Законы о мерах к огосударствлению сельского хозяйства и других аграрных мероприятиях. 1919-1921 гг.
Проведенные на рубеже 1917-1918 гг. земельные реформы (см. Декрет о земле и иные законы о социализации земли. 1917-1918) соответствовали требованиям партии социалистов-революционеров, выступавшей за сохранение крестьянских хозяйств. В то же время эти преобразования противоречили идеологии большевиков, выступавших за создание в сельском хозяйстве крупных предприятий, подчиненных государству. С начала 1919 г. советская власть осторожно приступила к реализации коммунистической программы. Именно такую задачу перед соответствующими органами власти ставило Положение о социалистическом землеустройстве. При этом показательно, что сельскохозяйственные коммуны, объявляемые добровольными союзами трудящихся, с самого начала ставились в жесткое подчинение власти и могли быть распущены уездным земельным отделом за невыполнение его распоряжений. Согласие этого отдела требовалось и для распределения продуктов, полученных в товариществе для совместной обработки земли.
Положение о социалистическом землеустройстве предусматривало создание советских хозяйств на не распределенных землях, каковых вряд ли было много. Сельскохозяйственные коммуны и товарищества для совместной обработки земли должны были создаваться добровольно, что также исключало их широкое распространение.
Перейти к принудительной коллективизации в условиях Гражданской войны советское правительство не решилось. Аграрное законодательство 1920 г. было направлено на подчинение государству мелких крестьянских хозяйств. Это направление было доведено до логического конца в принятом в декабре постановлении VIII Съезда Советов, которое предусматривало составление обязательного для крестьян плана посевов, регламентацию государством способов обработки земли, перераспределение семян и т.п.
Подобные меры не смогли устранить угрозу голода. Переход к нэпу (см. Законы о переходе к нэпу в сельском хозяйстве 1921 г.) означал временный отказ большевиков от реализации собственной аграрной программы.
Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. 14.2.1919 г.[1]
Глава I. Общее положение
Ст. 1. Вся земля в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в чьем бы пользовании она ни состояла, считается единым государственным фондом.
Ст. 2. Единый государственный фонд находится в непосредственном заведывании и распоряжении соответственных Народных Комиссариатов и подведомственных им местных органов власти.
Ст. 3. Для окончательного уничтожения всякой эксплоатации человека человеком, для организации сельского хозяйства на основах социализма с применением всех завоеваний науки и техники, воспитания трудящихся масс в духе социализма, а также для объединения пролетариата и деревенской бедноты в их борьбе с капиталом необходим переход от единоличных форм землепользования к товарищеским. Крупные Советские хозяйства, коммуны, общественная обработка земли и другие виды товарищеского землепользования являются наилучшими средствами для достижения этой цели, поэтому на все виды единоличного землепользования следует смотреть как на проходящие и отживающие.
Ст. 4. В основу землеустройства должно быть положено стремление создать единое производственное хозяйство, снабжающее Советскую Республику наибольшим количеством хозяйственных благ при наименьшей затрате народного труда. В соответствии с этим, землеустройство обнимает собою всю совокупность мероприятий технического характера, направленных к постепенному обобществлению землепользования.
Ст. 5. Для достижения этой цели, в круг землеустроительных обязанностей Земельных Отделов входит:
а) отграничение земель сельскохозяйственного назначения от земель прочих назначений;
б) выделение из сельскохозяйственного фонда тех земель, которые не подлежат распределению в единоличном землепользовании;
в) уничтожение дальноземелья, чересполосицы и т.п.;
г) распределение сельскохозяйственного фонда между трудовым населением для ведения сельского хозяйства;
д) отвод земли для других надобностей;
е) производство изысканий, в целях расширения сельскохозяйственного фонда;
ж) учет земельного фонда и земледельческого населения.
Ст. 6. Губернские, земельные отделы имеют право переводить земли в свое заведывание и распоряжение, в чьем бы ведении они раньше ни находились, в целях:
а) охранения естественных богатств земли от истощения;
б) принятия мер к увеличению производительности земли, посредством оросительных, осушительных и обводнительных сооружений защитных лесонасаждений, укрепления песков и т.д.;
в) проведения путей сообщения, кроме железных дорог;
г) устройства опытных станций и показательных полей, а также санитарных, лечебных, благотворительных, образовательных и др. общественных учреждений.
Глава II. Какие земли и кому отводятся
Ст. 7. Землеустройству подвергается вся площадь сельскохозяйственного фонда.
Ст. 8. Этот земельный фонд используется в первую очередь для нужд Советских хозяйств и коммун, во вторую очередь для нужд трудовых артелей и товариществ и для общественной обработки, в третью для добывания средств к существованию единоличных землепользователей.
Ст. 9. Распределению и единоличному пользованию не подлежат:
а) земли, находящиеся в ведении Советских и общественных культурно-просветительных учреждений (сельскохозяйственные школы, опытные поля и т.п.);
б) земли прежнего нетрудового пользования, на которых организованы или предполагается организовать советские хозяйства;
в) земли прежнего нетрудового пользования, оставляемые в ведении земельных отделов для организования товарищеского общего хозяйства;
г) земли специального назначения: городские, селитебные[2], поселковые, курортные, занятые промышленными, фабрично-заводскими предприятиями, путями сообщения и т.д.;
д) все вообще земли, ко времени вступления в силу настоящего Положения еще не распределенные в единоличное пользование.
Примечание. Изъятия из пункта "д" настоящей статьи допускаются во всех случаях, когда по тем или иным причинам, напр. вследствие иностранной или белогвардейской оккупации, крестьянское население не получило в свое пользование бывших земель нетрудового пользования и когда отвод таких земель в единоличное пользование возможен без ущерба интересам товарищеского земледелия.
Ст. 10. Все остальные земли безусловно могут подлежать распределению в единоличное пользование в пределах установленных для каждого района норм наделения.
Глава III. Установление очередей исполнения землеустроительных работ и составления плана работ
Ст. 11. Землеустроительные работы производятся в губернском масштабе по почину земельных отделов: все очередные работы производятся по заявлению заинтересованных товарищеских сельскохозяйственных объединений и др. учреждений.
Ст. 12. Все землеустроительные работы по отводу земель учреждениям, сельскохозяйственным объединениям, группам отдельных землепользователей и т.д. производятся на основании плана землеустроительных работ, утверждаемого губернским земельным отделом.
Ст. 13. При составлении плана землеустроительных работ соблюдается следующий порядок, за исключением внеочередных землеустроительных работ:
а) установление губернских, уездных и волостных границ;
б) отвод земель сельскохозяйственным объединениям и группам отдельных землепользователей внутри волости.
Ст. 14. В качестве внеочередных землеустроительных работ вносятся в планы работ отводы земель для нужд Советских хозяйств правительственных и общественных учреждений, для сельскохозяйственных коммун, артелей и т.д. и в других случаях, когда внеочередность отвода земли вызывается общественной полезностью начинания, для нужд которого отводится земля.
Ст. 15. По окончании работ, изложенных в ст. 13, землеустроительные органы приступают к производству внутренней разверстки (передела земли), причем соблюдается следующая очередь:
а) выдел земли вновь возникающим сельскохозяйственным коммунам, артелям и т.п.;
б) выдел земли частям общины, с перенесением усадебной части;
в) прочие случаи землеустроительных работ.
Ст. 16. План землеустроительных работ составляется на каждый зимний и летний период в отдельности.
Ст. 17. Составление проектов поуездных планов землеустроительных работ возлагается на уездные земельные отделы, коими поуездные планы представляются в губернский землеустроительный подотдел для составления проекта губернского плана работ на летний период не позже 1-го февраля, на зимний 1-го сентября.
Примечание. В исключительных случаях отвод земель делается по распоряжению уездного земельного отдела на основании постановления, представляемого в губернский земельный отдел для сведения.
Ст. 18. Губернский землеустроительный подотдел на основании представленных ему проектов поуездных планов работ составляет проект губернского плана землеустроительных работ и представляет его на рассмотрение и утверждение губернского земельного отдела.
Примечание. Планы землеустроительных работ составляются по установленной народным комиссариатом земледелия форме.
Ст. 19. Утверждаемые планы землеустроительных работ препровождаются не позже 1-го апреля и 1-го ноября в Народный Комиссариат Земледелия для сведения и надлежащего согласования с общегосударственными планами.
Ст. 20. Порядок производства, как общегосударственных, так и возникающих по частной инициативе, землеустроительных работ определяется инструкциями Народного Комиссариата Земледелия.
Глава IV. О государственной записи и учете землепользования
Ст. 21. Государственная запись землепользования устанавливается с целью учета как землеустроенного земельного фонда, так и землепользователей, и всех происходящих с течением времени изменений.
Ст. 22. Запись слагается из: а) нанесения на волостные карты образованных землепользователей и б) составления волостных земельных списков.
Ст. 23. Всякое изменение в лице землепользователя, в границах и пространствах землепользования, а также в особых полномочиях, обязанностях и повинностях по землепользованию записывается после соответствующего постановления земельных отделов.
Ст. 24. На выдаваемых землепользователям планах и землеотводных записях делаются отметки о произведенной записи.
Ст. 25. Производство записи в волостях открывается по распоряжениям губернского земельного отдела, по мере исполнения работ по землеустройству.
Ст. 26. Производство государственной записи возлагается на земельные отделы при участии землемерных сил.
Ст. 27. На землемерную часть и ее органы при производстве ими всякого рода работ (по социалистическому землеустройству) возлагается особая обязанность принимать всякий раз в соображение необходимость собирания всех данных и сведений, потребных для составления волостных карт землепользований и земельных списков.
Ст. 28. Форма волостных карт землепользований и земельных списков, а равно и подробные правила о порядке производства государственной записи землепользований, устанавливаются инструкциями, издаваемыми Народным Комиссариатом Земледелия.
Глава V. О советских хозяйствах
Ст. 29. Советские хозяйства организуются в целях: а) наивозможно большего увеличения продуктов, путем поднятия производительности сельского хозяйства и расширения посевной площади, б) создания условий для полного перехода к коммунистическому земледелию, в) создания и развития культурно - агрономических центров.
Ст. 30. В целях наиболее успешного проведения задач, указанных в ст. 3 и 29 настоящего Положения, под советские хозяйства отводятся: а) имения с ценными многолетними культурами, как-то: садами, огородами, плодовитыми питомниками, виноградниками, хмельниками, чайными, табачными, свекловичными и хлопковыми плантациями, б) имения с рациональными хозяйствами, в) имения со сложным техническим оборудованием, по обработке сельскохозяйственных продуктов (сыроварни, маслобойни, заводы маслодельные, сухого и сгущенного молока, мельницы, заводы виноделия и фруктовых вод и т.п.), г) имения с развитыми специальными отраслями животноводства, как-то: коннозаводством, племенным скотоводством, овцеводством и проч., д) имения с развитым техническо-промышленным делом (ремонтные мастерские сельскохозяйственных машин, орудий и проч.), е) имения с прудами, озерами в целях промышленного развития рыболовства, а также ж) сельскохозяйственные предприятия и участки земли, имеющие в учебно-показательном, культурно-просветительном или производственном отношении общегосударственное или особо важное местное значение.
Ст. 31. Советские хозяйства организуются, кроме случаев, перечисленных в ст. 30, и в других имениях: а) когда в них не организована сельскохозяйственная коммуна, или если эта коммуна не в состоянии всесторонне обслуживать данное имение и б) когда в них ликвидирована сельскохозяйственная коммуна и по тем или иным причинам не может быть немедленно организована новая коммуна с количеством членов, достаточным для правильного ведения хозяйства.
Ст. 32. Советские хозяйства общегосударственного значения находятся в непосредственном ведении народного комиссариата земледелия.
Ст. 33. Признание за имениями общегосударственного значения принадлежит народному комиссариату земледелия и производится каждый раз особыми постановлениями, публикуемыми в установленном порядке.
Ст. 34. В советских хозяйствах должны устраиваться, в зависимости от условий каждого хозяйства, показательные участки, районные опытные поля, мастерские, опытные станции, прокатные пункты, племенные рассадники, курсы, выставки, сельскохозяйственные школы, библиотеки, музеи, театры и др. культурно - просветительные заведения.
Ст. 35. В целях применения к сельскому хозяйству организованного опыта промышленных рабочих, при народном комиссариате земледелия учреждается, по соглашению с Всероссийским советом профессиональных союзов, рабочий комитет содействия, посылающий уполномоченных из числа наиболее надежных опытных и сознательных промышленных рабочих в губернские и районные управления и отдельные хозяйства, согласно вырабатываемым народным комиссариатом земледелия инструкциям.
Ст. 36. Для организации советских хозяйств и управления ими учреждаются губернские районные местные управления советских хозяйств, подчиненные в своей деятельности подотделу Советских хозяйств отдела обобществления сельского хозяйства народного комиссариата земледелия.
Примечание. Народный комиссариат земледелия издает подробные инструкции относительно организации и состава названных в настоящей статье управлений.
Ст. 37. Губернская и уездные земельные отделы имеют право обжаловать все постановления районных управлений в губернские, или подотдел народного комиссариата земледелия, а все постановления губернских управлений в подотдел народного комиссариата, не приостанавливая, однако, своей властью исполнения этих постановлений.
Ст. 38. Непосредственное правление хозяйствами на местах возлагается по каждому хозяйству в отдельности на заведующего или коллегию, назначаемых соответственно районными и губернскими управлениями или народным комиссариатом земледелия. В каждом имении учреждается контрольный рабочий комитет, впредь до того времени, когда будет организован общегубернский рабочий контроль, или когда будет установлено рабочее управление советскими хозяйствами, уже введенное в наилучше организованных отраслях промышленности.
Ст. 39. Средства на организацию и ведение советских хозяйств отпускаются народным комиссариатом земледелия в сметном порядке, а все доходы с таких хозяйств вносятся в доход казны.
Ст. 40. Советские хозяйства ведутся на основании утвержденных народным комиссариатом земледелия организационных планов и вырабатываемых ежегодно приходно-расходных смет.
Ст. 41. Советские хозяйства обслуживаются советскими работниками, приглашаемыми как на постоянную, так и срочную или поденную работу.
Ст. 42. Нормы, порядок и условия выдачи работникам советских хозяйств вознаграждения за их труд устанавливаются губернскими управлениями, по соглашению с губернским отделом труда - впредь до выработки тарифных ставок Всероссийским профессиональным союзом сельскохозяйственных рабочих и утверждения их народным комиссариатом труда.
Ст. 43. Нормированные продукты отпускаются работниками и членами их семей из хозяйства по твердым ценам, по нормам комиссариата продовольствия, а ненормированные в количестве и по ценам, установленным по соглашению губернского управления с губернским продовольственным комитетом.
Ст. 44. За покрытием производственного потребления (семена, фураж и пр.), излишки нормированных продуктов советских хозяйств сдаются губернскими управлениями в распоряжение народного комиссариата продовольствия и распределяются через его органы. Ненормированные продукты передаются соответственным советским организациям.
Ст. 45. Нормальное рабочее время в советских хозяйствах не может превышать 8 часов в день или 48 в неделю, кроме времени запашки, засева, жатв и других спешных работ, когда допускаются сверхурочные работы, оплачиваемые дополнительно в обычном размере. В остальном рабочее время нормируется применительно к постановлению кодекса законов о труде.
Ст. 46. Никто из рабочих и служащих не имеет права заводить в хозяйствах собственных животных, птиц и огороды.
Глава VI. Внутреннее управление советских хозяйств
Ст. 47. Заведующий отдельным хозяйством или коллегия и рабочий комитет его подчинены соответствующему районному губернскому управлению и в точности исполняют все его распоряжения и указания.
Ст. 48. Контрольный рабочий комитет состоит из 3 - 5 лиц, выборных от постоянных годовых рабочих и служащих хозяйств; представитель от сроковых и поденных рабочих входит в комитет с совещательным голосом. На случай отсутствия членов избираются 3 кандидата к ним. Присылаемый комитетом СОДЕЙСТВИЯ (ст. 35) уполномоченный из числа промышленных рабочих входит в состав контрольного рабочего Комитета.
Ст. 49. Председатель рабочего комитета избирается членами комитета из своей среды простым большинством голосов.
Ст. 50. К обязанностям рабочего комитета относятся:
а) рассмотрение смет и отчетов по хозяйству и дача по ним заключения в районные и губернские управления;
б) наблюдение за своевременным составлением сметы и отчетов по хозяйству;
в) наблюдение за условиями быта и труда, в частности за санитарным состоянием помещений, рабочих и служащих, а также за справедливым распределением жилищ;
г) контроль над выдачей продовольственных пайков;
д) участие в учете производимых продуктов;
е) наблюдение за сохранностью и исправным состоянием государственного имущества;
ж) наблюдение за поддержанием трудовой дисциплины и соблюдением правил внутреннего распорядка.
Ст. 51. Члены рабочего комитета отвечают перед народным комиссариатом земледелия за исполнение своих обязанностей, в частности за сохранность имущества и соблюдение трудовой дисциплины и имеют право принимать необходимые меры в пределах инструкции народного комиссариата.
Ст. 52. Заседания комитета происходят не реже 2-х раз в месяц и считаются состоявшимися при наличности 3-х его членов. Все вопросы разрешаются простым большинством голосов. В случае равенства голос председателя дает перевес.
Ст. 53. Рабочий комитет не должен вмешиваться в распоряжения заведующего хозяйством или коллегии, а в случае разногласия, не приостанавливая исполнения этих распоряжений, переносит дело на разрешение соответственного районного или губернского управления.
Ст. 54. Рабочий комитет избирается на 6 месяцев, но может быть переизбран и ранее этого срока по требованию не менее 1/3 постоянных рабочих и служащих или районного управления.
Ст. 55. На обязанности заведующих хозяйствами лежит административное и техническое заведывание и распоряжение, в частности:
а) составление организационных планов и смет данного хозяйства, а равно и отдельных его технических и промышленных предприятий;
б) выполнение организационного плана, а также мероприятий, хотя и не предусмотренных организационным планом, но утвержденных подлежащими инстанциями;
в) выдача жалованья служащим и рабочим, как за поденную, так и за сдельную работу, по требовательным ведомостям, табелям и распискам, с соблюдением правил, требуемых контролем;
г) наблюдение за счетоводством и проверочное составление отчетности;
д) сдача и сбыт продуктов всех отраслей хозяйства, согласно указаниям районного и губернского совета народного хозяйства и получение денежных сумм за проданные продукты.
Примечание. Денежные суммы, поступающие в хозяйства в размере, разрешенном районным советом народного хозяйства, расходуются на нужды хозяйства. Суммы, превышающие эти размеры, вносятся в доход государства.
Ст. 56. За усовершенствование и развитие хозяйств, превышающие обычные средние размеры, губернские управления назначают рабочим, служащим и заведующему хозяйством особые премии. Размер премии может быть пропорционален успехам.
Ст. 57. Губернские управления должны вести списки выдающихся членов комитетов, равно членов сельскохозяйственных коммун и крестьян - организаторов общественной обработки, из числа которых выдвигаются кандидаты на должность заведующих советских хозяйств и на другие ответственные посты.
Ст. 58. В целях обеспечения наибольшей пользы для окрестного населения от советских хозяйств, а равно и коммун товарищеской и общественной обработки, как от агрикультурных и культурных центров, с ними должно быть связываемо устройство ветеринарных, случных, прокатных и семенных пунктов, улучшение местных дорог, организация агрономической помощи и т.д.
Ст. 59. Советские хозяйства не должны отгораживаться от местного земледельческого населения и обязаны войти в тесные сношения с ними и оказывать ему всяческую помощь в деле ведения хозяйства на правильных и лучших началах.
Глава VII. О сельскохозяйственных производительных коммунах
Ст. 60. Сельскохозяйственные производительные коммуны суть добровольные союзы трудящихся, часть общенародной организации товарищеского земледелия, организуемого с целью ведения хозяйства на коммунистических началах в области производства и распределения.
Примечание. Примерный устав сельскохозяйственной коммуны вырабатывается и издается народным комиссариатом земледелия.
Ст. 61. Исходя из основной задачи Советской власти в земледелии - преобразования всей земледельческой промышленности на началах обобществления средств производства, товарищеского труда и национального ведения хозяйства, народный комиссариат земледелия оказывает сельскохозяйственным производительным коммунам всемерную помощь и поддержку, наравне с другими формами товарищеского хозяйства.
Ст. 62. Земля в пользование земледельческим коммунам отводится уездным земельным отделом из уездного и волостного земельного фонда, в соответствии с общими правилами о социалистическом землеустройстве.
Ст. 63. Если коммуна состоит из лиц, уже пользующихся участком земли (бывшие надельные, отрубные, хуторские и пр.), расположенные в разных местах, то уездные земельные отделы обязаны заменить эти участки одним общим участком, в потребном для коммуны количестве, по возможности в непосредственном соседстве с площадью земли, обрабатываемой другой коммуной или советским хозяйством.
Ст. 64. Инвентарь прежних частновладельческих, монастырских и церковных хозяйств, отводимых коммунам, может быть передан последним, если он не должен быть использован для нужд ближайших советских хозяйств.
Ст. 65. Если бывшее частновладельческое, монастырское или церковное хозяйство, которое должно быть передано коммуне, не может быть надлежащим образом обработано ее наличными трудовыми силами, то для ведения всего хозяйства объединяются две или несколько коммун одного района.
Ст. 66. Сельскохозяйственные производительные коммуны, как хозяйственные единицы, наравне с другими формами товарищеского землепользования, подчиняются контролю народного комиссариата земледелия, осуществляемому им непосредственно и через его местные органы.
Ст. 67. Сельскохозяйственная производительная коммуна при организации своего хозяйства обязана руководствоваться организационным планом сельского хозяйства, утвержденным для данного района народным комиссариатом земледелия или губернским земельным отделом.
Ст. 68. Средства и продукты производства сельскохозяйственных коммун подлежат на общих основаниях учету соответствующих органов.
Ст. 69. Все излишки производимых в хозяйстве сельскохозяйственной производительной коммуны нормированных продуктов подлежат на общих основаниях сдаче советским органам комитета продовольствия для распределения их в общегосударственном масштабе. Излишки же продуктов ненормированных должны сдаваться государственным или общественным организациям на основании особых правил, устанавливаемых народным комиссариатом продовольствия. Часть стоимости этих переданных коммуной органам снабжения излишков, определяемая постановлениями центральной или местной власти, засчитывается на погашение полученных коммуной от государства ссуд и на покрытие общегосударственных и местных расходов.
Ст. 70. Доходы, получаемые от коммунального хозяйства, должны расходоваться исключительно на улучшение и расширение хозяйства.
Ст. 71. Продукты хозяйства сельскохозяйственной производительной коммуны, предназначенные для ее потребления, могут быть обменены по требованию местного земельного отдела на продукты другого качества в том случае, если предназначенные для потребления хлеб и скот будут признаны годными к улучшению соответствующих сортов или пород в других товарищеских хозяйствах.
Ст. 72. Эксплуатация труда в целях извлечения прибыли (наемный труд) в коммуне воспрещается.
Ст. 73. Для исполнения работ, требующих специальных знаний, если в составе коммуны не имеется соответствующих специалистов, таковые могут быть приглашаемы через уездный или губернский земельный отдел.
Ст. 74. На время запашки, засева, жатвы и других спешных работ коммуна может привлекать к работе в качестве временных участников и других лиц, не состоящих членами коммуны.
Примечание. По мере указаний опыта вводятся правила, облегчающие переход временных участников в постоянные члены сельскохозяйственных производительных коммун.
Ст. 75. Условия труда и вознаграждение как специалистов, так равно и временных участников устанавливается губернскими земельными отделами по соглашению с губернским отделом труда.
Ст. 76. Специалисты и временные участники во время их работы в коммуне участвуют в решении дел ее с правом совещательного голоса и ни в каком случае не могут быть поставлены в худшие условия по сравнению с членами коммуны.
Ст. 77. Каждая сельскохозяйственная производительная коммуна обязана зарегистрироваться в уездном или губернском земельном отделе в порядке, указанном в особом положении о записи сельскохозяйственных производительных организаций.
Ст. 78. Сельскохозяйственные производительные коммуны с момента записи их получают право юридического лица.
Ст. 79. Сельскохозяйственные коммуны, расположенные в одном и том же хозяйственно - экономическом районе, объединяются в районные союзы коммун.
Ст. 80. Уездному земельному отделу предоставляется право объединить организующиеся коммуны в одну, две или несколько, если земли их смежны между собой или близко подходят друг к другу.
Примечание. Постановление настоящей статьи относится и к ранее организовавшимся коммунам.
Ст. 81. Коммуны для управления всеми делами избирают советы в составе 3-х или 5-ти лиц, представители которых - заведующие хозяйственной частью утверждаются уездными земельными отделами.
Ст. 82. Для достижения согласованности хозяйственных планов коммун с выработанными в данном районе для советских хозяйств губернские управления могут вводить представителя управления последних в состав советов ближайших коммун с правом совещательного голоса. Представители союзов коммун, также с правом совещательного голоса, входят в состав районных управлений советскими хозяйствами своего района.
Ст. 83. Каждая сельскохозяйственная производительная коммуна обязана вести культурно-просветительную работу в окрестных селениях и всеми мерами поддерживать бедноту в ее борьбе против кулацких элементов деревни, а также оказывать всемерную помощь соседним крестьянам в улучшении их хозяйства.
Ст. 84. Каждая коммуна обязана представлять местному земельному отделу отчет о своей хозяйственной деятельности, об израсходовании полученных ею ссуд и пособий и доводить до его сведения о каждом предполагаемом изменении плана хозяйства.
Ст. 85. В случае неисполнения требований, изложенных в ст. 84, коммуна может быть лишена дальнейшего права получения ссуд и пособий, а совет коммуны может быть привлечен к судебной ответственности.
Ст. 86. Члены рабочей коммуны ответственны перед народным комиссариатом земледелия за правильную постановку дела в хозяйстве и должны всемерно стремиться к охране интересов республики и всей массы трудящихся.
Ст. 87. Коммуна может добровольно прекратить свое существование и ликвидировать дела по постановлению общего собрания, утвержденного уездным земельным отделом.
Ст. 88. Сельскохозяйственные производительные коммуны могут быть распущены подлежащими органами Советской власти в случае несоответствия их организации с основными положениями Конституции РСФСР.
Ст. 89. Коммуна может быть распущена губернским или уездным земельным отделом в случае нарушения коммуной настоящего Положения или устава или неподчинения указаниям и распоряжениям народного комиссариата земледелия или местного губернского или уездного земельного отделов.
Ст. 90. Коммуна может обжаловать постановление уездного земельного отдела о роспуске по причинам, указанным в ст. 89, в губернский земельный отдел, который обязан в недельный срок со дня подачи жалобы рассмотреть ее и утвердить постановление уездного земельного отдела или отменить его, с передачей дела на новое рассмотрение уездного отдела.
Ст. 91. Решения губернского земельного отдела могут быть обжалованы в коллегию народного комиссариата земледелия, постановления которой являются окончательными и дальнейшему обжалованию не подлежат.
Ст. 92. Для ликвидации дел коммуны под председательством заведующего уездным земельным отделом образуется ликвидационная комиссия из представителей заинтересованной коммуны и заведующих, представителя местного объединения коммун и заведующего местным подотделом товарищеских хозяйств.
Ст. 93. Уездный земельный отдел обязан поддерживать хозяйства ликвидируемой коммуны, поручая земельное хозяйство товариществу или привлекая к работе временных участников, впредь до передачи его вновь организованной коммуне или до организации, взамен ликвидируемой коммуны, советского хозяйства.
Глава VIII. Об общественной обработке земли
Ст. 94. Общественная обработка земли производится целым обществом или отдельными группами членов общества путем совместного приложения труда и общего использования средств и орудий производства при запашке и засеве земель, уборке урожая и т.д.
Ст. 95. Общественная обработка организуется либо на всей площади земель, отведенных для данного общества, либо на отдельных ее частях.
Примечание. В обществах, члены которых остаются при единоличном пользовании распределенными землями, общественная обработка организуется: а) на землях, не распределенных между отдельными хозяйствами членов общества, б) на землях, остающихся не обработанными, по причине отсутствия, выбытия или смерти их пользователей и в) по постановлению Уездных Земельных Отделов на землях, смежных с обрабатываемыми или участками, остающимися свободными при распределении и не могущими быть использованными для советских хозяйств или производительных коммун.
Ст. 96. Переход к общественной обработке происходит по решению, принятому простым большинством членов общества, присутствующих на собрании.
Ст. 97. При несогласии большинства членов общества перейти к общественной обработке согласному на совместную обработку земли меньшинству по его требованию общество обязано выделить соответствующий по норме участок к одному месту. При несогласии общества такой отвод участков к одному месту производится в обязательном порядке уездным земельным отделом.
Примечание 1. Хозяйства, земли которых выделяются на основании настоящей статьи, составляют или артели и товарищества по совместной обработке земли или самостоятельные сельские общества.
Примечание 2. На земли, отведенные для совместной обработки, не распространяются постановления общества о переделах и о распоряжении землями, отведенными для всего общества; члены артелей и товариществ отнюдь не лишаются права участия в решении обществом его земельных дел.
Ст. 98. Общественная обработка выполняется равным обязательным участием в ней перешедших к таковой обработке членов общества, соответственно их трудоспособности.
Ст. 99. В случае невозможности, по независящим от члена общества или его семьи условиям, выполнить причитающуюся на их долю работу, выполнение последней раскладывается между всеми членами общества или их семьями.
Ст. 100. Замена трудового участия отдельных лиц или семей в общественной обработке путем найма ими вместо себя других лиц, в форме денежных взносов не допускается.
Ст. 101. На время запашки, засева, жатвы и других спешных работ товарищества, занимающиеся общественной обработкой, могут привлекать к работе в качестве временных участников лиц, преимущественно обычно не занятых сельскохозяйственным трудом, и в первую голову фабрично - заводских рабочих.
Ст. 102. Временные участники приглашаются целыми группами и только в крайнем случае по одиночке.
Ст. 103. Условия труда и вознаграждения временных участников устанавливаются Губернскими Земельными отделами, по соглашению с Губернским Отделом Труда.
Ст. 104. Временные участники общественной обработки во время их работы в товариществе участвуют в решении его дел с правом совещательного голоса.
Ст. 105. По мере указаний опыта вводятся правила, облегчающие переход временных участников в постоянные члены товариществ по общественной обработке.
Ст. 106. Вступление временных участников в число постоянных членов товарищества происходит по постановлению большинства его членов.
Ст. 107. Распределение общественной работы между участниками производится соответственно требованиям наиболее выгодного разделения труда и полного использования специальных навыков и знаний отдельных членов товарищества.
Ст. 108. Общественная обработка части земель выполняется как инвентарем, приобретенным в общественное пользование и составляющим инвентарный фонд общества, так и посредством инвентаря, принадлежащего отдельным членам товарищества. Товариществу предоставляется право принудительного использования инвентаря отдельных хозяйств, если он в них не может быть использован полностью.
Ст. 109. При распространении общественной обработки полностью на специально сельскохозяйственные угодья, весь инвентарь, обслуживающий эти угодья, переходит в общественное пользование или обращается в инвентарный фонд общества при переходе последнего к постоянной общественной обработке этих угодий.
Ст. 110. При переходе к полной и постоянной общественной обработке всех полевых и луговых угодий, все необходимые для того машины и орудия, имеющиеся в отдельных хозяйствах, обращаются в общественное распоряжение, с зачислением их в инвентарный фонд.
Ст. 111. Рабочий скот отдельных хозяйств, при переходе к общественной обработке, в первую очередь используется для общественных работ и только во вторую очередь для обслуживания нужд отдельных хозяйств. При возможности обеспечить достаточно бережливым и заботливым уходом рабочий скот отдельных хозяйств, перешедших к общественной обработке в размере, необходимом для выполнения общественных работ, он может быть переведен в полное распоряжение товарищества, с зачислением в инвентарный фонд.
Ст. 112. При обобществлении всех орудий, машин и рабочего скота или при недостатке их в отдельных хозяйствах, обработка огородных или других участков, оставшихся в частном пользовании, как равно и выполнение других хозяйственных нужд отдельных хозяйств производится общественным инвентарем, когда таковой оказывается свободным от общественных работ.
Ст. 113. За частное пользование общественным инвентарем с зажиточных земледельцев взимается устанавливаемая обществом особая плата, поступающая в инвентарный фонд. Беднейшее население пользуется инвентарем бесплатно.
Ст. 114. Упомянутый в предшествующих статьях настоящей главы общественный инвентарный фонд образуется:
а) из инвентаря, отчуждаемого по постановлению товарищества от отдельных хозяйств, как входящих в данное товарищество, так и соседних к ним, вследствие неиспользования или неполного использования его в этих хозяйствах;
б) из инвентаря и скота, поступающего в распоряжение товарищества при переходе его к полной общественной обработке;
в) из денежных взносов отдельных хозяйств;
г) из отчислений сумм, вырученных от сбыта продуктов общественной обработки;
д) из инвентаря или денежных сумм на его покупку, предоставляемых органами власти;
е) из добровольных взносов деньгами или натурой членов товарищества и других лиц;
ж) из других возможных поступлений.
Ст. 115. Отчуждение инвентаря, в порядке предшествующей ст. 113, от зажиточных земледельцев, производится бесплатно, а от средних трудовых и беднейших земледельцев за плату, определяемую товариществом, но не превышающую, однако, твердых цен на отчуждаемые предметы. Временное пользование инвентарем, принадлежащим отдельным членам, может быть соответственно оплачиваемо по постановлению товарищества.
Ст. 116. Распоряжение инвентарным фондом принадлежит общему собранию членов товарищества, которое устанавливает порядок его образования, содержания и пользования им.
Ст. 117. Ремонт инвентаря, используемого при общественной обработке, производится за счет товарищества.
Ст. 118. В случае прекращения общественной обработки, инвентарный фонд не может быть распределен между членами товарищества без особого на то разрешения Уездного Земельного Отдела. При отсутствии такового разрешения, пользование инвентарем осуществляется на началах организации общественных прокатных пунктов.
Ст. 119. Необходимый для обсеменения общественно - обрабатываемых земель, семенной материал составляется по раскладке товарищества из взносов отдельных хозяйств натурой или деньгами для приобретения улучшенных семян. Из сбора урожаев, снятых с совместно обрабатываемых полей, производятся отчисления в семенной запас.
Ст. 120. Для восстановления и увеличения плодородия почвы совместно обрабатываемых полей, устанавливается обязательная возка удобрения, как принадлежащего товариществу, так и из отдельных хозяйств, в порядке, определяемом товариществом.
Ст. 121. В целях применения искусственных удобрений образуется особый фонд для приобретения таковых, как из отчисления части доходов по сбыту продуктов совместно обрабатываемых полей, так и из взносов отдельных хозяйств по раскладке Товарищества.
Примечание. Все постановления товарищества, упоминаемые в ст. ст. 113, 115, 116, 119, 120 и 121, нуждаются в утверждении Уездного Земельного Отдела.
Ст. 122. При переходе к общественной обработке разрабатывается общий хозяйственный план ее, определяющий систему севооборота, разбивку на клинья предназначаемого к обработке участка, род и характер посевов, порядок удобрений и т.д.
При раскладке взноса на семенной материал и для приобретения искусственных удобрений (ст. 120 и 121) большая часть взносов возлагается на зажиточных крестьян, меньшая на крестьян среднего достатка, и совсем освобождаются от взносов или участвуют в них в самой малой доле беднейшие крестьяне.
Ст. 123. В хозяйственном плане, в случае необходимости, предусматривается подразделение товарищества на группы, совместно выполняющие ответственные работы.
Ст. 124. Из урожая, снятого с общественно - обрабатываемых земель, делаются отчисления: в первую очередь отчисляется в семенной запас часть, необходимая для последующих посевов; затем на содержание общественного скота, на покрытие расходов по ремонту и замене пришедших в негодность орудий новыми и на пополнение скота.
Ст. 125. За вычетом указанных в ст. 124 отчислений из собранного от общественной обработки всех земель общества урожая из оставшейся части наделяются все хозяйственные общества, как продуктами личного потребления, так и кормом для скота по продовольственным нормам, устанавливаемым законами Республики.
Ст. 126. Весь остаток урожая нормированных продуктов, по отчислении в семенной запас и на удовлетворение указанных в ст. ст. 123, 124, и 125 потребностей товарищества и его членов, сдается в Продовольственные органы.
Ст. 127. Суммы, вырученные от сдачи нормированных продуктов в продовольственные органы (ст. 126), а равно и за ненормированные продукты, полученные с совместно - обрабатываемых полей, распределяются между членами товарищества на основаниях, определяемых постановлением товарищества о переходе к общественной обработке.
Ст. 128. Доходы, получаемые с земель, поступивших под общественную обработку в целях покрытия специальных расходов общества (на покрытие государственных и местных сборов, общественных потребностей и т.д.), могут поступить в распределение не иначе, как с разрешения уездного земельного отдела.
Ст. 129. Постановление общества о частичной или полной общественной обработке земли должно определять: а) площадь, на которую распространяется общественная обработка, б) содержание и круг совместно выполняемых работ, в) способы обеспечения мертвым и живым инвентарем, которым будет производиться обработка, с указанием условий, на которых в случае надобности будет применяться частный инвентарь, г) способы обеспечения семенным материалом, д) порядок применения рабочей силы, е) состав и пределы ведения комитета общественной обработки, ж) прочие положения, необходимые по местным условиям для успешного осуществления общественной обработки.
Ст. 130. Постановление товарищества о переходе к общественной обработке сообщается в уездный земельный отдел, которым и записывается в особую книгу.
Ст. 131. Товариществу предоставляется право принимать принудительные меры и налагать денежные трудовые взыскания по отношению к нерадивым при общественной обработке членам товарищества, сообразно со степенью сознательности и нарушения общественного интереса, вплоть до исключения из товарищества с переходом сельскохозяйственного инвентаря нарушителя в общественный инвентарный фонд.
Ст. 132. Для непосредственного руководства общественной обработкой, собранием товарищества избирается комитет общественной обработки в составе не менее чем 3-х членов, считая в том числе председателя, его товарища и секретаря.
Ст. 133. Комитет общественной обработки действует под контролем уездного земельного отдела в полном соответствии с его распоряжением и с постановлениями общего собрания товарищества. На его обязанности лежит: а) общее руководство работами, б) назначение на работы отдельных лиц и распределение работы между хозяйствами, в) надзор над выполнением работ, г) принятие мер по обеспечению товарищества семенами, инвентарем, скотом и проч., д) определение порядка удобрения полей, е) заведывание инвентарным фондом и запасом семян, ж) разработка ежегодных смет доходов и расходов, з) составление ежегодных отчетов о своей деятельности, и) другие задачи, возлагаемые на комитет постановлениями общего собрания товарищества и уездного земельного отдела.
Ст. 134. Комитету принадлежит право понуждения и наложения денежных и трудовых взысканий за невыполнение отдельными членами установленного им порядка выполнения работы в пределах, устанавливаемых товариществом.
Глава IX. О поощрении и содействии трудовым сельскохозяйственным объединениям
Ст. 135. На народный комиссариат земледелия и его органы возлагается обязанность оказывать всяческое содействие сельскохозяйственным производительным коммунам, товариществам и обществам, перешедшим к общественной обработке земли, трудовым артелям, и другим сельскохозяйственным объединениям, как снабжением их семенами, орудиями, скотом, так и всеми видами агрономической и культурно - технической помощи.
Ст. 136. Губернскому земельному отделу предоставляется право по соглашению с губернскими продовольственными комитетами увеличивать кормовые нормы для скота сельскохозяйственных объединений (советские хозяйства, коммуны, товарищества по общественной обработке), перешедших к улучшенным способам ведения хозяйства.
Ст. 137. Как при выдаче ссуд из миллиардного фонда, декрет от 2 ноября 1918 г. (Собр. Узак., 1918, № 81, ст. 856), так и при распределении сельскохозяйственных машин, скота и т.п. преимущество отдается тем объединениям, которые осуществили наиболее полное обобществление сельскохозяйственного труда и отличаются лучшей организацией своего хозяйства.
Ст. 138. За особо правильную постановку хозяйства и достигнутые успехи в смысле поднятия производительности, народным комиссариатом земледелия могут назначаться премии как работникам советских хозяйств, так и коммунам, товариществам по общественной обработке и иным объединениям.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
Я. СВЕРДЛОВ
Народный комиссар земледелия
СЕРЕДА[3]
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
В. АВАНЕСОВ
Декрет СНК об увеличении посевной площади. 17.1.1920 г.
В целях увеличения посевной площади на 1920 год Совет Народных Комиссаров постановляет:
1. Все земли, пригодные для посевов хлебов и не находящиеся в настоящее время в пользовании отдельных лиц или коллективных хозяйств, поступают в распоряжение государства для организации на них посевов хлебов. Из указанного фонда земли могут предоставляться в личное или коллективное пользование в 1920 г. только с разрешения народного комиссариата земледелия и его местных органов.
2. Поля, находящиеся в пользовании отдельных лиц и коллективных хозяйств (коммун, трудовых товариществ и артелей) и не могущие быть засеянными в 1920 году, причисляются временно к фонду земель для государственного посева хлебов.
3. На указанных в статьях 1 и 2 землях за счет государства организуется в 1920 г. посевная площадь, весь урожай от которой поступает в распоряжение Народного Комиссариата Продовольствия.
Примечание. Из урожая с указанных выше земель в первую очередь удовлетворяются продуктами продовольствия фабрично-заводские рабочие.
4. Руководство и проведение мероприятий по организации посевной площади поручается комитету посевной площади при народном комиссариате земледелия.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Секретарь
С. БРИЧКИНА
Декрет СНК о переделах земли. 30.4.1920 г.
Признавая, что производящиеся в настоящее время частые и бесхозяйственные земельные переделы неизбежно сопровождаются понижением производительности сельского хозяйства, препятствуют правильной и интенсивной обработке и удобрению полей и создают в отдельных крестьянских хозяйствах неуверенность в использовании их трудовых затрат по хозяйству, Совет Народных Комиссаров постановил:
1) Производство полных и частичных переделов пахотных земель в сельских обществах с общинной формой землепользования допускается только с разрешения местных земельных органов.
Примечание. Полными переделами пахотных земель считаются такие переделы, которые сопровождаются перераспределением всей земли в целях качественного и количественного уравнения землепользования членов сельского общества, частичными переделами считаются такие переделы, которые сопровождаются перераспределением земель отдельных хозяйств данного сельского общества, не затрагивая при этом землепользования большинства членов его.
2) Производство полных переделов воспрещается впредь до завершения землеустроительных работ в порядке Положения о Социалистическом Землеустройстве (Собр. Узак., 1919, № 4, ст. 43) и Инструкции по его применению (Собр. Узак., 1919, № 39 - 40, ст. 384) в тех сельских обществах, где переделы были произведены в течение 1918 и 1919 гг. в связи с временным распределением земельного фонда.
3) Полные переделы пахотных земель в целях уравнения землепользования могут разрешаться уездными земельными отделами по истечении сроков, установленных губернскими земельными отделами. Устанавливаемые губернскими земельными отделами сроки, однако, не могут быть менее времени, потребного для трехкратного (с момента последнего передела) чередования принятого в данном сельском обществе севооборота.
4) Производство досрочных (до истечения установленных ст. ст. 2 и 3 настоящего декрета сроков) полных переделов пахотных земель может быть допущено в тех случаях, когда существующее распределение пахотных земель между отдельными хозяйствами в данном сельском обществе не равномерно и задерживает развитие сельского хозяйства, а именно:
а) когда в порядке землеустройства изменилась (увеличилась или уменьшилась) общая площадь землепользования данного сельского общества (произведен выдел земли коммунам, артелям и т.п. или произведен обмен земель в целях уничтожения чересполосицы и дальноземелья и т.д.) и если при этом не окажется возможным упорядочить землепользование отдельных хозяйств сельского общества без коренного передела пахотных земель;
б) когда данное сельское общество переходит к многопольному севообороту или желает произвести полный передел с целью уничтожения мелкополосицы и перехода к широким полосам (1 - 3 полосы в каждом поле севооборота);
в) когда сельское общество желает обратить часть находящихся в их пользовании земель под общественную обработку для организации того или иного общественного предприятия, производства коренных улучшений земельных угодий и т.п.
5) Ходатайства о разрешении производства полных переделов возбуждаются сельскими советами по приговору, составленному большинством 2/3 членов общества землепользователей, обладающих избирательными правами по Конституции Р.С.Ф.С.Р. Ходатайства о частичных переделах возбуждаются заинтересованными в них лицами через сельские советы или этими последними непосредственно.
6) Производство полных переделов пахотных земель допускается с разрешения уездного земельного отдела, который обязан рассмотреть ходатайство сельского общества о полных переделах в 14-дневный срок со дня подачи ходатайства в уездный земельный отдел. Действия уездного земельного отдела могут быть обжалованы через уездный земельный отдел.
7) Производство частичных переделов земель допускается с разрешения волостного земельного отдела, который обязан ходатайство о частичном переделе рассмотреть в семидневный со дня подачи срок. Действия волостного земельного отдела могут быть обжалованы в уездный земельный отдел через волостной земельный отдел в 14-дневный срок.
8) Частичные переделы пахотных земель могут разрешаться волостным земельным отделом в случаях:
а) когда сельский совет желает увеличить землепользование отдельных хозяйств или желает предоставить землю в пользование вновь организующихся хозяйств из состоящей в распоряжении общества не распределенной и не подвергающейся общественной обработке земли (выморочные участки, доли умерших членов сельского общества и т.п.);
б) когда сельский совет желает отобрать у отдельных землепользователей излишки состоящей в их пользовании сверх трудовой нормы данного района земли;
в) когда сельский совет желает отобрать во исполнение ст. 10 настоящего декрета часть или всю предоставленную в пользование земельного хозяйства землю вследствие уклонения его пользователя от удобрения своего участка.
9) Всякие земельные переделы внутри сельских обществ должны производиться с соблюдением действующих в Советской Республике законодательных актов о земле.
10) Землепользователи, умышленно уклоняющиеся в ожидании земельных переделов от унавоживания состоящих в их пользовании участков полевых земель при наличии неиспользованного навозного удобрения, лишаются права дальнейшего пользования всей или частью предоставленной им земли по решению сельского совета или по постановлению местных земельных органов (уездных и волостных).
11) Участки пахотных земель (полосы) отдельных хозяйств, подвергавшиеся правильной обработке и удобрению, при производстве частичных переделов земли в сельских обществах в порядке настоящего декрета должны предоставляться по преимуществу в пользование тех же хозяйств.
12) На местные земельные отделы возлагается обязанность наблюдать за тем, чтобы земельные переделы производились хозяйственно-целесообразно и в соответствии с требованиями настоящего декрета и обязаны приостанавливать уже разрешенные переделы, если последние производятся сельскими обществами без соблюдения этих условий (создают чересполосицу и мелкополосицу и т.п.)
13) Всякие переделы пахотных земель в сельских обществах, производящиеся по издании настоящего декрета без разрешения на то подлежащего земельного отдела или с несоблюдением требований этого декрета, признаются недействительными, и виновные в них лица и учреждения подлежат ответственности по суду.
Привлечение виновных к ответственности возлагается на соответствующие органы земельного управления.
14) Народному комиссариату земледелия предоставляется право издавать в развитие и дополнение настоящего декрета инструкции и другие распоряжения.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Секретарь Совета Народных Комиссаров
Л. ФОТИЕВА
Декрет ВЦИК и СНК об увеличении размера землепользования в трудовых хозяйствах. 27.5.1920 г.
В целях развития производительности сельского хозяйства Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров в изменение ст. 25 декрета о социализации земли (Собр. Узак., 1918, № 25, ст. 346), ст. 10 Положения о социалистическом землеустройстве (Собр. Узак., 1919, № 4, ст. 43) и ст. 44-46 Инструкции по его применению (Собр. Узак., 1919, № 39-40, ст. 384), постановили:
1. В пользование трудового населения, ведущего интенсивное земледельческое хозяйство (хозяйства с многопольными севооборотами, с промышленными культурами, как-то: лен, сахарная свекла, табак и т.п., а также хозяйства, где произведено коренное улучшение земельных угодий), оставляется все то количество земли, которое находится в его фактическом пользовании и обрабатывается силами самого хозяйства без применения наемного труда, хотя бы это количество земли было выше установленных для данного района норм наделения землею.
2. Указанное в статье 1 настоящего декрета увеличение размера землепользования, может быть применено по особым постановлениям губернских земельных отделов также и к тем хозяйствам, которые перейдут к многопольному севообороту и возделыванию промышленных культур или произведут коренные улучшения земли.
3. Допускаемое статьями 1 и 2 настоящего декрета увеличение размера землепользования распространяется на все трудовые земледельческие хозяйства, без различия форм их землепользования (общинная, товарищеская, отрубная, хуторская и т.п.).
4. Действие настоящего декрета не распространяется на районы, где землеустроительные работы по отводу земель волостям и внутриволостному разверстанию уже закончены путем проведения границ в натуре.
5. Народному комиссариату земледелия предоставляется право издавать в развитие и дополнение настоящего декрета соответствующие распоряжения.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
М. КАЛИНИН
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
Постановление VIII Всероссийского Съезда Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов о мерах укрепления и развития крестьянского и сельского хозяйства. 23.12.1920 г.
Победоносная, но тяжелая борьба рабочих и крестьян с российскими и иноземными помещиками, кулаками и капиталистами потребовала великих жертв от крестьянского трудового хозяйства. Оно терпело разорение от грабежа белогвардейцев. Они страдало от мобилизации работников и лошадей для Красной Армии, защитницы рабоче-крестьянской свободы.
Оно получило слишком мало машин, кос, железа, гвоздей и пр. с фабрик и заводов, разоренных Колчаком и Деникиным, лишенных ими угля и сырья. Привоз из-за границы необходимых для крестьянства товаров был остановлен иностранными помещиками и капиталистами. Несмотря на все усилия рабоче-крестьянской власти и все ее заботы о трудящемся крестьянстве, засевы в последние годы сократились, обработка земли ухудшилась, животноводство пришло в упадок.
Усилиями героической Красной армии последний опасный внутренний враг, генерал Врангель[4], уничтожен. Натиск внешнего врага на время ослабел. Советская власть вновь обращает главное свое внимание на мирное строительство и в первую очередь на укрепление и развитие крестьянского сельского хозяйства.
Признавая сельское хозяйство важнейшей отраслью хозяйства республики, возлагая на все органы советской власти обязанность усиленной всесторонней помощи крестьянскому земледелию, рабоче-крестьянская власть объявляет в то же время правильное ведение земледельческого хозяйства великой государственной обязанностью крестьянского населения.
Требуя напряжения всех сил государства для помощи крестьянскому хозяйству живым и мертвым инвентарем, устройством ремонтных мастерских, прокатных и зерноочистительных пунктов, семенным материалом, удобрениями, указаниями агрономов и пр., рабоче-крестьянская власть одновременно требует от всех земледельцев полного засева полей по заданию государства и правильной их обработки по примеру лучших, наиболее старательных хозяев середняков и бедняков.
Постигший в 1920 г. страну неурожай, а также угрожающая по некоторым указаниям науки и другим признакам засуха в 1921 г. вызывает необходимость особого напряжения сил и особенно дружной работы для подготовки и проведения сельскохозяйственной кампании в 1921 году по единому плану и под единым руководством.
Принимая все это во внимание, Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов постановляет:
1) Для всесторонней помощи крестьянскому хозяйству, сосредоточения всех средств и сил в этом направлении и для руководства сельскохозяйственной кампанией образовать в губерниях, уездах (районах) и волостях комитеты по расширению посевов и улучшению обработки земли – посевкомы, в составе не более 5 лиц, при обязательном представительстве крестьянского населения. Посевком не создает своего технического аппарата, а действует только через земельный отдел. Постановления о правах, обязанностях, круге деятельности и составе посевкомов в недельный срок со дня принятия настоящего Постановления вырабатываются народным комиссариатом земледелия по соглашению с народным комиссариатом продовольствия и утверждаются Всероссийским центральным исполнительным комитетом.
2) Для предварительного рассмотрения намечаемых посевкомами общих мероприятий учредить в губерниях и уездах при посевкомах сельскохозяйственные советы, в которые входят: члены посевкома, представители советских отделов и учреждений, в том числе опытных учреждений Народного Комиссариата Земледелия, и представители крестьянских комитетов по улучшению сельского хозяйства, избираемые на сездах или конференциях.
3) В целях наибольшего развития самодеятельности масс трудящегося крестьянства в работе по укреплению и развитию сельского хозяйства образовать при сельских советах под председательством председателя сельского совета крестьянские комитеты по улучшению сельскохозяйственного производства, избираемые сельскими обществами.
Инструкции о правах, обязанностях, круге деятельности, составе и порядке избрания с.-х. советов и комитетов по улучшению с. х., а также о порядке выборов последних в недельный срок вырабатываются народным комиссариатом земледелия и утверждаются Всероссийским центральным исполнительным комитетом.
4) Вменить в обязанность посевкомам и земельным отделам с участием комитетов по улучшению с.х.: а) принять меры к поднятию советских и коллективных хозяйств, сделав их опорными пунктами всесторонней помощи крестьянскому земледелию; б) довести до наибольшего количества и привести в образцовое состояние все учреждения, оказывающие помощь крестьянскому хозяйству (ремонтные мастерские, прокатные пункты, зерноочистительные пункты, случные пункты и пр.); в) организовать правильное использование усовершенствованного с.-х. инвентаря, в частности, тракторов, а также переброску красноармейской и трудармейской рабочей силы для содействия уборке и обработке полей; г) содействовать улучшению с.-х. образования и постановке широкой с.-х. производственной пропаганды.
Примечание. Помощь крестьянскому хозяйству, оказываемая государственными учреждениями согласно настоящей статье, является бесплатной.
5) Обязать Совет народных комиссаров в кратчайший срок издать постановление об оказании помощи крестьянскому хозяйству всеми ведомствами, в том числе высшим советом народного хозяйства - по развитию ремонтного дела, снабжению мастерских материалами, орудиями и инструментами и по расширению с.-х. машиностроения и производства минеральных удобрений, считая эти задачи ударными и первоочередными; Всероссийским центральным советом профессиональных союзов – по обеспечению земельных работников производственной одеждой; народным комиссариатом внешней торговли – по закупке машин и орудий, семян и удобрения, препаратов по борьбе с вредителями и пр.; народным комиссариатом продовольствия – по обеспечению продовольствием ремонтных мастерских и заводов и всех учреждений народного комиссариата земледелия; Главным комитетом по всеобщей трудовой повинности и народным комиссариатом по военным делам – по снабжению сельскохозяйственной и работающей на сельское хозяйство промышленности рабочей силой (обученной и необученной), а также путем предоставления лошадей из конского запаса; народным комиссариатом просвещения – по улучшению сельскохозяйственного образования и постановке с.-х. производственной пропаганды.
6) В целях поддержания мерами государственной власти стремления лучших хозяев расширить площади засева, объявить государственной повинностью обсеменение площади земли, устанавливаемой государственным планом посева.
7) Выработку общегосударственного плана обязательного посева возложить на народный комиссариат земледелия по соглашению с народным комиссариатом продовольствия, высшим советом народного хозяйства, при участии центрального статистического управления, план представить на утверждение Совета народных комиссаров не позднее 15 января 1921 года. На местах этот план должен быть получен не позднее 20 января.
Установление планов засева по уездам, волостям и селениям в пределах общегосударственного плана возложить на губернские комитеты по расширению посевов и улучшению обработки земли, уездные комитеты по расширению посевов и улучшению обработки земли и волостные комитеты по расширению посевов и улучшению обработки земли, причем планы предварительно обсуждаются на специальных съездах.
8) Проведение в жизнь планов обязательного засева возложить на волостные комитеты по расширению посевов и улучшению обработки земли и сельские советы при участии комитетов по улучшению с. х. под руководством и контролем уполномоченных комитетами по расширению посевов и улучшению обработки земли, а также агрономов и инструкторов. Инструкцию о порядке выработки плана засева и проведения его в жизнь составить народному комиссариату земледелия по соглашению с народным комиссариатом продовольствия и представить на утверждение Совета народных комиссаров одновременно с планом обязательного засева.
9) В целях полного обсеменения площади ярового и озимого клина в 1921 г. и предотвращения спекуляции семенами и потравы семян нерадивыми хозяевами, объявить запасы семян, находящиеся у земледельцев в потребном для хозяйства количестве, неприкосновенным семенным фондом и принять меры к охране семенного фонда и к внутригубернскому распределению семян.
10) Порядок и способы по обеспечению семенами площади ярового и озимого клина и сохранению семян устанавливаются в зависимости от местных условий губернскими съездами комитетов по расширению посевов и обработки земли, земельных отделов и продовольственных органов при участии агрономического персонала. Мерами по созданию семенного фонда и сохранению семян для полного засева могут быть:
а) семенная разверстка;
б) ссыпка или складка семян в мешках с пометкой владельцев в общественные амбары под ответственностью сельских обществ, сельских советов и волостных Исполнительных Комитетов;
в) перераспределение семян;
г) объявление находящихся у земледельца запасов семян на дому неприкосновенным семенным фондом со взятием от домохозяев расписок-обязательств о сохранении семян и т.п.
11) Поручить народному комиссариату продовольствия по соглашению с народным комиссариатом земледелия при участии центрального статистического управления к 15 января 1921 г. выработать и представить на утверждение Совета народных комиссаров погубернские задания по заготовке семян, включаемых в неприкосновенный фонд.
Инструкцию о порядке и способах создания семенных фондов и сохранения семян для полного засева выработать народному комиссариату продовольствия по соглашению с народным комиссариатом земледелия в недельный срок и представить на утверждение Совета народных комиссаров.
12) В целях поддержания мерами государственной власти стремления лучших хозяев улучшить обработку земли, предоставить губернским комитетам по расширению посевов и улучшению обработки земли, под руководством и контролем народного комиссариата земледелия, издавать обязательные правила, касающиеся основных приемов механической обработки полей и улучшения лугов, производства посевов и способов сохранения естественного плодородия почвы.
13) Правила, предусмотренные в § 12, устанавливаются после предварительного обсуждения таковых съездами крестьянских комитетов по улучшению сельского хозяйства, при участии представителей волостных исполнительных комитетов, волостных земельных отделов, агрономов и уполномоченных комитетов по расширению и улучшению обработки земли.
14) Правила, предусмотренные § 12, должны быть строго согласованы с почвенными, климатическими и хозяйственными условиями каждой местности, в соответствии с данными опытных учреждений. В основу правил кладутся хозяйственные приемы, общепринятые агрономией, подтвержденные местным опытом и преимущественно применяемые старательными земледельцами. Воспрещается вводить правила и требования: 1) вызывающие коренную ломку крестьянского хозяйства, если таковые вводятся не по предложению волостных съездов или если государство не обеспечивает данную местность улучшенными орудиями и средствами производства; 2) требования, трудноисполнимые для хозяйства среднего достатка, и 3) требования, связанные с риском.
15) Правила, предусмотренные § 12, вводятся в жизнь волостными комитетами по расширению посевов и улучшению обработки земли и сельскими советами совместно с уполномоченными комитетов по расширению посевов и улучшению обработки земли и агрономами, при участии крестьянских комитетов по улучшению сельского хозяйства. Инструкция, определяющая порядок издания и проведения в жизнь обязательных правил, вырабатывается в месячный срок народным комиссариатом земледелия и утверждается Советом народных комиссаров.
16) В целях обработки и обсеменения земель маломощных и красноармейских хозяйств, вменить в обязанность волостным комитетам по расширению посевов и улучшению обработки земли и сельским советам с участием крестьянских комитетов по улучшению сельского хозяйства устанавливать в селениях правильное использование живого и мертвого инвентаря путем трудовой взаимопомощи крестьян. Инструкция о порядке использования вырабатывается народным комиссариатом земледелия в двухнедельный срок и утверждается Советом народных комиссаров.
17) В целях поощрения сельских обществ и других сельскохозяйственных объединений, а также домохозяев, выделяющихся хозяйственной старательностью и достигающих наибольших успехов путем точного выполнения планов засева и правил улучшенной обработки земли, установив особые премии: а) путем преимущественного снабжения средствами и орудиями производства, а также предметами широкого потребления; б) путем повышения нормы продовольственных продуктов, оставляемых у хозяев при проведении продовольственной разверстки; в) путем предоставления льгот при выполнении других повинностей.
Примечание. 1) Премирование отдельных домохозяев должно быть поставлено на второй план по сравнению с премированием целых обществ и коллективов; 2) премировать отдельных хозяев только при строжайшем соблюдении того условия, что отдельные хозяева достигли хозяйственных успехов без малейшего применения кулаческих приемов; 3) премировать отдельных домохозяев знаками отличия, предметами личного потребления, домашнего обихода и т.п., средствами же производства - лишь при непременной гарантии, что они не будут использованы как орудия превращения хозяина в кулака.
Инструкция о порядке премирования за хозяйственную старательность вырабатывается Народным Комиссариатом Продовольствия, по соглашению с Народным Комиссариатом Земледелия, в месячный срок и утверждается Советом Народных Комиссаров.
18) В развитие настоящего Постановления Совет Народных Комиссаров издает необходимые декреты и распоряжения, а также устанавливает изъятия из настоящего Постановления для местностей, где проведение его в жизнь представляется несвоевременным или нецелесообразным.
Декрет ВЦИК о комитетах по укреплению и развитию крестьянского сельского хозяйства. 10.1.1921 г.
I
1. Для всесторонней помощи крестьянскому хозяйству, сосредоточения всех средств и сил в этом направлении и для руководства сельскохозяйственной кампанией учреждаются в губерниях, уездах (районах) и волостях комитеты по расширению посевов и улучшению обработки земли - Посевкомы.
II. Губернские комитеты (губпосевкомы)
2. В состав губпосевкомов входят:
а) Уполномоченный Всероссийского центрального исполнительного комитета, если таковой командируется в губернию.
б) Председатель губернского исполнительного комитета.
в) Заведующий губернским земельным отделом.
г) Губернский комиссар по продовольствию.
д) Один представитель от крестьянских комитетов по улучшению сельского хозяйства.
Примечание. Председательствует в Губпосевкоме уполномоченный Всероссийского центрального исполнительного комитета, если таковой командируется в губернию, или, в случае отсутствия его, председатель губернского исполнительного комитета.
3. В круг ведения губпосевкомов входят:
а) разработка плана обязательного засева и установление площадей засева охранных культур для всей губернии и для каждого уезда в отдельности;
б) распоряжение семенным фондом, который образуется продовольственными органами, согласно § 10-го декрета;
в) утверждение поволостных планов обязательного засева, представляемых упосевкомами;
г) издание под руководством и контролем народного комиссариата земледелия обязательных правил, касающихся основных приемов механической обработки полей и улучшения лугов, производства посевов и способов сохранения естественного плодородия почвы;
д) принятие мер к улучшению и развитию советских и коллективных хозяйств и скорейшему превращению их в опорные пункты для всесторонней помощи крестьянскому земледелию;
е) доведение до наибольшего количества и приведение в образцовое состояние всех учреждений, оказывающих помощь крестьянскому хозяйству: ремонтных мастерских, прокатных пунктов, зерноочистительных пунктов, случных пунктов, технических предприятий по переработке сырья крестьянских хозяйств и т.п.;
ж) организация правильного использования усовершенствованного сельскохозяйственного инвентаря, в частности тракторов, и упорядочение снабжения крестьянских хозяйств инвентарем;
з) организация планомерного использования рабочей силы красноармейских и трудармейских частей, продовольственных и уборочных рабочих отрядов;
и) организация государственного засева фондовых или пустующих земель;
к) усиление аппарата земельных отделов путем целесообразного использования как всех имеющихся в распоряжении земельного отдела, так и командируемых народным комиссариатом земледелия и местными организациями сил;
л) содействие улучшению сельскохозяйственного образования;
м) организация широкой политической и сельскохозяйственной производственной пропаганды, причем к этой работе губпосевкомы привлекают профессиональные союзы, культурно-просветительные и другие организации;
н) рассмотрение ходатайств и жалоб крестьянского населения по вопросам, касающимся проведения сельскохозяйственной кампании;
о) присуждение премий сельским обществам и другим сельскохозяйственным объединениям, а также отдельным домохозяевам, выделившимся своей хозяйственной старательностью и энергией и достигшим наибольших успехов в выполнении планов обязательного засева и правил улучшенной обработки земли;
п) представление своевременной и полной отчетности народному комиссариату земледелия и губернскому исполнительному комитету по формам и в сроки, ими устанавливаемые.
4. Все распоряжения губпосевкомов в пределах их круга ведения, касающиеся сельскохозяйственной кампании, обязательны для всех отделов губернского исполнительного комитета и подлежат безусловному выполнению. В случае несогласия с каким-либо распоряжением губпосевкома, председатель губернского исполнительного комитета имеет право перенести вопрос на разрешение губернского исполнительного комитета, решение которого обязательно для губпосевкома.
5. Губпосевком имеет право привлекать к ответственности и передавать суду через губернский исполнительный комитет всех должностных лиц в случае их дезорганизующего вмешательства в работу по проведению сельскохозяйственной кампании.
6. Губпосевком своего аппарата не имеет и в своей работе пользуется аппаратом губернского земельного отдела.
III. Уездные комитеты (упосевкомы)
7. В состав упосевкомов входят:
а) Уполномоченный губпосевкома, если таковой командируется в уезд.
б) Председатель уездного исполнительного комитета.
в) Заведующий уездным земельным отделом.
г) Уездный комиссар по продовольствию.
д) Один представитель сельских комитетов по улучшению сельского хозяйства.
Примечание. Председательствует в упосевкоме уполномоченный губпосевкома, если таковой посылается в уезд, или, в случае отсутствия, председатель уездного исполнительного комитета.
8. Задачами упосевкомов являются:
а) установление по заданиям губпосевкома планов обязательного засева и площадей охранных культур по каждой волости уезда и представление их на утверждение губпосевкома;
б) осуществление в пределах уезда всех мероприятий по укреплению сельского хозяйства и расширению площади посева, проведение которых в масштабе губернии возложено на губпосевком;
в) проведение в жизнь всех заданий губпосевкома как по выполнению плана посева, так и по всемерной помощи крестьянскому хозяйству;
г) представление своевременной и полной отчетности губпосевкомам и уездным исполнительным комитетам.
9. Упосевкомы ведут свою работу в уезде на тех же основаниях, какие установлены для губпосевкомов в губернии.
IV. Волостные комитеты (волпосевкомы)
10. Волпосевкомы организуются в составе:
а) уполномоченного упосевкома, председателя волпосевкома;
б) председателя волостного исполнительного комитета;
в) заведующего волостным земельным отделом;
г) одного представителя сельских комитетов по улучшению сельского хозяйства, избираемого волостным сездом этих комитетов.
11. На волпосевкомы возлагается:
а) учет размера посевной площади, семян, рабочей силы и инвентаря всех хозяйств волости;
б) установление по заданиям упосевкома планов обязательного засева и площадей охранных культур для каждого сельского общества и представление их на утверждение упосевкома;
в) руководство проведением в жизнь сельскими обществами планов обязательного засева и правил о лучшей обработке земли, издаваемых губпосевкомами;
г) обсуждение мероприятий по наилучшему использованию советских хозяйств и коллективных хозяйств в деле помощи крестьянскому хозяйству и представление заключений по этому вопросу в упосевком;
д) организация мирской и государственной помощи семьям красноармейцев, маломощным домохозяевам в выполнении ими плана обязательного засева;
е) представление своевременной и полной отчетности упосевкому и волисполкому.
12. Волпосевком своего аппарата не создает и свою работу ведет через волостной земельный отдел.
13. Волпосевкомы обязаны не реже одного раза в месяц созывать волостные съезды крестьянских комитетов по улучшению сельского хозяйства в целях их инструктирования, а также заслушания отчетов об их работе.
14. Все важнейшие мероприятия по проведению сельскохозяйственной кампании в волости, как например установление поселенного плана засева, перераспределение семян, проведение правил о лучшей обработке земли, трудовые мобилизации для этой цели и т.п., проводятся волпосевкомами в жизнь после обсуждения этих мероприятий волостными съездами сельских Советов и сельских комитетов по улучшению сельского хозяйства, с участием агрономов и инструкторов.
V. Крестьянские комитеты по улучшению сельского хозяйства (селькомы)
15. В целях наибольшего развития самодеятельности масс трудящегося крестьянства в работе по укреплению и развитию сельского хозяйства учреждаются при сельских Советах под председательством председателя сельского Совета крестьянские комитеты по улучшению сельского хозяйства, избираемые сельскими обществами.
В состав Сельского Комитета входят от 5 до 15 членов в зависимости от числа дворов в селении.
16. Для успешного проведения сельскохозяйственной кампании, селения разбиваются на группы дворов по числу членов сельского комитета. Каждая такая группа поручается члену сельского комитета для руководства работами по проведению плана обязательного засева и правильной обработки земли.
17. В задачи сельского комитета входит:
а) учет посевной площади, семян, рабочей силы, живого и мертвого инвентаря в каждом хозяйствующем дворе;
б) установление и представление на утверждение сельского Совета размера посева и площадей основных культур для каждого хозяйствующего двора во исполнение заданий волпосевкома;
в) проведение мероприятий по созданию семенного фонда, перераспределению и охране семян, по заданиям продовольственных органов;
г) проведение мобилизации рабочей силы, живого и мертвого инвентаря для обработки и засева земель семей красноармейцев и маломощных хозяев.
18. Сельские комитеты обязаны не менее одного раза в неделю давать отчет о своей работе сельским собраниям.
19. В целях наиболее успешного проведения в жизнь плана обязательного засева, сохранения семян и лучшей обработки земли, сельские комитеты подвергают на сельских собраниях обсуждению вопрос о порядке и способах осуществления этих мероприятий.
20. Сельские комитеты ответственны за выполнение плана обязательного посева в селениях и обязаны своевременной и полной отчетностью перед Волпосевкомами.
VI. Порядок избрания членов посевкома и сельскохозяйственных советов от крестьянских комитетов по улучшению сельского хозяйства
21. Волостной съезд крестьянских комитетов по улучшению сельского хозяйства, созываемый Волостным Исполнительным Комитетом немедленно вслед за их образованием, избирает:
а) одного представителя в волпосевком и кандидата к нему;
б) одного представителя в уездный сельскохозяйственный совет и кандидата к нему.
22. Представители волостных съездов сельских комитетов, избранные в уездный сельскохозяйственный совет, избирают на сессии уездного сельскохозяйственного совета:
а) одного представителя в упосевком и кандидата в нему;
б) одного представителя в губернский сельскохозяйственный совет и кандидата к нему.
23. Представители сельских комитетов, избранные в губернский сельскохозяйственный совет, избирают на сессии губернского сельскохозяйственного совета одного представителя в губпосевком и кандидата к нему.
VII. Сельскохозяйственные советы
24. Для предварительного рассмотрения намечаемых посевкомами мероприятий по улучшению сельского хозяйства и широкого использования местного агрономического и хозяйственного опыта, при губернских и уездных посевкомах учреждаются сельскохозяйственные советы.
VIII. Губернские сельскохозяйственные Советы
25. В состав губернских сельскохозяйственных советов входят:
а) председатель и члены губпосевкома;
б) представитель коллегии губернского земельного отдела;
в) два представителя губернского экономического совещания;
г) два представителя опытных учреждений губернии;
д) представитель губернского комитета по оказанию помощи красноармейским хозяйствам;
е) председатель губернского совета народного хозяйства или его заместитель;
ж) представитель губернского совета профессиональных союзов;
з) заведующий губернским комитетом по всеобщей трудовой повинности или его заместитель;
и) заведующий губернским статистическим бюро или его заместитель;
к) один представитель сельскохозяйственной кооперации;
л) один представитель Всероссийского союза работников земли;
м) по одному представителю от уездных съездов сельских комитетов по улучшению сельского хозяйства.
26. К предметам ведения губернского сельскохозяйственного совета относятся:
а) предварительное рассмотрение плана обязательного засева;
б) обсуждение общих мероприятий по улучшению обработки земли, а также мер по созданию семенного фонда и сохранению семян;
в) обсуждение мероприятий по укреплению и развитию сельского хозяйства в губернии, намечаемых губпосевкомом;
г) обсуждение результатов проводимых мероприятий и докладов о ходе сельскохозяйственной кампании.
27. Для предварительного рассмотрения плана обязательного засева (§ 7-й декрета), установления способов сохранения семян (§ 10-й декрета) и обсуждения правил относительно улучшенной обработки земли (§ 12 декрета), губпосевком созывает специальные расширенные сессии губернского сельскохозяйственного совета, с участием представителей упосевкомов, уездных продовольственных органов, уездных земельных отделов и агрономического персонала.
Примечание. В губерниях, где требуется особенно спешная выработка плана посева и мер по созданию семенного фонда, разрешается по указанию народного комиссариата земледелия созыв экстренных съездов представителей уездных исполнительных комитетов, уездных продовольственных органов, уездных земельных отделов и агрономического персонала для предварительного рассмотрения мер, перечисленных выше.
28. Сельскохозяйственный совет созывается губпосевкомом.
29. Совет может выделять из своей среды секции и комиссии.
30. Все вопросы в совете решаются простым большинством голосов.
31. Протоколы заседаний сельскохозяйственных советов обязательно отсылаются в народный комиссариат земледелия и губернский исполнительный комитет.
IX
32. Уездные сельскохозяйственные советы организуются и ведут свои работы в уездах на тех же основаниях, какие установлены для губернских советов.
X
33. В развитие настоящего Положения народный комиссариат земледелия издает инструкции и распоряжения.
34. Посевкомы образуются на местах немедленно по опубликовании настоящего Положения. Созыв губпосевкомов поручается находящимся на местах уполномоченным Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, в случае отсутствия таковых - председателям губернских исполнительных комитетов. Представители крестьянских комитетов по улучшению сельского хозяйства входят в состав посевкомов по мере избрания. Посевкомам в их временном составе поручается немедленно принять меры к проведению кампании выборов в сельские комитеты, созыва волостных и уездных съездов таковых, а также сессии губернского сельскохозяйственного совета.
Председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета
М. КАЛИНИН
Заместитель народного комиссара земледелия
В. ОБОЛЕНСКИЙ (ОСИНСКИЙ)
Секретарь Всероссийского центрального исполнительного комитета
А. ЕНУКИДЗЕ
[1] Принято ВЦИК.[2] Т.е. занятые поселениями.[3] Середа Семен Пафнутьевич (1871-1933) – политический деятель. В социал-демократическом движении с 1899, большевик с 1903. Депутат Учредительного собрания. С 1918 член ВЦИК. В апреле 1918 – феврале 1921 нарком земледелия. В августе – сентябре 1918 лично командовал продотрядом в Орловской губ. Один из инициаторов создания совхозов и трудовых коммун. В 1920-1923 член президиума, в 1923-1927 заместитель председателя ВСНХ, в 1927-1930 управляющий ЦСУ РСФСР, с 1930 заместитель председателя Госплана РСФСР.[4] Врангель Петр Николаевич, бар. (1878-1928) – военачальник, генерал-лейтенант (1918). Из аристократического рода, участник русско-японской (сотник) и I мировой войн (в 1914-1915 командовал эскадроном, в 1915-1917 полком, в 1917 в чине генерал-майора дивизией и корпусом). С 1918 в Добровольческой армии, командовал дивизией, корпусом, Кавказской армией (январь – ноябрь 1919). Взял Царицын. Возражал против неподготовленного наступления на Москву, вступил в конфликт с главнокомандующим Деникиным. В ноябре-декабре командующий Добровольческой армией, затем в отставке. После отставки Деникина военный совет избрал его преемником Врангеля. Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России (апрель – май) и Русской армией (май – ноябрь 1920), правитель Юга России. Был единственным руководителем белых, уделявшим важное внимание политическим вопросам. В частности, закрепил передачу б. помещичьих земель крестьянам, выступал за федерализацию России, пытался наладить взаимодействие с поляками и иными антибольшевистскими силами. Из-за крайнего неравенства сил потерпел поражение. Эмигрировал. Организатор и председатель (с 1921) Русского общевоинского союза.