Load document

Законы о мерах к огосударствлению сельского хозяйства и других аграрных мероприятиях. 1919-1921 гг.

 

Проведенные на рубеже 1917-1918 гг. земельные реформы (см. Декрет о земле и иные законы о социализации земли. 1917-1918) соответствовали требованиям партии социалистов-революционеров, выступавшей за сохранение крестьянских хозяйств. В то же время эти преобразования противоречили идеологии большевиков, выступавших за создание в сельском хозяйстве крупных предприятий, подчиненных государству. С начала 1919 г. советская власть осторожно приступила к реализации коммунистической программы. Именно такую задачу перед соответствующими органами власти ставило Положение о социалистическом землеустройстве. При этом показательно, что сельскохозяйственные коммуны, объявляемые добровольными союзами трудящихся, с самого начала ставились в жесткое подчинение власти и могли быть распущены уездным земельным отделом за невыполнение его распоряжений. Согласие этого отдела требовалось и для распределения продуктов, полученных в товариществе для совместной обработки земли.

Положение о социалистическом землеустройстве предусматривало создание советских хозяйств на не распределенных землях, каковых вряд ли было много. Сельскохозяйственные коммуны и товарищества для совместной обработки земли должны были создаваться добровольно, что также исключало их широкое распространение.

Перейти к принудительной коллективизации в условиях Гражданской войны советское правительство не решилось. Аграрное законодательство 1920 г. было направлено на подчинение государству мелких крестьянских хозяйств. Это направление было доведено до логического конца в принятом в декабре постановлении VIII Съезда Советов, которое предусматривало составление обязательного для крестьян плана посевов, регламентацию государством способов обработки земли, перераспределение семян и т.п.

Подобные меры не смогли устранить угрозу голода. Переход к нэпу (см. Законы о переходе к нэпу в сельском хозяйстве 1921 г.) означал временный отказ большевиков от реализации собственной аграрной программы.

 

Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. 14.2.1919 г.[1]

Глава I. Общее положение 

Ст. 1. Вся земля в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в чьем бы пользовании она ни состояла, считается единым государственным фондом.

Ст. 2. Единый государственный фонд находится в непосредственном заведывании и распоряжении соответственных Народных Комиссариатов и подведомственных им местных органов власти.

Ст. 3. Для окончательного уничтожения всякой эксплоатации человека человеком, для организации сельского хозяйства на основах социализма с применением всех завоеваний науки и техники, воспитания трудящихся масс в духе социализма, а также для объединения пролетариата и деревенской бедноты в их борьбе с капиталом необходим переход от единоличных форм землепользования к товарищеским. Крупные Советские хозяйства, коммуны, общественная обработка земли и другие виды товарищеского землепользования являются наилучшими средствами для достижения этой цели, поэтому на все виды единоличного землепользования следует смотреть как на проходящие и отживающие.

Ст. 4. В основу землеустройства должно быть положено стремление создать единое производственное хозяйство, снабжающее Советскую Республику наибольшим количеством хозяйственных благ при наименьшей затрате народного труда. В соответствии с этим, землеустройство обнимает собою всю совокупность мероприятий технического характера, направленных к постепенному обобществлению землепользования.

Ст. 5. Для достижения этой цели, в круг землеустроительных обязанностей Земельных Отделов входит:

а) отграничение земель сельскохозяйственного назначения от земель прочих назначений;

б) выделение из сельскохозяйственного фонда тех земель, которые не подлежат распределению в единоличном землепользовании;

в) уничтожение дальноземелья, чересполосицы и т.п.;

г) распределение сельскохозяйственного фонда между трудовым населением для ведения сельского хозяйства;

д) отвод земли для других надобностей;

е) производство изысканий, в целях расширения сельскохозяйственного фонда;

ж) учет земельного фонда и земледельческого населения.

Ст. 6. Губернские, земельные отделы имеют право переводить земли в свое заведывание и распоряжение, в чьем бы ведении они раньше ни находились, в целях:

а) охранения естественных богатств земли от истощения;

б) принятия мер к увеличению производительности земли, посредством оросительных, осушительных и обводнительных сооружений защитных лесонасаждений, укрепления песков и т.д.;

в) проведения путей сообщения, кроме железных дорог;

г) устройства опытных станций и показательных полей, а также санитарных, лечебных, благотворительных, образовательных и др. общественных учреждений.

Глава II. Какие земли и кому отводятся 

Ст. 7. Землеустройству подвергается вся площадь сельскохозяйственного фонда.

Ст. 8. Этот земельный фонд используется в первую очередь для нужд Советских хозяйств и коммун, во вторую очередь для нужд трудовых артелей и товариществ и для общественной обработки, в третью для добывания средств к существованию единоличных землепользователей.

Ст. 9. Распределению и единоличному пользованию не подлежат:

а) земли, находящиеся в ведении Советских и общественных культурно-просветительных учреждений (сельскохозяйственные школы, опытные поля и т.п.);

б) земли прежнего нетрудового пользования, на которых организованы или предполагается организовать советские хозяйства;

в) земли прежнего нетрудового пользования, оставляемые в ведении земельных отделов для организования товарищеского общего хозяйства;

г) земли специального назначения: городские, селитебные[2], поселковые, курортные, занятые промышленными, фабрично-заводскими предприятиями, путями сообщения и т.д.;

д) все вообще земли, ко времени вступления в силу настоящего Положения еще не распределенные в единоличное пользование.

Примечание. Изъятия из пункта "д" настоящей статьи допускаются во всех случаях, когда по тем или иным причинам, напр. вследствие иностранной или белогвардейской оккупации, крестьянское население не получило в свое пользование бывших земель нетрудового пользования и когда отвод таких земель в единоличное пользование возможен без ущерба интересам товарищеского земледелия.

Ст. 10. Все остальные земли безусловно могут подлежать распределению в единоличное пользование в пределах установленных для каждого района норм наделения.

Глава III. Установление очередей исполнения землеустроительных работ и составления плана работ 

Ст. 11. Землеустроительные работы производятся в губернском масштабе по почину земельных отделов: все очередные работы производятся по заявлению заинтересованных товарищеских сельскохозяйственных объединений и др. учреждений.

Ст. 12. Все землеустроительные работы по отводу земель учреждениям, сельскохозяйственным объединениям, группам отдельных землепользователей и т.д. производятся на основании плана землеустроительных работ, утверждаемого губернским земельным отделом.

Ст. 13. При составлении плана землеустроительных работ соблюдается следующий порядок, за исключением внеочередных землеустроительных работ:

а) установление губернских, уездных и волостных границ;

б) отвод земель сельскохозяйственным объединениям и группам отдельных землепользователей внутри волости.

Ст. 14. В качестве внеочередных землеустроительных работ вносятся в планы работ отводы земель для нужд Советских хозяйств правительственных и общественных учреждений, для сельскохозяйственных коммун, артелей и т.д. и в других случаях, когда внеочередность отвода земли вызывается общественной полезностью начинания, для нужд которого отводится земля.

Ст. 15. По окончании работ, изложенных в ст. 13, землеустроительные органы приступают к производству внутренней разверстки (передела земли), причем соблюдается следующая очередь:

а) выдел земли вновь возникающим сельскохозяйственным коммунам, артелям и т.п.;

б) выдел земли частям общины, с перенесением усадебной части;

в) прочие случаи землеустроительных работ.

Ст. 16. План землеустроительных работ составляется на каждый зимний и летний период в отдельности.

Ст. 17. Составление проектов поуездных планов землеустроительных работ возлагается на уездные земельные отделы, коими поуездные планы представляются в губернский землеустроительный подотдел для составления проекта губернского плана работ на летний период не позже 1-го февраля, на зимний 1-го сентября.

Примечание. В исключительных случаях отвод земель делается по распоряжению уездного земельного отдела на основании постановления, представляемого в губернский земельный отдел для сведения.

Ст. 18. Губернский землеустроительный подотдел на основании представленных ему проектов поуездных планов работ составляет проект губернского плана землеустроительных работ и представляет его на рассмотрение и утверждение губернского земельного отдела.

Примечание. Планы землеустроительных работ составляются по установленной народным комиссариатом земледелия форме.

Ст. 19. Утверждаемые планы землеустроительных работ препровождаются не позже 1-го апреля и 1-го ноября в Народный Комиссариат Земледелия для сведения и надлежащего согласования с общегосударственными планами.

Ст. 20. Порядок производства, как общегосударственных, так и возникающих по частной инициативе, землеустроительных работ определяется инструкциями Народного Комиссариата Земледелия.

Глава IV. О государственной записи и учете землепользования 

Ст. 21. Государственная запись землепользования устанавливается с целью учета как землеустроенного земельного фонда, так и землепользователей, и всех происходящих с течением времени изменений.

Ст. 22. Запись слагается из: а) нанесения на волостные карты образованных землепользователей и б) составления волостных земельных списков.

Ст. 23. Всякое изменение в лице землепользователя, в границах и пространствах землепользования, а также в особых полномочиях, обязанностях и повинностях по землепользованию записывается после соответствующего постановления земельных отделов.

Ст. 24. На выдаваемых землепользователям планах и землеотводных записях делаются отметки о произведенной записи.

Ст. 25. Производство записи в волостях открывается по распоряжениям губернского земельного отдела, по мере исполнения работ по землеустройству.

Ст. 26. Производство государственной записи возлагается на земельные отделы при участии землемерных сил.

Ст. 27. На землемерную часть и ее органы при производстве ими всякого рода работ (по социалистическому землеустройству) возлагается особая обязанность принимать всякий раз в соображение необходимость собирания всех данных и сведений, потребных для составления волостных карт землепользований и земельных списков.

Ст. 28. Форма волостных карт землепользований и земельных списков, а равно и подробные правила о порядке производства государственной записи землепользований, устанавливаются инструкциями, издаваемыми Народным Комиссариатом Земледелия.

Глава V. О советских хозяйствах 

Ст. 29. Советские хозяйства организуются в целях: а) наивозможно большего увеличения продуктов, путем поднятия производительности сельского хозяйства и расширения посевной площади, б) создания условий для полного перехода к коммунистическому земледелию, в) создания и развития культурно - агрономических центров.

Ст. 30. В целях наиболее успешного проведения задач, указанных в ст. 3 и 29 настоящего Положения, под советские хозяйства отводятся: а) имения с ценными многолетними культурами, как-то: садами, огородами, плодовитыми питомниками, виноградниками, хмельниками, чайными, табачными, свекловичными и хлопковыми плантациями, б) имения с рациональными хозяйствами, в) имения со сложным техническим оборудованием, по обработке сельскохозяйственных продуктов (сыроварни, маслобойни, заводы маслодельные, сухого и сгущенного молока, мельницы, заводы виноделия и фруктовых вод и т.п.), г) имения с развитыми специальными отраслями животноводства, как-то: коннозаводством, племенным скотоводством, овцеводством и проч., д) имения с развитым техническо-промышленным делом (ремонтные мастерские сельскохозяйственных машин, орудий и проч.), е) имения с прудами, озерами в целях промышленного развития рыболовства, а также ж) сельскохозяйственные предприятия и участки земли, имеющие в учебно-показательном, культурно-просветительном или производственном отношении общегосударственное или особо важное местное значение.

Ст. 31. Советские хозяйства организуются, кроме случаев, перечисленных в ст. 30, и в других имениях: а) когда в них не организована сельскохозяйственная коммуна, или если эта коммуна не в состоянии всесторонне обслуживать данное имение и б) когда в них ликвидирована сельскохозяйственная коммуна и по тем или иным причинам не может быть немедленно организована новая коммуна с количеством членов, достаточным для правильного ведения хозяйства.

Ст. 32. Советские хозяйства общегосударственного значения находятся в непосредственном ведении народного комиссариата земледелия.

Ст. 33. Признание за имениями общегосударственного значения принадлежит народному комиссариату земледелия и производится каждый раз особыми постановлениями, публикуемыми в установленном порядке.

Ст. 34. В советских хозяйствах должны устраиваться, в зависимости от условий каждого хозяйства, показательные участки, районные опытные поля, мастерские, опытные станции, прокатные пункты, племенные рассадники, курсы, выставки, сельскохозяйственные школы, библиотеки, музеи, театры и др. культурно - просветительные заведения.

Ст. 35. В целях применения к сельскому хозяйству организованного опыта промышленных рабочих, при народном комиссариате земледелия учреждается, по соглашению с Всероссийским советом профессиональных союзов, рабочий комитет содействия, посылающий уполномоченных из числа наиболее надежных опытных и сознательных промышленных рабочих в губернские и районные управления и отдельные хозяйства, согласно вырабатываемым народным комиссариатом земледелия инструкциям.

Ст. 36. Для организации советских хозяйств и управления ими учреждаются губернские районные местные управления советских хозяйств, подчиненные в своей деятельности подотделу Советских хозяйств отдела обобществления сельского хозяйства народного комиссариата земледелия.

Примечание. Народный комиссариат земледелия издает подробные инструкции относительно организации и состава названных в настоящей статье управлений.

Ст. 37. Губернская и уездные земельные отделы имеют право обжаловать все постановления районных управлений в губернские, или подотдел народного комиссариата земледелия, а все постановления губернских управлений в подотдел народного комиссариата, не приостанавливая, однако, своей властью исполнения этих постановлений.

Ст. 38. Непосредственное правление хозяйствами на местах возлагается по каждому хозяйству в отдельности на заведующего или коллегию, назначаемых соответственно районными и губернскими управлениями или народным комиссариатом земледелия. В каждом имении учреждается контрольный рабочий комитет, впредь до того времени, когда будет организован общегубернский рабочий контроль, или когда будет установлено рабочее управление советскими хозяйствами, уже введенное в наилучше организованных отраслях промышленности.

Ст. 39. Средства на организацию и ведение советских хозяйств отпускаются народным комиссариатом земледелия в сметном порядке, а все доходы с таких хозяйств вносятся в доход казны.

Ст. 40. Советские хозяйства ведутся на основании утвержденных народным комиссариатом земледелия организационных планов и вырабатываемых ежегодно приходно-расходных смет.

Ст. 41. Советские хозяйства обслуживаются советскими работниками, приглашаемыми как на постоянную, так и срочную или поденную работу.

Ст. 42. Нормы, порядок и условия выдачи работникам советских хозяйств вознаграждения за их труд устанавливаются губернскими управлениями, по соглашению с губернским отделом труда - впредь до выработки тарифных ставок Всероссийским профессиональным союзом сельскохозяйственных рабочих и утверждения их народным комиссариатом труда.

Ст. 43. Нормированные продукты отпускаются работниками и членами их семей из хозяйства по твердым ценам, по нормам комиссариата продовольствия, а ненормированные в количестве и по ценам, установленным по соглашению губернского управления с губернским продовольственным комитетом.

Ст. 44. За покрытием производственного потребления (семена, фураж и пр.), излишки нормированных продуктов советских хозяйств сдаются губернскими управлениями в распоряжение народного комиссариата продовольствия и распределяются через его органы. Ненормированные продукты передаются соответственным советским организациям.

Ст. 45. Нормальное рабочее время в советских хозяйствах не может превышать 8 часов в день или 48 в неделю, кроме времени запашки, засева, жатв и других спешных работ, когда допускаются сверхурочные работы, оплачиваемые дополнительно в обычном размере. В остальном рабочее время нормируется применительно к постановлению кодекса законов о труде.

Ст. 46. Никто из рабочих и служащих не имеет права заводить в хозяйствах собственных животных, птиц и огороды.

Глава VI. Внутреннее управление советских хозяйств 

Ст. 47. Заведующий отдельным хозяйством или коллегия и рабочий комитет его подчинены соответствующему районному губернскому управлению и в точности исполняют все его распоряжения и указания.

Ст. 48. Контрольный рабочий комитет состоит из 3 - 5 лиц, выборных от постоянных годовых рабочих и служащих хозяйств; представитель от сроковых и поденных рабочих входит в комитет с совещательным голосом. На случай отсутствия членов избираются 3 кандидата к ним. Присылаемый комитетом СОДЕЙСТВИЯ (ст. 35) уполномоченный из числа промышленных рабочих входит в состав контрольного рабочего Комитета.

Ст. 49. Председатель рабочего комитета избирается членами комитета из своей среды простым большинством голосов.

Ст. 50. К обязанностям рабочего комитета относятся:

а) рассмотрение смет и отчетов по хозяйству и дача по ним заключения в районные и губернские управления;

б) наблюдение за своевременным составлением сметы и отчетов по хозяйству;

в) наблюдение за условиями быта и труда, в частности за санитарным состоянием помещений, рабочих и служащих, а также за справедливым распределением жилищ;

г) контроль над выдачей продовольственных пайков;

д) участие в учете производимых продуктов;

е) наблюдение за сохранностью и исправным состоянием государственного имущества;

ж) наблюдение за поддержанием трудовой дисциплины и соблюдением правил внутреннего распорядка.

Ст. 51. Члены рабочего комитета отвечают перед народным комиссариатом земледелия за исполнение своих обязанностей, в частности за сохранность имущества и соблюдение трудовой дисциплины и имеют право принимать необходимые меры в пределах инструкции народного комиссариата.

Ст. 52. Заседания комитета происходят не реже 2-х раз в месяц и считаются состоявшимися при наличности 3-х его членов. Все вопросы разрешаются простым большинством голосов. В случае равенства голос председателя дает перевес.

Ст. 53. Рабочий комитет не должен вмешиваться в распоряжения заведующего хозяйством или коллегии, а в случае разногласия, не приостанавливая исполнения этих распоряжений, переносит дело на разрешение соответственного районного или губернского управления.

Ст. 54. Рабочий комитет избирается на 6 месяцев, но может быть переизбран и ранее этого срока по требованию не менее 1/3 постоянных рабочих и служащих или районного управления.

Ст. 55. На обязанности заведующих хозяйствами лежит административное и техническое заведывание и распоряжение, в частности:

а) составление организационных планов и смет данного хозяйства, а равно и отдельных его технических и промышленных предприятий;

б) выполнение организационного плана, а также мероприятий, хотя и не предусмотренных организационным планом, но утвержденных подлежащими инстанциями;

в) выдача жалованья служащим и рабочим, как за поденную, так и за сдельную работу, по требовательным ведомостям, табелям и распискам, с соблюдением правил, требуемых контролем;

г) наблюдение за счетоводством и проверочное составление отчетности;

д) сдача и сбыт продуктов всех отраслей хозяйства, согласно указаниям районного и губернского совета народного хозяйства и получение денежных сумм за проданные продукты.

Примечание. Денежные суммы, поступающие в хозяйства в размере, разрешенном районным советом народного хозяйства, расходуются на нужды хозяйства. Суммы, превышающие эти размеры, вносятся в доход государства.

Ст. 56. За усовершенствование и развитие хозяйств, превышающие обычные средние размеры, губернские управления назначают рабочим, служащим и заведующему хозяйством особые премии. Размер премии может быть пропорционален успехам.

Ст. 57. Губернские управления должны вести списки выдающихся членов комитетов, равно членов сельскохозяйственных коммун и крестьян - организаторов общественной обработки, из числа которых выдвигаются кандидаты на должность заведующих советских хозяйств и на другие ответственные посты.

Ст. 58. В целях обеспечения наибольшей пользы для окрестного населения от советских хозяйств, а равно и коммун товарищеской и общественной обработки, как от агрикультурных и культурных центров, с ними должно быть связываемо устройство ветеринарных, случных, прокатных и семенных пунктов, улучшение местных дорог, организация агрономической помощи и т.д.

Ст. 59. Советские хозяйства не должны отгораживаться от местного земледельческого населения и обязаны войти в тесные сношения с ними и оказывать ему всяческую помощь в деле ведения хозяйства на правильных и лучших началах.

Глава VII. О сельскохозяйственных производительных коммунах

Ст. 60. Сельскохозяйственные производительные коммуны суть добровольные союзы трудящихся, часть общенародной организации товарищеского земледелия, организуемого с целью ведения хозяйства на коммунистических началах в области производства и распределения.

Примечание. Примерный устав сельскохозяйственной коммуны вырабатывается и издается народным комиссариатом земледелия.

Ст. 61. Исходя из основной задачи Советской власти в земледелии - преобразования всей земледельческой промышленности на началах обобществления средств производства, товарищеского труда и национального ведения хозяйства, народный комиссариат земледелия оказывает сельскохозяйственным производительным коммунам всемерную помощь и поддержку, наравне с другими формами товарищеского хозяйства.

Ст. 62. Земля в пользование земледельческим коммунам отводится уездным земельным отделом из уездного и волостного земельного фонда, в соответствии с общими правилами о социалистическом землеустройстве.

Ст. 63. Если коммуна состоит из лиц, уже пользующихся участком земли (бывшие надельные, отрубные, хуторские и пр.), расположенные в разных местах, то уездные земельные отделы обязаны заменить эти участки одним общим участком, в потребном для коммуны количестве, по возможности в непосредственном соседстве с площадью земли, обрабатываемой другой коммуной или советским хозяйством.

Ст. 64. Инвентарь прежних частновладельческих, монастырских и церковных хозяйств, отводимых коммунам, может быть передан последним, если он не должен быть использован для нужд ближайших советских хозяйств.

Ст. 65. Если бывшее частновладельческое, монастырское или церковное хозяйство, которое должно быть передано коммуне, не может быть надлежащим образом обработано ее наличными трудовыми силами, то для ведения всего хозяйства объединяются две или несколько коммун одного района.

Ст. 66. Сельскохозяйственные производительные коммуны, как хозяйственные единицы, наравне с другими формами товарищеского землепользования, подчиняются контролю народного комиссариата земледелия, осуществляемому им непосредственно и через его местные органы.

Ст. 67. Сельскохозяйственная производительная коммуна при организации своего хозяйства обязана руководствоваться организационным планом сельского хозяйства, утвержденным для данного района народным комиссариатом земледелия или губернским земельным отделом.

Ст. 68. Средства и продукты производства сельскохозяйственных коммун подлежат на общих основаниях учету соответствующих органов.

Ст. 69. Все излишки производимых в хозяйстве сельскохозяйственной производительной коммуны нормированных продуктов подлежат на общих основаниях сдаче советским органам комитета продовольствия для распределения их в общегосударственном масштабе. Излишки же продуктов ненормированных должны сдаваться государственным или общественным организациям на основании особых правил, устанавливаемых народным комиссариатом продовольствия. Часть стоимости этих переданных коммуной органам снабжения излишков, определяемая постановлениями центральной или местной власти, засчитывается на погашение полученных коммуной от государства ссуд и на покрытие общегосударственных и местных расходов.

Ст. 70. Доходы, получаемые от коммунального хозяйства, должны расходоваться исключительно на улучшение и расширение хозяйства.

Ст. 71. Продукты хозяйства сельскохозяйственной производительной коммуны, предназначенные для ее потребления, могут быть обменены по требованию местного земельного отдела на продукты другого качества в том случае, если предназначенные для потребления хлеб и скот будут признаны годными к улучшению соответствующих сортов или пород в других товарищеских хозяйствах.

Ст. 72. Эксплуатация труда в целях извлечения прибыли (наемный труд) в коммуне воспрещается.

Ст. 73. Для исполнения работ, требующих специальных знаний, если в составе коммуны не имеется соответствующих специалистов, таковые могут быть приглашаемы через уездный или губернский земельный отдел.

Ст. 74. На время запашки, засева, жатвы и других спешных работ коммуна может привлекать к работе в качестве временных участников и других лиц, не состоящих членами коммуны.

Примечание. По мере указаний опыта вводятся правила, облегчающие переход временных участников в постоянные члены сельскохозяйственных производительных коммун.

Ст. 75. Условия труда и вознаграждение как специалистов, так равно и временных участников устанавливается губернскими земельными отделами по соглашению с губернским отделом труда.

Ст. 76. Специалисты и временные участники во время их работы в коммуне участвуют в решении дел ее с правом совещательного голоса и ни в каком случае не могут быть поставлены в худшие условия по сравнению с членами коммуны.

Ст. 77. Каждая сельскохозяйственная производительная коммуна обязана зарегистрироваться в уездном или губернском земельном отделе в порядке, указанном в особом положении о записи сельскохозяйственных производительных организаций.

Ст. 78. Сельскохозяйственные производительные коммуны с момента записи их получают право юридического лица.

Ст. 79. Сельскохозяйственные коммуны, расположенные в одном и том же хозяйственно - экономическом районе, объединяются в районные союзы коммун.

Ст. 80. Уездному земельному отделу предоставляется право объединить организующиеся коммуны в одну, две или несколько, если земли их смежны между собой или близко подходят друг к другу.

Примечание. Постановление настоящей статьи относится и к ранее организовавшимся коммунам.

Ст. 81. Коммуны для управления всеми делами избирают советы в составе 3-х или 5-ти лиц, представители которых - заведующие хозяйственной частью утверждаются уездными земельными отделами.

Ст. 82. Для достижения согласованности хозяйственных планов коммун с выработанными в данном районе для советских хозяйств губернские управления могут вводить представителя управления последних в состав советов ближайших коммун с правом совещательного голоса. Представители союзов коммун, также с правом совещательного голоса, входят в состав районных управлений советскими хозяйствами своего района.

Ст. 83. Каждая сельскохозяйственная производительная коммуна обязана вести культурно-просветительную работу в окрестных селениях и всеми мерами поддерживать бедноту в ее борьбе против кулацких элементов деревни, а также оказывать всемерную помощь соседним крестьянам в улучшении их хозяйства.

Ст. 84. Каждая коммуна обязана представлять местному земельному отделу отчет о своей хозяйственной деятельности, об израсходовании полученных ею ссуд и пособий и доводить до его сведения о каждом предполагаемом изменении плана хозяйства.

Ст. 85. В случае неисполнения требований, изложенных в ст. 84, коммуна может быть лишена дальнейшего права получения ссуд и пособий, а совет коммуны может быть привлечен к судебной ответственности.

Ст. 86. Члены рабочей коммуны ответственны перед народным комиссариатом земледелия за правильную постановку дела в хозяйстве и должны всемерно стремиться к охране интересов республики и всей массы трудящихся.

Ст. 87. Коммуна может добровольно прекратить свое существование и ликвидировать дела по постановлению общего собрания, утвержденного уездным земельным отделом.

Ст. 88. Сельскохозяйственные производительные коммуны могут быть распущены подлежащими органами Советской власти в случае несоответствия их организации с основными положениями Конституции РСФСР.

Ст. 89. Коммуна может быть распущена губернским или уездным земельным отделом в случае нарушения коммуной настоящего Положения или устава или неподчинения указаниям и распоряжениям народного комиссариата земледелия или местного губернского или уездного земельного отделов.

Ст. 90. Коммуна может обжаловать постановление уездного земельного отдела о роспуске по причинам, указанным в ст. 89, в губернский земельный отдел, который обязан в недельный срок со дня подачи жалобы рассмотреть ее и утвердить постановление уездного земельного отдела или отменить его, с передачей дела на новое рассмотрение уездного отдела.

Ст. 91. Решения губернского земельного отдела могут быть обжалованы в коллегию народного комиссариата земледелия, постановления которой являются окончательными и дальнейшему обжалованию не подлежат.

Ст. 92. Для ликвидации дел коммуны под председательством заведующего уездным земельным отделом образуется ликвидационная комиссия из представителей заинтересованной коммуны и заведующих, представителя местного объединения коммун и заведующего местным подотделом товарищеских хозяйств.

Ст. 93. Уездный земельный отдел обязан поддерживать хозяйства ликвидируемой коммуны, поручая земельное хозяйство товариществу или привлекая к работе временных участников, впредь до передачи его вновь организованной коммуне или до организации, взамен ликвидируемой коммуны, советского хозяйства.

Глава VIII. Об общественной обработке земли 

Ст. 94. Общественная обработка земли производится целым обществом или отдельными группами членов общества путем совместного приложения труда и общего использования средств и орудий производства при запашке и засеве земель, уборке урожая и т.д.

Ст. 95. Общественная обработка организуется либо на всей площади земель, отведенных для данного общества, либо на отдельных ее частях.

Примечание. В обществах, члены которых остаются при единоличном пользовании распределенными землями, общественная обработка организуется: а) на землях, не распределенных между отдельными хозяйствами членов общества, б) на землях, остающихся не обработанными, по причине отсутствия, выбытия или смерти их пользователей и в) по постановлению Уездных Земельных Отделов на землях, смежных с обрабатываемыми или участками, остающимися свободными при распределении и не могущими быть использованными для советских хозяйств или производительных коммун.

Ст. 96. Переход к общественной обработке происходит по решению, принятому простым большинством членов общества, присутствующих на собрании.

Ст. 97. При несогласии большинства членов общества перейти к общественной обработке согласному на совместную обработку земли меньшинству по его требованию общество обязано выделить соответствующий по норме участок к одному месту. При несогласии общества такой отвод участков к одному месту производится в обязательном порядке уездным земельным отделом.

Примечание 1. Хозяйства, земли которых выделяются на основании настоящей статьи, составляют или артели и товарищества по совместной обработке земли или самостоятельные сельские общества.

Примечание 2. На земли, отведенные для совместной обработки, не распространяются постановления общества о переделах и о распоряжении землями, отведенными для всего общества; члены артелей и товариществ отнюдь не лишаются права участия в решении обществом его земельных дел.

Ст. 98. Общественная обработка выполняется равным обязательным участием в ней перешедших к таковой обработке членов общества, соответственно их трудоспособности.

Ст. 99. В случае невозможности, по независящим от члена общества или его семьи условиям, выполнить причитающуюся на их долю работу, выполнение последней раскладывается между всеми членами общества или их семьями.

Ст. 100. Замена трудового участия отдельных лиц или семей в общественной обработке путем найма ими вместо себя других лиц, в форме денежных взносов не допускается.

Ст. 101. На время запашки, засева, жатвы и других спешных работ товарищества, занимающиеся общественной обработкой, могут привлекать к работе в качестве временных участников лиц, преимущественно обычно не занятых сельскохозяйственным трудом, и в первую голову фабрично - заводских рабочих.

Ст. 102. Временные участники приглашаются целыми группами и только в крайнем случае по одиночке.

Ст. 103. Условия труда и вознаграждения временных участников устанавливаются Губернскими Земельными отделами, по соглашению с Губернским Отделом Труда.

Ст. 104. Временные участники общественной обработки во время их работы в товариществе участвуют в решении его дел с правом совещательного голоса.

Ст. 105. По мере указаний опыта вводятся правила, облегчающие переход временных участников в постоянные члены товариществ по общественной обработке.

Ст. 106. Вступление временных участников в число постоянных членов товарищества происходит по постановлению большинства его членов.

Ст. 107. Распределение общественной работы между участниками производится соответственно требованиям наиболее выгодного разделения труда и полного использования специальных навыков и знаний отдельных членов товарищества.

Ст. 108. Общественная обработка части земель выполняется как инвентарем, приобретенным в общественное пользование и составляющим инвентарный фонд общества, так и посредством инвентаря, принадлежащего отдельным членам товарищества. Товариществу предоставляется право принудительного использования инвентаря отдельных хозяйств, если он в них не может быть использован полностью.

Ст. 109. При распространении общественной обработки полностью на специально сельскохозяйственные угодья, весь инвентарь, обслуживающий эти угодья, переходит в общественное пользование или обращается в инвентарный фонд общества при переходе последнего к постоянной общественной обработке этих угодий.

Ст. 110. При переходе к полной и постоянной общественной обработке всех полевых и луговых угодий, все необходимые для того машины и орудия, имеющиеся в отдельных хозяйствах, обращаются в общественное распоряжение, с зачислением их в инвентарный фонд.

Ст. 111. Рабочий скот отдельных хозяйств, при переходе к общественной обработке, в первую очередь используется для общественных работ и только во вторую очередь для обслуживания нужд отдельных хозяйств. При возможности обеспечить достаточно бережливым и заботливым уходом рабочий скот отдельных хозяйств, перешедших к общественной обработке в размере, необходимом для выполнения общественных работ, он может быть переведен в полное распоряжение товарищества, с зачислением в инвентарный фонд.

Ст. 112. При обобществлении всех орудий, машин и рабочего скота или при недостатке их в отдельных хозяйствах, обработка огородных или других участков, оставшихся в частном пользовании, как равно и выполнение других хозяйственных нужд отдельных хозяйств производится общественным инвентарем, когда таковой оказывается свободным от общественных работ.

Ст. 113. За частное пользование общественным инвентарем с зажиточных земледельцев взимается устанавливаемая обществом особая плата, поступающая в инвентарный фонд. Беднейшее население пользуется инвентарем бесплатно.

Ст. 114. Упомянутый в предшествующих статьях настоящей главы общественный инвентарный фонд образуется:

а) из инвентаря, отчуждаемого по постановлению товарищества от отдельных хозяйств, как входящих в данное товарищество, так и соседних к ним, вследствие неиспользования или неполного использования его в этих хозяйствах;

б) из инвентаря и скота, поступающего в распоряжение товарищества при переходе его к полной общественной обработке;

в) из денежных взносов отдельных хозяйств;

г) из отчислений сумм, вырученных от сбыта продуктов общественной обработки;

д) из инвентаря или денежных сумм на его покупку, предоставляемых органами власти;

е) из добровольных взносов деньгами или натурой членов товарищества и других лиц;

ж) из других возможных поступлений.

Ст. 115. Отчуждение инвентаря, в порядке предшествующей ст. 113, от зажиточных земледельцев, производится бесплатно, а от средних трудовых и беднейших земледельцев за плату, определяемую товариществом, но не превышающую, однако, твердых цен на отчуждаемые предметы. Временное пользование инвентарем, принадлежащим отдельным членам, может быть соответственно оплачиваемо по постановлению товарищества.

Ст. 116. Распоряжение инвентарным фондом принадлежит общему собранию членов товарищества, которое устанавливает порядок его образования, содержания и пользования им.

Ст. 117. Ремонт инвентаря, используемого при общественной обработке, производится за счет товарищества.

Ст. 118. В случае прекращения общественной обработки, инвентарный фонд не может быть распределен между членами товарищества без особого на то разрешения Уездного Земельного Отдела. При отсутствии такового разрешения, пользование инвентарем осуществляется на началах организации общественных прокатных пунктов.

Ст. 119. Необходимый для обсеменения общественно - обрабатываемых земель, семенной материал составляется по раскладке товарищества из взносов отдельных хозяйств натурой или деньгами для приобретения улучшенных семян. Из сбора урожаев, снятых с совместно обрабатываемых полей, производятся отчисления в семенной запас.

Ст. 120. Для восстановления и увеличения плодородия почвы совместно обрабатываемых полей, устанавливается обязательная возка удобрения, как принадлежащего товариществу, так и из отдельных хозяйств, в порядке, определяемом товариществом.

Ст. 121. В целях применения искусственных удобрений образуется особый фонд для приобретения таковых, как из отчисления части доходов по сбыту продуктов совместно обрабатываемых полей, так и из взносов отдельных хозяйств по раскладке Товарищества.

Примечание. Все постановления товарищества, упоминаемые в ст. ст. 113, 115, 116, 119, 120 и 121, нуждаются в утверждении Уездного Земельного Отдела.

Ст. 122. При переходе к общественной обработке разрабатывается общий хозяйственный план ее, определяющий систему севооборота, разбивку на клинья предназначаемого к обработке участка, род и характер посевов, порядок удобрений и т.д.

При раскладке взноса на семенной материал и для приобретения искусственных удобрений (ст. 120 и 121) большая часть взносов возлагается на зажиточных крестьян, меньшая на крестьян среднего достатка, и совсем освобождаются от взносов или участвуют в них в самой малой доле беднейшие крестьяне.

Ст. 123. В хозяйственном плане, в случае необходимости, предусматривается подразделение товарищества на группы, совместно выполняющие ответственные работы.

Ст. 124. Из урожая, снятого с общественно - обрабатываемых земель, делаются отчисления: в первую очередь отчисляется в семенной запас часть, необходимая для последующих посевов; затем на содержание общественного скота, на покрытие расходов по ремонту и замене пришедших в негодность орудий новыми и на пополнение скота.

Ст. 125. За вычетом указанных в ст. 124 отчислений из собранного от общественной обработки всех земель общества урожая из оставшейся части наделяются все хозяйственные общества, как продуктами личного потребления, так и кормом для скота по продовольственным нормам, устанавливаемым законами Республики.

Ст. 126. Весь остаток урожая нормированных продуктов, по отчислении в семенной запас и на удовлетворение указанных в ст. ст. 123, 124, и 125 потребностей товарищества и его членов, сдается в Продовольственные органы.

Ст. 127. Суммы, вырученные от сдачи нормированных продуктов в продовольственные органы (ст. 126), а равно и за ненормированные продукты, полученные с совместно - обрабатываемых полей, распределяются между членами товарищества на основаниях, определяемых постановлением товарищества о переходе к общественной обработке.

Ст. 128. Доходы, получаемые с земель, поступивших под общественную обработку в целях покрытия специальных расходов общества (на покрытие государственных и местных сборов, общественных потребностей и т.д.), могут поступить в распределение не иначе, как с разрешения уездного земельного отдела.

Ст. 129. Постановление общества о частичной или полной общественной обработке земли должно определять: а) площадь, на которую распространяется общественная обработка, б) содержание и круг совместно выполняемых работ, в) способы обеспечения мертвым и живым инвентарем, которым будет производиться обработка, с указанием условий, на которых в случае надобности будет применяться частный инвентарь, г) способы обеспечения семенным материалом, д) порядок применения рабочей силы, е) состав и пределы ведения комитета общественной обработки, ж) прочие положения, необходимые по местным условиям для успешного осуществления общественной обработки.

Ст. 130. Постановление товарищества о переходе к общественной обработке сообщается в уездный земельный отдел, которым и записывается в особую книгу.

Ст. 131. Товариществу предоставляется право принимать принудительные меры и налагать денежные трудовые взыскания по отношению к нерадивым при общественной обработке членам товарищества, сообразно со степенью сознательности и нарушения общественного интереса, вплоть до исключения из товарищества с переходом сельскохозяйственного инвентаря нарушителя в общественный инвентарный фонд.

Ст. 132. Для непосредственного руководства общественной обработкой, собранием товарищества избирается комитет общественной обработки в составе не менее чем 3-х членов, считая в том числе председателя, его товарища и секретаря.

Ст. 133. Комитет общественной обработки действует под контролем уездного земельного отдела в полном соответствии с его распоряжением и с постановлениями общего собрания товарищества. На его обязанности лежит: а) общее руководство работами, б) назначение на работы отдельных лиц и распределение работы между хозяйствами, в) надзор над выполнением работ, г) принятие мер по обеспечению товарищества семенами, инвентарем, скотом и проч., д) определение порядка удобрения полей, е) заведывание инвентарным фондом и запасом семян, ж) разработка ежегодных смет доходов и расходов, з) составление ежегодных отчетов о своей деятельности, и) другие задачи, возлагаемые на комитет постановлениями общего собрания товарищества и уездного земельного отдела.

Ст. 134. Комитету принадлежит право понуждения и наложения денежных и трудовых взысканий за невыполнение отдельными членами установленного им порядка выполнения работы в пределах, устанавливаемых товариществом.

Глава IX. О поощрении и содействии трудовым сельскохозяйственным объединениям 

Ст. 135. На народный комиссариат земледелия и его органы возлагается обязанность оказывать всяческое содействие сельскохозяйственным производительным коммунам, товариществам и обществам, перешедшим к общественной обработке земли, трудовым артелям, и другим сельскохозяйственным объединениям, как снабжением их семенами, орудиями, скотом, так и всеми видами агрономической и культурно - технической помощи.

Ст. 136. Губернскому земельному отделу предоставляется право по соглашению с губернскими продовольственными комитетами увеличивать кормовые нормы для скота сельскохозяйственных объединений (советские хозяйства, коммуны, товарищества по общественной обработке), перешедших к улучшенным способам ведения хозяйства.

Ст. 137. Как при выдаче ссуд из миллиардного фонда, декрет от 2 ноября 1918 г. (Собр. Узак., 1918, № 81, ст. 856), так и при распределении сельскохозяйственных машин, скота и т.п. преимущество отдается тем объединениям, которые осуществили наиболее полное обобществление сельскохозяйственного труда и отличаются лучшей организацией своего хозяйства.

Ст. 138. За особо правильную постановку хозяйства и достигнутые успехи в смысле поднятия производительности, народным комиссариатом земледелия могут назначаться премии как работникам советских хозяйств, так и коммунам, товариществам по общественной обработке и иным объединениям.

 

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета

Я. СВЕРДЛОВ

 

Народный комиссар земледелия

СЕРЕДА[3]

 

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета

В. АВАНЕСОВ

 

 


Декрет СНК об увеличении посевной площади. 17.1.1920 г.

 

 

 


Декрет ВЦИК и СНК об увеличении размера землепользования в трудовых хозяйствах. 27.5.1920 г.

В целях развития производительности сельского хозяйства Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров в изменение ст. 25 декрета о социализации земли (Собр. Узак., 1918, № 25, ст. 346), ст. 10 Положения о социалистическом землеустройстве (Собр. Узак., 1919, № 4, ст. 43) и ст. 44-46 Инструкции по его применению (Собр. Узак., 1919, № 39-40, ст. 384), постановили:

1. В пользование трудового населения, ведущего интенсивное земледельческое хозяйство (хозяйства с многопольными севооборотами, с промышленными культурами, как-то: лен, сахарная свекла, табак и т.п., а также хозяйства, где произведено коренное улучшение земельных угодий), оставляется все то количество земли, которое находится в его фактическом пользовании и обрабатывается силами самого хозяйства без применения наемного труда, хотя бы это количество земли было выше установленных для данного района норм наделения землею.

2. Указанное в статье 1 настоящего декрета увеличение размера землепользования, может быть применено по особым постановлениям губернских земельных отделов также и к тем хозяйствам, которые перейдут к многопольному севообороту и возделыванию промышленных культур или произведут коренные улучшения земли.

3. Допускаемое статьями 1 и 2 настоящего декрета увеличение размера землепользования распространяется на все трудовые земледельческие хозяйства, без различия форм их землепользования (общинная, товарищеская, отрубная, хуторская и т.п.).

4. Действие настоящего декрета не распространяется на районы, где землеустроительные работы по отводу земель волостям и внутриволостному разверстанию уже закончены путем проведения границ в натуре.

5. Народному комиссариату земледелия предоставляется право издавать в развитие и дополнение настоящего декрета соответствующие распоряжения.

 

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета

М. КАЛИНИН

 

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

 

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета

А. ЕНУКИДЗЕ

 


Постановление VIII Всероссийского Съезда Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов о мерах укрепления и развития крестьянского и сельского хозяйства. 23.12.1920 г.

 

 

 

[1] Принято ВЦИК.[2] Т.е. занятые поселениями.[3] Середа Семен Пафнутьевич (1871-1933) – политический деятель. В социал-демократическом движении с 1899, большевик с 1903. Депутат Учредительного собрания. С 1918 член ВЦИК. В апреле 1918 – феврале 1921 нарком земледелия. В августе – сентябре 1918 лично командовал продотрядом в Орловской губ. Один из инициаторов создания совхозов и трудовых коммун. В 1920-1923 член президиума, в 1923-1927 заместитель председателя ВСНХ, в 1927-1930 управляющий ЦСУ РСФСР, с 1930 заместитель председателя Госплана РСФСР.[4] Врангель Петр Николаевич, бар. (1878-1928) – военачальник, генерал-лейтенант (1918). Из аристократического рода, участник русско-японской (сотник) и I мировой войн (в 1914-1915 командовал эскадроном, в 1915-1917 полком, в 1917 в чине генерал-майора дивизией и корпусом). С 1918 в Добровольческой армии, командовал дивизией, корпусом, Кавказской армией (январь – ноябрь 1919). Взял Царицын. Возражал против неподготовленного наступления на Москву, вступил в конфликт с главнокомандующим Деникиным. В ноябре-декабре командующий Добровольческой армией, затем в отставке. После отставки Деникина военный совет избрал его преемником Врангеля. Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России (апрель – май) и Русской армией (май – ноябрь 1920), правитель Юга России. Был единственным руководителем белых, уделявшим важное внимание политическим вопросам. В частности, закрепил передачу б. помещичьих земель крестьянам, выступал за федерализацию России, пытался наладить взаимодействие с поляками и иными антибольшевистскими силами. Из-за крайнего неравенства сил потерпел поражение. Эмигрировал. Организатор и председатель (с 1921) Русского общевоинского союза.