятый им курс на первоначальное развертывание кампании по ликвидации неграмотности среди организованного населения (члены профессиональных союзов, допризывники и т.п.) и, постепенно расширяя работу, накопляя организационный и методический опыт, создавая кадры учителей-ликвидаторов, мобилизуя ресурсы самого населения, приступить к охвату неорганизованного населения, в особенности деревенского.

5. Съезд с удовлетворением констатирует начатую Всероссийской чрезвычайной комиссией по ликвидации безграмотности работу в области ликвидации неграмотности среди культурно-отсталых народов не русского языка. Отмечая чрезвычайную важность этой работы, ее большое культурное и политическое значение, Съезд считает необходимым максимальное привлечение к ней всего учительства и вообще интеллигенции этих народов.

6. Учитывая огромность и важность задачи ликвидировать неграмотность семнадцатимиллионного населения, Съезд в целях создания в дальнейшем условий, обеспечивающих успешность работы по борьбе с неграмотностью, постановляет:

а) Возложить ответственность за своевременное и успешное проведение кампании по ликвидации неграмотности на председателей областных и губернских исполнительных комитетов.

б) Поручить всем областным и губернским исполнительным комитетам в кратчайший срок развернуть сеть ликвидационных пунктов и школ для малограмотных соответственно плану по проведению кампании, утвержденному Народным комиссариатом по просвещению Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, обеспечив по местному бюджету их содержание.

в) Поручить Народному комиссариату по просвещению Российской Социалистической Федеративной Советской Республики через подведомственные ему издательства обеспечить книжный рынок для нужд кампании по ликвидации неграмотности необходимым количеством букварей и книг для чтения после букваря.

г) Поручить Народному комиссариату финансов изыскать средства на максимальное обеспечение кампании по ликвидации неграмотности и, в частности, на финансирование издательства букварей и книг для чтения после букваря на языках культурно-отсталых народов, населяющих Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.

7. Съезд обращается с призывом ко всем органам Советской власти в центре и на местах, ко всем партийным, профессиональным и кооперативным организациям, ко всей советской общественности проникнуться сознанием важности осуществления лозунга тов. Ленина и всеми силами содействовать борьбе с народной темнотой.

 

II

Съезд поручает Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету рассмотреть вопрос о целесообразности создания особого фонда по ликвидации неграмотности, состоящего как из правительственных, так и из добровольных отчислений и пожертвований.

 

[1] Андреев Андрей Андреевич (1895-1971) – партийно-государственный деятель. С 1914 большевик, участник октябрьского переворота. С 1917 на партийной и профсоюзной работе. В 1920-1922 секретарь ВЦСПС, в дискуссии 1921 о профсоюзах поддерживал Л.Д. Троцкого. в 1922-1927 председатель ЦК профсоюза железнодорожников. Одновременно был секретарем ЦК ВКП(б) (1924-1925) и членом президиума ВЦИК. Впоследствии был первым секретарем Северокавказского крайкома ВКП(б) (1928-1930), председателем ее ЦКК и наркомом рабоче-крестьянской инспекции (1930-1931), наркомом путей сообщения (1931-1935), вновь секретарем ЦК (1935-1946), председателем Совета Союза (1938-1952), наркомом земледелия (1943-1946), заместителем председателя Совета министров (1946-1953) и др. Активно участвовал в проведении коллективизации и репрессий 1930-х гг.[2] Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности – чрезвычайное государственное учреждение при наркомате просвещения. Создана в 1920 во главе с наркомом А.В. Луначарским. Руководила созданием пунктов и школ ликбеза, подготовкой кадров их преподавателей, составлением программ, методических руководств, букварей и т.п. Упразднена в 1930 в связи с введением всеобщего начального обучения.