Законы о судоустройстве и адвокатуре. 1938-1951 гг.
Предлагаемые законы были изданы на основе Конституции СССР 1936 г. (см.). Они в частности, значительно расширили полномочия Верховного суда СССР. Он из юридической комиссии президиума ЦИК, руководящую лишь военными трибуналами (см. Законы о высших и центральных органах власти СССР. 1923-1924 гг.), превратился в принимающую окончательные решения высшую инстанцию для всех судов Союза с неограниченными полномочиями. В частности, он получил право пересмотреть любое решение судов союзных республик. Также была введена формальная выборность народных судей и заседателей народных судов прямым голосованием.
В то же время судьи не получили не только реальную, но и формальную независимость. Они по прежнему могли быть уволены досрочно. По указу 1940 г. вынесение им дисциплинарных взысканий зависело от союзного и республиканских наркомов юстиции и начальников областных управлений юстиции. По указу 1948 г. были для этого созданы дисциплинарные коллегии, которые впрочем, были полностью подконтрольны председателю соответствующего суда.
Закон СССР о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. 16.8.1938 г.[1]
I. Общие положения
Статья 1. В соответствии со ст. 102 Конституции СССР[2] правосудие в СССР осуществляется Верховным судом СССР, верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного совета СССР, народными судами.
Статья 2. Правосудие в СССР имеет своей задачей защиту от всяких посягательств:
а) установленного Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик общественного и государственного устройства СССР, социалистической системы хозяйства и социалистической собственности;
б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и интересов граждан СССР, гарантированных Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик;
в) прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.
Правосудие в СССР имеет своей задачей обеспечение точного и неуклонного исполнения советских законов всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами СССР.
Статья 3. Советский суд, применяя меры уголовного наказания, не только карает преступников, но также имеет своей целью исправление и перевоспитание преступников.
Всей своей деятельностью суд воспитывает граждан СССР в духе преданности Родине и делу социализма, в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правилам социалистического общежития.
Статья 4. Указанные в ст. 2 настоящего Закона задачи суды в СССР осуществляют путем:
а) разбирательства в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к изменникам Родины, вредителям, расхитителям социалистической собственности и другим врагам народа, а также к грабителям, ворам, хулиганам и иным преступникам;
б) разбирательства и разрешения в судебных заседаниях дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных учреждений, предприятий, колхозов и других общественных организаций.
Статья 5. Правосудие в СССР осуществляется на началах:
а) единого и равного для всех граждан суда, независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, их национальной и расовой принадлежности;
б) единого и обязательного для всех судов уголовного, гражданского и процессуального законодательства СССР.
Статья 6. Судьи независимы и подчиняются только закону (ст. 112 Конституции СССР).
Статья 7. В соответствии со ст. 110 Конституции СССР судопроизводство в СССР ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке.
Статья 8. В соответствии со ст. 111 Конституции СССР разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту.
Статья 9. В соответствии со ст. 103 Конституции СССР рассмотрение дел во всех судах СССР осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом.
Статья 10. В соответствии со ст. ст. 105, 106, 107, 108 и 109 Конституции СССР суды в СССР образуются на началах выборности в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 11. Судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин СССР, пользующийся избирательным правом и достигший ко дню выборов 23 лет. Не могут быть избраны в судьи и народные заседатели лица, имеющие судимость.
Статья 12. Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности по списку не более чем на 10 дней в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью участия народных заседателей в рассмотрении судебного дела.
Во время исполнения своих обязанностей в суде народные заседатели пользуются всеми правами судьи.
Статья 13. За народными заседателями из числа рабочих и служащих на все время исполнения ими обязанностей в суде сохраняется их заработная плата.
Во всех остальных случаях оплата народным заседателям расходов, связанных с исполнением их обязанностей в суде, производится в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.
Статья 14. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется в составе судьи и двух народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом, когда это разбирательство осуществляется тремя членами суда[3].
Статья 15. Приговоры, решения и определения всех судов, кроме Верховного суда СССР и верховных судов союзных республик, могут быть в установленном законом порядке обжалованы осужденными, их защитниками, истцами, ответчиками и представителями их интересов или опротестованы прокурором в вышестоящий суд.
При рассмотрении жалоб и протестов вышестоящий суд по имеющимся в деле и представленным сторонами материалам проверяет законность и обоснованность вынесенного нижестоящим судом приговора или решения.
Статья 16. Судебные приговоры, решения и определения, вступившие в законную силу, могут быть опротестованы лишь прокурором СССР или прокурором союзной республики, председателем Верховного суда СССР и председателем верховного суда союзной республики в соответствии со ст. 51, 64, 74 настоящего Закона.
Статья 17. Освобождение судей от должности и народных заседателей от их обязанностей допускается не иначе как по отзыву избирателей или же в силу состоявшегося о них приговора суда.
Статья 18. Возбуждение против судей уголовного преследования, отстранение их в связи с этим от должности и предание суду производится:
в отношении народных судей, членов краевых, областных, окружных судов, судов автономных областей, членов верховных судов союзных и автономных республик – по постановлению прокурора союзной республики с санкции президиума верховного совета союзной республики;
в отношении членов Верховного суда СССР и специальных судов СССР – по постановлению прокурора СССР с санкции Президиума Верховного совета СССР.
Статья 19. В случае временного отсутствия народного судьи (болезни, отпуска и т.д.) исполнение обязанностей судьи на время его отсутствия возлагается районным Советом депутатов трудящихся на одного из народных заседателей.
Статья 20. В случае выбытия народного судьи до истечения срока его полномочий новые выборы народного судьи организуются не позднее 2-месячного срока со дня выбытия.
Новые выборы народного судьи организуются народным комиссариатом юстиции союзной республики, а в автономной республике – народным комиссариатом юстиции автономной республики.
В случае выбытия членов окружных, краевых, областных и верховных судов союзных и автономных республик, а также членов специальных судов и Верховного суда СССР выборы новых членов судов производятся на очередной сессии советов депутатов трудящихся области, края, округа, верховного совета союзной и автономной республики, Верховного совета СССР.
II. Народный суд
Статья 21. Народный суд рассматривает:
а) уголовные дела:
о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан – об убийствах, нанесении телесных повреждений, производстве незаконных абортов, незаконном лишении свободы, изнасиловании, злостном неплатеже алиментов, оскорблении, хулиганстве, клевете;
об имущественных преступлениях – разбое, грабеже, кражах, мошенничестве, вымогательстве;
о служебных преступлениях должностных лиц – злоупотреблении властью, превышении власти, бездействии власти, растратах, бесхозяйственности, подлогах, обвешивании и обмеривании, превышении цен;
о преступлениях против порядка управления – нарушении избирательного закона, злостном неплатеже установленных законом налогов и сборов, отказе от выполнения государственных поставок и повинностей, уклонении от призыва и от обязанностей военной службы, нарушении законных распоряжений органов власти;
б) гражданские дела:
по искам об имуществе;
по искам, связанным с нарушением законов о труде;
по искам об уплате алиментов;
по искам о наследстве;
и другие уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к его ведению.
Статья 22. На основании статьи 109 Конституции СССР народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года.
Статья 23. Народные судьи и народные заседатели избираются гражданами районов по избирательным округам, избирательный округ по выборам народных судей и народных заседателей охватывает все население, проживающее на территории деятельности данного народного суда.
Статья 24. Право выставления кандидатов в народные судьи и народные заседатели обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами, а также общими собраниями рабочих и служащих – по предприятиям, военнослужащих – по воинским частям, общими собраниями крестьян – по колхозам, рабочих и служащих совхозов – по совхозам.
Статья 25. Порядок регистрации кандидатов и опубликования списков кандидатов в народные судьи и народные заседатели, а также сроки и порядок их выборов определяются "Положениями о выборах судей и народных заседателей", утверждаемыми верховными советами союзных республик.
Статья 26. Количество народных судов для каждого района устанавливается советом народных комиссаров союзной республики по представлению народного комиссара юстиции союзной республики. В автономных республиках количество народных судов для каждого района устанавливается советом народных комиссаров автономной республики по представлению народного комиссара юстиции автономной республики.
Статья 27. Народный суд до рассмотрения дела в судебном заседании:
а) утверждает обвинительное заключение, представленное прокурором. При несогласии с обвинительным заключением народный суд вправе возвратить дело прокурору на доследование либо прекратить дело производством при наличии к этому достаточных оснований;
б) разрешает вопрос о заключении обвиняемого под стражу или освобождении его из-под стражи;
в) выносит решение об обязательном участии при рассмотрении дела защитника и прокурора.
Статья 28. Народный судья:
а) по поступившим жалобам и заявлениям выносит постановление о возбуждении уголовного преследования либо об отказе в этом;
б) в случае необходимости направляет заявления или жалобы следственным органам для расследования;
в) назначает дела к слушанию;
г) делает распоряжения о вызове в суд обвиняемых, свидетелей, экспертов и извещает о времени рассмотрения дела истцов и ответчиков;
д) председательствует в заседаниях народного суда.
Статья 29. Народные судьи отчитываются перед избирателями в своей работе и работе народного суда.
III. Краевой, областной, окружной суд и суд автономной области
Статья 30. В соответствии со ст. 108 Конституции СССР, краевой, областной, окружной суд и суд автономной области избирается краевым, областным, окружным советом депутатов трудящихся или советом депутатов трудящихся автономной области сроком на пять лет.
Статья 31. Краевой, областной, окружной суд и суд автономной области состоит из председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей, призываемых для участия в рассмотрении судебных дел.
Статья 32. Краевой, областной, окружной суд и суд автономной области рассматривают отнесенные законом к их ведению уголовные дела о контрреволюционных преступлениях, об особо опасных преступлениях против государственного управления, о хищениях социалистической собственности, об особо важных должностных и хозяйственных преступлениях, а также отнесенные законом к их ведению гражданские дела по спорам между государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями.
Краевой, областной, окружной суд и суд автономной области рассматривают кроме того жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов.
Статья 33. В составе краевого, областного, окружного суда и суда автономной области действуют:
а) судебная коллегия по уголовным делам – для рассмотрения уголовных дел, подсудных краевому, областному, окружному суду и суду автономной области, а также для рассмотрения жалоб и протестов на приговоры и определения народных судов;
б) судебная коллегия по гражданским делам – для рассмотрения гражданских дел, подсудных краевому, областному, окружному суду и суду автономной области, а также для рассмотрения жалоб и протестов на решения и определения народных судов.
Статья 34. Судебные коллегии краевого, областного, окружного суда и суда автономной области рассматривают уголовные и гражданские дела в составе председательствующего – председателя или члена суда – и двух народных заседателей.
Статья 35. Судебные коллегии краевого, областного, окружного суда, суда автономной области рассматривают жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов в составе трех членов соответствующего суда.
Статья 36. В областях, входящих в состав края, окружные и областные суды действуют в том же составе, что и краевой суд.
Статья 37. Председатель краевого, областного, окружного суда и суда автономной области председательствует в судебных заседаниях или назначает для председательствования в судебных заседаниях члена краевого, областного, окружного суда и суда автономной области, назначает дела к слушанию, дает распоряжение о вызове в суд обвиняемых, свидетелей, экспертов и извещает о времени рассмотрения дела истцов и ответчиков.
IV. Верховный суд автономной республики
Статья 38. В соответствии со ст. 107 Конституции СССР верховный суд автономной республики избирается верховным советом автономной республики сроком на пять лет.
Статья 39. Верховный суд автономной республики состоит из председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей, призываемых к участию в рассмотрении судебных дел.
Статья 40. Верховный суд автономной республики рассматривает отнесенные законом к его ведению уголовные дела о контрреволюционных преступлениях, об особо опасных преступлениях против государственного управления, о хищениях социалистической собственности, об особо важных должностных и хозяйственных преступлениях, а также отнесенные законом к его ведению гражданские дела по спорам между государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями.
Верховный суд автономной республики рассматривает кроме того жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов.
Статья 41. В составе верховного суда автономной республики действуют:
а) судебная коллегия по уголовным делам для рассмотрения уголовных дел, отнесенных законом к ведению верховного суда автономной республики, а также для рассмотрения жалоб и протестов на приговоры и определения народных судов;
б) судебная коллегия по гражданским делам для рассмотрения гражданских дел, отнесенных законом к ведению верховного суда автономной республики, а также для рассмотрения жалоб и протестов на решения и определения народных судов.
Статья 42. Судебные коллегии верховного суда автономной республики рассматривают дела в составе председательствующего – председателя или члена верховного суда – и двух народных заседателей.
Статья 43. Судебные коллегии верховного суда автономной республики рассматривают жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов в составе трех членов верховного суда автономной республики.
Статья 44. Председатель верховного суда автономной республики председательствует в судебных заседаниях или назначает для председательствования в судебных заседаниях члена верховного суда автономной республики, назначает дела к слушанию, дает распоряжения о вызове в суд обвиняемых, свидетелей, экспертов и извещает о времени рассмотрения дела истцов и ответчиков.
V. Верховный суд союзной республики
Статья 45. Верховный суд союзной республики является высшим судебным органом союзной республики. На верховный суд союзной республики возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов союзной республики, автономных республик, краев, областей и округов, входящих в состав данной союзной республики.
Статья 46. В соответствии со ст. 106 Конституции СССР верховный суд союзной республики избирается верховным советом союзной республики сроком на пять лет.
Статья 47. Верховный суд союзной республики состоит из председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей, призываемых к участию в рассмотрении судебных дел.
Статья 48. Верховный суд союзной республики действует в составе:
а) судебной коллегии по уголовным делам для рассмотрения уголовных дел, отнесенных законом к ведению верховного суда союзной республики, а также для рассмотрения жалоб и протестов на приговоры и определения краевых, областных и других судов союзной республики;
б) судебной коллегии по гражданским делам для рассмотрения гражданских дел, отнесенных законом к ведению верховного суда союзной республики, а также для рассмотрения жалоб и протестов на решения и определения краевых, областных и других судов союзной республики.
Статья 49. Судебные коллегии верховного суда союзной республики рассматривают дела в составе председательствующего – председателя или члена верховного суда – и двух народных заседателей.
Статья 50. Судебные коллегии верховного суда союзной республики рассматривают жалобы и протесты на приговоры, решения и определения краевых, областных и других судов союзной республики в составе трех членов верховного суда.
Статья 51. Верховный суд союзной республики осуществляет надзор за судебной деятельностью судов республики путем:
а) рассмотрения протестов прокурора СССР, прокурора союзной республики, председателя Верховного суда СССР, председателя верховного суда союзной республики на приговоры, решения и определения, вступившие в законную силу;
б) рассмотрения в судебных заседаниях жалоб и протестов по делам, решенным судами союзной республики.
Статья 52. Председатель верховного суда союзной республики председательствует в судебных заседаниях или назначает для председательствования в судебных заседаниях члена верховного суда союзной республики, назначает дела к слушанию, дает распоряжения о вызове в суд обвиняемых, свидетелей, экспертов и извещает о времени рассмотрения дела истцов и ответчиков.
VI. Специальные суды СССР
Статья 53. На основании ст. 102 Конституции СССР действуют следующие специальные суды СССР:
а) военные трибуналы;
б) линейные суды железнодорожного транспорта;
в) линейные суды водного транспорта.
Статья 54. В соответствии со ст. 105 Конституции СССР, председатель, заместители председателя, члены специальных судов СССР избираются верховным советом СССР сроком на пять лет.
Статья 55. Для участия в судебных заседаниях военных трибуналов, линейных судов железнодорожного и водного транспорта привлекаются народные заседатели, избираемые краевыми и областными советами депутатов трудящихся и верховными советами союзных и автономных республик.
Статья 56. Военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта рассматривают дела в составе председательствующего – председателя или члена суда – и двух народных заседателей, кроме случаев, когда по закону дела рассматриваются в составе трех членов соответствующего суда.
Статья 57. Военные трибуналы организуются:
а) при военных округах, фронтах и морских флотах;
б) при армиях, корпусах, иных воинских соединениях и военизированных учреждениях.
Статья 58. Военные трибуналы рассматривают дела о воинских преступлениях, а также об иных преступлениях, отнесенных законом к их ведению.
Статья 59. Военные трибуналы при округах, фронтах и морских флотах рассматривают уголовные дела, отнесенные законом к их ведению, а также рассматривают жалобы и протесты на приговоры по делам, рассмотренным военными трибуналами армий, корпусов, иных воинских соединений и военизированных учреждений.
Статья 60. Линейные суды железнодорожного и водного транспорта рассматривают отнесенные законом к их ведению дела о преступлениях, направленных на подрыв трудовой дисциплины на транспорте, и о других преступлениях, нарушающих нормальную работу транспорта.
Статья 61. Линейные суды железнодорожного и водного транспорта организуются соответственно на железных дорогах и водных путях сообщения.
Статья 62. Председатели военных трибуналов, линейных судов железнодорожного и водного транспорта председательствуют в судебных заседаниях или назначают для председательствования в судебных заседаниях членов военных трибуналов и линейных судов, назначают дела к слушанию, дают распоряжения о вызове в суд обвиняемых, свидетелей и экспертов.
VII. Верховный суд СССР
Статья 63. В соответствии со ст. ст. 104 и 105 Конституции СССР Верховный суд СССР является высшим судебным органом и избирается Верховным советом СССР сроком на пять лет.
На Верховный суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик.
Статья 64. Надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик Верховный суд осуществляет путем:
а) рассмотрения протестов прокурора СССР и председателя Верховного суда СССР на приговоры, решения и определения судов, вошедшие в законную силу;
б) рассмотрения жалоб и протестов по делам, рассмотренным военными трибуналами, линейными судами железнодорожного и водного транспорта.
Статья 65. Верховный суд СССР состоит из председателя, заместителей председателя, членов Верховного суда и народных заседателей, призываемых к участию в рассмотрении судебных дел, и действует в составе:
а) судебной коллегии по уголовным делам;
б) судебной коллегии по гражданским делам;
в) военной коллегии;
г) железнодорожной коллегии;
д) водно-транспортной коллегии.
Статья 66. Судебная коллегия Верховного Суда СССР по уголовным делам рассматривает уголовные дела, отнесенные законом к ее ведению, а также рассматривает протесты на приговоры и определения Верховных судов союзных республик.
Статья 67. Судебная коллегия Верховного суда СССР по гражданским делам рассматривает гражданские дела, отнесенные законом к ее ведению, а также рассматривает протесты на решения и определения Верховных судов союзных республик.
Статья 68. Судебные коллегии Верховного суда СССР по уголовным и гражданским делам рассматривают дела в составе председательствующего – председателя или члена Верховного суда СССР – и двух народных заседателей.
Судебные коллегии Верховного суда СССР по уголовным и гражданским делам рассматривают протесты на приговоры, определения и решения верховных судов союзных республик в составе трех членов Верховного суда СССР.
Статья 69. Военная коллегия Верховного Суда СССР рассматривает дела, отнесенные законом к ее ведению, а также рассматривает протесты и жалобы на приговоры и определения военных трибуналов.
Статья 70. Военная коллегия Верховного суда СССР рассматривает дела в составе председательствующего – председателя или члена военной коллегии Верховного суда СССР – и двух народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом, когда дела рассматриваются в составе трех членов военной коллегии.
Военная коллегия Верховного суда СССР рассматривает протесты и жалобы на приговоры и определения военных трибуналов в составе трех членов военной коллегии Верховного суда СССР.
Статья 71. Железнодорожная и водно-транспортная коллегии Верховного суда СССР рассматривают дела о преступлениях, отнесенных законом к их ведению, а также рассматривают протесты и жалобы, приносимые на приговоры и определения линейных судов железнодорожного и водного транспорта.
Статья 72. Железнодорожная и водно-транспортная коллегии Верховного суда СССР рассматривают дела в составе председательствующего – председателя или члена соответствующей коллегии – и двух народных заседателей.
Статья 73. Железнодорожная и водно-транспортная коллегии Верховного суда СССР рассматривают протесты и жалобы, приносимые на приговоры и определения линейных судов железнодорожного и водного транспорта, в составе трех членов соответствующей коллегии Верховного суда СССР.
Статья 74. Председатель Верховного суда СССР может принять на себя председательствование по любому делу, находящемуся на рассмотрении коллегии Верховного суда СССР.
Председатель Верховного суда СССР и прокурор СССР имеют право истребовать любое дело из любого суда СССР или союзных республик и внести по этому делу свой протест в установленном законом порядке.
Статья 75. Для рассмотрения приносимых председателем Верховного суда СССР или прокурором СССР протестов на приговоры, решения и определения коллегии Верховного суда СССР созывается пленум Верховного суда СССР, который также дает руководящие указания по вопросам судебной практики на основании решений, принятых по рассмотренным Верховным судом СССР судебным делам.
Статья 76. Пленум Верховного суда СССР состоит из председателя Верховного суда СССР, его заместителей и всех членов Верховного суда СССР.
Участие прокурора СССР в Пленуме обязательно.
В заседании пленума Верховного суда СССР участвует народный комиссар юстиции СССР.
Статья 77. Заседания пленума Верховного суда СССР созываются не реже одного раза в два месяца.
VIII. Судебные исполнители
Статья 78. Исполнение решений и определений по гражданским делам и исполнение приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий производится судебными исполнителями.
Статья 79. Судебные исполнители состоят при народных судах, при окружных, краевых, областных судах, судах автономных областей, верховных судах автономных и союзных республик и назначаются народным комиссариатом юстиции союзной республики, а в автономных республиках – народным комиссариатом юстиции автономной республики.
Статья 80. Предъявляемые судебными исполнителями требования по исполнению судебных приговоров, решений и определений обязательны для всех должностных лиц и граждан.
Положение об адвокатуре СССР. 16.8.1939 г.[4]
I. Общие положения
1. Для оказания юридической помощи населению в краях, областях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, образуются областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов.
2. Организация коллегии адвокатов и общее руководство их деятельностью осуществляются Народным комиссариатом юстиции Союза ССР через народные комиссариаты юстиции союзных и автономных республик и управления НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся.
3. Коллегии адвокатов в соответствии со ст. 111 Конституции (Основного Закона) СССР и ст. 8 Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик осуществляют возложенные на них задачи по оказанию юридической помощи населению, учреждениям, организациям и предприятиям путем:
а) дачи юридической консультации (советов, справок, разъяснений и пр.);
б) составления заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций и предприятий;
в) участия адвокатов в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей интересов ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц.
4. Коллегии адвокатов пользуются правами юридического лица.
5. Лица, не состоящие членами коллегии адвокатов, допускаются к занятию адвокатской деятельностью с разрешения народного комиссара юстиции союзной республики в порядке, определяемом инструкцией НКЮ СССР.
II. Прием и исключение членов коллегии адвокатов
6. Членами коллегии адвокатов могут состоять лица:
а) имеющие высшее юридическое образование;
б) окончившие юридические школы – при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года в должностях, указанных в п. "в" ст. 6 настоящего Положения;
в) не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов.
7. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющие стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции, могут приниматься в коллегии адвокатов в качестве стажеров. Срок и порядок прохождения стажерами практики в юридических консультациях и оплата их труда определяются инструкцией Народного комиссариата юстиции Союза ССР.
8. В коллегии адвокатов не могут приниматься лица, лишенные избирательных прав, имеющие судимость и находящиеся под следствием и судом.
9. Прием в члены коллегии адвокатов производится президиумом коллегии адвокатов.
Заявления о приеме в члены коллегии адвокатов должны быть рассмотрены не позднее месячного срока с момента их поступления в президиум коллегии адвокатов.
10. Исключение из коллегии адвокатов производится президиумом коллегии адвокатов.
Основанием к исключению могут быть:
а) совершение преступления, установленного приговором суда;
б) совершение проступков, порочащих звание советского адвоката;
в) нарушение правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов.
11. Решение президиума коллегии адвокатов об отказе в приеме в члены коллегии адвокатов или об исключении из коллегии адвокатов может быть обжаловано народному комиссару юстиции соответствующей союзной или автономной республики.
Решение народного комиссара юстиции автономной республики может быть обжаловано народному комиссару юстиции соответствующей союзной республики, а решение народного комиссара юстиции союзной республики – народному комиссару юстиции СССР, решение которого является окончательным.
12. Народному комиссару юстиции Союза ССР и народному комиссару юстиции союзной республики принадлежит право отвода принятых в коллегию адвокатов.
13. Члены коллегии адвокатов не могут состоять на службе в государственных и общественных учреждениях и предприятиях.
Исключение может быть допущено президиумом коллегии адвокатов для лиц:
а) занимающих выборные должности в государственных и общественных учреждениях и организациях;
б) для преподавателей и научных работников.
III. Структура коллегии адвокатов
14. Областные, краевые, республиканские коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.
Все вопросы, связанные с организацией и деятельностью коллегии адвокатов, разрешаются общим собранием членов коллегии адвокатов и президиумом коллегии адвокатов.
15. Общее собрание членов коллегии адвокатов созывается не реже двух раз в год.
Общее собрание коллегии адвокатов:
а) избирает президиум коллегии адвокатов;
б) избирает ревизионную комиссию;
в) заслушивает отчеты о деятельности президиума и ревизионной комиссии коллегии адвокатов и дает им указания по вопросам работы коллегии адвокатов;
г) утверждает штаты и сметы коллегии адвокатов;
д) утверждает правила внутреннего распорядка коллегии адвокатов.
Общее собрание коллегии адвокатов считается правомочным при наличии более половины состава членов коллегии.
16. Президиум областной, краевой, республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия избираются тайным голосованием сроком на два года.
17. Президиум областной, краевой, республиканской коллегии адвокатов осуществляет руководство всей практической деятельностью коллегии.
Количество членов президиума определяется общим собранием коллегии адвокатов.
18. Президиум областной, краевой, республиканской коллегии адвокатов:
а) осуществляет прием в члены коллегии адвокатов и исключение из членов коллегии;
б) организует в районных центрах и городах области, края, республики юридические консультации и руководит их деятельностью;
в) распределяет членов коллегии адвокатов по юридическим консультациям, городам и районам области, края, республики;
г) разрабатывает и проводит необходимые мероприятия по повышению идейно-политического уровня и юридической квалификации членов коллегии;
д) утверждает сметы и штаты юридических консультаций;
е) осуществляет контроль за деятельностью членов коллегии адвокатов, в частности, за выполнением правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов и за соблюдением таксы оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами;
ж) рассматривает дела о совершенных членами коллегии проступках, нарушении дисциплины и налагает на них дисциплинарные взыскания;
з) распоряжается средствами коллегии в пределах сметы, утвержденной общим собранием членов коллегии;
и) представляет отчеты о деятельности коллегии адвокатов народному комиссариату юстиции союзной республики, не имеющей областного деления, народному комиссариату юстиции автономной республики, управлению НКЮ союзной республики при краевом, областном совете депутатов трудящихся.
Порядок и сроки представления отчетности устанавливаются Народным комиссариатом юстиции СССР.
19. Президиум коллегии адвокатов избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря президиума.
20. Ревизионная комиссия коллегии адвокатов проводит систематические ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии и юридических консультаций.
21. Для организации работы членов коллегии адвокатов в районных центрах и городах области, края, республики создаются юридические консультации. Состав и местонахождение юридических консультаций устанавливаются президиумом коллегии адвокатов, в соответствии с планом, утверждаемым НКЮ союзной (автономной) республики.
22. Юридической консультацией руководит заведующий, который назначается президиумом коллегии адвокатов и несет перед ним ответственность за работу консультации. На заведующего консультацией возлагается распределение дел между адвокатами, установление размера платы за юридическую помощь в соответствии с таксой и контроль за качеством работы адвоката.
23. Заведующие юридическими консультациями, в которых работают не менее 15 адвокатов, освобождаются от ведения судебных дел, и труд их оплачивается президиумом коллегии адвокатов.
Заведующие юридическими консультациями с числом адвокатов менее 15 человек не освобождаются от ведения судебных дел и за свою работу в качестве заведующих получают дополнительное вознаграждение в размере, установленном президиумом коллегии.
24. Юридические консультации ведут статистическую и финансовую отчетность по формам, установленным народным комиссариатом Юстиции СССР, и представляют ее в президиум коллегии адвокатов.
25. Оплата юридической помощи, оказываемой адвокатами, производится на основании инструкции, издаваемой народным комиссариатом Юстиции Союза ССР.
IV. Дисциплинарная ответственность адвокатов
26. За недобросовестное исполнение членами коллегии адвокатов своих обязанностей, нарушение таксы и другие проступки президиум коллегии адвокатов налагает на них дисциплинарные взыскания.
27. Мерами дисциплинарного взыскания являются:
а) замечание;
б) выговор;
в) строгий выговор;
г) отстранение от работы адвоката на срок до шести месяцев;
д) исключение из состава коллегии адвокатов.
28. Наложение дисциплинарного взыскания может быть обжаловано народному комиссару юстиции союзной и автономной республики.
Народный комиссар юстиции Союза ССР
Н. РЫЧКОВ
Указ Президиума Верховного Совета СССР о дисциплинарной ответственности судей. 29.7.1940 г.
1. На народных судей, председателей и членов окружных, областных, краевых, верховных судов и специальных судов СССР за допущенные ими нарушения трудовой дисциплины могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
а) замечание;
б) выговор;
в) выговор с предупреждением о постановке вопроса об отозвании с должности судьи в порядке, установленном Законом о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик.
2. Народные комиссары юстиции автономных республик и начальники управлений народных комиссариатов юстиции союзных республик при краевых и областных советах депутатов трудящихся могут налагать на народных судей дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора.
3. Народные комиссары юстиции союзных республик могут налагать все указанные в ст. 1 дисциплинарные взыскания на народных судей, а также на председателей и членов окружных, областных, краевых судов и верховных судов автономных республик.
4. Председатели окружных, областных, краевых, специальных судов, верховных судов союзных и автономных республик и председатель Верховного суда СССР могут налагать на членов соответствующего суда дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора.
5. Народный комиссар юстиции СССР может налагать указанные в ст. 1 дисциплинарные взыскания на всех судебных работников.
6. Приказы о наложении дисциплинарных взысканий должны быть мотивированы с указанием допущенного судьей нарушения трудовой дисциплины.
Дисциплинарное взыскание может быть наложено только после истребования от судьи, допустившего нарушение трудовой дисциплины, письменного объяснения.
7. Дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня обнаружения нарушения трудовой дисциплины и не позднее шести месяцев со дня его совершения.
8. Приказы о наложении дисциплинарных взысканий на судей могут быть обжалованы в следующем порядке:
а) приказы начальников управлений НКЮ союзных республик при областных и краевых советах депутатов трудящихся, народных комиссаров юстиции автономных республик, председателей окружных, областных, краевых судов и верховных судов автономных республик – народному комиссару юстиции союзной республики;
б) приказы народных комиссаров юстиции союзных республик, председателей верховных судов союзных республик и председателей специальных судов СССР – народному комиссару юстиции СССР.
9. Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН
Секретарь президиума Верховного Совета СССР
А.ГОРКИН
Положение о дисциплинарной ответственности судей. 15.7.1948 г.[5]
1. Конституцией СССР и Законом о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик на советский суд возложены ответственные задачи по осуществлению правосудия, укреплению социалистической законности, воспитанию граждан СССР в духе преданности Родине и делу социализма, в духе честного отношения к государственному и общественному долгу. Сталинская Конституция[6] отводит суду важное и почетное место в системе государственных органов. Судьи независимы и подчиняются только закону.
Советский судья, избираемый народом, должен дорожить доверием народа и являть образец честного служения Родине, точного и неуклонного исполнения советских законов, моральной чистоты и безукоризненного поведения, чтобы иметь не только формальное, но и моральное право судить и учить других.
Служебные упущения и недостойные поступки судей подрывают авторитет суда, наносят ущерб делу правосудия, интересам государства и правам граждан и потому должны влечь за собой строгую ответственность.
2. Народные судьи, председатели и члены окружных, областных, краевых судов, судов автономных областей, верховных судов союзных и автономных республик, специальных судов, а также члены Верховного суда СССР могут привлекаться к дисциплинарной ответственности:
а) за нарушение трудовой дисциплины;
б) за упущение в судебной работе вследствие небрежности или недисциплинированности судьи;
в) за совершение поступков, недостойных советского судьи.
3. Для рассмотрения дел о совершенных судьями дисциплинарных проступках образуются коллегии по дисциплинарным делам при областных и краевых судах, верховных судах автономных республик, верховных судах союзных республик, военных трибуналах округов, флотов и приравненных к ним и при Верховном суде СССР.
4. Коллегии по дисциплинарным делам действуют в составе председателя соответствующего суда или его заместителя и двух членов суда по назначению председателя.
5. Коллегии по дисциплинарным делам при областных, краевых судах и верховных судах автономных республик рассматривают дела о дисциплинарных проступках народных судей данной области, края, автономной республики, членов судов автономных областей, окружных судов и судов областей, входящих в состав края.
6. Коллегии по дисциплинарным делам при верховных судах союзных республик рассматривают дела о дисциплинарных проступках председателей и членов областных, краевых судов и верховных судов автономных республик, председателей судов автономных областей, окружных судов и судов областей, входящих в состав края, а в союзных республиках, не имеющих областного деления, - дела о дисциплинарных проступках народных судей.
7. Коллегии по дисциплинарным делам при военных трибуналах округов, флотов и приравненных к ним рассматривают дела о дисциплинарных проступках председателей и членов нижестоящих военных трибуналов.
8. Коллегия по дисциплинарным делам при Верховном суде СССР рассматривает дела о дисциплинарных проступках председателей и членов верховных судов союзных республик, военных трибуналов округов, флотов и приравненных к ним, линейных и иных специальных судов, а также членов Верховного суда СССР.
9. Право возбуждения дисциплинарных дел принадлежит:
а) министру юстиции СССР – в отношении всех судей;
б) министрам юстиции союзных республик – в отношении народных судей, председателей и членов окружных, областных, краевых судов, судов автономных областей, верховных судов автономных республик;
в) министрам юстиции автономных республик, начальникам управлений министерств юстиции при краевых и областных советах депутатов трудящихся – в отношении народных судей, членов судов автономных областей, окружных судов и судов областей, входящих в состав края;
г) председателям военных трибуналов округов, флотов и приравненных к ним – в отношении председателей и членов нижестоящих трибуналов;
д) председателям верховных, краевых, областных, окружных судов, судов автономных областей и специальных судов – в отношении членов соответствующего, а также нижестоящего суда с одновременным уведомлением министра юстиции СССР или союзной республики по принадлежности.
10. Дисциплинарное дело против судьи может быть возбуждено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения.
11. До рассмотрения дела в коллегии по дисциплинарным делам должны быть тщательно проверены мотивы привлечения судьи к ответственности, затребовано от судьи, о котором возбуждено дело, письменное объяснение, а в случае необходимости, допрошены свидетели.
12. На заседании коллегии по дисциплинарным делам вызывается судья, привлеченный к дисциплинарной ответственности.
13. Лицо, возбудившее дело, может принять участие в заседании коллегии по дисциплинарным делам лично или через своего уполномоченного.
14. Судья, привлеченный к дисциплинарной ответственности, может заявить отвод членам коллегии по дисциплинарным делам. Вопрос об основательности отвода члена коллегии разрешается остальными членами коллегии; при разделении голосов член коллегии считается отведенным. Отведенный член коллегии заменяется другим по назначению председателя соответствующего суда.
15. Рассмотрение дела в дисциплинарной коллегии производится, как правило, в открытом заседании и начинается докладом одного из членов коллегии. Затем выслушиваются объяснения привлеченного к дисциплинарной ответственности судьи. Лицо, возбудившее дело, или его уполномоченный вправе выступить на заседании коллегии. После этого коллегия удаляется на совещание для вынесения решения.
Протокол заседания ведется секретарем.
16. Коллегии по дисциплинарным делам могут налагать на признанных виновными в совершении дисциплинарных проступков следующие дисциплинарные взыскания:
а) замечание,
б) выговор,
в) строгий выговор.
17. Если коллегия по дисциплинарным делам признает, что судья не соответствует занимаемой должности, она доводит об этом до сведения министра юстиции СССР или министра юстиции союзной республики для постановки в установленном законом порядке вопроса об отозвании судьи с занимаемой должности.
18. Если коллегия по дисциплинарным делам найдет в действиях судьи признаки преступления, она возбуждает в установленном законом порядке вопрос о привлечении судьи к уголовной ответственности, с одновременным уведомлением лица, возбудившего дисциплинарное дело, министра юстиции СССР и министра юстиции союзной республики.
19. В решении коллегии по дисциплинарным делам должно быть указано: наименование коллегии; состав ее; место и время рассмотрения дела; фамилия, имя, отчество и должность привлеченного к дисциплинарной ответственности; кем возбуждено дело; присутствие лица, возбудившего дело, или его уполномоченного; обстоятельства дела; объяснения привлеченного к ответственности; мера дисциплинарного взыскания или мотивы прекращения дела.
20. Решение коллегии по дисциплинарным делам является окончательным и может быть отменено лишь в порядке надзора коллегией по дисциплинарным делам при вышестоящем суде по представлению председателя этого суда, министра юстиции СССР, министров юстиции союзных или автономных республик.
21. Копия решения коллегии по дисциплинарным делам посылается судье, привлеченному к дисциплинарной ответственности, председателю суда, членом которого он является, и лицу, возбудившему дело; если же дело возбуждено председателем суда – также соответствующему министру юстиции или начальнику управления министерства юстиции при краевом, областном совете депутатов трудящихся, по принадлежности.
Решение о наложении дисциплинарного взыскания приобщается к личному делу судьи.
22. Если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания судья не подвергается новому взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.
Положение о выборах народных судов РСФСР. 29.10.1951 г.[7]
Глава I. Избирательная система
1. На основании статьи 113 Конституции РСФСР и статьи 22 Закона о судоустройстве СССР союзных и автономных республик народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года.
2. Народным судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин РСФСР, пользующийся избирательным правом и достигший ко дню выборов 23 лет. Не могут быть избраны в народные судьи и народные заседатели лица, имеющие судимость.
3. На основании статьи 18 Конституции РСФСР граждане всех других союзных республик пользуются на территории РСФСР правом избирать и быть избранными в народные судьи и народные заседатели наравне с гражданами РСФСР.
4. На основании статьи 23 Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик народные судьи и народные заседатели избираются гражданами района по избирательным округам. Избирательный округ по выборам народного суда (народного судьи и народных заседателей) охватывает все население, проживающее на территории деятельности данного народного суда.
5. Расходы, связанные с проведением выборов народных судов, производятся за счет государства.
Глава II. Списки избирателей
6. Списки избирателей для выборов народных судов составляются в городах исполнительными комитетами городских советов депутатов трудящихся, а в городах с районным делением – исполнительными комитетами районных советов, в поселках – исполнительными комитетами поселковых советов, в сельских местностях – исполнительными комитетами сельских (станицы, деревни, хутора, аула) советов депутатов трудящихся.
7. В списки избирателей включаются все граждане, мужчины и женщины, имеющие избирательное право и проживающие к моменту составления списков на территории данного совета, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.
8. Не вносятся в списки избирателей лица, лишенные избирательных прав по суду, в течение всего установленного в судебном приговоре срока лишения избирательных прав, а также лица, признанные в установленном законом порядке умалишенными.
9. Списки избирателей составляются по каждому избирательному пункту по установленной форме в алфавитном порядке, с указанием фамилии, имени, отчества, возраста и местожительства избирателя и подписываются председателем и секретарем исполнительного комитета совета депутатов трудящихся.
10. Списки избирателей, состоящих в воинских частях и войсковых соединениях, составляются за подписью командира. Все прочие военнослужащие вносятся в списки избирателей по месту жительства соответствующими исполнительными комитетами советов депутатов трудящихся.
11. За 20 дней до выборов исполнительный комитет совета депутатов трудящихся вывешивает списки избирателей для всеобщего обозрения или обеспечивает избирателям возможность ознакомления с этими списками в помещении Совета или избирательного пункта.
12. Заявления о неправильности в списке избирателей (невключение в список, исключение из списка, искажение фамилии, имени, отчества, неправильное включение в список лиц, лишенных избирательных прав) подаются в исполнительный комитет совета депутатов трудящихся, опубликовавший список.
13. Исполнительный комитет совета депутатов трудящихся обязан рассмотреть каждое заявление о неправильности в списке избирателей в трехдневный срок и внести необходимые исправления в список избирателей либо выдать заявителю письменную справку о мотивах отклонения его заявления. В случае несогласия с решением исполнительного комитета совета депутатов трудящихся заявитель может подать жалобу в исполнительный комитет вышестоящего совета депутатов трудящихся, решение которого является окончательным.
Глава III. Избирательные округа и избирательные пункты по выборам народных судов
14. В каждом избирательном округе по выборам народного суда избираются один народный судья и народные заседатели в числе от 50 до 75 человек.
Число народных заседателей, подлежащих избранию в каждом избирательном округе, устанавливается президиумом верховного совета автономной республики или исполнительным комитетом краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) совета депутатов трудящихся.
15. Списки избирательных округов по выборам народных судов с указанием числа народных заседателей, подлежащих избранию по каждому округу, опубликовываются президиумом верховного совета автономной республики или исполнительным комитетом краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) совета депутатов трудящихся не позднее чем за 28 дней до выборов.
16. Для приема избирательных бюллетеней и подсчета голосов на территории избирательного округа по выборам народного суда образуются избирательные пункты.
17. Образование избирательных пунктов производится в городах исполнительными комитетами городских советов депутатов трудящихся, в городах с районным делением – исполнительными комитетами районных советов депутатов трудящихся, в сельских местностях – исполнительными комитетами районных советов депутатов трудящихся.
Образование избирательных пунктов производится не позднее чем за 25 дней до выборов.
18. В городах, поселках, а также в селах и на территории сельских советов, насчитывающих более 2000 человек населения, избирательные пункты образуются из расчета один избирательный пункт на 1500-3000 человек населения.
19. Территория сельского Совета, насчитывающего не более 2000 человек населения, относится, как правило, к одному избирательному пункту.
В каждой станице, деревне, ауле, насчитывающих от 500 до 2000 человек населения, образуется отдельный избирательный пункт.
В селении или в группе селений с населением менее 500 человек, но не ниже 300 человек, в тех случаях когда расстояние от таких селений до избирательного пункта превышает 10 километров, могут быть образованы отдельные избирательные пункты.
20. В отдаленных северных и восточных районах, где преобладают мелкие поселения, допускается образование избирательных пунктов для населения не менее 100 человек.
В национальных округах Севера, а также в горных и кочевых районах могут быть образованы избирательные пункты для населения менее 100 человек, однако не ниже 50 человек.
21. В воинских частях и войсковых соединениях образуются отдельные избирательные пункты с числом не менее 50 и не более 3.000 избирателей.
Глава IV. Организация выборов
22. Выборы народных судов организуются президиумами верховных советов автономных республик и исполнительными комитетами краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) советов депутатов трудящихся через исполнительные комитеты районных и городских советов депутатов трудящихся. Президиумы верховных советов автономных республик и исполнительные комитеты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) советов депутатов трудящихся наблюдают на всей территории автономной республики, края, области, города за исполнением в ходе выборов настоящего Положения о выборах и разрешают жалобы на неправильные действия исполнительных комитетов районных и городских советов депутатов трудящихся.
23. На исполнительные комитеты районных и городских (городов без районного деления) советов депутатов трудящихся возлагается:
а) регистрация кандидатов в народные судьи и народные заседатели, выставленных с соблюдением требований Конституции РСФСР, Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик и настоящего Положения о выборах;
б) снабжение избирательных пунктов избирательными бюллетенями установленной формы для выборов народных судей и народных заседателей;
в) назначение уполномоченных для приема избирательных бюллетеней и подсчета голосов по избирательным пунктам;
г) установление результатов выборов народного судьи и народных заседателей по каждому избирательному округу;
д) выдача избранным народным судьям и народным заседателям удостоверений об избрании и составление списка избранных народных заседателей по каждому народному суду;
е) рассмотрение жалоб на неправильные действия уполномоченных по избирательным пунктам.
24. Для подсчета голосов, поданных за каждого кандидата в народные судьи и народные заседатели, исполнительные комитеты районных и городских советов депутатов трудящихся образуют счетные комиссии в составе 5-7 человек по каждому избирательному округу.
25. Для подсчета голосов, поданных за каждого кандидата в народные судьи и народные заседатели в каждом избирательном пункте, при уполномоченном исполнительного комитета районного или городского совета депутатов трудящихся образуется счетная комиссия в составе 5-11 человек, утверждаемая исполнительным комитетом районного или городского совета депутатов трудящихся.
Глава V. Порядок выставления кандидатов в народные судьи и народные заседатели
26. Право выставления кандидатов в народные судьи и народные заседатели обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативными организациями, организациями молодежи и культурными обществами, а также за общими собраниями рабочих и служащих – по предприятиям и учреждениям, военнослужащих – по воинским частям, общими собраниями крестьян - по колхозам и селам, рабочих и служащих совхозов – по совхозам.
27. Не позднее чем за 15 дней до выборов все общественные организации или общества трудящихся, выставившие кандидатов в народные судьи и народные заседатели, обязаны зарегистрировать этих кандидатов в исполнительном комитете районного или городского Совета депутатов трудящихся.
Исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся обязан зарегистрировать всех кандидатов в народные судьи и народные заседатели, выставленных общественными организациями и обществами трудящихся с соблюдением требований Конституции РСФСР, Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик и настоящего Положения о выборах[8].
28. Общественная организация или общество трудящихся, выставившие кандидата в народные судьи или народные заседатели, обязаны для регистрации кандидата представить в исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся следующие документы:
а) протокол собрания или заседания, на котором был выставлен кандидат в народные судьи или народные заседатели, подписанный членами президиума, с указанием их местожительства; в протоколе должны быть указаны: наименование организации, выставившей кандидата, место, время и количество участников собрания или заседания, фамилия, имя, отчество кандидата в народные судьи или народные заседатели, его возраст, местожительство, партийность, занятие;
б) заявление кандидата в народные судьи или народные заседатели о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу от выставившей его организации.
29. Кандидат в народные судьи или народные заседатели может баллотироваться только в одном избирательном округе.
30. Отказ исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся в регистрации кандидатов в народные судьи и в народные заседатели может быть обжалован в двухдневный срок в президиум верховного совета автономной республики или в исполнительный комитет краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) совета депутатов трудящихся, решение которого является окончательным.
31. Фамилия, имя, отчество, возраст, занятие, партийность каждого зарегистрированного кандидата в народные судьи и народные заседатели и наименование общественной организации, выставившей кандидата, опубликовываются исполнительным комитетом районного или городского совета депутатов трудящихся не позднее, чем за 12 дней до выборов.
32. Все зарегистрированные кандидаты в народные судьи и народные заседатели подлежат обязательному включению в избирательные бюллетени.
33. Исполнительный комитет районного или городского совета депутатов трудящихся обязан разослать по всем избирательным пунктам избирательные бюллетени не позднее, чем за 10 дней до выборов.
34. Избирательные бюллетени печатаются отдельно для выборов народного судьи и отдельно для выборов народных заседателей по каждому избирательному округу.
35. Избирательные бюллетени печатаются на языках населения соответствующего избирательного округа в количестве, обеспечивающем всех избирателей.
36. Каждой организации, выставившей кандидата, зарегистрированного в исполнительном комитете районного или городского Совета депутатов трудящихся, равно как каждому гражданину, обеспечивается право беспрепятственной агитации за этого кандидата на собраниях, в печати и иными способами, согласно статье 129 Конституции РСФСР.
Глава VI. Порядок голосования
37. Выборы народных судов производятся в течение одного дня, общего для РСФСР.
День выборов устанавливается Президиумом Верховного Совета РСФСР не позднее, чем за 30 дней до выборов. Выборы производятся в нерабочий день.
38. Подача голосов избирателями производится в день выборов от 6 часов утра до 12 часов ночи по местному времени.
39. В 6 часов утра в день выборов уполномоченный исполнительного комитета районного или городского совета депутатов трудящихся по данному избирательному пункту в присутствии членов счетной комиссии проверяет избирательные ящики и наличие составленного по установленной форме списка избирателей, после чего закрывает и опечатывает ящики и приглашает избирателей приступить к подаче голосов.
40. Каждый избиратель голосует лично, являясь для этого в помещение для голосования. Подача голосов избирателями производится путем опускания в избирательный ящик избирательных бюллетеней.
41. В помещении для выборов отводятся особые комнаты или оборудуются отдельные кабины для заполнения избирателями избирательных бюллетеней. В этих комнатах или кабинах во время заполнения избирателями избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было (в том числе уполномоченного исполнительного комитета и членов счетной комиссии), кроме голосующих.
42. Явившийся в помещение для выборов избиратель предъявляет уполномоченному исполнительного комитета районного или городского совета депутатов трудящихся или члену счетной комиссии либо паспорт, либо колхозную книжку, либо профсоюзный билет, либо иное удостоверение личности и после проверки по списку избирателей и отметки в списке избирателей получает избирательный бюллетень для выборов народного судьи и избирательный бюллетень для выборов народных заседателей.
43. Избиратель в помещении, отведенном для заполнения избирательных бюллетеней, оставляет в каждом избирательном бюллетене фамилии тех кандидатов в народные судьи и народные заседатели, за которых он голосует, вычеркивая фамилии остальных, затем избиратель направляется к избирательному ящику и опускает в него избирательные бюллетени.
44. Избиратель, не имеющий возможности в силу неграмотности или какого-либо физического недостатка самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, вправе пригласить в помещение, где заполняются избирательные бюллетени, любого другого избирателя для заполнения избирательных бюллетеней.
45. Выборная агитация в помещении для выборов во время подачи голосов не допускается.
46. Ответственность за порядок в помещении для выборов несет уполномоченный исполнительного комитета районного или городского совета депутатов трудящихся, и его распоряжения для всех присутствующих обязательны.
47. В день выборов, в 12 часов ночи, уполномоченный исполнительного комитета районного или городского совета депутатов трудящихся объявляет подачу голосов законченной, и счетная комиссия приступает к вскрытию избирательных ящиков.
Глава VII. Определение результатов выборов
48. В помещении, где производится подсчет голосов по избирательному пункту, при подсчете голосов имеют право присутствовать специально на то уполномоченные представители общественных организаций и обществ трудящихся, а также представители печати.
49. Счетная комиссия, вскрыв ящики, сверяет число поданных бюллетеней с числом лиц, получивших бюллетени по списку избирателей, и результаты сверки заносит в протокол.
50. Признаются недействительными:
а) бюллетени неустановленного образца;
б) бюллетени для выборов народного судьи, в которых при голосовании оставлено больше одного кандидата.
51. Уполномоченный исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся составляет протокол голосования за кандидатов в народные судьи и в народные заседатели по данному избирательному пункту. Протокол подписывается уполномоченным и всеми членами счетной комиссии.
52. В протоколе голосования по избирательному пункту должно быть указано:
а) время начала и окончания подачи голосов;
б) общее число избирателей по списку;
в) число избирателей, получивших избирательные бюллетени;
г) число избирателей, принявших участие в голосовании;
д) число бюллетеней, признанных недействительными, отдельно по выборам народного судьи и отдельно по выборам народных заседателей;
е) число бюллетеней, в которых вычеркнуты фамилии всех кандидатов, отдельно по выборам народного судьи и отдельно по выборам народных заседателей;
ж) число голосов, поданных за каждого кандидата в народные судьи и в народные заседатели.
53. Протокол голосования по избирательному пункту уполномоченный немедленно пересылает в исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся.
54. Все избирательные бюллетени (отдельно действительные и отдельно признанные недействительными) должны быть опечатаны и сданы на хранение: в городах – исполнительным комитетам городских советов депутатов трудящихся, в городах с районным делением – исполнительным комитетам районных советов депутатов трудящихся, в сельских местностях – исполнительным комитетам районных советов депутатов трудящихся.
На исполнительный комитет совета депутатов трудящихся возлагается обязанность хранить избирательные бюллетени в течение трех месяцев со дня выборов.
55. Окружные счетные комиссии при исполнительных комитетах районных или городских Советов депутатов трудящихся производят подсчет голосов, поданных за каждого кандидата в народные судьи и в народные заседатели по каждому избирательному округу, на основании протоколов, представленных уполномоченными по избирательным пунктам.
При подсчете голосов имеют право присутствовать специально на то уполномоченные представители общественных организаций и обществ трудящихся, а также представители печати.
56. Кандидат в народные судьи или в народные заседатели, получивший абсолютное большинство голосов, то есть больше половины всех голосов, поданных по округу и признанных действительными, считается избранным.
57. Окружная счетная комиссия при исполнительном комитете районного или городского совета депутатов трудящихся составляет протокол голосования за кандидатов в народные судьи и народные заседатели по избирательному округу в двух экземплярах. Протокол подписывается всеми членами счетной комиссии.
58. В протоколе голосования по избирательному округу должно быть указано:
а) общее число избирателей по округу;
б) число избирателей, получивших избирательные бюллетени;
в) число избирателей, принявших участие в голосовании;
г) число бюллетеней, признанных недействительными, отдельно по выборам народного судьи и отдельно по выборам народных заседателей;
д) число бюллетеней, в которых вычеркнуты фамилии всех кандидатов, отдельно по выборам народного судьи и отдельно по выборам народных заседателей;
е) число голосов, поданных за каждого кандидата в народные судьи и народные заседатели.
59. После окончания подсчета голосов председатель исполнительного комитета районного или городского совета депутатов трудящихся обязан переслать один экземпляр протокола голосования по каждому избирательному округу в президиум верховного совета АССР или в исполнительный комитет краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) совета депутатов трудящихся.
Второй экземпляр протокола остается вместе со всем делопроизводством по выборам народного суда в делах исполнительного комитета районного или городского совета депутатов трудящихся.
Президиум верховного совета АССР или исполнительный комитет краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) совета депутатов трудящихся направляет списки избранных народных судей и народных заседателей верховному суду АССР или краевому, областному, городскому суду.
60. После подписания протокола голосования по каждому избирательному округу председатель исполнительного комитета районного или городского совета депутатов трудящихся оглашает результаты выборов и выдает избранным народным судьям и народным заседателям удостоверение об избрании, а также передает каждому избранному народному судье список избранных народных заседателей по данному народному суду, подписанный председателем и секретарем исполнительного комитета совета депутатов трудящихся.
61. Если ни один из кандидатов в народные судьи по избирательному округу не получил абсолютного большинства голосов, исполнительный комитет районного или городского совета депутатов трудящихся сообщает об этом немедленно президиуму верховного совета АССР или исполнительному комитету краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) совета депутатов трудящихся и объявляет перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее количество голосов. День перебаллотировки назначается не позднее, чем в двухнедельный срок по истечении первого тура выборов.
62. Если число кандидатов в народные заседатели, получивших абсолютное большинство голосов, меньше установленного числа народных заседателей, подлежащих избранию, исполнительный комитет районного или городского совета депутатов трудящихся сообщает об этом немедленно президиуму верховного совета АССР или исполнительному комитету краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) совета депутатов трудящихся.
Президиум верховного совета автономной республики или исполнительный комитет краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) совета депутатов трудящихся дает указание либо о назначении перебаллотировки, либо о соответствующем уменьшении числа народных заседателей по данному избирательному округу.
Перебаллотировка, если она будет признана необходимой, назначается не позднее двух недель после первого тура выборов. На перебаллотировку ставится необходимое число кандидатов в народные заседатели, получивших при первом туре выборов наибольшее число голосов.
63. Если поданное количество голосов по избирательному округу составляет меньше половины числа избирателей, имеющих право голосовать по этому округу, исполнительный комитет районного или городского совета депутатов трудящихся сообщает об этом немедленно президиуму верховного совета АССР или исполнительному комитету краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) совета депутатов трудящихся и назначает новые выборы не позднее чем в двухнедельный срок после первых выборов[9].
64. Перебаллотировка кандидатов в народные судьи и народные заседатели, равно как новые выборы взамен признанных недействительными, производится по спискам избирателей, составленным для первых выборов, и в полном соответствии с настоящим Положением о выборах.
65. В случае выбытия народного судьи до срока (отозвание избирателями, смерть, длительная болезнь, семейные обстоятельства, переход на другую работу и т.д.) новые выборы народного судьи организуются президиумом верховного совета автономной республики или исполнительным комитетом краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) совета депутатов трудящихся не позднее двухмесячного срока со дня выбытия народного судьи.
66. Если за выбытием значительного числа народных заседателей наличное число народных заседателей будет недостаточно для нормальной работы данного народного суда, организуются дополнительные выборы народных заседателей.
67. Всякий, кто путем насилия, обмана, угроз или подкупа будет препятствовать гражданину РСФСР в свободном осуществлении его права избирать и быть избранным в народные судьи и народные заседатели, карается лишением свободы на срок до двух лет.
68. Должностное лицо, совершившее подделку избирательных документов или заведомо неправильный подсчет голосов при выборах народных судов, карается лишением свободы на срок до трех лет.
[1] Приводится с поправками, внесенными указом Президиума Верховного совета СССР от 16.9.1948 г.[2] Имеется в виду Конституция СССР 1936 г. (см.).[3] По указу Президиума Верховного совета от 10.8.1940 г. дела о прогулах и самовольном уходе с предприятий подлежали рассмотрению судьей единолично.[4] Утверждено постановлением СНК СССР.[5] Утверждено указом Президиума Верховного совета. Тем же указом был признан утратившим силу, отменен указ о дисциплинарной ответственности судей от 29.7.1940 г.[6] Имеется в виду Конституция СССР 1936 г. (см.).[7] Утверждено указом Президиума Верховного совета РСФСР. Приводится с поправками, внесенными указами Президиума Верховного совета РСФСР от 4.10.1954 и 12.9.1957 г.[8] На практике при выборах судей (как и депутатов советов) в СССР, подлежащим начальством выдвигался один кандидат на одно место, неизменно получавший 99-100 % голосов.[9] Предусмотренные статьями 61-63 случаи на практике возникнуть не могли.