Законы о реквизициях, конфискациях и их последствиях. 1920-1924 гг.
С первых дней Советской власти ее центральные и местные органы, в принципе не признавая права частной собственности, широко практиковали конфискации и реквизиции любого имущества. Первый предлагаемый закон, изданный на исходе Гражданской земли, был направлен на введение такой практики в определенные рамки. Впрочем, они были довольно широкими. Показательно, что среди органов, выносящих указания о конфискации имущества, первое место занимает президиум ВЧК и лишь последующие – суды. Особый интерес представляет декрет от 7.2.1921, предусматривавший конфискацию художественных ценностей для последующей продажи за рубеж.
Новый закон о конфискациях и реквизициях был издан после введения нэпа. Он предусматривал довольно жесткие ограничения: конфискация допускалась лишь в качестве наказания, а владелец реквизируемого имущества должен был получить компенсацию в соответствии с его рыночной стоимостью. В то же время этот декрет не исключал конфискаций на иных основаниях в случае издания нового закона.
Декрет СНК о реквизициях и конфискациях. 16.4.1920 г.
В целях установления общего порядка реквизиций и конфискации Совет Народных Комиссаров постановил:
1. Никакое имущество не может быть реквизировано или конфисковано иначе, как в порядке, предусмотренном настоящими правилами.
2. Реквизицией считается принудительное отчуждение или временное изъятие государством имущества, находящегося в обладании частных лиц и обществ за плату, определяемую подлежащими органами власти (ст. 9 и 10).
3. Конфискацией считается безвозмездное принудительное отчуждение государством имущества, находящегося в обладании частных лиц и обществ.
4. Право реквизиции продовольственных предметов в порядке заготовки их государством, а также предметов в хозяйственно-производственных для удовлетворения государственной потребности предоставляется президиуму Высшего совета народного хозяйства и Народного комиссариата продовольствия по принадлежности, при чем оба эти ведомства осуществляют свое право как непосредственно, так и через свои местные органы.
Примечание. Право и порядок реквизиции и конфискации другими ведомствами определяются особыми декретами.
5. Право конфискации принадлежит органам власти, указанным в предыдущей статье, а также президиуму Всероссийской чрезвычайной комиссии, революционным трибуналам и народным судам, применяющим эту меру, как наказание.
Право это осуществляется особыми постановлениями указанных органов власти, каковые постановления в письменной форме вручаются заинтересованным лицам, согласно ст. 10 настоящего декрета.
Революционные трибуналы и народные суды свои постановления о конфискации вносят в судебные приговоры.
6. Реквизиция и конфискация вещей домашнего обихода (мебели, одежды, обуви, посуды и пр.) воспрещается. В случаях особо острой общественной нужды в этих вещах право реквизиции или конфискации их принадлежит особой комиссии в составе представителей: губернского исполнительного комитета, губернского совета народного хозяйства и губернского продовольственного комитета, и при условии уведомления каждый раз соответствующих центральных властей.
7. Предметы, хранение коих совершенно запрещено или допускается лишь в количестве, не превышающем известной нормы, подлежат немедленному аресту со стороны органа административной власти, обнаружившего их хранение.
Вопрос же об их реквизиции или конфискации передается на разрешение учреждений, указанных в ст. 4, 5 и 6-й настоящего декрета.
8. Реквизируемое и конфискованное имущество поступает в собственность, а при временном изъятии – в распоряжение Р.С.Ф.С.Р. и передается подлежащим органам власти не позднее 3-х дней с момента отобрания.
Органы, постановляющие о реквизиции и конфискации, а равно и органы, к коим поступают реквизированные и конфискованные предметы, ведут точный им учет и инвентарные списки.
Примечание. Более подробный порядок передачи в соответственные ведомства, а также учета и оценки устанавливается инструкцией народного комиссариата юстиции при участии народного комиссариата продовольствия, высшего совета народного хозяйства и народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции, до издания каковой соблюдается общий порядок, предусмотренный ст. 7-10 настоящего декрета.
9. Оплата реквизируемого имущества производится правительственным органом, вынесшим постановление о реквизиции, в месячный срок со дня вручения заинтересованному лицу копии реквизиционного акта.
10. При каждой реквизиции, конфискации и аресте имущества составляется в момент отобрания особый акт с точным указанием: 1) формальных оснований, по которым они производятся, и 2) реквизируемого, конфискуемого или арестуемого имущества. Владельцу реквизируемого или конфискуемого имущества выдается не позднее трех дней копия вышеозначенного акта.
11. В случае конфискации, применяемой в виде наказания, органы власти, производящие конфискацию, обязаны оставить владельцу конфискуемых предметов и членам его семьи необходимые предметы домашнего обихода и предметы профессии и производства в размерах, установленных в общем порядке, при чем жалобы на неправильные действия при приведении в исполнение такой конфискации подаются в президиум местного исполнительного комитета, который в 3-дневный срок обязан рассмотреть жалобу по существу.
12. Все прежние декреты и постановления как центральных, так и местных властей о реквизициях и конфискациях, противоречащие настоящему декрету, отменяются.
13. За нарушение настоящего декрета виновные должностные лица подлежат ответственности перед народным судом.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Секретарь
Л. ФОТИЕВА
Декрет СНК о реквизициях и конфискациях. 3.1.1921 г.
В дополнение и развитие декрета Совета Народных Комиссаров от 16 апреля 1920 года о реквизициях и конфискациях[1] (Собр. Узак., 1920, № 29, ст. 143) и Постановления Совета Народных Комиссаров от 25 июля 1920 г. (Изв. ВЦИК от 25 июля 1920 г. № 163) Совет Народных Комиссаров постановил:
А
1. В порядке ст. 7 декрета от 16 апреля 1920 года подлежат конфискации нижеследующие ценности, хранящиеся у частных лиц и обществ без надлежащего на то разрешения:
а) платиновые, золотые и серебряные монеты, независимо от количества таковых;
б) золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (осмий, иридий, рутений и др.) в слитках и в сыром виде, независимо от количества таковых;
в) процентные бумаги, кроме тех, которым на основании особых постановлений присвоено обращение наравне с денежными знаками;
г) бриллианты, алмазы и др. драгоценные камни в общей сложности на одно лицо свыше трех каратов и жемчуг свыше пяти золотников[2].
2. Подлежат реквизиции изделия из благородных металлов в том случае, если общий вес их превышает нижеследующие нормы, допускаемые для личного потребления и домашнего обихода на одно лицо:
а) в отношении золотых изделий - 18 золотников золота[3];
б) в отношении изделий из серебра - три фунта[4].
Примечание 1-е. Конфискации и реквизиции подлежат только излишки сверх норм, указанных в пп. "а" и "б".
Примечание 2-е. Не подлежат реквизиции те изделия из золота, серебра и платины, в коих главные и существенные части состоят не из благородных металлов, а последние составляют лишь несущественную принадлежность (напр., золотые часы, очки в золотой оправе и т.п.).
Не подлежат реквизиции также научные приборы и инструменты из благородных металлов.
3. В случае обнаружения у частных лиц значительных денежных сумм, внушающих подозрение в приобретении их спекулятивным путем, таковые подлежат принудительному внесению на текущий счет владельца в государственную кассу впредь до разрешения народным судом вопроса об их происхождении.
4. Обо всех обнаруженных в порядке настоящего Постановления вещах, ценностях и деньгах (ст. ст. 1, 2 и 3) составляется немедленно акт ареста, в котором точно заносится подробная опись всего обнаруженного, причем в отношении денежных знаков указывается количество денег, а также образцы их, в отношении благородных металлов и драгоценных камней - их вес и в отношении процентных дивидендных бумаг - их наименование, номинальная стоимость, указанная в самой бумаге, и даты первого и последнего купонов. Изъятые предметы передаются в трехдневный срок согласно акта описи в ближайшую кассу Народного комиссариата финансов, а в столице - в Государственное хранилище ценностей.
5. Государственное хранилище в Москве и кассы Народного комиссариата финансов на местах, получив указанные в предыдущей статье (4) ценности, поверяют, согласно акта ареста, в точности вес полученных металлических ценностей, а равно и количество, род, образец денег и процентных бумаг, и в трехдневный срок посылают копию акта ареста вместе со своим заключением и с визой представителя рабоче-крестьянской инспекции в коллегию Народного комиссариата финансов (в Москве) или в отдел финансов губернского исполнительного комитета.
6. Народный комиссариат финансов или местные отделы финансов, получив акт ареста, постановляют в недельный срок, какие части арестованных ценностей, указанные в ст. ст. 1, 2 и 3, подлежат реквизиции, конфискации или внесению на текущий счет владельцу и какие подлежат возврату владельцу. Оценка и оплата реквизируемого совершается соответственно ст. ст. 6, 7 Инструкции, изданной в силу примечания к ст. 8 декрета 16 апреля 1920 года.
Б. О реквизиции и конфискации медицинского и фармацевтического имущества
7. Народному комиссариату здравоохранения предоставляется право реквизиции и конфискации предметов и имущества, необходимых для удовлетворения нужд, связанных с охраной народного здоровья.
I. Имуществом и предметами, могущими служить для цели здравоохранения (ст. 7), признаются:
а) предметы санитарно-технического, санитарно-гигиенического и бактериологического оборудования, дезинфекционные аппараты и средства;
б) медицинское и хозяйственное оборудование лечебных учреждений и диагностических лабораторий;
в) предметы аптечного оборудования, фармацевтические препараты и перевязочные средства;
г) врачебные инструменты (хирургические, зубоврачебные инструменты, рентгеновские и электромедицинские аппараты и принадлежности к ним и т.п.), предметы ухода за больными.
Примечание. Имущество и предметы из числа перечисленных в настоящей статье, необходимые для профессиональной деятельности медицинского персонала в пределах норм, установленных Народным комиссариатом здравоохранения, реквизиции и конфискации не подлежат. Имущество частных и лечебных учреждений, лабораторий и т.п., деятельность которых признается Народным комиссариатом здравоохранения полезной в интересах здравоохранения, также освобождается от реквизиции и конфискации в количестве, определяемом Народным комиссариатом здравоохранения в каждом отдельном случае.
8. Право реквизиции и конфискации предметов, указанных в ст. 7-й, осуществляется коллегией Народного комиссариата здравоохранения, как непосредственно, так и через его местные органы, которые руководствуются издаваемыми на этот счет Народным комиссариатом здравоохранения правилами. Порядок реквизиции и конфискации и порядок оценки и уплаты вознаграждения в случае реквизиции определяются Инструкцией, изданной в силу примечания к ст. 8 декрета 16 апреля 1920 года.
Примечание. Имущество лиц, призванных на военную службу, не изъемлется из действия ст. ст. 7 и 8 сего декрета.
В. Об осуществлении права реквизиции и конфискации Народным комиссариатом просвещения
9. Народному комиссариату просвещения предоставляется право реквизиции и конфискации:
а) предметов старины или искусства, вывозимых за границу без разрешения, а равно брошенных владельцем;
б) научных музеев, коллекций, кабинетов, лабораторий, установок, приборов, библиотек, наглядных пособий, учебных книг и научно-учебных пособий;
в) театральных постановок, представляющих художественно-историческое значение (макеты, костюмы, декорации и т.п.);
г) музыкальных инструментов и принадлежностей к ним;
д) предметов религиозного культа, имеющих историческое или художественное значение.
Примечание. Предметы из числа перечисленных в ст. 9, необходимые для профессиональной деятельности преподавательского персонала высших и средних учебных заведений, а равно для научных занятий лиц, выполняющих научные и научно-практические задания государственных установлений, конфискации и реквизиции не подлежат. Не подлежат также реквизиции и конфискации предметы религиозного культа, хотя и имеющие историческое или художественное значение, находящиеся в церквах и молитвенных учреждениях всех вероисповеданий.
10. Народный комиссариат просвещения осуществляет право реквизиции и конфискации предметов, указанных в ст. 9, непосредственно или через свой местный орган. Порядок ареста, конфискации, реквизиции, оценки имущества и уплаты вознаграждения определяется декретом от 16 апреля 1920 года и изданной в силу примечания к ст. 8 декрета Инструкции.
Г. О конфискации таможенными учреждениями
11. Конфискации таможенными учреждениями подлежат:
1. Товары, признаваемые контрабандными, т.е. те, кои вопреки декретам 29 декабря 1917 г. (Собр. Узак., 1918, № 14, ст. 197)[5] и 22 апреля 1918 г. (Собр. Узак., 1918, № 33, ст. 432) о национализации внешней торговли, вывозятся из Российской республики или ввозятся в республику без разрешения Народного комиссариата внешней торговли.
2. Товары, деньги и всякого рода предметы, сверх разрешенных к ввозу или вывозу, скрытые от таможенного контроля следующими за границу или из-за границы лицами путем какого либо ухищрения или обнаруженные при личном осмотре этих лиц.
3. Нижеследующие предметы, хотя бы и не скрытые от таможенного контроля, в случае обнаружения у лиц, следующих за границу:
а) оружие, предметы военного снаряжения, полевые бинокли;
б) все предметы и ценности, указанные выше в ст. ст. 1, 2 и 3 сего декрета, если на вывоз их не имеется особого разрешения отдела международных расчетов комиссариата финансов или если на предмет их вывоза не существует специального международного соглашения;
в) всякого рода документы имущественного характера относительно расположенных в России недвижимостей (акты о продаже недвижимого имущества, о дарении и об утверждении в наследстве и т.п.);
г) документы, вредные для Российской республики в политическом и экономическом отношениях;
д) иностранная валюта, за исключением тех случаев, когда на вывоз ее имеется разрешение отдела международных расчетов Народного комиссариата финансов;
е) предметы, имеющие художественное и антикварное значение, на пропуск коих не представлены надлежащие разрешения Народного комиссариата внешней торговли;
ж) все нормированные продукты, сверх допущенных к пропуску предметов продовольствия не более 10 фунтов[6] на одно лицо, в том числе 1/2 сахару и 5 фунтов печеного хлеба, а также табаку не более 1/4 фунта или 200 папирос, одного куска туалетного мыла или 1/2 фунта простого мыла на одно лицо.
4. Международные и почтовые посылки со вложением не разрешенных к ввозу и вывозу предметов, если это вложение не показано правильно своим наименованием в почтовой декларации.
Примечание. Не разрешенные к провозу товары и разные вещи, если они не скрыты от таможенного контроля следующими из-за границы лицами, или составляют вложение почтовой посылки, правильно показанной в декларации – допускаются к обратному отвозу за границу. Не скрытые от таможенного контроля товары, предметы и деньги, разрешенные к хранению внутри России, но не разрешенные к вывозу за границу, отбираются от лиц, следующих за границу, но подлежат возвращению владельцам их или их доверенным для использования внутри России в течение установленного срока (месячного для возврата товаров и предметов и трехмесячного для возврата денег).
12. Подлежащие согласно предыдущей статье конфискации товары, деньги и разного рода предметы могут быть обнаружены или в районе действия таможенных учреждений при провозе и проносе означенных товаров, денег и предметов через эти учреждения, или же вне таможенного района при тайном провозе и проносе этих товаров, денег и предметов, помимо таможенного учреждения.
13. Для обнаружения контрабандных товаров, тайно привезенных из-за границы или предназначенных к тайному вывозу за границу, таможенные служащие имеют право в пределах 7-верстной пограничной полосы производить обыски и выемки во всех случаях, когда имеется подозрение в сокрытии контрабанды. Вне пределов означенной полосы обыски и выемки производятся таможенными служащими не иначе, как при участии уголовной или общей милиции на общем основании.
14. Все задержанные вне района действия таможенных учреждений таможенными служащими или какими-либо другими лицами контрабандные товары должны быть доставляемы вместе с проносителями и провозителями их в ближайшее таможенное учреждение, по составлении на месте задержания товаров протокола с указанием в нем следующих сведений: время и место составления протокола, кем, когда и где обнаружено нарушение декретов о национализации внешней торговли или других декретов и постановлений, в чем оно состоит (в тайном провозе или в попытке тайного провоза товаров), имя, отчество и фамилия владельца товара, понятые и свидетели нарушения, описания вида каждого товарного места, знаков, печатей и вес брутто товаров, а также показание владельца о том, принадлежит ли товар ему или кому либо другому и все сделанные понятыми, свидетелями и владельцами товара замечания.
15. По доставлении товаров в таможенное учреждение немедленно в присутствии задержателей и задержанных производится подробный досмотр и опись этих товаров.
16. При обнаружении предметов, ценностей и денег, не скрытых от таможенного надзора, но не разрешенных к хранению внутри России (ст. ст. 1, 2 и 3 сего Постановления), вещи эти отбираются, и с ними поступают согласно ст. ст. 4, 5 и 6 настоящего Постановления.
17. Оценка задержанных товаров производится таможенными учреждениями одновременно с досмотром, а в случае возникновения сомнения в стоимости товаров или же заявления со стороны провозителей или владельца товаров спора по поводу оценки, для участия в производстве последнего приглашаются сведущие лица.
18. Дела о контрабанде разрешаются в порядке административном или судебном.
19. В административном порядке, т.е. непосредственно таможенными учреждениями, разрешаются дела о контрабанде в случаях, когда, кроме конфискации товаров, полагается лишь денежное взыскание в размере двойной стоимости товаров.
20. В судебном порядке разрешаются дела о контрабанде в следующих случаях: 1) если, кроме конфискации товаров и денежного взыскания, назначается арест и лишение свободы, 2) если по делам, разрешаемым в административном порядке, обвиняемый в недельный срок не согласится с постановлением таможенного учреждения.
21. При разрешении контрабандных дел в административном порядке постановления таможенного учреждения по этим делам должны быть объявлены виновным лицам с указанием срока и порядка обжалования постановлений (ст. 26).
22. В случае задержания товаров без провозителя копия постановления таможенного учреждения выставляется у дверей последнего, и если в течение недельного срока не последует жалобы на неправильное задержание товара, то постановление таможенного учреждения признается вошедшим в силу и неподлежащим обжалованию.
23. Задержанные товары по делам, переданным в суд (за исключением случаев ст. 16), остаются на хранении в таможенном учреждении и передаются в суд по его требовании при рассмотрении дела, после чего возвращаются в таможенное учреждение для приведения в исполнение решения суда.
24. Представленные в таможенное учреждение товары, подверженные скорой порче, немедленно по производстве досмотра, описи и оценки и по признании их таможенными учреждениями контрабандными, поступают в распоряжение государства. Остальные же задержанные товары поступают в распоряжение казны лишь по вступлении в законную силу постановлений таможенного учреждения или Народного Суда о конфискации товаров.
25. Поступающие в распоряжение государства конфискованные товары, предметы и ценности передаются местным распределительным органам, за исключением 1) предметов, указанных в ст. 11 п. 3 "б", "г", "д", которые передаются в местные кассы Народного комиссариата финансов, 2) предметов художественных, антикварных и книг (ст. 9), которые передаются Народному комиссариату просвещения (ст. 10), и 3) медицинского и фармацевтического имущества (ст. 7), которое передается центральным и местным органам Народного комиссариата здравоохранения (ст. 8).
26. На постановления таможенных учреждений по делам, разрешаемым в административном порядке, могут быть приносимы жалобы в Главное управление таможенного контроля через таможенные учреждения в месячный срок со дня объявления постановления.
Примечание. При задержании товара без проносителя срок обжалования определяется согласно ст. 22.
27. Постановления таможенного учреждения могут быть отменены высшей инстанцией лишь в тех случаях, когда эти постановления будут признаны нарушающими действующие законоположения.
28. Жалобы представляются в Главное управление таможенного контроля в семидневный срок со дня подачи их в таможенное учреждение и разрешаются главным управлением в 2-дневный срок, считая со дня получения жалобы. Решение Главного управления таможенного контроля объявляется заинтересованным лицам через таможенное учреждение, в которое подана жалоба.
29. На постановление таможенного учреждения о задержании контрабандных товаров по делам, обращенным уже к судебному производству, жалоб в порядке административном не допускается; возражения обвиняемых на означенные постановления подлежат обращению в соответственный суд.
30. Решения Главного управления таможенного контроля являются окончательными и обжалованию не подлежат.
Д. Положение о праве и порядке производства реквизиций военным и морским ведомствами
31. Реквизиция производится:
1) в период мобилизации распоряжением гражданских властей, согласно заранее выработанных окружными военными комиссариатами мобилизационных планов;
2) в военное время:
а) на территории Р.С.Ф.С.Р. в местностях, подчиненных революционному военному совету фронта или отдельной армии, в областях неприятеля, занятых по праву войны, а также на территориях нейтральных государств, когда последнее занято неприятелем – распоряжением военных властей;
б) во всех прочих местностях Р.С.Ф.С.Р. – гражданскими властями.
32. С требованием производства реквизиций военные власти должны обращаться:
а) по предметам, входящим в круг ведения комиссариата продовольствия и Высшего совета народного хозяйства – к местным органам этих ведомств и
б) по всем прочим предметам в президиум местных исполнительных комитетов.
33. Войскам воспрещается приступать самостоятельно к реквизиции.
34. При производстве реквизиций войсковые части должны всемерно оказывать гражданским властям содействие обозными средствами, рабочими командами и т.п.
35. Все реквизированное передается войсками по документам, установленным для получения продуктов из складов и магазинов военного ведомства.
36. При расплате с местными жителями за реквизированное военными властями гражданским органам никаких документов не выдается.
37. Принятые от гражданских органов продукты и предметы обязательно записываются на приход, и отчет о них производится на общих основаниях.
38. В районах, подчиненных революционному военному совету фронта или отдельной армии, военным властям не разрешается производить никаких реквизиций без распоряжения или утверждения смешанными комиссиями, в составе: председателя, назначаемого чрезвычайным уполномоченным Совета труда и обороны по снабжению фронта или армии, и по одному представителю от окружного продовольственного комитета фронта или армии, революционного военного совета фронта или армии и представителя местного исполнительного комитета.
39. В случае отсутствия на месте органов смешанной комиссии или когда связь с ними нарушена, военным властям разрешается производить реквизиции самостоятельно, немедленно донося об этом местной смешанной комиссии.
40. Право назначения реквизиции, указанной в § 39, предоставляется войсковым начальникам, начиная с начальника дивизии и выше.
41. Независимо от сего начальник всякого отряда, не исключая мелких команд и разъездов или войсковой части, потерявший совершенно связь со своими войсками и действующий отдельно, в случае невозможности заготовить иными способами все необходимое для выполнения поставленной ему задачи обеспечения довольствием вверенного ему отряда или части и при невозможности испросить своевременно разрешение на производство реквизиции обязан применить реквизицию. О причине и размере реквизиции указанные начальники доносят по команде при первой к тому возможности.
42. При производстве всякого рода реквизиций, как в районах, подчиненных окружным военным комиссариатам, так и революционному военному совету фронтов или отдельных армий, военные власти обязаны строжайше следить за охраной прав и имущественных интересов трудового населения.
43. Реквизиция в сфере влияния противника производится при соблюдении указанных выше условий, но под прикрытием войск, и в этом случае назначается особое лицо, которому подчиняется как начальник прикрытия, так и лицо, непосредственно производящее реквизицию.
44. Начальник прикрытия получает указание от особого назначенного для производства реквизиции лица о районе, назначенном для реквизиции, о времени выступления и сведения о противнике, а во время производства реквизиции – о степени успешности ее выполнения. В свою очередь начальник прикрытия доносит означенному лицу об угрожающей реквизиционному отряду опасности.
45. Начальник прикрытия несет ответственность за безопасность реквизиционного отряда как во время производства реквизиции, так и при следовании в район, назначенный для производства реквизиции, и обратно.
Е. О конфискации почтово-телеграфным ведомством
Народному комиссариату почт и телеграфов предоставляется право конфискации и порядке декрета от 16 апреля 1920 г. (Собр. Узак., 1920, № 29, ст. 143) нижеследующего имущества:
46. Телеграфных, телефонных, радиотелеграфных аппаратов и принадлежностей к ним.
47. Телеграфных инструментов и станков для производства линейных работ и производства запасных частей телеграфных аппаратов и их ремонта.
48. Телеграфной ленты.
49. Денег, имеющих обращение в республике, в случаях пересылки последних в почтовых отправлениях, в коих такая пересылка не дозволена.
50. Разных предметов, пересылка коих по почте на основании действующих почтовых правил воспрещена, в случаях обнаружения последних в почтовых отправлениях.
51. Право конфискации предметов, указанных в ст. ст. 46-51, осуществляется Народным комиссариатом почт и телеграфов или его местными органами, которые руководствуются особыми правилами, издаваемыми Народным комиссариатом почт и телеграфов в согласии с декретом от 16 апреля 1920 года и Инструкцией, изданной в силу примечания к ст. 8 названного Постановления (Собр. Узак., 1920, № 65, ст. 288). При конфискации денег (русских и иностранных), а равно и ценных бумаг надлежит поступать согласно ст. 4 настоящего Постановления.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Н. ГОРБУНОВ
Секретарь
Л. ФОТИЕВА
Декрет СНК о составлении государственного фонда ценностей для внешней торговли. 7.2.1921 г.
1. В целях составления государственного запаса художественных ценностей и предметов роскоши и старины, могущих служить предметами вывоза за границу, Народному комиссариату внешней торговли предоставляется право образовать в местах, где он найдет нужным, экспертные комиссии, действующие на основании положений, утверждаемых Народным комиссариатом внешней торговли по соглашению с Народным комиссариатом просвещения и Народным комиссариатом финансов.
2. На экспертные комиссии возлагается отбор, классификация, оценка и учет могущих служить для экспорта предметов художественных и антикварно-исторических, а также предметов роскоши. В состав экспертной комиссии входят представители соответствующих отделов Народного комиссариата просвещения (Главного комитета по делам музеев и изобразительных искусств).
3. Всякая разгрузка складов, магазинов и вообще каких бы то ни было хранилищ, где могут быть обнаружены указанные предметы, производится на местах, где учреждены экспертные комиссии, лишь при условии обязательного предварительного оповещения местной экспертной комиссии о предполагаемой разгрузке.
4. Все учреждения и лица, в ведении коих находятся склады, магазины, помещения и вообще какие бы то ни было хранилища, за исключением музеев республики и хранилищ государственного музейного фонда, состоящих в ведении Главного комитета по делам музеев, обязаны беспрепятственно допускать представителей комиссии к осмотру, отбору, учету всех вещей, относящихся к предмету ведения последней.
5. Предоставить Народному комиссариату внешней торговли право изъятия и хранения для целей внешней торговли предметов, отбираемых экспертными комиссиями.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Н. ГОРБУНОВ
За секретаря
ГЛЯССЕР
Декрет СНК о порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ. 17.10.1921 г.
Для приведения действующих постановлений и декретов о реквизициях и конфискациях в соответствие с новой экономический политикой Совет Народных Комиссаров в отмену декрета от 16 апреля 1920 г.[7] (Собр. Узак., 1920, № 20, ст. 143), инструкции народного комиссариата юстиции (Собр. Узак., 1920, № 65, ст. 288), постановления Совета Народных Комиссаров от 25 июля 1920 г. (Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 1920 г. от 25 июля, № 163), ст. 1-11, 25 и 46-51 декрета от 3 января 1921 г. (Собр. Узак., 1921, № 5, ст. 37) постановил:
1. Никакое имущество не может быть реквизировано или конфисковано иначе как в порядке, предусмотренном настоящим декретом.
2. Реквизицией считается применяемое в силу государственной необходимости принудительное возмездное отчуждение или временное изъятие государством имущества, находящегося в обладании частных лиц и обществ.
3. Реквизиции имущества, кроме предметов, перечисленных в п. 11, производятся лишь в исключительных случаях и не иначе, как по постановлениям Совета труда и обороны, которые приводятся в исполнение соответствующими губернскими исполнительными комитетами через отделы управления.
4. Размер вознаграждения за реквизируемое согласно ст. 3 имущество определяется по ценам, установленным комитетом цен, а если таковые не установлены, определяется губернской оценочной комиссией в составе представителей от губернского финансового отдела, губернского совета народного хозяйства, губернского продовольственного комитета, рабоче-крестьянской инспекции и губернского отдела управления по средним рыночным ценам к моменту изъятия имущества из обладания владельца.
Примечание 1-е. Оплата производится губернскими исполнительными комитетами не позднее месячного срока со дня фактического изъятия имущества.
Примечание 2-е. С согласия владельца реквизируемого имущества допускается замена денежной оплаты натуральной.
5. Конфискацией считается безвозмездное принудительное отчуждение государством имущества, применяемое как наказание по приговорам народных судов, революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий по делам, по коим последним предоставлено право вынесения приговоров, а равно по распоряжению административных властей в случаях, указанных в сем декрете.
Примечание. В случае конфискации, применяемой в виде наказания, органы власти, производящие конфискацию, обязаны оставить владельцу конфискуемого имущества и членам его семьи предметы домашнего обихода, орудий мелкого или кустарного производства, если они служат средством к существованию и не являются предметами эксплоатации труда, а также продукты питания, необходимые для личного потребления осужденного и его семьи на срок не менее 6-ти месяцев.
6. Имущество концессионных предприятий может подлежать реквизиции или конфискации исключительно в случаях и в порядке, предусмотренном концессионным договором.
7. При каждой реквизиции или конфискации составляется в момент отобрания имущества особый акт, содержащий:
1. Указание законных оснований, по которым они производятся.
2. Должность, имя и фамилию лица, производящего реквизицию или конфискацию, и его полномочие.
3. Имя, фамилию, местожительство владельца и место нахождения имущества.
4. Кому имущество оставлено на хранение.
5. Подробную и точную опись имущества с указанием веса, меры и рода упаковки.
Акт скрепляется подписями должностного лица, владельца или хранителя и двух посторонних свидетелей, копия акта выдается владельцу не позднее 3-х дней.
8. В случае обнаружения имущества, скрытого от реквизиции или подлежащего конфискации на основании сего декрета, милиция налагает на таковое имущество предварительный арест.
9. При предварительном аресте имущества, подлежащего реквизиции или конфискации, составляется об аресте акт порядком, указанным в ст. 7-й сего декрета, причем этот акт подлежит немедленному направлению в подлежащее судебное или административное учреждение, которое не позднее 3-недельного срока обязано объявить владельцу арестованного имущества свое решение о реквизиции, конфискации или освобождении арестованного имущества.
10. Нижеследующие предметы при отсутствии надлежащего разрешения на их хранение подлежат обязательной безвозмездной сдаче государству и в случае их обнаружения конфискуются с привлечением их хранителей к уголовной ответственности: а) оружие, взрывчатые вещества, воинское снаряжение и летательные аппараты; б) телеграфное и радиотелеграфное имущество; в) аннулированные ценные бумаги; г) автомобили и мотоциклетки.
Примечание. Лица, добровольно сдавшие в сроки, устанавливаемые соответствующими органами, указанные в сей статье предметы, освобождаются от уголовной ответственности.
11. Нижеследующие предметы при отсутствии надлежащего разрешения на их хранение подлежат обязательной возмездной сдаче государству по средним рыночным ценам, устанавливаемым народным комиссариатом финансов.
а) Иностранная валюта; б) золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в сыром виде, монете и слитках в любом количестве, а также изделия из золота, платины и серебра и драгоценные камни сверх нормы, устанавливаемой народным комиссариатом финансов и утверждаемой Советом Народных Комиссаров.
Примечание 1-е. Порядок выдачи разрешений на хранение предметов, перечисленных в п. 11-м, устанавливается народным комиссариатом финансов по соглашению с Высшим советом народного хозяйства и народным комиссариатом внешней торговли.
Примечание 2-е. Порядок и условия сдачи государству и оплаты благородных металлов и драгоценных камней, добываемых частными приискателями, устанавливаются особыми правилами, издаваемыми народным комиссариатом финансов по соглашению с Высшим советом народного хозяйства.
12. При обнаружении означенных в ст. 11-й предметов, не сданных добровольно, дело передается в народный суд, который в зависимости от степени вины, имущественного положения владельцев и т.п. постановляет либо конфисковать, либо реквизировать означенные предметы.
13. Конфискуемые предметы питания первой необходимости и сельского хозяйства обращаются в натуральный фонд социального обеспечения, согласно ст. 6-й декрета Совета Народных Комиссаров от 14 мая 1921 г. (Собр. Узак., 1921, № 48, ст. 236).
Предметы, не подходящие под действие ст. 6-й упомянутого декрета, поступают в общем порядке в распоряжение органов, ведающих использованием предметов данного рода.
14. Впредь до изменения в отношении реквизиций, производимых военным и морским ведомствами, сохраняют силу ст. ст. 31-45 декрета от 3 января 1921 г. и Инструкция к ним от того же числа.
15. Конфискации таможенными учреждениями подлежат:
а) предметы, проносимые и провозимые через государственную границу, помимо пограничных пунктов таможенного контроля;
б) товары, деньги и всякого рода предметы и ценности, воспрещенные к ввозу или вывозу, скрытые от таможенного контроля путем какого-либо ухищрения или путем неправильной декларации при почтовых отправлениях;
в) товары и всякого рода предметы, хотя и разрешенные к ввозу или вывозу, но сокрытые от таможенного контроля с целью избегания платежа установленных сборов;
г) предметы, перечисленные в ст. 10-й сего декрета, при вывозе их за границу без надлежащего разрешения;
д) документы, вредные для Р.С.Ф.С.Р. в политическом и экономическом отношениях;
е) предметы старины или искусства, вывозимые за границу без разрешения народного комиссариата просвещения.
Примечание. Перечень предметов, воспрещенных к ввозу или вывозу, а также правила о порядке конфискации, производимой согласно сей статьи, о порядке обратного вывоза или реквизиции провозимых через таможню предметов, равно о порядке и размерах взыскания за контрабанду вырабатываются народным комиссариатом внешней торговли совместно с народным комиссариатом по иностранным делам и народным комиссариатом финансов и утверждаются Советом Народных Комиссаров. До издания указанных правил сохраняют силу ст. ст. 12, 24 и 26-30 декрета о реквизициях и конфискациях от 3 января 1921 г.
16. Пересылаемые в обход действующих почтовых правил деньги и предметы в случае обнаружения таковых в почтовых отправлениях конфискуются органами народного комиссариата почт и телеграфов.
17. Должностные лица, виновные в нарушении правил сего декрета, подлежат ответственности в судебном порядке. Независимо от сего потерпевший имущественный ущерб от незаконной реквизиции или конфискации имеет право требовать возврата ему неправильно отчужденного имущества или возмещения убытков посредством иска, предъявляемого в народном суде к органу государственной власти, представители которого незаконно произвели конфискацию или реквизицию.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Н.ГОРБУНОВ
Секретарь
Л. ФОТИЕВА
Декрет СНК об ограничении права истребования предметов домашнего обихода бывшими собственниками от их фактических владельцев. 16.3.1922 г.
1. Предметы домашнего обихода (мебель, одежда, белье, обувь, посуда и т.п.) не могут быть истребованы бывшими собственниками от их фактических владельцев, если предметы эти получены от соответственных государственных (коммунальных) органов в установленном порядке.
2. В случае невозможности доказать получение имущества в установленном порядке от соответствующих органов (ст. 1-я), фактические владельцы, принадлежащие к числу трудящихся, сохраняют в своем владении упомянутые в ст. 1-ой предметы, если бывший собственник утратил владение этим имуществом не менее чем за два года до опубликования настоящего декрета.
Примечание 1. Правило это не распространяется на случаи: а) когда предметы приобретены их фактическим владельцем путем преступления, наличность коего признана судом; б) когда предметы поступили в пользование или на хранение к их фактическому владельцу в силу соглашения с лицом, предъявляющим требование о возврате имущества.
Примечание 2. Для Сибири, Юго-Восточного края и Крыма срок, указанный в ст. 2-ой настоящего декрета, сокращается до 1-го года.
3. При наличии условий, упомянутых в ст. 1-ой, бывшие собственники, у коих предметы домашнего обихода были реквизированы или конфискованы после опубликования декрета от 16 апреля 1920 г. (Собр. Узак., 1920, № 29, ст. 143) с нарушением действующих правил о реквизициях и конфискациях, могут требовать от учреждения, коим была произведена реквизиция или конфискация, возмещения стоимости неправильно изъятого имущества, если жалоба на незаконность реквизиции или конфискации была ими подана в подлежащий административный или судебный орган в течение трех месяцев со дня реквизиции или конфискации и не была этим органом рассмотрена.
Примечание 1. Дела о незаконных реквизициях и конфискациях, имевших место после опубликования декрета от 17 октября 1921 г. о порядке реквизиции и конфискации (Собр. Узак., 1921, № 70, ст. 564), рассматриваются исключительно в судебном порядке с соблюдением ст. 17 упомянутого декрета.
Примечание 2. В местностях, освобожденных от неприятеля, сохраняет свою силу декрет от 28 марта 1921 года (Собр. Узак., 1921, № 21, ст. 134).
4. Имущество, признанное со дня опубликования сего декрета безхозяйным в порядке декрета Совета Народных Комиссаров от 3 ноября 1920 г. (Собр. Узак., 1920, № 87, ст. 442), может быть истребовано собственником в порядке ст. 10 упомянутого декрета, если он (собственник) заявит о своих законных правах на имущество в течение 2-х месяцев с момента опубликования настоящего декрета.
Заместитель председателя Совета Народных Комиссаров
А. ЦЮРУПА
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Н. ГОРБУНОВ
Секретарь
Л. ФОТИЕВА
[1] См. предыдущий документ[2] 1 золотник=4,266 г, 5 золотников=21,33 г[3] 18 золотников=76,8 г[4] 3 фунта=1,229 кг[5] См. Законы о запрещении частной торговли...[6] 1 русский фунт=409,5 г[7] См. предыдущий документ.