Постановления о прокуратуре, адвокатуре и судоустройстве. 1922 г.
Предлагаемые законы, в частности, восстанавливал прокуратуру, упраздненную большевиками еще в 1917 г. (См. Судебные реформы 1917-1921 гг.). Как и другие большевистские законы по судебной части, он фактически соединял принципы правовые принципы XVIII в. с некоторыми положениями Великих реформ. В частности, первой обязанностью советской прокуратуры, как и прокуратуры XVIII в., объявлялся надзор за законностью действий всех советских учреждений. Поэтому общая прокуратура состояла не при судах (как предусматривала судебная реформа Александра II, см. Учреждение судебных установлений 1864 г.), а в составе губернского управления. В то же время руководство следствием и дознанием и поддержка обвинения в суде также возлагалась на прокурорский надзор. Военная прокуратура действовала при ревтрибуналах. Организационно прокуратура в соответствии с опытом Российской империи входила в наркомат юстиции и возглавлялась наркомом юстиции.
В том же 1922 г. была восстановлена профессиональная адвокатура, также упраздненная в 1917. Она получила корпоративное самоуправление (также по образцу Российской империи). Советская власть попыталась установить определенные тарифы на услуги адвокатов ("защитников"). Показательно, что из-за отрицательного отношения большевиков к интеллигенции от кандидатов в адвокаты не требовалось дипломов. Достаточно было иметь практический судебный стаж или выдержать особый экзамен.
Новый закон о судоустройстве основывался на тех же принципах, что и предшествующее советское судебное законодательство (см. Судебные реформы большевиков. 1917-1921 гг.). Основные новшества сводились к следующему. Срок полномочий судей местных и губернских судов был увеличен с 6 месяцев до года. Был упразднен народный суд с 7 заседателями. Наркомат юстиции лишился кассационных полномочий (хотя и продолжал полностью контролировать судебную систему). Вместо Верховного ревтрибунала был создан Верховный суд (с печально знаменитой военной коллегией), руководивший в кассационном и дисциплинарном отношении, как общими судами, так и военными и военно-транспортными трибуналами и квазисудебными учреждениями (земельными комиссиями и др.). Был впервые введен (по образцу контрреформ Александра III) особый порядок дисциплинарной ответственности судей. вводился запрет арестов судей и прокуроров без согласия (или в крайних случаях немедленного уведомления) вышестоящего прокурора.
Положение о прокурорском надзоре. 28.5.1922 г.[1]
В целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью Всероссийский Центральный Исполнительный комитет постановляет:
I.
1. Учредить в составе Народного комиссариата юстиции государственную прокуратуру.
2. На Прокуратуру возложить:
а) осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
б) непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного политического управления;
в) поддержание обвинения на суде;
г) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
3. Во главе прокуратуры в качестве прокурора республики стоит народный комиссар юстиции. В непосредственном заведывании прокурора республики находится входящий в состав Народного комиссариата юстиции отдел прокуратуры.
4. При Прокуроре Республики в числе, определенном штатами, состоят его помощники, из которых один выполняет прокурорские обязанности при Верховном трибунале Всероссийского Центрального Исполнительного комитета. Помощники прокурора республики утверждаются президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного комитета по представлению прокурора республики.
5. В непосредственном подчинении прокурора республики в каждой губернии и области состоит прокурор по назначению прокурора республики как из работников центра, так и из числа кандидатов, выдвигаемых руководящими местными органами. Увольнение, перемещение и отстранение от должности прокурора производится прокурором республики.
6. При губернских прокурорах состоят назначаемые и отзываемые прокурором республики по представлению прокурора соответствующей губернии или области помощники прокурора, соответственно распределяющего между ними лежащие на прокуратуре в пределах губернии или области обязанности. Число помощников прокурора определяется штатами, положенными для каждой губернии.
7. При революционных военных трибуналах и военно-транспортных революционных трибуналах состоят военные прокуроры, непосредственно подчиненные помощнику прокурора республики, состоящему при Верховном трибунале Всероссийского Центрального Исполнительного комитета.
Военные прокуроры назначаются, увольняются и перемещаются прокурором республики.
8. В автономных республиках прокурор соответствующей республики назначается и отзывается Центральным Исполнительным комитетом той же республики и располагает всеми подлежащими правами в пределах данной республики кроме вопросов общефедерального законодательства, по которым прокуратура автономных республик подчинена и подотчетна прокурору РСФСР.
В автономных областях прокуратура автономной области организуется и действует на основаниях, тождественных с организацией и деятельностью прокуратуры при губернских исполнительных комитетах.
II.
9. На прокурора республики возлагается:
а) наблюдение за законной деятельностью всех народных комиссариатов и иных центральных учреждений и организаций и предложение об отмене или изменении изданных ими незаконных распоряжений или постановлений;
б) опротестование указанных выше распоряжений и постановлений в Совете Народных Комиссаров и президиуме Всероссийского Центрального Исполнительного комитета на предмет их отмены; принесение протеста прокурором не приостанавливает, однако, проведения в жизнь опротестованного постановления или решения;
в) руководство и наблюдение за деятельностью помощников прокурора республики, а также прокуроров и их помощников на местах и дача им разъяснений и указаний по всем возникающим в их деятельности вопросам;
г) непосредственное осуществление функций прокуроров в тех случаях, когда прокурором республики это будет признано необходимым.
10. Прокурор республики представляет ежегодно в президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета отчеты о своей деятельности и всех подведомственных ему прокуроров.
11. В круг обязанностей прокуроров на местах входит:
а) входить с представлением в исполнительные комитеты об отмене или изменении изданных ими или подчиненными им органами незаконных распоряжений и постановлений;
б) опротестовывать указанные выше распоряжения и постановления через прокурора республики в Совет Народных Комиссаров или президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета.
12. Прокурор имеет право присутствовать на всех заседаниях местных исполнительных комитетов с совещательным голосом.
13. В области борьбы с преступностью на прокуратуру возлагается:
а) возбуждение судебного преследования против должностных и частных лиц как по собственной инициативе, так и по поступающим к нему жалобам и заявлениям;
б) надзор за производством дознания и предварительного следствия и дача указаний и разъяснений органам дознания и предварительного следствия по вопросу о мере пресечения, а равно и по другим связанным с предварительным следствием вопросам;
в) разрешение вопроса о предании суду и прекращении дел, поступающих к нему от органов дознания; предложения прокуратуры о предании суду по данной категории направляются непосредственно в суд;
г) утверждение обвинительных заключений следователей по всем делам, по которым производилось предварительное следствие, составление обвинительного акта и постановление о прекращении дела и случаях несогласия прокурора с заключением следователя с направлением таковых в распорядительное заседание суда для окончательного утверждения;
д) участие в распорядительных заседаниях суда по вопросам о предании суду и прекращении дел во всех тех случаях, когда прокуратура признает свое личное участие в этих заседаниях необходимым;
е) поддержание обвинения на суде;
ж) опротестование в кассационном порядке приговоров и определений, выносимых судом, а также опротестование в порядке высшего судебного контроля вошедших в законную силу приговоров судов первой инстанции и кассационных решений советов народных судей;
з) проверка правильности содержания под стражей во всех без исключения местах лишения свободы и освобождение лиц, неправильно содержащихся.
14. Прокурор осуществляет предоставленные ему права как лично, так и через своих помощников.
15. Прокуроры вправе требовать от всех действующих в губернии административных учреждений и должностных лиц необходимые им сведения и материалы, каковые требования являются для означенных учреждений и лиц обязательными.
Примечание. Органы Государственного политического управления, признавая то или иное дело имеющим особо секретный характер, вправе требовать, чтобы ознакомление с делом производилось непосредственно самим прокурором.
16. Прокурор представляет каждые 3 месяца отчет о деятельности своей и своих помощников прокурору республики и в губернский исполнительный комитет.
17. Военная прокуратура, состоящая при военных и военно-транспортных революционных трибуналах, осуществляет права прокуроров в отношении учреждений и должностных лиц военного ведомства, железнодорожного и водного транспорта в тех местах, где нет общей прокуратуры или где военные и транспортные учреждения и должностные лица соответствующих ведомств изъяты из ведения губернского прокурора.
18. С изданием настоящего положения все обязанности, лежащие до сего времени на отделах юстиции и возлагаемые настоящим Положением на органы прокуратуры, переходят в исключительное ведение последних.
Положение о коллегии защитников. 5.7.1922 г.[2]
1. Коллегии защитников состоят при совнарсудах, и члены коллегии ведут дела в судебных органах в пределах соответствующей губернии или области как по поручению заинтересованных лиц и учреждений, так и по назначению президиума коллегии.
2. Членами коллегии защитников могут быть лица, удовлетворяющие одному из нижеуказанных требований: а) имеющие практический стаж ответственной работы не менее 2-х лет в органах советской юстиции (судьи, следователи, члены коллегии отделов юстиции, консультанты и правозаступники); б) лица, выдержавшие испытание в особой комиссии, образуемой под председательством председателя совнарсуда (его заместителя) при участии члена президиума совнарсуда и одного члена президиума коллегии защитников по особой программе (Прилож. № 3).
Примечание. В исключительных случаях испытательные комиссии по единогласному решению могут освобождать от испытания лиц, по своим познаниям и практической подготовке в области советского права вполне могущих быть членами коллегии защитников.
3. Не могут быть членами коллегии защитников: а) лица, не достигшие совершеннолетия; б) лица, указанные в ст. 65 Конституции РСФСР[3]; в) лица, состоящие под следствием или судом по преступлениям, за совершение коих Уголовным кодексом РСФСР предусматривается наказание, лишение свободы или другое более тяжелое наказание; г) лица, ограниченные в правах по судебным приговорам; д) лица, состоящие под опекой; е) лица, исключенные из числа членов коллегии защитников какой бы то ни было губернии или области.
Примечание. Лица, исключенные бессрочно из состава членов коллегии защитников, могут ходатайствовать вновь о зачислении не ранее как по прошествии трех лет.
4. Члены коллегии защитников не могут занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях. Исключение допускается: 1) для лиц, занимающих государственные должности по выборам, и 2) для профессоров и преподавателей юридических наук.
Примечание. Исключение, допускаемое настоящей статьей, на работников юстиции, занимающих должности по выборам, не распространяется.
5. Лица, желающие вступить в число членов коллегии, подают соответственные заявления в президиум коллегии, представляя при заявлении краткое жизнеописание и необходимые документы. Президиум коллегии, усмотрев из заявления, что заявитель должен в силу п. "б" ст. 2 настоящего Положения подвергнуться испытанию, направляет заявление в испытательную комиссию.
6. Постановление президиума о зачислении или отказе в приеме в число членов коллегии выносится с указанием мотивов на основании представленных заявителем документов и в необходимых случаях удостоверения о выдержании испытания (п. 5 ст. 2).
7. Отказ в приеме может быть в течение месяца обжалован в губисполком, который по затребовании объяснения президиума коллегии защитников и заключения совнарсуда в случае признания жалобы уважительной предлагает президиуму коллегии защитников пересмотреть вопрос о зачислении данного лица.
8. О каждом зачисленном в члены коллегии защитников президиум коллегии сообщает в трехдневный срок в президиум губисполкома и в президиум совнарсуда.
9. Президиум губисполкома в течение месячного срока со дня поступления к нему сообщения о зачислении того или иного лица в число членов коллегии может отвести зачисленного и сообщает об этом в президиум коллегии. Если в течение месячного срока такого отвода заявлено не будет, то президиум коллегии выдает удостоверение о зачислении в члены коллегии.
10. Члены коллегии защитников каждой губернии или области избирают на общем собрании президиума коллегии в числе от трех до семи лиц сроком на один год. Список членов президиума коллегии сообщается в президиум губисполкома и совнарсуду.
Примечание. Президиум коллегии может образовывать в уездных городах уездное бюро защитников, члены которого избираются общим собранием защитников, проживающих в пределах уезда, или назначать из числа уездных защитников своего уполномоченного. Об означенных постановлениях президиум коллегии извещает президиум совнарсуда и соответствующий уисполком.
11. Общие собрания коллегии защитников созываются президиумом коллегии или по требованию не менее как одной пятой числа членов коллегии защитников. Предметами ведения общих собраний являются: а) избрание президиума коллегии и заслушание отчетов президиума; б) обсуждение общих вопросов, касающихся деятельности коллегии защитников в целом; в) установление отчислений в фонд коллегий; г) разработка общего плана организации консультаций для юридической помощи населению, представляемого на утверждение совнарсуда.
Примечание 1. Копии протоколов общих собраний препровождаются в 3-дневный срок для сведения в президиум совнарсуда и прокурору.
Примечание 2. Для действительности общих собраний по вопросу об избрании президиума коллегии необходимо присутствие не менее половины всех членов коллегии защитников.
12. К предметам ведения президиума коллегии относятся: а) рассмотрение заявлений о вступлении в члены коллегии защитников или об отчислении из числа ее членов; б) наблюдение и контроль за исполнением членами коллегии своих обязанностей и наложение на них дисциплинарных взысканий; в) установление порядка назначения бесплатной защиты и защиты по таксе (п. п. "а" и "б" ст. 48 Полож. о нарсуде); г) организация консультаций для оказания юридической помощи населению; д) созыв общих собраний членов коллегии и представление им своих отчетов; е) наблюдение за деятельностью уездных бюро защитников и уездных уполномоченных президиума коллегии; ж) распоряжение имуществом и денежными суммами коллегии; з) принятие мер к охране дел умерших, тяжкобольных и устраненных от деятельности членов коллегии защитников.
Примечание. Копии протоколов заседаний президиума коллегии препровождаются в трехдневный срок в президиум совнарсуда и прокурору.
13. Президиум коллегии может налагать следующие дисциплинарные взыскания: а) предупреждение; б) выговор; в) штраф в фонд коллегии; г) исключение из числа членов коллегии бессрочно или на срок. О всех постановлениях по дисциплинарным делам президиум коллегии сообщает в президиум совнарсуда.
14. Постановления президиума коллегии по дисциплинарным делам могут быть обжалованы в 2-недельный срок потерпевшим членом коллегии, привлеченным к дисциплинарной ответственности, и прокурором в президиум губисполкома. Жалоба подается в президиум коллегии, который направляет ее со всем делом в президиум совнарсуда, а последний со своим заключением в президиум губисполкома.
15. Президиум коллегии представляет каждые полгода отчет о деятельности коллегии, в частности, о деятельности консультаций в президиум совнарсуда.
16. Президиум коллегии имеет свою печать.
17. Уполномочение членов коллегии на ведение дела производится путем выдачи заинтересованным лицом или учреждением доверенности, надлежаще засвидетельствованной в нотариальном порядке, или заявления (словесного или письменного) судебному органу, в котором производится дело.
Примечание. По делам рабочих и служащих, пользующихся правом оплачивать услуги защитников по таксе, и по делам бесплатной защиты ордер президиума коллегии по уголовным делам заменяет таковую доверенность, причем защитник на основании этого ордера пользуется всеми правами, предоставляемыми ему Уголовно-Процессуальным Кодексом РСФСР.
18. Члены коллегии защитников не могут до окончания дела принимать к своему производству дел противной стороны.
19. Вознаграждение за ведение дела определяется по общему правилу, по взаимному соглашению заинтересованного лица и члена коллегии защитников. Лица, пользующиеся правом уплачивать вознаграждение по таксе, производят эту оплату согласно правилам, устанавливаемым Приложением № 1 к настоящему Положению. По делам бесплатной защиты необходимые расходы по делу (проезды, снятие копий и т.п.) производятся за счет фонда коллегии защитников постановлениями президиума коллегии согласно представляемым счетам.
20. Все члены коллегии обязаны участвовать в консультациях, организуемых президиумом коллегии.
21. Члены коллегии защитников обязаны вести книги дел с записями о времени принятия дел, содержания дела, движения дела, и также всех поступлений, расходов по делу и расчетов с лицами, дела которых они ведут.
22. Члены коллегии защитников, состоящие в уездах, не могут оставлять работы в данном уезде без разрешения президиума коллегии.
23. Отъезды членов коллегии на время более 2 недель из места своего постоянного жительства могут совершаться лишь по предварительному извещению президиума коллегии и лишь после того, как по всем порученным им делам будут назначены соответственные заместители из числа членов коллегии.
24. Члены коллегии защитников обязаны извещать президиум коллегии о всякой перемене своего местожительства.
25. По делам умерших, заболевших тяжелою болезнью, безвестно отсутствующих или исключенных членов коллегии защитников президиум коллегии назначает заместителей из числа членов коллегии защитников, которые обязаны принимать все меры к выяснению положения дел, находившихся в производстве замещаемого, и докладывать президиуму коллегии.
26. Члены коллегии защитников обязаны отчислять из получаемого ими вознаграждения суммы, внося их или непосредственно на текущий счет президиума коллегии, или через президиум коллегии, или уездное бюро защитников. Размер отчисляемых сумм определяется Приложением № 2 к настоящему Положению.
27. Прием в члены коллегии защитников впредь до избрания первого президиума коллегии защитников производится президиумом губисполкома по представлению отдела юстиции.
28. Первое общее собрание для выборов членов коллегии защитников созывается отделом юстиции.
Приложение № 1. Такса оплаты защитников рабочими государственных и частных предприятий и служащими советских учреждений
1. По гражданским делам заинтересованные лица уплачивают защитникам вознаграждение в размере 5 %, истец – с присужденной вступившим в законную силу решением суммы, ответчик – с суммы, отказанной истцу.
2. Лицо, обращающееся к защитнику в порядке ст. 47 Полож. о нарсуде, должно выдавать защитнику денежные суммы на необходимые расходы по делу вперед и покрывать перерасходы по представленным защитником счетам.
3. По уголовным делам вознаграждение уплачивается в размере, устанавливаемом органом, выдающим ордер на ведение дела, в зависимости от размера и сложности дела.
4. Сумма уплачиваемого вознаграждения не может быть выше 25 рублей золотом по официальному курсу дня.
Приложение № 2. О процентном отчислении получаемого защитниками вознаграждения
1. С каждого получаемого за ведение гражданского или уголовного дела вознаграждения защитники обязаны отчислять в фонд коллегии 3%.
2. Взнос денег в фонд коллегии производится не реже одного раза в месяц или непосредственно казначею президиума коллегии, или на текущий счет коллегии в местном отделении Госбанка.
3. Президиум коллегии имеет право производить проверку правильности внесения защитниками процентного отчисления и требовать у них представления книг, в которых защитники ведут счет поступлений расходов и расчетов по порученным им делам.
4. В случаях, если означенные процентные отчисления не будут покрывать необходимых расходов, производимых президиумом коллегии, он имеет право увеличивать означенное процентное отчисление на основе прогрессивно-пропорционального принципа или устанавливать единовременно сборы на тот или иной специальный расход. О всех таких постановлениях президиум коллегии доводит до сведения НКЮ через президиум совнарсуда.
Приложение № 3. Программа испытаний для кандидатов в члены коллегии защитников, не имеющих двухлетнего практического стажа
1. Государственное устройство РСФСР (Конституция РСФСР, система советов, центральные и местные органы, органы управления).
2. Судоустройство, судопроизводство, органы следствия и дознания (Положение о народном суде, Положение о ревтрибуналах, Постановление об объединении ревтрибуналов, декрет о Высшем Судебном Контроле, Положение о ГПУ, РКИ, уголовный розыск, милиция). Процессуальный Кодекс.
3. Уголовное право РСФСР (Уголовный Кодекс).
4. Действующее законодательство по гражданскому праву (Кодекс законов об актах гражданского состояния), Закон ВЦИК об основных имущественных правах, Законы о порядках и поставках, о продаже строений, о векселях, о внешней торговле, Законы о реквизициях и конфискациях и т.д.
5. Земельное законодательство РСФСР.
Постановление ВЦИК о введении в действие Положения о судоустройстве РСФСР. 11.11.1922 г.
IV сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, выслушав 31-го октября 1922 г. доклад Народного Комиссариата Юстиции по проекту о судоустройстве и предлагаемые Комиссией поправки к проекту, постановила:
1. Внесенный Советом Народных Комиссаров проект с поправками принять и ввести в действие на всей территории РСФСР с 1-го января 1923 года.
Сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета предлагает Центральным Исполнительным Комитетам всех договорных республик ввести принятый сессией законопроект равным образом и на территории этих республик.
2. Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Народному комиссариату юстиции поручить в соответствии с принятым законопроектом к тому же сроку переработать Уголовно-процессуальный кодекс.
3. Озабочиваясь, одновременно, поднятием на должностную высоту личного состава судебных работников, сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановляет:
а) обязать Совет Народных Комиссаров соответствующим серьезности задач, возложенных на судебных работников, улучшением материального положения тех из них, кои оставлены на государственном снабжении, а все губисполкомы – о таком же обеспечении полностью судебных работников тех учреждений, кои переведены на местные средства;
б) обязать народный комиссариат Юстиции и Главный комитет профессионально-технического образования в кратчайший срок разработать и внести в Совет Народных Комиссаров законопроект об открытии в течение 1923 года не менее 10 юридических школ на местах и одной высшей юридической школы в Москве для своевременной подготовки достаточного кадра опытных судебных работников.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Народный комиссар юстиции
КУРСКИЙ
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
Положение о судоустройстве Р.С.Ф.С.Р. 11.11.1922 г.
Раздел I
Глава I. Основные положения
Ст. 1. В целях ограждения завоеваний пролетарской революции, обеспечения интересов государства, прав трудящихся и их объединений, действует на территории РСФСР следующая единая система судебных учреждений:
1. Народный суд в составе постоянного народного судьи.
2. Народный суд в составе того же постоянного народного судьи и двух народных заседателей.
3. Губернский суд.
4. Верховный суд РСФСР и его коллегии[4].
Ст. 2. Для рассмотрения дел специальных категорий, ввиду особой сложности таковых дел, необходимости специальных знаний и навыков для их рассмотрения и по соображениям особой опасности отдельных категорий преступных деяний для военной мощи республики или его хозяйственного преуспеяния наряду с единой системой народных судов РСФСР временно действуют следующие специальные суды: а) по делам о преступлениях, угрожающих крепости и мощи Красной армии – военные трибуналы[5], б) по делам об особо важных преступлениях, угрожающих транспорту – военно-транспортные трибуналы[6], в) по делам о преступлениях по нарушению Кодекса законов о труде – особые трудовые сессии народных судов, г) по делам земельным – земельные комиссии и д) по делам о спорах об имущественных правах между государственными органами – состоящие при Совете труда и обороны и губернских экономических совещаниях центральная и местные арбитражные комиссии. Порядок организации и деятельности этих судов определены в разделе IV, гл. XII настоящего Положения.
Ст. 3. Народный судья, действующий единолично или совместно с двумя народными заседателями, осуществляет свою деятельность в пределах уездного или городского района, каковой ему определен. В этих пределах он ответственен за свою деятельность исключительно по суду или в нижеперечисленном порядке перед вышестоящими судебными учреждениями РСФСР.
Ст. 4. Губернский суд распространяет свою деятельность на территорию той губернии или области, в которой он учрежден, и сверх дел, ему подсудных, имеет надзор за всеми действующими на территории губернии или области судами, кроме выездных сессий Верховного суда и военных и военно-транспортных трибуналов.
Ст. 5. Верховному суду РСФСР принадлежат: судебный контроль над всеми без исключения судебными местами РСФСР, рассмотрение в кассационном порядке решенных губернскими судами дел и в порядке надзора всех дел, разрешенных любым судом республики, и рассмотрение в качестве суда первой инстанции дел особой государственной важности по особо установленной законом подсудности таковых дел Верховному суду РСФСР.
Ст. 6. Для надзора за общим соблюдением законов, непосредственного наблюдения за производством предварительного следствия и дознания, поддержания обвинения на суде действует государственная прокуратура.
Ст. 7. Для предварительного расследования подлежащих судебному рассмотрению преступных действий, в пределах вверенных им участков и при отдельных судебных учреждениях, под наблюдением прокуроров и губернских судов, действуют народные следователи.
Ст. 8. В целях обеспечения трудящимися юридической помощи при разрешении гражданских споров и предоставления защиты в уголовном суде при губернских судах под наблюдением последних действуют коллегии защитников.
Ст. 9. Для проведения в жизнь судебных решений при губернских судах и народных судах действуют судебные исполнители и для выполнения указанных в законе действий – нотариат.
Ст. 10. Пределы компетенции, действия и ответственность всех вышеуказанных учреждений и должностных лиц определяется соответственными разделами и статьями настоящего Положения.
Глава II. О порядке избрания и отзыва народных судей и об участках народного суда
Ст. 11. Народным судьей может быть всякий неопороченный по суду гражданин и гражданка РСФСР, отвечающий следующим условиям:
а) иметь право избирать и быть избранным в советы;
б) иметь не менее двухгодового трудового стажа ответственной политической работы в рабоче-крестьянских общественных, профессиональных или партийных рабочих организациях или трех лет стажа практической работы в органах советской юстиции на должностях не ниже народного следователя.
Примечание. Лица, исключенные из общественных организаций за порочащие поступки, не могут быть народными судьями.
Ст. 12. Народные судьи избираются губернскими исполнительными комитетами по представлению губернского суда или Народного комиссариата юстиции по числу участков или районов народного суда данной губернии.
Ст. 13. Народные судьи избираются сроком на один год и могут быть переизбираемы. Отзыв народного судьи до срока или его перемещение в пределах губернии может иметь место исключительно постановлением губернского исполнительного комитета, его избравшего, по предложению Народного комиссариата юстиции или по собственной инициативе губисполкомов. В последнем случае однако с обязательным одновременным сообщением подробных мотивов отзыва Народному комиссариату юстиции. Смещение с должности народного судьи может иметь место исключительно по суду или в порядке, предусмотренном ст. ст. 69-84 настоящего Положения.
Ст. 14. Определение количества участков народного суда в губернии и границ участков совершается каждый раз постановлением губернского суда и утверждается губисполкомом и Народным комиссариатом юстиции. Народный комиссариат юстиции имеет право в случае несогласия с распределением районных участков требовать установления определенного минимума участков народного суда для данной губернии.
Глава III. О народных заседателях и порядке призыва их к исполнению судейских обязанностей
Ст. 15. Народными заседателями могут быть все трудящиеся граждане РСФСР обоего пола, имеющие право избирать и быть избранными в местные советы.
Ст. 16. Не имеют права быть народными заседателями лица, опороченные по суду, либо исключенные из общественных и профессиональных организаций постановлениями последних за позорящие поступки и поведение.
Ст. 17. Каждый народный заседатель не может принимать участия в судебных заседаниях более, чем в продолжении шести дней в году, и принимает участие в заседаниях беспрерывно в течение указанного периода.
Примечание. Исключения из этой статьи указаны в Уголовно-Процессуальном Кодексе.
Ст. 18. Списки народных заседателей для каждого участка народного суда составляются согласно расчета по три человека на неделю, считая двух членов суда и одного запасного, итого (52x3) 156, с прибавкой 25 % запасных на случай неявок – 39 человек, а всего – за округлением – по двести человек на участок нарсуда в год.
Ст. 19. Списки народных заседателей составляются однажды в год на 1-ое декабря. За месяц до срока в каждом уездном (районном) центре особая комиссия разверстывает соответствующее количество заседателей – по числу участков народного суда – по промышленным предприятиям, волостям и воинским частям, расположенным на территории уезда.
Ст. 20. Комиссия по разверстке состоит под председательством члена местного уездного исполкома из местного помощника губернского прокурора и одного из народных судей уезда. Разверстка производится примерно из расчета: 50 % заседателей из рабочей среды, 35 % из селений и волостей и 15 % из воинских частей. Составленные разверсточные ведомости посылаются соответствующим участковым народным судьям, фабрично-заводским комитетам, комиссарам частей и волисполкомам по принадлежности.
Ст. 21. По получении повестки фабрично-заводские комитеты и иные, указанные в предыдущей статье учреждения, производят выборы кандидатов, сообразуясь со степенью их политической подготовленности, списки коих вывешиваются во всеобщее сведение в помещениях фабрик, волисполкомов, рабочих клубов и т.д., причем в течение недели каждый трудящийся вправе заявить отвод в учреждение, составляющее списки, против отдельных лиц с указанием мотивов такового. По обсуждении отводов, списки препровождаются соответствующими учреждениями народному судье.
Ст. 22. Отведенные из списков граждане вправе обжаловать указанные действия учреждения, составляющего список, в недельный срок, в высшее аналогичное учреждение – в соответствующий профсоюз, уисполком или политотдел более крупной военной единицы и т.д., каковые обязаны в тот же срок рассмотреть жалобу.
Ст. 23. По получении списков народный судья препровождает их в копии для утверждения председателю уездной комиссии и, не ожидая окончательного утверждения, призывает народных заседателей к исполнению судейских обязанностей в порядке алфавитной очереди таковых.
Ст. 24. По получении списков от всех нарсудей уезда, уездная комиссия (ст. 20) составляет общий список, причем может исключить из списка лиц, почему-либо не удовлетворяющих требованиям, предъявленным к нарзаседателям, и составляет из включенных в список особый список нарзаседателей – для участия в судебных заседаниях выездных сессий губернского суда
Ст. 25. Лица, исключенные уездной комиссией из списков нарзаседателей, имеют право таковое исключение обжаловать в местный исполком, решение такового по данному вопросу окончательно.
Ст. 26. По прибытии нарзаседателей в нарсуд народный судья обязан, разъяснив нарзаседателям их права и обязанности, отобрать от каждого в таковом разъяснении подписку и торжественное обещание судить по совести.
Ст. 27. На все время присутствования в качестве заседателей за последними сохраняется их заработная плата по месту работы, включая и время, необходимое для проезда туда и обратно. Лица, получающие средства существования от сельского труда или домашнего ремесла, получают суточные согласно минимума заработной платы данной местности из средств уисполкома по ордерам нарсудьи.
Ст. 28. В случае болезни и других законных причин неявки народного заседателя в очередь таковая механически переносится в конец списка, о чем заседатель извещается народным судьей.
Глава IV. О местонахождении камеры народного судьи и состоящей при ней канцелярии. об отчетности народного судьи
Ст. 29. Местонахождение камеры народного судьи публикуется во всеобщее сведение. Штаты канцелярии народного суда определяются Народным комиссариатом юстиции. Содержание канцелярии относится на средства местных губернских исполнительных комитетов, каковые средства и отпускаются через губернский суд по соответствующим сметам.
Ст. 30. При каждом участковом (районном) народном суде состоит секретарь суда, утверждаемый в должности губернским судом по представлению народного судьи. Лица, опороченные по суду, либо исключенные из общественных организаций за позорящие поступки и поведение, не могут занимать должности секретаря народного суда.
Ст. 31. Непосредственный надзор за деятельностью народного судьи, в том числе и за технической постановкой дела, принадлежит губернскому суду, коему народный судья подчинен и в порядке дисциплинарном. Формы, сроки и порядок материальной, денежной и всякой иной отчетности народного судьи определяется инструкциями Народного комиссариата юстиции и указаниями и распоряжениями губернского суда.
Глава V. О народных следователях
Ст. 32. Народные следователи состоят:
а) при соответствующих следственных участках;
б) при губернском суде по уголовному его отделению;
в) при Верховном суде РСФСР;
г) при отделе прокуратуры Народного комиссариата юстиции для производства срочных расследований по важнейшим делам.
Ст. 33. Следователи при следственных участках именуются "народными следователями", следователи при губернских судах "старшими следователями", следователи при Верховном суде и отделе прокуратуры Народного комиссариата юстиции – следователями по важнейшим делам.
Ст. 34. Не могут быть следователями:
а) лица, опороченные по суду или исключенные из среды общественных организаций за порочащие поступки и поведение;
б) не имеющие по крайней мере двухлетнего стажа работы по советской юстиции в должностях не ниже секретаря народного судьи или не сдавшие соответствующего испытания при губернском суде;
в) не имеющие права избирать в местные советы;
г) лица, замеченные во время гражданской войны в нелояльном отношении к советской власти или причастности к антисоветским партиям.
Ст. 35. Распределение следственных участков и назначение народных следователей производится определением губернского суда и утверждается губисполкомом и народным комиссаром юстиции. Отстранение нарследователей от должности производится простым определением суда по его инициативе или по предложению губисполкома или народного комиссара юстиции.
Ст. 36. Старшие следователи и следователи по важнейшим делам назначаются, перемещаются и отстраняются от должности определениями тех учреждений, при которых состоят. Означенные следователи действуют на всем протяжении тех территорий, на которые распространяется ведение того учреждения, при котором следователь состоит.
Ст. 37. При районном народном следователе состоит секретарь и рассыльный. Средства на содержание народных следователей и их канцелярий отпускаются так же, как и расходы на содержание нарсудей, распоряжением губернского суда по сметам из местных средств. Остальные следователи получают содержание из общегосударственных средств.
Ст. 38. В своих взаимоотношениях с судами, прокуратурой, органами дознания и иными властями следователи руководствуются соответствующими разделами Уголовно-процессуального кодекса и инструкциями и указаниями Народного комиссариата юстиции и губернских судов.
Раздел II
Глава VI. О составе губернского суда
Ст. 39. Губернский суд действует:
а) в качестве судебного центра губернии и органа непосредственного надзора за деятельностью подведомственных ему народных судов;
б) в качестве органа кассационного рассмотрения восходящих до него кассационных жалоб и протестов на приговоры и решения подведомственных ему народных судов и частных жалоб на определения тех же судов;
в) в качестве суда первой инстанции по делам, отнесенным законом к ведению губернского суда.
Ст. 40. В соответствии с этим губернский суд состоит из председателя губернского суда и двух его заместителей – одного по гражданскому, другого по уголовному отделу губернского суда, двенадцати постоянных членов губернского суда и, призываемых в указанном ниже порядке для участия в заседаниях губернского суда губернских народных заседателей с необходимым для деятельности губернского суда и состоящих при нем учреждений, положенных по штату, количеством секретарей губернского суда и иных должностных лиц.
Ст. 41. Председатель и заместители председателя губернского суда, сверх тех требований, коим должны удовлетворять народные судьи (ст. 11 Положения), должны иметь не менее трех лет стажа практической судебной работы по должности народного судьи или члена революционного трибунала. Членами губернского суда могут быть только лица, проработавшие не менее двух лет в тех же должностях.
Примечание. Отступления от этого правила могут иметь место только с разрешения Народного комиссариата юстиции.
Ст. 42. Председатель, его заместители и члены губернского суда избираются губернским исполнительным комитетом сроком на один год и утверждаются народным комиссаром юстиции, имеющим право предлагать, равным образом, своих кандидатов на должность председателя, заместителя и членов губернского суда. По истечении срока те же лица могут быть вновь переизбираемы. Однако отзыв, смещение председателя (или заместителей) губернского суда до срока односторонним постановлением губисполкома, без санкции народного комиссара юстиции, кроме случаев отстранения по суду или в порядке дисциплинарного производства в Верховном суде, совершенно не допускается. В отношении членов губернского суда действуют те же правила.
Ст. 43. В случае неутверждения народным комиссаром юстиции кандидатов на должность председателя (и заместителей) губернского суда и неимения у губисполкома иных, отвечающих требованиям закона лиц, таковые могут быть определены народным комиссаром юстиции в порядке назначения.
Ст. 44. Народные заседатели для участия в судебных заседаниях губернского суда призываются по особому списку из граждан, имеющих не менее двухгодового стажа работы в общественных и профессиональных организациях. Списки таковых лиц составляются по предложению губернского суда особой комиссией в составе председательствующего в комиссии специально для сего выделенного члена губисполкома по назначению губисполкома, двух членов губернского суда по назначению председателя последнего, губернского прокурора и трех членов губпрофсовета по выбору последнего. Списки подлежат утверждению губисполкомом, имеющим право отвода отдельных лиц, каковой отвод никакому дальнейшему обжалованию не подлежит.
Ст. 45. Губернские народные заседатели избираются в количестве не менее 200 человек, из коих не менее 25 нарсудей, для преимущественного участия в заседаниях гражданского отделения губернского суда. Требования, изложенные в ст. ст. 15, 16, 17, 24, 25, 27 и 28 настоящего Положения, относящиеся к народным заседателям нарсудов, имеют силу и в отношении заседателей губернских судов.
Ст. 46. Секретарями отделений губернского суда могут быть исключительно лица, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым для занятия должности не ниже народного следователя.
Один из секретарей именуется старшим секретарем губернского суда.
Ст. 47. Остальные состоящие при губернском суде учреждения и должностные лица действуют на основании особо утвержденных правил.
Глава VII. О функциях губернского суда
Ст. 48. Председатель и его два заместителя несут всю ответственность за правильную и целесообразную постановку всей работы в губернском суде и за точное и неуклонное исполнение существующих законоположений и распоряжений, как в самом губернском суде, так и во всех подчиненных ему учреждениях.
Ст. 49. В соответствии с этим к ведению председателя суда относятся:
а) Назначение и распределение обязанностей между членами губернского суда по отделениям, представление на утверждение в губисполком народных судей и народных следователей и наблюдение за своевременным и соответствующим требованием закона, составлением списков народных заседателей, наблюдение за своевременным финансированием народных судов и народных следователей и истребованием от них отчетности; составление и представление отчетности по губернскому суду и нарсудам в губисполком и Народный комиссариат юстиции; наблюдение за деятельностью канцелярии и состоянием денежной, материальной и иной отчетности по губернскому суду и все отношения по делам суда с Народным комиссариатом юстиции и иными ведомствами; наблюдение за деятельностью нотариата и коллегии защитников.
б) Созыв пленарных заседаний губернского суда, председательствование в таковых и предварительный просмотр вносимых и внесение по своему почину всех материалов для решений на пленумы губернского суда по всем вопросам ведения последнего, в том числе: подготовка материалов, касающихся дисциплинарной ответственности народных следователей, нарсудей, членов коллегий защитников и иных должностных лиц, наложение дисциплинарных взысканий на нарсудей, нарследователей и иных должностных лиц в пределах предоставленной председателю власти.
Ст. 50. Пленум губернского суда составляется из всех наличных в данный момент членов губернского суда, но, во всяком случае, не менее половины, при обязательном участии губернского прокурора или его помощника, и ведает:
а) Рассмотрением всех вопросов, связанных с определением границ и числа участков нарсуда, перемещением нарсудей в пределах подведомственного губернскому суду района, распределением и определением границ и числа участков нарследователей, назначением и перемещением последних, рассмотрением отчетности нарсудей по докладам отдельных членов губернского суда по назначению председателя, назначением ревизий нарсудов и нарследователей и заслушанием докладов по ним и выработкой наказов и инструкций в пределах ведения губернского суда.
б) Рассмотрением всех вопросов, связанных с возбуждением дисциплинарной ответственности против нарсудей и нарследователей и иных должностных лиц, подведомственных губернскому суду, в том числе и членов самого губернского суда, вынесение определений о временном отстранении от должности нарсудей и нарследователей, впредь до решения дела о привлеченных лицах, и выборами дисциплинарной коллегии губернского суда.
в) Рассмотрением отдельных, вносимых председателем губернского суда или отдельным составом судебного или кассационного заседания губернского суда, или губернским прокурором, вопросов, связанных с неясностью или неполнотой действующих законов, всякий раз, однако, исключительно в связи с каким-либо конкретным делом или решением, и представлением своих соображений по этим вопросам в Верховный суд.
Ст. 51. При согласии председательствующего в заседании с решением пленарного заседания, кроме случаев, предусмотренных п. "в" предыдущей статьи, решение пленарного заседания немедленно проводится в жизнь, и, при несогласии, весь материал подлежит передаче на разрешение Народного комиссариата юстиции или в Верховный суд или губисполком по принадлежности. В случае протеста прокурора против решения пленума губернского суда таковой протест не приостанавливает проведение решения губсуда в жизнь.
Ст. 52. Состав уголовного отдела губернского суда определяется в 7 человек постоянных членов губернского суда, в том числе заведующий отделом – заместитель председателя губсуда, и разделяется на кассационно-уголовное и уголовное отделение. Судебные заседания кассационного отделения имеют место в составе трех постоянных членов губернского суда, в том числе заведующий отделом, заместитель председателя губсуда и судебные заседания уголовного отделения – в составе одного постоянного члена губсуда и двух губернских народных заседателей, призываемых к заседанию постановлением распорядительного заседания уголовного отделения согласно находящегося в губсуде списка. Назначение и распределение отнесенных к уголовному отделу членов губернского суда в составы кассационных и судебных заседаний отдела, как равно назначение председательствующих для выездных сессий уголовного отделения производится заведующим отделом-заместителем председателя по соглашению с председателем губернского суда. От председателя губсуда зависит принять на себя председательствование по любому делу, разбираемому в кассационном отделении уголовного отдела губсуда.
Ст. 53. Состав гражданского отдела губернского суда определяется также в 7 человек, в том числе заведующий отделом – заместитель председателя, и разделяется на гражданское кассационное и гражданское отделение. Первое – в составе трех постоянных членов губернского суда, в том числе заведующий отделом - заместитель председателя губсуда, и второе – в составе одного председательствующего постоянного члена и двух народных заседателей преимущественно из числа входящих в список народных заседателей – народных судей уезда (ст. 45 Положения). Определение и назначение отнесенных к гражданскому отделу членов губсуда для участия в кассационных и судебных заседаниях отдела или председательствование в выездных сессиях производится определением заведующего отделом по соглашению с председателем губсуда. Вызов народных заседателей производится распорядительным заседанием судебного отдела, состоящего, однако, исключительно из постоянных членов губсуда. Председатель губсуда вправе принять на себя председательствование по любому делу, разбираемому в кассационном порядке в гражданском отделе губернского суда.
Примечание. В зависимости от количества дел перераспределение членов губсуда по отделениям, формирование особых составов для слушания отдельных дел из числа членов суда, не входящих в то или иное отделение, как равно возбуждение ходатайств перед Народным комиссариатом юстиции об увеличении общего количества членов губсуда для обслуживания нужд губернии производится соглашением председателя губернского суда и обоих его заместителей.
Ст. 54. Состав дисциплинарной коллегии в губернском суде определяется в три лица, в том числе председатель или один из заместителей губернского суда – все по выбору пленума губернского суда.
Раздел III
Глава VIII. О Верховном суде РСФСР
Ст. 55. Верховный суд РСФСР (ст. 5 Положения) действует в составе:
а) президиума Верховного суда;
б) пленарного заседания Верховного суда;
в) кассационных коллегий Верховного суда по уголовным и гражданским делам;
г) судебной коллегии, военной и военно-транспортной коллегии Верховного суда;
д) дисциплинарной коллегии Верховного суда.
Ст. 56. Председатель и члены Верховного суда утверждаются Президиумом ВЦИК. Председатель Верховного суда, его заместитель и председатели судебной, военной и военно-транспортной коллегии назначаются Президиумом ВЦИК непосредственно, прочие же члены Верховного суда по представлению народного комиссара юстиции. Члены военной и военно-транспортной коллегии назначаются Президиумом ВЦИК по представлению Революционного военного совета республики и Народного комиссариата путей сообщения с заключением о них народного комиссара юстиции.
Ст. 57. Председатель и члены Верховного суда не могут быть ни отозваны, ни отстранены от должности, иначе, как Президиумом ВЦИК.
Примечание. Все остальные, состоящие при Верховном суде и его отделениях ответственные должностные лица, прокуроры, секретари судебных коллегий и следователи по важнейшим делам назначаются и отстраняются согласно действующих о них правил и законоположений.
Ст. 58. В автономных республиках, областных объединениях могут быть открываемы по специальному постановлению Президиума ВЦИК областные отделения Верховного суда, члены которых назначаются ЦИКами соответствующих республик либо согласно особому о них положению, утверждаемому Президиумом ВЦИК; председатель и заместитель этих отделений обязательно утверждаются однако Президиумом ВЦИК.
Глава IX. О пределах компетенции президиума и пленарного заседания Верховного суда
Ст. 59. Председатель Верховного суда, его заместитель, председатели кассационных коллегий, председатель судебной коллегии и председатели военной и военно-транспортной коллегии составляют президиум Верховного Суда, который ведает:
1. По управлению Верховного суда и состоящих при нем учреждений и должностных лиц:
а) распределением обязанностей между членами Верховного суда;
б) просмотром и утверждением отчетности отдельных коллегий и составлением отчетности по Верховному суду.
2. По надзору за судебными местами:
а) назначением специальных ревизий губернских судов и иных приравненных к ним по положению судов по предложениям прокурора республики и заслушанием результатов этих ревизий;
б) возбуждением дисциплинарных производств против членов Верховного суда, председателей губернских судов и равных им судов, их заместителей как в результате ревизий судов, так и по отдельным сообщениям прокурора республики, и наложением дисциплинарных взысканий на них в пределах предоставленной Президиуму власти;
в) созывом пленарных заседаний Верховного суда.
Примечание. На заседаниях президиума обязательно присутствует с правом совещательного голоса помощник прокурора республики (прокурор Верховного суда), состоящий при Верховном суде.
Ст. 60. Пленарные заседания Верховного суда состоят из всех наличных членов Верховного суда, но не менее половины всего количества членов Верховного суда, под председательством председателя или его заместителя и при обязательном присутствии прокурора республики или старшего помощника прокурора республики и ведают:
1. Правильным истолкованием законов по вопросам судебной практики, возбуждаемым отдельными коллегиями или отдельным составом судебного заседания той или иной коллегии, или по предоставлению президиума Верховного суда, прокурора республики или его помощника, состоящего при Верховном суде.
2. Рассмотрением, отменой и изменением приговоров судебных и кассационных коллегий Верховного суда и любого иного суда республики по предложениям Президиума ВЦИК, прокурора республики, президиума Верховного суда и по протестам председательствовавших в заседаниях этих коллегий или их прокуроров.
3. Выборами дисциплинарной коллегии Верховного суда.
4. Рассмотрением всех остальных вопросов, вносимых в пленум Верховного суда.
Глава X. О составе кассационных и судебных коллегий Верховного суда
Ст. 61. Кассационные коллегии действуют под личным наблюдением и руководством председателя Верховного суда. В качестве непосредственных помощников его по кассационному отделу состоят председатели кассационных коллегий Верховного суда по уголовным и гражданским делам. Председатель имеет право принять на себя председательствование по любому делу, рассматриваемому в кассационных коллегиях.
Ст. 62. Состав судебного заседания кассационной коллегии определяется в три лица, в том числе один председательствующий и два члена из восьми постоянных членов кассационных коллегий (по четыре на каждую коллегию).
При уголовной и гражданской кассационных коллегиях состоят по два помощника прокурора Верховного суда.
Ст. 63. Заместитель председателя Верховного суда возглавляет собою всю судебную часть Верховного суда по делам, разбираемым в Верховном суде в качестве суда первой инстанции, и имеет в качестве своих непосредственных помощников председателя судебной коллегии и председателей военной и военно-транспортной коллегий Верховного суда.
Ст. 64. Судебная коллегия состоит из председателя судебной коллегии и четырех членов судебной коллегии. Судебное заседание происходит в составе трех лиц, считая председательствующего. Председательствовать в судебной коллегии может и заместитель председателя Верховного суда.
При судебной коллегии состоят два помощника прокурора Верховного суда.
Ст. 65. Военная и военно-транспортная коллегии каждая состоит из председателя, его заместителя и четырех членов Верховного суда.
Состав судебного заседания каждой коллегии определяется также в три лица, в том числе председательствующий и два члена, призываемые в заседания в порядке, устанавливаемом председателем каждой коллегии.
При военной и военно-транспортной коллегиях состоят два помощника прокурора Верховного суда по одному на коллегию.
Ст. 66. Для судебных коллегий Верховного трибунала[7] устанавливается единая следственная часть из следователей по важнейшим делам, единый учет всех следственных дел под наблюдением прокурора Верховного суда и заместителя председателя, ведающего всей судебной частью Верховного суда.
Ст. 67. Порядок утверждения и назначения составов, отчетности и надзора за действиями подчиненных военной и военно-транспортным коллегиям местных военных и транспортных судебных учреждений определен ниже особым положением (гл. XII).
Ст. 68. Дисциплинарная коллегия Верховного суда состоит из трех лиц из числа членов Верховного суда, в том числе обязательно председательствующий член президиума, все по избранию пленарного заседания Верховного суда.
Глава XI. О порядке дисциплинарной ответственности судебных работников
Ст. 69. Прокурор республики имеет право возбудить в дисциплинарном порядке производство в отношении всех без исключения лиц, работающих в судебных учреждениях РСФСР.
Ст. 70. Председатель Верховного суда и состоящий при Верховном суде помощник прокурора республики имеет право возбудить дисциплинарное производство в отношении всех судебных работников, работающих в учреждениях, находящихся в ведении Верховного суда, т.е. председателей коллегий и членов коллегий Верховного суда, председателей и заместителей председателей губернских судов и равных им судов, губернских прокуроров и их помощников и всех состоящих при губернском суде должностных лиц.
Ст. 71. Председатели губсудов и губернские прокуроры имеют право возбуждения дисциплинарного производства против всех лиц, работающих в подведомственных губсуду учреждениях.
Ст. 72. Председатель и прокуроры военной и военно-транспортных коллегий Верховного Суда имеют право возбуждения дисциплинарного производства против всех лиц, работающих в подчиненных им учреждениях.
Ст. 73. Поводами для возбуждения дисциплинарного производства являются:
а) Проступки, поведение или действия судебных работников, хотя бы и не наказуемые уголовными законами, но несовместимые с достоинством и назначением судебных деятелей, имевшие место как при исполнении ими служебных обязанностей, так и вне их.
б) Отмена Верховным судом ряда приговоров и решений, вынесенных судебными работниками, по несоответствию таковых общему духу законов РСФСР и интересам трудящихся масс.
Ст. 74. В порядке дисциплинарного производства могут быть налагаемы взыскания:
а) замечание;
б) выговор;
в) перемещение и смещение на низшую должность;
г) отстранение от службы с запрещением работы в судебных должностях на срок.
Ст. 75. Дисциплинарное производство может быть возбуждено не позднее одного года со времени совершения проступка.
Ст. 76. Дисциплинарное производство, возбужденное по жалобе частного лица, не может быть прекращено по просьбе жалобщика о прекращении.
Ст. 77. Предварительно разбора дела в дисциплинарной коллегии, последняя собирает необходимые справки, требует объяснения от обвиняемого и может персонально поручить произвести расследование члену коллегии, или члену губернского суда, или нарсудье по принадлежности.
Ст. 78. О времени рассмотрения дела дисциплинарная коллегия извещает обвиняемого, который может явиться в заседание для дачи личных объяснений.
Ст. 79. В случае необходимости, дисциплинарная коллегия может вызвать обвиняемого ко времени разбора дела. Явка обвиняемого в последнем случае обязательна.
Ст. 80. Дисциплинарная коллегия не связана никакими формальностями, порядок разбора дела всецело зависит от усмотрения коллегии, но с непременным условием, если коллегия выслушает заключение прокурора, то после него предоставляется слово обвиняемому.
Ст. 81. Отвод членов коллегии происходит на общих основаниях.
Ст. 82. Решения дисциплинарной коллегии именуются постановлениями, протокол заседания коллегии ведется по форме протоколов распорядительных заседаний суда, с указанием лиц, присутствовавших на заседании.
Ст. 83. Постановления дисциплинарных коллегий губернских судов могут быть обжалованы в семидневный срок в Верховный суд. Постановления дисциплинарной коллегии Верховного суда никакому обжалованию не подлежат.
Ст. 84. Дисциплинарная коллегия, если усмотрит в рассматриваемых деяниях признаки уголовно-наказуемого деяния, обязана, приостановив производство, передать дело по подсудности следственным властям.
Раздел IV
Глава XII. О специальных судебных учреждениях для рассмотрения дел особых категорий
Ст. 85. Военные и военно-транспортные судебные учреждения РСФСР, всех союзных и автономных республик действуют под общим контролем и наблюдением Народного комиссариата юстиции и Верховного суда РСФСР. Организация и ближайший надзор за деятельностью военных и военно-транспортных судебных учреждений возлагается на военную и военно-транспортную коллегию Верховного суда.
Ст. 86. Военные судебные учреждения состоят:
а) при революционных военных советах военных округов или фронтов – военные трибуналы военного округа или фронта;
б) при корпусах – военные трибуналы корпуса;
в) при дивизиях – дивизионные отделы окружных трибуналов.
В военное время или в районах боевых действий могут быть учреждаемы сверх того военные трибуналы армий или укрепленного района и отделы корпусного военного трибунала при действующих дивизиях. Количество действующих военных трибуналов как в военное, так и в мирное время определяется всякий раз постановлением президиума Верховного суда по представлению военной коллегии Верховного суда.
Ст. 87. Транспортные трибуналы состоят:
в Москве, Петрограде, Харькове, Ростове-на-Дону, Омске, Ташкенте и Смоленске.
Ликвидация действующих транспортных трибуналов и учреждение новых производится всякий раз постановлением президиума Верховного суда по представлению военно-транспортной коллегии Верховного суда.
Ст. 88. Военный трибунал округа или фронта состоит из председателя, его заместителя и четырех членов, представляемых военной коллегией из числа кандидатов, выдвигаемых революционным военным советом округа или фронта или командующим войсками и утверждаемых приказом военной коллегии по соглашению с Революционным военным советом республики.
Военный трибунал корпуса состоит из председателя и четырех членов, утверждаемых военной коллегией Верховного суда из числа кандидатов, выдвигаемых революционным военным советом округа или фронта.
Военный трибунал дивизии состоит из председателя и его заместителя и четырех членов, утверждаемых военным трибуналом округа или фронта.
Ст. 89. Транспортные трибуналы состоят из председателя, его заместителя и четырех членов, выдвигаемых уполномоченными Народного комиссариата путей сообщения по округу и утверждаемых приказом военно-транспортной коллегии Верховного суда по соглашению с Народным комиссариатом путей сообщения.
Примечание. По отдельным транспортным трибуналам в зависимости от количества дел число членов трибунала может быть увеличено до семи постановлением президиума Верховного суда.
Ст. 90. Военной и военно-транспортной коллегиям Верховного суда принадлежит право смещения, перемещения председателей и членов военных и транспортных трибуналов во всякое время, с доведением о сем до сведения соответствующих революционных военных советов или народного комиссара путей сообщения.
Ст. 91. В порядке дисциплинарного производства военные трибуналы при округах, корпусах и армиях, и транспортные окружные трибуналы подчинены дисциплинарной коллегии Верховного суда, военные трибуналы при дивизиях – дисциплинарным коллегиям военных трибуналов при округах и корпусах.
Ст. 92. Трудовые сессии народных судов образуются при каждом губернском суде в составе одного постоянного народного судьи и двух постоянных членов суда, одного – по избранию местного губпрофсовета и другого – от местного губернского отдела труда и действуют в том же порядке и по тем же правилам, что и народные суды.
Ст. 93. Кассационное обжалование приговоров трудовой сессии имеет место в обычном порядке в губернский суд, коему принадлежит ближайший надзор и наблюдение за деятельностью трудовых сессий нарсуда (ст. 4 Положения). Требования для занятия должности народного судьи, председательствующего в трудовых сессиях, и порядок его назначения и смещения, тот же, что и для остальных народных судов губернии.
Ст. 94. Образуемые для разрешения споров о земле и имущественных споров между государственными органами земельные и арбитражные комиссии (декрет от 24 мая 1922 г. – Собр. Узак., 1922, ст. 428, и декрет от 21 сентября 1922 г. – Собр. Узак., 1922, ст. 769), действуют согласно опубликованным о них положениям и в порядке надзора подчиняются Народному комиссариату юстиции и его органам: на местах – пленарным заседаниям губернских судов и прокурорскому надзору, в центре – Верховному суду и прокурору республики (ст. ст. 4, 5, пп. 2 ст. 60 Положения).
Декрет ВЦИК и СНК о порядке ареста прокуроров, их помощников, председателей и членов революционных трибуналов и советов народных судей, народных судей и следователей. 16.11.1922 г.
В изменение и дополнение п. 5 декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 25 августа 1921 года "Об усилении деятельности местных органов юстиции" (Собр. Узак., 1921, № 63, ст. 456) Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комисаров постановляют:
Никакие органы власти не могут производить аресты прокуроров, их помощников, председателей и членов революционных трибуналов, председателей и членов президиума совета народных судей[8], народных судей и следователей без предварительного разрешения, а в особо исключительных случаях – при условии одновременного извещения прокурора республики при аресте прокуроров, председателей трибуналов и советов народных судей и губернского прокурора – при аресте помощников прокурора, членов революционных трибуналов и президиума совета народных судей, народных судей и следователей.
Виновные в неисполнении сего подвергаются ответственности по ст. 112 Уголовного Кодекса.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
Л. КАМЕНЕВ
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
[1] Утверждено постановлением ВЦИК.[2] Утверждено Народным комиссариатом юстиции. Приводится с поправками, внесенными в 1923 г. циркуляром НКЮ № 38.[3] Имеется в виду Конституция РСФСР 1918 г. и ее статья о лишении избирательных прав.[4] Постановление ВЦИК от 16.10.1924 г. дополнило статью примечанием: "В автономных республиках, где нет отделений Верховного суда, взамен губернских судов образуются главные суды, действующие на правах губернских судов с изъятиями, предусмотренными примечаниями к ст. ст. 62, 63 Положения".[5] После создания Верховного суда СССР (см. Законы о Верховном суде СССР. 1923-1924 гг.) военные трибуналы были подчинены ему. Постановление ВЦИК от 16.10.1924 г. внесло в Положение о судоустройстве соответствующие поправки.[6] Постановлением ЦИК СССР от 23.11.1923 г. военно-транспортные трибуналы были упразднены. Постановление ВЦИК от 16.10.1924 г. отменило это и другие указания на них.[7] Имеется в виду Верховный суд.[8] Документ составлялся одновременно с предыдущим и оказался с ним не согласованным. Положением 11.11.1922 г. вместо советов народных судей были созданы губернские суды.