Законы о прямых налогах. 1921-1922 г.
Переход к нэпу потребовал восстановления налоговой системы, что и было сделано в 1921-1922 гг. Важнейшими из прямых налогов были промысловый и подоходно-поимущественный. Показательно, что его ставки не определялись соответствующим законом и должны были устанавливаться ежегодно.
Декрет ВЦИК и СНК. Положение о промысловом налоге. 26.7.1921 г.
1. Промысловым налогом облагаются все не национализированные торговые и промышленные предприятия, не изъятые от сего налога в порядке, указанном в 14 статье, а также личные промысловые занятия, перечисленные в особой росписи, которая устанавливается тем же порядком.
2. Налог этот распространяется на все советские республики, входящие в состав Российской федерации.
3. От промыслового налога освобождаются те кустарные промысла, которые являются подсобными в хозяйстве земледельцев и производятся последними лишь при помощи членов семьи и не требуют специального оборудования.
4. Предприятия кооперативные и артельные, не поименованные в особом списке, утверждаемом в порядке, указанном в ст. 14, облагаются промысловым налогом на общем основании.
5. Промысловому налогу не подлежат промысла, производимые единолично без помощи наемных рабочих и членов семьи, кроме промысла торгового и подлежащих налогу личных промысловых занятий.
6. Промысловый налог состоит из патентного и уравнительного сборов. Патентный сбор взимается за полугодие вперед, но для отдельных видов предприятий в порядке, указанном в ст. 14, могут быть в виде изъятия установлены трехмесячные или одномесячные патенты. Уравнительный сбор взимается по истечении каждого месяца в размере ежемесячных окладов, определяемых налоговой комиссией на шесть месяцев вперед или впредь до изменения по правилам, которые будут установлены в порядке ст. 14. Уравнительный сбор вводится постепенно – в местностях и для разрядов предприятий, устанавливаемых расписаниями Народного комиссариата финансов.
7. Лицам, выбравшим с надлежащего разрешения патенты, обеспечивается право беспрепятственного производства торговли или промысла в предприятии, на которое выбран патент, на все время действия последнего.
8. Для определения ставок патентного сбора торговые и промышленные предприятия разделяются на разряды по внешним признакам, согласно прилагаемым расписаниям.
9. Установленная прилагаемым расписанием такса патентного сбора относится к среднему поясу. Распределение местностей по поясам и поясные таксы устанавливаются Народным комиссариатом финансов с утверждения Совета Народных Комиссаров.
10. Для определения окладов уравнительного сбора налоговые комиссии устанавливают предположительно или на основании представленных плательщиками документов и данных среднюю сумму месячного оборота каждого предприятия, на основании которой исчисляется оклад каждого предприятия по правилам, устанавливаемым Народным комиссариатом финансов согласно ст. 14.
11. Обложение промысловым налогом на местах и наблюдение за взиманием этого налога возлагается на губернские финансовые отделы, в ведении которых учреждается должность финансовых инспекторов.
12. Для содействия финансовым инспекторам образуются в каждом уезде, городе, районе и волости налоговые комиссии, члены которых в числе от двух до пяти избираются подлежащими исполнительными комитетами по особым спискам, составляемым финансовыми инспекторами из числа плательщиков промыслового налога.
13. Порядок назначения и увольнения финансовых инспекторов и деятельность их и налоговых комиссий, а также участие на местах отделов управлений и представителей профессиональных союзов в деле налогового обложения определяются правилами и инструкциями, издаваемыми Народным комиссариатом финансов.
14. Народному комиссариату финансов поручается в 2-недельный срок разработать подробную инструкцию по применению настоящего декрета.
15. Патентные сборы исчисляются с 1-го июля 1921 года.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
Приложение 1 к Положению о промысловом налоге 26.7.1921 г.
РОСПИСАНИЕ РАЗРЯДОВ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Разряды | Признаки разделения на разряды | Цена полугодового патента в тысячах рублей (без уравнительного сбора) |
1 | Торговля на базарах, рынках и в других местах, производимая с рук или с небольших лотков, из корзинки, мешков, ведер, кувшинов и т.п. помещений такого размера, что они легко могут быть переносимы одним человеком (ручная торговля) | 60 |
2 | Торговля из подвижных помещений значительного размера (ларей, столов, перевозочных лотков и т.п.) на рынках, базарах и в других местах, постоянно занимаемых такими помещениями, и торговля из небольших неподвижных помещений, не имеющих значения комнаты (киоски, будки, небольшие лавки, в которые невозможен вход для покупателей и т.п.) Заведения для потребления на месте кушаний и напитков (кофейные, чайные, молочные и т.п.), занимающие не более одной будки, киоска и т.д. небольшого помещения, в которых кроме чая, кофе, молока и прохладительных напитков производится отпуск только холодных закусок | 180 |
3 | Торговля из обширных неподвижных помещений, занимающих одну или несколько комнат, куда возможен доступ покупателям Заведения для потребления на месте кушаний и напитков (столовые, харчевни, чайные, кофейные и т.п.), не поименованные в предшествующем 2-м разряде Предприятия по комиссионному делу, по техническим работам и т.п. | 180 |
Примечание 1. Торговля 1-го разряда (ручная) может производиться торговцем лишь единолично.
Примечание 2. В каждом торговом заведении 2 и 3 разрядов, кроме лица, содержащего заведение или заведующего им, могут состоять в помощь этому лицу члены его семьи или посторонние наемные лица, причем лица моложе 16-ти лет считаются двое за одного, но в этих случаях стоимость патента повышается на 25% за каждое такое лицо.
Приложение 2
РОСПИСАНИЕ РАЗРЯДОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Разряды | Признаки разделения на разряды: число рабочих | Цена полугодового патента в тысячах рублей (без уравнительного сбора) |
I | Не более 3-х | 48 |
II | Свыше 3-х до 6-ти | 96 |
III | --"--6--"--10 | 150 |
IV | --"--10--"--15 | 240 |
V | --"--15--"--20 | 360 |
VI | --"--20--"--25 | 480 |
VII | --"--25--"--30 | 600 |
VIII | --"--30--"--40 | 720 |
IX | --"--40--"--50 | 960 |
X | --"--50--"--60 | 1200 |
XI | --"--60--"--75 | 1500 |
XII | --"--75 | 1800 |
| Личные промысловые занятия | 48 |
Примечание 1. В счет рабочих принимаются не только посторонние наемные работники, но и члены семьи и другие родственники хозяина предприятия, участвующие в его производстве или промысле, хотя бы и безвозмездно.
Примечание 2. На предприятия, применяющие механические двигатели, ставки патента удваиваются.
Декрет ВЦИК и СНК. Положение о взимании налогов и сборов. 17.7.1922 г.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:
1. Взимание и общее наблюдение за поступлением всех денежных налогов и податных сборов как государственных, так и местных принадлежит народному комиссариату финансов и его органам на местах.
Примечание. Непосредственное взимание некоторых государственных и местных налогов и сборов может быть по соглашению народного комиссариата финансов с подлежащими народными комиссариатами передано ведомствам.
Органы взимания
2. Заведывание делом взимания указанных в ст. 1-й налогов и сборов в пределах каждого уезда возлагается на уездные финансовые отделы под общим руководством губернского финансового отдела.
3. Взимание налогов и сборов с плательщиков под наблюдением и руководством уездных финансовых отделов возлагается: в пределах волости – на волостные исполнительные комитеты и на финансовых агентов, а в городских поселениях – на городских финансовых агентов.
4. Волостные исполнительные комитеты и финансовые агенты в деле взимания налогов и сборов руководствуются указаниями уездных финансовых отделов и пользуются содействием сельских советов.
Примечание. Сельские советы назначают для содействия волостным исполнительным комитетам особых лиц, которые исполняют все поручения волостных исполнительных комитетов и волостных финансовых агентов по взимании налогов и сборов.
5. Подробные правила деятельности сельских советов по взиманию налогов и сборов, предельные нормы сумм, которые разрешается оставлять в кассах сельских советов, срок и порядок их сдачи в волостные исполнительные комитеты, а также правила счетоводства, отчетности и ревизии сельских советов и назначенных ими для взимания налогов и сборов лиц устанавливаются губернским финансовым отделом и представляются на утверждение народного комиссариата финансов через губернские экономические совещания.
Порядок и меры взимания
6. По истечении предельного срока платежа складочного налога или сбора, не внесенного в кассу народного комиссариата финансов или местного отдела финансов либо должностным лицам, уполномоченным на прием платежей, перечисляется в недоимку, которая подлежит уплате с исчислением штрафа. Установление размера штрафа производится по уездам губернскими экономическими совещаниями по представлении губернских финансовых отделов, но в пределах до 25% основного оклада недоимки за каждые 15 дней со дня фактической уплаты.
7. Недоимки по денежным налогам и сборам взыскиваются в том же порядке, как и налог, т.е. бесспорно[1].
8. Принудительными мерами взыскания служат:
а) Обращение взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику к получению от третьих лиц, в том числе от советских учреждений, а также на суммы, находящиеся на текущих счетах в кредитных учреждениях.
б) Опись и арест движимого имущества недоимщика, за исключением имущества, перечисленного в ст. 11, и продажа описанного и арестованного имущества с публичного торга (ст. 12) с обращением вырученных от продажи сумм на покрытие недоимки.
в) Обращение в продажу с публичного торга принадлежащих недоимщику городских строений.
9. Обращение взыскания на вклады плательщиков в кредитных учреждениях, а равно на суммы, причитающиеся плательщику от третьих лиц (ст. 8, п. "а"), производится в каждом отдельном случае по постановлению подлежащего суда.
10. Меры, перечисленные в п. п. "б" и "в" ст. 8-й, приводятся в исполнение по постановлению соответствующего Финансового Отдела.
11. Не подлежит описи и продаже следующее принадлежащее недоимщику имущество:
1) необходимое носильное зимнее и летнее платье, белье, обувь и др. необходимые предметы домашнего обихода;
2) продукты продовольствия в количестве, необходимом по числу членов семьи на шесть месяцев;
3) топливо в количестве, необходимом для варки пищи и обогревания помещения сроком на шесть месяцев;
4) орудия производства и инструменты, необходимые для профессионального занятия, ремесла и мелкого или кустарного промысла недоимщика, если они служат средством существования и не являются предметами эксплоатации труда;
5) земледельческие и промысловые орудия, необходимые для поддержания хозяйства, одна корова, одна лошадь или заменяющий ее другой вид скота с необходимым количеством корма на шесть месяцев;
6) семена в количестве, необходимом для предстоящего посева на обрабатываемой недоимщиком земле;
7) не снятый урожай.
Примечание. Порядок применения настоящей статьи с подробным указанием нормального количества перечисленных в ней видов имущества, не подлежащего продаже на пополнение недоимки, устанавливаются губернскими исполнительными комитетами по представлению губернских финансовых отделов.
12. Описанное имущество продается органом взимания с публичного торга по правилам, утверждаемым народным комиссариатом финансов по соглашению с народным комиссариатом юстиции.
13. Уклонение от сообщения органам взимания сведений о суммах, указанных в п. "а" ст. 8-й, а равно ложная дача тех же сведений караются народным судом штрафом не свыше размера недоимки. Должностные лица, в официальных своих отзывах уклонившиеся от сообщения сведений или давшие заведомо ложные указания об имуществе неплательщика, независимо от уголовной ответственности (ст. 118 Угол. Код.[2]) подлежат начету за понесенные государством убытки.
14. Растрата описанного имущества, переданного на хранение недоимщику или особо назначенному лицу, карается народным судом как растрата вверенного государством имущества.
15. За неправильные действия и распоряжения должностных лиц при взимании налогов и сборов жалобы подаются в местный исполнительный комитет, на который возлагается обязанность рассмотрения этой жалобы в кратчайший срок по существу.
Примечание. Финансовый отдел обязан представить поданную жалобу со своим заключением в исполнительный комитет не позже 7-ми дней со дня подачи.
16. Порядок применения настоящего Положения определяется инструкцией, утверждаемой народным комиссариатом финансов по соглашению с народным комиссариатом внутренних дел, народным комиссариатом юстиции, народным комиссариатом продовольствия и народным комиссариатом земледелия по принадлежности.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
За председателя Совета Народных Комиссаров
А. ЦЮРУПА
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
Декрет ВЦИК и СНК. Положение о государственном подоходно-поимущественном налоге. 16.11.1922 г.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:
1. Государственному подоходно-поимущественному налогу подлежат проживающие в городах граждане, а также всякого рода общества, извлекающие доходы из перечисленных ниже источников, а именно:
а) от участия в торговых, промышленных и кредитных предприятиях в качестве собственников, владельцев, совладельцев, арендаторов, пайщиков, вкладчиков и вообще от всяких занятий ремеслами и другими промыслами, торговлей, подрядами, поставками, посредничеством, комиссионерством, экспедиторством, биржевыми и кредитными операциями и т.п.;
б) от владения зданиями и другими имуществами в городах и от арендования этих зданий и имуществ в целях коммерческой эксплуатации;
в) от денежных капиталов, процентных и дивидендных бумаг;
г) от занятий свободными профессиями, как-то: вольнопрактикующие врачи, техники, члены коллегии защитников[3], артисты, литераторы и т.п.;
д) от вознаграждения за работу и службу в учреждениях и предприятиях, превышающего размер, установленный особыми постановлениями.
Примечание 1. Обложение доходов, указанных в п. "д", а также порядок взимания таковых предусматривается правилами.
Примечание 2. Действие настоящего Положения не распространяется на доходы государственных и кооперативных предприятий и смешанных обществ. Обложение доходов этих предприятий и обществ устанавливается на основании особого закона.
2. Налог распространяется и на лиц, пребывающих вне городов, но имеющих в городах упомянутые в п. п. "а", "б" и "в" ст. 1 доходы, а равно и на лиц, проживающих в городах, но извлекающих доходы из торговых и промышленных предприятий вне городов.
3. Под доходом в смысле ст. 1 сего Положения разумеется сумма получения в денежной или натуральной форме, которая за покрытием производственных и торговых расходов, связанных с извлечением дохода из данного источника, может быть употреблена получателем на удовлетворение личных потребностей или обращена в имущество, сбережение и на расширение предприятия.
4. Обложению подоходным налогом подлежит совокупность доходов, получаемых каждым плательщиком из всех указанных в ст. ст. 1 и 2 источников.
5. От налога освобождаются те из упомянутых в ст. ст. 1 и 2 налогоплательщиков, совокупность доводов которых (ст. 4) не превышает минимума, устанавливаемого на каждое полугодие в законодательном порядке[4].
6. Налог взимается по полугодиям по доходам за предшествующие шесть месяцев, причем полугодие считается с 1 октября по 31 марта и с 1 апреля по 30 сентября и уплачивается в сроки, устанавливаемые народным комиссариатом финансов Р.С.Ф.С.Р.
7. На каждое окладное полугодие устанавливается в законодательном порядке размер одной налоговой ставки, т.-е. доли; число же долей, причитающееся с каждого плательщика по совокупности его доходов, определяется по следующей скале:
Разряд | Полугодовая сумма доходов в рублях выпуска 1922 года | Число долей | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
свыше 120.00 ""--180.000 ""--240.000 ""--300.000 ""--400.000 ""--500.000 ""--600.000 ""--800.000 ""--1.000.000 ""--1.250.000 ""--1.500.000 ""--1.750.000 ""--2.000.000 | До-12.000 ""-180.000 ""-240.000 ""-300.000 ""-400.000 ""-500.000 ""-600.000 ""-800.000 ""-1.000.000 ""-1.250.000 ""-1.500.000 "" -1.750.000 ""-2.000.000 | 1 1 3 5 8 14 21 24 56 87 130 180 240 300 | |
Плюс 30 долей на каждые 200.000 сверх 2.000.000 |
8. В дополнение к окладам налога, исчисленным по предыдущей статье, граждане, обладающие имуществом, не составляющим предмета их промысла, как-то: ценности в металле и камнях, строения, экипажи и прочий живой и мертвый инвентарь, кроме предметов обычной домашней обстановки и домашнего обихода – мебели, одежды, обуви и т.д., облагается дополнительным окладом в порядке, указанном в следующей 9-ой статье.
Примечание. Означенному в сей статье поимущественному обложению подлежат и те из граждан, совокупность доходов которых не превышает минимума, указанного в ст. 5 сего Положения.
9. Необлагаемый минимум стоимости упомянутого в ст. 8 имущества на каждого члена семьи плательщика, совместно с ним проживающего и не имеющего самостоятельного дохода, устанавливается на каждое полугодие в законодательном порядке. С имущества в части его стоимости, превышающей указанный минимум, начисляется налог из установленного в законодательном порядке размера доли (ст. 7) по следующей скале:
Разряд | Стоимость имущества в рублях 1922 г. | Число долей |
1 | до 1.000.000 | 3 |
2 | свыше 1.000.000--"--2.000.000 | 6 |
3 | --"--2.000.000--"--3.000.000 | 18 |
4 | --"--3.000.000--"--4.000.000 | 36 |
5 | --"--4.000.000--"--5.000.000 | 60 |
6 | --"--5.000.000--"--6.000.000 | 90 |
7 | --"--6.000.000--"--7.000.000 | 120 |
8 | --"--7.000.000--"--8.000.000 | 168 |
9 | --"--8.000.000--"--9.000.000 | 216 |
10 | --"--9.000.000--"--10.000.000 | 270 |
11 | --"--10.000.000 | 300 |
|
| Плюс 300 долей на каждые 1.000.000 сверх 10.000.000 |
10. Каждый налогоплательщик обязан представлять в сроки, указанные народным комиссариатом финансов, точную декларацию о своем доходе и стоимости имущества по установленной народным комиссариатом финансов форме в указанную ниже комиссию.
Представление декларации, содержащей неверные сведения, карается по ст. ст. 79 и 80 Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.[5]
11. Для исчисления налогов в каждом налоговом районе образуются под председательством финансового инспектора подоходно-поимущественные налоговые комиссии в составе: 1 представителя местного исполнительного комитета, 2 членов, назначаемых местным исполнительным комитетом по представлению финансового инспектора из плательщиков этого налога, и 1 представителя губернского совета профессиональных союзов или уездного бюро профессиональных союзов.
12. При исчислении налога подоходно-поимущественные комиссии руководствуются декларациями плательщиков по суммам, полученным в истекшем полугодии, и о стоимости имущества (ст. 8) к концу полугодия.
13. В дополнение к декларации (ст. 11) плательщики обязаны по требованию подоходно-поимущественных комиссий представлять словесные и письменные объяснения и документальные данные (расходно-приходные книги, конторские книги и т.п.). Помимо этих данных, комиссия руководствуется имеющимися в ее распоряжении сведениями о доходах и стоимости имущества (ст. 11).
14. На постановление участковой подоходно-поимущественной комиссии, указанной в ст. 11, плательщики могут приносить жалобы в губернскую по подоходно-поимущественному налогу комиссию. Последняя образуется под председательством заведующего губернским финансовым отделом из заведующего налоговым управлением, представителей губернского совета народного хозяйства и губернского отдела рабоче-крестьянской инспекции, губернского совета профессиональных союзов и двух членов от плательщиков, назначаемых губернским исполнительным комитетом по представлению заведующего губернским финансовым отделом. Решение означенной комиссии является окончательным.
15. Основная инструкция по применению настоящего Положения вырабатывается народным комиссариатом финансов и согласуется с народным комиссариатом юстиции. разработка последующих инструкций и циркулярное инструктирование мест возлагается на народный комиссариат финансов.
16. Настоящее Положение распространяется на Р.С.Ф.С.Р. и на все союзные с нею советские республики.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
Л. КАМЕНЕВ
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
Декрет ВЦИК и СНК о введении в действие положения о государственном подоходно-поимущественном налоге. 23.11.1922 г.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:
Ст. 1. Положение о государственном подоходно-поимущественном налоге вводится в действие на всей территории Р.С.Ф.С.Р. и союзных с ней советских республик со дня опубликования настоящего Постановления, причем оклады налога в первом полугодии (октябрь-март) определяется по доходам, полученным плательщиками за время с 1-го апреля по 30-ое сентября 1922 года, и по стоимости их имуществ на 1-ое октября 1922 года.
Ст. 2. На первое окладное полугодие (с 1-го октября 1922 года по 31-ое марта 1923 года) доля налога, предусмотренная ст. 7 Положения о государственном подоходно-поимущественном налоге, устанавливается в денежных знаках образца 1922 г. в размере 1.000 рублей, а доля налога, предусмотренная ст. 9 того же Положения, в размере 500 рублей.
Ст. 3. Необлагаемый минимум дохода, предусмотренный в ст. 5 Положения, устанавливается на первое полугодие (с 1-го октября 1922 года по 31-ое марта 1923 года) в размерах: для столиц 120.000 рублей в денежных знаках образца 1922 г. полугодового дохода, для прочих городов первого пояса по промысловому налогу – 100.000 рублей, для городов 2-го пояса – 80.000 рублей, 3-го пояса – 60.000 рублей, для прочих местностей – 40.000 рублей в денежных знаках образца 1922 года.
Ст. 4. Необлагаемый минимум стоимости имущества, предусмотренный в ст. 9 Положения, устанавливается на тот же срок (ст. 4) в размере 300.000 рублей в денежных знаках образца 1922 года.
Ст. 5. Подлежащие подоходно-поимущественному налогу лица обязываются подачей установленной декларации (ст. 11 Положения) на первое окладное полугодие не позднее 15-го декабря 1922 года.
Ст. 6. Отчислять от всех поступлений подоходно-поимущественного налога 25% в доход местных губернских исполнительных комитетов.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
М. КАЛИНИН
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
Л. КАМЕНЕВ
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
[1] Т.е. без суда.[2] См. Уголовный кодекс РСФСР 1922.[3] Члены коллегии защитников – адвокаты.[4] См. следующий документ.[5] См. Уголовный кодекс РСФСР 1922.